СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саралинская средняя общеобразовательная школа».
Рассмотрено Руководитель ШМО гуманитарного цикла __________ Сарапу И.В.
Протокол № 1 от «__» ____________ 2018 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _______ Аболешева Н.В.
«__» __________ 2018г. | Утверждено Директор МБОУ «Саралинская СОШ» __________ Гребенькова О.В
Приказ № от «___» __________ 2018г. |
Рабочая программа
по русскому языку
6 класс
на 2018-2019 учебный год
(204 часа)
Учитель:
Сарапу Ирина Владимировна
Сарала, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «русский язык» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерной программы по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), Программы по русскому языку для 5-9 классов авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. (М.: Просвещение, 2012), Положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по учебным предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС ООО (приказ №99 от 01.09.15) и Учебного плана МБОУ «Саралинская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
Программа ориентирована на использование учебника: Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. М.: «Просвещение» 2014, имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденный федеральным перечнем учебников (приказ № 253 от 31.03.2014г. с последующими изменениями).
Образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Саралинская СОШ» на 2018-2019 учебный год.
В учебном плане МБОУ «Саралинская СОШ» в 6 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на предмет «Русский язык» отведено в общем объеме 204 часа, 6 часов в неделю.
Цели, реализуемые рабочей программой для 6 класса:
Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 6 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие их логического мышления;
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование УУД (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
Региональный компонент и этнокультурная составляющая реализуются через содержание учебного материала.
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе:
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения и расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 6 класса и специфики классного коллектива. В 6 классе обучаются 11 человек. Двое детей с ОВЗ, который требует индивидуального подхода в обучении.
В работе с детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания с учетом адаптации его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидуальным особенностям.
В классе есть обучающиеся со средним уровнем способностей и невысокой мотивацией к учению, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов деятельности. Обучение будет строиться на использовании следующих технологий и методов: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метода проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации на уроках русского языка и другие.
Все учащиеся, которые испытывают затруднения в учебе, приглашаются на дополнительные занятия, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к России, её языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- совместно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Все виды УУД на ступени 5-6 класса ученик формирует в сотрудничестве с учителем, при непосредственном его контроле за речью, за умением аргументировать свою позицию, работать в группе при решении познавательных, регулятивных задач.
3. Содержание учебного предмета
6 КЛАСС (204ч)
О языке
Слово как основная единица языка.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
ГРАММАТИКА
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Местоимение
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.
№ | Содержание | Кол-во часов | Контроль знаний |
1 | Введение. Язык. Речь. Общение | 4 |
|
2 | Повторение изученного в 5 классе | 20 | 1 |
3 | Текст | 10 |
|
4 | Лексика. Фразеология. Культура речи | 19 |
|
5 | Словообразование и Орфография. Культура речи | 38 |
|
6 | Морфология и орфография. Культура речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол |
25 22 13 17 25 |
|
7 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 11 |
|
| ИТОГО | 204 |
|
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
№ урока | № урока в теме | Тема | Основные виды деятельности учащихся | КПУ | Дата проведения |
| |||||||||||||||
|
|
| План | Факт | |||||||||||||||||
Введение. Язык. Речь. Общение (4ч) |
| ||||||||||||||||||||
1 | 1 | Вводный урок. | Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. | 1.1.2 |
|
|
| ||||||||||||||
2 | 2 | Русский язык – один из развитых языков мира. | Осознают, что владение русским языком является важным показателем культуры человека | 1.1.2 |
|
|
| ||||||||||||||
3 | 3 | Язык, речь, общение. | Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют стихотворения. | 1.1.1 |
|
|
| ||||||||||||||
4 | 4 | Ситуация общения | Определяют компоненты ситуации общения. Анализируют схему. Характеризуют диалоги по наличию компонентов речевой ситуации. Пишут поздравление учителю. Высказывают своё мнение о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения. | 1.5.2 |
|
|
| ||||||||||||||
Повторение изученного в 5 классе (20ч) |
| ||||||||||||||||||||
5 | 1 | Повторение. Фонетика, фонетический разбор слова. | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь | 2.1.1 |
|
|
| ||||||||||||||
6 | 2 | Повторение. Орфоэпия. Произношение гласных и согласных звуков. Ударение. | 2.1.4 |
|
|
| |||||||||||||||
7 | 3 | Повторение. Морфемы в слове. | Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы. | 2.2.1
|
|
|
| ||||||||||||||
8 | 4 | Морфемный анализ | 2.2.1
|
|
|
| |||||||||||||||
9 | 5 | Орфограммы в приставках. | 2.2.3 |
|
|
| |||||||||||||||
10 | 6 | Орфограммы в корнях слов | 2.2.3 |
|
|
| |||||||||||||||
11 | 7 | Повторение. Части речи. Морфологический разбор | Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
12 | 8 | Орфограммы в окончаниях слов.
| Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пишут сочинение на одну из предложенных тем. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
13 | 9 | Комплексный анализ текста. |
|
|
|
| |||||||||||||||
14 | 10 | Повторение. Морфология и орфография. | Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. Анализируют стихотворение, пишут по нему диктант. Выделяют основную мысль в текстах, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы. Активизируют изученные в 5 классе орфограммы, касающиеся написания окончаний слов. Обозначают условия выбора орфограмм при выполнении упражнений. Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. | 2.4.3 1.3.7.2 |
|
|
| ||||||||||||||
15 | 11 | Повторение. Синтаксис и его единицы. Словосочетание | Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. | 2.5.1 |
|
|
| ||||||||||||||
16 | 12 | Повторение. Простое предложение. | Активизируют знания в области синтаксиса простого предложения. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. | 2.5.2 |
|
|
| ||||||||||||||
17 | 13 | Знаки препинания в простом предложении. | Составляют таблицу «Члены предложения и части речи, которыми они выражаются». Подбирают однородные члены к словам. | 2.5.2 |
|
|
| ||||||||||||||
18 | 14 | Анализ простого предложения. | Выявляют предложения с обобщающим словом при однородных членах; распространённые и нераспространённые предложения; предложения с обращениями. | 2.5.2 |
|
|
| ||||||||||||||
19 | 15 | Повторение. Сложное предложение. | Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. | 2.5.3 |
|
|
| ||||||||||||||
20 | 16 | Знаки препинания в сложном предложении | Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют сложные предложения по схемам. | 2.5.3 |
|
|
| ||||||||||||||
21 | 17 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | Осуществляют устный и письменный синтаксический разбор простых и сложных предложений. Составляют сложные предложения. | 2.5.3 |
|
|
| ||||||||||||||
22 | 18 | Повторение. Прямая речь. Диалог. | Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их схемы. Составляют диалоги на заданную тему. Подбирают предложения по схемам. | 2.5.3 |
|
|
| ||||||||||||||
23 | 19 | Входной контроль. Повторение изученного в 1-5 классах. | Обобщают полученные в 5 классе знания по русскому языку. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий |
|
|
|
| ||||||||||||||
24 | 20 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки |
|
|
|
| ||||||||||||||
Текст (10ч) |
| ||||||||||||||||||||
25 | 1 | Повторение. Текст, признаки текста | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. | 1.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
26 | 2 | Повторение. Тема и основная мысль текста. | Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в текстах стихотворений. Пишут сочинение-описание. | 1.2.2 |
|
|
| ||||||||||||||
27 | 3 | Начальные и конечные предложения текста | Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль и признаки начальных и конечных предложений текста. Придумывают сказку по одному из приведённых в упражнении начальных и конечных предложений. Продолжают текст по данному началу. | 1.2.4 |
|
|
| ||||||||||||||
28 | 4 | Ключевые слова | Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных произведений по ключевым словам. | 1.2.1 |
|
| |||||||||||||||
29 | 5 | Основные признаки текста. Заголовок. | Систематизируют основные признаки текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведённое в упражнении стихотворение — текст. Анализируют диалог. Пишут рассказ. | 1.2.1 |
|
| |||||||||||||||
30 | 6 | Текст и стили речи. | Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. | 1.5.1 |
|
| |||||||||||||||
31 | 7 | Текст и типы речи. | Выявляют особенности типов речи. Определяют типы речи текстов упражнений. | 1.5.1 |
|
| |||||||||||||||
32 | 8 | Самостоятельная работа по теме «Текст» | Обобщают полученные в 5 классе знания по теме «Текст». Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий |
|
|
| |||||||||||||||
33 | 9 | Официально-деловой стиль речи. | Узнают особенности текстов официально-делового стиля. | 1.4.3 |
|
| |||||||||||||||
34 | 10 | Заявление. Объяснительная записка. | Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки. | 1.4.3 |
|
| |||||||||||||||
Лексика.Фразеология.Культура речи (19 ч) |
| ||||||||||||||||||||
35 | 1 | Слово и его лексическое значение | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. | 2.3.1 |
