Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 1 – 4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);
3.Приказа от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4.Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;
5.Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №905 от 29 апреля 2015г.);
6. Учебный план МБОУ «Центр образования №76» на 2018-2019 учебный год (приказ от 31.08.2018г. № 423).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Планируемые предметные результаты освоения с учетом общих требований Стандарта и специфики учебного предмета «Родной (татарский) язык» должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:
овладение первоначальными знаниями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства народов Российской Федерации;
осознание языка как значимой части национальной культуры, как средства общения между разными народами;
воспитание позитивного отношения к овладению литературными нормами устной и письменной речи;
овладение орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами татарского языка, первоначальными сведениями о татарском речевом этикете, умение выборочного использования языкового материала, необходимого для коммуникации в объеме изученного программного материала;
использование полученных знаний по татарскому языку в познавательной и коммуникативной деятельности при различных жизненных ситуациях (в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях).
В результате усвоения татарского языка учащиеся осознают язык как средство коммуникации, как национально-культурный феномен. К концу 4-го класса они воспринимают владение нормами устной и письменной речи по родному языку как показатель развития общей культуры человека.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК»
Материал учебного предмета «Родной (татарский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (1-4 классы) структурирован в соответствии с видами речевой деятельности и следующими разделами языкознания: фонетика и орфография, лексикология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи.
Аудирование.
Понимание содержания прослушанного текста, ответы на вопросы по его содержанию, проведение беседы с целью определения основной мысли текста.
Говорение.
Использование изученных языковых единиц с учетом речевой ситуации. Составление диалогической и монологической речи с соблюдением орфоэпических и интонационных норм родного языка. Использование образцов татарского речевого этикета по различным темам в учебном процессе и во внеклассных мероприятиях.
Чтение.
Понимание содержания прочитанного текста с соблюдением орфоэпических норм, определением логического ударения. Определение темы и основной мысли текста.
Письмо.
Формирование навыков письма букв, звукосочетаний, слогов, слов и предложений. Письмо под диктовку и переписывание текста на изученное правило. Составление небольшого письменного текста на основе просмотренной картины (рисунка) или видеозаписи, с привлечением увиденного (услышанного) материала.
Фонетика.
Звуки речи. Выделение отдельных гласных и согласных из прослушанного слова. Определение количества и последовательности букв и звуков. Сравнение слов, отделяющихся друг от друга одним или несколькими буквами (звуками).
Определение гласных и согласных, твердых и мягких, ударных и безударных, звонких и глухих согласных.
Слог. Деление слова на слоги. Определение ударного слога.
Графика.
Понятие о буквах и звуках. Гласные и согласные звуки. Мягкие и твердые гласные и их буквенные обозначения. Сравнение мягкого и твердого произношения слов. Значение гласных в твердом и мягком произношении слов. Буквы е, ë, ю, я. Твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
Чтение.
Формирование послоговое, беглое чтение с соблюдением произносительных норм. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с соблюдением нужной интонации и паузы в соответствии с проставленными знаками препинания. Осознанное и выразительное чтение небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Письмо.
Выполнение гигиенических норм при письме. Овладение быстрыми и ритмичными движениями руки и пальцев при письме. Правописание строчных и заглавных букв. Письмо под диктовку слов и предложений, у которых не расходятся произношение и правописание. Осознание необходимости соблюдения при письме таких графических средств, как интервал между словами, проставление знака переноса между ними.
Слово и предложение.
Лексическое значение слова. Выделение слова из предложения. Наблюдение над порядком расположения слов в предложении. Изменение порядка слов в предложении.
Орфография. Ознакомление с правилами орфографии:
• раздельное написание слов;
• написание букв о и ө в первом слоге татарских слов;
• заглавная буква в начале предложения, знаки препинания – точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
• деление слов на слоги, перенос слов по слогам.
Развитие речи. Понимание содержания прочитанного или прослушанного текста. Составление небольших текстов с использованием сюжетных картин, на основе личных наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия.
Определение гласных и согласных звуков. Выделение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Характеристика звуков: гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой. Деление на слоги. Произношение звуков и звукосочетаний с соблюдением орфоэпических норм современного литературного языка. Элементы фонетического анализа.
Графика.
Звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Употребление разделительных знаков (ъ и ь). Соотношение звуков и букв в словах с е, ë, ю, я. Интервал между словами, знак переноса. Знание татарского алфавита. Использование алфавита при работе со справочной литературой.
Лексика.
