СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе ООП НОО ФГОС, ООП "Планета знаний" под редакцией И.А.Петровой, авторской программы Л.Я.Желтовской «Русский язык», ООП НОО ФГОС МБОУ СОШ с. Имянликулево

Цели:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе русского языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь.

2.Общая характеристика учебного предмета

Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

Количество часов в 4 классе по учебному плану на 2017-2018 уч. год 5 часов в неделю для обязательного изучения русского языка на этапе начального общего образования. Сокращение часов до 168 происходит за счёт уплотнения учебного материала, с учётом вычета праздничных дней.

Внеурочная работа.

            В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная программа реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется в ходе проектной и исследовательской работы, внеклассных мероприятий, предметных недель, работы с одаренными, со слабоуспевающими детьми, в работе кружка «Умники и умницы» и участия в олимпиадах «Русский с Пушкиным», «Совенок» и конкурсах различного уровня.

4.Общеучебные умения, навыки, способы действия

Формирование универсальных учебных действий

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

  • различать и называть: а) значимые части слова б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности;

  • применять при письме правила орфографические, пунктуационные

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации;

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи

  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте ;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

  • определять назначение второстепенных членов предложения;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи;

  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал

  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

5. Содержание тем учебного курса

Общаемся устно и письменно (вспоминаем, повторяем)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем?зачем?при каких условиях?о чём?как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность.

Произносительные нормы и правила письма, применение знаний о русском ударении при проверке безударных гласных. Типы орфограмм и правила их проверки.

Синтаксис и пунктуация. Различение предложения, словосоче­тания, слова (осознание их сходства и различия в назначе­нии, в строении)

Знаки препинания, используемые при однородных чле­нах, соединённых перечислительной интонацией, союзами. Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.

Анализируем и строим предложения

Предложения. Систематизация признаков пред­ложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отноше­ния к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Глагол.  Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия, побуждение, просьбу, повеление. Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в фор­мах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Правописание безударных гласных в личных окончани­ях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопре­делённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоя­щего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака пе­ред -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Развёртываем, распространяем мысли.

Члены предложения. Предложения с однородными чле­нами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубле­ние сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме имени­тельного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополне­ние), место, время действия(обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

Строение текстов разных типов. Тема и основная мысль текста .

Содержание, языковые особенности и структура текста. Создание собственного высказывания. Передача содержания текста учитывая речевую ситу­ацию; в соответствии с целью высказывания определение типа текста (повествование, описание, рассуждение или смешан­ный вариант), жанра,   композиционных   особенностей   (начало,   основная часть, концовка) данного типа текста

Формы частей речи, или как изменяются разные части речи ( обобщаем, изучаем)

Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный ). Общее представление о кратких прилагательных по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия, побуждение, просьбу, повеление. Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного)

Части речи как словесные средства выражения мыслей и чувств. Систематизация сведений о частях речи.

Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление союзов в речи, их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом.

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного.

VI. Тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Дата

Примечание

план.

Факт



ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем)


Вспоминаем качества устной речи

1.

Произносим внятно, читаем выразительно

03.09



2

Наблюдение над свойствами русского ударения

04.09




Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

3

О нормах произношения и правописания гласных в словах

05.09



4

Актуализация сведений о нормах произношения и правописания гласных в словах

06.09



5

О нормах произношения и правописания согласных в словах

07.09



6

Актуализация сведений о нормах произношения и правописания согласных в словах.

Словарный диктант.

10.09



7

Употребление Ь и Ъ

11.09



8

Упражнять в написании слов с разными типами орфограмм.

12.09



9

Контрольное списывание №1 по теме «Соблюдаем произносительные нормы и правила письма».

13.09



В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация


10

Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение.

14.09



11

Входной контрольный диктант № 1

17.09



12

Работа над ошибками

18.09



13

Различаем предложения по цели высказывания .

19.09



14

Работа над предложениями.

20.09



15

Уточняем смысл высказывания

21.09



16

Работа по правильной записи «сплошного» текста.

24.09



17

Выделяем этикетные слова и фразы

25.09



18

Перечислительная интонация.

26.09



19

Используем средства пунктуации

27.09



20

Проверочная работа.

28.09



21

Работа над орфограммами. Словарный диктант.

01.10



22

Работа над схемами.

02.10



23

Мастерская слова.

