СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897»);
Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Оренбургской области;
Основной образовательной программой начального общего образования ФГОС ООП Муниципального автономного образовательного учреждения «Кульминская СОШ»;
Учебного плана МАОУ «Кульминская СОШ» на 2020-2021 учебный год;
Примерной программы по русскому языку, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, Бойкиной М.В. «Русский язык 2 класс» М.: Просвещение, 2011 г.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими
содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа во 2 классе рассчитана на 136 часов в год (из расчёта 4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «русский язык»
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебнопознавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
• навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
• использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
• владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями изадачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
• слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли
и др.);
• активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ)
для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Выпускник научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
• владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
• работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
• письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
• проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки;
улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
• различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
• создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
• анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и
• сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,
• задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
• собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Содержание курса
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Морфология. Части речи.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Глагол. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
(непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительный ь;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Контрольные работы | Проверочные работы (тесты) | Проекты |
1 | Наша речь | 3 |
|
|
|
2 | Текст | 5 | 1 |
|
|
3 | Предложение | 8 | 1 |
|
|
4 | Слова, слова, слова… | 15 | 1 | 1 |
|
5 | Звуки и буквы | 27 | 1 |
| 1 |
6 | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками | 27 | 3 |
| 1 |
7 | Части речи | 42 | 4 | 5 |
|
8 | Повторение | 8 |
|
|
|
| Итого: | 136 | 11 | 6 | 2 |
Виды контроля:
Текущий и тематический
- проверочная работа (тестирование)
- контрольный диктант
-изложение
-контрольное списывание
Промежуточный:
-традиционные диагностические и контрольные диктанты
-разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий
-изложение
-контрольное списывание
Итоговый:
Комплексная контрольная работа по итогам года
Формы контроля:
Проверочные диктанты по темам
Проверочная работа (тесты)- 6
Проекты- 2
Изложения-2
Контрольное списывание-2
Информационно-методическое обеспечение
Учебник Русский язык 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений М. «Просвещение» с приложением на электронном носителе В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий.
Методические материалы:
Авторская программа по литературному чтению Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. «Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы». М: Просвещение
В.П. Канакина, Г.С. Щёголева Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс М: Просвещение
Оценочные материалы:
В.П. Канакина, Г.С. Щёголева Сборник диктантов самостоятельных работ 1-2 кл. Просвещение
Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по русскому языку
Словари по русскому языку
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению
Список используемых технических средств
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Компьютер
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Полка для книг.
Интернет-ресурсы
http://www.prosv.ru/
school-collection.edu.ru
http://900igr.net
www.infourok.ru
www.videouroki.net
www.viki.ru
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
I четверть Наша речь (3ч). | ||||
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | Стр.6, упр.3 | 01.09 |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | Вспомнить слова приветствия и записать их в тетради. | 02.09 |
3 | Как отличить диалог от монолога?
| 1 | Стр.14, упр.11 | 04.09 |
Текст -5 ч | ||||
4 | Что такое текст? | 1 | Стр.18, упр.14. Выучить правило наизусть. | 07.09 |
5 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | Написать текс из 3-4 предложений по теме «Предложение» | 08.09 |
6 | Части текста | 1 | Выучить правило наизусть, стр.20 | 09.09 |
7 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Повторить словарные слова. | 14.09 |
8 | Работа над ошибками | 1 | Записать 10 слов на орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 15.09 |
Предложение - 8ч. | ||||
9 | Что такое предложение? Как из слов составить предложение? | 1 | Стр.25 , упр.23,28 | 16.09 |
10 | Что такое главные и второстепенные члены предложения? | 1 | Стр.30, упр.32 Выучить наизусть правило | 18.09 |
11 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | 1 | Стр.33, упр.36 | 21.09 |
12 | Что такое распространенные и нераспространенные члены предложения? | 1 | Стр.36, упр.42 | 22.09 |
13 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | Стр.39, упр.46 | 25.09 |
14 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картинке» Золотая осень» | 1 | Переписать сочинение | 28.09 |
15 | Анализ сочинений
| 1 | Повторить словарные слова | 29.09 |
16 | Контрольный диктант «Пушок» | 1 | Повторить словарные слова, правила. | 01.10 |
Слова, слова, слова - 15ч. | ||||
17 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | Стр.44, упр.52 | 02.10 |
18 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | Стр.49, упр.61 | 05.10 |
19 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | Стр.51, упр.65 | 06.10 |
20 | Что такое синонимы?