Слово как единство произносимого и значимого. Определение семантики слова по толковому словарю. Наблюдения над однозначными и многозначными словами, над употреблением речи синонимов и антонимов.
Состав слова.
Понятие об однокоренных словах, их отличия от синонимов и омонимов. Определение корня слова и аффикса. Понятие о словообразовательных аффиксах. Выполнение упражнений с элементами словообразовательного анализа.
Морфология.
Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение и употребление в речи. Вопросы имен существительных. Определение имен существительных, отвечающих на вопросы кем? нәрсә? Собственные и нарицательные имена. Формы единственного и множественного числа. Названия и вопросы падежей. Склонение имен существительных. Имена с аффиксами притяжательности. Выполнение упражнений на морфологический анализ существительных.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи. Вопросы прилагательных, выражение различных признаков предметов. Степени сравнений имен прилагательных. Выполнение упражнений на морфологический анализ имен прилагательных.
Местоимения. Понятие о местоимениях. Личные местоимения: значение, употребление в речи, формы единственного и множественного числа, склонение личных местоимений.
Глагол. Значение глагола и употребление в речи. Определение глаголов, отвечающих на вопросы нишли? (что делает?), нишләде? (что делал?), нишләр? (что будет делать?). Спряжение глаголов. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени. Утвердительная и отрицательная формы глаголов. Выполнение упражнений на морфологический анализ глаголов.
Наречие. Его значение, вопросы, употребление в речи.
Послелоги, их значение в речи.
Частицы да, дә, та, тә, гына, генә, кына, кенә, ук, үк, ич, бит. Правописание частиц.
Синтаксис.
Выделение слов, словосочетаний и предложений. Разные по цели высказывания предложения, знаки препинаний при них. Чтение различных коммуникативных предложений с соответствующей интонацией.
Понятие о главных членах предложения. Определение связи слов в словосочетаниях и предложениях с помощью наводящих вопросов.
Определение предложений с однородными членами с союзами һәм, ә, ләкин. Составление собственных предложений с союзами и без них с интонацией перечисления.
Определение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Формирование орфографической зоркости, уместное использование правил правописания:
правописание букв о, ө, э;
правописание букв, обозначающих согласные звуки;
перенос слов;
заглавные буквы в начале предложения и в именах собственных;
разделительные знаки (ъ, ь);
твердые согласные [гъ], [къ];
обозначение в письме звука гамза - һәмзә [ ’ ];
знаки препинания в конце предложения;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Выражение своего мнения с учетом ситуации, цели и адресата общения. Аргументированное выражение своего мнения. Овладение основными элементами проведения беседы: вводное слово, поддержание темы и ее продолжение, привлечение внимания собеседника и т.д. Усвоение норм татарского речевого этикета в процессе повседневной учебной деятельности и во внеклассных мероприятиях: приветствие, прощание, извинение, благодарение, обращение с просьбой и др. Особенности татарского речевого этикета при общении с собеседником, уровень владения которого не всегда соответствует требованиям программы. Составление собственных речевых (монологических) высказываний описательного или оценочного характера.
Текст.
Понятие о тексте. Семантическое единство предложений в тексте. Озаглавление текста. Последовательность составляющих текста. Абзац. Составление плана по содержанию текста. Составление текста по предложенному плану. Особенности описательного, повествовательного текста.
Особенности составления письменных текстов с учетом пунктуальности, правдивости, выразительности описываемых событий (фактов).
Ознакомление с различными видами изложений и сочинений (без заучивания правил): изложение на основе полного или частичного использования предложенного текста, изложение с элементами сочинения, повествовательно-описательное сочинение и др.
1 класс
Предварительный устный курс
Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв.
Букварный период
Составление слогов, слов, словосочетаний. Формирование навыков составления предложений. Деление на слоги.
Ознакомление с согласными звуками [б], [п], [д], [т], [ж],[ш], [з], [с], [и], [й], [л], [м], [н], [р], [у], [ф], [ц], [щ].
Специфика произношения звуков [а], [о], [э], [w], [гъ], [къ], [х], [ч], [ы] и обозначение их на письме.
Чтение слов, словосочетаний и предложений со звуками [ә], [ө], [ү], [җ], [ң], [һ].
Татарский язык
Речь.
Устная и письменная речь. Этика общения.
Слово и слог.
Деление слова на слоги. Произношение и правописание слогов и слов.
Звуки и буквы.
Алфавит. Слова с заглавной буквой.
Гласные звуки, их классификация. Перенос слов. Ударение.