|
| |||||||||||||||
36 | 2 | Работа с текстом. | Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в переносном значении; подбирают синонимы и антонимы к словам. | 2.3.1 |
|
| |||||||||||||||
37 | 3 | Общеупотребительные слова. | Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова. | 2.3.2 |
|
| |||||||||||||||
38 | 4 | Профессиональные слова. | Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов. | 2.3.2 |
|
| |||||||||||||||
39 | 5 | Диалектные слова. | Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов. Пишут сжатое изложение. | 2.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
40 | 6 | Подробное изложение о В.И.Дале «Собиратель русских слов» | Составляют план текста, определяют композиционные и языковые признаки текста, выделяют главную информацию. Пишут текст по памяти | 1.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
41 | 7 | Написание подробного изложение о В.И.Дале «Собиратель русских слов» | Составляют план текста, определяют композиционные и языковые признаки текста, выделяют главную информацию. Пишут текст по памяти | 1.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
42 | 8 | Исконно русские слова. | Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. | 2.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
43 | 9 | Заимствованные слова | Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. | 2.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
44 | 10 | Новые слова (неологизмы) | Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному и пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, анализируют их использование в текстах разных стилей. Объясняют лексическое значение приведённых в учебнике неологизмов. | 2.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
45 | 11 | Устаревшие слова.
| Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. | 2.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
46 | 12 | Работа с текстом. | Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте. | 2.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
47 | 13 | Словари. | Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей. | 2.3.4 |
|
|
| ||||||||||||||
48 | 14 | Фразеологизмы . | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. | 2.3.4 |
|
|
| ||||||||||||||
49 | 15. | Источники фразеологизмов. | Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами. Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов. Пишут диктант. | 2.3.4 |
|
|
| ||||||||||||||
50 | 16 | Повторение изученного по темам «Лексикология. Фразеология» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Определяют заимствованные слова в тексте. Пишут диктант. Указывают признаки научного стиля в тексте. | 2.3.6 |
|
|
| ||||||||||||||
51 | 17 | Повторение изученного по темам «Лексикология. Фразеология» | Определяют фразеологизмы по рисункам. Заменяют свободные сочетания слов фразеологизмами | 2.3.6 |
|
|
| ||||||||||||||
52 | 18 | Практикум по теме «Лексикология. Фразеология» | Обобщают полученные знания по лексикологии и фразеологии. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.3.6 |
|
|
| ||||||||||||||
53 | 19 | Анализ ошибок, допущенных в самостоятельной работе (1ч) | Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки |
|
|
|
| ||||||||||||||
Словообразование и орфография.Культура речи (19ч) |
| ||||||||||||||||||||
54 | 1 | Морфемика и словообразование. | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. | 2.2.1
|
|
|
| ||||||||||||||
55 | 2 | Морфемный и словообразовательный разборы. | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. | 2.2.1
|
|
|
| ||||||||||||||
56 | 3 | Практикум по теме «Морфемика и словообразование» | Составляют небольшие тексты на заданные темы. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. Заполняют таблицу видов орфограмм. Пишут тест | 2.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
57 | 4 | Р.Р.Понятие об интерьере. Описание помещения | Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений. | 1.3.1 |
|
|
| ||||||||||||||
58 | 5 | Р.Р.Сочинение-описание помещения «Моя комната» | Составляют план, собирают материалы к написанию сочинения. Производят отбор языковых средств, в том числе изобразительных средств языка . Редактируют текст. | 1.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
59 | 6 | Основные способы образования слов в русском языке.
| Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования; устанавливают смысловую и структурную связь однокоренных слов. | 2.2.3
|
|
|
| ||||||||||||||
60 | 7 | Основные способы образования слов в русском языке. | 2.2.3
|
|
|
| |||||||||||||||
61 | 8 | Практическая работа. | Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова; составляют цепочки однокоренных слов. | 1.2.1 |
|
|
| ||||||||||||||
62 | 9 | Работа с текстом. | 1.2.1 |
|
|
| |||||||||||||||
63 | 10 | Этимология слов.
| Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. | 2.3.8 |
|
|
| ||||||||||||||
64 | 11 | Этимология и орфография | Готовят устное выступление на тему истории того или иного слова. Анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов. | 2.3.8 |
|
|
| ||||||||||||||
65 | 12 | Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от ударения | Усваивают правило написания букв а и о в корнях зар-зор, гар-гор, твар-твор, клан-клон,плав-плов-плыв Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют разные значения слов с перечисленными корнями | 1.3.7.1 |
|
|
| ||||||||||||||
66 | 13 | Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от суффикса А | Усваивают правило написания букв а и о в корнях кас-кос, лаг-лож Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют словосочетания с глаголами с изучаемым чередованием в корне. Образуют от слов с изучаемым чередованием однокоренные приставочным способом. | 1.3.7.2 |
|
|
| ||||||||||||||
67 | 14 | Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от конечных согласных корня | Усваивают правило написания букв а и о в корне раст (ращ)-рос, скак-скоч Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам. | 1.3.7.2 |
|
|
| ||||||||||||||
68 | 15 | Правописание корней с чередованием гласных, зависящих от значения корня | Усваивают правило написания букв а и о в корне мак-мок, равн-ровн. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам. | 1.3.7.3 |
|
|
| ||||||||||||||
69 | 16 | Правописание корней с чередованием гласных е//и, а(я)//ин(им) | Усваивают правило написания. | 1.3.7.2 |
|
|
| ||||||||||||||
70 | 17 | Практическая работа по теме «Чередование гласных» | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Анализируют и составляют таблицу. Объясняют орфограммы в стихотворениях. Составляют рассказ по рисункам. | 1.3.7.2 |
|
|
| ||||||||||||||
71 | 18 | Буквы ы и и после приставок | Усваивают правило написания букв ы, и и после приставок. | 1.3.7.3 |
|
|
| ||||||||||||||
72 | 19 | Буквы ы и и после приставок | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия употребления буквы ы или и. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом. | 1.3.7.3 |
|
|
| ||||||||||||||
73 | 20 | Правописание приставок.
