Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы ФГОС СОО в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с учетом изменений и дополнений, внесенных в ФГОС СОО Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1645 и от 31 декабря 2015 г. № 1578, № 613 от 29 июля 2017 г.)
Основная образовательная программа среднего общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Генеральское им. Р.Е. Ароновой».
Рабочая программа для общеобразовательных организаций. 10 – 11 классы (базовый и углублённый уровни) «Русский язык». Львова С. И. – М.: Мнемозина, 2019
Планируемые результаты освоения образовательной программы
среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык как средство общения
1.1. Русский язык - хранитель духовных ценностей нации
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и общественное явление. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Основные функции языка. Социальные функции русского языка. Русский язык в современном мире. Русский язык - хранитель духовных ценностей нации. Основные формы существования национального языка. Использование в художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики, арго. Тест № 1 «Язык как средство общения». Основные признаки и нормы литературного языка. Языки естественные и искусственные. Эсперанто. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент.
РР. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
1.2. Речевое общение как социальное явление
Социальная роль языка в обществе. Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике. Невербальные средства общения. Виды жестов. Учет жестов как необходимое условие речевого общения. Интернет как нетрадиционное СМИ РР. Лингвостилистический анализ поэтического текста Монолог, диалог, полилог – основные разновидности речи. Виды монолога. Виды монологической речи по цели высказывания. Бытовой диалог и деловая беседа. РР. Сочинение-анализ внутреннего (внешнего) монолога героя литературного произведения
1.3. Речь устная и письменная
Основные особенности устной речи. Анализ устного высказывания. Смысловой аспект интонации Основные жанры устной речи. Тестирование. Типичные недостатки устной речи. Тест №2 по теме «Речевое общение как социальное явление». Основные особенности письменной речи. Основные жанры письменной речи. Основные требования к письменному тексту. РР. Сочинение-отзыв на прочитанный текст . Анализ письменных высказываний. Интернет – речь. Типология жанров устной и письменной речи. РР. Сочинение «Что общего между повестью В. Александрова и былью Кривина?» Русская словесность: язык поэзии Пушкина «Зимняя дорога» и Лермонтова «Есть речи…» Что такое проблема текста? Виды проблем. Речевая культура в формулировке проблемы текста.
1.4. Основные условия эффективного общения
Необходимые условия эффективного общения. Понимание прецедентных текстов. Анализ речевых ситуаций. Позиция автора и её оценка. Юмор. Виртуальная коммуникация. Интерактивное общение. Средства комического. Аргументация. Виды вопросов и цель их использования в процессе общения. Правила говорящего и слушающего. Национальные особенности общения. Отражение правил этикета общения в русском фольклоре. Тест №3 по теме «Основные условия эффективного общения». Орфоэпические нормы. Речевые ошибки и пути их преодоления. РР. Сочинение-рассуждение на нравственную тему.
Раздел 2. Виды речевой деятельности и информационная переработка текста
2.1. Виды речевой деятельности
Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности, их особенности. Речь внешняя и речь внутренняя. Особенности внутренней речи. Несобственно-прямая речь. РР. Сочинение-рассуждение. Учимся комментировать .
2.2. Чтение как вид речевой деятельности
Чтение как процесс восприятия осмысления письменного высказывания. Чтение как процесс восприятия понимания письменного высказывания. Основные виды чтения. Основные этапы работы с текстом. Изучающее чтение. Концептуальный комментарий к тексту. Информационная переработка текста. Просмотровое чтение. Ознакомительное чтение. Алгоритм анализа поэтического текста. Маркировка фрагментов текста при изучающем чтении. Гипертекст и его особенности. РР. Лингвистический анализ текста. Типичные недостатки чтения. РР. Сочинение-рассуждение. Учимся комментировать авторскую проблему. Пояснение и связь композиционных частей.
2.3 Аудирование как вид речевой деятельности.
