СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русской литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русской литературе 9 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса разработана на основании нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”

3. Приказ Министерства просвещения РФ №568 от 18.07.2022 г « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2022 г ». 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115.

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370

"Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"

6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов обитания» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.01.2021 №2 (далее-СанПиН 1.2.3685-21).

7. ООП ООО МАОУ «Талецкая СОШ» (приказ от 01.09.2023 г)

8. Устав МАОУ «Талецкая СОШ»

9. В соответствии с программой воспитания МАОУ «Талецкая СОШ»


Согласно учебному плану на изучение литературы в 9 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).


Цели курса

Результаты освоения рабочей программы по русской литературе для основного общего образования достигаются единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

  1. Планируемые результаты


Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении литературы в основной школе, являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности

и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и

сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении литературы в основной школе, являются:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения литературы в основной школе отражают:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

3.Содержание учебного предмета


п/п

Разделы

Формы учёта рабочей программы воспитания

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».



Лингвистическая игра

2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.



3

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

 «Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).

 Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).

 Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция вне сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.




Конференция

4

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).



5

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви.





Аукцион

4.Тематическое планирование


урока

Тема урока

Кол-во

часов

 1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

 2-3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника.


2

Литература XVIII века – 6 часов

 4

 

Общая характеристика русской литературы 18 века.

М.В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения.

1

 5

Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

1

 6

 

Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р.Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

1

 7

 

«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.


1

 8

Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

1



 9

Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание Н.Карамзина к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Русская литература XIX века – 41 час (33+7 развития речи +1контрольная работа )

 10

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое».


1

11


«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

1

12

 «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.

1

13

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

1

14

Комедия «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии.

1

 15

Фамусовская Москва в комедии. Обучение анализу монолога

1


16

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

17

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

1

18

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Домашнее сочинение по комедии «Горе от ума».

1



19

А.С. Пушкин: жизнь и творчество (урок -лекция). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

1


20

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина.

1


21

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…».

1


22

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Я памятник воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

1


23

Р.р Обучение анализу лирического стихотворения.

1


24

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа.

1


25

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1



26

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1


27

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинская эпоха в романе.

1


28

Контрольная работа за 1 полугодие

1


29

Р. р. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1


30

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике



1


31

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».

1



32

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

1


33

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России и ее своеобразие. «Родина

1


34

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

1


35

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

1


36

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1



37

Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина.

1


38

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия и роман в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

1


39

Р. р Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1


40

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Мертвые души». Обзор содержания.

1


41

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

1



42

Образ города в поэме.

1


43

Образ Чичикова. Чичиков как новый герой и как антигерой.


1


44

Р.р Классное сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1


45

А.Н. Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета.

1



46

Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

1


47

Личность Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия «Юность». Обзор содержания.

1


48

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.

1


49

Р. р. Подготовка и написание сочинения-ответа на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?

1


50

И.А. Бунин «Темные аллеи»

1


Русская литература XXвека-14часов(13 +1контрольная работа )


51

«Серебряный век» русской поэзии. А.А. Блок. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. «О доблестях, о подвиге, о славе…».



52

Тема Родины в лирике Есенина.

1


53

Любовная лирика Есенина


1


54

В.В.Маяковский. «Послушайте!» и другие стихотворения. Новаторство поэзии Маяковского.


1


55

М.А. Булгаков ,,Собачье сердце» как социально-философская сатира на человеческое общество»



56

М.И. Цветаева. Особенности поэтики Цветаевой.

1


57

А.А. Ахматова Трагические интонации в любовной лирике.

1


58

Н.А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1


59

М.А. Шолохов «Судьба человека». Смысл названия рассказа

1


60

Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1


61

А.Т. Твардовский. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом…»

1


62

А.И. Солженицын «Матренин двор»

1


63

Образ праведницы. Трагизм судьбы героини

1


64

Жизненная основа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).

1



Зарубежная литература- 4часа


65

Античная лирика. Катулл. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».

1


66

Резервный урок Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты).

1


67

Резервный урок У.Шекспир. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. образ мировой литературы.

1


68

Резервный урок И.В.Гете. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.

1