| Анализируют таблицу. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Определяют способы образования слов. | 1.3.7.3
|
|
|
| ||||||||||||||
74 | 21 | Гласные в приставках пре- и при- | Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. | 1.3.7.3 |
|
|
| ||||||||||||||
75 | 22 | Гласные в приставках пре- и при- | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, объясняя условия написания гласных в приставках пре- и при-. | 1.3.7.3
|
|
|
| ||||||||||||||
76 | 23 | Практикум по теме «Правописание приставок –ПРЕ и –ПРИ. | Анализируют тексты, объясняют условия выбора орфограмм в них. Пишут диктант. | 1.3.7.3
|
|
|
| ||||||||||||||
77 | 24 | Самостоятельная работа. | Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. | 1.3.7.3
|
|
|
| ||||||||||||||
78 | 25 | Соединительные о, е, и в сложных словах | Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. | 1.3.7.3
|
|
|
| ||||||||||||||
79 | 26 | Практикум. | Образуют сложные слова от данных в упражнении слов. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах. | 1.3.7.4 |
|
|
| ||||||||||||||
80 | 27 | Сложносокращённые слова. | Усваивают понятие сложносокращённого слова. | 2.3.2 |
|
|
| ||||||||||||||
81 | 28 | Род сложносокращенных слов | Образуют сложносокращённые слова и определяют, как образованы данные в упражнениях сложносокращённые слова. | 2.3.2 |
|
|
| ||||||||||||||
82 | 29 | Практикум | Анализируют рисунки. Пишут сочинение | 2.3.2 |
|
|
| ||||||||||||||
83 | 30 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов. Заполняют таблицу. Определяют исходное слово в словообразовательной цепочке. Пишут диктант. | 2.2.2 |
|
|
| ||||||||||||||
84 | 31 | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. Пишут сочинение (описание помещения), используя составленный план и собранные материалы. | 1.3.1 |
|
|
| ||||||||||||||
85 | 32 | Р.Р.Сочинение-описание по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | Составляют план, собирают материалы к написанию сочинения. Производят отбор языковых средств, в том числе изобразительных средств языка. | 1.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
86 | 33 | Р.Р.Написание сочинения-описания по картине Т.Н.Яблонской «Утро» | Редактируют текст. Пишут чистовой вариант. | 1.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
87 | 34 | Повторение изученного по теме «Морфемика и словообразование». | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. | 2.2.4 |
|
|
| ||||||||||||||
88 | 35 | Повторение изученного по теме «Морфемика и словообразование». | Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Записывают сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Приводят примеры образования слов. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют текст. | 2.2.4 |
|
|
| ||||||||||||||
89 | 36 | Практическая работа | Пишут диктант. | 2.2.4 |
|
|
| ||||||||||||||
90 | 37 | Контрольная работа по теме «Морфемика и словообразование». | Обобщают полученные знания по морфемике и словообразованию. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
91 | 38 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. | 2.2.7 |
|
|
| ||||||||||||||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. Имя существительное (25ч) |
| ||||||||||||||||||||
92 | 1 | Имя существительное | Активизируют знания об имени существительном как о части речи. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
93 | 2 | Морфологические признаки, орфограммы в существительном. | Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
94 | 3 | Работа с текстом. | Выделяют имена собственные в текстах. Пишут письмо товарищу. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способы образования существительных.Пишут диктант. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
95 | 4 | Разносклоняемые имена существительные | Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания. Пишут диктант. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
96 | 5 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя | Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён. Пишут диктант. | 1.3.7.1 |
|
|
| ||||||||||||||
97 | 6 | Несклоняемые имена существительные.
| Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
98 | 7 | Несклоняемые имена существительные. | Обобщают полученные знания по несклоняемым именам существительным. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
99 | 8 | Практикум. | Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
100 | 9 | Род несклоняемых имён существительных | Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст, по аналогии с текстом устно описывают свой родной край. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
101 | 10 | Имена существительные общего рода. | Распознают имена существительные общего рода. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
102 | 11 | Работа с текстом | Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. | 1.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
103 | 12 | Морфологический разбор имени существительного | Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека. Пишут сочинение. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
104 | 13 | Повторение изученного об имени существительном | Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
105 | 14 | Комплексный анализ текста | Обобщают полученные знания по морфологическим признакам имени существительного. | 1.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
106 | 15 | Комплексный анализ текста | Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 1.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
107 | 16 | Не с существительными
| Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- — приставку, не — часть корня и не — отрицательную частицу. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
108 | 17 | Практикум по теме «Не с существительными» | Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
109 | 18
| Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик) | Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
110 | 19 | Правописание суффиксов ЧИК и ЩИК | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
111 | 20
| Гласные в суффиксах существительных -ек и –ик. | Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
112 | 21 | Правописание суффиксов ЕК и ИК. | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют слова однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
113 | 22 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | Усваивают правило написания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
114 | 23 | Практикум. | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах. Письменно объясняют способы образования слов. Пишут диктант. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
115 | 24 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
116 | 25 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам имени существительного. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
Имя прилагательное (22ч) |
| ||||||||||||||||||||
117 | 1 | Имя прилагательное как часть речи.
| Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
118 | 2 | Роль прилагательного в речи. | Работают с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображённые на ней. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
119 | 3 | Р.Р.Описание природы . Сочинение-описание природы по теме «Вид из моего окна» | Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы. | 1.3.1 |
|
|
| ||||||||||||||
120 | 4 | Р.Р.Написание сочинения-описания природы по теме «Вид из моего окна» | Пишут чистовой вариант сочинения | 1.3.1 |
|
|
| ||||||||||||||
121 | 5 | Степени сравнения имён прилагательных. | Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
122 | 4 | Степени сравнения имён прилагательных. | Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
123 | 7 | Практикум. | Письменно сравнивают различные объекты. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
124 | 8 | Разряды прилагательных по значению.
| Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают текст по данному началу, используя сложные прилагательные. Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план. Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
125 | 9 | Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. | Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ или ь в именах прилагательных. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
126 | 10 | Работа с текстом. | Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль. Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
127 | 11. | Морфологический разбор имени прилагательного | Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных. Анализируют текст и характеризуют отдельные слова текста. Подбирают синонимы к прилагательным. Выписывают прилагательные из отрывка произведения художественной литературы, изучаемого в 6 классе. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
128 | 12 | Не с прилагательными | Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- — приставку, не — часть корня и не — отрицательную частицу. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
129 | 13 | Практикум. | Пишут диктант. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
130 | 14. | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. | Усваивают правило написания букв о и е после шипящих и и в суффиксах имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Устно описывают картину. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
131 | 15 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных | Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах имён прилагательных. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
132 | 16 | Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
| Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имён прилагательных краткие. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
133 | 17 | Практикум. | Устно описывают предмет (куклу). |
|
|
|
| ||||||||||||||
134 | 18 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- — -ск- | Усваивают правило написания суффиксов имён прилагательных -к- и-СК-. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
135 | 19 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
| Усваивают правило дефисного и слитного написания сложных имён прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
136 | 20 | Работа с текстом. | Анализируют текст отрывков из произведения художественной литературы. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
137 | 21 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и заполняют таблицы. Анализируют тексты и отдельные слова текстов. Пишут диктант. Составляют небольшой текст на заданную тему и готовят на его основе выступление. | 2.4.3 1.5.2 |
|
|
| ||||||||||||||
138 | 22 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам имени прилагательного. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.4.3
|
|
|
| ||||||||||||||
Имя числительное (13 ч) |
| ||||||||||||||||||||
139 | 1 | Имя числительное как часть речи | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. Составляют и пишут расписку. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
140 | 2 | Простые, сложные и составные числительные | Распознают простые, сложные и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающие на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
