СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс, УМК И. В. Гусаровой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с по­ложениями Федерального государственного образо­вательного стандарта основного общего образования на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку,  Образовательной программы МОУ Удельнинская гимназия и Программы учебно-методического комплекта по русскому языку И. В. Гусаровой (Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни / Л. В. Бугрова. — М. : Вен тана-Граф, 2017)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 класс, УМК И. В. Гусаровой»


МОУ Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района

Московской области




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Удельнинская гимназия

_____________________/Н.А. Арюлина/

Приказ № _____от «___» ______202__ г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

10б (гум.) классов

на 2020 – 2021 учебный год









Составитель: Мирошниченко Ирина Михайловна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории













2020 – 2021 учебный год


2. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с по­ложениями Федерального государственного образо­вательного стандарта основного общего образования на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку, Образовательной программы МОУ Удельнинская гимназия и Программы учебно-методического комплекта по русскому языку И. В. Гусаровой (Русский язык : рабочая программа : 10—11 классы : базовый и углублённый уровни / Л. В. Бугрова. — М. : Вен тана-Граф, 2017)

Курс «Русский язык» на углублённом уровне ориентирован на достижение следующих целей:

  • формирование представление о языке как духовной сокровищнице народа, его нравственной, культурной ценности, воспитывать гражданина и патриота, овладевать культурой межнационального общения;

  • осознание роли языка как средства личностного становления и развития, приобщения к культурным ценностям, осознание эстетической ценности слова,

  • развитие эстетического вкуса, умения проникать в смысловое поле слова и  текста в  целом, совершенствовать на этой основе искусство понимания текста;

  • развитие читательской культуры, использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

  • развитие умений создавать тексты, устные и письменные, различных типов и жанров, с заданной функционально-стилевой установкой, с учётом речевой ситуации;

  • овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях, ситуациях межкультурного общения; коммуникативно целесообразно использовать язык в разных сферах и средах общения, развивать способность к речевому взаимодействию и социальной адаптации, навыки самоорганизации и саморазвития;

  • формирование функциональной грамотности как основы взаимодействия в социуме;

  • воспитание потребности постоянно совершенствовать свою речевую культуру, обогащать свой язык;

  • углубление знаний о лингвистике как науке, о русском языке как объекте научного исследования, анализ языковых явлений и фактов с учётом их различных интерпретаций, исторического комментария к языковым явлениям;

  • проведение комплексного лингвистического анализа языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью, стилистический анализ текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка, редактировать тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • оценка языковых явлений и фактов с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, разграничение вариантов норм и речевых нарушений;

  • анализ коммуникативных качеств и эффективности речи, понимание причин коммуникативных неудач, предупреждение и преодоление их, осуществление речевого самоконтроля, самооценки и самокоррекции, совершенствование собственных коммуникативных способностей.

В соответствии с намеченной целью обучающиеся должны решить следующие главные задачи:

овладеть функциональной грамотностью;

сформировать понятия о нормах современного русского литературного языка, системе функциональных стилей и изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

применять полученные знания в речевой практике;

овладеть умением в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях разных стилей и жанров выражать личную позицию и своё отношение к прочитанным текстам;

овладеть умениями комплексного анализа предложенного текста;

овладеть возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

овладеть навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.


  1. Планируемые результаты

Предметные результаты освоения учебного курса

Обучающийся научится

  • рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;

  • характеризовать единицы языка того или иного уровня;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах;

  • комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка;

  • анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра высказывания;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста;

  • опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • оценивать стилистические ресурсы языка;

  • создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю;

  • проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст;

  • характеризовать основные аспекты культуры речи;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм:

  • осуществлять речевой самоконтроль:

  • оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств ;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Обучающийся получит возможность научиться :

  • проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;

  • выделять и описывать социальные функции русского языка

  • проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка, и использовать его результаты в практической речевой деятельности

  • анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию

  • характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка

  • проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов

  • проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме

  • проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью

  • критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст

  • создавать тексты определённого стиля в различных жанрах

  • выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности

  • осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

  • использовать языковые средства с учётом вариативности современного русского языка

  • проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи

  • редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка

  • определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи

Метапредметные результаты

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять планы, учебные алгоритмы деятельности;

  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • анализировать свои образовательные приращения, выбирать способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные речевые стратегии;

  • продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с другими людьми, эффективно предупреждать и разрешать конфликты в межличностном общении;

  • владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • формировать способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владению навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умению ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • самостоятельно оценивать модели поведения и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей, основываясь на общечеловеческих ценностях и традиционных ценностях русской культуры;

  • владеть языком — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты

Выпускник научится:

  • сознавать русский язык как духовную, нравственную и  культурную ценность народа;

  • формировать гражданскую позицию по отношению к своему языку и созданным на нём памятникам словесного искусства,

  • формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу — создателю культурных ценностей, уважительное отношение к другим культурам;

  • формировать языковую личность, способную выразить себя на языке и с помощью языка, осознающую значение языка для саморазвития и самореализации, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

  • формировать толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • приобретать коммуникативные навыки, важные для организации сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • формировать духовно-нравственные основы личности в результате освоения культурно значимых текстов, приобщения к культурному опыту человечества, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • формировать потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру;

  • осознавать эстетическую ценность слова, воспитывать эстетическое отношение к миру; понимание этики и эстетики филологии;

  • формировать экологическое мышление, бережное отношение к слову;

  • формировать духовно-нравственные ориентиры, способствующие воспитанию национальной идентичности, привитию традиционных семейных ценностей;

  • формирование способности делать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.


  1. Содержание учебного предмета

Язык

Общие сведения о

Основные разделы науки о языке

Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.

Основные функции языка. Социальные функции русского языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.

Речь. Речевое общение

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.

Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью.

Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.

Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.

Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи.

Основные изобразительно-выразительные средства языка.

Текст. Признаки текста.

Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.

Культура речи

Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.

Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.

Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения её эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.

Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.

Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.




  1. Тематическое планирование

Язык.

1 час

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 1 ( 21 час)

Модуль 1 Общие сведения о языке.

4 часа

Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности

7 часов

Модуль 3. Орфография

2 часа

Модуль 4. Синтаксис и пунктуация

8 часов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 2 ( 12 часов)


Модуль 5. Становление и развитие русского языка

3 часа

Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности

2 часа

Модуль 7. Орфография

2 часа

Модуль 8. Синтаксис и пунктуация

5 часов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 3 ( 13 часов)

Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма

2 часа

Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста

3 часа

Модуль 11. Орфография

2 часа

Модуль 12. Синтаксис и пунктуация

6 часов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 4 ( 24 часа)

Модуль 13. Лексика и фразеология

13 часов

Модуль 14. Функциональные стили речи

5 часов

Модуль 15. Орфография

6 часов

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 5 ( 15 часов)


Модуль 17. Фонетика

5 часов

Модуль 18. Нормы русского литературного языка

3 часа

Модуль 19. Орфография

3 часа

Модуль 20. Синтаксис и пунктуация

4 часа

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 6 ( 19 часов)


Модуль 21. Морфемика и словообразование

5 часов

Модуль 22. Русский речевой этикет

2 часа

Модуль 23. Орфография

3 часа

Модуль 24. Синтаксис и пунктуация

9 часов







  1. Календарно-тематическое планирование


урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения темы

Фактические (коррекция) сроки прохождения темы

I ЧЕТВЕРТЬ

Язык (1 час)

1

Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса.



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 1 (21 час)


Модуль 1. Общие сведения о языке (4 часа)

2

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка



3

Язык как знаковая система.



