РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык»
2класс
на 2017– 2018 уч. г.
Учитель: Голованова Н.П.
МБОУ СШ№7 г. Волгодонска
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого М.В. Бойкиной (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.
Классификация программы: типовая
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФГОС НОО
Положение о рабочей программе педагогов МБОУ СШ №7 г. Волгодонска;
Годовой календарный учебный график МБОУ СШ №7 г. Волгодонска на 2017-2018 учебный год.
Цель программы:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Место предмета в базисном учебном плане:
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 163 ч. в течение учебного года.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3.Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Формирование навыков овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Формирование навыка определения общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Формирование умения конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13 Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Формирование навыков осознания безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Умение опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. -Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимическими корнями. Выделение в словах окончания, корня, приставки, суффикса. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам КТО? и ЧТО? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Изменение имён существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, нч, щн др.;
•перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
Раздельное написание частицы НЕ с глаголами;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств икт.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Знакомство с основными видами изложений и сочинений.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Перечень обязательных, практических, контрольных и других видов работ
-контрольные диктанты – 9
-контрольное списывание- 2
-работы по развитию речи – 23
-проверочные работы – 7
-проекты - 3
Контрольные работы:
входная
текущие и тематические:
Речь. Предложение. Текст.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение гласных звуков.
Части речи.
Родственные (однокоренные слова).
Безударные гласные и парные согласные в корне.
итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)
Примерное количество слов для словарных диктантов: 8 – 10.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
в конце первого полугодия 25 – 30;
в конце года 35 – 40.
Количество слов в текстах, предназначенных для изложений:
в конце первого полугодия 40 – 50;
в конце года 50 – 65.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями – пейзажа, портрета и т.п.
Тестовые задания– динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Ошибки:
нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
отсутствие изученных знаков препинания в тексте {в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы; отсутствие «красной» строки;
неправильное написание одного слова(при наличии в работе нескольких таких слов)на одно и то же правило;
незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы также не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученные орфограммы.
При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Оценка письменных работ по русскому языку.
Диктант
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Примечание:Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку, а ошибки, допущенные на одно и то же правило в разных словах считаются как две.
Грамматическое задание
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее З/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка, 1 – 2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 ошибки.
Словарный диктант
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3 – 5 ошибок.
Тест
«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» – верно выполнено 3/4 заданий.
«3» – верно выполнено 1/2 заданий.
«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1—2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибки и 1 – 2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.
Примечание:Учитывая, что вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Учебные пособия, используемые для реализации программного содержания:
1. Сборник рабочих программ «Школа России» Авторы: С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина. Просвещение 2011г.
2. учебник «РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс», авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.:Просвещение, 2012г.
3. «Тетрадь по русскому языку. 2класс». В.П. Канакина – М.: Просвещение, 2016г.
4. В.П.Канакина, Г.А. Фомичева. Методическое пособие - русский язык. – М.: Просвещение, 2012г.
5. В.П.Канакина «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 1 – 4 класс» – М.: Просвещение, 2016г.
6. О.Д.Ушакова «Тесты по русскому языку для тематического и итогового контроля» 2 класс.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2016
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Наша речь | 3 |
2 | Текст | 4 |
3 | Предложение | 12 |
4 | Слова, слова, слова… | 18 |
5 | Звуки и буквы | 59 |
6 | Части речи | 59 |
7 | Повторение | 8 |
| Итого: | 163 |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Тема урока | Дата проведения |
1 | Наша речь (3 ч). Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Отличие письменной речи от устной. | 01.09.17 |
2 | Язык и речь. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения людей. Речевой этикет в ситуации общения. | 04.09 |
3 | Диалог и монолог | 05.09 |
4 | Текст.(4ч) Текст. Признаки текста. Устное сочинение по рисункам, данному началу и опорным словам. | 06.09 |
5 | Тема и главная мысль текста. | 07.09 |
6 | Текст. Части текста. | 08.09 |
