Падалка Н.И.
Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные Е,е, Ё,ё, Ю,ю,Я,я; их функции. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твёрдости и мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос.
Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением – имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.
Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слдова в предложении.
Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.
Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Слова исконные и заимствованные.
Устаревшие слова.
Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.
Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной буквы е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имён существительных: -онок-,- енок-, -ок-,-ек-,-ик-,-ост(ь)-. Правописание суффиксов имён прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, под-, за-, на-, над-. Правописание разделительного твёрдого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие в тексте. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов6 описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Данная программа обеспечивает достижения необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устное монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
Умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
Умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
Способность контролировать свои действия, проверять написанное.
№ п\п | Тема урока |
1 четверть | Раздел «Как устроен наш язык» |
1 | Звуки речи и буквы. |
2 | Гласные и согласные звуки и их буквы. |
3 | Обозначение звуков речи на письме. |
4 | Ударные и безударные гласные звуки в слове. |
5 | Согласные звуки |
6 | Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. |
7 | Звонкие и глухие согласные в конце слова. |
8 | Входная контрольная работа |
| Раздел «Правописание» |
9 | Учимся писать сочетания жи-ши |
10 | Учимся писать сочетания ча-ща. |
11 | Учимся писать сочетания чу-щу. Списывание |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
12 | Разделительный мягкий знак (ь) |
13 | Слог. |
| Раздел «Правописание» |
14 | Учимся переносить слова. |
15 | Учимся переносить слова. Творческий отчет |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
16 | Слоги ударные и безударные. Роль ударения. |
17 | Слово. |
18 | Слова, называющие предмет. |
19 | Слова, называющие признаки и действия предметов. |
20 | Слово и предложение. |
21 | Восклицательные и невосклицательные предложения. |
22 | Слова в предложении. |
23 | Окончание как часть слова |
24 | Изменение формы слова с помощью окончания. |
25 | Неизменяемые слова |
| Раздел «Правописание» |
26 | Вспоминаем правило написания заглавной буквы. Грамматический бой |
27 | Вспоминаем правило написания заглавной буквы. Словарный диктант |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
28 | Корень как часть слова. |
| Раздел «Правописание» |
29 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. |
30 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. |
31 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
32 | Корень как общая часть родственных слов. |
| Раздел «Правописание» |
33 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. КВН |
34 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. |
35 | Контрольный диктант № 1 |
36 | Работа над ошибками. Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. |
37 | Модуль «Работа с текстом» |
38 | Модуль «Работа с текстом» |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
39 | Однокоренные слова. |
| Раздел «Правописание» |
40 | Учимся писать буквы согласных в корне слова. |
41 | Учимся писать буквы согласных в корне слова. Словарный диктант. |
42 | Учимся писать буквы согласных в корне слова. Игра-соревнование |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
43 | Корень слова с чередованием согласных |
| Раздел «Правописание» |
44 | Контрольная работа № 1. |
45 | Работа над ошибками. Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Творческий отчет |
2 четверть | |
46 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. |
47 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Викторина |
48 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Контрольный диктант № 2 |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
49 | Суффикс как часть слова. |
50 | Значения суффиксов. |
| Раздел «Правописание» |
51 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. |
52 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Словарный диктант. |
53 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне. Творческий отчет |
54 | Контрольная работа №2 |
55 | Работа над ошибками. Модуль «Работа с текстом» |
56 | Модуль «Работа с текстом» |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
57 | Значения суффиксов |
| Раздел «Правописание» |
58 | Учимся писать суффиксы –онок –енок-. Орфографическое состязание |
59 | Учимся писать слова с суффиксами –-ик,-ек. |
60 | Учимся писать слова с суффиксами –-ик,-ек. Контрольная работа№3 |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
61 | Значения суффиксов. |
| Раздел «Правописание» |
62 | Правописание слов с суффиксом – -ость. Словарный диктант. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
63 | Образование слов с помощью суффиксов. |
| Раздел «Правописание» |
64 | Учимся писать суффиксы имен прилагательных. Игра-соревнование |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
65 | Образование слов с помощью суффиксов. |
66 | Контрольный диктант № 3. |
67 | Работа над ошибками. Учимся писать корни и суффиксы в словах. Творческий отчет |
68 | Контрольная работа№ 4 |
69 | Работа над ошибками. Закрепление изученных тем. |
70 | Модуль «Решение метапредметных задач» |
71 | Модуль «Решение метапредметных задач» |
72 | Модуль «Решение метапредметных задач» |
73 | Модуль «Решение метапредметных задач» |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
74 | Приставка как часть слова. Значения приставок. |
| Раздел «Правописание» |
75 | Учимся писать приставки. Итоговая контрольная работа за 1 полугодие.№5 |
76 | Работа над ошибками. Учимся писать приставки. |
77 | Различаем приставки с буквами о, а. Списывание |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
78 | Образование слов с помощью приставок. |
| Раздел «Правописание» |
79 | Учимся писать разделительный знак. Словарный диктант. |
80 | Различаем разделительные Ъ и Ь знаки. |
3 четверть | |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
81 | Как образуются слова |
| Раздел «Правописание» |
82 | Различаем разделительные Ъ и Ь знаки. Грамматический бой. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
83 | Основа слова. |
| Раздел «Правописание» |
84 | Учимся различать предлоги и приставки. Модуль «Занимательная грамматика» |
85 | Учимся различать предлоги и приставки. Модуль «Занимательная грамматика» |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
86 | Повторяем состав слова. Модуль «Занимательная грамматика» |
| Раздел «Правописание» |
87 | Повторяем правописание частей слова. Модуль «Занимательная грамматика» |
88 | Повторяем правописание частей слова. Модуль «Занимательная грамматика» |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
89 | Слово и его значение. |
90 | Значение слова. |
| Раздел «Правописание» |
91 | Повторяем правописание частей слова. Викторина |
92 | Контрольная работа №6. |
| Раздел «Развитие речи» |
93 | Работа над ошибками. Текст. |
94 | Заголовок текста. Творческий отчет |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
95 | Как сочетаются слова. |
96 | Значение слова в словаре и тексте. |
97 | Контрольный диктант № 4 |
| Раздел «Развитие речи» |
98 | Один текст – разные заголовки |
99 | Учимся озаглавливать текст. |
| Раздел «Как устроен наш язык |
100 | Слово в толковом словаре и тексте |
101 | Слова однозначные и многозначные. Словарный диктант |
| Раздел «Правописание» |
102 | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Контрольная работа №7 |
| Раздел «Развитие речи» |
103 | Учимся озаглавливать текст. |
104 | Как строится текст. Окончание текста. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
105 | Как появляются многозначные слова |
106 | Как определить значение многозначного слова |
| Раздел «Правописание» |
107 | Учимся находить и проверять орфограммы в слове. Словарный диктант. |
| Раздел «Развитие речи» |
108 | Учимся заканчивать текст. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
109 | Слова – синонимы. |
110 | Сочетание синонимов с другими словами. |
| Раздел «Правописание» |
111 | Учимся применять орфографические правила. Списывание |
| Раздел «Развитие речи» |
112 | Как строится текст. Начало текста. |
113 | Сочиняем начало текста. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
114 | Как используются синонимы. |
115 | Синонимы в тексте. |
| Раздел «Правописание» |
116 | Учимся применять орфографические правила. Контрольная работа №8 |
| Раздел «Развитие речи» |
117 | Учимся составлять текст |
118 | Последовательность предложений в тексте. (изложение) |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
119 | Слова - антонимы. |
120 | Сочетание антонимов с другими словами. Учимся применять орфографические правила |
| Раздел «Развитие речи» |
121 | Связь предложений в тексте. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
122 | Слова – омонимы |
123 | Слова исконные и заимствованные. |
| Раздел «Правописание» |
124 | Учимся применять орфографические правила. Тест |
125 | Контрольный диктант№ 5. |
| Раздел «Развитие речи» |
126 | Работа над ошибками. Абзац. |
127 | Учимся выделять абзацы. |
128 | Итоговая контрольная работа№9 . |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
129 | Работа над ошибками. Значение заимствованных слов. |
| Раздел «Правописание» |
130 | Учимся применять орфографические правила. Грамматический бой. |
4 четверть | |
| Раздел «Развитие речи» |
131 | Абзац, последовательность абзацев. |
132 | Учимся составлять текст из абзацев. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
133 | Устаревшие слова. |
134 | Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова |
| Раздел «Правописание» |
135 | Учимся применять орфографические правила. Контрольная работа №10 |
| Раздел «Развитие речи» |
136 | Учимся составлять текст. Словарный диктант. |
137 | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам. |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
138 | Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова? |
| Раздел «Правописание» |
139 | Учимся применять орфографические правила. Конкурс смекалистых |
| Раздел «Развитие речи» |
140 | План текста. |
141 | Учимся составлять план текста |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
142 | Фразеологизмы. |
| Раздел «Правописание» |
143 | Учимся применять орфографические правила. Контрольная работа №11 |
| Раздел «Развитие речи» |
144 | Работа над ошибками. Составляем текст по плану |
145 | Учимся писать письма по плану. Творческий отчет |
| Раздел «Как устроен наш язык» |
146 | Значения фразеологизмов |
147 | Контрольный диктант№6 |
| Раздел «Правописание» |
148 | Работа над ошибками. Учимся применять орфографические правила. |
| Раздел «Развитие речи» |
149 | Составляем текст по плану. |
150 | Текст – описание. |
| Раздел «Правописание» |
151 | Учимся применять орфографические правила. Контрольная работа №12 |
152 | Модуль «Работа с текстом» |
| Раздел «Развитие речи» |
153 | Особенности текста – описания |
154 | Учимся сочинять текст – описание. |
| Раздел «Правописание» |
155 | Учимся применять орфографические правила. Списывание |
156 | Учимся сочинять яркий текст – описание. Конкурс смекалистых |
157 | Тест |
158 | Работа над ошибками. Текст – повествование. |
159 | Особенности текста – повествования. Словарный диктант. |
160 | Учимся применять орфографические правила. КВН |
| Раздел «Развитие речи» |
161 | Учимся сочинять яркий текст – описание. Модуль «Работа с текстом» |
162 | Текст-повествование |
163 | Особенности текста- повествования. Учимся применять орфографические правила |
164 | Учимся сочинять текст повествование |
165 | Описание и повествование в тексте. |
166 | Контрольный диктант№ 7. |
167 | Работа над ошибками. Текст – рассуждение. |
168 | Итоговая контрольная работа№13. |
169 | Особенности текста – рассуждения. Описание. Повествование. Рассуждение. |
170 | Модуль «Работа с текстом» |