Пояснительная записка
Программа по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) составлена на основе:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2-13 №203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,) утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014.
- Примерная адаптированная основная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
- Локальные акты образовательного учреждения.
Для реализации данной программы используется УМК:
- А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. «Букварь», учебник для 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: «Просвещение» 2016 г. рекомендовано МО и науки РФ.
- Пропись. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.. В 3 частях. 2016 г.
- Дидактический материал. Добукварный период. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. 1 класс. , 2016 г.
Цель: формирование коммуникативно-речевых умений, владение которыми поможет выпускникам максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Задачи:
Получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
Освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Социально адаптировать в плане общего развития, сформировать нравственные качества.
Корректировать недостатки эмоционально-личностного и социального развития.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение русскому языку имеет свою специфику: в отборе и содержании материала, структуре его размещения. Ведущим коррекционным принципом является развитие речи школьника. Введение в программу пропедевтических периодов обеспечивает коррекцию недостатков речевого опыта учащихся.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому программа предусматривает дифференцированный подход к учащимся, так же существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса на уроках русского языка является индивидуально-групповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.
Обучение грамоте учащихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) осуществляется на основе аналитико-синтетического, слогового метода. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Порядок изучения звуков и букв учитывает особенности фонематического восприятия и мыслительной деятельности школьников с недоразвитием интеллекта.
Обучение грамоте и развитие речи осуществляется в 1 классе в течение всего года. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.
Добукварный период длится всю первую четверть. Букварный период: 2-4 четверти.
Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.
Развитие слухового внимания. Фонематического слуха. Звуковой анализ.
В 1 классе начинается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся учатся различать и соотносить звуки окружающей действительности с речевыми звуками, узнавать их, определять источник звука, направление, силу звука и т.д.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в 1 классе отводится 99 часов (33 учебные недели по 3 часа в неделю).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения обучения грамоте являются:
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения обучения грамоте являются:
на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
Требования к оцениванию.
Содержание учебного предмета – 99 часов.
Добукварный период 26 ч
«Слово»
Практическое знакомство со словом, условно - графическим изображением слова, соотнесение зафиксированных слов с конкретными предметами, «запись» слов условно графической схемой.
«Предложение» Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2, 3 слов по картинке. Деление предложений на слова. Дифференциация сходных по звучанию предложений с обязательным выбором соответствующей картинки.
«Слог (часть слова)» Деление двусложных слов на части (слоги). Фиксация части слова с условно-графическим изображением.
«Звук» Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре. Дифференциация оппозиционных звуков: [м]- [н], [б] - [п], [д]- [т], [с]- [з], [с]- [ш] и т.д. развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком.
«Развитие зрительных и пространственных восприятий» Различие и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Исключение предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме или величине.
«Развитие моторных умений» Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальчиков в кулачок. Разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
«Графические навыки» Умение держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги. В альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий. Работа с трафаретом. Шаблоном, проведение линий по контуру. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв, в пределах строки тетради. Печатание букв А, У, М, О, Н, С по трафарету, по образцу.
Букварный период. 73 ч
1 этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн,ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале сова (сильная позиция), подобрать слова. Начинающиеся с изучаемого звука. С опорой на картинки или задания учителя. Соотнесение звука и буквы. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Запоминание слогов. Образование и чтение слогов. Состоящих из одной гласной. В словах (а-у. у-а), закрытых (ом, ум, ах. Ох) и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах:[м]-[н], [с]-[ш]4 ма—на, са-ша.
Чтение по слогам из двух усвоенных слогов с последующим повторением целым словом (ма-ма, му-ха, у-ха).соотнесение прочитанного слова с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трехбуквенного слога: мох, сом, сын.
Чтение предложений из 1-2 слов к предметной картинке. Чтение предложений из 3 слов с последующим их воспроизведением.
Разучивание скороговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя. Усвоение рукописного начертания всех изучаемых строчных и прописных букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение графических образов печатных и рукописных букв. Работа с прописями.
Списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов. Списывание слов после предварительного анализа и четкого протяжного их проговаривания. Выкладывание звуко-буквенной схемы слова. Запись под диктовку букв и слогов.
2 этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Пп, Тт, Кк, Зз, Шш, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани0. Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах (са-за, ша-жа, коза –коса); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, лы-ли, ны-ни, мыл-мил), а также с и-й (мой-мои). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слогов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание слогов в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2-4 слов с последующим воспроизведением прочитанного. Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2-4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя. Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (их 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв. списывание с печатного и рукописного текстов букв, слогов, слов, состоящих из усвоенных слоговых структур. Письмо по образцу предложений, состоящих из 22 слов. Большая буква в начале и точка в конце предложения.
Письмо на слух букв и слогов. Интонирование каждого звука слова. Обозначение звука в схеме или буквой из разрезной кассы с последующей записью слова в тетрадь. Самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3 этап
Повторение пройденных звуков и букв, изученных новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различие гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах:[ф]-[в], [с]-[ц], [ч]-[щ]; ма-мя, му- мю, су-цу, ша- ща; цвет-свет, плач-плащ.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1-3 слогов.
Чтение предложений из 2-5 слов. Их последующее воспроизведение с имитацией учителя или самостоятельно при выполнении задания.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений. Текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих ситуаций. Выборочное чтение слов. Предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
Усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв, слогов, слов и предложений и 3-4 слов.
Вставка пропущенной буквы или слога при списывании. Прописная буква в именах людей.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Основные виды деятельности |
1. | Добукварный период | 26 ч | Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти, в зависимости от уровня развития детей. Задачи добукварного периода: - подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма; - привить интерес к обучению; - выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. На уроках письма и развития речи в добукварный период учащиеся практически знакомятся с понятием слово, часть слова (слог), звук. Учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на подготовку к осознанию образа буквы, её пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. На уроках письма и развития речи проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой учатся рисовать и раскрашивать по трафарету, геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, м в начале слов, владеть графическими навыками. |
2. | Букварный период | 73 ч | Букварный период. Задачи букварного периода: - формировать звукобуквенный анализ и синтез; - заложить основы овладения письмом. Учащиеся выделяют звук из речи, учатся правильно и отчетливо его произносить, различают в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука. При обучении письму дети учатся правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Предварительно выполнять звукобуквенный анализ, составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки. |
Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
1. Наглядные пособия:
1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте».
2. Комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита».
3. Алфавит.
4. Лента букв.
2. Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Принтер.
3. Учебная литература
- А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. «Букварь», учебник для 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: «Просвещение» 2016 г. рекомендовано МО и науки РФ.
- Пропись. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.. В 3 частях. 2016 г.
- Дидактический материал. Добукварный период. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. 1 класс. , 2016 г.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по русскому языку.
