СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Утверждена
Приказом по школе
от 31.08.2021 № 141.1- О
по русскому языку
2 класс
Количество часов 136
Программа разработана на основе:
программы по русскому языку для 2 класса
С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой,М.В.Кузнецовой,
Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой, 2016год
г. Югорск
2
Составитель: Юкляевских Светлана Леонидовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Согласовано:
зам. директора по УВР
_______/Стародубцева Л.А./
Дата: 31 августа 2021 год
Рекомендации:
Дата: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Содержание.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета ………………………………4
2. Содержание учебного предмета ……………………...………………………………....5
3. Тематическое планирование……………………………………………………………..6
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский язык»
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
Личностнымирезультатами изучения русского языка во втором классе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2.Содержание учебного предмета
Фонетика и графика. 8 часов.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, глухости-звонкости. Слог. Ударение. Перенос слова.
Состав слова (морфемика).14 часов.
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Основа слова. Образование слов с помощью приставки и суффикса.
Лексика. 16 часов.
Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.Устаревшие слова. Слова исконные и заимствованные.
Синтаксис и морфология. 4 часа.
Слово и предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений.
Орфография и пунктуация.69 часов.
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание приставок и предлогов.
Развитие речи. 25 часов.
Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Абзац. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Создание текстов по предложенным планам.
Содержание учебного предмета
Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)
Фонетика.
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово и предложение.
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, – имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, – глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.
Состав слова.
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Лексика.
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)
Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
Блок «Развитие речи»
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление плана к данному тексту. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
3.Тематическое планирование
по предмету русский язык 2 «а» класса
на 2021/2022 учебный год
Учитель: Юкляевских С.Л.
Количество учебных часов по программе 136, количество учебных часов в неделю 4.
№п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания урока | Формируемые УУД | Примечание | |
Фонетика (7ч) | ||||||
1 |
| Звуки речи и буквы
| Различают звуки речи и буквы. Выделяют звуки в потоке речи. Создают звуковые модели слов. Различают произношение и написание слов | П* – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное; строят логическую цепь рассуждений. Р – проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану. К – слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им. | (повторение и систематизация знаний) | |
2 |
| Гласные и согласные звуки и их буквы | Соотносят звуковую и буквенную записи слова. Находят, сравнивают, классифицируют такие языковые единицы, как звук, буква. Различают звуки и буквы. Создают звуковые модели слов. | (повторение и систематизация знаний; урок-игра)Дидактические упражнения: «Выбери и назови», «Скажи наоборот» | ||
3 |
| Обозначение звуков речи на письме | Сравнивают слова по звуковой структуре, умеют обозначать мягкость согласных звуков на письме; различают | П – осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи. Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
| (повторение и систематизация знаний)
| |
4 |
| Ударные и безударные гласные звуки в слове
| Правильно ставят ударение, находят ударный гласный звук в слове. Различают ударные и безударные гласные звуки в слове | (повторение и систематизация знаний)
| ||
5 |
| Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие | Различают парные и непарные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости. | (повторение и систематизация знаний) | ||
6 |
| Звонкие и глухие согласные
| Умеют различать звонкие и глухие согласные. Составляют звуковые модели слов. | Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся Л – выражают положительное отношение к процессу познания; П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | (повторение и систематизация знаний) | |
7 |
| Входная контрольная работа
| Демонстрируют знания и способы действий по изученным темам курса русского языка в 1 классе после длительного перерыва в обучении. Применяют правила. Проверяют написанное | (контроль знаний и способов действий) | ||
Орфография(9ч) | ||||||
8 |
| Учимся писать сочетания жи–ши
| Произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями жи–ши; умеют писать слова с сочетаниями жи–ши. Применяют алгоритм правописания | П – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. | (усвоение нового материала; урок-путешествие) Дидактические игры: «Угадай слово», «Отгадай загадку» | |
9 |
| Учимся писать сочетания ча–ща, чу–щу.
| Произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями ча–ща. Применяют на практике правило правописания ча–ща. Применяют на практике правило правописания чу–щу. Активизируют и расширяют словарный запас. Оформляют начало и конец предложения | П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Р – ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; адекватно воспринимают оценку учителя; | Дидактическая игра «Отгадай загадку» | |
10 |
| Стартовая диагностика
| Демонстрируют знания и способы действий по изученным темам курса русского языка в 1 классе после длительного перерыва в обучении. | П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст-ной и письменной формах; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Р – ставят учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К – слушают и понимают речь других. Л – проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
| |
11 |
| Разделительный мягкий знак (ь)
| Определяют функции буквы ь: показатель мягкости согласных и разделитель согласных и гласных звуков. Находят и выписывают слова с ь в середине слова | П – осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи. Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия | (систематизация знаний)
| |
12 |
| Разделительный мягкий знак (ь) | Определяют функции буквы ь: показатель мягкости согласных и разделитель согласных и гласных звуков. Выполняют орфографический тренинг по отработке алгоритма списывания | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. | (систематизация знаний; урок-проект)
| |
13 |
| Учимся переносить слова | Делят слова на слоги. Применяют правило переноса слов. Выполняют орфографический тренинг | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; умеют осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, ищут пути ее практического решения. К – выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника; оформляют речевое высказывание в соответствии с грамматическими нормами. Л – имеют желание учиться, работать коллективно; осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений | (комбинированный) Дидактическая игра «Перенеси слово» | |
14 |
| Учимся переносить слова | Осознают и применяют способы переноса слов с буквами й, ь, ъ. Умеют находить слова, которые переносить нельзя. | (повторение и систематизация знаний) | ||
15 |
| Контрольный диктант
| Знают и применяют правила правописания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проявляют способность интерпретировать полученные знания. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат работы, | (контрольный) | |
16 |
| Работа над ошибками.
| Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами, правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. | П – умеют действовать по алгоритму; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно. | Словарный диктант | |
Фонетика (1ч) | ||||||
17 |
| Слоги ударные и безударные. Роль ударения. | Умеют определять ударный гласный в слове. Распознают ударные и безударные слоги. Знают алгоритм нахождения ударного гласного | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Р – адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; высказывают собственную версию; вносят изменения в процесс деятельности с учетом |
| |
Морфология (2ч) | ||||||
18 |
| Слова, называющие предметы
| Различают слова, называющие предметы. Объясняют понятие «имя существительное». Распознают имена существительные | П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносят изменения в процесс деятельности с учетом своих ошибок. К – оформляют речь в соответствии с грамматическими нормами; | (открытие новых знаний) | |
19 |
| Слова, называющие признаки и действия предметов
| Приводят примеры слов, называющих признаки предметов и действия предметов. Раскрывают значения понятий «имя прилагательное» и «глагол». Распознают признаки имен прилагательных | (усвоение новых знаний и способов действий) | ||
Синтаксис (2ч) | ||||||
20 |
| Слово и предложение. Списывание | Различают слово и предложение. Объясняют понятие «предложение». Осуществляют классификацию слов и предложений. Различают виды предложений по цели высказывания. | П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы. Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей. К – выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают).
| Дидактическая игра «Цепочка слов» | |
21 |
| Восклицательные и невосклицательные предложения | Различают виды предложений по цели высказывания. Объясняют понятия «восклицательные и невосклицательные предложения», «интонация предложения». | (изучение нового материала) | ||
Морфемика (3ч) | ||||||
22 |
| Окончание как часть слова | Определяют окончание как изменяемую часть слова. Умеют находить и выделять окончания, в том числе нулевое окончание. | Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий. | (изучение нового материала) | |
23 |
| Изменение формы слова с помощью окончания. | Определяют окончание как часть слова, которая изменяется при изменении формы слова. | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях. Р – выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществляют пошаговый контроль учебной деятельности. | (комбинированный) Словарный диктант | |
24 |
| Неизменяемые слова
| Знают слова, форма которых не изменяется. Умеют выбирать нужные слова.
| (усвоение новых знаний и способов действий; урок-игра) | ||
Орфография (1ч) | ||||||
25 |
| Вспоминаем правило написания прописной буквы | Знают и применяют правило написания прописной буквы в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных) | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач. Р–осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий. | (повторение и систематизация знаний и способов действий) | |
Морфемика (1ч) | ||||||
26 |
| Корень как часть слова.
| Определяют корень как главную часть слова. Объясняют понятия «корень», «однокоренные слова», «родственные слова». Выделяют корень слова. | средства для решения учебной задачи; проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | (комбинированный урок) Контрольный словарный диктант | |
Орфография (2ч) | ||||||
27 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне
| Объясняют понятия «опасное место», «орфограмма». Знают и применяют правила обозначения безударных гласных в корне слова. Владеют алгоритмом правописания. | П – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); Р – адекватно воспринимают комментарий результатов деятельности со стороны учителя; удерживают внимание при решении учебных задач. | (открытие новых знаний и способов действий) | |
28 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне
| Находят безударные гласные в корне слова. Знают и применяют правило обозначения безударных гласных в корне слова | (усвоение новых знаний и способов действий) | ||
Морфемика (1ч) | ||||||
29 |
| Корень как общая часть родственных слов
| Наблюдают за значением и звучанием родственных слов. Обозначают корень как общую часть родственных слов. | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; | (изучение | |
Орфография (5ч) | ||||||
30 |
| Контрольное списывание по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова» | Распознают безударные гласные в корне слова, применяют правила их написания; правильно переносят слова; грамотно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Выполняют списывание с печатного текста | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей. | (контрольный) | |
31 |
| Контрольный диктант № 2 по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова» | Распознают безударные гласные в корне слова; правильно переносят слова и верно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей. К – слушают и понимают речь других Л – понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с собственными усилиями, трудолюбием | (контрольный) | |
32 |
| Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Словарный диктант | Осуществляют анализ ошибок. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Распознают безударные гласные в корне слова; правильно переносят слова; грамотно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.
