Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, образовательной программы ООПНОО МКОУ «Становская средняя общеобразовательная школа » на 2018- 2019 учебный год; примерной программы по предмету «Русский язык», авторской программы В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» УМК «Школа России»
Цель - изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи и навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи - формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами; развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения мл. школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания, дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Языковое развитие представлено в курсе как осознание ребёнком того, что есть окружающий мир; знание, что слово образуется, изменяется, используется в речи по правилам; сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение её по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка; формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию; осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности основных видов речевой деятельности- говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи мл. школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения, близкие детям по тематике.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общ
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 4 |
2 | Текст | 5 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова,слова,слова | 22 |
5 | Звуки и буквы | 34 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звукаи | 29 |
7 | Части речи | 47 |
8 | Повторение | 17 |
| Итого: | 170 |
Примерный график проведения контрольно-измерительных рабо
Изложения и сочинения носят обучающий характер.
Период обучения | Кол-во часов | Изложения | Сочинения | Словарные диктанты | Контрольные списывания | Диктанты | Тесты | Проекты | Комплексная контрольная работа |
1четверть | 45 | - | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | - | - |
2 четверть | 35 | - | 1 | 4 | - | 3 | 1 | 2 | - |
3 четверть | 48 | 2 | 1 | 4 | 1 | 4 | 2 | 1 | - |
4 четверть | 42 | - | - | 4 | - | 2 | 4 | 1 | 1 |
Итого: | 170 | 2 | 4 | 14 | 2 | 13 | 9 | 4 | 1 |
Календарно-тематическое планирование (170ч.)
№п/п | Дата | Раздел. Тема урока | Домашнее задание |
Наша речь(4ч.)
1 | | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | Прочитать текст из упр.2с.6. Повторить виды речи. |
2 | | Что можно узнать о человеке по его речи? | Вспомнить слова приветствия и записать их. |
3 | | Как отличить диалог от монолога? | Выполнить упр.11с.14. |
4 | | Проверка знаний. Тест по теме «Наша речь» | Приготовить монолог на тему «Для чего надо грамотно и аккуратно писать» |
Текст (5ч.)
5 | | Что такое текст? | Списать предложения из упражнения 14 с.18 |
6 | | Что такое тема и главная мысль текста? | Написать текст из трех-четырех предложений на тему «Сентябрь» |
7 | | Части текста | Выучить правило на с20. Выполнить задание на карточке. |
8 | | Диктант | |
9 | | Работа над ошибками | Найти в любой книге и выписать 10 слов на орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Предложение (12ч.)
10 | | Что такое предложение? | Выполнить упр.23с.25. Задание3 – подготовить ответ из2-3предложений. |
11 | | Как из слов составить предложение7 | Выполнить упр.28. Ответить на вопросы письменно. |
12 | | Контрольное списывание | |
13 | | Что такое главные члены предложения? | Выполнить упр.32с30. Продолжить текст, написав 2-3 предложения. |
14 | | Что такое второстепенные члены? | Выучить правило. Составить предложение со словом рисунок. |
15 | | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | Выучить правило. Выполнить упр.36с.33. Найти основу в последнем предложении. |
16 | | Что такое распространенные и нераспространенные члены предложения? | Выполнить упр.42с.36. Дополнить предложение второстепенными членами. |
17 | | Как установить связь слов в предложении? | Выполнить упр.46с.39. |
18 | | Р/р Обучающее сочинение по картине | Переписать сочинение на листок и оформить его. |
19 | | Анализ сочинений | |
20 | | Контрольный диктант | |
21 | | Работа над ошибками | Выполнить задание на карточке |
Слова. Слова. Слова (22ч.)
22 | | Что такое лексическое значение слова? | Выполнить упр.52с.44. |
23 | | Что такое лексическое значение слова? | Выполнить упр.57с.46 |
24 | | Что такое однозначные и многозначные слова? | Выполнить упр.61с.49. Написать 10 многозначных слов, используя словарь. |
25 | | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | Выполнить упр.65с.51. Найти стихи со словами в переносном значении. |
26 | | Что такое синонимы? | Выполнить упр.70с.54. |
27 | | Что такое антонимы? | Выполнить упр.74 с.56. Найти и написать четыре пословицы, в которых есть антонимы. |
28 | | Что такое антонимы? | Выполнить задание на карточке. |
29 | | Контрольный диктант | |
30 | | Работа над ошибками | |
31 | | Что такое родственные слова? | Выполнить упр.79с.59. Записать еще несколько родственных слов. |
32 | | Что такое родственные слова? | Выполнить упр.83с.60. |
33 | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Выполнить упр.88с.62. Дописать в каждую группу по два однокоренных слов. |
34 | | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | Выполнить упр.92.с.64. Упр.93с.64. |
35 | | Какие бывают слоги? | Выполнить упр.98с.67. |
36 | | Как определить ударный слог? | Выполнить задание на карточке |
37 | | Как определить ударный слог? | Выполнить упр.104с.69. |
38 | | Как переносить слова с одной строки на другую? | Повторить упр.107с.71. Выполнить упр.111с.72. Списать, разделив слова для переноса. |
39 | | Как переносить слова с одной строки на другую? | Выполнить задание на карточке. |
40 | | Р/р Обучающее сочинение по серии картинок | |
41 | | Проверочная работа | |
42 | | Контрольный диктант | Выполнить задание на карточке. |
43 | | Работа над ошибками | Выполнить задание на карточке. |
Звуки и буквы (34ч.)
44 | | Как различить звуки и буквы? | Выполнить упр.120с.80 |
45 | | Как мы используем алфавит? | Повторить алфавит. Выполнить упр.123с.85. Написать ещё несколько слов, в которых спрятались другие слова. |
46 | | Как мы используем алфавит? | Повторить алфавит. Записать имена своих друзей в алфавитном порядке. |
47 | | Какие слова пишутся с заглавной буквы? Проверочная работа с.88. | |
48 | | Как определить гласный звук? | Выполнить упр.139с.91 |
49 | | Контрольный диктант | |
50 | | Работа над ошибками | |
51 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Выполнить упр.145с.95 |
52 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Выполнить упр.147с.97 |
53 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Выполнить упр.154с.100. Записать ещё два слова, которые можно проверить так же |
54 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Выполнить упр.158с.101 |
55 | | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | Выполнить упр.161с.103 |
56 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | Выполнить упр.165с.105 |
57 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | Выполнить упр.174с.110 |
58 | | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне | Найти в словаре и записать слова по теме «Животные» |
59 | | Р/р Обучающее сочинение | Переписать сочинение с учётом исправлений. |
60 | | Диктант. Проверочная работа | |
61 | | Работа над ошибками | Выполнить задание на карточке |
62 | | Как определить согласный звук? | Выполнить упр.181с.113 |
63 | | Согласный звук (й) и буква «и краткое» | Выполнить упр.185с.115 |
64 | | Согласный звук(й) и буква «и краткое» | Выполнить упр187с116 |
65 | | Слова с удвоенными согласными | Выписать из орфографического словаря восемь слов с удвоенными согласными |
66 | | Развитие речи | |
67 | | Наши проекты. И в шутку и в серьез | В течение недели подготовить проект и выступить с ним. |
68 | | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | Выполнить упр.197с.122. Добавит в каждую группу по два слова. |
69 | | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | Выполнить упр.201с.123 |
70 | | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | |
71 | | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | Выполнить упр.206с.126 |
72 | | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | Выполнить упр.207с.122 |
73 | | Контрольный диктант | |
74 | | Проверочная работа | |
75 | | Работа над ошибками | |
76 | | Наши проекты. Пишем письмо | |
77 | | Обобщающий урок | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч.)
78 | | Буквосочетания чк, чн, нщ, нч- | Выполнить упр.5с.5 |
79 | | Р/р Обучающее изложение | Подготовить диктант: по два слова с орфограммами ( с мягким знаком, сочетаниями чк, чн, нщ, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу). |
80 | | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | Выполнить упр.10с.7 |
81 | | Контрольный диктант | |
82 | | Закрепление знаний. Работа над ошибками | Найти небольшое стих-ие, в котором есть слова на изученную орфограмму. |
83 | | Наши проекты. Рифма | |
84 | | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | Выполнить упр.15с.11 |
85 | | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу | Выполнить упр.20с.13 |
86 | | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Проверь себя | Выполнить упр.21с.14 |
87 | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | Подготовить задание: написать три слова, в которых есть глухие и звонкие согласные. |
88 | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | Придумать три пары слов с парными согласными. |
89 | | Проверка парных согласных в корне слова | Выполнить упр.31с.20 |
90 | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | Выписать из орфографического словаря пять-шесть слов с парными согласными, которые надо проверять. |
91 | | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | |
92 | | Проверка парных звонких и глухих согласных на конце слова | Выполнить упр.39с.24 |
93 | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Выполнить упр.45с.27 |
94 | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | Выполнить упр.46с.27 |
95 | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | Выполнить упр.49с.28 |
96 | | Проверка знаний | Написать самодиктант: десять слов на орфограмму, в написании которой была допущена ошибка |
97 | | Диктант | |
98 | | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | Придумать диктант: десять слов с пропущенной парной согласной буквой. |
99 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | Выполнить упр.55с.33 |
100 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | Выполнить упр.60с.35 |
101 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком | Выполнить упр.61с.35 |
102 | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | Выполнить упр.65с.37 |
103 | | Контрольное списывание | Подготовиться к сочинению: найти загадки о зимних играх. |
104 | | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | Проиллюстрировать сочинение |
105 | | Проверка знаний | |
106 | | Обобщение изученного материала | Подготовить диктант: по пять слов на каждую изученную орфограмму |
Части речи (47ч.)
