ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения;
объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4-6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать
содержащуюся в тексте информацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей;
уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольны е работы | Практические работы |
1 | Общие сведения о языке | 1 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
2 | Фонетика и графика | 2 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
3 | Лексика | 5 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
4 | Состав слова | 5 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
5 | Морфология | 43 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
6 | Синтаксис | 16 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
7 | Орфография и пунктуация | 50 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
8 | Развитие речи | 30 | 0 | 0 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411da6 |
Резервное время | 18 | 8 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 8 | 0 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучени я | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Русский язык как язык межнационального общения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 |
2 | Характеристика звуков русского языка | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a |
3 | Соотношение звукового и буквенного состава слов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4 |
4 | Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и антонимов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818 |
5 | Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250646 |
6 | Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a |
7 | Учимся понимать фразеологизмы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
8 | Учимся использовать фразеологизмы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
9 | Повторяем состав слова | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10 |
10 | Основа слова | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa |
11 | Неизменяемые слова: состав слова | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc |
12 | Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи | 1 | | | | |
13 | Отрабатываем разбор слова по составу | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8445a70 |
14 | Имена существительные 1, 2, 3го склонения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12 |
15 | Падежные окончания имён существительных 1 склонения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
16 | Падежные окончания имён существительных 2 склонения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
17 | Падежные окончания имён существительных 3 склонения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
18 | Особенности падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
19 | Особенности падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800 |
20 | Несклоняемые имена существительные | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4 |
21 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10 |
22 | Имя прилагательное. Значение и употребление имён прилагательных | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276 |
23 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437fb0 |
24 | Склонение имён прилагательных | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818 |
25 | Особенности склонения имён прилагательных во множественном числе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c984 |
26 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec |
27 | Местоимение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40 |
28 | Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8 |
29 | Склонение личных местоимений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc |
30 | Глагол как часть речи | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866 |
31 | Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4 |
32 | Неопределенная форма глагола | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210 |
33 | Личные формы глагола | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e |
34 | Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4 |
35 | I и II спряжение глаголов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440408 |
36 | Личные окончания глаголов I и II спряжения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844052a |
37 | Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | | | | |
38 | Способы определения I и II спряжения глаголов | 1 | | | | |
39 | Отработка способов определения I и II спряжения глаголов | 1 | | | | |
40 | Настоящее время глагола | 1 | | | | |
41 | Прошедшее время глагола | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844168c |
42 | Будущее время глагола | 1 | | | | |
43 | Повелительное наклонение глагола: наблюдение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441e2a |
44 | Образование повелительного наклонения глагола | 1 | | | | |
45 | Особенности разбора глаголов по составу слова | 1 | | | | |
46 | Глагол в словосочетании | 1 | | | | |
47 | Глагол в предложении | 1 | | | | |
48 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442b90 |
49 | Морфологический разбор глагола | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442cb2 |
50 | Частица не, её значение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843db72 |
51 | Наречие: значение, вопросы, употребление в речи | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844304a |
52 | Как образуются наречия | 1 | | | | |
53 | Наречие: обобщение знаний | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443180 |
54 | Союз как часть речи | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250cea |
55 | Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84445f8 |
56 | Обобщение: самостоятельные и служебные части речи | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84383ca |
57 | Резервный урок по разделу морфология: Диктант | 1 | 1 | | | |
58 | Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя прилагательное" | 1 | | | | |
59 | Резервный урок Проверочная работа: "Глагол" | 1 | 1 | | | |
60 | Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол" | 1 | | | | |
61 | Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол" | 1 | | | | |
62 | Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное" | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844369e |
63 | Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное" | 1 | | | | |
64 | Резервный урок по разделу морфология: проверочная работа | 1 | 1 | | | |
65 | Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251244 |
66 | Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов) | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa2513de |
67 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные | 1 | | | | |
68 | Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435af8 |
69 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435c42 |
70 | Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438e60 |
71 | Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. | 1 | | | | |
72 | Предложение и словосочетание: сходство и различие | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443b1c |
73 | Словосочетание | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443c3e |
74 | Связь слов в словосочетании | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443ee6 |
75 | Связь слов в словосочетании: обобщение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443dc4 |
76 | Простое и сложное предложение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844436e |
77 | Сложные предложения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84444d6 |
78 | Сложные предложения с союзами и, а, но | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84448dc |
79 | Сложные предложения без союзов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8444f3a |
80 | Предложения с прямой речью после слов автора | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84453f4 |
81 | Резервный урок проверочная работа по теме "Предложения с обращениями" | 1 | 1 | | | |
82 | Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения | 1 | | | | |
83 | Резервный урок Проверочная работа Синтаксис | 1 | 1 | | | |
84 | Правила правописания, изученные в 1-3 классах | 1 | | | | |
85 | Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84378da |
86 | Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84371d2 |
87 | Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437344 |
88 | Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84374ac |
89 | Правописание падежных окончаний имён существительных в родительном и винительном падеже | 1 | | | | |
90 | Правописание падежных окончаний имён существительных в дательном и предложном падеже | 1 | | | | |
91 | Правописание падежных окончаний имён существительных в творительном падеже | 1 | | | | |
92 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 | | | | |
93 | Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a67a |
94 | Безударные падежные окончания имён существительных: | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437c72 |
| систематизация | | | | | |
95 | Безударные падежные окончания имён существительных: обобщение | 1 | | | | |
96 | Правописание суффиксов имён существительных | 1 | | | | |
97 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c42a |
98 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе | 1 | | | | |
99 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843c7c2 |
100 | Безударные падежные окончания имён прилагательных: систематизация | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438122 |
101 | Безударные падежные окончания имён прилагательных: обобщение | 1 | | | | |
102 | Правописание суффиксов имён прилагательных | 1 | | | | |
103 | Правописание личных местоимений | 1 | | | | |
104 | Раздельное написание личных местоимений с предлогами | 1 | | | | |
105 | Правописание глаголов на -ться и – тся | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fcd8 |
106 | Отрабатываем правописание | 1 | | | | |
| глаголов на -ться и –тся | | | | | |
107 | Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843fa44 |
108 | Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f90e |
109 | Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8440732 |
110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844087c |
111 | Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441d08 |
112 | Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов-исключений | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84410a6 |
113 | Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи | 1 | | | | |
114 | Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний глаголов | 1 | | | | |
115 | Безударные личные окончания глаголов: систематизация | 1 | | | | |
116 | Безударные личные окончания глаголов: обобщение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84412f4 |
117 | Правописание суффиксов глаголов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844157e |
118 | Правописание глаголов с орфограммами в суффиксах | 1 | | | | |
119 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844179a |
120 | Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | | | | |
121 | Изученные правила правописания глаголов: систематизация | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f844219a |
122 | Отрабатываем изученные правила правописания глаголов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8442a6e |
123 | Мягкий знак на конце наречий после шипящих | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8443298 |
124 | Отрабатываем орфограмму «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» | 1 | | | | |
125 | Наблюдаем за правописанием числительных | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84437ca |
126 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439018 |
127 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзом и | 1 | | | | |
128 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, | 1 | | | | |
| соединёнными союзами и, а, но | | | | | |
129 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами без союзов | 1 | | | | |
130 | Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов | 1 | | | | |
131 | Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84451ba |
132 | Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых | 1 | | | | |
133 | Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов автора | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84456e2 |
134 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251adc |
135 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa251c12 |
136 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему "Безударные личные окончания глаголов" | 1 | 1 | | | |
137 | Резервный урок по разделу | 1 | 1 | | | |
| орфография: проверочная работа по теме "Чему мы научились на уроказ правописания в 4 классе" | | | | | |
138 | Речь: диалогическая и монологическая | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843508a |
139 | Речевая культура диалога | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8435378 |
140 | Ситуации устного и письменного общения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84351f2 |
141 | Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d6f4 |
142 | Нормы речевого этикета | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84354ea |
143 | Можно ли по-разному читать один и тот же текст? | 1 | | | | |
144 | Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f67a |
145 | Текст: тема и основная мысль | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843565c |
146 | Текст: заголовок | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
147 | Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
148 | Вспоминаем типы текстов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
149 | Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты- | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
| рассуждения | | | | | |
150 | Текст. Образные языковые средства | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
151 | Текст. Структура текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
152 | Текст. План текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
153 | Пишем собственный текст по предложенному заголовку | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
154 | Пишем текст по предложенному плану | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
155 | Как сделать текст интереснее | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
156 | Редактируем предложенный текст | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843966c |
157 | Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 |
158 | Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
159 | Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441466 |
160 | Сочинение как вид письменной работы | 1 | | | | |
161 | Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8441f4c |
162 | Пишем подробный пересказ текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843aabc |
163 | Пишем сочинение-повествование на тему | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
164 | Пишем сжатый пересказ текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
165 | Пишем сочинение-описание на тему | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b67e |
166 | Пишем подробный пересказ текста | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84418c6 |
167 | Пишем сочинение-рассуждение на тему | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843bd72 |
168 | Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84401e2 |
169 | Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
170 | Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа | 1 | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 8 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»