СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание рабочей программы по русскому языку 7 класс соответствует требованиям ФГОС второго поколения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»


УТВЕРЖДЕНА


приказом МБОУ СОШ №3

от « ___» _____________ 2017 г. № ____


Директор школы ______________ А.Н.Кидин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного предмета «Русский язык»

7 класс

1 год______

(сроки реализации)



Рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол № 1 от «____» августа 2017 г.

Руководитель МО ______________ В.И.Селезнева

Рассмотрена на заседании методического совета школы

и рекомендована к рассмотрению

Протокол №1 от «___» августа 2017 г.

Председатель МС ____________________ И.В. Селиверстова

Пояснительная записка

1.1. Роль и место дисциплины

Язык, по своей специфике и социальной значимости, — явление уникальное: он является средством общения, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В 7 классе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, т.к. направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка определяют качество подготовки по другим школьным предметам.

1.2. Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1644 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Рассказово

  • Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы. Предметная линия учебников Т.В.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. Москва, Просвещение, 2011

  • Программа развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2017 учебные годы

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №3

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 29.06.2011, 24.11.2015).


1.3. Сведения о программе (примерной или авторской), на основании которой разработана рабочая программа

  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования

  • Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы. Предметная линия учебников Т.В.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. Москва, Просвещение, 2011


1.4. Соответствие ФГОС

Содержание рабочей программы соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы школы (включены разделы: «Ценностные ориентиры содержания учебного предмета», «Личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения», «Содержание предмета», «Тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности обучающихся»)

1.5. Цели и задачи

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с целью ставятся задачи:

– развить у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: чувство любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

– осознать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

– формировать у детей чувство языка;

– воспитать потребность пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

– сообщать необходимые знания и формировать учебно-языковые, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

1.6. Формы организации образовательного процесса

Классно – урочная, лекция, семинар, урок – зачет, консультация, конференция, собеседование, экскурсия, путешествие, исследование и экспериментальной проверки различных гипотез, дидактические игры, практикум, развития речи и т.д.


1.7. Технологии обучения

– Технология проблемного обучения;

– технология личностно ориентированного обучения;

– информационно – коммуникационные технологии;

– игровые технологии;

– здоровьесберегающие технологии;

– педагогика сотрудничества;

– педагогическая мастерская;

– метод проектов;

– технология оценивания и др.


1.8.Механизмы формирования ключевых компетенций, УУД

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7-м классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

1.9. Виды и формы контроля

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах, через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Программа предусматривает многоуровневую систему контроля:

- текущий: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, словарный диктант, выборочный диктант, творческий диктант, самостоятельная работа, самодиктант, письмо по памяти, объяснительный диктант, осложненное списывание;

- тематический контроль: проверочная работа, самостоятельная работа, тестирование;

- итоговый (промежуточный контроль): контрольный диктант, контрольное тестирование


1.10. Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец года




























































































Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 7-м классе является сформированность следующих умений:

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;

  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;

  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;

  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;

  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;

  • Правописание НЕ с деепричастиями;

  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;

  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;

  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;

  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;

  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;

  • Дефис между частями слова в наречиях;

  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;

  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;

  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;

  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;

  • Раздельное и дефисное написание частиц;

  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;

  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.

  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного, деепричастные обороты.

По связной речи

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;

  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;

  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;

  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


1.11. Используемый УМК













Линия учебно – методических комплексов по русскому языку Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др., 5-9 классы.

Состав УМК:

– рабочие программы;

– учебник;

– рабочая тетрадь;

– Скорая помощь по русскому языку в 2-х частях;

– методические рекомендации;

– поурочные разработки;

– дидактические материалы;

– диктанты и изложения;

– карточки- задания;

– приложение на электронном носителе

1.12. Информация о количестве учебных часов

На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 4 часа в неделю, 140 часов в год.


2. Содержание программы

1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление 1ч.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах 11ч.(8+3).

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.

2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи 68 ч.(52+16).

3.1. Причастие 25ч. (19+6).

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие 11 ч.(9+2).

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие 27ч. (21+6).

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния 5ч. (3+2).

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи 48ч. (41+7).

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 5 - 7 классе 10ч.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


3. Литература и средства обучения

Для учителя:

  1. Аксенова Л.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 7 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской. ФГОС. Экзамен, 2015.

  2. Груздева Е.Н. Комплексный анализ текста. Экзамен, 2015

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. Универсальное издание. ФГОС. Вако, 2015.

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

  5. Макарова Б.А. Диктанты и изложения по русскому языку. 7 класс. Ко всем действующим учебникам русского языка. ФГОС. Экзамен, 2015.

  6. Потапова Г.Н. Диктанты по русскому языку. 7 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 6 класс». ФГОС. Экзамен, 2015.

  7. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. Учитель, 2011

  8. Степанова Л.С. Русский язык. Диагностические и контрольные работыдля проверки образовательных достижений школьников. Астрель, 2015

  9. Текучева И.В. Русский язык. Контрольные и диагностические работы к учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 7 класс». АСТ, 2015 .

  10. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. Русский язык. Дидактические материалы. 7 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Просвещение, 2015.

  11. CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие. Русский язык. 6 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской. ФГОС. Экзамен, 2015 .

  12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

  13. Цветкова Г.В. Технологические карты уроков по учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. 1 часть. Учитель, 2013.

  14. Цветкова Г.В. Технологические карты уроков по учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. 2 часть. Учитель, 2013.

Для учащихся:

1. Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык. 6 класс». Экзамен, 2015 .

2. Влодавская Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. Комплексный анализ текста. Ко всем действующим учебникам русского языка. ФГОС. Экзамен, 2015 г.

3. Русский язык. 7 класс. Тематические тесты. Просвещение, 2015 .

