СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку программа
Пояснительная записка
Цель изучения учебного предмета
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
II.Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию
III.Место курса «Русский язык» в учебном плане.
В связи с переходом на пятидневную рабочую неделю со 2 четверти согласно учебному плану МОБУ «Смольненская ООШ» на изучение русского языка в 4 классе отводится – 145 часов (1 четверть 5часов в неделю, 2-4 четверти 4 часа в неделю)
IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написание
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||||
| Диктанты | Проверочные работы | Сочинения | Изложения | Проекты | ||
1 | Повторение | 11 | 1 |
|
| 1 |
|
2 | Предложение | 8 | 1 |
| 1 | 1 |
|
3 | Слово в языке речи | 21 | 2 |
| 1 | 1 |
|
4 | Имя существительное | 32 | 2 |
| 2 | 2 |
|
5 | Имя прилагательное | 26 | 1 | 1 | 4 | 3 | 1 |
6 | Местоимение | 9 | 2 | 1 |
| 1 |
|
7 | Глагол | 29 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
8 | Повторение | 13 | 1 |
| 1 | 1 |
|
| Итого | 145 | 11 | 3 | 9 | 12 | 2 |
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста3.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения рас-пространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк–чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); • непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Вид самосто-ятельной работы | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения занятия | |
Плани руемая | Фактическая | ||||||
1 | Повторение |
| 11 |
|
|
|
|
1.1
| Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык | вводный | 1 | Повторительная | Анализировать высказывания о русском языке. Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. . Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Сравнивать между собой разные тины текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложение словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушением порядков предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания. |
|
|
1.2
| Язык и речь. Формулы вежливости | комбинирован- ный | 1 | Повторительная |
|
| |
1.3
| Текст. План текста | комбинирован- ный | 1 | Повторительная |
|
| |
1.4
| Текст. Обобщающее изложение
| развитие речи, применение знаний на практике | 1 | Повторительная |
|
| |
1.5
| Входной диктант | контроль и учет | 1 | Контрольная |
|
| |
1.6
| Типы текстов | комбинирован- ный | 1 | Повторительная |
|
| |
1.7
| Предложение как единица речи | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
1.8
| Виды предложений по интонации | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
1.9
| Диалог. Обращение | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
1.10
| Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | комбинирован- ный | 1 | Закреплящая |
|
| |
1.11
| Что такое словосочетание? | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
2 | Предложение |
| 8 |
|
|
|
|
2.1
| Однородные члены предложения | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщения. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и ,а, но) Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложение его основы. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. |
|
|
2.2
| Связь однородных членов предложения. Знаки препинания | освоение нового материала | 1 | Закрепляющая |
|
| |
2.3
| Запятая между однородными членами предложения | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
2.4
| Составление текста картины И. И. Левитана «Золотая осень»
| развитие речи | 1 | творческая |
|
| |
2.5
| Как отличить сложное предложение | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
2.6
| Сложное предложение и предложение с однородными членами. | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
2.7
| Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста | развитие речи | 1 | творческая |
|
| |
2.8
| Контрольный диктант по теме «Предложение» | контроль | 1 | контрольная |
|
| |
3. | Слово в языке и речи |
| 21 |
|
|
|
|
3.1
| Слово и его лексическое значение | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять ( выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарем (сначала с помощью учителя , затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словари, внося в них слова , значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова , слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или в переносном значении. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. |
|
|
3.2
| Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
| комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
3.3
| Синонимы, антонимы, омонимы | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
3.4
| Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
3.5
| Состав слова. Значимые части слова | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
3.6
| Состав слова. Однокоренные слова
| комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая | Моделировать слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. Сочинять объявление. Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника |
|
|
3.7
| Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
3.8
| Упражнение в правописании гласных и согласных в корне слова | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
3.9
| Упражнение в правописании гласных и согласных в корне слова. | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.10
| Упражнение в написании приставок и суффиксов | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.11
| Разделительные ъ и ь | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.12
| Проверочный диктант по теме «Лексическое значение слова. | контроль и учет знаний | 1 | контрольная |
|
| |
3.13
| Упражнение в написании гласных и согласных | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
|
|
3.14
| Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
3.15
| Состав слова | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.16
| Самостоятельные | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.17
| Грамматические признаки частей речи | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.18
| Грамматические признаки частей речи | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.19
| Наречие как часть речи | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
