Рабочая программа по русскому языку
1 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и примерной программе начального общего образования. Составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс русского языка 1 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
Цель курса состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Задачи курса: речевое развитие: овладение культурой родного языка; формирование основ устного общения;
формирование у детей типа правильной читательской деятельности: развитие техники чтения; умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения;
языковое развитие: ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии;
Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».
Слово рассматривается с четырех точек зрения: звуковой состав и обозначение звуков буквами; состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов- с по мощью приставок); грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово); лексическое значение
Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу) В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте) При работе с текстами «Букваря» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Объём программы:
В соответствии с учебным планом начального общего образования, годовым календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год и объявленными праздничными днями, программа по русскому языку за счет часов резерва будет пройдена за 164 часа (5 часов в неделю) вместо рекомендованных 165 часов.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Предложение и слово. | 6 ч |
2 | Звуки и буквы. | 20 ч |
3 | Чтение и письмо. | 65 ч |
4 | Развитие речи. | 74 ч |
| Итого: | 165 ч |
Содержание тем учебного курса
Содержательная линия | Содержание учебного материала |
1. Предложение и слово | Работа с предложением. Выделение слов. Изменение порядка слов в предложении. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слово и слог. Ударение в слове. |
2. Звуки и буквы | Звуки как материал языка. Интонационное выделение звука в слове. Звуковой анализ слов. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Гласная буква как показатель мягкости или твердости согласных звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функция. Алфавит. |
3. Чтение и письмо | Чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов. Письмо рукописными буквами слов, коротких предложений. Большая буква в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения. Гласные после шипящих (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) |
4. Развитие речи | Составление описательных и сюжетных рассказов. Восстановление простейшего деформированного текста. Пересказ текста по заданному плану. Рифма. |
Планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что пpaвильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Ученик научится:
различать, сравнивать:
- звуки и буквы;
- ударные и безударные гласные звуки;
- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
- выделять в словах слоги; - правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- переносить слова;
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения; безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15- 30 слов.
Перечень учебно-методического обеспечения
Букварь. Авторы: Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Прописи. 1 класс. Рабочая тетрадь. Комплект в 3-х частях. Безруких М.М., Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь. 1 класс. Кузнецова М.И. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010. Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой и С.В. Иванова. - М.: Вентана-Граф, 2014. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2014. Иванов С.В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова; - М.: Вентана-Граф, 2014. Моршнева Л.Г. Русский язык: 1 класс. Контроль знаний. - Саратов: Лицей, 2014. - 32 с.
Наглядные пособия.
1. Комплект динамических раздаточных пособий «Обучение грамоте» (веера).
2. Комплект наглядных пособий «Набор букв русского алфавита»
3. Комплект наглядных пособий. «Русский язык. Звуки и буквы русского алфавита»
4. Комплект наглядных пособий «Русский язык. 1 класс. Обучение грамоте»
5. Русский язык. Начальная школа. Обучение грамоте. Ударение. Слоги.
6. Алфавит. Печатные и рукописные буквы.
7. Лента букв.
8. Основные правила и понятия. 1–4 классы. Комплект таблиц по русскому языку.
9. Грамматические разборы. Комплект наглядных пособий.
Список литературы
Нормативные документы:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения). Кондаков А.М., Кезина Л.П. 2010г.
Учебно-методическая литература:
Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М., 2009..
Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 2000.
Романова В.Ю, Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ Под ред. С.В.Иванова.– М.: Вентана-Граф, 2008. – 320с.– (Оценка знаний).