03.10



24

Составляем текст поздравления с днём рождения

04.10



АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Выражаем мысли и чувства … Предложение




25

Выражаем мысли и чувства…Предложение

05.10




Части речи и члены предложения




26

Части речи и члены предложения

08.10




Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого




27

Неопределённая форма глаголов (повторение)

09.10



28

Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени (повторение)

10.10



29

Формы глаголов в настоящем и будущем времени

12.10



30

Спряжение глаголов. Глаголы 1_го и 2_го спряжения

15.10



31

Спряжение глаголов. Глаголы 1_го и 2_го спряжения. Словарный диктант.

16.10



32

Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов»

17.10




Правописание глаголов




33

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

18.10



34

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов

19.10



35

Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. Словарный диктант.

22.10



36

Контрольный диктант № 2 за 1 четверть.

23.10



37

Работа над ошибками.

24.10



38

Гласные е – и в безударных личных окончаниях глаголов

25.10



39

Гласные е – и в безударных личных окончаниях глаголов

26.10



40

Урок - тренинг по написанию окончаний глаголов.

06.11



41

Правописание окончания глаголов.

07.11



42

Глаголы – исключения

08.11



43

Закрепление.

09.11



44

Проверочная работа по теме «Правописание глаголов»

12.11



45

Работа над ошибками.

13.11



46

Обучающее изложение.

14.11



47

Работа над ошибками.

15.11



48

Закрепление изученного материала по пройденной теме

16.11



49

Урок-тренинг

19.11




Выражение сказуемого разными формами времени глаголов




50

Обобщение сведений о формах времени глаголов

20.11



51

Синтаксический анализ предложений (обобщение)

21.11



Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях

52

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях

22.11



53

Диктант с грамматическими заданиями.

23.11



54

Работа над ошибками.

26.11



55

Проверочная работа.

27.11



56

Правильно употребить глаголы в разных временах.

28.11



57

Сочинение по картине «Утро в сосновом бору»

29.11



58

Работа над ошибками.

30.11



РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ…

Используем второстепенные члены предложения

59

Используем второстепенные члены предложения

03.12



60

Используем второстепенные члены предложения

04.12



61

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение)

05.12



62

Падежные формы склоняемых частей речи (повторение)

06.12



63

Диктант с грамматическими заданиями

07.12




Предложения с однородными членами




64

Однородные подлежащие и сказуемые

10.12



65

Однородные подлежащие и сказуемые

11.12



66

Изложение.

12.12



67

Работа над ошибками. Однородные подлежащие и сказуемые

13.12



68

Однородные второстепенные члены предложения

14.12



69

Знаки препинания при однородных членах предложения

17.12



70

Решение общих пунктуационных задач

18.12



71

Проверочная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»

19.12



72

Закрепление темы.

20.12



73

Осложнённое списывание текста

21.12



74

Контрольный диктант № 3 за 2 четверть.

24.12



75

Работа над ошибками

25.12




Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

76

Изложение «Переправа».

26.12



77

Анализ изложения, работа над ошибками.

27.12



78

Строение текстов разных типов

28.12



79

Строение текстов разных типов

14.01



ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем)

Слово как часть речи

80

Слово как часть речи

15.01



81

Слово как часть речи

16.01




Формы частей речи




82

Изменение частей речи по числам и родам

17.01



83

Изменение частей речи по родам

18.01



84

Изменение частей речи по числам

21.01



85

Проверочная работа по теме

22.01



86

Работа над ошибками. Спряжение и склонение

23.01



87

Спряжение и склонение

24.01



88

Спряжение и склонение. Словарный диктант.

25.01




Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи




89

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

28.01



90

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений

29.01



91

Склонение существительных.

30.01



92

Изложение.

31.01



93

Работа над ошибками

01.02




Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе




94

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

04.02



95

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе

05.02



96

Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Словарная работа

06.02



97

Употребление гласных еи в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

07.02



98

Употребление гласных еи в падежных окончаниях имен существительных разных склонений

08.02



99

Диктант с грамматическими заданиями.

11.02



100

Работа над ошибками.

12.02




Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе




100

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе

13.02



101

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе

14.02



102

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе

15.02



103

Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе

18.02



104

Проверочная работа по теме. Работа над ошибками.

19.02



105

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел

20.02



106

Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел

21.02



107

Сочинение

22.02



108

Работа над ошибками.

