СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 2 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»





Утверждена

Приказом по школе

от 31.08.2021141.1- О








Рабочая программа

по русскому языку

2 класс

Количество часов 136

Программа разработана на основе:

программы по русскому языку для 2 класса

С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой,М.В.Кузнецовой,

Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой, 2016год





 



















г. Югорск

2


021 год

Составитель: Юкляевских Светлана Леонидовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



Согласовано:

зам. директора по УВР

_______/Стародубцева Л.А./

Дата: 31 августа 2021 год







Рекомендации:

Дата: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дата:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Содержание.


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета ………………………………4

2. Содержание учебного предмета ……………………...………………………………....5

3. Тематическое планирование……………………………………………………………..6













































1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»


Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Личностнымирезультатами изучения русского языка во втором классе являются:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

  • понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

  • умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  • умение проверять написанное;

  • умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.



2.Содержание учебного предмета


Фонетика и графика. 8 часов.

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, глухости-звонкости. Слог. Ударение. Перенос слова.


Состав слова (морфемика).14 часов.

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Основа слова. Образование слов с помощью приставки и суффикса.


Лексика. 16 часов.

Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.Устаревшие слова. Слова исконные и заимствованные.


Синтаксис и морфология. 4 часа.

Слово и предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений.


Орфография и пунктуация.69 часов.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание приставок и предлогов.


Развитие речи. 25 часов.

Текст. Признаки текста. Заглавие текста. Абзац. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Создание текстов по предложенным планам.




Содержание учебного предмета

Блок «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)

Фонетика.

Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.

Слово и предложение.

Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки,имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, – глаголы.

Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.

Состав слова.

Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

Лексика.

Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Слова исконные и заимствованные.

Устаревшие слова.

Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.

Блок «Правописание» (формирование навыков грамотного письма)

Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -ёнок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

Блок «Развитие речи»

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление плана к данному тексту. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.



3.Тематическое планирование

по предмету русский язык 2 «а» класса

на 2021/2022 учебный год

Учитель: Юкляевских С.Л.

Количество учебных часов по программе 136, количество учебных часов в неделю 4.


п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

урока


Формируемые УУД


Примечание

Фонетика (7ч)

1


Звуки речи и буквы


Различают звуки речи и буквы. Выделяют звуки в потоке речи.

Создают звуковые модели слов. Различают произношение и написание слов

П* – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное; строят логическую цепь рассуждений.

Р – проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану.

К – слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

(повторение и систематизация знаний)

2


Гласные и согласные звуки и их буквы

Соотносят звуковую и буквенную записи слова. Находят, сравнивают, классифицируют такие языковые единицы, как звук, буква. Различают звуки и буквы.

Создают звуковые модели слов.

(повторение и систематизация знаний; урок-игра)Дидактические упражнения: «Выбери и назови», «Скажи наоборот»

3


Обозначение звуков речи на письме

Сравнивают слова по звуковой структуре, умеют обозначать мягкость согласных звуков на письме; различают
безударные и ударные гласные.

П – осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи.

Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.


(повторение и систематизация знаний)


4


Ударные и безударные гласные звуки в слове


Правильно ставят ударение, находят ударный гласный звук в слове. Различают ударные и безударные гласные звуки в слове

(повторение и систематизация знаний)


5


Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие

Различают парные и непарные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

(повторение и систематизация знаний)

6


Звонкие и глухие согласные


Умеют различать звонкие и глухие согласные. Составляют звуковые модели слов.

Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обучающимся

Л – выражают положительное отношение к процессу познания;

П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

(повторение и систематизация знаний)

7


Входная контрольная работа


Демонстрируют знания и способы действий по изученным темам курса русского языка в 1 классе после длительного перерыва в обучении. Применяют правила. Проверяют написанное

(контроль знаний и способов действий)

Орфография(9ч)

8


Учимся писать сочетания жи–ши


Произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями жи–ши; умеют писать слова с сочетаниями жи–ши. Применяют алгоритм правописания

П – самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

(усвоение нового материала; урок-путешествие) Дидактические игры: «Угадай слово», «Отгадай загадку»

9


Учимся писать сочетания ча–ща, чу–щу.


Произносят и обозначают на письме слова с сочетаниями ча–ща. Применяют на практике правило правописания ча–ща. Применяют на практике правило правописания чу–щу.

Активизируют и расширяют словарный запас. Оформляют начало и конец предложения

П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Р – ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий; адекватно воспринимают оценку учителя;

Дидактическая игра «Отгадай загадку»

10


Стартовая диагностика


Демонстрируют знания и способы действий по изученным темам курса русского языка в 1 классе после длительного перерыва в обучении.

П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в уст-ной и письменной формах; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Р – ставят учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К – слушают и понимают речь других.

Л – проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью


11


Разделительный мягкий знак (ь)


Определяют функции буквы ь: показатель мягкости согласных и разделитель согласных и гласных звуков. Находят и выписывают слова с ь в середине слова

П – осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи.

Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия

(систематизация знаний)


12


Разделительный мягкий знак (ь)

Определяют функции буквы ь: показатель мягкости согласных и разделитель согласных и гласных звуков. Выполняют орфографический тренинг по отработке алгоритма списывания

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

(систематизация знаний; урок-проект)


13


Учимся переносить слова

Делят слова на слоги. Применяют правило переноса слов. Выполняют орфографический тренинг

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; умеют осуществлять синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, ищут пути ее практического решения.

К – выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника; оформляют речевое высказывание в соответствии с грамматическими нормами.

Л – имеют желание учиться, работать коллективно; осознают необходимость совершенствования своих знаний и умений

(комбинированный)

Дидактическая игра «Перенеси слово»

14


Учимся переносить слова

Осознают и применяют способы переноса слов с буквами й, ь, ъ.

Умеют находить слова, которые переносить нельзя.

(повторение и систематизация знаний)

15


Контрольный диктант
№ 1 по теме «Правописание сочетаний жи–
ши, ча–ща, чу–щу»


Знают и применяют правила правописания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща,
чу–щу

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проявляют способность интерпретировать полученные знания.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат работы,

(контрольный)

16


Работа над ошибками.


Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами, правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу.

П – умеют действовать по алгоритму; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Словарный диктант

Фонетика (1ч)

17


Слоги ударные и безударные. Роль ударения.

Умеют определять ударный гласный в слове. Распознают ударные и безударные слоги. Знают алгоритм нахождения ударного гласного

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Р – адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; высказывают собственную версию; вносят изменения в процесс деятельности с учетом
своих ошибок.


Морфология (2ч)

18


Слова, называющие предметы


Различают слова, называющие предметы. Объясняют понятие «имя существительное». Распознают имена существительные

П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносят изменения в процесс деятельности с учетом своих ошибок.

К – оформляют речь в соответствии с грамматическими нормами;

(открытие новых знаний)

19


Слова, называющие признаки и действия предметов


Приводят примеры слов, называющих признаки предметов и действия предметов. Раскрывают значения понятий «имя прилагательное» и «глагол». Распознают признаки имен прилагательных

(усвоение новых знаний и способов действий)

Синтаксис (2ч)

20


Слово и предложение. Списывание

Различают слово и предложение. Объясняют понятие «предложение». Осуществляют классификацию слов и предложений. Различают виды предложений по цели высказывания.

П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; осуществляют анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

К – выстраивают коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают).


Дидактическая игра «Цепочка слов»

21


Восклицательные и невосклицательные предложения

Различают виды предложений по цели высказывания. Объясняют понятия «восклицательные и невосклицательные предложения», «интонация предложения».

(изучение нового материала)

Морфемика (3ч)

22


Окончание как часть слова

Определяют окончание как изменяемую часть слова. Умеют находить и выделять окончания, в том числе нулевое окончание.

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

(изучение нового материала)

23


Изменение формы слова с помощью окончания.

Определяют окончание как часть слова, которая изменяется при изменении формы слова.

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях.

Р – выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия; осуществляют пошаговый контроль учебной деятельности.

(комбинированный) Словарный диктант

24


Неизменяемые слова


Знают слова, форма которых не изменяется. Умеют выбирать нужные слова.


(усвоение новых знаний и способов действий; урок-игра)

Орфография (1ч)

25


Вспоминаем правило написания прописной буквы

Знают и применяют правило написания прописной буквы в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных)

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач.

Р–осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.

(повторение и систематизация знаний и способов действий)

Морфемика (1ч)

26


Корень как часть слова.


Определяют корень как главную часть слова. Объясняют понятия «корень», «однокоренные слова», «родственные слова». Выделяют корень слова.

средства для решения учебной задачи; проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

(комбинированный урок) Контрольный словарный диктант

Орфография (2ч)

27


Учимся писать буквы безударных гласных в корне


Объясняют понятия «опасное место», «орфограмма». Знают и применяют правила обозначения безударных гласных в корне слова. Владеют алгоритмом правописания.

П – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);

Р – адекватно воспринимают комментарий результатов деятельности со стороны учителя; удерживают внимание при решении учебных задач.

(открытие новых знаний и способов действий)

28


Учимся писать буквы безударных гласных в корне


Находят безударные гласные в корне слова. Знают и применяют правило обозначения безударных гласных в корне слова

(усвоение новых знаний и способов действий)

Морфемика (1ч)

29


Корень как общая часть родственных слов


Наблюдают за значением и звучанием родственных слов. Обозначают корень как общую часть родственных слов.

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

(изучение
нового материала)

Орфография (5ч)

30


Контрольное списывание по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова»

Распознают безударные гласные в корне слова, применяют правила их написания; правильно переносят слова; грамотно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Выполняют списывание с печатного текста

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

(контрольный)

31


Контрольный диктант № 2 по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слов», «Безударные гласные в корне слова»

Распознают безударные гласные в корне слова; правильно переносят слова и верно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

К – слушают и понимают речь других

Л – понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с собственными усилиями, трудолюбием

(контрольный)

32


Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Словарный диктант

Осуществляют анализ ошибок. Объясняют написание слов с изученными орфограммами. Распознают безударные гласные в корне слова; правильно переносят слова; грамотно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу.

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.


(коррекция, закрепление и систематизация знаний)

33


Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Распознают звуки, вызывающие трудности написания, и звуки, не вызывающие трудности. Умеют определять способы проверки слов с безударной гласной в корне

П – умеют действовать по алгоритму; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ, сравнение, классификацию; делают выводы.

(комбинированный)

34


Проверочная работа

Распознают безударные гласные в корне слова; правильно переносят слова и верно пишут слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс деятельности с учетом возникших трудностей.

К – слушают и понимают речь других

Л – понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с собственными усилиями, трудолюбием

(контрольный)

Морфемика (1ч)

35


Однокоренные слова


Подбирают и различают однокоренные слова. Пользуются алгоритмом нахождения корня слова, поиска слов с заданным корнем

П – структурируют знания; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

(комплексное применение знаний и способов действий; урок-тренинг)

Орфография (8ч)

36


Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова

Определяют способы проверки слов с безударной гласной в корне. Умеют действовать по алгоритму. Подбирают проверочные слова.

П – выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Р – осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; осуществляют самоконтроль.

К – участвуют в учебном диалоге; соблюдают грамматические нормы письменной речи.

Л – понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования

(комбинированный)

37


Учимся писать буквы согласных в корне слова

Запоминают и воспроизводят правило правописания и обозначения парных согласных по звонкости-глухости в корне слова. Умеют определять место орфограммы в слове.

(изучение нового материала)

38


Корень слова с чередованием согласных

Выделяют корень слова с чередованием согласных. Наблюдают за чередованием согласных звуков в конце корня.

(изучение нового материала)

39


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Находят ударный гласный звук в слове. Выполняют правописание гласных и согласных букв в корне слова

П – владеют умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; анализируют собственную работу; вносят изменения в процесс действий с учетом
возникших трудностей; оценивают уровень владения тем или иным учебным действием.

К – участвуют в учебном диалоге; учитывают разные мнения и стремятся к координации позиций в деловом сотрудничестве.

Л – понимают, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; выражают положительное отношение к учебному процессу

Дидактичес-кие игры: «В гостях у передачи “В мире животных”», «Найди ударный слог»

40


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Наблюдают за чередованием согласных звуков в конце корня. Умеют работать с орфограммой, приводят примеры способов проверки

Дидактические игры: «Рассыпанные слоги», «Составь слова»

41


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант

Определяют ударный гласный звук в слове, смыслоразличительную роль ударения. Называют согласные звонкие и глухие. Осуществляют дифференциацию букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки.

Дидактические игры: «Рассыпанные слоги», «Составь слова»

42


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова

Определяют в корне слова изучаемые орфограммы Соблюдают лексические и грамматические нормы

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; строят логическую цепь рассуждений.

Р – определяют цель деятельности на уроке; осуществляют самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; вносят необходимые коррективы в ра-
боту.

К – строят устное высказывание на заданную тему с использованием простых распространенных предложений; комментируют ответы других обучающихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.

Л – проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей

(закрепление знаний и способов действий)

43


Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова (коррекция и углубление знаний; урок-тренинг)

Умеют определять в корне изучаемые орфограммы.
Осваивают приемы работы с толковым словарем для уточнения значений слов; наблюдают за устойчивыми сочетаниями слов, словами, сходными по звучанию, и их использованием в речи; осмысливают словообразо-вательные связи между словами

Дидактические игры: «Чистоговорки», «Скороговорки», «Замени букву»

Морфемика (1ч)

44


Суффикс как часть слова. Значение суффиксов


Определяют функции, значение и местонахождение суффикса в слове

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делают выводы.

Р – составляют план и последовательность действий.

К – строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы.

Дидактические игры: «Живые буквы», «Повторяй за мной» (открытие новых знаний и способов действий)

Орфография (9ч)

45


Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне

Знают понятие «непроизносимые согласные звуки».

Объясняют написание слов с изученными орфограммами, слов с непроизносимыми согласными в корне

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность работы; удерживают внимание при выполнении необходимых действий.

К – участвуют в учебном диалоге; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях;
задают вопросы по существу; используют речь для регуляции своего действия.

Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; осознают необходимость выполнения школьных правил и требований; обнаруживают умение преодолевать трудности;

Дидактические игры: «Какое слово лишнее?», «Восстанови слова» (изучение нового материала)

46


Слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант


Определяют наличие в корнях некоторых слов букв, обозначающих согласный звук, который не произносится. Умеют объяснять использование правила

Дидактические игры: «Скороговорки», «Прочти слова», «Составь пары слов»

47


Слова с непроизносимыми согласными в корне


Владеют понятием «непроизносимые согласные звуки». Знают способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова». Осуществляют правописание слов с непроверяемыми орфограммами. Приводят свои примеры

П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность работы; удерживают внимание при выполнении необходимых действий.

К – участвуют в учебном диалоге; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; умеют задавать вопросы; используют речь для регуляции своего действия.

Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выполняют основные правила гигиены чтения и письма

Дидактические игры: «Зашифрованные слова», «Подбери пару»

48


Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание согласных в корне слова»

Знают алгоритм подбора проверочных слов по изученной орфограмме. Умеют применять правило «Правописание согласных в корне слова» к ситуациям на практике

П– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р– принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий.

