СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку.»

Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии c:

-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки №373 от 6 октября 2009 г.)

- рекомендациями Примерной основной программы (Москва, Просвещение,2010)

- авторской программой Рамзаевой Т.Г.

- особенностями Основной общеобразовательной программы, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Для реализации Рабочей программы в объеме 170 часов (5 часов в неделю) используется УМК, включающий учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г. – М., Дрофа,2011 ; рабочую тетрадь к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., Савинкиной Л.П. - М., Дрофа,2011; для учителя – «Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 2 класс» В.А. Лебедева, Г.И. Мишуринской - М., Дрофа,2011.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7–10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения.

Поскольку все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсис­тем языка. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимости между его компонентами.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

осознавать личностный смысл учения;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

– самостоятельно организовывать свое рабочее место;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану;

– соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

– корректировать выполнение задания в дальнейшем;

– оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике ;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу;

– определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

Называть:

  • изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; их лексические и грамматические признаки;

  • однокоренные слова, корень слова.

Различать и сравнивать:

  • словосочетание и предложение; главные члены предложения;

  • части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • однокоренные слова и разные формы одного и того слова;

  • звуки и буквы; признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.

Решать практические учебные задачи:

  • выделять предложения из сплошного текста;

  • составлять предложения из слов и словосочетаний;

  • письменно отвечать на вопросы;

  • находить главные члены предложения;

  • ставить необходимые знаки препинания в конце предложения;

  • по двум признакам определять части речи;

  • определять число изученных частей речи;

  • раздельно писать предлоги со словами;

  • подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

  • проверять безударные гласные и парные согласные в корне;

  • писать слова с непроверяемыми написаниями;

  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;

  • писать слова с двойными согласными, с разделительным "Ь";

  • каллиграфически правильно списывать текст;

  • писать под диктовку тексты (35-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;

  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;

  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;

  • делить сплошной текст на предложения;

  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);

  • писать (по вопросам) изложение текста (30–45 слов);

  • составлять и записывать текст из трех-пяти предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;

  • употреблять при записи текста красную строку.

Содержание программы

Повторение (4 ч)

Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.

Речь (4 ч)

Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).

Звуки и буквы (8ч)

Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].

Шипящие согласные звуки (9 ч)

Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Алфавит(2 ч)

Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.

Слово и слог. Перенос слов. (6ч)

Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.

Предложение и текст (12 ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.

Мягкие и твердые согласные звуки (7 ч)

Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Звонкие и глухие согласные звуки (5 ч)

Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.

Ударение. Обозначение гласных звуков (11 ч)

Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.

Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.

Разделительный "Ь" (7ч)

Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".

Двойные согласные (4 ч)

Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.

Слово и предложение. Имя существительное (15 ч)

Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.

Глагол (8 ч)

Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.

Имя прилагательное (8 ч)

Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).

Предлог (7ч)

Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.

Родственные (однокоренные слова) (9 ч)

Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.

Безударные гласные в корне. Парные согласные в корне (17ч)

Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.

Предложение (8 ч)

Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).

Повторение в конце учебного года (15 ч)

Резерв (4ч)

Литература:

1. «Русский язык. Программа» Рамзаева Т. Г. - М., Дрофа,2010

2.Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 2 класс» - М., Дрофа,2011

3..Рамзаева Т. Г. Учебник «Русский язык 2» - М., Дрофа, 2011

4.Рамзаева Т. Г., Савинкина Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., - М., Дрофа,2011

5. Тихомирова Е.М. Проверочные работы по русскому языку к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., - М., Экзамен,2012










Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Факт. выполнение

Повторение



1

Текст и предложение. Устные высказывания детей о проведенных каникулах.

1



2

Слово и предложение – единицы речи

1



3

Слово и слог

1



4

Звуки и буквы

1




Речь



5

Речь в жизни человека. Общие понятия речи

1



6

Устная и письменная речь

1



7

Выделение предложений в устной и письменной речи

1



8

Восстановление деформированных предложений.

1




Звуки и буквы



9

Сущность звуков и букв

1



10

Главные признаки гласных и согласных звуков

1



11

Гласные и согласные звуки

1



12

Признаки и особенности гласных звуков и букв

1



13

Слова с буквой «э»

1



14

Обучающее изложение по вопросам

1



15

Согласные звуки и буквы

1



16

Согласный звук [й] и буква «й»

1




Шипящие согласные.



17

Шипящие согласные . Сочетания жи -ши-же-ше

1



18

Контрольное списывание с делением текста на предложения

1



19-20

Слова с сочетаниями ча- ща- чу- щу

2



21

Правописание слов с сочетаниями ча- ща- чу- щу- жи -ши-же-ше

1



22-23

Слова с сочетаниями чк- чн- чт-щн

2



24

Диктант по теме.

1



25

Анализ работ. Обобщающий урок.

1




Алфавит



26

Алфавит

1



27

Алфавит. Умение пользоваться алфавитом.

1




Слово и слог. Перенос слов



28

Слово и слог

1



29

Деление слов на слоги

1



30

Перенос слов

1



31

Перенос слов с буквой Й и Ь в середине

1



32

Проверочная работа

1



33

Работа над ошибками.

1




Предложение и текст

12ч



34

Предложение как единица речи.