| 1 | Стр.54, упр.70 | 07.10 |
21 | Что такое антонимы?
| 1 | Стр.56, упр.74 | 08.10 |
22 | Контрольный диктант «Осенний лес» | 1 | Повторить словарные слова, правила. | 09.10 |
23 | Работа над ошибками | 1 | Повторить словарные слова, правила. | 12.10 |
24 | Что такое родственные слова?
|
| Стр.59, упр.79 | 13.10 |
25 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 1 | Стр.62, упр.88 | 14.10 |
26 | Какие бывают слоги?
| 1 | Стр.67, упр.98 | 15.10 |
27 | Как определить ударный слог?
| 1 | Стр.69, упр.104 | 16.10 |
28 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 1 | Стр.72, упр.111 | 19.10 |
29 | Проверочная работа по теме «Слова,…» | 1 | Повторить словарные слова | 20.10 |
30 | Контрольный диктант по теме «Слово..» | 1 | Повторить словарные слова | 21.10 |
31 | Работа над ошибками. Как различать звуки и буквы? | 1 | Стр.80, упр.120 | 22.10 |
Звуки и буквы 27ч. | ||||
32 | Как мы используем алфавит?
| 1 | Стр.82, упр.123 | 23.10 |
II четверть | ||||
33 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 1 | Стр.87, упр. 132 | 05.11 |
34 | Как определить гласные звуки?
| 1 | Стр.91, упр.139 | 06.10 |
35 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Стр.95, упр.145 |
|
36 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Стр. 97, упр.147 |
|
37 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Стр.100, упр.154 |
|
38 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | 1 | Стр.101, упр. 158 |
|
39 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | Стр.105, упр.165 |
|
40 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | Стр.108 , упр.171 |
|
41 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 1 | Стр.110 , упр.174 |
|
42 | Контрольный диктант «Зимой в лесу» | 1 | Повторить словарные слова |
|
43 | Работа над ошибками.
| 1 | Работа по карточке |
|
44 | Как определить согласные звуки?
| 1 | Стр.113, упр.181 |
|
45 | Согласный звук [й] и буква И краткое. | 1 | Стр.115, упр.185 |
|
46 | Согласный звук [й] и буква И краткое. Страничка для любознательных. | 1 | Стр.116, упр.187 |
|
47 | Слова с удвоенными согласными
| 1 | Стр.118, упр.190. |
|
48 | Слова с удвоенными согласными | 1 | Выписать из орфографического словаря 8 слов с удвоенными согласными |
|
49 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». | 1 | Переписать сочинение |
|
50 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | Стр.122, упр.197 |
|
51 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | Стр.123, упр.201 |
|
52 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | Работа по карточке. Выучить правило на стр.124 наизусть. |
|
53 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 1 | Стр.126, упр.206 |
|
54 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 1 | Стр.126, упр.207 |
|
55 | Контрольная работа по итогам первого полугодия. | 1 | Повторить словарные слова |
|
56 | Работа над ошибками
| 1 | Работа по карточке. |
|
57 | Наши проекты. Пишем письмо | 1 | Повторить словарные слова |
|
58 | Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы» | 1 | Работа по карточке. |
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками 27ч. | ||||
59 | Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ. | 1 | Стр.5, упр.5
|
|
60 | Развитие речи. Обучающее изложение «Ласточки» | 1 | Записать по 2 слова на чк,чн, нч, ,щн, жи-ши,ча-ща,чу-щу. |
|
61 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 | Стр.7, упр.10
|
|
62 | Наши проекты. Рифма. | 1 | Оформить проект и подготовиться к выступлению. |
|
| ||||
63 | Контрольный диктант «Зима»
| 1 | Повторить словарные слова |
|
64 | Работа над ошибками. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | Стр.11, упр.14 |
|
III четверть | ||||