К – умеют принимать
установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности;

(контроль знаний и способов действий)

49


Работа над ошибками. Контрольное списывание

Определяют в корне слова изучаемые орфограммы. Умеют приводить свои примеры. Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами

П – осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р – анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы.

К – участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на реплики; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; умеют задавать вопросы; используют речь для регуляции своего действия.

Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; осознают необходимость выполнения школьных требований


50


Учимся писать слова с суффиксами -ёнок-,
-онок- Значение суффиксов

Знают и применяют правила написания суффиксов-ик -, -ек-. Понимают значение функции суффиксов в слове. Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания

П – умеют действовать по алгоритму и по образцу; формулировать простые выводы на основе анализа.

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность; вносят необходимые коррективы в работу.

К – управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий.

Л – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представление о причинах успеха в учебе

Дидактические игры: «Какая буква пропущена?», «Скороговорки», «Составь слово» (усвоение знаний и способов действий)

51


Учимся писать слова с суффиксами -ик-, -ек-.

Знают и применяют правила написания суффиксов
-ёнок-, -онок-. Выделяют суффикс в слове

Дидактические игры: «Снежный ком», «Найди слова» (первичное ознакомление)

52


Правописание слов с суффиксом
-ость-. Контрольный словарный диктант.

Промежуточная диагностика

Распознают слова с суффиксом -ость-. Выделяют суффикс в слове. Определяют значение суффиксов. Знают правописание словарных слов. Действуют по алгоритму и по образцу

П– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия.

К – понимают речь других.

Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него

(контроль знаний и способов действий)

53


Текущая контрольная работа

Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания


Морфемика (1ч)

54


образование слов при помощи суффиксов

Определяют значение суффиксов. Владеют понятием «суффиксальный способ образования слов».

Понимают роль суффиксов при образовании новых слов

П – умеют действовать по алгоритму, образцу.

Р – ориентируются в целях, задачах, средствах решения учебной задачи.


Дидактические игры: «Скороговорки», «Собери слово» (применение знаний и способов действий)

Орфография (7ч)

55


Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Образование слов с помощью суффиксов


Знают правописание суффиксов имен прилагательных
-ив-, -ев-, -чив-, -лив-, -н-,
-ов-. Умеют образовывать слова суффиксальным способом по заданным моделям. Выделяют части слова: корень, суффикс и окончание. Выделяют суффикс в именах прилагательных.

П – осуществляют поиск необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; подводят анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; выстраивают последовательность необходимых операций;

Дидактическая игра «Угадай» (усвоение навыков и способов действий)

56


Правописание слов с изученными суффиксами

Понимают значение функции суффиксов в слове. Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания

П– воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия.

К – понимают речь других.

Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него


57



Правописание слов с изученными суффиксами

Понимают значение функции суффиксов в слове. Применяют изученные правила и алгоритмы; соблюдают орфографические нормы написания


58


Контрольный диктант № 4 по темам: «Правописание сочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу», «Перенос слова», «Согласные в корне слова», «Правописание изученных суффиксов»


Знают и применяют на практике правила правописания сочетаний жи–ши, ча–ща,
чу–щу
, перенос слова, правописание согласных в корне слова, изученных суффиксов. Владеют алгоритмом подбора проверочных слов по изученной орфограмме

П – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; применяют имеющуюся информацию для решения учебной задачи.

Р– принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

К– понимают речь других.

Л – сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности; проявляют прилежание в учебе

(контроль знаний и способов действий)

59


Работа над ошибками.

Учимся писать суффиксы в словах

Анализируют ошибки. Определяют в корне слова изучаемые орфограммы; приводят свои примеры. Объясняют написание слов с изученными орфограммами

П – устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Р– принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы

Дидактические игры: «Какое слово лишнее?», «Восстанови слова» (коррекция знаний и способов действий)

60


Промежуточная диагностика

Применяют все изученные правила.

Демонстрируют правильное использование способов словообразования

П – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера, используют имеющуюся информацию для решения учебной задачи.

Р – оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.


(контрольный)

61


Работа над ошибками


Анализируют ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами, правописание корней и суффиксов в словах

Дидактические игры: «Уменьши предметы», (коррекция знаний и способов действий)

Морфемика (2ч)

62


Приставка как часть слова


Определяют приставку как значимую часть слова. Наблюдают за приставкой. Знают и объясняют способы выделения приставки из состава слова

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях.

Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; осуществляют самоконтроль работы.

Дидактические игры: «Ищу свой дом», «Площадь загадок» (открытие новых знаний и способов действий)

63


Значение приставок


Знают и используют приставочный способ образования новых слов. Выделяют приставку в слове, определяют значение приставок. Находят слова с приставками

П – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; умеют выделять сходства и различия.

Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

К – умеют слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать деловое общение; используют речь для регуляции своих действий.

Л – применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий

Дидактические игры: «Найди спрятанные слова», «Вставь сбежавшие буквы», «Отгадай» (усвоение новых знаний и способов действий)

Орфография (3ч)

64


Учимся писать приставки

Знают и используют приставочный способ образования новых слов. Выделяют приставку в слове, определяют значение приставок. Находят слова с приставками. Знают правило и алгоритм его применения. Классифицируют слова, сопоставляют звуковую и буквенную записи слов

П – осуществляют классификацию, анализ, сравнение; делают выводы.

Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

К – учатся разрешать конфликт: выявляют, идентифицируют проблемы, осуществляют поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимают решение и реализуют его.

Дидактическая игра «В гостях у Пишичитая»

65


Учимся писать приставки

Знают и применяют алгоритм написания приставок с буквой а

П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою
деятельность; сопоставляют выполненную работу
с образцом; вносят необходимые коррективы в свои действия.

К – допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению.

Л – адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учебной деятельности, связывая успехи с усилиями, приложенным старанием, трудолюбием; осознают необходимость самосовершенствования

Дидактические игры: «Какие слова разметал ветер?»,
«Веселое знакомство»

66


Различаем приставки с буквами о,а

Осуществляют дифференциацию правил написания приставок с буквами а и о

Дидактические игра «Переменка»

Морфемика (1ч)

67


Образование слов с помощью приставок


Анализируют слова, образованные приставочным способом, делают выводы и обсуждают правила

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях.

Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы.

Дидактические игры: «Угадай-ка!», «Переменка» (изучение нового материала)

Орфография (5ч)

68


Учимся писать разделительный твердый знак (ъ). Словарный диктант

Знают и применяют правило написания разделительного твердого знака (ъ). Приводят свои примеры

П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; формулируют простые выводы.

Р – проводят работу по предложенному плану, используя необходимые средства; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Дидактические игры и упражнения: «Мудрые пословицы», «Подумай и ответь»

69


Различение слов с разделительнымиъ и ь


Различают на письме разделительныеь и ъ. Объясняют правописание гласных букв после разделительных ь и ъ

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Р – определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом.

К – участвуют в учебном полилоге; формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают умение преодолевать трудности

Дидактические игры: «Отгадай!», «Найди спрятанные слова»,» (комплексное применение знаний и способов действий;)

70


Различение разделительныхъ и ь


Различают разделительные ь и ъ. Выполняют орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ

Дидактические игры: «Слова-матрешки», «Аукцион», (усвоение знаний и способов действий)

71


Правописание слов с разделительнымиъ и ь


Различают разделительные ь и ъ. Выполняют орфографический тренинг в написании слов с ь и ъ

(усвоение знаний и способов действий)

72


Повторяем правописание частей слова.

Знают и применяют правило написания частей слова


Морфемика (1ч)

73


Основа слова

Понимают значение понятия «основа слова». Выделяют значимые части слова.

Применяют алгоритм нахождения основы слова. Подбирают слова к схемам

П – умеют действовать по алгоритму.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;

Дидактические игры: «Угадай-ка!», «Закончи предложения» (изучение нового материала)

Орфография (3ч)

74


Повторяем состав слова

Определяют способ образования слов; соотносят слова и схемы состава слова. Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Применяют правило к ситуациям на практике

П – осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создают способы решения проблем.

Р – оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Дидактическая игра «Вставь слова» (повторение и обобщение знаний и способов действий)

75


Правописание частей слова

Знают способы проверки орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг. Применяют правило к ситуациям на практике. Соблюдают режим письма (правильная осанка при посадке за рабочим столом, положение тетради при письме)

П – строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.

Р – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

К – строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы; соблюдают нормы речевого этикета.

Л – применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда

Дидактическая игра «В гостях у Знайки» (повторение и обобщение знаний и способов действий)

76


Повторяем правописание частей слова

Знают и осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Применяют правило к ситуациям в практике. Выполняют орфографический тренинг

(повторение и обобщение знаний и способов действий)

Морфемика (2ч)

77


Учимся различать предлоги и приставки


Объясняют понятие «предлог». Владеют способом различения предлогов и приставок.

Выполняют орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками

П – умеют обобщать факты; строят логическую цепь рассуждений.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом.

К – участвуют в учебном полилоге; формулируют собственное мнение и аргументируют его.


(комплексное применение знаний и способов действий; урок-тренинг)

78


Учимся различать предлоги и приставки.

Словарный диктант


Выделяют значимые части слова. Осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг. Расширяют словарный запас

Дидактические игры: «Волшебство добрых слов», «Чудесные превращения», «Вставь слова»

Орфография (2ч)

79


Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Выделяют значимые части слова. Осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг.

П – умеют обобщать факты; строят логическую цепь рассуждений.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом.

Л – расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; обнаруживают умение преодолевать трудности


80


Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Осуществляют проверку орфограмм во всех частях слова. Выполняют орфографический тренинг.



Лексика (2ч)

81


Слово и его значение


Определяют понятия «слово» и «значение слова». Различают слова и предложения. Объясняют лексическое значение слова

П – умеют приводить свои примеры.

Р – осуществляют деятельность по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивают свою деятельность по критериям, выработанным в классе.

К – понимают отличительные особенности общения со сверстниками и взрослыми; правильно используют речевые средства (логическое ударение, паузы, тембр голоса, мимику, жесты, движения) при общении в повседневной жизни.

Дидактические игры и упражнения: «Секреты фамилий», «Разрешите познакомиться!», «Запиши собственные имена»

82


Значение слова

Составляют схемы слов. Объясняют лексическое значение слова

Дидактические игры и упражнения: «Телефонный разговор», «Запиши слова парами»

Развитие речи (2ч)

83


Текст

Определяют языковые единицы: звук, слово, предложение, текст. Находят различия между текстом и набором предложений, между словосочетанием и предложением.

Приводят свои примеры. Соблюдают гигиенические нормы

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; осуществляют сравнение.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с представленным образцом; вносят необходимые коррективы с учетом допущенных неточностей; адекватно воспринимают оценку учителя.

К – участвуют в обсуждении проблемных вопросов; обосновывают высказанное суждение; излагают представленное мнение последовательно, четко и ясно; используют в речи языковые средства, соответствующие цели и условиям делового общения; оформляют свою мысль в устной и письменной формах речи.

Л – ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют доброжелательность в споре; выражают интерес к освоению новой учебной информации

Дидактические игры и упражнения: «Сделай выбор», «Интересное знакомство», «Объяснялки» (изучение нового материала)

84


Заголовок текста. Списывание


Подбирают заголовок к тексту. Устанавливают связь заголовка и общего смысла текста. Различают предложение и текст

Дидактические игры и упражнения: «Узнай сказочного героя», «Какие слова пропущены?»

Лексика (2ч)

85


Как сочетаются слова


Определяют понятие «лексическое значение слова», сочетаемость слов. Осуществляют анализ лексического значения слова.

Определяют значение слова с помощью словаря

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Р – удерживают внимание при решении учебной задачи; оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Дидактические игры и упражнения: «Приметные слова», «Подбери подходящие слова»

86


Значение слова в словаре и тексте

Подбирают и определяют значения слов в тексте. Определяют значение слова с помощью словаря



Орфография (1ч)

87


Контрольная работа по теме «Состав слова»

Повторяем правописание частей слова.

Выделяют части слова; владеют способами проверки написания слов. Объясняют правописание разделительных ъ и ь, приставок и предлогов

П – умеют действовать по алгоритму.

Р – выполняют работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивают свою деятельность по критериям, выработанным в классе.

К – участвуют в учебном полилоге: слушают ответы товарищей, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение между собой; используют речь для определения своего действия.


Лексика (1ч)

88


Слово в толковом словаре и тексте


Работают с толковым словариком учебника; осуществляют поиск нужного слова. Определяют значения незнакомых слов;

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

(применение знаний и способов действий)

Орфография (1ч)

89


Учимся находить и проверять орфограммы в слове

Находят и определяют место орфограммы в слове. Выполняют орфографический тренинг в написании суффиксов и приставок

Р – осмысливают учебный материал; работают по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывают свою учебную деятельность


Развитие речи (2ч)

90


Учимся озаглавливать текст

Читают и понимают текст; выделяют существенное из текста для определения заголовка. Определяют по заголовку основное содержание текста

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; определяют основную и второстепенную информацию; свободно ориентируются и воспринимают текст.

Р – осуществляют самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций.

К – строят устное высказывание на заданную тему с использованием простых распространенных предложений;

Дидактические игры и упражнения: «О ком идет речь?», «Задай вопрос»

91


Как строится текст. Окончание текста

Определяют структуру и цельность текста. Выполняют тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам

(применение знаний и способов действий)

Лексика (2ч)

92


Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант

Определяют однозначные и многозначные слова. Выполняют орфографический тренинг. Находят орфограммы и определяют их место в слове

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р – определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

К – строят понятное для слушателей высказывание; выбирают правильную интонацию, логическое ударение;

Дидактические игры и упражнения: «Помоги почтальону Печкину», «Какие слова пропущены?», «Запиши слова»

93


Слова-синонимы .

Сочетание синонимов с другими словами


Владеют понятием «синонимы». Находят сходство и различие слов-синонимов.

Определяют значение слова с помощью словаря . Используют синонимы в речи.

(закрепление изученного материала)

Развитие речи (1ч)

94


Учимся заканчивать текст

Работают с незаконченным текстом; подбирают заголовок к тексту. Сравнивают варианты окончания исходного текста

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р – вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

(применение знаний и способов действий; урок-путешествие)

Лексика (2ч)

95


Слова-антонимы

Объясняют понятие «антонимы». Осуществляют подбор антонимов. Сравнивают антонимы и синонимы. Используют антонимы в тексте. Определяют значение слова с помощью словаря

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Дидактические игры и упражнения: «Порассуждай», «Объясни значение слова» (усвоение новых знаний и способов действий)

96


Сочетание антонимов с другими словами. Промежуточная диагностика по темам: «Фонетика», «Слово, предложение», «Корень слова», «Суффикс»

Определяют сочетание антонимов с другими словами. Объясняют понятия: фонетика, слово, предложение, корень слова, суффикс

П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Орфография (2ч)

97


Учимся применять орфографические правила

Объясняют написание слов с изученными орфограммами.

Наблюдают за применением в речи слов-синонимов

П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

К – используют в общении правила вежливости.

(применение знаний и способов действий; урок-тренинг)

98


Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Контрольный диктант

Определяют структуру и цельность текста. Выполняют тренинг в подборе возможных окончаний к незаконченным текстам.

Выделяют существенное из текста


Развитие речи (2ч)

99


Как строится текст. Начало текста


Определяют структуру текста. Восстанавливают начало текста и его структуру.

Исправляют нарушения в тексте. Знают значения слов-синонимов. Определяют значение слова с помощью словаря

П – овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи.

Р – вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К – строят устные высказывания на заданную тему с использованием простых распространенных предложений; соблюдают интонационную выразительность речи;

(применение знаний и способов действий; урок-игра)

100


Сочиняем начало текста

Составляют текст по данному началу или заключению. Устанавливают последовательность предложений в тексте. Редактируют создаваемый текст

(применение знаний и способов действий; урок-игра)

Лексика (2ч)

101


Как используются синонимы

Находят синонимы в тексте. Знают правописание слов с изученными орфограммами

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

(повторение и систематизация знаний и способов действий

102


Синонимы в тексте.

Находят синонимы в тексте. Применяют орфографические правила


Орфография (1ч)

103


Учимся применять орфографические правила

Знают орфографические правила. Правильно используют способы проверки орфограмм

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

К – формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания; умеют задавать вопросы


Развитие речи (3ч)

104


Последовательность предложений в тексте.

Определяют последовательность предложений в тексте.

Выбирают существенное в тексте

П – определяют основную и второстепенную информацию.

Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Дидактические игры и упражнения: «Найди ответ», «Кто быстрее и правильнее?», «Выпиши слова»

105


Абзац

Проводят анализ текста. Выделяют в тексте абзацы Восстанавливают деформированные тексты

П – осуществляют анализ, синтез; делают выводы.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы.

К – участвуют в учебном диалоге; слышат и точно реагируют на реплики; формулируют собственное мнение и позицию в высказываниях; задают вопросы по существу; используют речь для регуляции своего действия.

Л – сохраняют мотивацию к учебе;


106


Учимся выделять абзацы

Моделируют на основе приведенного текста монологическое высказывание. Задают точный вопрос. Проводят анализ текста. Формулируют ответы с опорой на представленный текст. Восстанавливают деформированные тексты

Исследование «Заимствованные слова» (повторение и систематизация знаний и способов действий)

Лексика (1ч)

107


Слова-омонимы.


Объясняют понятие «омонимы». Наблюдают за использованием омонимов. Находят омонимы в тексте.

П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выдвигают и формулируют проблему

Проект «Орфография»

Орфография (2ч)

108


Учимся применять орфографические правила. Связь предложений в тексте

Составляют текст по его началу или заключению. Подбирают текст по заданным началу и окончанию.

Находят синонимы в тексте

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Р – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.


109


Контрольный диктант


Правильно используют способы проверки орфограмм

Р – удерживают цель деятельности до получения намеченного результата;

(контроль знаний и способов действий)

Лексика (2ч)

110


Фразеологизмы. Фразеологизм и слово.

Определяют понятие «фразеологизмы». Объясняют значения устойчивых и свободных сочетаний слов.

П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


111


Слова исконно русские и заимствованные


Знакомятся с понятием «заимствованные слова». Распознают исконно русские и заимствованные слова

(усвоение новых знаний и способов действий)

Развитие речи (1ч)

112


Абзац. Последовательность абзацев. Учимся составлять текст из абзацев


Проводят анализ текста. Восстанавливают деформированные тексты

П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели).

Р – вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


Орфография (2ч)

113


Учимся применять орфографические правила.


Правильно используют способы проверки, алгоритм порядка действий при списывании

П – выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Дидактические игры и упражнения: «Напиши письмо», «Выпиши слова»

114


Контрольный диктант

На тему «Правописание изученных орфограмм»

Правильно используют способы проверки орфограмм

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Развитие речи (2ч)

115


План текста.

Словарный диктант


Составляют текст по заданной структуре, модифицируют его. Кратко излагают содержание текста.

Определяют понятие «ключевые слова»

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Р – оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

К – представляют существенные признаки изучаемого объекта в словесно-описательной форме (с опорой на рисунок); строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения.


116


Учимся составлять план текста

Читают и понимают текст, модифицируют план текста

(применение знаний и способов действий; урок-тренинг)

Орфография (1ч)

117


Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм»

Объясняют правописание изученных орфограмм. Применяют все изученные правила. Правильно используют способы проверки

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – опираются на выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою работу согласно заявленной задаче.

Л – осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе;

(контроль знаний и способов действий)

Развитие речи (2ч)

118


Текст-рассуждение

Особенности текста рассуждения

П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию.

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят коррективы в действия.


119


Составляем текст по плану

План текста. Составление текста по плану


Орфография (1ч)

120


Контрольное списывание.Повторение изученных орфограмм

Применяют все изученные правила. Правильно используют способы проверки

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – опираются на выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою работу согласно заявленной задаче.

Л – осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе;


Развитие речи (6ч)

121


Фразеологизмы .

