Пояснительная записка
Программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствии c:
-требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки №373 от 6 октября 2009 г.)
- рекомендациями Примерной основной программы (Москва, Просвещение,2010)
- авторской программой Рамзаевой Т.Г.
- особенностями Основной общеобразовательной программы, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
Для реализации Рабочей программы в объеме 170 часов (5 часов в неделю) используется УМК, включающий учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г. – М., Дрофа,2011 ; рабочую тетрадь к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., Савинкиной Л.П. - М., Дрофа,2011; для учителя – «Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 2 класс» В.А. Лебедева, Г.И. Мишуринской - М., Дрофа,2011.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели начального курса русского языка:
– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;
– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7–10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения.
Поскольку все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимости между его компонентами.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– осознавать личностный смысл учения;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– самостоятельно организовывать свое рабочее место;
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
– соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
– корректировать выполнение задания в дальнейшем;
– оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике ;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу;
– определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
Называть:
изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог; их лексические и грамматические признаки;
однокоренные слова, корень слова.
Различать и сравнивать:
словосочетание и предложение; главные члены предложения;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
однокоренные слова и разные формы одного и того слова;
звуки и буквы; признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных.
Решать практические учебные задачи:
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов и словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
находить главные члены предложения;
ставить необходимые знаки препинания в конце предложения;
по двум признакам определять части речи;
определять число изученных частей речи;
раздельно писать предлоги со словами;
подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне;
писать слова с непроверяемыми написаниями;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, кличках животных;
писать слова с двойными согласными, с разделительным "Ь";
каллиграфически правильно списывать текст;
писать под диктовку тексты (35-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами;
производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв;
определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
делить сплошной текст на предложения;
устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
писать (по вопросам) изложение текста (30–45 слов);
составлять и записывать текст из трех-пяти предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
употреблять при записи текста красную строку.
Содержание программы
Повторение (4 ч)
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов.
Речь (4 ч)
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Звуки и буквы (8ч)
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв "Е", "Ё", "Ю", "Я". Слова с буквой "Э". Согласный звук [Й] и гласный звук [И].
Шипящие согласные звуки (9 ч)
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы "И", "А", "У" в сочетаниях ЖИ-ШИ,
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит(2 ч)
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог. Перенос слов. (6ч)
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст (12 ч)
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении. Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте. Заголовок. Опорные слова в тексте. Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки (7 ч)
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами "А", "О", "У", "Ы", "Э". Обозначение мягкости согласных звуков буквами "Е", "Ё", "И", "Ю", "Я". Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки (5 ч)
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков (11 ч)
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный "Ь" (7ч)
Разделительный "Ь". Сопоставление "Ь" – показателя мягкости согласных и разделительного "Ь".
Двойные согласные (4 ч)
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное (15 ч)
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление). Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол (8 ч)
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное (8 ч)
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы. Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог (7ч)
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов.
Родственные (однокоренные слова) (9 ч)
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне. Парные согласные в корне (17ч)