65 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | Стр.13, упр. 20 |
|
66 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | Стр. 14, упр. 21 |
|
67 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | Стр.18, упр.28 |
|
68 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | Сделать карточку: парные звонкие - глухие согласные. |
|
69 | Проверка парных согласных в корне слова. | 1 | Стр.20, упр.31 |
|
70 | Контрольный диктант «В лесу»
| 1 | Повторить словарные слова |
|
71 | Закрепление знаний. Работа над ошибками | 1 | Стр.23, упр.36 |
|
72 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | Сделать карточку |
|
73 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста «Каток» | 1 | Повторить словарные слова |
|
74 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Стр. 24, упр.39 |
|
75 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Стр.27, упр.45 |
|
76 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | Стр. 28, упр.49 |
|
77 | Контрольный диктант «Зяблик»
| 1 | Повторить словарные слова |
|
78 | Закрепление знаний. Работа над ошибками | 1 | Работа по карточке |
|
79 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | Стр.33, упр.56 |
|
80 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | Стр. 35, упр.60 |
|
81 | Правописание слов с разделительным мягким знаком Промежуточная диагностика | 1 | Стр.35, упр.61 |
|
82 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | Стр. 37, упр.65 |
|
83 | Контрольное списывание «Кораблик» | 1 | Подготовиться к сочинению |
|
84 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | Проиллюстрировать сочинение. |
|
85 | Обобщение знаний по теме «Разделительный мягкий знак» | 1 | Работа по карточке |
|
Части речи 42ч | ||||
86 | Что такое части речи?
| 1 | Стр.42, упр.71 |
|
87 | Что такое имя существительное?
| 1 | Стр.46, упр.78 |
|
88 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Стр.49, упр.82 |
|
89 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. | 1 | Стр.53,упр.91, выучить правило, стр. 54 |
|
90 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | Стр.55, упр.95 |
|
91 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. | 1 | Сочинение на тему «Моя любимая книга» |
|
92 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | 1 | Стр.59, упр.101 |
|
93 | Заглавная буква в географических названиях. | 1 | Стр.60, упр.103 |
|
94 | Обучающее изложение «Люлька» | 1 | Работа по карточке |
|
95 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 1 | Повторить словарные слова |
|
96 | Контрольный диктант «Главный город» | 1 | Повторить словарные слова |
|
97 | Работа над ошибками. Единственное и множественное число имен существительных | 1 | Стр.62, упр.106 |
|
98 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 | Стр.64, упр.112 |
|
99 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 | Стр. 65, упр.114 |
|
100 | Проверка знаний. Тест « Имя существительное» | 1 | Повторить словарные слова |
|
101 | Контрольный диктант «Друзья»
| 1 | Повторить словарные слова |
|
102 | Работа над ошибками.
| 1 | Работа по карточке. |
|
103 | Что такое глагол?
| 1 | Стр.70, упр.121 |
|
IV четверть | ||||
104 | Что такое глагол?
| 1 | Стр.73, упр.126 |
|
105 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | Стр.75, упр.130 |
|
106 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | Стр.77, упр.134 |
|
107 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | Стр.79, упр.138 |
|
108 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | Стр.81, упр.143 |
|
109 | Проверка знаний по теме. Тест «Глагол» . | 1 | Повторить правила по теме «Глагол». |
|
110 | Что такое текст – повествование?
| 1 | Стр. 84, упр.147 |
|
111 | Что такое имя прилагательное?
