МОУ Удельнинская гимназия
Раменского муниципального района
Московской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ Удельнинская гимназия _____________________/Н.А. Арюлина/ Приказ № _____от «___» ______202__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
10б (гум.) классов
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
2020 – 2021 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, Образовательной программы МОУ Удельнинская гимназия и Программы учебно-методического комплекта по русскому языку И. В. Гусаровой (Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни / Л. В. Бугрова. — М. : Вен тана-Граф, 2017)
Курс «Русский язык» на углублённом уровне ориентирован на достижение следующих целей:
формирование представление о языке как духовной сокровищнице народа, его нравственной, культурной ценности, воспитывать гражданина и патриота, овладевать культурой межнационального общения;
осознание роли языка как средства личностного становления и развития, приобщения к культурным ценностям, осознание эстетической ценности слова,
развитие эстетического вкуса, умения проникать в смысловое поле слова и текста в целом, совершенствовать на этой основе искусство понимания текста;
развитие читательской культуры, использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
развитие умений создавать тексты, устные и письменные, различных типов и жанров, с заданной функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;
овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях, ситуациях межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык в разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;
формирование функциональной грамотности как основы взаимодействия в социуме;
воспитание потребности постоянно совершенствовать свою речевую культуру, обогащать свой язык;
углубление знаний о лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного исследования, анализ языковых явлений и фактов с учётом их различных интерпретаций, исторического комментария к языковым явлениям;
проведение комплексного лингвистического анализа языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью, стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка, редактировать тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, разграничение вариантов норм и речевых нарушений;
анализ коммуникативных качеств и эффективности речи, понимание причин коммуникативных неудач, предупреждение и преодоление их, осуществление речевого самоконтроля, самооценки и самокоррекции, совершенствование собственных коммуникативных способностей.
В соответствии с намеченной целью обучающиеся должны решить следующие главные задачи:
овладеть функциональной грамотностью;
сформировать понятия о нормах современного русского литературного языка, системе функциональных стилей и изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
применять полученные знания в речевой практике;
овладеть умением в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях разных стилей и жанров выражать личную позицию и своё отношение к прочитанным текстам;
овладеть умениями комплексного анализа предложенного текста;
овладеть возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
овладеть навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения учебного курса
Обучающийся научится
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
характеризовать единицы языка того или иного уровня;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах;
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка;
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста;
опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю;
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст;
характеризовать основные аспекты культуры речи;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм:
осуществлять речевой самоконтроль:
оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств ;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Обучающийся получит возможность научиться :
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности
анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка
проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст
создавать тексты определённого стиля в различных жанрах
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка
определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии;
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении;
владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
формировать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владению навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умению ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры;
владеть языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты
Выпускник научится:
сознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;
формировать гражданскую позицию по отношению к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства,
формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительное отношение к другим культурам;
формировать языковую личность, способную выразить себя на языке и с помощью языка, осознающую значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
формировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
приобретать коммуникативные навыки, важные для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
формировать духовно-нравственные основы личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
формировать потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру;
осознавать эстетическую ценность слова, воспитывать эстетическое отношение к миру; понимание этики и эстетики филологии;
формировать экологическое мышление, бережное отношение к слову;
формировать духовно-нравственные ориентиры, способствующие воспитанию национальной идентичности, привитию традиционных семейных ценностей;
