СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку, 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку, 10 класс»

6







































































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА






































Учитель

Ляшкова Галина Николаевна

















Учебный год

2018 / 2019

















Класс

10





























Название учебного предмета

Русский язык

















Количество часов в год


68





















Количество часов в неделю

2 часа











































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку для среднего (полного) общего образования МБОУ «ЗСШ», Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын).

Для реализации программы используется учебник «Русский язык. 10 класс» авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014.

На изучение предмета «Русский язык» в 10 классе МБОУ «ЗСШ» отводится 68 часов в год (2 часа в неделю) согласно Учебному плану МБОУ «ЗСШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденному приказом директора школы от 30.08.2018 г. № 01-16/371.


Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:

- расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира;

- приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры;

- понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения;

- выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения;

- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

- воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;

- совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- овладение разными способами информационной переработки текста;

- расширение круга используемых языковых и речевых средств;

- формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

- развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения;

- осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.

Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка учащийся должен:

знать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Общие сведения о языке (8 часов).

 Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, орфография (7 часов).

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.

Раздел 3. Лексика. Фразеология (16 часов).

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари.Лексико-фразеологический разбор.


Раздел 4. Морфемика и словообразование (7 часов).

Обобщающее повторение ранее изученного. Словообразовательный разбор.


Раздел 5 Морфология и орфография (13 часов).

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.


Раздел 6 Речь. Функциональные стили речи (8 часов).

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Раздел 7 Научный стиль речи (9 часов).

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование мною введены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Содержание

Кол-во часов

В том числе контрольных работ

В том числе развития речи

Общие сведения о языке

8


Стартовая диагностическая работа.



Фонетика, орфоэпия, орфография

7

Контрольный диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы № 1.



Лексика. Фразеология

16

Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями № 2.


Контрольное изложение № 1.

Контрольное сочинение №1.

Морфемика и словообразование

7


Контрольное сочинение №2.


Морфология и орфография

13

Контрольная работа в формате ЕГЭ №1.



Речь. Функциональные стили речи.

8


Контрольное сочинение №3.

Контрольное изложение №2


Научный стиль речи

9

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.


Итого


68

5

5

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата


Тема урока


по плану


фактически

1.Общие сведения о языке (8 часов)


1

03.09


Введение. Общие сведения о языке.


2

05.09


Роль языка о обществе. Язык и культура


3

10.09


История развития русского языка.

Русский язык в современном мире.

4

12.09


Стартовая диагностическая работа


5

17.09


Русский язык в международном общении.

Анализ контрольной работы

6

19.09


Виды преобразования текста. Тезисы. Комплексный анализ текста.

7

24.09


Р.р. 1. Обучение написания сочинения-рассуждения.


8

26.09


Р.р. 2. Сочинение -рассуждение.



2. Фонетика, орфоэпия, орфография (7 часов)


9

01.10


Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

10

03.10


Повторение фонетики. Фонетический разбор.


11

08.10


Повторение графики.


12


10.10



Принципы русской орфографии


13

15.10


Виды преобразования текста. Конспект.


14

17.10


Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии.

15

22.10


Контрольная работа №1. Диктант с решением тестовых задач на знание орфоэпической нормы.


3.Лексика и фразеология (16 часов)


16

24.10


Повторение по теме «Лексика».

Анализ контрольной работы.


17

07.11


Сферы употребления русской лексики.


18

12.11


Исконно русская и заимствованная лексика.


19

14.11


Р.р. 3. Подготовка к написанию контрольного изложения.


20


19.11


Р.р. 4. Контрольное изложение № 1.


21

21.11


Архаизмы. Работа над ошибками, допущенными в изложении.


22

26.11


Историзмы. Неологизмы.


23

28.11


Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология


24

03.12


Р.р. 5. Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения на публицистическую тему №1.


25

05.12


Р.р. 6. Контрольное сочинение-рассуждение на публицистическую тему №1.


26

10.12


Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками. Словари русского языка.

27

12.12



Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.


28

17.12


Стилистические фигуры речи (антитеза, оксюморон и др.)


29

19.12


Р.р. 7..Практическая работа. Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах.


30

24.12


Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями № 2.


31

26.12


Анализ контрольной работы.

Итоговый урок за 1 полугодие.


4.Морфемика и словообразование ( 7 часов)


32



Обобщающее повторение ранее изученного.


33



Способы словообразования.


34



Словообразование знаменательных частей речи.


35



Выразительные словообразовательные средства.


36



Р.р. 8. Комплексный анализ текста с решением тестовых заданий.


37



Р.р. 9. Подготовка к написанию контрольного сочинения


38




Р.р. 10. Контрольное сочинение -рассуждение №2.


5.Морфология и орфография (13 часов)


39



Обобщающее повторение частей речи.

Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками.


40



Морфологический разбор знаменательных частей речи.


41



Морфологический разбор служебных частей речи.


42



Принципы русской орфографии.


43



Нормативное употребление форм слова.


44



Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.


45



Трудные вопросы правописания суффиксов разных частей речи.


46



Правописание НЕ с разными частями речи.


47



Правописание наречий.


48



Обобщающее повторение «Правописание частей речи».


49



Обобщающее повторение «Правописание частей речи».

Подготовка к контрольной работе.

50



Контрольная работа в формате ЕГЭ №1.


51



Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Обобщающее повторение орфографических норм.


6. Речь, функциональные стили речи (8 часов)


52



Язык и речь. Типы речи. Основные требования к речи.


53



Текст, его строение.


54



Р.р. №11. Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения.

55



Р.р. №12. Контрольное сочинение-рассуждение №3.


56



Функциональные стили речи. Анализ творческих работ.


57



Назначение, стилевые признаки, разновидности(подстили) научного стиля речи.

58



Р.р. №13. Подготовка к контрольному изложению


59



Р.р. №14. Контрольное изложение №2


7. Научный стиль речи (9 часов) 6+3 (повторение)


60



Лексические особенности научного стиля. Анализ творческих работ.

61



Синтаксические особенности научного стиля.


62



Термины, нормы их употребления в речи. 


63



Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.


64



Профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

65



Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи.

66



Обобщение и повторение изученного


67



Обобщение и повторение изученного


68



Итоговый урок за год.