Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На уроках русского языка в 1классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Характеристика учебного предмета
«Русский язык» в 1 классе разделен на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами:
подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие
обучение грамоте представлен букварным периодом.
Начало изучения букв в 1 классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 (дополнительном) классе, что создает условия для более успешного освоения письма.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отводится по 2 час в неделю, курс рассчитан на 66 часа (33 учебные недели), т.к. часы выпадают на праздничные дни , то программа предусматривает 59 часов и будет выполнена за счет уплотнения учебного материала.
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
пользоваться тетрадью;
правильно держать ручку;
раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
различать речевые звуки;
составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;
Достаточный уровень:
пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
правильно держать ручку;
раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
определять первый звук в слове;
различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
писать изученные буквы, слоги, слова;
Основное содержание предмета.
Разделы курса | Темы |
Добукварный период | Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу. |
| Развитие слухового внимания Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. |
Слово | Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно- графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. |
Предложение | Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением». |
Часть слова (слог) | Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам. |
Звук | Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. |
Развитие моторных умений | Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек. |
Букварный период | Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебники, учебные пособия | Учебно-методический комплект: А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова: Дидактический материал для занятий в добукварный период. Букварь. 1 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2019. Пропись. 1 класс. В 3-х ч. |
Методические пособия для педагога | А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса. |
Дополнительные средства | Разрезная азбука, слоги, слова, индивидуальные и демонстрационный наборы цветных полосок и геометрических фигур, предметные и сюжетные картинки, пальчиковый, настольный или кукольный театр «Репка», «Теремок», «Колобок» и др., плоскостные и объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан), настольные игры, тренажеры для развития мелкой моторики. |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | Приветствие. Упражнение «Кто пришёл сегодня в школу?» | 1 | 01.09 |
2 | Неречевые звуки. Дифференциация неречевых звуков. | 2 | 07.09, 08.09 |
3 | Речевые звуки. «Угадай чей голос»? Дифференциация речевых и неречевых звуков | 2 | 14.09, 15.09 |
4 | Письмо прямых вертикальных линий | 2 | 21.09, 22.09 |
5 | Письмо прямых горизонтальных линий. | 2 | 28.09,29.09 |
6 | Письмо прямых наклонных линий | 2 | 5.10, 6.10 |
7 | Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. «Чтение» слов по условно-графическим изображениям Штриховка и обводка. | 1 | 12.10 |
8 | Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу. Письмо палочек с закруглением вверху. | 2 | 13.10, 19.10 |
9 | Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек. | 2 | 20.10, 26.10 |
10 | Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек. | 2 | 9.11, 10.11 |
11 | Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма. | 2 | 16.11, 17.11 |
12 | Фиксация предложений условно-графической схемой. Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. | 2 | 23.11, 24.11 |
13 | Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. | 2 | 30.11,1.12 |
14 | Составление предложений из 3 слов на основе действий и с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. Письмо полуовалов. | 2 | 7.12,8.12 |
15 | «Чтение» предложений по схеме. Деление предложений на слова Письмо полуовалов. | 2 | 14.12, 15.12 |
16 | Деление двусложных слов на части. Коррекция письма Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». | 2 | 21.12, 22.12 |
17 | Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. | 2 | 28.12,29.12 |
18 | Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | 2 | 11.01, 12.01 |
19 | Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. | 2 | 18.01, 19.01 |
20 | Выделение первого согласного звука в слове. Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. Коррекция письма. | 2 | 25,01,26.01 |
21 | Подбор слов, начинающихся с заданного звука. Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. Письмо строчной и заглавной буквы а. | 2 | 01.02, 02.02 |
22 | Звук и буква У. Письмо элементов буквы у. Письмо строчной и заглавной буквы у. Письмо слогов ау, уа | 2 | 15.02, 16.02 |
23 | Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. Звук и буква М. Письмо буквы м. | 2 | 1.03, 2.03 |
24 | Письмо слогов ам, ум. Письмо слогов ма, му. | 2 | 9.03, 15.03 |
25 | Звук и буква О. Письмо буквы о. Письмо изученных букв и слогов с ними. | 2 | 16.03, 5.04 |
26 | Письмо слогов ам, ум, ом. Письмо слогов ма, му, мо. | 2 | 6.04, 12.04 |
27 | Звук и буква С. Письмо буквы с. Письмо слогов с изученными буквами. | 2 | 13.04, 19.04 |
28 | Письмо слогов ас, ус, ос. Письмо слогов са, су, со. | 2 | 20.04, 26.04 |
29 | Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). | 2 | 27.04, 4.05 |
30 | Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. Звук и буква Х. Письмо буквы х. | 1 | 11.05 |
31 | Письмо слогов ах, ух, ох. Письмо слогов ха, ху, хо. | 1 | 17.05 |
32 | Письмо слов их двух слогов ( ухо, уха, муха) Коррекция письма | 1 | 18.05 |