1



35

Знаки препинания в конце предложения

1



36

Составление рассказа по иллюстрации и вопросам

1



37-38

Главные члены предложения

2



39

Контрольный диктант за первую четверть

1



40

Работа над ошибками

1



41

Предложение как составляющая часть текста

1



42

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение

1



43

Структурные части текста - повествования

1



44

Изложение по опорным словам

1



45

Работа над ошибками

1




Твёрдые и мягкие согласные



46

Обозначение мягкости и твёрдости согласного звука

1



47

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце слова

1



48-49

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова

2



50

Перенос слов с мягким знаком

1



51

Изложение текста по вопросам

1



52

Работа над ошибками. Обобщение материала по теме

1




Звонкие и глухие согласные звуки

5 ч



53

Звонкие и глухие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные

1



54

Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными на конце слова

1



55

Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова

1



56

Диктант

1



57

Работа над ошибками. Повторение материала по теме

1




Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах

11 ч



58

Ударение

1



59

Ударный и безударный слог. Сильная и слабая позиция гласного звука

1



60

Особенности проверочных и проверяемых слов

1



61-62

Написание проверяемых гласных в безударных слогах

2



63

Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста

1



64

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные

1



65

Написание проверяемых гласных в безударных слогах

1



66

Сопоставление правил проверки безударных гласных и парных согласных

1



67

Контрольное списывание

1



68

Работа над ошибками. Формирование умения находить орфограммы в словах.

1




Разделительный мягкий знак.

7 ч



69

Разделительный мягкий знак

1



70

Написание слов с разделительным мягким знаком

1



71

Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости

1



72-73

Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости

2



74

Контрольный диктант за вторую четверть

1



75

Работа над ошибками

1




Двойные согласные.

4 ч



76

Слова с двойными согласными

1



77-78

Перенос слов с двойными согласными

2



79

Новогодние поздравления близким

1




Слово и предложение. Имя существительное.

15ч



80

Слово и предложение

1



81

Имена существительные

1



82

Распознавание существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»

1



83

Изложение текста по вопросам

1



84

Работа над ошибками.

1



85

Упражнения в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

1



86

Обобщение знаний об имени существительном

1



87

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях, людей и кличках животных

1



88

Закрепление умений писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии людей и клички животных

1



89

Заглавная буква в названиях стран , городов, деревень, улиц, рек

1



90

Закрепление умений писать имена собственные с заглавной буквы

1



91

Изложение по вопросам с дополнением текста

1



92

Работа над ошибками.

1



93

Диктант по теме

1



94

Работа над ошибками.

1




Глагол.

8 ч



95

Понятие о словах, обозначающих действия предметов

1



96

Роль глаголов в тексте

1



97

Слова, отвечающие на вопросы « что делает?» «что делают?»

1



98

Изменение глаголов по временам

1



99

Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?»

1



100

Употребление глаголов в речи

1



101

Восстановление и запись текста по картинному плану, его продолжение

1



102

Закрепление знаний о глаголе

1




Имя прилагательное.

8 ч



103

Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

1



104

Различие слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

1



105

Различие прилагательных в единственном и во множественном числе

1



106

Противоположные по смыслу слова – антонимы

1



107

Употребление прилагательных в речи

1



108

Обобщение о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов

1



109

Контрольное списывание

1



110

Работа над ошибками

1




Предлог.

7 ч



111

Роль предлогов в нашей речи

1



112

Раздельное написание предлогов со словами

1



113

Упражнение в правильном написании предлогов

1



114

Самостоятельная работа

1



115

Работа над ошибками. Речевой этикет

1



116

Составление рассказа по картинке. Озаглавливание текста

1



117

Работа над ошибками.

1




Родственные (однокоренные) слова.



118

Общее понятие об однокоренных словах

1



119

Признаки однокоренных слов

1



120

Гнезда однокоренных слов

1



121-122

Упражнение в написании корня в однокоренных словах

2



123

Изложение

1



124

Работа над ошибками

1



125

Контрольный диктант

1



126

Работа над ошибками Упражнение в написании корня в однокоренных словах.

1




Безударные гласные и парные согласные в корне.

17 ч



127

Гласные в слабой позиции. Проверочные слова

1



128-129

Способы проверки безударных гласных в корне

2



130-131

Проверка безударных гласных в корне слова

2



132

Сочинение по картинке и опорным словам

1



133

Работа над ошибками

1



134-135

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

2



136-137

Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

2



138

Написание парных согласных и безударных гласных в корне слова. Закрепление

1



139

Орфограмма

1



140

Диктант по теме

1



141

Работа над ошибками. Формирование умений находить орфограммы в словах

1



142

Изложение по опорным словам

1



143

Работа над ошибками

1




Предложение (продолжение)



144

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения . Связь слов в предложении

1



145-146

Связь слов в предложении

2



147

Самостоятельная работа

1



148

Работа над ошибками. Упражнение в установлении связи слов в предложении

1



149

Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. Коллективное составление текста

1



150

Контрольное списывание

1



151

Работа над ошибками

1




Тема. Повторение.

15ч



152

Обобщение знаний об алфавите

1



153

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге

1



154

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1



155

Слова с сочетаниями жи-ши, же- ше, ча-ща, чу-щу; чк-чн-чт-щн

1



156

Повторение знаний об однокоренных словах

1



157

Правописание безударных гласных в корне слова

1



158

Правописание парных согласных в корне слова

1



159

Контрольный диктант

1



160

Работа над ошибками.

1



161-162

Повторение знаний об имени существительном, имени прилагательном и глаголе

2



163

Повторение знаний о предлогах

1



163

Работа над ошибками

1



164

Изложение текста, воспринятого на слух

1



165

Работа над ошибками

1



166

Урок – игра «Ты наш друг, родной язык»

1



167- 170

Резерв

4ч