4

Естественные и искусственные языки



5

Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ



Модуль 2. Речь как вид коммуникативной деятельности ( 7 часов)


6

Речь. Формы речи



7

Монологическая и диалогическая речь



8

Разновидности монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь



9

Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ



10

Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения



11

Организация групповой дискуссии на актуальную тему



12

Обучение написанию сочинения (проблема )



Модуль 3. Орфография (2 часа)


13, 14

Правописание сложных слов



Модуль 4. Синтаксис и пунктуация ( 8 часов)

15

Словосочетание как синтаксическая единица



16

Особенности управления некоторых грамматических форм



17

Общая характеристика типов предложений



18

Основы русской пунктуации



19

Способы передачи и пунктуационного оформления чужой речи: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании



20, 21

Язык и речь ( контроль по блоку содержательному блоку 1)



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 2 ( 12 часов)


Модуль 5. Становление и развитие русского языка ( 3 часа)


22

Происхождение русского языка



23

Этапы развития русского литературного языка



24

Обучение написанию сочинения (комментарий к проблеме)



II четверть

Модуль 6. Текст как результат речевой деятельности


25

Основные признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте



26

Функционально-смысловые типы речи (текстов). Конструирование текста



27,28

Употребление прописных и строчных букв



Модуль 8. Синтаксис и пунктуация ( 5 часов)


29

Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное, составное именное



30

Согласование подлежащего и сказуемого



31

Тире между подлежащим и сказуемым. Односоставные предложения



32, 33

Разновидности предложений ( контроль по содержательному блоку 2)



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 3 (13 часов)

Модуль 9. Краткая история русской письменности и реформы русского письма ( 2 часа)

34

Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики



35

Состав алфавита и принцип русской графики. Принципы русской орфографии



III ЧЕТВЕРТЬ


Модуль 10. Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста ( 3 часа)


36

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение



37

Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование



38

Обучение написанию сочинения (авторская позиция)



Модуль 11. Орфография ( 2 часа)


39,40

Правописание Н и НН в суффиксах слов разных частей речи



Модуль 12. Синтаксис и пунктуация ( 6 часов)

41

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство



42

Дефис при одиночном приложении



43

Неполные предложения. Тире в неполном предложении



44, 45

Второстепенные члены предложения ( контроль по содержательному блоку 2)



46

Обучение написанию сочинения (аргументация собственной позиции)



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 4 ( 24 часа)


Модуль 13. Лексика и фразеология ( 13 часов)


47

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова



48

Омонимы и паронимы



49

Лексические омонимы и смежные с ними явления: омофоны, омоформы, омографы



50

Синонимия. Антонимия



51

Эмоционально-экспрессивная лексика



52

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления



53

Диалекты как часть общенародного языка



54

Формирование и развитие русской лексики: исконно русская; заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков



55

Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы



56

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова — историзмы и архаизмы; неологизмы



57

Фразеология; отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов



58

Типы фразеологизмов по степени слитности их компонентов



59

Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста



IV ЧЕТВЕРТЬ

Модуль 14. Функциональные стили речи ( 5 часов)

60

Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текста научного стиля



61

Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности



62

Публицистический стиль, его разновидности и особенности; анализ текста публицистического стиля



63

Особенности языка художественной литературы; анализ текста художественного произведения



64

Стиль устной речи — разговорный стиль и его особенности



Модуль 15. Орфография ( 6 часов)


65

Правописание приставок при-/пре



66

Общая характеристика сложных предложений



67

Сложносочинённые предложения



68

Знаки препинания в сложносочинённых предложениях



69, 70

Написание сочинения ( контроль по содержательному блоку 4)



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 5 ( 15 часов )

Модуль 17. Фонетика ( 5 часов)

71

Фонетика. Единицы фонетики. Понятие фонемы



72, 73

Артикуляционная классификация звуков



74

Законы русского слогоделения и правила переноса



75

Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера



Модуль 18. Нормы русского литературного языка ( 3 часа)

76

Понятие языковой нормы. Орфоэпические нормы



77

Формирование орфоэпических норм



78

Комплексный анализ текста



Модуль 19. Орфография ( 3 часа)

79

Употребление ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков



80

Правописание приставок на з-/с-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв и и ы в корне слова после приставок на согласную



81

Правописание в корнях слов гласных, проверяемых ударением. Правописание в корнях согласных, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости



Модуль 20. Синтаксис и пунктуация ( 4 часа)

82

Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений



83

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях



84

Типы соподчинения/подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными частями



85, 86

Языковая норма( контроль по содержательному блоку 5)



СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ БЛОК 6 ( 19 часов)

Модуль 21. Морфемика и словообразование ( 5 часов)

87

Основные виды морфем. Словообразовательные и формообразующие морфемы. Нулевые морфемы



88

Основа слова. Изменения в морфемном составе слова



89

Способы словообразования



90

Процессы, сопровождающие словообразование



91

Обучение написанию сочинения-рассуждения на материале публицистического текста проблемного характера



Модуль 22. Русский речевой этикет ( 2 часа)


92

Национальная специфика этикета



93

Правила и нормы речевого этикета



Модуль 23. Орфография ( 3 часа)


94

Правописание чередующихся гласных в корнях слов



95

Правописание о/ё после шипящих и ц в разных морфемах



96

Правописание и/ы после ц в разных морфемах. Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова



Модуль 24. Синтаксис и пунктуация ( 9 часов)

97

Бессоюзные сложные предложения



98

Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях



99

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи



100,101

Тест в формате ЕГЭ по изученным темам ( по блокам 1 – 6)



102-105

Обобщение и систематизация изученного материала



ИТОГО: 105часов


16


  1. Перечень материально-технического и учебно-методического обеспечения

  1. Библиотечный фонд;

  2. Печатные пособия;

  3. Информационно-коммуникационные средства (мультимедийные программы и электронные учебники);

  4. Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, аудиозаписи);

  5. Учебно-практическое оборудование

Учебно-методический комплект

  1. Гусарова И. В. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. М. : Вентана-Граф, 2016.

  2. Гусарова И. В. Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Учебник для общеобразовательных организаций. 2-е изд. Электронная форма учебника. М. : Вентана-Граф, 2016.

  3. Бугрова Л. В. Методическое пособие к учебнику И. В. Гусаровой «Русский язык. 10 класс. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.

  4. Бугрова Л. В. Рабочая программа к линии УМК И. В. Гусаровой «Русский язык. 10–11 классы. Базовый и углублённый уровни». М. : Вентана-Граф, 2016.

Словари и справочники

  1. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы. Ударение. – М.: Русский язык, 2001

  2. Макаров В.И. Матвеева Н.Н. Словарь лексических трудностей. – М.: Былина, 2010

  3. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009

  4. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.

  5. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2003 и послед. изд.

  6. Розенталь, Д.Э и др. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? – М.: Мир и образование, 2003

  7. Розенталь, Д.Э . Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. – М.: Мир и образование, 2003

  8. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 2003.

  1. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2004

Дополнительная литература

  1. Розенталь, Д.Э и др. Секреты стилистики. – М.: Айрис-Пресс, 2007

  2. Богданова Г. А. Русский язык без репетитора: в 2 ч. Ч. 1. Орфография. М., 2012.

  3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. М., 2009.

  4. Воронина Н. В., Егорова Т. В. 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку. М., 2013.

  5. Горшков А. И. Русская словесность: от слова к словесности. М., 2010.

  6. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов.

  1. Е

    17

    диное окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: scool-collection.edu.ru

  3. Справочно-информационный портал «Грамота»: www.gramota.ru.

  4. Справочный портал по русскому языку «Культура письменной речи»: www.gramma.ru.

  5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ): feb-web.ru.

  6. Федеральный институт педагогических измерений: o ld.fipi.ru.

  7. Электронная версия газеты для учителя «Первое сентября»: ps.1september.ru.


8.Диагностические материалы

Диагностические материалы для подготовки к ВПР, РДР, ОГЭ, ЕГЭ взяты с ресурса СтатГрад.


СОГЛАСОВАНО

Протокол №___ заседания кафедры

учителей русского языка и литературы

от «___» _______________2020 года



СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УМР______________

«___» _______________2020

года