Дата | № п/п | Тема урока | Основные виды деятельности |
план | факт |
Добукварный период – 26 ч |
| | -
| Различие и называние шести основных цветов. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Различие и называние шести основных цветов. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Различие коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Различие коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок) вместе с учителем или по заданному образцу. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. Умение находить различия в написании геометрических фигур. |
| | -
| Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А. У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш без названия букв. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А. У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш без названия букв. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Составление по образцу комбинаций из разных фигур(2-3) разного цвета. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, грузовик, дом, тележка). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, грузовик, дом). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слева. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Разложение предмета, составленного из геометрических фигур на части: елка – 3 треугольника. Дом- треугольник и квадрат. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Выработка умения показывать и называть предметы. Их изображение последовательно слева направо. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Узнавание предмета по его части. Составление предмета из частей в сопровождении речи. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
| | -
| Узнавание предмета по его части. Составление предмета из частей в сопровождении речи. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Складывание и раскладывание матрешки. Выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4) | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Складывание и раскладывание матрешки. Выкладывание из кубиков (4-6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2-4) | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме, величине. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Исключение лишнего предмета из ряда предложенных, (2-3) по заданной характеристике – цвету, форме, величине. | Развитие зрительных и пространственных восприятий. |
| | -
| Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных , наклонных прямых линий. | Проведение параллельных и непараллельных линий. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
| | -
| Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание пальчиков в кулачок, разжимание их. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контуру. | Развивать умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры |
| | -
| Упражнения для развития и координации движений кисти руки: приветствие пальчиков друг с другом. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: вертикальная прямая палочка-заборчик | Проведение параллельных и непараллельных линий. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
| | -
| Упражнения для развития и координации движений кисти руки: изображение из пальчиков животных и других предметов. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: прямая палочка с закруглением внизу- крючок для вешалки. | Проведение параллельных и непараллельных линий. Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
| | -
| Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: палочка с закруглением внизу и вверху – уточка. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
| | -
| Упражнения для развития и координации движений кисти руки: изображение из пальчиков животных и других предметов. Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв: полуовал – месяц. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
| | -
| Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу. Упражнения для развития и координации движений кисти руки: приветствие пальчиков друг с другом. | Развитие моторных умений. Формирование графических умений. |
Букварный период – 73 ч |
| | 27. | Строчная буква а. | Уметь выполнять графический анализ буквы а. |
| | 28. | Строчная буква у. Письмо слогов: ау, уа. | Уметь выполнять графический анализ буквы у, безотрывно писать слоги. |
| | 29. | Строчная буква м. Письмо слогов: ма, мо, ом, ам. Заглавная буква М. | Уметь выполнять графический анализ буквы м; писать безотрывно. Уметь выполнять графический анализ заглавной буквы. |