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах. Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение (8 ч)
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение в конце учебного года (15 ч)
Резерв (4ч)
Литература:
1. «Русский язык. Программа» Рамзаева Т. Г. - М., Дрофа,2010
2.Лебедев В.А., Мишуринская Г.И. Поурочные разработки к учебнику Т.Г. Рамзаевой 2 класс» - М., Дрофа,2011
3..Рамзаева Т. Г. Учебник «Русский язык 2» - М., Дрофа, 2011
4.Рамзаева Т. Г., Савинкина Л.П. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., - М., Дрофа,2011
5. Тихомирова Е.М. Проверочные работы по русскому языку к учебнику для 2 класса «Русский язык 2» Рамзаевой Т.Г., - М., Экзамен,2012
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | Факт. выполнение |
| Повторение | 4ч | | |
1 | Текст и предложение. Устные высказывания детей о проведенных каникулах. | 1 | | |
2 | Слово и предложение – единицы речи | 1 | | |
3 | Слово и слог | 1 | | |
4 | Звуки и буквы | 1 | | |
| Речь | 4ч | | |
5 | Речь в жизни человека. Общие понятия речи | 1 | | |
6 | Устная и письменная речь | 1 | | |
7 | Выделение предложений в устной и письменной речи | 1 | | |
8 | Восстановление деформированных предложений. | 1 | | |
| Звуки и буквы | 8ч | | |
9 | Сущность звуков и букв | 1 | | |
10 | Главные признаки гласных и согласных звуков | 1 | | |
11 | Гласные и согласные звуки | 1 | | |
12 | Признаки и особенности гласных звуков и букв | 1 | | |
13 | Слова с буквой «э» | 1 | | |
14 | Обучающее изложение по вопросам | 1 | | |
15 | Согласные звуки и буквы | 1 | | |
16 | Согласный звук [й] и буква «й» | 1 | | |
| Шипящие согласные. | 9ч | | |
17 | Шипящие согласные . Сочетания жи -ши-же-ше | 1 | | |
18 | Контрольное списывание с делением текста на предложения | 1 | | |
19-20 | Слова с сочетаниями ча- ща- чу- щу | 2 | | |
21 | Правописание слов с сочетаниями ча- ща- чу- щу- жи -ши-же-ше | 1 | | |
22-23 | Слова с сочетаниями чк- чн- чт-щн | 2 | | |
24 | Диктант по теме. | 1 | | |
25 | Анализ работ. Обобщающий урок. | 1 | | |
| Алфавит | 2ч | | |
26 | Алфавит | 1 | | |
27 | Алфавит. Умение пользоваться алфавитом. | 1 | | |
| Слово и слог. Перенос слов | 6ч | | |
28 | Слово и слог | 1 | | |
29 | Деление слов на слоги | 1 | | |
30 | Перенос слов | 1 | | |
31 | Перенос слов с буквой Й и Ь в середине | 1 | | |
32 | Проверочная работа | 1 | | |
33 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Предложение и текст | 12ч | | |
34 | Предложение как единица речи. | 1 | | |
35 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | | |
36 | Составление рассказа по иллюстрации и вопросам | 1 | | |
37-38 | Главные члены предложения | 2 | | |
39 | Контрольный диктант за первую четверть | 1 | | |
40 | Работа над ошибками | 1 | | |
41 | Предложение как составляющая часть текста | 1 | | |
42 | Виды текстов: повествование, описание, рассуждение | 1 | | |
43 | Структурные части текста - повествования | 1 | | |
44 | Изложение по опорным словам | 1 | | |
45 | Работа над ошибками | 1 | | |
| Твёрдые и мягкие согласные | 7ч | | |
46 | Обозначение мягкости и твёрдости согласного звука | 1 | | |
47 | Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце слова | 1 | | |
48-49 | Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в середине слова | 2 | | |
50 | Перенос слов с мягким знаком | 1 | | |
51 | Изложение текста по вопросам | 1 | | |
52 | Работа над ошибками. Обобщение материала по теме | 1 | | |
| Звонкие и глухие согласные звуки | 5 ч | | |
53 | Звонкие и глухие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные | 1 | | |
54 | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными на конце слова | 1 | | |
55 | Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова | 1 | | |
56 | Диктант | 1 | | |
57 | Работа над ошибками. Повторение материала по теме | 1 | | |
| Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах | 11 ч | | |
58 | Ударение | 1 | | |
59 | Ударный и безударный слог. Сильная и слабая позиция гласного звука | 1 | | |
60 | Особенности проверочных и проверяемых слов | 1 | | |
61-62 | Написание проверяемых гласных в безударных слогах | 2 | | |
63 | Составление рассказа по картинке. Восстановление деформированного текста | 1 | | |
64 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные | 1 | | |
65 | Написание проверяемых гласных в безударных слогах | 1 | | |
66 | Сопоставление правил проверки безударных гласных и парных согласных | 1 | | |
67 | Контрольное списывание | 1 | | |
68 | Работа над ошибками. Формирование умения находить орфограммы в словах. | 1 | | |
| Разделительный мягкий знак. | 7 ч | | |
69 | Разделительный мягкий знак | 1 | | |
70 | Написание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | |
71 | Сопоставление разделительного мягкого знака и мягкого знака – показателя мягкости | 1 | | |
72-73 | Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости | 2 | | |
74 | Контрольный диктант за вторую четверть | 1 | | |
75 | Работа над ошибками | 1 | | |
| Двойные согласные. | 4 ч | | |
76 | Слова с двойными согласными | 1 | | |
77-78 | Перенос слов с двойными согласными | 2 | | |