| (коррекция, закрепление и систематизация знаний) | |
33 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Распознают звуки, вызывающие трудности написания, и звуки, не вызывающие трудности. Умеют определять способы проверки слов с безударной гласной в корне | П – умеют действовать по алгоритму; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ, сравнение, классификацию; делают выводы. | (комбинированный) | |
34 |
| Проверочная работа | Распознают безударные гласные в корне слова; правильно переносят слова и верно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей. К – слушают и понимают речь других Л – понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с собственными усилиями, трудолюбием | (контрольный) | |
Морфемика (1ч) | ||||||
35 |
| Однокоренные слова
| Подбирают и различают однокоренные слова. Пользуются алгоритмом нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем | П – структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | (комплексное применение знаний и способов действий; урок-тренинг) | |
Орфография (8ч) | ||||||
36 |
| Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Определяют способы проверки слов с безударной гласной в корне. Умеют действовать по алгоритму. Подбирают проверочные слова. | П – выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Р – осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; осуществляют самоконтроль. К – участвуют в учебном диалоге; соблюдают грамматические нормы письменной речи. Л – понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования | (комбинированный) | |
37 |
| Учимся писать буквы согласных в корне слова | Запоминают и воспроизводят правило правописания и обозначения парных согласных по звонкости-глухости в корне слова. Умеют определять место орфограммы в слове. | (изучение нового материала) | ||
38 |
| Корень слова с чередованием согласных | Выделяют корень слова с чередованием согласных. Наблюдают за чередованием согласных звуков в конце корня. | (изучение нового материала) | ||
39 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Находят ударный гласный звук в слове. Выполняют правописание гласных и согласных букв в корне слова | П – владеют умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс действий с учетом К – участвуют в учебном диалоге; учитывают разные мнения и стремятся к координации позиций в деловом сотрудничестве. Л – понимают, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; выражают положительное отношение к учебному процессу | Дидактичес-кие игры: «В гостях у передачи “В мире животных”», «Найди ударный слог» | |
40 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Наблюдают за чередованием согласных звуков в конце корня. Умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки | Дидактические игры: «Рассыпанные слоги», «Составь слова» | ||
41 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант | Определяют ударный гласный звук в слове, смыслоразличительную роль ударения. Называют согласные звонкие и глухие. Осуществляют дифференциацию букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки. | Дидактические игры: «Рассыпанные слоги», «Составь слова» | ||
42 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Определяют в корне слова изучаемые орфограммы Соблюдают лексические и грамматические нормы | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; строят логическую цепь рассуждений. Р – определяют цель деятельности на уроке; осуществляют самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; вносят необходимые коррективы в ра- К – строят устное высказывание на заданную тему с использованием простых распространенных предложений; комментируют ответы других обучающихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи. Л – проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей | (закрепление знаний и способов действий) | |
43 |
| Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова (коррекция и углубление знаний; урок-тренинг) | Умеют определять в корне изучаемые орфограммы. | Дидактические игры: «Чистоговорки», «Скороговорки», «Замени букву» | ||
Морфемика (1ч) | ||||||
44 |
| Суффикс как часть слова. Значение суффиксов
| Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы. Р – составляют план и последовательность действий. К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы. | Дидактические игры: «Живые буквы», «Повторяй за мной» (открытие новых знаний и способов действий) | |
Орфография (9ч) | ||||||
45 |
| Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Знают понятие «непроизносимые согласные звуки». Объясняют написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность работы; удерживают внимание при выполнении необходимых действий. К – участвуют в учебном диалоге; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; осознают необходимость выполнения школьных правил и требований; обнаруживают умение преодолевать трудности; | Дидактические игры: «Какое слово лишнее?», «Восстанови слова» (изучение нового материала) | |
46 |
| Слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант
| Определяют наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Умеют объяснять использование правила | Дидактические игры: «Скороговорки», «Прочти слова», «Составь пары слов» | ||
47 |
| Слова с непроизносимыми согласными в корне
| Владеют понятием «непроизносимые согласные звуки». Знают способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова». Осуществляют правописание слов с непроверяемыми орфограммами. Приводят свои примеры | П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность работы; удерживают внимание при выполнении необходимых действий. К – участвуют в учебном диалоге; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; умеют задавать вопросы; используют речь для регуляции своего действия. Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выполняют основные правила гигиены чтения и письма | Дидактические игры: «Зашифрованные слова», «Подбери пару» | |
48 |
| Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание согласных в корне слова» | Знают алгоритм подбора проверочных слов по изученной орфограмме. Умеют применять правило «Правописание согласных в корне слова» к ситуациям на практике | П– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р– принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий. К – умеют принимать Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; | (контроль знаний и способов действий) | |
49 |