141 | 3 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Усваивают правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
142 | 4 | Порядковые числительные | Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика» и составляют с ними сложные предложения. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
143 | 5 | Разряды количественных числительных | Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
144 | 6 | Числительные, обозначающие целые числа | Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
145 | 7 | Выборочное изложение | Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы | 1.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
146 | 8 | Написание выборочного изложения | Работа над чистовым текстом изложения по произведению художественной литературы | 1.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
147 | 9 | Дробные числительные | Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Составляют рассказ по рисунку. Пишут диктант. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
148 | 10
| Собирательные числительные | Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки и составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
149 | 11 | Морфологический разбор имени числительного | Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
150 | 12 | Повторение изученного по теме «Имя числительное» (1ч) | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числительном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами. Готовят устное выступление перед классом на тему «Берегите природу!». | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
151 | 13 | Обобщение по теме «Имя числительное | Обобщают полученные знания по морфологическим признакам имени числительного. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.4.3 1.5.3 |
|
|
| ||||||||||||||
Местоимение (17 ч) |
| ||||||||||||||||||||
152 | 1 | Местоимение как часть речи | Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
153 | 2 | Личные местоимения | Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений. Пишут диктант. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
154 | 3 | Возвратное местоимение себя | Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений. Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
155 | 4 | Вопросительные и относительные местоимения | Распознают вопросительные и относительные местоимения. Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
156 | 5 | Неопределённые местоимения | Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
157 | 6 | Неопределённые местоимения (практикум) | Определяют способы образования неопределённых местоимений. Подбирают однокоренные слова к словам с непроверяемыми орфограммами. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
158 | 7 | Отрицательные местоимения | Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
159 | 8 | Отрицательные местоимения (практикум) | Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями. Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
160 | 9 | Притяжательные местоимения | Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях. Устраняют недочёты в употреблении отрицательных местоимений. Сравнивают тексты писем. Пишут диктант. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
161 | 10 | Р.Р.Сочинение-рассуждение | Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в сочинении местоимения. | 1.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
162 | 11 | Р.Р.Написание сочинения-рассуждения | Пишут чистовой вариант сочинения-рассуждения на заданную тему | 1.3.3 |
|
|
| ||||||||||||||
163 | 12 | Указательные местоимения | Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам. Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местоимениями. Анализируют разные планы текста. Составляют на основе простого плана сложный. Пишут диктант. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
164 | 13 | Определительные местоимения | Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями. Пишут сочинение на заданную тему. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
165 | 14 | Местоимения и другие части речи | Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
166 | 15
| Морфологический разбор местоимения | Характеризируют местоимение по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений. Пишут сочинение (рассуждение или описание) по картине. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
167 | 16 | Повторение изученного по теме «Местоимение» | Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о местоимении как части речи, готовят сообщение. Заполняют таблицы. Выписывают местоимения из художественного текста. Озаглавливают и анализируют текст-рассуждение. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
168 | 17 | Контрольная работа по теме «Числительное. Местоимение». | Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам местоимения. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
Глагол (25 ч) |
| ||||||||||||||||||||
169 | 1 | Глагол как часть речи. | Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
170 | 2 | Правописание глагола. | Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
171 | 3 | Роль глагола в речи. | Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
172 | 4 | Разноспрягаемые глаголы.
| Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицы. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
173 | 5 | Работа с текстом. | Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов. | 2.4.1 |
|
|
| ||||||||||||||
174 | 6 | Глаголы переходные и непереходные | Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
175 | 7 | Глаголы переходные и непереходные | Составляют схемы предложений. Отмечают ошибки в употреблении глаголов. Записывают слова на тему «Стройка» и составляют с ними предложения. Пишут словарный диктант. | 2.4.2 |
|
|
| ||||||||||||||
176 | 8
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
| Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении. | 2.4.1
|
|
|
| ||||||||||||||
177 | 9 | Анализ текста. | Анализируют текст и выписывают из него глаголы, распределяя их по именам. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
178 | 10
| Условное наклонение
| Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения. | 2.4.2
|
|
|
| ||||||||||||||
179 | 11 | Мини-сочинение «Если бы я был волшебником» | Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении. | 1.3.4 |
|
|
| ||||||||||||||
180 | 12 | Повелительное наклонение
| Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффиксы и окончание в глаголах в повелительном наклонении. Составляют предложения с глаголами. Определяют вид, время и наклонение глаголов. | 2.4.2
|
|
|
| ||||||||||||||
181 | 13 | Рассказ по рисункам. | Пишут призывы к празднику, используя глаголы в повелительном наклонении. Пишут рассказ по рисункам. | 1.5.2 |
|
|
| ||||||||||||||
182 | 14 | Употребление наклонений | Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах. Составляют связный текст на заданную тему. Изменяют наклонения глаголов. Пишут диктант. Составляют рецепт. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
183 | 15 | Безличные глаголы.
| Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. | 2.4.1
|
|
|
| ||||||||||||||
184 | 16 | Работа с текстом. | Составляют предложения с безличными глаголами. Работают с текстом. | 1.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
185 | 17 | Морфологический разбор глагола | Характеризируют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
186 | 18 | Р.Р.Рассказ на основе услышанного | Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. | 1.3.1 |
|
|
| ||||||||||||||
187 | 19 | Р.Р.Написание рассказа на основе услышанного | Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа. | 1.3.1 |
|
|
| ||||||||||||||
188 | 20 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. | 2.4.3
|
|
|
| ||||||||||||||
189 | 21 | Устный пересказ | Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения. Составляют словосочетания с глаголами. Устно пересказывают текст от 3-го лица. | 1.3.5 |
|
|
| ||||||||||||||
190 | 22 | Повторение изученного по теме «Глагол».
| Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщение. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
191 | 23 | Практикум по теме «Глагол» | Пишут диктант. | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
192 | 24 | Контрольная работа по теме «Глагол». | Обобщают полученные знания по морфологическим признакам и орфограммам глагола. Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.4.3 |
|
|
| ||||||||||||||
193 | 25 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки |
|
|
|
| ||||||||||||||
Повторение изученного (11ч) |
| ||||||||||||||||||||
194 | 1 | Разделы науки о языке | Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке». | 2.6 |
|
|
| ||||||||||||||
195 | 2 | Орфография | Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. | 1.3.7.2
|
|
|
| ||||||||||||||
196 | 3 | Орфография | Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. | 1.3.7.2
|
|
|
| ||||||||||||||
197 | 4 | Комплексный анализ текста | Записывают примеры заданных орфограмм. | 1.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
198 | 5 | Комплексный анализ текста | Записывают примеры заданных орфограмм. | 1.2.3 |
|
|
| ||||||||||||||
199 | 6 | Пунктуация.
| Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. | 2.5.3 |
|
|
| ||||||||||||||
200 | 7 | Творческая работа. | Пишут сочинение на заданную тему. | 2.5.3 |
|
|
| ||||||||||||||
201 | 8 | Итоговая контрольная работа | Обобщают полученные знания по русскому языку за 6 класс. | 2.5.6 |
|
|
| ||||||||||||||
202 | 9 | Итоговая контрольная работа | Учатся осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий | 2.5.6 |
|
|
| ||||||||||||||
203 | 10 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе (1ч) | Анализируют допущенные ошибки с помощью памятки для проведения анализа и работы над ошибками. Составляют алгоритм для проведения анализа. Комментируют выставленные оценки | 2.5.6 |
|
|
| ||||||||||||||
204 | 11 | Обобщение изученного. | Обобщают полученные знания по русскому языку за 6 класс. Работают с текстом. | 1.2.4 |
|
|
|
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 6 классе является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
- по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
- по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
- по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы)
материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.
Ученик получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методический комплект:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014,
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Обучение русскому языку в 6 классе: Пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2012.
Образовательные электронные ресурсы:
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.fipi.ru-сайт ФИПИ
Проекты
Проект №1. Тема: Речевой этикет как показатель культуры человека.
Проект №2. Тема: Альбом правил русского языка.
Проект №3. Тема: Реклама словаря.