Согласные звуки, их классификация.
Слова, выражающие предмет, его действие и признак.
От слова к предложению.
Понятие о знаках препинаний в конце предложений. Понятие о главных членах предложения. Составление предложений, связь между словами.
Развитие связной речи.
2 класс
Звуки и буквы
Гласные звуки. Сингармонизм. Правописание букв, обозначающих гласные звуки.
Гласные [а], [э], [о], [ө], [ы] в татарском и русском языках. Буквы я, ю, е и правописание слов с ними.
Согласные звонкие и глухие. Произношение согласных [w], [гъ], [къ], [х], [ч]; [җ], [ң], [һ].
Правописание и произношение слов с буквами ц, щ, ъ, ь.
Словарные и объяснительные диктанты.
Слово.
Слог. Понятие о словесном ударении.
Корень слова.
Морфология.
Имя существительное.
Правописание собственных имен. Формы единственного и множественного числа. Правописание аффиксов множественного числа, сопоставление их с русским языком.
Глагол.
Понятие о временах глагола. Сопоставление с русским языком.
Имя прилагательное.
Употребление прилагательных в речи. Особенности прилагательных в татарском и русском языках.
Синтаксис.
Составление словосочетаний и предложений. Порядок слов (главных членов) в предложении, сопоставление с русским языком.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
3 класс
Слово
Слово единство произносимого и семантического. Прямое и переносное значение слова. Синонимы, омонимы и антонимы.
Ознакомление со словарями, формирование умение работать с ними. Словарные диктанты.
Состав слова и словообразование.
Корень и аффикс. Производные слова. Однокоренные слова. Особенности присоединения аффиксов в татарском и русском языках. Сложные и парные слова.
Морфология.
Нарицательные и собственные имена существительные. Склонение имен. Особенности склонения имен существительных на носовые согласные.
Прилагательные.
Синонимы и антонимы. Употребление прилагательных в предложении. Особенности синтаксической связи между прилагательным и существительным в татарском языке.
Имя числительное, его значение, вопросы. Особенности синтаксической связи между числительным и существительным в татарском языке
Местоимение.
Склонение личных местоимений. Понятие о вопросительных местоимениях.
Глагол.
Спряжение глаголов изъявительного наклонения. Сопоставление с временными и личными формами глаголов татарского и русского языков.
Синтаксис.
Составление словосочетаний и предложений с использованием изученных частей речи.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, повелительные, восклицательные. Определение главных членов предложения.
Понятие об определении. Особенности синтаксической связи между определением и определяемым словом в татарском языке.
Порядок слов (подлежащего и сказуемого, определения и определяемого слова) в татарском языке.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
4 класс
Морфология.
Имя существительное. Склонение существительных на звонкие, глухие и носовые согласные.
Имя прилагательное. Степени сравнения прилагательных.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Особенности употребления существительных при числительных в татарском языке.
Местоимение. Указательные местоимения.
Глагол. Прошедшее и будущее время, спряжение глаголов изъявительного наклонения.
Синтаксис.
Словосочетание и предложение в татарском и русском языках, порядок слов в них.
Главные члены предложения. Выражения подлежащего существительными и личными местоимениями.
Выражение сказуемого глаголами изъявительного наклонения и прилагательными.
Второстепенные члены предложения. Выражение определения прилагательными и порядковыми числительными.
Понятие о дополнениях.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Обобщенное повторение за год.
Развитие связной речи.