79 | Новогодние поздравления близким | 1 | | |
| Слово и предложение. Имя существительное. | 15ч | | |
80 | Слово и предложение | 1 | | |
81 | Имена существительные | 1 | | |
82 | Распознавание существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | 1 | | |
83 | Изложение текста по вопросам | 1 | | |
84 | Работа над ошибками. | 1 | | |
85 | Упражнения в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных | 1 | | |
86 | Обобщение знаний об имени существительном | 1 | | |
87 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях, людей и кличках животных | 1 | | |
88 | Закрепление умений писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии людей и клички животных | 1 | | |
89 | Заглавная буква в названиях стран , городов, деревень, улиц, рек | 1 | | |
90 | Закрепление умений писать имена собственные с заглавной буквы | 1 | | |
91 | Изложение по вопросам с дополнением текста | 1 | | |
92 | Работа над ошибками. | 1 | | |
93 | Диктант по теме | 1 | | |
94 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Глагол. | 8 ч | | |
95 | Понятие о словах, обозначающих действия предметов | 1 | | |
96 | Роль глаголов в тексте | 1 | | |
97 | Слова, отвечающие на вопросы « что делает?» «что делают?» | 1 | | |
98 | Изменение глаголов по временам | 1 | | |
99 | Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» | 1 | | |
100 | Употребление глаголов в речи | 1 | | |
101 | Восстановление и запись текста по картинному плану, его продолжение | 1 | | |
102 | Закрепление знаний о глаголе | 1 | | |
| Имя прилагательное. | 8 ч | | |
103 | Понятие о словах, обозначающих признаки предметов | 1 | | |
104 | Различие слов, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» | 1 | | |
105 | Различие прилагательных в единственном и во множественном числе | 1 | | |
106 | Противоположные по смыслу слова – антонимы | 1 | | |
107 | Употребление прилагательных в речи | 1 | | |
108 | Обобщение о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов | 1 | | |
109 | Контрольное списывание | 1 | | |
110 | Работа над ошибками | 1 | | |
| Предлог. | 7 ч | | |
111 | Роль предлогов в нашей речи | 1 | | |
112 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | | |
113 | Упражнение в правильном написании предлогов | 1 | | |
114 | Самостоятельная работа | 1 | | |
115 | Работа над ошибками. Речевой этикет | 1 | | |
116 | Составление рассказа по картинке. Озаглавливание текста | 1 | | |
117 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Родственные (однокоренные) слова. | 9ч | | |
118 | Общее понятие об однокоренных словах | 1 | | |
119 | Признаки однокоренных слов | 1 | | |
120 | Гнезда однокоренных слов | 1 | | |
121-122 | Упражнение в написании корня в однокоренных словах | 2 | | |
123 | Изложение | 1 | | |
124 | Работа над ошибками | 1 | | |
125 | Контрольный диктант | 1 | | |
126 | Работа над ошибками Упражнение в написании корня в однокоренных словах. | 1 | | |
| Безударные гласные и парные согласные в корне. | 17 ч | | |
127 | Гласные в слабой позиции. Проверочные слова | 1 | | |
128-129 | Способы проверки безударных гласных в корне | 2 | | |
130-131 | Проверка безударных гласных в корне слова | 2 | | |
132 | Сочинение по картинке и опорным словам | 1 | | |
133 | Работа над ошибками | 1 | | |
134-135 | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова | 2 | | |
136-137 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне | 2 | | |
138 | Написание парных согласных и безударных гласных в корне слова. Закрепление | 1 | | |
139 | Орфограмма | 1 | | |
140 | Диктант по теме | 1 | | |
141 | Работа над ошибками. Формирование умений находить орфограммы в словах | 1 | | |
142 | Изложение по опорным словам | 1 | | |
143 | Работа над ошибками | 1 | | |
| Предложение (продолжение) | 8ч | | |
144 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения . Связь слов в предложении | 1 | | |
145-146 | Связь слов в предложении | 2 | | |
147 | Самостоятельная работа | 1 | | |
148 | Работа над ошибками. Упражнение в установлении связи слов в предложении | 1 | | |
149 | Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. Коллективное составление текста | 1 | | |
150 | Контрольное списывание | 1 | | |
151 | Работа над ошибками | 1 | | |
| Тема. Повторение. | 15ч | | |
152 | Обобщение знаний об алфавите | 1 | | |
153 | Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге | 1 | | |
154 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | |
155 | Слова с сочетаниями жи-ши, же- ше, ча-ща, чу-щу; чк-чн-чт-щн | 1 | | |
156 | Повторение знаний об однокоренных словах | 1 | | |
157 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | |
158 | Правописание парных согласных в корне слова | 1 | | |
159 | Контрольный диктант | 1 | | |
160 | Работа над ошибками. | 1 | | |
161-162 | Повторение знаний об имени существительном, имени прилагательном и глаголе | 2 | | |
163 | Повторение знаний о предлогах | 1 | | |
163 | Работа над ошибками | 1 | | |
164 | Изложение текста, воспринятого на слух | 1 | | |
165 | Работа над ошибками | 1 | | |
166 | Урок – игра «Ты наш друг, родной язык» | 1 | | |
167- 170 | Резерв | 4ч | | |