| Работа над ошибками. Контрольное списывание | Определяют в корне слова изучаемые орфограммы. Умеют приводить свои примеры. Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами | П – осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Р – анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы. К – участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на реплики; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; умеют задавать вопросы; используют речь для регуляции своего действия. Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; осознают необходимость выполнения школьных требований |
| |
50 |
| Учимся писать слова с суффиксами -ёнок-, | Знают и применяют правила написания суффиксов-ик -, -ек-. Понимают значение функции суффиксов в слове. Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания | П – умеют действовать по алгоритму и по образцу; формулировать простые выводы на основе анализа. Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность; вносят необходимые коррективы в работу. К – управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий. Л – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе | Дидактические игры: «Какая буква пропущена?», «Скороговорки», «Составь слово» (усвоение знаний и способов действий) | |
51 |
| Учимся писать слова с суффиксами -ик-, -ек-. | Знают и применяют правила написания суффиксов | Дидактические игры: «Снежный ком», «Найди слова» (первичное ознакомление) | ||
52 |
| Правописание слов с суффиксом Промежуточная диагностика | Распознают слова с суффиксом -ость-. Выделяют суффикс в слове. Определяют значение суффиксов. Знают правописание словарных слов. Действуют по алгоритму и по образцу | П– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия. К – понимают речь других. Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него | (контроль знаний и способов действий) | |
53 |
| Текущая контрольная работа | Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания |
| ||
Морфемика (1ч) | ||||||
54 |
| образование слов при помощи суффиксов | Определяют значение суффиксов. Владеют понятием «суффиксальный способ образования слов». Понимают роль суффиксов при образовании новых слов | П – умеют действовать по алгоритму, образцу. Р – ориентируются в целях, задачах, средствах решения учебной задачи.
| Дидактические игры: «Скороговорки», «Собери слово» (применение знаний и способов действий) | |
Орфография (7ч) | ||||||
55 |
| Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов
| Знают правописание суффиксов имен прилагательных | П – осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; подводят анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выстраивают последовательность необходимых операций; | Дидактическая игра «Угадай» (усвоение навыков и способов действий) | |
56 |
| Правописание слов с изученными суффиксами | Понимают значение функции суффиксов в слове. Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания | П– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия. К – понимают речь других. Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него |
| |
57
|
| Правописание слов с изученными суффиксами | Понимают значение функции суффиксов в слове. Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания |
| ||
58 |
| Контрольный диктант № 4 по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слова», «Согласные в корне слова», «Правописание изученных суффиксов»
| Знают и применяют на практике правила правописания сочетаний жи–ши, ча–ща, | П – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; применяют имеющуюся информацию для решения учебной задачи. Р– принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. К– понимают речь других. Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют прилежание в учебе | (контроль знаний и способов действий) | |
59 |
| Работа над ошибками. Учимся писать суффиксы в словах | Анализируют ошибки. Определяют в корне слова изучаемые орфограммы; приводят свои примеры. Объясняют написание слов с изученными орфограммами | П – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Р– принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы | Дидактические игры: «Какое слово лишнее?», «Восстанови слова» (коррекция знаний и способов действий) | |
60 |
| Промежуточная диагностика | Применяют все изученные правила. Демонстрируют правильное использование способов словообразования | П – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера, используют имеющуюся информацию для решения учебной задачи. Р – оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
| (контрольный) | |
61 |
| Работа над ошибками
| Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами, правописание корней и суффиксов в словах | Дидактические игры: «Уменьши предметы», (коррекция знаний и способов действий) | ||
Морфемика (2ч) | ||||||
62 |
| Приставка как часть слова
| Определяют приставку как значимую часть слова. Наблюдают за приставкой. Знают и объясняют способы выделения приставки из состава слова | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях. Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; осуществляют самоконтроль работы. | Дидактические игры: «Ищу свой дом», «Площадь загадок» (открытие новых знаний и способов действий) | |
63 |
| Значение приставок
| Знают и используют приставочный способ образования новых слов. Выделяют приставку в слове, определяют значение приставок. Находят слова с приставками | П – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют выделять сходства и различия. Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу. К – умеют слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать деловое общение; используют речь для регуляции своих действий. Л – применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий | Дидактические игры: «Найди спрятанные слова», «Вставь сбежавшие буквы», «Отгадай» (усвоение новых знаний и способов действий) | |
Орфография (3ч) | ||||||
64 |
| Учимся писать приставки | Знают и используют приставочный способ образования новых слов. Выделяют приставку в слове, определяют значение приставок. Находят слова с приставками. Знают правило и алгоритм его применения. Классифицируют слова, сопоставляют звуковую и буквенную записи слов | П – осуществляют классификацию, анализ, сравнение; делают выводы. Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу. К – учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его. | Дидактическая игра «В гостях у Пишичитая» | |
65 |
| Учимся писать приставки | Знают и применяют алгоритм написания приставок с буквой а | П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою К – допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению. Л – адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учебной деятельности, связывая успехи с усилиями, приложенным старанием, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования | Дидактические игры: «Какие слова разметал ветер?», | |
66 |
| Различаем приставки с буквами о,а | Осуществляют дифференциацию правил написания приставок с буквами а и о | Дидактические игра «Переменка» | ||