3.20
| Сочинение с опорой на текст и репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» | развитие речи, применение знаний | 1 | творческая |
|
|
|
3.21
| Контрольный диктант по теме «Части речи» | контроль и учет знаний | 1 | контрольная |
|
| |
4 | Имя существительное |
| 32 |
|
|
|
|
4.1
| Как определить падеж имени существительного | освоение нового материала | 1 | закрепляющая | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного .окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей). Подробно излагать содержание повествовательного текста. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже |
|
|
4.2
| Признаки падежных форм имен существительных
| освоение нового материала | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.3
| Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей | комбинирован- ный | 1 | Закрепляю щая |
|
| |
4.4
| Упражнение в распознавании существительных в родительном, винительном и дательном падежах | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
4.5
| Упражнение в распознавании существительных в творительном и предложном падежах | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
4.6 | Упражнение в распознавании предложного падежа имен существительных | комбинирован- ный |
|
|
|
| |
4.7
| Как определить падеж неизменяемых имен существительных | комбинирован- ный | 1 | Закрепляющая |
|
| |
4.8
| Три склонения имен существительных Первое склонение имен существительных
| комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.9
| Упражнение в распознавании имен существительных первого склонения | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.10
| Сочинение по репродукции картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
4.11
| Второе склонение имен существительных | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.12
| Третье склонение имен существительных | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.13
| Упражнение в распознавании имен существительных третьего склонения | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.14
| Типы склонения. Алгоритм определения склонения | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.15
| Обучающее изложение | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
4.16
| Падежные окончания имен существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонения.
| комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.17
| Именительный и винительный падежи имен существительных
| освоение нового материала | 1 | закрепляющая |
|
|
|
4.18
| Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | освоение нового материала | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.19 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | комбинирован- ный |
|
|
|
| |
4.20
| Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных | освоение нового материала | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.21
| Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.22
| Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.23
| Правописание окончаний имен существительных | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.24
| Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | обобщение и систематизация знаний | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.25
| Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | обобщение и систематизация знаний | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.26
| Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний» | Контроль и учет знаний | 1 | контрольная |
|
|
|
4.27
| Работа над ошибками. Множественное число имен существительных | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.28
| Именительный падеж имен существительных множественного числа | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.29
| Родительный падеж имен существительных множественного числа | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.30
| Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
4.31 | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие | контроль и учет знаний |
| контрольная |
|
| |
4.32
| Правописание падежных окончаний имен существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | освоение нового материала | 1 | закрепляющая |
|
| |
5 | Имя прилагательное |
| 26 |
|
|
|
|
5.1
| Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по ролам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударною падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность н&писанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
|
|
5.2
| Род и число имен прилагательных
| комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
| 3 четверть |
|
|
| 74 часа |
| |
5.3
| Падеж имени прилагательного | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.4
| Сочинение по репродукции картины В. А. Серова «Мика Морозов»
| развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
5.5
| Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.6
| Именительный падеж имен прилагательных един- ственного числа мужского и среднего рода | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.7
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже
| комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.8
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.9
| Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.10
| Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.11
| Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | развитие речи | 1 | творческая |
|
|
|
5.12
| Склонение и правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.13
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.14
| Родительный, дательный,, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.15
| Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.16
| Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
|
|
5.17
| Изложение описательного текста. | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
5.18
| Склонение имен прилагательных во множественном числе | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.19
| Сочинение по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости» | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
5.20
| Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.21
| Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