25.02




Безударные падежные окончания имён прилагательных

109

Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа

26.02



110

Проверка безударных падежные окончания имён прилагательных

27.02



111

Проверка безударных падежные окончания имён прилагательных

28.02



112

Проверка безударных окончаний имён прилагательных. Родительный падеж имен прилагательных.

01.03



113

Проверка безударных окончаний имён прилагательных

04.03



114

Проверка безударных окончаний имён прилагательных

05.03



115

Упражнения в написании падежных окончаний имен прилагательных.

06.03



116

Осложненное списывание с грамматическим заданием.

07.03




Правописание падежных форм личных местоимений




117

Склонение местоимений

11.03



118

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

12.03



119

Употребление и правописание падежных форм личных местоимений

13.03



120

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение)

14.03



121

Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение)

15.03



122

Обучающее письменное краткое изложение повествовательного текста с опорой на самостоятельно составленный план.

18.03



123

Работа над ошибками. Правописание падежных форм склоняемых частей речи

19.03



124

Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту)

20.03



125

Контрольный диктант № 4 за 3 четверть. «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» с грамматическим заданием

21.03



126

Работа над ошибками. Правописание падежных форм склоняемых частей речи

22.03



127

Сочинение на тему «Подснежники»

01.04



128

Работа над ошибками. Правописание падежных форм склоняемых частей речи

02.04




ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем)





Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)




129

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)

03.04



130

Имена числительные – слова, указывающие на количество предметов

04.04



131

Назначение и синтаксическая роль имен прилагательных, Полные и краткие прилагательных

05.04



132

Синтаксическая роль прилагательных. Согласование имен прилагательных с существительными в предложениях. Причастие.

08.04.



133

Синтаксическая роль прилагательных. Наречие: значение и употребление в речи.

09.04



134

Систематизация знаний о частях речи. Словарный диктант.

10.04



135

Частицы -служебные части речи

11.04



136

Самостоятельные и служебные части речи (закрепление)

12.04



137

Тест по теме «Части речи, их формы и правописание»

15.04



138

Работа над ошибками. Самостоятельные и служебные части речи (закрепление)

16.04



139

Формы частей речи. Как изменяются части речи.

17.04




ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ (повторяем, систематизируем)





Язык и речь. Слово




140

Формы речи: монолог и диалог.

18.04



141

Лексическое и грамматическое значения слова

19.04



142

Правописание слов

22.04



143

Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением.

23.04



144

Правописание слов с проверяемыми и не проверяемыми орфограммами - согласными.

24.04



145

Правописание слов. Подготовка к тестовой работе.

25.04



146

Итоговая тестовая работа.

26.04



147

Работа над ошибками. Повторение изученных правил.

29.04



148

Слово, словосочетание, предложение, текст.

30.04



149

Распространение мыслей в предложении и тексте

03.05



150

Распространение мыслей в предложении и тексте

06.05



151

Создание небольшого собственного текста – инструкции (сочинения - повествования) по изготовлению игрушки из бумаги.

07.05



152

Работа над ошибками. Повторение изученного в 4 классе.

08.05



153

Словесная зарисовка эпизода по наблюдению

10.05



154

Контрольное письменное подробное изложение повествовательного текста с опорой на самостоятельно составленный план.

13.05



155

Работа над ошибками. Повторение изученного в 4 классе.

14.05



156

Композиционные особенности текста – рассуждения и средства связи его частей.

15.05



157

Особенности построения текста – описания картины(А.К. Саврасов «Грачи прилетели»)

16.05



158

Предупредительный диктант с последующей проверкой.

17.05



159

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

20.05



160

Работа над ошибками. Повторение изученного в 4 классе.

21.05



161

Обучающее письменное подробное изложение повествовательного текста с опорой на самостоятельно составленный план.

22.05



162

Работа над ошибками. Повторение изученного в 4 классе.

23.05



163

О роли языка в жизни человека

24.05



164

Правила общения с помощью писем.

27.05



165

Составление памятки по правилам составления текста письма

28.05



166

Роль книг в жизни человека. Чтение и анализ текста – отзыва, составленного сверстника.

29.05



167

Создание небольшого собственного текста – отзыва о прочитанной книге (сочинения - рассуждения)

30.05



168

Работа над орфограммами

31.05



169

Комплексное повторение изученного




170

Комплексное повторение изученного




VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для  реализации данной  программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:

  • Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Компьютер

1


Принтер

1


Мультимедийный проектор

1


Экран.