Морфемика (1ч) | ||||||
67 |
| Образование слов с помощью приставок
| Анализируют слова, образованные приставочным способом, делают выводы и обсуждают правила | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях. Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы. | Дидактические игры: «Угадай-ка!», «Переменка» (изучение нового материала) | |
Орфография (5ч) | ||||||
68 |
| Учимся писать разделительный твердый знак (ъ). Словарный диктант | Знают и применяют правило написания разделительного твердого знака (ъ). Приводят свои примеры | П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; формулируют простые выводы. Р – проводят работу по предложенному плану, используя необходимые средства; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | Дидактические игры и упражнения: «Мудрые пословицы», «Подумай и ответь» | |
69 |
| Различение слов с разделительнымиъ и ь
| Различают на письме разделительныеь и ъ. Объясняют правописание гласных букв после разделительных ь и ъ | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом. К – участвуют в учебном полилоге; формулируют собственное мнение и аргументируют его. Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают умение преодолевать трудности | Дидактические игры: «Отгадай!», «Найди спрятанные слова»,» (комплексное применение знаний и способов действий;) | |
70 |
| Различение разделительныхъ и ь
| Различают разделительные ь и ъ. Выполняют орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ | Дидактические игры: «Слова-матрешки», «Аукцион», (усвоение знаний и способов действий) | ||
71 |
| Правописание слов с разделительнымиъ и ь
| Различают разделительные ь и ъ. Выполняют орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ | (усвоение знаний и способов действий) | ||
72 |
| Повторяем правописание частей слова. | Знают и применяют правило написания частей слова |
| ||
Морфемика (1ч) | ||||||
73 |
| Основа слова | Понимают значение понятия «основа слова». Выделяют значимые части слова. Применяют алгоритм нахождения основы слова. Подбирают слова к схемам | П – умеют действовать по алгоритму. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; | Дидактические игры: «Угадай-ка!», «Закончи предложения» (изучение нового материала) | |
Орфография (3ч) | ||||||
74 |
| Повторяем состав слова | Определяют способ образования слов; соотносят слова и схемы состава слова. Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Применяют правило к ситуациям на практике | П – осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создают способы решения проблем. Р – оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. | Дидактическая игра «Вставь слова» (повторение и обобщение знаний и способов действий) | |
75 |
| Правописание частей слова | Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг. Применяют правило к ситуациям на практике. Соблюдают режим письма (правильная осанка при посадке за рабочим столом, положение тетради при письме) | П – строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Р – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. К – строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы; соблюдают нормы речевого этикета. Л – применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда | Дидактическая игра «В гостях у Знайки» (повторение и обобщение знаний и способов действий) | |
76 |
| Повторяем правописание частей слова | Знают и осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Применяют правило к ситуациям в практике. Выполняют орфографический тренинг | (повторение и обобщение знаний и способов действий) | ||
Морфемика (2ч) | ||||||
77 |
| Учимся различать предлоги и приставки
| Объясняют понятие «предлог». Владеют способом различения предлогов и приставок. Выполняют орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками | П – умеют обобщать факты; строят логическую цепь рассуждений. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом. К – участвуют в учебном полилоге; формулируют собственное мнение и аргументируют его.
| (комплексное применение знаний и способов действий; урок-тренинг) | |
78 |
| Учимся различать предлоги и приставки. Словарный диктант
| Выделяют значимые части слова. Осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг. Расширяют словарный запас | Дидактические игры: «Волшебство добрых слов», «Чудесные превращения», «Вставь слова» | ||
Орфография (2ч) | ||||||
79 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Выделяют значимые части слова. Осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг. | П – умеют обобщать факты; строят логическую цепь рассуждений. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом. Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают умение преодолевать трудности |
| |
80 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг. |
| ||
Лексика (2ч) | ||||||
81 |
| Слово и его значение
| Определяют понятия «слово» и «значение слова». Различают слова и предложения. Объясняют лексическое значение слова | П – умеют приводить свои примеры. Р – осуществляют деятельность по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивают свою деятельность по критериям, выработанным в классе. К – понимают отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; правильно используют речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при общении в повседневной жизни. | Дидактические игры и упражнения: «Секреты фамилий», «Разрешите познакомиться!», «Запиши собственные имена» | |
82 |
| Значение слова | Составляют схемы слов. Объясняют лексическое значение слова | Дидактические игры и упражнения: «Телефонный разговор», «Запиши слова парами» | ||
Развитие речи (2ч) | ||||||
83 |
| Текст | Определяют языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Находят различия между текстом и набором предложений, между словосочетанием и предложением. Приводят свои примеры. Соблюдают гигиенические нормы | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осуществляют сравнение. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с представленным образцом; вносят необходимые коррективы с учетом допущенных неточностей; адекватно воспринимают оценку учителя. К – участвуют в обсуждении проблемных вопросов; обосновывают высказанное суждение; излагают представленное мнение последовательно, четко и ясно; используют в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения; оформляют свою мысль в устной и письменной формах речи. Л – ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации | Дидактические игры и упражнения: «Сделай выбор», «Интересное знакомство», «Объяснялки» (изучение нового материала) | |
84 |
| Заголовок текста. Списывание