Использование фразеологизмов


Определяют понятие «фразеологизмы». Объясняют значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Находят значение слова с помощью словаря

П – осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Р – в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Л – владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации;

Дидактические игры и упражнения: «Поздравь друга», «Заполни пропуски», «Ответь на вопрос» (изучение нового материала)

122


Текст-описание

Распознают текст-описание. Делят текст на смысловые части, составляют его простой план, воспроизводят по данному плану. Составляют план собственного текста

П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели); определяют основную и второстепенную информацию.

Р – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Дидактические игры и упражнения: «Какой вопрос можно задать?», «Запиши транскрипцию», «Объясни значение», «Выпиши слова парами»

123


Особенности текста-описания


Определяют текст-описание. Составляют план текста. Называют отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте. Находят образныевыражения.

Составляют план будущего текста. Анализируют и редактируют предложенный план.

Составляют планы текстов с учетом предложенных заголовков.

П – структурируют знания; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели).

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; работают по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывают свою учебную деятельность.

К – оперируют монологической и диалогической формами речи; осуществляют отбор соответствующих языковых средств при сравнении индивидуальных признаков объектов.

(повторение и систематизация знаний и способов действий)

124


Учимся
сочинять текст-описание

Распознают текст-описание. Составляют план текста. Называют отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте. Находят образные выражения.

П – структурируют знания; овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели).


Проект «Составляем текст-описание» (применение знаний и способов действий; урок-тренинг)

125


Особенности текста-описания


Называют особенности текста-описания. Составляют план текста. Находят отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте, образные выражения. Выбирают адекватные языковые средства при составлении текста-описания. Знают правила написания слов с изученными орфограммами. Правильно используют способы проверки

П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р – адекватно воспринимают оценку учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации; анализируют собственную работу; вносят необходимые коррективы.

К – участвуют в обсуждении проблемных вопросов; высказывают собственное мнение и аргументируют его; договариваются и приходят к общему решению при совместной работе; выражают свои мысли последовательно, четко и ясно

(повторение и систематизация знаний и способов действий)

126


Составление текста-описания


Осуществляют анализ текста. Определяют текст-описание. Составляют план текста, текст-описание. Находят отличительные черты предметов, их словесное изображение в тексте, образные выражения

П – осуществление анализа; подводят под понятия; выдвигают и формулируют проблему, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р – осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Дидактические игры и упражнения: «Сказка в гостях у ребят», «Заполни пропуски», «Объясни значение слова» (применение знаний и способов действий)

Орфография (4ч)

127


Контрольный диктант на тему «Правописание изученных орфограмм»


Осуществляют правописание изученных орфограмм

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – применяют освоенные способы действия.

(контроль знаний и способов действий)

128


Работа над ошибками


Анализируют ошибки. Соотносят (распределяют) ошибки по темам. Корректируют предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Объясняют написание слов с изученными орфограммами.

П – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.

Р – осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с эталоном реального действия и его результата.

К – слушают и понимают речь других.

(коррекция знаний и способов действий)

129


Итоговая проверочная работа


Действуют по инструкции. Знают правила написания слов с изученными орфограммами. Правильно используют способы проверки

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

(контроль знаний и способов действий)

130


Итоговая диагностическая работа«Результаты освоения

программного материала за второй класс»

Демонстрируют результаты освоения программного материала за второй класс.

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Р – осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

(контроль знаний и способов действий)

Развитие речи (3ч)

131


Текст-повествование

Понимают понятие «текст-повествование».

Составляют план текста, а также краткий рассказ об увиденном с использованием языковых средств и интонации.

П – овладевают навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор его вида в зависимости от цели); осуществляют анализ, сравнение; делают выводы.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу; выполняют действия по усвоенному алгоритму с использованием необходимых средств; определяют конкретные практические результаты деятельности.

К – строят устные свободные высказывания, удерживая логику изложения; осознают цель и ситуацию устного общения; владеют диалогической формой речи
с соблюдением произношения слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского литературного языка.

Л – расширяют познавательные интересы; владеют общими логическими приемами мышления; используют воображение; создают новые связи, ассоциации

(усвоение новых знаний и способов действий)

132


Особенности текста-повествования.

Контрольный словарный диктант

Называют особенности текста-повествования, его отличительные черты. Проводят наблюдение за текстом повествованием.

Правильно используют способы проверки


133


Распознавание текстов

Распознают текст-повествование и текст-описание. Называют отличительные черты текстов

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Р – адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;

(повторение и систематизация знаний и способов действий)

Лексика (2ч)

134


Что ты знаешь о лексическом значении слова.Комплексное повторение пройденного

Повторяют слова однозначные -многозначные, синонимы, антонимы. Применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания; проверяют написанное.

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений.

Р – удерживают цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимают оценку учителя; контролируют свои действия, проверяют написанное.


135


Проверочная работа по теме «Лексика»

Знают и применяют все изученные правила. Действуют по инструкции

П – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Л – осуществляют самоконтроль работы; проявляют прилежание в учебе;

(контроль знаний и способов действий)

Развитие речи (1ч)

136


Описание. Повествование. Рассуждение

Различают виды текстов. Составляют небольшие рассказы.

П – осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы.

Л – осознают необходимость самосовершенствования; стремятся к достижению положительных результатов труда

(повторение и систематизация знаний и способов действий)


1