7 | Р/р Обобщение знаний о тексте. Составление рассказа по опорным словам. | 11.09 |
| Предложение (12 часов) | |
8 | Предложение-3ч. Предложение как единица речи. Различение предложения. | 12.09 |
9 | Знаки препинания в конце предложения. Разновидности предложений по цели высказывания. | 13.09 |
10 | Связь слов в предложении. Логическое ударение. | 14.09 |
11 | Члены предложения(9ч) Главные члены предложения (основа). | 15.09 |
12 | Второстепенные члены предложения. | 18.09 |
13 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 19.09 |
14 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 20.09 |
15 | Связь слов в предложении. | 21.09 |
16 | Связь слов в предложении. | 22.09 |
17 | Р/р Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень» | 25.09 |
18 | Контрольный диктант «Пушок» | 26.09 |
19 | Обобщение по теме «Предложение». | 27.09 |
| Слова, слова, слова… (18 часов) | |
20 | Слово и его лексическое значение (4ч) | 28.09 |
21 | Слово как общее название многих однородных предметов. | 29.09 |
22 | Однозначные и многозначные слова | 2.10 |
23 | Прямое и переносное значение многозначных слов. | 3.10 |
24 | Синонимы и антонимы (4ч) Синонимы. | 4.10 |
25 | Антонимы | 5.10 |
26 | Р/р Изложение текста по данным к нему вопросам | 6.10 |
27 | Проверочная работа | 9.10 |
28 | Однокоренные (родственные) слова (4ч) Общее представление о родственных словах. | 10.10 |
29 | Корень слова – главная значимая часть слова. | 11.10 |
30 | Распознавание и подбор однокоренных слов. | 12.10 |
31 | Обобщение знаний о родственных словах. | 13.10 |
32 | Слог. Ударение. Перенос слов. Какие бывают слоги? Деление слов на слоги. | 16.10 |
33 | Общее представление об ударении. Словесное ударение. | 17.10 |
34 | Как определить ударный слог? | 18.10 |
35 | Как переносить слова с одной строки на другую? | 19.10 |
36 | Проверочная работа | 20.10 |
37 | Р/р Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам. | 23.10 |
| Звуки и буквы (59 часов) | |
38 | Звуки и буквы. Алфавит.(4ч) Звуки и буквы, их обозначающие. | 24.10 |
39 | Русский алфавит. Роль алфавита в жизни людей. | 25.10 |
40 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 26.10 |
41 | Р/р Составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». | 27.10 |
42 | Гласные звуки и буквы для их обозначения.(2ч) Гласные звуки и буквы, их обозначающие. | 07.11 |
43 | Роль гласных букв е, ё , ю, я в словах. Р/р Письменные ответы на вопросы к тексту | 08.11 |
44 | Обозначение буквами гласных звуков в корне слова.(15ч) Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова. | 09.11 |
45 | Правописание безударных гласных.Особенности проверочного слова. | 10.11 |
46 | Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова. | 13.11 |
47 | Диктант . | 14.11 |
48 | Проверка правописания безударных гласных в корне. | 15.11 |
49 | Разные способы проверки правописания безударных гласных в корне. | 16.11 |
50 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | 17.11 |
51 | Правописание безударных гласных в корне слова. Восстановление деформированного текста. | 20.11 |
52 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. | 21.11 |
53 | Правописание слов с непроверяемой ударением гласной в безударном слоге. | 22.11 |
54 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | 23.11 |
55 | Обобщение знаний о правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слова. | 24.11 |
56 | Проверочный диктант по теме «Гласные звуки и буквы для их обозначения». | 27.11 |
57 | Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне. | 28.11 |
58 | Р/р Сочинение по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство» | 29.11 |
59 | Согласные звуки и буквы для их обозначения.(17ч) Согласные звуки и буквы, их обозначающие. | 30.11 |
60 | Согласный звук Й, и буква «и краткое». | 01.12 |
61 | Правописание удвоенных согласных букв. Проект « И в шутку и всерьёз» | 04.12 |
62 | Р/р Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». | 05.12 |
63 | Твёрдые и мягкие согласные звукии буквы для их обозначения на письме. | 06.12 |
64 | Различение согласных мягких и твёрдых звуков. Восстановление деформированного текста. | 07.12 |
65 | Мягкий знак. Роль мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове. | 08.12 |
66 | Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Проект «Пишем письмо» | 11.12 |
67 | Р/р Подробное изложение по коллективно составленному плану. | 12.12 |
68 | Контрольный диктант | 13.12 |
69 | Воспроизведение знаний о написании слов с сочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.(4ч) | 14.12 |
70 | Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. | 15.12 |
71 | Обобщение знаний о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Р/р Обучающее изложение | 18.12 |
72 | Проект «Рифма» Правописание сочетаний с шипящими звуками. | 19.12 |
73 | Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.(4ч) | 20.12 |
74 | Обобщение знаний о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН, ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 21.12 |
75 | Проверочный диктант по теме «Согласные звуки и буквы для их обозначения». | 22.12 |
76 | Р/р Работа с предложением и текстом. | 25.12 |
77 | Звонкие и глухие согласные звуки.(17ч) | 26.12 |
78 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных. | 27.12 |
79 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных. | 11.01.18 |
80 | Проверка парных согласных в корне слова. | 12.01 |
81 | Проверка парных согласных в корне слова. | 15.01 |
82 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 16.01 |
83 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 17.01 |
84 | Проверка парных согласных. Р/р Изложение повествовательного текста | 18.01 |
85 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 19.01 |
86 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 22.01 |
87 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 23.01 |
88 | Р/р Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 24.01 |
89 | Обобщение знаний о парных согласных | 25.01 |
90 | Обобщение знаний о парных согласных | 26.01 |
91 | Проверочная работа. | 29.01 |
92 | Диктант | 30.01 |
93 | Разделительный мягкий знак.(4 ч) Разделительный мягкий знак. Употребление разделительного мягкого знака в слове. | 31.01 |
94 | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 01.02 |
95 | Распознавание мягкого знака – показателя мягкости согласного звука и разделительного мягкого знака. Р/р Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 02.02 |
96 | Обобщение знаний о написании слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание. | 05.02 |
97 | Части речи. Общее представление. Общее представление о частях речи. | 06.02 |
98 | Распознавание частей речи по вопросам и общему лексическому значению. | 07.02 |
99 | Имя существительное (19 ч). Общее представление об имени существительном как части речи. | 08.02 |
100 | Имя существительное, значение и употребление. | 09.02 |
101 | Роль имён существительных в нашей речи. | 12.02 |
102 | Различение имён существительных, отвечающих на вопрос «кто, что». | 13.02 |
103 | Одушевлённые имена существительные. | 14.02 |
104 | Неодушевлённые имена существительные. | 15.02 |
105 | Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Составление письменных ответов на вопросы. | 16.02 |
106 | Имена существительные собственные и нарицательные. Распознавание имён собственных. | 19.02 |
107 | Употребление прописной буквы в именах собственных. | 20.02 |
108 | Употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей кличках животных. | 21.02 |
109 | Употребление прописной буквыв географических названиях. | 22.02 |
110 | Правописание имён собственных. Р/р Устный рассказ по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри» | 26.02 |
111 | Единственное и множественное число имён существительных. Изменение существительных по числам. | 27.02 |
112 | Распознавание имён существительных, употреблённых в единственном и во множественном числе. | 28.02 |
113 | Обобщение знаний об имени существительном как части речи. | 01.03 |
114 | Обобщение знаний об имени существительном как части речи. | 02.03 |
115 | Диктант по теме «Имя существительное». | 05.03 |
116 | Обобщение знаний об имени существительном как части речи. | 06.03 |
117 | Р/р Подробное изложение по вопросам с языковым анализом текста. | 07.03 |
118 | Глагол (12 ч). Общее представление о словах, обозначающих действия. | 12.03 |
119 | Глагол, значение и употребление. Восстановление деформированного текста. | 13.03 |
120 | Распознавание глаголов по обобщённому значению и вопросу. | 14.03 |
121 | Упражнение в распознавании глаголов среди других слов и употреблении их в речи. Р/р Сочинение по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». | 15.03 |
122 | Глаголы единственного и множественного числа. | 16.03 |
123 | Изменение глаголов по числам. | 19.03 |
124 | Употребление глаголов в единственном и во множественном числе. Глаголы с частицей НЕ. | 20.03 |
125 | Обобщение знаний о глаголе как части речи. Р/р | 21.03 |
126 | Р/р Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 22.03 |
127 | Текст – повествование. Общее представление. | 23.03 |
128 | Р/р Подробное изложение повествовательного текста по вопросам и опорным словам. | 02.04 |
129 | Употребление глаголов в речи. Проверочная работа | 03.04 |
130 | Имя прилагательное (13 ч). Общее представление об имени прилагательном. Имя прилагательное, значение и употребление. | 04.04 |
131 | Связь имён существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. | 05.04 |
132 | Связь имён существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. | 06.04 |
133 | Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению. | 09.04 |
134 | Упражнение в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов. | 10.04 |
135 | Упражнение в распознавании имён прилагательных среди однокоренных слов. | 11.04 |
136 | Изменение имён прилагательных по числам. | 12.04 |
137 | Употребление имён прилагательных в единственном и во множественном числе. | 13.04 |
138 | Текст-описание.Общее представление. | 16.04 |
139 | Употребление имён прилагательных в тексте – описании. | 17.04 |
140 | Р/р Составление (устно) текста-описания домашнего животного. | 18.04 |
141 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление предложений и текста. | 19.04 |
142 | Проверочная работа | 20.04 |
143 | Местоимение ( 4 ч). Местоимение, значение и употребление. | 23.04 |
144 | Упражнение в употреблении местоимений в речи. | 24.04 |
145 | Текст – рассуждение.Общее представление. Проверочная работа. | 25.04 |
146 | Р/р Подробное изложение по коллективно составленному плану. | 26.04 |
147 | Предлоги (6 ч). Предлоги как часть речи. Их роль в речи. | 27.04 |
148 | Раздельное написание предлогов со словами. | 28.04 |
149 | Наиболее употребительные предлоги. Употребление предлогов в предложении. | 03.05 |
150 | Упражнение в употреблении и написании предлогов. | 04.05 |
151 | Р /р Восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б.Житкова «Храбрый утёнок». | 07.05 |
152 | Проверочная работа по теме «Распознавание частей речи». | 08.05 |
153 | Обобщение материала по теме «Части речи» (2 ч) Проект « В словари - за частями речи!». | 10.05 |
154 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 11.05 |
155 | Повторение (8 ч ). Повторение по теме «Текст» | 14.05 |
156 | Р/р Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 15.05 |
157 | Повторение по теме «Предложение» | 16.05 |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 17.05 |
159 | Повторение по теме «Части речи» | 18.05 |
160 | Повторение по теме «Звуки и буквы» Контрольное списывание | 21.05 |
161 | Контрольный диктант. | 22.05 |
162 | Обобщение знаний о правописании имён собственных. | 23.05 |
163 | Повторение по теме «Правила правописания» | 24.05 |
1