| Подбирают заголовок к тексту. Устанавливают связь заголовка и общего смысла текста. Различают предложение и текст | Дидактические игры и упражнения: «Узнай сказочного героя», «Какие слова пропущены?» | ||
Лексика (2ч) | ||||||
85 |
| Как сочетаются слова
| Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова. Определяют значение слова с помощью словаря | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Р – удерживают внимание при решении учебной задачи; оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | Дидактические игры и упражнения: «Приметные слова», «Подбери подходящие слова» | |
86 |
| Значение слова в словаре и тексте | Подбирают и определяют значения слов в тексте. Определяют значение слова с помощью словаря |
|
| |
Орфография (1ч) | ||||||
87 |
| Контрольная работа по теме «Состав слова» Повторяем правописание частей слова. | Выделяют части слова; владеют способами проверки написания слов. Объясняют правописание разделительных ъ и ь, приставок и предлогов | П – умеют действовать по алгоритму. Р – выполняют работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивают свою деятельность по критериям, выработанным в классе. К – участвуют в учебном полилоге: слушают ответы товарищей, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение между собой; используют речь для определения своего действия. |
| |
Лексика (1ч) | ||||||
88 |
| Слово в толковом словаре и тексте
| Работают с толковым словариком учебника; осуществляют поиск нужного слова. Определяют значения незнакомых слов; | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; | (применение знаний и способов действий) | |
Орфография (1ч) | ||||||
89 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Находят и определяют место орфограммы в слове. Выполняют орфографический тренинг в написании суффиксов и приставок | Р – осмысливают учебный материал; работают по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывают свою учебную деятельность |
| |
Развитие речи (2ч) | ||||||
90 |
| Учимся озаглавливать текст | Читают и понимают текст; выделяют существенное из текста для определения заголовка. Определяют по заголовку основное содержание текста | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; определяют основную и второстепенную информацию; свободно ориентируются и воспринимают текст. Р – осуществляют самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций. К – строят устное высказывание на заданную тему с использованием простых распространенных предложений; | Дидактические игры и упражнения: «О ком идет речь?», «Задай вопрос» | |
91 |
| Как строится текст. Окончание текста | Определяют структуру и цельность текста. Выполняют тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам | (применение знаний и способов действий) | ||
Лексика (2ч) | ||||||
92 |
| Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант | Определяют однозначные и многозначные слова. Выполняют орфографический тренинг. Находят орфограммы и определяют их место в слове | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Р – определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; К – строят понятное для слушателей высказывание; выбирают правильную интонацию, логическое ударение; | Дидактические игры и упражнения: «Помоги почтальону Печкину», «Какие слова пропущены?», «Запиши слова» | |
93 |
| Слова-синонимы . Сочетание синонимов с другими словами
| Владеют понятием «синонимы». Находят сходство и различие слов-синонимов. Определяют значение слова с помощью словаря . Используют синонимы в речи. | (закрепление изученного материала) | ||
Развитие речи (1ч) | ||||||
94 |
| Учимся заканчивать текст | Работают с незаконченным текстом; подбирают заголовок к тексту. Сравнивают варианты окончания исходного текста | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Р – вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. | (применение знаний и способов действий; урок-путешествие) | |
Лексика (2ч) | ||||||
95 |
| Слова-антонимы | Объясняют понятие «антонимы». Осуществляют подбор антонимов. Сравнивают антонимы и синонимы. Используют антонимы в тексте. Определяют значение слова с помощью словаря | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | Дидактические игры и упражнения: «Порассуждай», «Объясни значение слова» (усвоение новых знаний и способов действий) | |
96 |
| Сочетание антонимов с другими словами. Промежуточная диагностика по темам: «Фонетика», «Слово, предложение», «Корень слова», «Суффикс» | Определяют сочетание антонимов с другими словами. Объясняют понятия: фонетика, слово, предложение, корень слова, суффикс | П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
| |
Орфография (2ч) | ||||||
97 |
| Учимся применять орфографические правила | Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Наблюдают за применением в речи слов-синонимов | П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. К – используют в общении правила вежливости. | (применение знаний и способов действий; урок-тренинг) | |
98 |
| Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Контрольный диктант | Определяют структуру и цельность текста. Выполняют тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам. Выделяют существенное из текста |
| ||
Развитие речи (2ч) | ||||||
99 |
| Как строится текст. Начало текста
| Определяют структуру текста. Восстанавливают начало текста и его структуру. Исправляют нарушения в тексте. Знают значения слов-синонимов. Определяют значение слова с помощью словаря | П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи. Р – вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. К – строят устные высказывания на заданную тему с использованием простых распространенных предложений; соблюдают интонационную выразительность речи; | (применение знаний и способов действий; урок-игра) | |
100 |
| Сочиняем начало текста | Составляют текст по данному началу или заключению. Устанавливают последовательность предложений в тексте. Редактируют создаваемый текст | (применение знаний и способов действий; урок-игра) | ||
Лексика (2ч) | ||||||
101 |
| Как используются синонимы | Находят синонимы в тексте. Знают правописание слов с изученными орфограммами | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. | (повторение и систематизация знаний и способов действий | |
102 |
| Синонимы в тексте. | Находят синонимы в тексте. Применяют орфографические правила |
| ||
Орфография (1ч) | ||||||
103 |
| Учимся применять орфографические правила | Знают орфографические правила. Правильно используют способы проверки орфограмм | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. К – формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы |
| |
Развитие речи (3ч) | ||||||
104 |
| Последовательность предложений в тексте. | Определяют последовательность предложений в тексте. Выбирают существенное в тексте | П – определяют основную и второстепенную информацию. Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | Дидактические игры и упражнения: «Найди ответ», «Кто быстрее и правильнее?», «Выпиши слова» | |
105 |
| Абзац | Проводят анализ текста. Выделяют в тексте абзацы Восстанавливают деформированные тексты | П – осуществляют анализ, синтез; делают выводы. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы. К – участвуют в учебном диалоге; слышат и точно реагируют на реплики; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; задают вопросы по существу; используют речь для регуляции своего действия. Л – сохраняют мотивацию к учебе; |
| |
106 |
| Учимся выделять абзацы | Моделируют на основе приведенного текста монологическое высказывание. Задают точный вопрос. Проводят анализ текста. Формулируют ответы с опорой на представленный текст. Восстанавливают деформированные тексты | Исследование «Заимствованные слова» (повторение и систематизация знаний и способов действий) | ||
Лексика (1ч) | ||||||
107 |
| Слова-омонимы.
| Объясняют понятие «омонимы». Наблюдают за использованием омонимов. Находят омонимы в тексте. | П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выдвигают и формулируют проблему | Проект «Орфография» | |
Орфография (2ч) | ||||||
108 |
| Учимся применять орфографические правила. Связь предложений в тексте | Составляют текст по его началу или заключению. Подбирают текст по заданным началу и окончанию. Находят синонимы в тексте | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Р – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. |
| |
109 |
| Контрольный диктант
| Правильно используют способы проверки орфограмм | Р – удерживают цель деятельности до получения намеченного результата; | (контроль знаний и способов действий) | |
Лексика (2ч) | ||||||
110 |
| Фразеологизмы. Фразеологизм и слово. | Определяют понятие «фразеологизмы». Объясняют значения устойчивых и свободных сочетаний слов. | П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
| |
111 |
| Слова исконно русские и заимствованные
| Знакомятся с понятием «заимствованные слова». Распознают исконно русские и заимствованные слова | (усвоение новых знаний и способов действий) | ||
Развитие речи (1ч) | ||||||
112 |
| Абзац. Последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев
| Проводят анализ текста. Восстанавливают деформированные тексты | П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели). Р – вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
| |
Орфография (2ч) | ||||||
113 |
| Учимся применять орфографические правила.
| Правильно используют способы проверки, алгоритм порядка действий при списывании | П – выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; | Дидактические игры и упражнения: «Напиши письмо», «Выпиши слова» | |
114 |
| Контрольный диктант На тему «Правописание изученных орфограмм» | Правильно используют способы проверки орфограмм | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
| |
Развитие речи (2ч) | ||||||
115 |
| План текста. Словарный диктант
| Составляют текст по заданной структуре, модифицируют его. Кратко излагают содержание текста. Определяют понятие «ключевые слова» | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Р – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. К – представляют существенные признаки изучаемого объекта в словесно-описательной форме (с опорой на рисунок); строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения. |
| |
116 |
| Учимся составлять план текста | Читают и понимают текст, модифицируют план текста | (применение знаний и способов действий; урок-тренинг) | ||
Орфография (1ч) | ||||||
117 |
| Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм» | Объясняют правописание изученных орфограмм. Применяют все изученные правила. Правильно используют способы проверки | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – опираются на выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою работу согласно заявленной задаче. Л – осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; | (контроль знаний и способов действий) | |
Развитие речи (2ч) | ||||||
118 |
| Текст-рассуждение | Особенности текста рассуждения | П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию. Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия. |
| |
119 |
| Составляем текст по плану | План текста. Составление текста по плану |
| ||
Орфография (1ч) | ||||||
120 |
| Контрольное списывание.Повторение изученных орфограмм | Применяют все изученные правила. Правильно используют способы проверки | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – опираются на выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою работу согласно заявленной задаче. Л – осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; |
| |
Развитие речи (6ч) | ||||||
121 |
| Фразеологизмы . Использование фразеологизмов
| Определяют понятие «фразеологизмы». Объясняют значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Находят значение слова с помощью словаря | П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Р – в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи. Л – владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации; | Дидактические игры и упражнения: «Поздравь друга», «Заполни пропуски», «Ответь на вопрос» (изучение нового материала) | |
122 |
| Текст-описание | Распознают текст-описание. Делят текст на смысловые части, составляют его простой план, воспроизводят по данному плану. Составляют план собственного текста | П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию. Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | Дидактические игры и упражнения: «Какой вопрос можно задать?», «Запиши транскрипцию», «Объясни значение», «Выпиши слова парами» | |
123 |
| Особенности текста-описания
| Определяют текст-описание. Составляют план текста. Называют отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте. Находят образныевыражения. Составляют план будущего текста. Анализируют и редактируют предложенный план. Составляют планы текстов с учетом предложенных заголовков. | П – структурируют знания; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели). Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; работают по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывают свою учебную деятельность. К – оперируют монологической и диалогической формами речи; осуществляют отбор соответствующих языковых средств при сравнении индивидуальных признаков объектов. | (повторение и систематизация знаний и способов действий) | |
124 |
| Учимся | Распознают текст-описание. Составляют план текста. Называют отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте. Находят образные выражения. | П – структурируют знания; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели).