| 1 | Стр.87, упр.150 |
|
112 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | Стр.90, упр.154 |
|
113 | Прилагательные близкие и противоположные по значению | 1 | Стр.91, упр.157 |
|
114 | Единственное и множественное число имен прилагательных | 1 | Стр.94, упр.162 |
|
115 | Что такое текст – описание? | 1 | Стр.96,упр.166, выучить правило наизусть стр.96 |
|
116 | Проверка знаний по теме. Тест «Имя прилагательное». | 1 | Стр.98, упр.170 |
|
117 | Контрольный диктант «Дети в лесу»
| 1 | Повторить словарные слова |
|
118 | Работа над ошибками. | 1 | Работа по карточке |
|
119 | Что такое местоимение? |
| Стр.101, упр.173 |
|
120 | Что такое местоимение? | 1 | Стр.103, упр.177 |
|
121 | Что такое текст – рассуждение?
| 1 | Стр.106, упр.182 |
|
122 | Проверка знаний по теме. Тест «Местоимение». | 1 | Повторить словарные слова |
|
123 | Общее понятие о предлоге
| 1 | Стр. 109, упр.186 |
|
124 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | Стр.111, упр.190 |
|
125 | Восстановление предложений
| 1 | Стр. 110, упр.188 |
|
126 | Проверка знаний по теме. Тест «Предлоги» | 1 | Работа по карточке |
|
127 | Контрольный диктант «Гроза»
| 1 | Повторить словарные слова |
|
128 | Работа над ошибками
| 1 | Работа по карточке |
|
Повторение 8ч | ||||
129 | Повторение по теме «Текст»
| 1 | Стр.117, упр.195 |
|
130 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | Стр.118, упр.198 |
|
131 | Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору» | 1 | Работа по карточке |
|
132 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | Стр. 121, упр.205 |
|
133 | Повторение по теме «Части речи» Контрольное списывание «Родина» | 1 | Стр.122, упр.209 |
|
134 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | Стр.124, упр.212 |
|
135 | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 | Стр.129, упр.224 |
|
136 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 1 |
|
|
Диктант
Цель: проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение, писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно анализировать слово и выбирать нужный вариант его написания.
На даче
Наступило лето. Дети едут на дачу. Возле дачи есть роща и пруд. В пруду водятся щуки, ерши и караси. Дети там рыбачат. Хороша будет уха.
Грамматические задания
В третьем предложении подчеркнуть гласные буквы.
Выпишите 3 слова с сочетаниями ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
Списывание
Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; определять место орфограммы в слове; безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
На пасеке
Летом Коля Зайцев и Миша Степанов жили на пасеке. Ребята пилили дрова, носили воду из ручья. Они помогали деде Илье собирать душистый мед. Вечерами дед рассказывал о пчелах, о лесных тайнах. Интересно было слушать деда. Дети любили бывать на пасеке.
Диктант
Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматические задания
В предложениях 4 и 5 подчеркнуть основу.
Допишите одно – два предложения в конце текста.
Диктант
Цель: проверить навыки письма, умение правильно оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте орфограмма и правильно писать слова с ними; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Осенний лес
Как красив лес осенью! Кругом деревья в золотом уборе. Хороши высокие березы и осины.
Под кустом прячется зайка. У дупла сидит белка. На макушку ели села птица.
Грамматические задания
Подчеркните основу : I вариант- 4 предложение; II вариант – 5 предложение.
В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
Диктант
Цель: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Зимой в лесу
Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.
Грамматические задания
Спишите первое предложение и разделите слова для переноса.
Напишите однокоренные слова к слову белка.
Напишите антонимы к словам: тепло, сытно.
Диктант
Цель: проверить умение учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова с орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно выбирать нужные буквы для записи слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Друзья
Алеша принес домой щенка. Щенку дали кличку Бим. Бим ел молоко и суп из чашки. Скоро он стал большой собакой. Друзья играли в парке. Вот Алеша бросил палку за куст. Бим принес мальчику палку.
