Рабочая программа по русскому языку и родному языку, 1 Б класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.В.Поляковой «Русский язык», основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей № 7 г. Черняховска»; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189),
-в связи с изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.), которые внесены во ФГОС НОО, интегрировать курс русского языка с родным языком, календарно-тематическое планирование считать единым для двух курсов.
В содержание программы могут быть внесены изменения и /или дополнения в связи с изменениями внутреннего распорядка или образовательной деятельности Лицея на основании локально нормативных актов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета русский язык и родной язык.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Основное содержание учебного предмета
Систематический курс русского языка и родного языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Предложение и слово | 4 |
2 | Звуки и буквы | 2 |
3 | Слоги | 1 |
4 | Гласные и согласные звуки | 4 |
5 | Перенос слов | 2 |
6 | Ударение | 2 |
7 | Большая буква в именах собственных | 3 |
8 | Алфавит | 2 |
9 | Правописание согласных звуков | 11 |
10 | Грамматика | 5 |
11 | Предложение и текст | 5 |
12 | Родственные слова. Корень слова. Секреты речи | 9 |
Календарно-тематическое планирование 5 часов в неделю, 50 часов в год,
из них на внутрипредметный модуль «Весёлая грамматика» отводится 9 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
планир | проведен |
| Предложение и слово | 4 | | |
1 | Слово и предложение | 1 | | |
2 | Родной язык Как получается предложение | 1 | | |
3 | Главные члены предложения | 1 | | |
4 | Образ.модуль. Урок-игра.Восстановление деформированных предложений | 1 | | |
| Звуки и буквы. | 2 | | |
5 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове | 1 | | |
6 | Родной язык Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слова | 1 | | |
| Слоги | 1 | | |
7 | Слоги. Проверочная работа на выявление умения делить слова на слоги. | 1 | | |
| Гласные и согласные звуки | 4 | | |
8 | Гласные звуки | 1 | | |
9 | Согласные звуки | 1 | | |
10 | Родной язык Наблюдение за написанием парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | | |
11 | Образ-модуль. Урок- аукцион.Обобщение знаний по теме «Звуки, буквы, слоги» | 1 | | |
| Перенос слов | 2 | | |
12 | Родной язык Перенос слов | 1 | | |
13 | Перенос слов по слогам. Правила переноса | 1 | | |
| Ударение | 2 | | |
14 | Ударение. Словообразующая функция ударения | 1 | | |
15 | Родной язык Нормы литературного произношения. Знакомство с орфоэпическим словарём | 1 | | |
| Большая буква в именах собственных | 3 | | |
16 | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей | 1 | | |
17 | Большая буква в кличках животных, названии географических объектов | 1 | | |
18 | Образ-модуль. Урок – сказка. Обобщение знаний о словах, которые пишутся с большой буквы | 1 | | |
| Алфавит | 2 | | |
19 | Образ.-модуль. Урок-игра. Русская азбука или алфавит | 1 | | |
20 | Родной язык Упражнение в распределении слов в алфавитном порядке | 1 | | |
| Правописание согласных звуков | 11 | | |
21 | Родной язык Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | | |
22 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | | |
23 | Проверочная работа на узнавание твердости/мягкости согласных звуков, способов их обозначения | 1 | | |
24 | Родной язык Шипящие согласные звуки | 1 | | |
25 | Буквосочетание жи-ши | 1 | | |
26 | Родной язык Буквосочетания чу–щу, ча–ща | 1 | | |
27 | Буквосочетания чк,чн, щн | 1 | | |
28 | Родной язык Глухие и звонкие согласные звуки | 1 | | |
29 | Написание звонких и глухих согласных к корне слова | 1 | | |
30 | Парные согласные в конце слова. Проверочная работа на правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными | 1 | | |
31 | Образ-модуль. Упрок- игра. Закрепление написания гласных и согласных в корне слова | 1 | | |
| Грамматика | 5 | | |
32 | Родной язык Части речи. Общее понятие | 1 | | |
33 | Имя существительное | 1 | | |
34 | Имя прилагательное | 1 | | |
35 | Глагол | 1 | | |
36 | Родной язык Предлог и приставки | 1 | | |
| Предложение и текст | 5 | | |
37 | Мониторинг образовательных достижений | 1 | | |
38 | Родной язык Предложение. Грамматическая основа предложенияКлассификация предложений по интонации. Восклицательные предложения | 1 | | |
39 | Образ-модуль. Урок –КВН. Закрепление пройденного по теме «Предложение» | 1 | | |
40 | Родной язык Слова вежливого общения | 1 | | |
41 | Текст. Проверочная работа на восстановление деформированного текста | 1 | | |
| Родственные слова. Корень слова. Секреты речи. | 9 | | |
42 | Родственные слова. Корень слова. | 1 | | |
43 | Контрольное списывание | 1 | | |
44 | Анализ контрольного списывания. Работа над ошибками. Упражнение в подборе родственных слов | 1 | | |
45 | Образ.-модуль. Урок-сказка. Секреты речи. | 1 | | |
46 | Родной язык Пословицы и поговорки | 1 | | |
47 | Образ-модуль. Урок-игра. Средства выражения различных чувств. | 1 | | |
48 | Родной язык Словосочетания. Фразеологизмы. | 1 | | |
49 | Обобщение изученного за 1 класс | 1 | | |
50 | Образ-модуль. Урок-праздник. Обобщение изученного за 1 класс | 1 | | |