Аудирование как процесс восприятия речи говорящего. Приемы слушания. Аудирование как процесс осмысления и понимания речи говорящего. РР. Сочинение-рассуждение. Зачем читать вслух? Нерефлексивное аудирование. Рефлексивное аудирование. Основные приемы рефлексивного слушания. Основные виды аудирования. Типичные недостатки аудирования. Тест №4 по теме «Виды речевой деятельности»
2.4. Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс извлечения необходимой информации из текста-источника. Защита проектов. РР. Сжатое изложение . Основные способы сжатия исходного текста. Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения. Виды плана. Тезисы как кратко сформулированные основные положения исходного, первичного плана. Составление тезисов. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения. Анализ аннотаций и их составление. Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста. Основные рекомендации к сокращению слов при конспектировании. Составление конспекта. Основные виды реферата. Реферат как письменный доклад, выступление по определенной теме или итог проведенного исследования. Типичные языковые конструкции, характерные для реферативного изложения. Мультимедийная презентация как видео- и аудиосопровождение реферата и как синтез текста и наглядных материалов разных видов. Рецензия как анализ и оценка произведения. РР. Сочинение-рецензия Сопоставительный анализ плана, тезисов, аннотации, конспекта и реферата, составленных на основе одного текста. РР. Составление плана, тезисов, аннотации, конспекта на основе одного текста. Аудиотекст. Цитирование. Способы цитирования. Средства организации текста. Поэтические достоинства текста и идея. Тест №5 по теме «Основные способы переработки текстов»
2.5.. Говорение как вид речевой деятельности
Говорение как вид речевой деятельности. Основные качества образцовой речи. Смыслоразличительная роль интонации в речевом устном высказывании. Критерии оценивания устного высказывания учащегося. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации.
Публичное выступление. РР . Сочинение-рассуждение. Авторская позиция. Основные виды публичной речи. Ораторская речь известных людей. Определение разновидности публичной речи. Композиционно-содержательные особенности публичной речи. Жанрово-тематическая классификация публичной речи. Некролог. Панегирек. Развёртывание афоризма Функции обращения. Текстоведческий анализ текста . Тест №6 по теме « Говорение как способ речевой деятельности»
2.6. Письмо как вид речевой деятельности
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования. Основные требования к письменной речи. Критерии оценивания письменного высказывания. РР . Сочинение-рассуждение на философскую тематику. Аргументы Создание и редактирование письменных работ. Эпистолярный жанр. Письма русских писателей. Культура письменного общения с помощью современных технических средств. Электронная почта. SMS-сообщение. Чат. РР . Подробное изложение «Олбанский» язык. Графология. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении. Разделы русской орфографии и основные принципы написания. Тестирование по теме «Орфография». Разделы русской пунктуации и система правил. Знаки препинания, их функции. Тестирование. Авторские знаки препинания. Тест №7 по теме «Письмо как вид речевой деятельности»
Раздел № 3. Повторение и систематизация изученного в конце учебного года
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации. Защита проектов. РР. Контрольное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Речевое общение как социальное явление. Устная и письменная речь как формы речевого общения. Основные условия эффективного общения. Виды речевой деятельности. Итоговый тест № 8 по теме «Повторение и систематизация изученного в 10 классе». Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста.
Раздел № 4. Повторение и обобщение изученного материала 10 класса
4.1. Синтаксис и пунктуация.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. Словосочетание. Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
4.2. Предложение.
Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
4.3. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения. Простые осложненные и неосложненные предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
4.4.Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах. Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
4.5. Сложное предложение
Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений. Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац. Синонимия разных типов сложного предложения.
4.6. Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
4.7. Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
4.8. Культура речи.
Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.
4.9.Стилистика.
Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.
Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
4.10. Из истории русского языкознания.
М.В. Ломоносов, А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Я.К. Грот, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И.Ожегов и другие.
4.11. Повторение и систематизация изученного материала.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела/темы | Кол- во часов |
1 | Язык как средство общения | 44 |
2 | Виды речевой деятельности и информационная переработка текста | 84 |
3 | Повторение и систематизация изученного в конце учебного года | 8 |
4 | Повторение и обобщение изученного материала 10 класса | 2 |
5 | Синтаксис и пунктуация | 3 |
6 | Словосочетание | 3 |
7 | Предложение. Простое предложение | 13 |
8 | Однородные члены предложения | 10 |
9 | Обособленные члены предложения | 19 |
10 | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. | 11 |
11 | Сложное предложение | 25 |
12 | Предложения с чужой речью | 4 |
13 | Употребление знаков препинания | 4 |
14 | Культура речи | 9 |
15 | Стилистика | 5 |
16 | Из истории русского языкознания | 1 |
17 | Повторение и систематизация изученного материала | 2 |
18 | Готовимся к ЕГЭ. | 13 |
19 | Контрольные работы: Тестирование — 8, Сочинение - 4 | 12 |
20 | Итого | 272 |