| | 30. | Заглавная буква А. Письмо слогов ма, ам | Уметь соединять, прописывать буквы, слово. |
| | 31. | Заглавная буква У. Слоги: му, ум, слово ма-ма. | Уметь соединять, прописывать буквы, слово. |
| | 32. | Строчная и заглавная буква о, О. | Уметь писать букву о,О ( верхнее и нижнее соединение). |
| | 33. | Строчная и заглавная буква с, С. Слоги: са, ас, со, ос, су, ус. | Уметь писать буквы с, С, слоги с этой буквой |
| | 34. | Письмо слов с изученными буквами. Запись предложений: Ма-ма са-ма. Ма-ма, ма-ма, О-са! | Знать признаки и правила записи пред-ложений. Уметь писать заглавные и строчные буквы |
| | 35. | Строчная и заглавная буква х, Х. Слоги: ох, ах, слова: у-ха, му-ха, су-хо. | Уметь писать строчную и заглавную букву, слова с этой буквой. |
| | 36. | Упражнение в письме слогов и слов с изученными буквами. | Уметь писать строчные и прописные буквы, слоги, слова самостоятельно, под диктовку. |
| | 37. | Строчная и заглавная буква ш, Ш. Письмо слогов: аш, ош, уш, шо, шу, ша. Запись предложений: Ма-ша са-ма. Са-ма су-шу. | Знать признаки предложения. Уметь списывать предложения. |
| | 38. | Письмо строчной буквы л и слогов с ней. Заглавная буква Л. Письмо предложений: Ал-ла уш-ла. Лу-ша ма-ла. | Уметь писать строчную и заглавную букву л Л. Записывать предложения |
| | 39. | Письмо буквы ы, слогов и слов с этой буквой | Уметь писать букву ы, слоги и слова с этой буквой. |
| | 40. | Строчная буква н. Написание слогов и слов с этой буквой | Уметь писать букву н, слова и слоги с этой буквой. |
| | 41. | Письмо заглавной буквы Н, слов и предложений с этой буквой: Сын мал. На-ша но-ша. | Знать правила написания предложения. Уметь писать букву Н. |
| | 42. | Письмо строчной буквы р, слогов и слов с этой буквой. Заглавная буква Р. Письмо слов и предложений. | Уметь писать букву р, слоги и слов с этой буквой. Уметь писать заглавную букву Р. Знать правило написания предложений. |
| | 43. | Проверочная работа. | Уметь сравнивать печатную букву с пись-менной; соединять буквы между собой; анализировать. |
| | 44. | Списывание с печатного текста. | Уметь сравнивать печатную букву с пись-менной; соединять буквы между собой; анализировать. |
| | 45. | Письмо строчной и заглавной буквы к, К, слогов, слов и предложений с этой буквой. | Уметь писать строчную и заглавную букву к, К. Употреблять пробелы между словами. |
| | 46. | Письмо строчной и прописной буквы п П, слогов и слов с этой буквой | Уметь писать заглавную букву по образцу и точкам, записывать слоги, слова и предложения. |
| | 47. | Письмо строчной буквы т, слогов и слов с этой буквой. | Уметь писать букву т, анализировать и записывать слова. |
| | 48. | Письмо заглавной буквы Т, слогов и слов с этой буквой. Имена пишутся с заглавной буквы: На-та, То-ма, Та-рас, Ан-тон | Уметь составлять слова, писать с проговариванием. |
| | 49. | Письмо строчной и заглавной буквы и, И. | Уметь писать прописную букву в начале предложения, именах и фамилиях; списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения , используя правильной начертания букв, соединения. |
| | 50. | Письмо строчной буквы з, слогов и слов с этой буквой. | Уметь сравнивать печатную и письмен-ную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие. |
| | 51. | Письмо заглавной буквы З. | Уметь сравнивать печатную и письмен-ную строчную и заглавную буквы. Находить сходство и различие. |
| | 52. | Запись под диктовку слов и предложений с изученными буквами. | Уметь писать заглавные и строчные бук-вы, записывать заголовок. |
| | 53. | Письмо строчной буквы в, слогов и слов с этой буквой. | Уметь писать строчную букву. Находить сходство и различие с печатной буквой. |
| | 54. | Письмо заглавной буквы В. Списывание текста из букваря «Наши повара» | Уметь самостоятельно списывать с печат-ного образца. |
| | 55. | Письмо строчной буквы ж. Письмо слов и слогов жа, жо, жу, жи. Жи пиши с буквой и. | Уметь писать буквы по точкам и образцу. Уметь самостоятельно списывать с печат-ного образца. |
| | 56. | Письмо заглавной буквы Ж. У Жоры жук. Жук упал. Жалко жука. | Уметь писать буквы по точкам и образцу. |
| | 57. | Письмо строчной буквы б, слогов и слов с этой буквой. | Уметь правильно писать букву и соеди-нять её в слоги, слова |
| | 58. | Письмо заглавной буквы Б. Выборочное списывание. | Знать признаки текста. Уметь писать букву Б. |
| | 59. | Письмо предложений под диктовку. | Знать все изученные буквы. Уметь писать под диктовку, используя карточку-опору с буквами. |
| | 60. | Письмо строчной буквы г, слов, предложений с этой буквой. | Уметь правильно писать букву и соеди-нять её в слоги, слова. |
