РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Родной (русский) язык и литература
10 класс
Программа составлена в соответствии с программой А.И.Горшкова «Основы русской словесности (От слова к словесности)». 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2008, учебник: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. - М. 2009 г.
Пояснительная записка
I. Планируемые результаты
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому(родному) языку к концу учебного года:
Ученики должны знать:
Теоретические сведения об основах словесности
Роды, виды и жанры словесности
Роль выразительных средств языка в художественной речи
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
Требования к уровню подготовки учащихся
знать / понимать:
10 класс: К концу года обучения учащиеся должны:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся !Х класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому (родному) языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Предметными результатами освоения программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Основное содержание курса
Количество часов: 70
Количество часов в неделю: 2
№ раздела | Содержание | Кол-во часов |
1. | Введение, или что такое словесность? | 2 |
2 | Русский язык и разновидности его употребления | 9 |
3 | Стилистические возможности языковых средств | 19 |
4 | Формы и качества словесного выражения | 10 |
5 | Средства художественной изобразительности | 14 |
6 | Русское стихосложение | 11 |
7 | Повторение изученного | 5 |
| Итого | 70 |
Форма контрольной работы | Количество часов |
Контрольные работы по разделам | 4 |
Уроков развития речи (анализ текста) | 4 |
Всего часов | 8 |
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и литературе в 10 классе
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Наименование раздела программы, тема урока | Домашнее задание |
| | | 1 четверть – 16 часов | |
| | | Введение. Что такое словесность (2 часа) | |
1 | | | Введение. Что такое словесность | П.1-3, с.3-10 |
2 | | | Филология. Отечественные филологи. | П. 4 , с.11-19 |
| | | Русский язык и разновидности его употребления (9 часов) | |
3 | | | От древности к современности | П. 6-11 с. 22-29 |
4 | | | Строй и употребление языка | П.12-17 , с. 28-32 |
5 | | | Стиль как категория словесности | П. 18-19 , с. 33-34 |
6 | | | Разговорный и литературный язык | П. 20 , с 34-35 |
7 | | | Сфера употребления разговорного языка | П. 21 , с. 35 |
8 | | | Сфера употребления и характерные черты литературного языка | П. 24 , с. 37 |
9 | | | Разновидности разговорного языка | П. 25-35 , с. 38-44 |
10 | | | Разновидности литературного языка | П. 36-40 , с.35-50 |
11 | | | Контрольная работа по теме «Русский язык и разновидности его употребления» | П. 6-40-повторение изученного |
| | | Стилистические возможности языковых средств (19 часов) | |
12 | | | Понятие стилистических возможностей языковых средств | П.41 , с. 51 |
13 | | | Слова и устойчивые сочетания слов | С. 52 |
14 | | | Многозначность слова | П. 42-48 , с 53-64 |
15 | | | Заимствованные слова | П. 49 , с .65 |
16 | | | «Макаронический стиль» | П. 50-61 , с. 69-78 |
| | | 2 четверть (16 часов) | |
17 | | | Эмоционально-экспрессивно окрашенные слова | П. 61,- с. 79. |
18 | | | Фразеологизмы .Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально-экспрессивной окраске | П,62-63,с79-81. |
19 | | | Крылатые слова и выражения | П.64, с.82 |
20 | | | Формы слов и предложения | С.89 |
21 | | | Стилистические ресурсы грамматики | П.67, с .89 |
22 | | | Имя существительное | П.68, с.90 |
23 | | | Имя прилагательное | П.69, с 91 |
24 | | | Глагол | П.70, с 93 |
25 | | | Выразительные возможности глагола | П.71-73, с 98-100 |
26 | | | Предложение | П.74,с 100 |
27 | | | Типы предложений | П.75, с101-102 |
28 | | | Tипы связей частей сложного предложения | П.76, с 103-105 Анализ текста |
29 | | | Порядок слов | П.77 , с 105-107 |
30 | | | Контрольная работа по теме «Стилистические возможности языковых средств» | П.42 -77 |
| | | Формы и качества словесного выражения (10 часов) | |
31 | | | Понятие форм словесного выражения | П.78 с,108 |
32 | | | Выражение устное и письменное | П.79 ,с 109 |
| | | 3 четверть (20 часов) | |
33 | | | Выражение диалогическое и монологическое | П.80 ,с 110-112 |
34 | | | Выражение прозаическое и стихотворное | П.81 ,с 113-115 |
35 | | | Взаимодействие форм словесного выражения | П.82 ,с 115 |
36 | | | Повествование, описание, рассуждение и виды словесности | П.83-86, с 116-120 |
37 | | | Понятие положительных качеств словесного выражения | П.82, с 120 |
38 | | | Правильность, точность выражения | П.88-89, с 120-125 |
39 | | | Последовательность, чистота выражения | П.90-91, с 126-134 |
40 | | | Выразительность, богатство, уместность выражения | П.92-94, с 134-138 Анализ текста |
| | | Средства художественной изобразительности (14 часов) | |
41 | | | Словесные средства художественной изобразительности | С 140 |
42 | | | Виды словесных средств художественной изобразительности | П.96 ,с 141-149 |
43 | | | Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза | П.97 ,с 49 |
44 | | | Анотология и металогия | П.98, с. 150 |
45 | | | Тропы, метафора, метонимия, ирония, гипербола | П.99, с. 151 |
46 | | | Фигуры, анафора, антитеза. Градация. Оксюморон | П.100, с 159-173 |
47 | | | Звуковые средства художествен ной изобразительности | С 173 Анализ текста |
49 | | | Благозвучие | П.101, с 174 |
50 | | | Звукоподражание. Звуковой символизм, словесная инструментовка | П.102,с 175-176 |
51 | | | Контрольная работа по теме « Средства художественной изобразительности» | П.95-104 |
52 | | | | Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись | П.103, с 177-181 |
| | | | Словесно-звуковые средства художественной изобразительности | П.105,с 185 |
| | | | 4 четверть (16 часов) | |
53 | | | Ритм и интонация в прозе | П.104,с 182-184 |
54 | | | Народная этимология, поэтическая этимология, обновление значения слова, каламбур | П.105, с 186-187 |
| | | Русское стихосложение (11 часов) | |
55 | | | Система стихосложения | П.106 ,с 189 |
56 | | | Русский народный стих | П.107,с 190-193 |
57 | | | Силлабическое стихосложение | П.108, с 193 |
58 | | | Силлабо-тоническое стихосложение | П.109, с 193 |
59 | | | Стопа, двусложные и трёхсложные стопы | П.109, с 194 |
60 | | | Размер стиха | П.109,с 195 |
61 | | | Вольный стих и его особенности | П.109 , с 196 |
62 | | | Рифма и её разновидности | П.110, с 202 |
63 | | | Строфа и её разновидности | П.111, с 211-213 Анализ текста |
64 | | | Астрофические стихи | П.111, с 213-216 |
65 | | | Акцентный стих и свободный стих | П.112 ,с 216-220 |
| | | Повторение (5 часов) | |
66 | | | Путь от слова к словесности | П.1-5 |
67 | | | Материал словесности | Повторение изученного |
68 | | | Средства художественной изобразительности. Контрольная работа | Повторение изученного |
69 | | | Русское стихосложение | Повторение изученного |
70 | | | Размышление о значении языка | Повторение изученного |
9