1


Колонки

2


Магнитная доска.

1


Список учебно-методической литературы:

  • Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч.

  • Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2.

  • Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 4 класс. Дидактические карточки–задания.


VIII. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

  • различать и называть значимые части слова, части речи, основные типы предложений;

  • применять при письме правила орфографические

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные
  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.




















Приложение. Контрольно – измерительные материалы по русскому языку.

Входной контрольный диктант №1

Поход.

   В субботу наш класс ходил в поход. Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Тихо набегал лёгкий ветерок.

   Впереди овраг. Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обход. Все встретились на опушке леса.

   Но вот низкие тучи закрыли небо. Полетели первые снежинки. Потом снег пошёл хлопьями. Быстро заметало дорожки и тропинки. Мы поспешили домой.

Контрольный диктант №2

Пришла осень.

   Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

   Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Контрольный диктант №3 Тема: «Однородные члены»

Зима.

Зимы в городе долго не было. Но вот выпал снег. Льдом покрылась река. Деревья надели снеговые шапки. Спрятались в варежки колкие лапки елей. На березке и рябине белое красивое покрывало.

Ходит зима по горам, по долинам, по полям. Голодный волк вышел из леса. Постоял он на поляне и направился в деревню. Из норы вылезла лиса и побежала в поле, заметая хвостом след. Прыгнула белка с ели на ель, и посыпались хлопья пушистого снега. В лесу идет скрытая от людей жизнь.

Задания.

1. Разберите по членам предложения, укажите части речи.

Льдом покрылась река. Деревья надели снеговые шапки.

2. Составьте схемы.

Ходит зима по горам, по долинам, по полям.

Контрольный диктант №4

Тема: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи» с грамматическим заданием.

У памятника Лермонтову

Вечер. Стихает городской шум в Пятигорске. У горы Машук особенно хорошо. Идешь по дорожке и вдыхаешь запах осеннего леса. От ветки к ветке бежит свежий ветерок. Мы подходим к памятнику Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Он установлен на месте гибели великого русского поэта.

Люди чтут память о нем. У подножия памятника цветы. В день рождения поэта школьники устраивают праздничные чтения, выставки рисунков. Вот акварельные работы детей. На этом рисунке скачет всадник среди скалистых гор. А здесь идет бой с могучим барсом. (79 слов)

Задание: 1. Выполните синтаксический разбор предложения: От ветки к ветке бежит свежий ветерок.

2. В этом предложении определите падеж склоняемых частей речи, спряжение глаголов.

3. Разбери по составу слова русского, вдыхаешь, школьники.

Итоговый контрольный диктант за год.

Берегите воду.

   Быстрый ручей звонко журчал в зарослях черёмухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заблестела на утреннем солнце вода. Ручей спешил вперёд. Со всех сторон к шумному ручью стекались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды закачались белые кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу.

   Вода несёт жизнь людям, растениям, птицам, животным. Чистая вода – главное богатство природы. Берегите воду!


Контрольное списывание №1 Березовая роща.

Из всех деревьев русского леса милее всего мне кудрявая берёзка. Хороши и чисты светлые берёзовые рощи!

Много певчих птиц прилетает в берёзовую рощу. Грустно было бы жить без пернатых. С раннего утра  стучит дятел, поют голосистые дрозды, кукуют кукушки. С ветки на ветку перелетают шустрые синички. Сквозь густую листву прорывается луч солнца. Солнечные зайчики играют на белых стволах  берёз. Над вершинами деревьев плывут лёгкие облака.

Контрольное списывание № 2

Спиши текст, разделив его на предложения. Допиши окончания прилагательных.

Определи падеж имен прилагательных в первом и втором абзацах.

Разбери по составу слова: придорожная, зимние, просторной.

Береза у дороги.

За крайн... избой дальн... деревушки виднелось жёлт... поле придорожн... канава заросла травой на просторн... равнине у дороги стояла бел... берёза осень убрала деревья в жёлт... убор берёза стояла счастлив....

Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви берёзы снег засыпал поля леса жилища людей всё замерло.

Но вот от весенн... дождя начали дымиться крыши изб снежн... поле заблестело на ярк... солнце потекли заговорили ручьи зазеленела берёза.

Пришло лето в шёлков... листве берёзы беззаботно зашумел ветер гибкие ветви склонились до пере... зелён... травы.


17