| Проект «Составляем текст-описание» (применение знаний и способов действий; урок-тренинг) | |
125 |
| Особенности текста-описания
| Называют особенности текста-описания. Составляют план текста. Находят отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте, образные выражения. Выбирают адекватные языковые средства при составлении текста-описания. Знают правила написания слов с изученными орфограммами. Правильно используют способы проверки | П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Р – адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы. К – участвуют в обсуждении проблемных вопросов; высказывают собственное мнение и аргументируют его; договариваются и приходят к общему решению при совместной работе; выражают свои мысли последовательно, четко и ясно | (повторение и систематизация знаний и способов действий) | |
126 |
| Составление текста-описания
| Осуществляют анализ текста. Определяют текст-описание. Составляют план текста, текст-описание. Находят отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте, образные выражения | П – осуществление анализа; подводят под понятия; выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Р – осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | Дидактические игры и упражнения: «Сказка в гостях у ребят», «Заполни пропуски», «Объясни значение слова» (применение знаний и способов действий) | |
Орфография (4ч) | ||||||
127 |
| Контрольный диктант на тему «Правописание изученных орфограмм»
| Осуществляют правописание изученных орфограмм | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – применяют освоенные способы действия. | (контроль знаний и способов действий) | |
128 |
| Работа над ошибками
| Анализируют ошибки. Соотносят (распределяют) ошибки по темам. Корректируют предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. | П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах. Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его результата. К – слушают и понимают речь других. | (коррекция знаний и способов действий) | |
129 |
| Итоговая проверочная работа
| Действуют по инструкции. Знают правила написания слов с изученными орфограммами. Правильно используют способы проверки | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. | (контроль знаний и способов действий) | |
130 |
| Итоговая диагностическая работа«Результаты освоения программного материала за второй класс» | Демонстрируют результаты освоения программного материала за второй класс. | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Р – осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. | (контроль знаний и способов действий) | |
Развитие речи (3ч) | ||||||
131 |
| Текст-повествование | Понимают понятие «текст-повествование». Составляют план текста, а также краткий рассказ об увиденном с использованием языковых средств и интонации. | П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели); осуществляют анализ, сравнение; делают выводы. Р – принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по усвоенному алгоритму с использованием необходимых средств; определяют конкретные практические результаты деятельности. К – строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения; осознают цель и ситуацию устного общения; владеют диалогической формой речи Л – расширяют познавательные интересы; владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации | (усвоение новых знаний и способов действий) | |
132 |
| Особенности текста-повествования. Контрольный словарный диктант | Называют особенности текста-повествования, его отличительные черты. Проводят наблюдение за текстом повествованием. Правильно используют способы проверки |
| ||
133 |
| Распознавание текстов | Распознают текст-повествование и текст-описание. Называют отличительные черты текстов | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Р – адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; | (повторение и систематизация знаний и способов действий) | |
Лексика (2ч) | ||||||
134 |
| Что ты знаешь о лексическом значении слова.Комплексное повторение пройденного | Повторяют слова однозначные -многозначные, синонимы, антонимы. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания; проверяют написанное. | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимают оценку учителя; контролируют свои действия, проверяют написанное. |
| |
135 |
| Проверочная работа по теме «Лексика» | Знают и применяют все изученные правила. Действуют по инструкции | П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Л – осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе; | (контроль знаний и способов действий) | |
Развитие речи (1ч) | ||||||
136 |
| Описание. Повествование. Рассуждение | Различают виды текстов. Составляют небольшие рассказы. | П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы. Л – осознают необходимость самосовершенствования; стремятся к достижению положительных результатов труда | (повторение и систематизация знаний и способов действий) |
1