107 | | Что такое части речи? | Выполнить упр.71с.42 |
108 | | Что такое части речи? | Придумать по три имени сущ., имени прилаг., глагола. |
109 | | Что такое существительное? | Выполнить упр.78с.46 |
110 | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Выполнить упр.82с.49 |
111 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных | Выполнить упр91с.53. Выучить правило на с.54 |
112 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей | Выполнить упр95с.55. Узнать происхождение своей фамилии на сайтах Интернета |
113 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | Написать текст (два-три предложения)на тему: «Моя любимая книга» |
114 | | Заглавная буква в написании кличек животных. Р/р | Принеси в класс фотографию или рисунок своего домашнего питомца. Составь рассказ по аналогии с классной работой. |
115 | | Заглавная буква в географических названиях | Выполнить упр.103с.60 |
116 | | Обучающее изложение | Придумать вопросы об имени сущ. как части речи. |
117 | | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | Повторить изученные орфограммы. Подготовиться к диктанту. |
118 | | Диктант | |
119 | | Работа над ошибками | |
120 | | Единственное и множественное число имен существительных | Выполнить упр.106с.62 |
121 | | Единственное и множественное число имен существительных | Выполнить упр.112с.64 |
122 | | Единственное и множественное число имен существительных | Выполнитьупр.114с.162 |
123 | | Обучающее изложение | Подготовиться к проверочной работе по теме «Имя сущ.» |
124 | | Проверка знаний | |
125 | | Диктант | |
126 | | Работа над ошибками | |
127 | | Что такое глагол? | Из любого текста выписать десять глаголов. |
128 | | Что такое глагол7 | Выполнить упр.123с.71. Составить небольшой рассказ, используя глаголы из упражнения. |
129 | | Что такое глагол? | Выполнитьупр.126с.73 |
| | | |
130 | | Единственное и множественное число глаголов | Выполнить упр.130с.75 |
131 | | Единственное и множественное число глаголов | Выполнить упр.134с.77 |
132 | | Правописание частицы не с глаголами | Выполнить упр.138с.79 |
133 | | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Глагол» | Выполнитьупр.143с.81 |
134 | | Что такое текст-повествование? | |
135 | | Проверка знаний | Повторить всё ,что узнали о глаголе. |
136 | | Что такое имя прилагательное? | Выполнитьупр.150с.87 |
137 | | Связь имени прилагательного с именем существительным | Выполнить упр.154с.90 |
138 | | Прилагательные, близкие и противоположные по значению | Выполнить упр.157с.91 |
139 | | Единственное и множественное число имен прилагательных | Выполнить упр.162с.94 |
140 | | Что такое текст- описание? | Выполнить упр.166с.96 |
141 | | Проверка знаний | Выполнить упр.170с.98 |
142 | | Общее понятие о предлоге | Выполнить упр.186с.109 |
143 | | Раздельное написание предлогов со словами | Выполнить упр.190с.111 |
144 | | Восстановление предложений | Выполнить упр.188с.110 |
145 | | Проверка знаний | |
146 | | Диктант | |
147 | | Работа над ошибками | |
148 | | Что такое местоимение? | Выполнить упр.172с.101 |
149 | | Что такое местоимение? | Выполнить упр.176с.103 |
150 | | Что такое текст-рассуждение? | Выполнитьупр.182с.106 |
151 | | Проверка знаний | |
152 | | Контрольный диктант | |
153 | | Работа над ошибками | |
Повторение (17ч.)
154 | | Повторение по теме «Текст» | Выполнить упр.195с.117 |
155 | | Сочинение по картине | Отредактировать сочинение |
156 | | Повторение по теме «Предложение» | Выполнить упр.198с.118 |
157 | | Повторение по теме «Предложение» | Выполнить упр.202с.120 |
158 | | Повторение по теме «Слово и его значение» | Выполнить упр.205с.121 |
159 | | Повторение по теме «Части речи» | Выполнить упр.209с.122 |
160 | | Повторение по теме «Части речи» | Выполнить упр.215с.125 |
161 | | Повторение по теме «Звуки и буквы» | Выполнить упр.219с.127 |
162 | | Повторение по теме «Правила правописание» | Выполнить упр.224с.129 |
163 | | Контрольное списывание | |
164 | | Комплексная контрольная работа | |
165 | | Повторение и закрепление изученного материала | |
166 | | Повторение и закрепление изученного материала | |
167 | | Повторение и закрепление изученного материала | |
168 | | Повторение и закрепление изученного материала | |
169 | | Повторение и закрепление изученного материала | |
170 | | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | |