Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Доваторовская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МАОУ «Доваторовская СОШ»
Протокол № __1_ _____________Е.И.Пикалова.
«_28_ « ___июня____ 2018 г. «_____» ______2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018-2019 учебный год
по русскому языку
Уровень обучения (класс) среднее (полное)общее образование,11_
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Общее количество часов: 68
Количество часов в неделю _2__ Уровень _базовый_
Учитель __Новосельская Е.Н.____
Квалификационная категория __соответствие__
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса составлена на основе следующих документов:
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3.Программы курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) (Автор: Гольцова Н.Г.) – М.: «Русское слово», 2014 г.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику общеобразовательных учреждений / Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2014) Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
1) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
2) развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
3) формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
4) применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, форм поиска информации и разных способов передачи ее в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится доя того, чтобы помочь учащимся осознать сою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Настоящая программа учитывает особенности 11 класса МАОУ «Доваторовская СОШ». Программа скорректирована в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. В поурочное планирование внесены следующие изменения: контрольные и зачетные работы проводятся в формате ЕГЭ, темы изучаются тематическими блоками с последующими тренировками при помощи интерактивных тренажеров, тестов в формате ЕГЭ. Вступительные и итоговые испытания (аттестация) по русскому языку в формате ЕГЭ требуют от учителя разнообразия форм контроля за учебной деятельностью учащихся, а также разнообразия домашних заданий. В 10 –11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения;
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю 68 часов в год.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и пунктуации, культуры речи, стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,— формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Согласно уставу и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).
Формами контроля может быть:
1. зачет;
2. диктант, изложение, сочинение;
3. контрольная работа;
4. тестирование;
5. доклады, рефераты, сообщения;
6. результаты проектной и исследовательской деятельности учащихся;
7. рефлексия.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Результатам образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретенных в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.
Требования к уровню подготовки выпускников
Курс русского языка для средней школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского народа;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы языка, их признаки;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; использовать основные виды чтения;
• извлекать необходимую информацию из различных источников;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
• использовать приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Содержание тем учебного курса
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
Стилистика
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Колич. уроков | Контрольные работы, тесты, практикумы | Развитие речи |
| Синтаксис и пунктуация | | | |
1. | Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. | 1 | | |
2. | Словосочетание. | 4 | 1 | 1 |
| Предложение. | | | |
3. | Простое предложение | 3 | 2 | |
4 | Простое осложнённое предложение | 12 | 4 | 3 |
5. | Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. | 3 | | 1 |
6 | Сложное предложение | 8 | 1 | 1 |
7. | Предложения с чужой речью. | 2 | | |
8. | Употребление знаков препинания. | 3 | 1 | |
9. | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии | 4 | 1 | |
10. | Культура речи. | 2 | | |
11. | Стилистика. | 5 | | |
13. | Итоговый контроль | | 3 | 2 |
ИТОГО | 47 | 13 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока (занятия) | Количество часов | Домашнее задание |
план | факт. |
Раздел/тема 1 - Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. 1 |
1 | | | Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ. | 1 | П.66, упр.357 |
Раздел/тема –2 Словосочетание. 4 + 1РР+ 1 КР |
2 | | | Словосочетание. | 1 | П.67, упр.358 |
3 | | | Виды словосочетаний. | 1 | П.68, упр.361 |
4 | | | Синтаксический разбор словосочетания. | 1 | П.68, упр.364 |
5 | | | Анализ текста | 1 | П.116, упр.569 |
6 | | | Р.р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по данному тексту. | 1 | упр.569 |
7 | | | Входная контрольная работа № 1 (тестирование в формате ЕГЭ) | 1 | |
Раздел/тема - 3 Предложение 3 +1П +1КР |
8 | | | Понятие о предложении. Классификация предложений. Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. | 1 | П.69-71, упр.367 |
9 | | | Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | П.73, упр.373 |
10 | | | Тире в простом предложении. | 1 | П.74, упр.377 |
11 | | | Практикум по теме «Простое предложение». | 1 | упр.390 |
12 | | | Контрольная работа №2 (тестирование в формате ЕГЭ) по теме: «Простое предложение». | 1 | |
Раздел/тема - 4 Простое осложненное предложение 12 +2П+2КР+3РР |
13 | | | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | П.79, упр.394 |
14 | | | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. | 1 | П.81, упр.402 |
15 | | | Знаки препинания при однородных членах, соединённых неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами. | 1 | П.82, упр.403 |
16 | | | Обобщающиеся слова при однородных членах. | 1 | П.84, упр.412 |
17 | | | Практикум по теме «Простое осложненное предложение» | 1 | Тестовые задания |
18 | | | Контрольная работа №3(тестирование в формате ЕГЭ) | 1 | |
19 | | | Комплексный анализ текста | 1 | Тестовые задания |
20 | | | Р.Р. Обучение написанию сочинения-рассуждения | 1 | |
21 | | | Обособленные и необособленные определения. | 1 | П.85, упр.415 |
22 | | | Обособленные приложения. | 1 | П.86, упр. 424 |
23 | | | Обособленные обстоятельства. | 1 | П.87, упр.429 |
24 | | | Обособленные дополнения. | 1 | П.88, упр.433 |
25 | | | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | 1 | П.89, упр.438 |
26 | | | Практикум по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Тестовые задания |
27 | | | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 1 | П.90, упр.443 |
28 | | | Знаки препинания при обращениях. | 1 | П.91, упр.446 |
29 | | | Промежуточная контрольная работа в формате ЕГЭ №4 | 1 | Тестовые задания |
30 | | | Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение | 1 | Упр.570 |
31 | | | Р.р. Анализ письменных работ, работа над ошибками | 1 | Тестовые задания |
Раздел/тема - 5 Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением 3+1РР |
32 | | | Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | П.92, упр.453 |
33 | | | Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | П.92, упр.457 |
34 | | | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно- восклицательные слова. | 1 | П.93, упр.462 |
35 | | | Р.Р Сочинение-рассуждение | 1 | Тестовые задания |
Раздел/тема - 6 Сложное предложение 8+1П+1РР |
36 | | | Сложное предложение, знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | П.94-95, упр.472 |
37 | | | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным. | 1 | П.96, упр.481 |
38 | | | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. | 1 | П.97, упр.484 |
39 | | | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | П.98, упр.491 |
40-41 | | | Сложные предложения с разными видами связи | 2 | Упр.498, 500 |
42 | | | Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац | 1 | П.99, упр.501 |
43 | | | Практикум по теме «Сложное предложение» | 1 | Тестовые задания |
44 | | | Комплексный анализ текста. | 1 | Тестовые задания |
45 | | | Р.р.Обучение написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту | 1 | Тестовые задания |
Раздел/тема - 7 Предложения с чужой речью 2 |
46 | | | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | П.100,101, упр.503 |
47 | | | Знаки препинания при диалоге и цитатах. | 1 | П.102,103, упр.511 |
Раздел/тема - 8 Употребление знаков препинания 3 +1КР |
48 | | | Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания | 1 | П.104,105 упр.514 |
49 | | | Авторская пунктуация. | 1 | П.106, упр.518 |
50 | | | Контрольная работа в формате ЕГЭ №5. | 1 | |
51 | | | Анализ работы, работа над ошибками | 1 | Тестовые задания |
Раздел/тема - 9 Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии 4+1П |
52-55 | | | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии | 4 | Тестовые задания |
56 | | | Практикум по теме «Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии | 1 | Тестовые задания |
Раздел/тема - 10 Культура речи 2 |
57 | | | Культура речи | 1 | П.107, 108, упр.542 |
58 | | | Ораторское мастерство | 1 | П.109, 110 |
Раздел/тема - 11 Стилистика 5+1П+2КР+2РР |
59 | | | Функциональные стили речи | 1 | П.111-114 |
60 | | | Изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | Тестовые задания |
61 | | | Практикум по теме «Изобразительно-выразительные средства языка». | 1 | Тестовые задания |
62 | | | Комплексный анализ текста | 1 | Тестовые задания |
63-64 | | | Р.Р.Контрольное сочинение-рассуждение по исходному тексту | 2 | |
65 | | | Анализ письменных работ | 1 | Тестовые задания |
66-67 | | | Итоговое контрольное тестирование в формате ЕГЭ | 2 | |
68 | | | Анализ работ | 1 | |
Список использованной литературы
Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина - М.: Русское слово, 2014.
В.Ф.Греков, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в 10-11 классах /М.: Просвещение, 2012
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. /Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2012.
Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007
.Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс / А. Д. Дейкина. - М.: Дрофа, 2013.
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. - М.: Дрофа, 2015.
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2015.
Иванова С.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Сборник. Типовые тестовые задания: учебно-методическое пособие / С.Ю.Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 215 с. (Серия «ЕГЭ. Сборник»)
Цыбулько И.П. ЕГЭ 2015. Русский язык. Тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. – М.: Эксмо, 2017. – 120 с
Единый государственный экзамен 2015: Контрол. измерит. материалы: Рус. яз. / В.И.Капинос (рук.), С.И.Львова, Л.И.Пучкова и др.; М-во образования РФ. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2017. – 128 с.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.fipi.ru/
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернет
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/