формирование способности делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Содержание учебного предмета
Язык
Общие сведения о
Основные разделы науки о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Тематическое планирование
Язык. | 1 час |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 1 ( 21 час) |
Модуль 1 Общие сведения о языке. | 4 часа |
Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности | 7 часов |
Модуль 3. Орфография | 2 часа |
Модуль 4. Синтаксис и пунктуация | 8 часов |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 2 ( 12 часов) | |
Модуль 5. Становление и развитие русского языка | 3 часа |
Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности | 2 часа |
Модуль 7. Орфография | 2 часа |
Модуль 8. Синтаксис и пунктуация | 5 часов |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 3 ( 13 часов) |
Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма | 2 часа |
Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста | 3 часа |
Модуль 11. Орфография | 2 часа |
Модуль 12. Синтаксис и пунктуация | 6 часов |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 4 ( 24 часа) |
Модуль 13. Лексика и фразеология | 13 часов |
Модуль 14. Функциональные стили речи | 5 часов |
Модуль 15. Орфография | 6 часов |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 5 ( 15 часов) | |
Модуль 17. Фонетика | 5 часов |
Модуль 18. Нормы русского литературного языка | 3 часа |
Модуль 19. Орфография | 3 часа |
Модуль 20. Синтаксис и пунктуация | 4 часа |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 6 ( 19 часов) | |
Модуль 21. Морфемика и словообразование | 5 часов |
Модуль 22. Русский речевой этикет | 2 часа |
Модуль 23. Орфография | 3 часа |
Модуль 24. Синтаксис и пунктуация | 9 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Фактические (коррекция) сроки прохождения темы |
I ЧЕТВЕРТЬ |
Язык (1 час) |
1 | Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса. | | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 1 (21 час) | |
Модуль 1. Общие сведения о языке (4 часа) |
2 | Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка | | |
3 | Язык как знаковая система. | | |
4 | Естественные и искусственные языки | | |
5 | Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ | | |
Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности ( 7 часов) | |
6 | Речь. Формы речи | | |
7 | Монологическая и диалогическая речь | | |
8 | Разновидности монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь | | |
9 | Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ | | |
10 | Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения | | |
11 | Организация групповой дискуссии на актуальную тему | | |
12 | Обучение написанию сочинения (проблема ) | | |
Модуль 3. Орфография (2 часа) | |
13, 14 | Правописание сложных слов | | |
Модуль 4. Синтаксис и пунктуация ( 8 часов) |
15 | Словосочетание как синтаксическая единица | | |
16 | Особенности управления некоторых грамматических форм | | |
17 | Общая характеристика типов предложений | | |
18 | Основы русской пунктуации | | |
19 | Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании | | |
20, 21 | Язык и речь ( контроль по блоку содержательному блоку 1) | | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 2 ( 12 часов) | |
Модуль 5. Становление и развитие русского языка ( 3 часа) | |
22 | Происхождение русского языка | | |
23 | Этапы развития русского литературного языка | | |
24 | Обучение написанию сочинения (комментарий к проблеме) | | |
II четверть |
Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности | |
25 | Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте | | |
26 | Функционально-смысловые типы речи (текстов). Конструирование текста | | |
27,28 | Употребление прописных и строчных букв | | |
Модуль 8. Синтаксис и пунктуация ( 5 часов) | |
29 | Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное | | |
30 | Согласование подлежащего и сказуемого | | |
31 | Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения | | |
32, 33 | Разновидности предложений ( контроль по содержательному блоку 2) | | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 3 (13 часов) |
Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма ( 2 часа) |
34 | Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики | | |
35 | Состав алфавита и принцип русской графики. Принципы русской орфографии | | |
III ЧЕТВЕРТЬ | |
Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста ( 3 часа) | |
36 | Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение | | |
37 | Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование | | |
38 | Обучение написанию сочинения (авторская позиция) | | |
Модуль 11. Орфография ( 2 часа) | |
39,40 | Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи | | |
Модуль 12. Синтаксис и пунктуация ( 6 часов) |
41 | Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство | | |
42 | Дефис при одиночном приложении | | |
43 | Неполные предложения. Тире в неполном предложении | | |
44, 45 | Второстепенные члены предложения ( контроль по содержательному блоку 2) | | |
46 | Обучение написанию сочинения (аргументация собственной позиции) | | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 4 ( 24 часа) | |
Модуль 13. Лексика и фразеология ( 13 часов) | |
47 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | | |
48 | Омонимы и паронимы | | |
49 | Лексические омонимы и смежные с ними явления: омофоны, омоформы, омографы | | |
50 | Синонимия. Антонимия | | |
51 | Эмоционально-экспрессивная лексика | | |
52 | Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления | | |
53 | Диалекты как часть общенародного языка | | |
54 | Формирование и развитие русской лексики: исконно русская; заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков | | |
55 | Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы | | |
56 | Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова — историзмы и архаизмы; неологизмы | | |
57 | Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов | | |
58 | Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов | | |
59 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста | | |
IV ЧЕТВЕРТЬ |
Модуль 14. Функциональные стили речи ( 5 часов) |
60 | Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текста научного стиля | | |
61 | Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности | | |
62 | Публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля | | |
63 | Особенности языка художественной литературы; анализ текста художественного произведения | | |
64 | Стиль устной речи — разговорный стиль и его особенности | | |
Модуль 15. Орфография ( 6 часов) | |
65 | Правописание приставок при-/пре | | |
66 | Общая характеристика сложных предложений | | |
67 | Сложносочинённые предложения | | |
68 | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях | | |
69, 70 | Написание сочинения ( контроль по содержательному блоку 4) | | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 5 ( 15 часов ) |
Модуль 17. Фонетика ( 5 часов) |
71 | Фонетика. Единицы фонетики. Понятие фонемы | | |
72, 73 | Артикуляционная классификация звуков | | |
74 | Законы русского слогоделения и правила переноса | | |
75 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера | | |
Модуль 18. Нормы русского литературного языка ( 3 часа) |
76 | Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы | | |
77 | Формирование орфоэпических норм | | |
78 | Комплексный анализ текста | | |
Модуль 19. Орфография ( 3 часа) |
79 | Употребление ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков | | |
80 | Правописание приставок на з-/с-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв и и ы в корне слова после приставок на согласную | | |
81 | Правописание в корнях слов гласных, проверяемых ударением. Правописание в корнях согласных, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости | | |
Модуль 20. Синтаксис и пунктуация ( 4 часа) |
82 | Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений | | |
83 | Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях | | |
84 | Типы соподчинения/подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными частями | | |
85, 86 | Языковая норма( контроль по содержательному блоку 5) | | |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 6 ( 19 часов) |
Модуль 21. Морфемика и словообразование ( 5 часов) |
87 | Основные виды морфем. Словообразовательные и формообразующие морфемы. Нулевые морфемы | | |
88 | Основа слова. Изменения в морфемном составе слова | | |
89 | Способы словообразования | | |
90 | Процессы, сопровождающие словообразование | | |
91 | Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера | | |
Модуль 22. Русский речевой этикет ( 2 часа) | |
92 | Национальная специфика этикета | | |
93 | Правила и нормы речевого этикета | | |
Модуль 23. Орфография ( 3 часа) | |
94 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов | | |
95 | Правописание о/ё после шипящих и ц в разных морфемах | | |
96 | Правописание и/ы после ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова | | |
Модуль 24. Синтаксис и пунктуация ( 9 часов) |
97 | Бессоюзные сложные предложения | | |
98 | Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях | | |
99 | Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи | | |
100,101 | Тест в формате ЕГЭ по изученным темам ( по блокам 1 – 6) | | |
102-105 | Обобщение и систематизация изученного материала | | |
ИТОГО: 105часов |
16
Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения
Библиотечный фонд;
Печатные пособия;
Информационно-коммуникационные средства (мультимедийные программы и электронные учебники);
Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи);
Учебно-практическое оборудование
Учебно-методический комплект
Гусарова И. В. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М. : Вентана-Граф, 2016.
Гусарова И. В. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. Электронная форма учебника. М. : Вентана-Граф, 2016.
Бугрова Л. В. Методическое пособие к учебнику И. В. Гусаровой «Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10–11 классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.
Словари и справочники
Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык, 2001
Макаров В.И. Матвеева Н.Н. Словарь лексических трудностей. – М.: Былина, 2010
Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.
Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2003 и послед. изд.
Розенталь, Д.Э и др. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? – М.: Мир и образование, 2003
Розенталь, Д.Э . Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М.: Мир и образование, 2003
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004
Дополнительная литература
Розенталь, Д.Э и др. Секреты стилистики. – М.: Айрис-Пресс, 2007
Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 1. Орфография. М., 2012.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2009.
Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.
Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.
Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.
Е
17
диное окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru
Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.
Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.
Федеральный институт педагогических измерений: o ld.fipi.ru.
Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.
8.Диагностические материалы
Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.
СОГЛАСОВАНО Протокол №___ заседания кафедры учителей русского языка и литературы от «___» _______________2020 года СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УМР______________ «___» _______________2020 года |