| | 61. | Письмо заглавной буквы Г, слов, предложений с этой буквой. | Уметь списывать с печатного образца. Знать признаки текста. |
| | 62. | Письмо слов под диктовку. | Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ. Знать написание изученных букв, списывать безошибочно. |
| | 63. | Контрольное списывание. Работа с текстом. | Уметь писать слова с изученными буквами, выполнять звуко-буквенный анализ. Знать написание изученных букв, списывать безошибочно. |
| | 64. | Работа над ошибками. | Уметь находить и исправлять ошибки. |
| | 65. | Письмо строчной буквы д, слов, слогов с этой буквой. | Уметь писать, сравнивать, анализировать строчную букву д. |
| | 66. | Письмо заглавной буквы Д. Списывание текста из букваря «Садик». | Уметь составлять и записывать слоги с буквой д и т. Писать заглавную букву, сравнивать ее с другими, анализировать, записывать слова и предложения. |
| | 67. | Упражнение в письме | Уметь характеризовать согласные звуки, писать словарные слова: сорока, собака, обед, огород. |
| | 68. | Письмо строчной и заглавной буквы й, Й, слогов, слов с этой буквой. | Уметь писать букву, правильно произносить её. |
| | 69. | Упражнение в письме. Работа с текстом. | Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена. |
| | 70. | Списывание текстов из букваря «Лайка и зайка», «Хороший попугай». | Уметь записывать ответы на вопросы по тексту, списывать текст (самостоятельно), придумывать и записывать имена. |
| | 71. | Буква ь. | Уметь списывать слова с печатного текста. |
| | 72. | Составление слов и предложений из букв разрезной азбуки и их запись в тетрадь. | Знать все изученные буквы; уметь запи-сывать слова и предложения с печатного образца. |
| | 73-74. | Письмо строчной и заглавной буквы е, Е. | Уметь правильно соединять буквы. |
| | 75. | Письмо строчной и заглавной буквы ё, Ё. | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ. |
| | 76. | Списывание текстов из букваря «Ёлка», «Самолёт». | Уметь списывать текст с комментирова -нием. |
| | 77-78. | Письмо строчной и заглавной буквы я, Я. | Уметь правильно писать букву; сравнивать её с другими буквами. |
| | 79-80. | Письмо строчной и заглавной буквы ю, Ю, слов, предложений с этой буквой. | Уметь писать буквы я, Я, сравнивать с другими буквами. Составлять слова из слогов; списывать с печатного текста. |
| | 81-82 | Письмо строчной и заглавной буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с этой буквой. | Уметь писать строчную и заглавную букву ц, Ц, соединять ее с другими буквами |
| | 83-84. | Письмо строчной и заглавной буквы ч, Ч, слогов и слов с этой буквой. | Уметь писать строчную и заглавную букву ч, Ч, буквосочетания ча, чу, чк, чн. |
| | 85-86. | Письмо буквы щ, Щ, буквосочетания ща, щу. | Уметь сравнивать и записывать буквы ц, Ц, щ, Щ, слова с этими буквами. Записывать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща с проговариванием и объяснением. |
| | 87-88 | Письмо строчной и заглавной буквы ф, Ф, слогов и слов с этой буквой. | Уметь находить пары [ф]-[в], по глухости – звонкости, составлять слова с этими звуками |
| | 89. | Письмо строчной и заглавной буквы э, Э, слов с этой буквой. | Уметь писать букву э, Э; находить слова-междометия (эй, эх). Писать на слух слова. Подчеркивать орфограммы. |
| | 90. | Буква ъ. Разделительный ъ (твердый знак). | Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов с ъ. |
| | 91. | Письмо текстов из Букваря «Наша семья», « Кошка», «Светофор». | Уметь писать строчные и заглавные буквы; подчеркивать орфограммы. |
| | 92. | Контрольная работа за год. | Уметь работать самостоятельно, писать диктант, указывать количество слогов. |
| | 93. | Работа над ошибками. Алфавит. | Уметь составлять азбуку из письменных букв. Составлять предложения, подчеркивать опасные места и объяснять их написание. |
| | 94. | Дифференциация написания слов с ь и ъ знаками. | Формировать навык дифференциации слов с твердым и мягким знаками. Коррекция речи, мышления при чтении и записи слов. |
| | 95-96. | Письмо слогов и слов со схожими по написанию буквами. | Развивать навык различения сходных по написанию букв. Коррекция мыслительной деятельности и моторики на основе анализа и сравнения сходных по написанию букв. |
| | 97-98 | Запись слов с пропущенными буквами. | Учить вставлять пропущенные буквы в слова после предварительного звуко-буквенного анализа. Коррекция мышления, памяти на основе воспроизведения и записи слоговых структур и слов с изученными буквами под диктовку |
| | 99 | Повторение изученного материала. Итоговый урок. | |