Грамматические задания
Подчеркните основу в первом предложении.
Разделите слова для переноса второго предложения.
Диктант
Цель: учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове, грамотно писать; строить сообщение в устной и письменной форме.
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Заяц бежал к ручью. Ручей поил чистой водой и людей, и животных.
Проверочная работа с. 111(Дети записывают только ответы)
Иволга, аист
Зима, зимой
Трава- травы, пчела- пчелы, дождь – дожди, плита- плиты
Лопата, ветер, ноябрь.
Диктант
Цель: повторить усвоение изученных тем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограмму и правильное написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Зима
С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки.
Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.
Грамматические задания
Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
Диктант
Цель: проверить навыки написания букв, обозначающих мягкость согласных звуков, навыки правописания слов с буквосочетаниями ЧН, НЧ, ЧК, ЩН, ЧТ, раздельного написания слов и предлогов со словами, умение ставить знаки препинания в конце предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах изученные орфограммы на слух; применять правила правописания; проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки; разделять слова для переноса; характеризовать твердые и мягкие согласные звуки.
В лесу
Катя и Юра идут в лес. Рядом бежит пес Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белочки. Спрятались под елкой серые ежики.
Грамматические задания
В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра
Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.
Диктант
Цель: проверить умение писать слова на изученные орфограммы, слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова, делать звуко – буквенный анализ слов; развивать орфографическую зоркость учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звуко – буквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Зяблик
По ночам холод. В лесу еще лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лед. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поет. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.
Слова для справок: много, целый.
Грамматические задания
Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
Сделайте звуко-буквенный анализ слов (I вариант – снег,II вариант - лед)
Списывание
Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; определять место орфограммы в слове; безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.
Кораблик
Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает частая капель. На клене надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеек. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.
Диктант
Цели: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Главный город
Москва- главный город нашей России. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики гуляют в сквере с собакой Бимом и кошкой Муркой.
Слова для справок: улица, проспект, на Плющихе.
Грамматические задания
Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
В последнем предложении поставьте знак ударение над всеми словами.
Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.
Диктант
Цели: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания; писать под диктовку; подбирать примеры на изученную орфограмму.
Друзья
Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники. У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.
Грамматические задания
1.Подчеркнутьимена собственные.
2. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.
.
Диктант
Цели: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от других слов; применять правило правописания.
Дети в лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Слова для справок: пора, кладет.
Грамматические задания
Выпишите предлоги.(I вариант – из первых трех предложений, II вариант – из последних трех предложений)
К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.
В первом предложении над словами надпишите части речи.
Диктант
Цели: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от других слов; применять правило правописания.
Гроза
Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые березки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как все кругом стало радостно!
Грамматические задания
В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.
Списывание
Цели: проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.
Планируемые результаты: учащиеся научатся списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок; видеть орфограммы в слове; видеть и запоминать все предложения и его отдельные части; проверять написание текста.
Родина
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять ее, жить с ней одной жизнью.
Критерии оценивания
Объективность, т.е. соответствие оценки знаниям, умениям и отношению к учёбе школьников. Беспристрастное отношение к оценке делает учителя в глазах его учеников справедливым человеком, побуждает их к учению. Выраженные симпатии педагога к другим – источник прямых и скрытых конфликтов между ними.
Всесторонность, т.е. возможно более полный учёт знаний, умений и навыков школьников; глубина, осмысленность, научность ответов; форма подачи информации (культура речи, образность, эмоциональность). Всесторонность оценки предполагает учёт различных видов работы ученика на протяжении всего урока.
Гласность и ясность, доведение до сознания отвечающего ученика и класса обоснованности оценки; поддержание морального тонуса (Может или мог бы лучше знать при условии...); указание путей преодоления недочётов в ответе.
