Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:
— чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
— овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения;
— сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;
— начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жаров в соответствии с целями и задачами;
— осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
— начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
— начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;
— начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причиннослед-ственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
—умение определять общую цель и пути её достижения;
— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
— первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
— позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
— первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
— умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
— сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;
— владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
— первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Содержание программы (99 часов)
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.
Блок «Русский язык. Обучение письму» (65 часов)
Учебно – тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Добукварный (подготовительный) период | 10 ч |
2 | Букварный (основной) период | 51 ч |
3 | Послебукварный (заключительный) период | 4 ч |
| ИТОГО | 65 ч |
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с цепью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение этой информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.о.).
Обучение письму
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв, Письмо букв; буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—щи);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Блок «Русский язык» (34 часа)
Учебно – тематический план
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Наша речь | 2 ч |
2 | Текст, предложение, диалог | 2 ч |
3 | Слова, слова, слова | 4 ч |
4 | Слово и слог. Ударение | 3ч |
5 | Звуки и буквы | 22 ч |
6 | Итоговое повторение | 1ч |
| ИТОГО | 34 ч |
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий глухой, парный непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и бука. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Работа с разными словарями.
Подготовка к изучению морфологии. Слова — названия предметов и явлений; слова — названия признаков предметов; слова — названия действий предметов.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
— сочетания жи—щи, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
— сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
— перенос слов;
— прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
— парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
— непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
— непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
— разделительный ь;
— знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Календарно - тематическое планирование по русскому языку. 1 класс
| Раздел | Тема | К-во часов |
1 | Добукварный период (подготовительный) | Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линия рабочей строки. | 10 |
| | Обводка рисунков по контуру. Письмо овалов, полуовалов и кругов. | |
| | Строка и межстрочное пространство. Письмо длинных прямых наклонных линий. | |
| | Письмо наклонных линий с закруглением внизу. Письмо элементов букв. | |
| | Письмо больших и маленьких овалов, коротких наклонных линий. | |
| | Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу и вверху. | |
| | Строчная и заглавная буква а, А. | |
| | Строчная и заглавная буквы о, О. | |
| | Строчная и заглавная буквы и, И. Строчная буква ы. | |
| | Строчная и заглавная буквы у, У. | |
| Букварный период (основной) | Строчная и заглавная буквы н,Н. | 51 |
| | Строчная и заглавная буквы с, С. | |
| | Строчная и заглавная буквы к, К. | |
| | Строчная и заглавная буквы т, Т. | |
| | Закрепление написания изученных букв. | |
| | Строчная и заглавная буквы л, Л. | |
| | Строчная и заглавная буквыр, Р. | |
| | Строчная и заглавная буквы в, В. | |
| | Строчная буква е. | |
| | Заглавная буква Е. | |
| | Строчная и заглавная буквы п, П. | |
| | Строчная буква м. | |
| | Заглавная буква М. | |
| | Строчная буква з. | |
| | Заглавная буква З. | |
| | Строчная буква б. | |
| | Заглавная буква Б. | |
| | Строчная и заглавная буквы б, Б. | |
| | Строчная буква д. | |
| | Заглавная буква Д. | |
| | Строчная буква я. | |
| | Заглавная буква Я. | |
| | Строчная и заглавная буквы я, Я. | |
| | Строчная буква г. | |
| | Заглавная буква Г. | |
| | Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. | |
| | Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу. | |
| | Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | |
| | Буква ь (мягкий знак). Закрепление. | |
| | Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук. | |
| | Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук. Сочетание ши. | |
| | Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук. | |
| | Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук. Сочетание жи. | |
| | Строчная буква ё. | |
| | Заглавная буква Ё. | |
| | Строчная и заглавная буквый, Й. | |
| | Слова с буквой й. | |
| | Строчная буква х. | |
| | Заглавная буква Х. | |
| | Строчная и заглавная буквы х, Х. | |
| | Строчная буква ю. | |
| | Заглавная буква Ю. | |
| | Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук. | |
| | Заглавная буква Ц. | |
| | Строчная буква э. | |
| | Заглавная буква Э. | |
| | Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. | |
| | Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. | |
| | Строчная буква ф. Заглавная буква Ф. | |
| | Буквы ь, ъ. | |
| | Алфавит. Звуки и буквы. | |
3 | Послебукварный период (заключительный) | Повторение и закрепление. | 4 |
| | Повторение и закрепление. | |
| | Повторение и закрепление. | |
| | Повторение и закрепление. | |
4 | Систематический курс. Наша речь | Наша речь. | 2 |
| | Устная и письменная речь. | |
5 | Текст, предложение, диалог | Текст и предложение. | 2 |
| | Диалог. | |
6 | Слова, слова, слова… | Роль слов в речи. | 4 |
| | Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | |
| | «Вежливые» слова. | |
| | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. | |
7 | Слово и слог. Ударение | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги | 3 |
| | Перенос слов. | |
| | Ударные и безударные слоги. | |
8 | Звуки и буквы | Звуки и буквы. | 23 |
| | Русский алфавит, или Азбука. | |
| | Гласные звуки и буквы. | |
| | Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах. | |
| | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | |
| | Обозначение ударного гласного буквой на письме. | |
| | Особенности проверяемых и проверочных слов. | |
| | Правописание гласных в ударных и безударных слогах. | |
| | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | |
| | Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными. | |
| | Слова с буквами И и Й. Твёрдые и мягкие согласные звуки. | |
| | Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. | |
| | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. | |
| | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | |
| | Парные глухие и звонкие согласные звуки. | |
| | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | |
| | Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». | |
| | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. | |
| | Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | |
| | Заглавная буква в словах. | |
| | Списывание. | |
| | Диктант. | |
| | Проект «Сказочная страничка». | |