Календарно – тематическое планирование по русскому языку (1 класс)
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | Корректировка |
план | факт | |
1 | Добукварный период. Инструктаж по ТБ Ориентировка на странице прописей. Введение понятия «слово», «предложение». | 1 | Выработка ориентации на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения. Коллективная работа над алгоритмом действия. Проведение линий в заданном направлении. | 02.09 | | |
2 | Отработка алгоритма действий на страницах прописей. Деление предложения на слова. | 1 | Отработка способа действия. Проведение линий от определенной точки в заданном направлении. Обозначение предложений полосками. Выявление сходства и различия в объектах. Тренировка в проведении вертикальных параллельных линий. | 03.09 | | |
3 | Рабочая строка и межстрочное пространство. Знакомство со схемой звукового состава слова. | 1 | Составление рассказа по картинкам. Введение понятия «слово», обозначение каждого слова полоской. Усвоение различий между предметом и обозначающим его словом. Классификация предметов: грибы съедобные и несъедобные. Деление предложения на слова. Классификация предметов по заданному признаку (подбор пар слов по первому звуку: пальто-панама, шапка-шорты, варежки-валенки, босоножки-ботинки; зимние и летние вещи. | 04.09 | | |
| Букварный период. | | | | | |
4-5 | Письмо заглавной и строчной буквы «А, а» | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «А, а». Тренировка в написании букв. | 07.09 08.09 | | |
6-7 | Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». | 2 | Звуковой анализ слов «пять», «дыня». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Разгадывание кроссворда | 09.09 10.09 | | |
8 | Письмо заглавной и строчной буквы «Я, я». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Я, я». Тренировка в написании букв. Выбор и запись недостающей буквы. | 11.09 | | |
9 | Закрепление правил обозначения звуков [й’], [а] буквами. | 1 | Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. | 14.09 | | |
10-11 | Письмо заглавной и строчной буквы «О, о». | 2 | Тренировка в написании букв «О, о». Сопоставление строчных букв «а -о». Выбор и запись недостающей буквы. | 15.09 16.09 | | |
12 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ё, ё». Тренировка в написании букв. Повторение изученных букв. | 17.09 | | |
13 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ё, ё». | 1 | Звуковой анализ слов «ёжик», «ёлка», «ёлки». Разгадывание кроссворда. | 18.09 | | |
14 | Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]). | 1 | Тренировка в написании букв. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. | 21.09 | | |
15-16 | Письмо заглавной и строчной буквы «У, у». | 2 | Сравнение слов «утка», «утята». Соотнесение схем со словами. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «У, у». Тренировка в написании букв. | 22.09 23.09 | | |
17 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». | 1 | Определение положения звука [у] в слове. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ю, ю». Тренировка в написании букв. | 24.09 | | |
18 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ю, ю». | 1 | 25.09 | | |
19-20 | Закрепление правила обозначения звуков [й’] и [у], [о] и [а] буквами. | 2 | Письмо изученных букв. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. | 28.09 29.09 | | |
21-22 | Письмо заглавной и строчной буквы «Э, э». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Э, э».Отработка написания изученных букв. | 30.09 01.10 | | |
23 | Письмо изученных букв. | 1 | Тренировка в написании букв. Установление закономерности в расположении букв в ряду. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. | 02.10 | | |
24-25 | Письмо заглавной и строчной буквы «Е, е». | 2 | Звуковой анализ слов «ель», «мель». Чтение стихотворения хорошо читающими детьми. Разгадывание кроссворда (для сильных учеников). | 05.10 12.10 | | |
26-27 | Буква «е» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [э]) | 2 | Тренировка в написании букв. Установление закономерности в расположении букв в ряду. Вписывание пропущенных букв с опорой на звуковые модели слов. | 13.10 14.10 | | |
28 | Письмо строчной буквы «ы». | 1 | Звуковой анализ слов «сыр», «дыня». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Разгадывание кроссворда. | 15.10 | | |
29 | Письмо изученных букв. Закрепление правил обозначения гласных звуков. буквами. | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв | 16.10 | | |
30-31 | Знакомство с буквой «И, и». | 2 | Звуковой анализ слов «флаги», «гиря». | 19.10 20.10 | | |
32-33 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. | 2 | Упражнение на повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Отработка написания изученных букв. | 21.10 22.10 | | |
34 | Отработка написания изученных букв. | 1 | Упражнение на повторение правила написания гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков. Отработка написания изученных букв. | 23.10 | | |
