ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к планируемым результатам начального общего образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, Примерной программы начального общего образования и авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко (без изменений). 2013г.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 675 часов для обязательного изучения русского языка на ступени начального образования, из них в 3 классе 170 учебных часа из расчета 5 учебных часов в неделю.
Количество плановых контрольных работ в 3 классе – 10.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Устный контрольный самоконтроль.
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
Работа в паре, в группе. (взаимо и самооценка)
Контрольное списывание
Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
Срезовые работы (тесты)
Творческие работы (сочинения, изложения)
СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Сроки проведения контрольных работ
В начале учебного года во 2 – 4-х классах проводятся входные контрольные работы – для фиксации первоначального результата (сентябрь).
Итоговые контрольные работы по русскому языку проводятся во 2 – 4-х классах:
конце 1 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (октябрь);
конце 2 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (декабрь);
конце 3 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (март);
конце года – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (апрель – май).
Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по русскому языку.
Содержание контрольных работ
Тексты контрольных работ составляются:
начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.
Учебная четверть | Количество слов в тексте | Контрольное изложение | Контрольное списывание | Тематическая контрольная работа | Итоговая контрольная работа |
I | 40 – 45 | - | 1 | 4 | 1 |
1II | 45 – 50 | - | - | 1 |
III | 50 – 55 | - | - | 1 |
IV | 55 – 60 | - | 1 | 1 |
Год | 55 - 60 | - | 2 | | 4 |
Итого за год | 10 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
б) учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
2. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.
3. В.П.Канакина. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2012 год.
4. В.П.Канакина. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 20012 год.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М.,»Просвещение», 2011 год.
3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1.Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 1. М., «Экзамен», 2012 год.
2. Е.М.Тихомирова. Тесты по русскому языку 3 класс в двух частях, часть 2. М., «Экзамен», 2012 год.
3.Т.Л.Мишакина, Н.В.Бухтеярова. Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 3 класса. М., «Ювента», 2011 год.
5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, диктанты, тесты)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
на 2016-2017 учебный год (5 часов в неделю, всего 170 часов)
Учитель Зимина Оксана Николаевна
Учебник: В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого 2-е издание Москва «Просвещение» 2013г.
№ урока | Название разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
Язык и речь – 2 часа |
1 | Наша речь. Виды речи | | | |
2 | Наш язык | | | |
Текст. Предложение. Словосочетание – 14 часов |
3,4 | Текст. Типы текстов | | | |
5 | Предложение | | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания | | | |
7 | Виды предложений по интонации | | | |
8 | Предложения с обращением | | | |
9 | Обучающее изложение | | | |
10,11 | Главные и второстепенные члены предложений | | | |
12,13 | Простое и сложное предложения | | | |
14,!5 | Словосочетание | | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | | | |
Слово в языке и речи – 19 часов |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | | | |
18 | Синонимы и антонимы | | | |
19 | Омонимы | | | |
20 | Слово и словосочетание | | | |
21 | Фразеологизмы | | | |
22 | Обучающее изложение | | | |
23 | Части речи | | | |
24 | Имя существительное | | | |
25 | Имя прилагательное | | | |
26 | Глагол | | | |
27 | Что такое имя числительное? | | | |
28 | Однокоренные слова | | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки | | | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки | | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | | | |
32 | Обучающее изложение | | | |
33 | Обобщение и закрепление изученного | | | |
34 | Проект «Рассказ о слове» | | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке речи» | | | |
Состав слова – 16 часов |
36 | Что такое корень слова? | | | |
37 | Как найти в слове корень? | | | |
38 | Сложные слова | | | |
39,40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | | | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | | | |
42 | Значение приставок | | | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | | | |
44 | Значение суффиксов | | | |
45 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | | | |
46 | Что такое основа слова? | | | |
47 | Обобщение знаний о составе слова | | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | | | |
49 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова | | | |
50 | Обучающее изложение | | | |
51 | Проект «Семья слов» | | | |
Правописание частей слова – 29 часов |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | | | |
53-55 | Правописание слов с безударными гласными в корне | | | |
56-59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | | | |
60 | Обучающее изложение | | | |
61-63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | | | |
64,65 | Правописание слов с удвоенными согласными | | | |
66 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | | | |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | | | |
68-71 | Правописание суффиксов и приставок | | | |
72,73 | Правописание приставок и предлогов | | | |
74 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | | | |
75-77 | Разделительный твердый и мягкий знаки | | | |
78 | Обучающее изложение | | | |
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | | | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | | | |
Части речи – 76 часов |
81 | Части речи | | | |
Имя существительное – 31 час |
82,83 | Имя существительное и его роль в речи | | | |
84,85 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | | | |
86 | Обучающее изложение | | | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные | | | |
88 | Проект «Тайна имени» | | | |
89,90 | Число имен существительных | | | |
91,92 | Род имен существительных | | | |
93,94 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | | | |
95 | Обучающее изложение | | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | | |
97 | Склонение имен существительных | | | |
98,99 | Падеж имен существительных | | | |
100 | Сочинение по картине И.Я Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | | | |
101 | Именительный падеж | | | |
102 | Родительный падеж | | | |
103 | Дательный падеж | | | |
104 | Винительный падеж | | | |
105 | Творительный падеж | | | |
106 | Предложный падеж | | | |
107 | Обучающее изложение | | | |
108 | Все падежи | | | |
109 | Обобщение знаний | | | |
110 | Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы.Полдень» | | | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | | | |
112 | Проект «Зимняя страничка» | | | |
Имя прилагательное – 18 часов |
113,114 | Значение и употребление имен прилагательных в речи | | | |
115 | Роль прилагательных в тексте | | | |
116 | Текст – описание | | | |
117 | Отзыв о картине М.А. Врубеля «Царевна – Лебедь» | | | |
118 | Род имен прилагательных | | | |
119,120 | Изменение имен прилагательных по родам | | | |
121,122 | Число имен прилагательных | | | |
123,124 | Изменение имен прилагательных по падежам | | | |
125,126 | Обобщение знаний | | | |
127 | Отзыв о картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | | | |
128 | Обобщение знаний | | | |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | | | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках | | | |
Местоимение – 5 часов |
131 | Личные местоимения | | | |
132 | Изменение личных местоимений по родам | | | |
133,134 | Местоимение | | | |
135 | Обучающее изложение | | | |
Глагол – 21 час |
136-138 | Значение и употребление глаголов в речи | | | |
139,140 | Неопределенная форма глагола | | | |
141,142 | Число глаголов | | | |
143 | Времена глаголов | | | |
144 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов | | | |
145,146 | Изменение глаголов по временам | | | |
147 | Обучающее изложение | | | |
148,149 | Род глаголов в прошедшем времени | | | |
150,151 | Правописание частицы «не» с глаголами | | | |
152-155 | Обобщение знаний | | | |
156 | Контрольный диктант по теме «глагол» | | | |
Повторение – 14 часов |
157,158 | Части речи | | | |
159 | Обучающее изложение | | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении | | | |
161 | Правописание окончаний мен прилагательных | | | |
162 | Правописание приставок и предлогов | | | |
163 | Правописание безударных гласных | | | |
164 | Правописание значимых частей слов | | | |
165 | Итоговый контрольный диктант | | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова | | | |
167 | Обучающее изложение | | | |
168 | Текст | | | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | | | |