СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе составлена в соответствии с программой А.И.Горшкова «Основы русской словесности (От слова к словесности)». 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2008, учебник: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. - М. 2009 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному (русскому) языку и литературе 10 класс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родной (русский) язык и литература

10 класс

Программа составлена в соответствии с программой А.И.Горшкова «Основы русской словесности (От слова к словесности)». 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2008, учебник: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. - М. 2009 г.



Пояснительная записка

I. Планируемые результаты

Основные требования к уровню подготовки обучающихся по русскому(родному) языку к концу учебного года:

Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности

  • Роды, виды и жанры словесности

  • Роль выразительных средств языка в художественной речи

  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение

  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Требования к уровню подготовки учащихся

знать / понимать:

10 класс: К концу года обучения учащиеся должны:

 связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

 использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

 использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

 самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся !Х класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому (родному) языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Предметными результатами освоения программы по русскому(родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь; научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры разных стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи; текст, типы текста; основные единицы языка и их признаки, особенности употребления в речи;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  7. проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую культуру речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. Основное содержание курса

Количество часов: 70

Количество часов в неделю: 2

№ раздела

Содержание

Кол-во часов

1.

Введение, или что такое словесность?

2

2

Русский язык и разновидности его употребления

9

3

Стилистические возможности языковых средств

19

4

Формы и качества словесного выражения

10

5

Средства художественной изобразительности

14

6

Русское стихосложение

11

7

Повторение изученного

5


Итого

70


Форма контрольной работы

Количество часов

Контрольные работы по разделам

4

Уроков развития речи (анализ текста)

4

Всего часов

8

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и литературе в 10 классе


урока

Дата по плану

Дата по факту

Наименование раздела программы, тема урока

Домашнее задание




1 четверть – 16 часов





Введение. Что такое словесность (2 часа)


1



Введение. Что такое словесность

П.1-3, с.3-10

2



Филология. Отечественные филологи.

П. 4 , с.11-19




Русский язык и разновидности его употребления (9 часов)


3



От древности к современности

П. 6-11 с. 22-29

4



Строй и употребление языка

П.12-17 , с. 28-32

5



Стиль как категория словесности

П. 18-19 , с. 33-34

6



Разговорный и литературный язык

П. 20 , с 34-35

7



Сфера употребления разговорного языка

П. 21 , с. 35

8



Сфера употребления и характерные черты литературного языка

П. 24 , с. 37

9



Разновидности разговорного языка

П. 25-35 , с. 38-44

10



Разновидности литературного языка

П. 36-40 , с.35-50

11



Контрольная работа по теме «Русский язык и разновидности его употребления»

П. 6-40-повторение изученного




Стилистические возможности языковых средств (19 часов)


12



Понятие стилистических возможностей языковых средств

П.41 , с. 51

13



Слова и устойчивые сочетания слов

С. 52

14



Многозначность слова

П. 42-48 , с 53-64

15



Заимствованные слова

П. 49 , с .65

16



«Макаронический стиль»

П. 50-61 , с. 69-78




2 четверть (16 часов)


17



Эмоционально-экспрессивно окрашенные слова

П. 61,- с. 79.

18



Фразеологизмы .Группы фразеологизмов по сферам употребления и эмоционально-­экспрессивной окраске

П,62-63,с79-81.

19



Крылатые слова и выражения

П.64, с.82

20



Формы слов и предложения

С.89

21



Стилистические ресурсы грамматики

П.67, с .89

22



Имя существительное

П.68, с.90

23



Имя прилагательное

П.69, с 91

24



Глагол

П.70, с 93

25



Выразительные возможности глагола

П.71-73, с 98-100

26



Предложение

П.74,с 100

27



Типы предложений

П.75, с101-102

28



Tипы связей частей сложного предложения

П.76, с 103-105 Анализ текста

29



Порядок слов

П.77 , с 105-107

30



Контрольная работа по теме «Стилистические возможности языковых средств»

П.42 -77




Формы и качества словесного выражения (10 часов)


31



Понятие форм словесного выражения

П.78 с,108

32



Выражение устное и письменное

П.79 ,с 109




3 четверть (20 часов)


33



Выражение диалогическое и монологическое

П.80 ,с 110-112

34



Выражение прозаическое и стихотворное

П.81 ,с 113-115

35



Взаимодействие форм словесного выражения

П.82 ,с 115

36



Повествование, описание, рассуждение и виды словесности

П.83-86, с 116-120

37



Понятие положительных качеств словесного выражения

П.82, с 120

38



Правильность, точность выражения

П.88-89, с 120-125

39



Последовательность, чистота выражения

П.90-91, с 126-134

40



Выразительность, богатство, уместность выражения

П.92-94, с 134-138 Анализ текста




Средства художественной изобразительности (14 часов)


41



Словесные средства художественной изобразительности

С 140

42



Виды словесных средств художественной изобразительности

П.96 ,с 141-149

43



Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза

П.97 ,с 49

44



Анотология и металогия

П.98, с. 150

45



Тропы, метафора, метонимия, ирония, гипербола

П.99, с. 151

46



Фигуры, анафора, антитеза. Градация. Оксюморон

П.100, с 159-173

47



Звуковые средства художествен ной изобразительности

С 173 Анализ текста

49



Благозвучие

П.101, с 174

50



Звукоподражание. Звуковой символизм, словесная инструментовка

П.102,с 175-176

51



Контрольная работа по теме « Средства художественной изобразительности»

П.95-104

52




Средства словесной инструментовки: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись

П.103, с 177-181





Словесно-звуковые средства художественной изобразительности

П.105,с 185





4 четверть (16 часов)


53



Ритм и интонация в прозе

П.104,с 182-184

54



Народная этимология, поэтическая этимология, обновление значения слова, каламбур

П.105, с 186-187




Русское стихосложение (11 часов)


55



Система стихосложения

П.106 ,с 189

56



Русский народный стих

П.107,с 190-193

57



Силлабическое стихосложение

П.108, с 193

58



Силлабо-тоническое стихосложение

П.109, с 193

59



Стопа, двусложные и трёхсложные стопы

П.109, с 194

60



Размер стиха

П.109,с 195

61



Вольный стих и его особенности

П.109 , с 196

62



Рифма и её разновидности

П.110, с 202

63



Строфа и её разновидности

П.111, с 211-213 Анализ текста

64



Астрофические стихи

П.111, с 213-216

65



Акцентный стих и свободный стих

П.112 ,с 216-220




Повторение (5 часов)


66



Путь от слова к словесности

П.1-5

67



Материал словесности

Повторение изученного

68



Средства художественной изобразительности. Контрольная работа

Повторение изученного

69



Русское стихосложение

Повторение изученного

70



Размышление о значении языка

Повторение изученного


9