Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета « Русский язык»
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
Оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Ученик научится использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать орфоэпические нормы;
передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу —щу, жи — ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированы ми гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3_му склонению.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положении под ударением;
• сочетания чк — чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток», «железный».
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на !мя, _ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин);
• безударные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2_го лица единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании _ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения - повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
Перечень и название раздела и тем | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
Повторение (11 ч) Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Предложение (9 ч) Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Слово в языке и речи (21 ч) Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов). Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка. Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова. Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог), деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения). | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Имя существительное (43 ч) Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имён существительных (общее представление). Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. Морфологический разбор имён существительных. | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Имя прилагательное (31 ч) Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Личные местоимения (7 ч) Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Глагол (34 ч) Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? что делать?). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Повторение (14 ч) | - фронтальная работа - групповая работа - парная работа - индивидуальная работа -практикум -мини – проекты -вводные занятия -практические занятия -комбинированные формы - интеллектуальная игра - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - диктант; - контрольное списывание; - тесты; - изложение; - сочинение; - доклад; - творческая работа; - диагностическая работа | I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Систематизация учебного материала. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:. 1. Просмотр учебных фильмов. 2. Анализ таблиц, схем. 3. Анализ проблемных ситуаций. III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с раздаточным материалом. 2. Моделирование и конструирование. |
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, беседовать, библиотека, библиотекарь, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, килограмм, километр, командир, комбайн, комбайнер, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, овца, одиннадцать, пассажир, пассажирский, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, путешественник, расстояние, салют, сверкать, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция
.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Повторение изученного в 1-3 кл. (11ч) |
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | 02.09 | |
2 | Текст. План текста | 1 | 03.09 | |
3 | Изложение повествовательного текста | 1 | 04.09 | |
4 | Типы текстов. | 1 | 05.09 | |
5 | Предложение как единица речи. | 1 | 06.09 | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 09.09 | |
7 | Диалог. Обращение | 1 | 10.09 | |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 11.09 | |
9 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 12.09 | |
10 | Распространённые и нераспространённы е предложения. | 1 | 13.09 | |
11 | Словосочетание. Восстановление деформированного текста | 1 | 16.09 | |
Предложение (9 часов) |
12 | Однородные члены предложения | 1 | 17.09 | |
13 | Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления | 1 | 18.09 | |
14 | Стартовая диагностическая работа | 1 | 19.09 | |
15 | Связь однородных членов в предложении с помощью союзов | 1 | 20.09 | |
16 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | 23.09 | |
17 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | 24.09 | |
18 | Простые и сложные предложения Словарный диктант | 1 | 25.09 | |
19 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 26.09 | |
20 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | 27.09 | |
Слово в языке и речи (21 час) |
21 | Лексическое значение слов | 1 | 30.09 | |
22 | Многозначные слова. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | 01.10 | |
23 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | 02.10 | |
24 | Фразеологизмы. | 1 | 03.10 | |
25 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | 04.10 | |