35 | Повторение правила обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных звуков. | 1 | | 26.10 | | |
36-37 | Письмо заглавной и строчной буквы «М, м». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «М, м». Тренировка в написании букв. Письмо слогов и слов. Вписывание изученных букв с опорой на звуковые модели слов. | 27.10 28.10 | | |
38 | Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». | 1 | Звуковой анализ слов «нос», «нитки». Отработка способа чтения прямых слогов с буквой «н» с использованием пособия «окошечки». Составление словосочетаний с местоимениями «он», «она», «оно», «они». | 29.10 | | |
39 | Письмо заглавной и строчной буквы «Н, н». | 1 | Чтение слогов, слов и текстов (дифференцированная работа). | 30.10 | | |
40-41 | Письмо заглавной и строчной буквы «Р, р». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Р, р». Тренировка в написании букв. Письмо слогов, слов, предложений. | 02.11 03.11 | | |
42 | Введение понятия «слог». Письмо изученных букв, слогов. слов. | 1 | Сопоставление слов, написанных печатным и письменным шрифтом. Составление и запись слов. Запись слов в соответствии с заданными моделями. | 05.11 | | |
43 | Письмо изученных букв, слогов, слов. | 1 | Сопоставление слов, написанных печатным и письменным шрифтом. Составление и запись слов. Запись слов в соответствии с заданными моделями. | 06.11 | | |
44-45 | Письмо заглавной и строчной буквы «Л, л». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Л, л». Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Л, л» и «М, м». Дифференциация букв «л» - «м», «л» - «р».. | 09.11 10.11 | | |
46-47 | Письмо заглавной и строчной буквы «Й, й». | 2 | Тренировка в написании букв. Сравнение заглавных и строчных букв «Й, й» и «И, и». Письмо слогов, слов, предложений. Запись слов в соответствии с заданными моделями. | 11.11 12.11 | | |
48 | Деление слов на слоги. Отработка написания изученных букв. | 1 | Деление слов на слоги. Определение слов, состоящих из одного слога. Чтение слов, предложений. Чтение хорошо читающими учениками рассказа Г.Цыферова «Как цыплёнок рисовал».Тренировка в написании изученных букв. | 13.11 | | |
49 | Введение понятия «ударение». | 1 | Отработка умения определять место ударения в слове. Соотнесение слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова. | 16.11 | | |
50-51 | Письмо заглавной и строчной буквы «Г, г». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Г, г». | 23.11 24.11 | | |
52-53 | Письмо заглавной и строчной буквы «К, к». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «К, к». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов.. | 25.11 26.11 | | |
54 | Дифференциация букв «Г, г» - «К, к». | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Письмо слогов, слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. | 27.11 | | |
55 | Письмо изученных букв, слогов. слов. | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Запись слов на нужной строчке в соответствии с наличием определенной буквы. Вписывание нужной буквы. | 30.11 | | |
56-57 | Письмо заглавной и строчной буквы «З, з». | 2 | Звуковой анализ слов «зебра» и «замóк». Чтение слова «замóк» с изменением ударения: «зáмок», и определение лексического значения обоих слов. Чтение слогов по «окошечкам». Чтение слогов, слов, предложений. Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «З, з». Тренировка в написании букв. | 01.12 02.12 | | |
58 | Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». | 1 | Тренировка в написании заглавной и строчной буквы «С, с». Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Преобразование печатного шрифта в письменный. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. Изменение и запись слов по образцу. | 03.12 | | |
59 | Письмо заглавной и строчной буквы «С, с». | 1 | 04.12 | | |
60-61 | Дифференциация букв «З, з» - «С, с». | 2 | 07.12 08.12 | | |
62-63 | Письмо заглавной и строчной буквы «Д, д». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Д, д». Тренировка в написании букв. Сравнение строчных букв «д» - «у». Письмо слов, предложений. | 09.12 10.12 | | |
64 | Отработка написания изученных букв. | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв. | 11.12 | | |
65-66 | Письмо заглавной и строчной буквы «Т, т». | 2 | Звуковой анализ слов «тигр», «труба». Чтение слогов, слов. Расшифровка «закодированных» слов: «актёр» -- «тёрка», «корт» -- «крот», «салат» -- «атлас» (лексическое значение слов: «корт», «атлас»), определение лексического значения слов («корт», «атлас»). | 14.12 15.12 | | |
67-68 | Дифференциация букв «Д, д» - «Т, т». | 2 | Изменение слова в соответствии с изменением звуковой модели. Запись слов на нужной строчке в зависимости от наличия определенной буквы. Вписывание нужной буквы. Преобразование печатного шрифта в письменный. | 16.12 17.12 | | |
69 | Отработка написания изученных букв. | 1 | Преобразование печатного шрифта в письменный. | 18.12 | | |
70-71 | Письмо заглавной и строчной буквы «Б, б». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Б, б». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный | 21.12 22.12 | | |
72-73 | Письмо заглавной и строчной буквы «П, п». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «П, п». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «П» - «Т», «П» - «Г», «п»-«т», «п»-«г».. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «Б, б» - «П, п». | 23.12 24.12 | | |
74 | Отработка написания изученных букв. | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв | 25.12 | | |
75-76 | Письмо заглавной и строчной буквы «В, в». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «В, в». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Составление и запись слов. Выбор и запись слов, соответствующих заданной модели. | 28.12 29.12 | | |
77-78 | Отработка написания изученных букв. | 2 | Преобразование печатного шрифта в письменный. | 30.12 31.12 | | |
79-80 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ф, ф». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ф, ф». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Дифференциация букв «В, в» - «Ф, ф». | 11.01 12.01 | | |
81-82 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ж, ж». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ж, ж». Тренировка в написании букв. Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «жи». Изменение слов по образцу, их запись. | 13.01 14.01 | | |
83 | Отработка написания изученных букв. | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв | 15.01 | | |
84-85 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ш, ш». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ш, ш». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ш, ш» - «И, и». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетания «ши». Изменение слов по образцу, их запись. Дифференциация букв «Ж, ж» - «Ш, ш». | 18.01 19.01 | | |
86-87 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ч, ч». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ч, ч». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ч» - «У». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетаний «ча», «чу». | 20.01 21.01 | | |
88 | Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Щ, щ». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Щ, щ» - «Ш, ш». Письмо слов, предложений. Закрепление написания буквосочетаний «ща», «щу». | 22.01 | | |
89 | Письмо заглавной и строчной буквы «Щ, щ». | 1 | 25.01 | | |
90-91 | Письмо заглавной и строчной буквы «Х, х». | 2 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Х, х». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Х, х» - «Ж, ж». Письмо слов, предложений | 26.01 27.01 | | |
92 | Письмо заглавной и строчной буквы «Ц, ц». | 1 | Поэлементный анализ заглавной и строчной буквы «Ц, ц». Тренировка в написании букв. Сравнение букв «Ц, ц» - «Щ, щ», «ц» - «и». Письмо слов, предложений. | 28.01 | | |
93 | Отработка написания изученных букв. | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв | 29.01 | | |
94-95 | Письмо строчной буквы «ь». | 2 | Тренировка в написании буквы «ь». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. Изменение исходных слов и запись получившихся. | 01.02 02.02 | | |
96-97 | Письмо строчной буквы «ъ». | 2 | Тренировка в написании буквы «ъ». Письмо слов, предложений. Преобразование печатного шрифта в письменный. | 03.02 04.02 | | |
98 | Слова с разделительным ь. | 1 | Письмо слов, предложений с «ь» - показателем мягкости согласных. Письмо слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись слов. | 05.02 | | |
99 | Слова с разделительным ь. | 1 | 08.02 | | |
100 | Отработка написания изученных букв. | 1 | Тренировка в написании изученных букв. Установление соответствия печатных и письменных начертаний изученных букв | 09.02 | | |
101 | Закрепление написания всех букв русского алфавита. | 1 | Отработка написания предложений на узкой строке. Преобразование печатного шрифта в письменный. Списывание предложений. Запись рассказа. | 10.02 | | |
102 | Проверочная работа. | 1 | | 11.02 | | |
103 | Работа над ошибками. | 1 | | 12.02 | | |
| Послебукварный период Язык как средство общения. Звуковой анализ, алгоритм списывания. | 1 | Представление о языке как средстве общения. Общение посредством устной и письменной речи | 15.02 | | |
| Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Рассмотрение ситуаций, связанных с выбором устной и письменной речи. | 16.02 | | |
| Речевой этикет. Интонация предложения. | 1 | Ситуации приветствия. Интонация предложения. | 17.02 | | |
| Звуковой анализ. | 1 | Ситуации использования слов приветствия и слов благодарности. | 18.02 | | |
| Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». | 1 | Рассмотрение ситуаций использования слов приветствия и слов благодарности. Расстановка знаков завершения предложения. Отыскивание слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?» | 19.02 | | |
| Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», знаки препинания в конце предложения | 1 | Ситуации, в которых используются слова просьбы, извинения, отказа. Звуки речи, буквы, слог. Заглавная буква в именах собственных. | 22.02 | | |
| Собственные и нарицательные имена существительные, заглавная буква в именах собственных. | 1 | Ситуация представления себя при знакомстве. Знакомство с нарицательными именами существительными. Составление словосочетаний. | 29.02 | | |
| Алфавит, звуковой анализ. | 1 | Обсуждение проблемы: чем различается речевое обращение к сверстнику и взрослому? Запись имён, фамилий и отчеств. Составление звуковых моделей слов. Алфавит | 01.03 | | |
| Возраст. Заглавная буква в именах собственных. | 1 | Вопросительные предложения. Собственные имена существительные, заглавная буква в них | 02.03 | | |
| Внешность. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая»... | 1 | Описание внешности. Наблюдение за словами, называющими признаками. | 03.03 | | |
| Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема. | 1 | Описание внешности родных, друзей. Озаглавливание текста. Собственные имена существительные, заглавная буква в них, звуковой анализ. | 04.03 | | |
| Звуковой анализ, постановка вопросов «кто?», «что?», «какой?», «какая?». | 1 | Звуковой анализ. Постановка к словам вопросов: «кто?», «что?», «какой?», «какая?» | 07.03 | | |
| Адрес. Заглавная буква в именах собственных, слогоударная схема слов. | 1 | Ситуации, при которых необходимо знание точного адреса. Соотнесение слова со звуковыми моделями. Составление словосочетаний | 09.03 | | |
| Адрес. Перенос. | 1 | Тренировка в написании адреса на конверте. Деление слов для переноса. | 10.03 | | |
| Родина. Перенос, звуковой анализ. | 1 | Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос слов. Звуковой анализ слов | 11.03 | | |
| Развернутое толкование значения слова . | 1 | Постановка вопросов к словам. Составление рассказов о месте, в котором живешь. Деление слов для переноса. | 14.03 | | |
| Исторические места. Ударение, развернутое толкование значения слова. | 1 | Ударение в словах. Развернутое толкование значения слова. Подбор вопросов к словам. | 15.03 | | |
| Профессия. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?». | 1 | Профессии родителей. Наблюдение за словами, называющими действия. | 16.03 | | |
| Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что делает?», «что делал?». | 1 | Объяснение значения различных профессий для развития общества. Выделение слов, отвечающих на вопросы: «что делать?», «что делал?» | 17.03 | | |
| Характер. Правописание сочетаний жи – ши. | 1 | Словесное описание характера человека. Подбор подходящих высказываний для выражения извинения. | 18.03 | | |
| Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ. | 1 | Звуковой анализ. Роль слова в изменении характера. Правописание гласных после шипящих | 21.03 | | |
| Постановка вопросов к словам, перенос. | 1 | Постановка вопросов к словам. Деление слов для переноса. | 22.03 | | |
| Кто что любит... Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Перенос. | 1 | Составление рассказов о том, что любишь. Перенос слов. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос к собеседнику: «Что любишь?». Вежливое обращение | 23.03 | | |
| Интересы детей. Наблюдение над общим значением однокоренных слов. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками. | 1 | Речевые и языковые средства, позволяющие договориться с собеседником. Поиск слов с определенными звуковыми характеристиками. | 24.03 | | |
| Постановка вопросов к словам. | 1 | Постановка вопросов. Перенос слов. Цель высказывания. | 25.03 | | |
| Хобби. Знаки препинания в конце предложения, сочетания жи –ши | 1 | Парные согласные по глухости–звонкости, их различия. Знаки препинания в конце предложения, упражнения в записи слов с сочетания жи-ши. | 28.03 | | |
| Детские фантазии. Устойчивые сочетания слов. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 | Вымысел (фантазия). Гласные после шипящих. Устойчивые сочетания слов. Наблюдение за употреблением устойчивых сочетаний слов в устной и письменной речи. | 29.03 | | |
| Устойчивые сочетания слов. Постановка вопроса к словам и поиск слов | 1 | Языковые средства, выражающие просьбу, приказ, отказ и совет. Деление слов для переноса. Упражнение в записи слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу | 30.03 | | |
| Любимые книги. Сочетания чу – щу. Перенос. | 1 | Речевые, языковые средства, необходимые для описания домашнего питомца. Звуковой анализ слов. Сочетания чу-щу | 31.03 | | |
| Домашние питомцы. Поиск слов, отвечающих на поставленный вопрос. Заглавная буква в именах собственных. | 1 | Описание животного. Перенос слов. Звуковой анализ слова. Подбор вопроса к словам. | 01.04 | | |
| Звуковой анализ. Сочетания жи – ши. | 1 | Постановка вопросов к словам. Слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. Обсуждение вопроса: чем отличается язык человека от языка животного? | 04.04 | | |
| Ударение. Интонация предложения. | 1 | Ударение. Правила написания письма. Слово и его значение. Наблюдение над изменением смысла слов при изменении их форм | 05.04 | | |
| Определение слова, от которого образовано заданное слово. | 1 | Роль звуков в словах. Списывание. Звуковой анализ | 06.04 | | |
| Постановка вопроса к словам. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Звуковой анализ. | 1 | Вопросы к словам и отыскивание слов, отвечающих на заданный вопрос. Наблюдение за речью и значением слов, обозначающих признаки предметов | 07.04 | | |
| Мои друзья. Слова, которые можно записать цифрами. | 1 | Постановка вопросов. Перенос слов. Слова, которые можно записать цифрами. | 08.04 | | |
| Образные выражения. Постановка вопросов к словам. Звуковой анализ. | 1 | Объяснение смысла пословиц. Вычленение из предложения слов, отвечающих на поставленный вопрос. Образные выражения. | 11.04 | | |
| Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. | 1 | Подбор вопросов к словам. Слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу. | 18.04 | | |
| Школьная жизнь. Слово как единство звучания и значения. Ударение. | 1 | Ударение. Составление словосочетаний. Соотнесение слова с моделями | 19.04 | | |
| Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ. | 1 | Речевые и языковые средства, используемые при извинении. Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Устойчивые сочетания. Звуковой анализ слов | 20.04 | | |
| День рождения. Знакомство с транскрипцией. Многозначность. | 1 | Представление о понятии «многозначные слова». Объяснение значений многозначных слов исходя из контекста | 21.04 | | |
| Функция мягкого знака. | 1 | Функция ь. Основные функции ь – показатель мягкости и разделитель. Различение функций на практике. Классификация слов. Написание поздравительной открытки | 22.04 | | |
| Детские развлечения. Слова, которые не называют предметы, их признаки или количество, а только указывают на них. | 1 | Речевые средства, позволяющие выразить впечатления от просмотренного спектакля. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. | 25.04 | | |
| Театр. Значение слова. Сочетания чк – чн. Частичный звуковой анализ. | 1 | Сочетания чк-чн. Значение слова. Частичный звуковой анализ. Языковые средства, которые используются при обращении и выражении просьбы | 26.04 | | |
| Многозначность. Выбор контекстуальных синонимов. | 1 | Представление о понятии «многозначные слова». Объяснение значений многозначных слов исходя из контекста. | 27.04 | | |
| Сравнение слов по звуковому составу. Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. | 1 | Перенос. Постановка вопросов к словам. Отбор языковых средств при передаче своих впечатлений, звуковой анализ. | 28.04 | | |
| Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Ударение. | 1 | Пропедевтика написания слов с безударными гласными. Расстановка ударения в словах | 29.04 | | |
| Разговорная и научная речь. Образование слов. Разделительный мягкий знак. Пропедевтика написания слов с безударными гласными. | 1 | Знакомство с разговорной и научной речью. Правописание разделительного ь. Запись транскрипций слов. | 03.05 | | |
| Зоопарк. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. | 1 | Передача в письме своего отношения к увиденному. Неизменяемые слова. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы | 04.05 | | |
| Йотированная функция букв гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. | 1 | Йотированная функция гласных. Поиск слов, отвечающих на заданные вопросы. Речевые средства, позволяющие выразить запрет. | 05.05 | | |
| Повторение. Цирк. Слова, которые пришли в русский язык из других языков. Перенос. | 1 | Знакомство со словами, которые пришли в русский язык из других языков, их лексическое значение и употребление в речи. | 06.05 | | |
| Повторение. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических и графических умений. | 11.05 | | |
| Диктант. | 1 | Проверка знаний. | 12.05 | | |
| Работа над ошибками. | 1 | | 13.05 | | |
| Словарный диктант | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических навыков. | 16.05 | | |
| Тест. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических умений. | 17.05 | | |
| Контрольное списывание. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических навыков. | 18.05 | | |
| Повторение. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических умений. | 19.05 | | |
| Повторение. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических навыков. | 20.05 | | |
| Повторение. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических умений. | 23.05 | | |
| Повторение. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических навыков. | 24.05 | | |
| Повторение. | 1 | Систематизация знаний за весь курс. Совершенствование орфографических навыков. | 25.05 | | |
| Итого: 164 ч | | | | | |
10