Действенность, т.е. воспитательное влияние оценки знаний на получение оптимального результата в обучении. Действенность оценки проявляется тем ярче, чем полнее совпадает заключение учителя с самооценкой школьников. Умелое привлечение учащихся к анализу ответов своего товарища – одно из эффективных условий повышения действенности оценки.
Значимость и авторитетность оценки: нельзя оценивать ответ школьника в зависимости от его дисциплинированности, поведения на уроке.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
допущены один-два недочёта при освещении основного содержания, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определённые «Требованиями к подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в рисунках, чертежах, графиках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий:
оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за задания. Оценивая контрольные работы по русскому языку, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
За диктант ставятся отметки:
«5» - за работу, в которой нет ошибок;
«4» - за работу, в которой допущены 1-2 ошибки;
«3» - за работу, в которой допущены 3-5 ошибок;
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Главными критериями оценки выполнения заданий являются обнаруженные учеником:
усвоение правил и определений;
умение самостоятельно применять их в практике письма и при языковом анализе;
умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
За выполнение заданий ставятся отметки:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при 1 ошибке;
«3» - за неполностью выполненное задание или полностью выполненное, но при 2 ошибках;
«2» - за задание, к выполнению которого ученик не приступил.
Ошибки, допущенные при выполнении заданий, не влияют на оценку за диктант. Отметка за задание не зависит от оценки за диктант.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-нарушение правил орфографии при написании слов;
-пропуск и искажение букв в словах;
-замену слов;
-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
-два исправления;
-две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы».
Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
-повторение одной и той же буквы в слове;
-недописанное слово;
-перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
-дважды записанное одно и то же слово в предложении..
Изложение.
К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложные, чем орфографические, т.к. при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, придерживаясь одновременно орфографических и пунктуационных правил.
В изложении оцениваются:
содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
орфографическая и пунктуационная грамотность.
За изложение ставят отметки:
«5» - за работу, в которой правильно (без пропусков существенных моментов) передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;
«4» - за правильно переданное содержание (без искажения); в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки;
«3» - за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие- либо моменты (существенное отступление от авторского текста); в построении предложений и в употреблении слов есть недочёты; допущено 3-5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания;
«2» - за существенные искажения при передаче авторского текста (упущены
важные события, отсутствует главная часть); в построении предложений
нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им
значении; допущено более 5 ошибок в написании слов, неправильно
оформлены предложения.
За сочинение ставят отметки:
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, до пущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Контрольное списывание.
К оценке работ за контрольное списывание учитель подходит с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т.к. диктант дети пишут по слуху, а при данном виде работы они имеют перед глазами текст, требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сличать написанное с образцом.
За контрольное списывание ставятся отметки:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;
«4» - за работу, в которой допущено 1-2 исправления или 1 ошибка.
«3» - за работу, в которой допущено 2-3 ошибки;
«2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибок.
Тестирование.
Тестирование оценивается по уровням:
«высокий» (выполнены правильно все предложенные задания),
«средний» - выполнены все задания с незначительными погрешностями;
«низкий» - выполнены отдельные задания.
Словарный диктант.
Объёмы словарных диктантов:
1 класс – 8 слов, 2 класс – 10 слов, 3 класс – 12 слов, 4 класс – 15 слов.
За словарный диктант ставятся отметки:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 ошибка, 1 исправление;
«3» - 2 ошибки, 1 исправление;
«2» - 3-5 ошибок.
Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
2 класс — 8—10;
3 класс — 10—12;
4 класс — 12—15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
1 класс, конец года — 15—17;
2 класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45;
3 класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65;
4 класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80.
Количество слов в текстах для изложений:
2 класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов;
3 класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов;
4 класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов.
В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
Диктант
Цель: проверить умение писать слова с орфограммами, оформлять работу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть и правильно записывать слова с орфограммами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.
Грамматические задания:
В предложениях 4 и 5 подчеркнуть основу.
Допишите одно – два предложения в конце текста.