26 | Состав слова. Суффиксы и приставки | 1 | 07.10 | |
27 | Разбор слова по составу | 1 | 08.10 | |
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | 09.10 | |
29 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 | 10.10 | |
30 | Упражнение в написании приставок и суффиксов | 1 | 11.10 | |
31 | Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе. | 1 | 14.10 | |
32 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Словарный диктант | 1 | 15.10 | |
33 | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 | 16.10 | |
34 | Анализ изложения Части речи . Морфологические признаки частей речи | 1 | 17.10 | |
35 | Склонение имен прилагательных и существительных | 1 | 18.10 | |
36 | Контрольный диктант №2 по теме «Частиречи» | 1 | 21.10 | |
37 | Наречие | 1 | 22.10 | |
38 | Наречие | 1 | 23.10 | |
39 | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | 1 | 24.10 | |
40 | Наречие. | 1 | 25.10 | |
41 | Контрольное списывание №1 | 1 | 28.10 | |
Имя существительное (43 часа) |
42 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Изменение по падежам | 1 | 29.10 | |
43 | Признаки падежных форм имён существительных | 1 | 30.10 | |
44 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | 1 | 31.10 | |
45 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | 1 | 08.11 | |
46 | Несклоняемые имена существительные | 1 | 11.11 | |
47 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 1 | 12.11 | |
48 | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения | 1 | 13.11 | |
49 | 2-е склонение имён существительных | 1 | 14.11 | |
50 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | 15.11 | |
51 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | 18.11 | |
52 | 3-е склонение имён существительных | 1 | 19.11 | |
53 | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения | 1 | 20.11 | |
54 | Развитие речи. Сочинение отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 | 21.11 | |
55 | Падежные окончания имен существительных Единственного числа 1, 2, 3 - го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | 22.11 | |
56 | Именительный и винительный падежи | 1 | 25.11 | |
57 | Родительный падеж | 1 | 26.11 | |
58 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | 27.11 | |
59 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | 28.11 | |
60 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 | 29.11 | |
61 | Дательный падеж | 1 | 02.12 | |
62 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | 03.12 | |
63 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | 04.12 | |
64 | Творительный падеж | 1 | 05.12 | |
65 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | 06.12 | |
66 | Предложный падеж | 1 | 09.12 | |
67 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | 10.12 | |
68 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1 | 11.12 | |
69 | Упражнение в правописании безударных Падежных окончаний имён существительных | 1 | 12.12 | |
70 | Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах | 1 | 13.12 | |
71 | Упражнение в правописании безударных Падежных окончаний имён существительных | 1 | 16.12 | |
72 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | 17.12 | |
73 | Составление повествовательного текста по Самостоятельно составленному плану | 1 | 18.12 | |
74 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | 1 | 19.12 | |
75 | Работа над ошибками | 1 | 20.12 | |
76 | Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе | 1 | 23.12 | |
77 | Именительный падеж множественного числа | 1 | 24.12 | |
78 | Родительный падеж множественного числа. Словарный диктант. | 1 | 25.12 | |
79 | Винительный падеж множественного Числа одушевлённых имён существительных | 1 | 26.12 | |
80 | Родительный и винительный падежи Множественного числа. | 1 | 27.12 | |
81 | Дательный, творительный, предложный Падежи множественного числа | 1 | 27.12 | |
82 | Проект «Говорите правильно!» | 1 | 13.01 | |
83 | Обобщение по теме «Имя существительное». | 1 | 14.01 | |
84 | Развитие речи .Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу | 1 | 15.01 | |
Имя прилагательное (31 часов) |
85 | Словообразование имён прилагательных | 1 | 16.01 | |
86 | Род и число имён прилагательных | 1 | 17.01 | |
87 | Развитие речи. «Моя любимая игрушка» | 1 | 20.01 | |
88 | Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе | 1 | 21.01 | |
89 | Склонение имён прилагательных. | 1 | 22.01 | |
90 | Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова«Мика Морозов» | 1 | 23.01 | |
91 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | 24.01 | |
92 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | 27.01 | |
93 | Именительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 28.01 | |
94 | Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | 29.01 | |
95 | Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 30.01 | |
96 | Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | 31.01 | |
97 | Творительный и предложный падежи | 1 | 03.02 | |
98 | Творительный и предложный падежи | 1 | 04.02 | |
99 | Развитие речи. Выборочное изложение Повествовательного текста с элементами описания | 1 | 05.02 | |