4. Русский язык.7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская, М . Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч . ред. Н. М. Шанский] . - М.: Просвещение, 2015.

5. CD-ROM. Универсальное мультимедийное пособие. Русский язык. 7 класс. К учебнику Т.А. Ладыженской. ФГОС. Экзамен, 2015.

6. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.Ю. Скорая помощь по русскому языку. 7 класс. Рабочая тетрадь. В двух частях. ФГОС. Просвещение, 2015.


4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наглядные пособия:

– средства зрительной наглядности: графические, изобразительные, экранные;

– средства слуховой и зрительно – слуховой наглядности: телепередачи, кинофильмы, магнитофонные записи, CD-ROM., кинофрагменты, диафильмы со звуковым сопровождением



Информационно – коммуникативные средства:

– компьютер;

– мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия

– электронный дидактический материал

– Малый академический словарь (МАС)

– Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник

– Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам http://ruthenia.ru/tiutcheviana/search/ling.html

– Орфография и пунктуация http://www.hi_edu.ru/e_books/xbook142/01/index.html

– Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя http://ihtik.lib.ru/lib_ru_edu_21dec2006.html



Интернет – ресурсы:

– Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

– Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября" http://rus.1september.ru

–Методические разработки, предполагающие использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках русского языка http://it_n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com

Технические средства обучения:

– Ноутбук

– Проектор

– Экран


Учебно – практическое оборудование:

– Доска с магнитной поверхностью

– Набор приспособлений для крепления таблиц












Тематическое планирование по русскому языку



Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Русский язык как развивающееся явление 1ч.

Русский язык как развивающееся явление

- научиться понимать, в чем заключается богатство русского языка.

- научиться различать языковые единицы.

Повторение изученного в 5 – 6 классах 11ч.(8+3).

Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Стартовый контроль.

Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка.

Публицистический стиль.


Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.

Лексика и фразеология.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Стартовый контроль.

Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Стили литературного языка.

Публицистический стиль.

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 кл.».

- знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП;

- ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях;

- знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы;

- повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь;

- закрепить навыки словообразовательного разбора;

- повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях;

- уметь различать формы слова и однокоренные слова;

- повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи;

- знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля;

- анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.


Морфология и орфография. Культура речи 68 ч.(52+16).

Причастие 25ч. (19+6).

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н и НН в отглагольных прилагательных.

Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторение по теме «Причастие». Контрольный диктант по теме «Причастие».


Описание внешности человека.

Сжатое изложение .

Выборочное изложение.

Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н и НН в отглагольных прилагательных.

Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторение по теме «Причастие». Контрольный диктант по теме «Причастие».


Описание внешности человека.

Сжатое изложение .

Выборочное изложение.

Сочинение «Успешный телеведущий». Портретное описание

- знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении;

- уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения;


Деепричастие 11 ч.(9+2).

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение по теме «Деепричастие». Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Повторение по теме «Деепричастие». Контрольный диктант по теме «Деепричастие».


Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

- знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

- уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии


Наречие 27ч. (21+6)

Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Урок-практикум

«Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.» Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. Урок-практикум по теме

«Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.» Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Повторение по теме «Наречие». Промежуточный контроль. Дефис между частями слова в наречиях. Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях». Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение изученного по теме «Наречие». Контрольный диктант по теме «Наречие».


Изложение текста с описанием действия.

Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебно-научная речь. Учебный доклад.


Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Урок-практикум

«Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е.» Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е. Урок-практикум по теме

«Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.» Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Повторение по теме «Наречие». Промежуточный контроль. Дефис между частями слова в наречиях. Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях». Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение изученного по теме «Наречие». Контрольный диктант по теме «Наречие».


Изложение текста с описанием действия.

Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебно-научная речь. Учебный доклад.








- знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении;

- уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.


Категория состояния 5ч. (3+2)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Повторение по теме «Категория состояния».

Сжатое изложение


Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Повторение по теме «Категория состояния».

Сжатое изложение

- знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния;

- уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

Служебные части речи 48ч. (41+7)

Предлог

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Урок-практикум по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Обобщающий урок по теме «Предлог». Контрольный диктант по теме «Предлог»


Подробное изложение.

Репортаж.

Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Практикум по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении». Сочинительные союзы. Практикум по теме «Сочинительные союзы». Подчинительные союзы. Практикум по теме «Подчинительные союзы». Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. Практикум по теме «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы». Повторение по теме «Союз».

Контрольный диктант по теме «Союз».

Сочинение «Книга – наш друг и советчик».

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Практикум по теме «Смыслоразличительные частицы». Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Практикум по теме «Отрицательные частицы не и ни.» Различение частицы не и приставки не-. Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не-.» Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. Повторение по теме «Частица».

Контрольный диктант по теме «Частица».


Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Междометие

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Урок-практикум по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов». Обобщающий урок по теме «Предлог». Контрольный диктант по теме «Предлог»


Подробное изложение.

Репортаж.


Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Практикум по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении». Сочинительные союзы. Практикум по теме «Сочинительные союзы». Подчинительные союзы. Практикум по теме «Подчинительные союзы». Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. Практикум по теме «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы». Повторение по теме «Союз».

Контрольный диктант по теме «Союз».

Сочинение «Книга – наш друг и советчик».


Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Практикум по теме «Смыслоразличительные частицы». Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Практикум по теме «Отрицательные частицы не и ни.» Различение частицы не и приставки не-. Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не-.» Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни. Повторение по теме «Частица».

Контрольный диктант по теме «Частица».


Сочинение-рассказ по данному сюжету.


Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

- знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;

- уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.


Повторение изученного в 5 - 7 классе 10ч.

Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении.

Промежуточная аттестация

Итоговый урок






Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении.

Промежуточная аттестация

Итоговый урок


- знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.