|
|
5.22
| Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
5.23
| Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
5.24
| Сочинение по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
5.25
| Диктант по теме «Падежные окончания имен прилагатель-ных» | контроль | 1 | контрольная |
|
| |
5.26
| Работа над ошибками. Обобщение знаний об именах прилагатель-ных | коррекция знаний, обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
|
|
6. | Местоимение |
| 9 |
|
|
|
|
6.1
| Роль местоимений в речи | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта
|
|
|
6.2
| Личные местоимения 1, 2, 3-го лица | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
6.3
| Изменение личных местоимений по падежам. | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
6.4
| Склонение личных местоимений 3-го лица. | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
6.5
| Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
6.7
| Склонение местоимений | обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
| |
6.8
| Местоимение. Повторение | обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
| |
6.9
| Контрольный диктант за 3 четверть | контроль | 1 | контрольная |
|
|
|
7. | Глагол |
| 29 |
|
|
|
|
7.1
| Роль глаголов в языке | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая | Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа {победить, убедить и др.). Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах Г и II спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности). Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное
|
|
|
7.2
| Изменение глаголов по временам | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.3
| Неопределенная форма глагола | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.4
| Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.5
| Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.6
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану. | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
7.7
| Спряжение глаголов (общее понятие) | освоение нового материала | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.8 | Распознавание лица | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.9
| Употребление мягкого знака (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.10
| Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице единственного числа и правописании не с глаголами | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.11
| Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Вес- на. Большая вода» | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
| |
7.12
| I и II спряжения глаголов | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.13
| Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов I и II спряжения | комбинирован- ный
| 1 | закрепляющая |
|
| |
7.14
| Наши проекты. «Пословицы и поговорки» | комбинирован- ный | 1 | творческая |
|
| |
7.15
| Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.16
| Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме
| комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.17
| Правописание безударных личных окончаний глаголов | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.18
| Правописание безударных личных окончаний глаголов | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
|
|
7.19
| Проверочный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» | контроль и учет | 1 | контрольная |
|
| |
7.20
| Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов | коррекция знаний, рефлексия | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.21
| Возвратные глаголы (общее представление) | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.22
| Правописание возвратных глаголов в на стоящем и будущем времени | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.23
| Правописание –тся и- ться в возвратных глаголах | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.24
| Правописание глаголов в прошедшем времени | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
|
|
7.25
| Правописание безударного суффикса | комбинирован- ный | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.26 | Повторение знаний о глаголе как части речи | обобщение и систематизация знаний | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.27
| Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола | обобщение и систематизация знаний | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.28
| Подробное изложение повествовательного текста | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | закрепляющая |
|
| |
7.29
| Проверочная работа по теме «Глагол» | контроль и учет знаний | 1 | контрольная |
|
|
|
8 | Повторение |
| 13 |
|
|
|
|
8.1
| Текст и предложение | обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
|
|
8.2
| Итоговый контрольный диктант | контроль знаний | 1 | контрольная |
|
|
|
8.3
| Предложение и словосочетание | обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
|
|
8.4
| Слово и его лексическое значение. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь» | обобщение и систематизация знаний, развитие речи | 1 | творческая |
|
|
|
8.5
| Значимые части слова. Словообразование | обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
|
|
8.6
| Язык и речь | комбинирован- ный | 1 | повторительная |
|
|
|
8.7
| Части речи. Морфологические признаки частей речи | обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
|
|
8.8
| Краткое изложение повествовательного текста | развитие речи, применение знаний на практике | 1 | творческая |
|
|
|
8.9
| Итоговый урок | обобщение и систематизация знаний | 1 | повторительная |
|
|
|
| ИТОГО |
| 145 |
|
|
| |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Дополнительная литература.
1. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2013
Необходимо использовать словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный, словообразовательный).
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
3. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
4. Наглядные пособия.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе.
2. Наборы сюжетных (предметных) картин в соответствии с тематикой программы
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор
3. Компьютер
4. Классная доска с магнитной основой..
7. Мультимедийный проектор
11. Принтер
13