100 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» | 1 | 06.02 | |
101 | Контрольное списывание «Берёза у дороги» | 1 | 07.02 | |
102 | Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 | 10.02 | |
103 | Именительный и винительный падежи имён Прилагательных женского рода. Словарный диктант. | 1 | 11.02 | |
104 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода | 1 | 12.02 | |
105 | Правописание падежных окончаний имен Прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и Предложном падежах | 1 | 13.02 | |
106 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 1 | 14.02 | |
107 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | 1 | 17.02 | |
108 | Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка), | 1 | 18.02 | |
109 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | 19.0 | |
110 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | 20.02 | |
111 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа | 1 | 21.02 | |
112 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | 24.02 | |
113 | Развитие речи. И.Э.Грабарь «Февральская лазурь» | 1 | 25.02 | |
114 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | 26.02 | |
115 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | 27.02 | |
116 | Работа над ошибками. Роль местоимений в речи | 1 | 28.02 | |
117 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица | 1 | 02.03 | |
118 | Склонение личных местоимений 1 -го и 2-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 03.03 | |
119 | Склонение личных местоимений 3 -го лица единственного и множественного числа | 1 | 04.03 | |
120 | Упражнение в правописании местоимений. Составление поздравительной открытки | 1 | 05.03 | |
121 | Морфологический разбор местоимений. | 1 | 05.03 | |
122 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | 06.03 | |
123 | Работа над ошибками. Глагол как часть речи. | 1 | 09.03 | |
124 | Время глагола | 1 | 10.03 | |
125 | Изменение глаголов по временам | 1 | 11.03 | |
126 | Неопределённая форма глагола | 1 | 12.03 | |
127 | Неопределённая форма глагола | 1 | 13.03 | |
128 | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | 16.03 | |
129 | Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | 1 | 17.03 | |
130 | Упражнение в образовании форм глаголов | 1 | 18.03 | |
131 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | 1 | 19.03 | |
132 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | 1 | 20.03 | |
133 | Упражнение в правописании глаголов во 2-ом лице единственного числа. | 1 | 20.03 | |
134 | Развитие речи. Сочинение по Репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | 23.03 | |
135 | I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени | 1 | 01.04 | |
136 | Спряжение глаголов в будущем времени | 1 | 02.04 | |
137 | Личные окончания глаголов I и II спряжений. Словарный диктант. | 1 | 03.04 | |
138 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | 06.04 | |
139 | Упражнение в распознавании Спряжения глаголов по неопределенной форме | 1 | 07.04 | |
140 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | 08.04 | |
141 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 | 09.04 | |
142 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | 10.04 | |
143 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 1 | 13.04 | |
144 | Контрольное списывание «Весеннее пробуждение» | 1 | 14.04 | |
145 | Правописание безударных личных окончаний | 1 | 15.04 | |
146 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | 15.04 | |
147 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | 16.04 | |
148 | Развитие речи. Изложение деформированногоповествовательного текста | 1 | 17.04 | |
149 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | 20.04 | |
150 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | 21.04 | |
151 | Проверочная работа по теме «Г лагол» | 1 | 22.04 | |
152 | Морфологический разбор глагола | 1 | 23.04 | |
153 | Развитие речи. Составление текста на спортивную тему | 1 | 24.04 | |
154 | Обобщение по теме «глагол». | 1 | 27.04 | |
155 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | 28.04 | |
156 | Работа над ошибками. Изложение повествовательного текста | 1 | 29.04 | |
Повторение (14 часов) |
157 | Повторение по теме «Наша речь и наш язык» | 1 | 30.04 | |
158 | Повторение по теме «Текст» | 1 | 04.05 | |
159 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | 05.05 | |
160 | Контрольный диктант | 1 | 06.05 | |
161 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Повторение по теме «Имя существительное» | 1 | 07.07 | |
162 | Итоговая диагностическая работа | 1 | 08.05 | |
163 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | 11.05 | |
164 | Орфограммы в значимых частях слова | 1 | 12.05 | |
165 | Развитие речи. Изложение Повествовательного текста | 1 | 13.05 | |
166 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | 14.05 | |
167 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | 15.05 | |
168 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык | 1 | 18.05 | |
169 | Обобщение знаний по курсу «Русский язык» | 1 | 19.05 | |
170 | Игра «Родное слово» | 1 | 25.05 | |
7