Описание места учебного предмета «Родной (татарский) язык» в учебном плане
По учебному плану на изучение татарского языка отводится 0,5 часов в неделю – 17 часов в год в каждом классе. Всего 135 часов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Основные темы программы | Основные виды учебной деятельности |
| 1 класс |
Предварительный устный курс | Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. |
Букварный период. | Анализ буквенного состава слов. Сравнение заглавных и строчных букв. Сравнение написанных букв с предложенным учителем образцом. Закрашивание тех частей рисунка, в которых имеется изучаемая буква. Списывание с печатного и письменного текста слова и небольших предложений. Списывание слов, предложений в соответствии с изучаемой темой. |
Татарский язык. Речь. | Понимание случаев использования устной и письменной речи; обсуждение возможностей аудио-, видеотехники записывание и воспроизведение речи; наблюдение за словарными словами; запоминание правильного произношения слов. |
Слово и слог. | Перенос слов по слогам. Классификация слов по количеству слогов. Деление слов на слоги и определение их количества. Нахождение и исправление ошибок, допущенные при делении слов на слоги. |
Звуки и буквы. | Классификация звуков татарского языка. |
От слова к предложению. | Сравнение предложения, словосочетания, слова; описывание их сходства и различия. Анализ предложения с нарушенным порядком слов; нахождение в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений; наблюдение за распространением предложений. |
Развитие связной речи. | Соотношение текста и заголовки, выбор наиболее подходящего заголовка из предложенных. Определение границ предложений, выбор знака препинания в конце предложений. Составление устного рассказа с опорными словами, с опорой на рисунок. Определение значения слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя. |
| 2 класс |
Звуки и буквы. | Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов. Нахождение в слове согласных. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок. Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов. Различие звуков и букв, определение места, где могут пригодиться знания об алфавите, называя правильно буквы и располагая их в алфавитном порядке. Оценка своих достижений при выполнении заданий. |
Слово. | Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе. Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения. Отличие текста от других записей по его признакам, определение темы и главной мысли текста. |
Морфология. Имя существительное. | Группировка слов по частям речи. Нахождение основания для классификации имен существительных, имен прилагательных, глаголов Знание употребления существительных в речи. Умение опознавать имена собственные и нарицательные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам. |
Глагол. | Употребление глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?» |
Имя прилагательное. | Определение значения и умение употреблять имена прилагательные в речи. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»? |
Синтаксис. | Отличие группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложения в деформированном тексте, выбор знака препинания для обозначения конца предложения. Обоснование выбора знака препинания в конце предложения. Нахождение главных членов предложения. |
Развитие связной речи. | Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием: подробно или выборочно |
| 3 класс |
Слово. | Различение слова и предложения. Овладение с понятиями «прямое и переносное значение слова»; «синонимы, антонимы, омонимы». Ознакомление со словарями. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. |
Состав слова и словообразование. | Овладение понятием «однокоренные слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Выделение в словах с четким морфемным швом корня, суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу. |
Морфология. Имя существительное. | Формы единственного и множественного числа имен существительных. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
Имя прилагательное. | Употребление прилагательных в речи. Формы степеней сравнения имен прилагательных. |
Имя числительное. | Употребление количественных имен числительных в речи. |
Местоимение. | Общее представление о местоимении. Изменение местоимений по падежам. Употребление личных местоимений в речи. |
Глагол. | Значение и употребление глаголов в речи. Изменение глаголов по временам. |
Синтаксис. | Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении. |
Развитие связной речи. | Овладение основными видами речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами татарского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового. Работа над текстом: оглавление, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. |
| 4 класс |
Морфология. Имя существительное. | Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Имена существительные с аффиксами принадлежности. Различение значения форм принадлежности существительных. Морфологический разбор имён существительных. |
Имя прилагательное. | Значение и употребление в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. |
Имя числительное. | Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных. Морфологический разбор имен числительных. |
Местоимение. | Значение и употребление в речи. Личные и вопросительные местоимения. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений. |
Глагол. | Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфологический разбор глаголов. |
Синтаксис. | Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; знаки препинания при них. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Различение простых и сложных предложений. |
Развитие связной речи. | Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими татарским языком. Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. |
Примерное количество письменных, тестовых и проектных работ
(по годам обучения)
Татарский язык | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Словарный диктант | - | 1 | 1 | 1 |
Контрольный диктант | - | 2 | 2 | 2 |
Изложение | - | - | 1 | 1 |
Сочинение | - | - | 1 | 1 |
Тестирование | - | - | - | - |
Проекты | - | - | - | - |
Всего | | 3 | 5 | 5 |
Тематический план
1 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Слог, слово, предложение | 2 |
2 | Гласные буквы | 4 |
3 | Согласные буквы | 11 |
| Итого | 17 |
Тематический план
2 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Алфавит | 3 |
2 | Слог | 1 |
3 | Ударение | 1 |
4 | Антонимы. Синонимы. Омонимы | 1 |
5 | Части речи | 8 |
6 | Развитие речи | 3 |
| Итого | 17 |
Тематический план
3 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Слово. Корень слова | 1 |
2 | Части речи | 10 |
3 | Предложение | 3 |
4 | Развитие речи | 3 |
| Итого | 17 |
Тематический план
4 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Звуки и буквы татарского языка | 1 |
2 | Сложные слова и их правописание | 1 |
3 | Части речи | 9 |
4 | Предложение и словосочетание | 3 |
5 | Развитие речи | 3 |
| | |
| Итого | 17 |
17