Рабочая программа по родному языку для 4 класса разработана на основе примерной программы учебного предмета «Родной язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке. 1-4 классы. Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова, Г.Р.Шакирова. Казань, 2017г.
Учебник: «Родной язык» 4 класс в 2частях. Ф.Ф.Харисов, Ч.М.Харисова и др. Казань. «Мэгариф - Вакыт», 2018г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
3.Основная образовательная программа начального общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа»;
4.Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
5. Учебный план МКОО «Старомостякская средняя школа» на 2019-2020 учебный год.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования предмет «Родной язык» изучается с 1 по 4 классы и относится к учебной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В соответствии с учебным планом школы, уроки родного языка в 4 классе рассчитаны на 0,5 часов в неделю и проводятся один раз в 2 недели. Следовательно, общее количество часов в год составило – 18 часов.
1. Планируемые результаты изучения курса «Родной язык». 4 класс
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
8) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах родного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре родного языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
К концу 4 класса обучающиеся научатся находить:
-признаки простого и сложного предложения;
-признаки главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) и второстепенных (без употребления терминов);
-признаки однородных членов предложения;
-лексико-грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, личных местоимений, глаголов;
Обучающиеся научатся различать и сравнивать:
простое и сложное предложение;
главные и второстепенные члены предложения;
лексика – грамматические признаки изученных частей речи;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- производить синтаксический разбор предложения;
- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;
- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, поздравление;
-безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в 1-4 классах
Требования к уровню подготовки выпускника.
• анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
• различать произношение и написание слов;
• находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
• без ошибок списывать несложный текст объемом 60-80 слов;
• создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
• соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 45-50 слов);
•грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (45-50слов), включающий изученные и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи, их грамматические признаки, изменять имена существительные по числам;
• склонять в единственном числе имена существительные;изменять глагол по временам (простые случаи);
распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и
второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; интонационно правильно произносить предложения;
писать изложения в 50 - 65 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
определять тему и основную мысль текста;
делить текст на части, соблюдать красную строку;
2.Содержание учебного предмета
Повторение.
Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы.
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне слова и ударным гласным после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий (ь) знак. Упражнение в правописании слов с мягким (ь) знаком и другими изученными орфограммами. Перенос слов.
Части речи. Общее представление о частях речи.
Имя существительное
Понятие об имени существительном как части речи (его значение, вопросы). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные. Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа: единственного (молоко, творог), множественного (ножницы, шахматы).
Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении). Ознакомление с признаками имен существительных, употребляемых в каждом из падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном, предложном). Упражнение в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Начальная форма имени существительного.
Роль имен существительных в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Имя прилагательное
Понятие об имени прилагательном как части речи (значение, вопросы). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над употреблением имен прилагательных в описательном тексте (художественном и научном). Упражнение в распознавании и в правописании имен прилагательных. Общее представление о сложных именах прилагательных (светло-синий, ярко-красный) и их написании.
Число имен прилагательных (единственное, множественное), изменение имен прилагательных по числам при сочетании с именем существительным.
Роль имен прилагательных в предложении (второстепенный член предложения).
Имя числительное
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимение
Личные местоимения (значение, вопросы). Роль местоимений в речи. Лицо и число личных местоимений. Наблюдение над употреблением местоимений в тексте. Роль местоимений в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).
Глагол -
Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы). Начальная (неопределенная) форма глагола. Роль глаголов в речи. Число глаголов (единственное, множественное), изменение глаголов по числам.
Времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Упражнение в определении времени глаголов и в изменении глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Частица не. Правописание глаголов с частицей не.
Роль глаголов в предложении (сказуемое).
Предложение
Предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Восклицательные предложения. Упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации. Обращение (общее представление).
Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). Распространенные и нераспространенныепредложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Упражнение в построении словосочетаний, в вычленении словосочетаний из предложения. Разбор предложения по членам предложения.
Простое и сложное предложения (общее представление). Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. Обобщение знаний о предложении.
Повторение изученного за год .
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Повторение | 5 |
2 | Части речи | 8 |
3 | Члены предложения | 5 |
| Итого | 18 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Название раздела | Тема урока | Количество часов | Примечание |
1 | 04.09 | | | Повторение. Алфавит. Звуки ибуквы | 1 | |
2 | 18.09 | | | Гласные и согласные звуки. Характерные звуки татарского языка. Ударение. | 1 | |
3 | 02.10 | | | Словари. Корень и суффикс | 1 | |
4 | 16.10 | | | Диктант | 1 | |
5 | 06.11 | | | Повторение по темам «Синтаксис» и «Морфология». | 1 | |
6 | 20.11 | | | Части речи Имя существительное. Склонение имен существительных. | 1 | |
7 | 04.12 | | | Имя прилагательное | 1 | |
8 | 18.12 | | | Диктант | 1 | |
9 | 15.01 | | | Имя числительное | 1 | |
10 | 29.01 | | | Количественные и порядковые числительные | 1 | |
11 | 12.02 | | | Местоимение | 1 | |
12 | 26.02 | | | Глагол. Изменение глаголов по временам | 1 | |
13 | 11.03 | | | Диктант | 1 | |
14 | 01.04 | | | Члены предложения Подлежащее. Сказуемое | 1 | |
15 | 15.04 | | | Второстепенные члены предложение | 1 | |
16 17 | 29.04 13.05 | | | Однородные члены предложения | 2 | |
18 | 27.05 | | | Итоговый контрольный диктант | 1 | |
Лист коррекции
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
20