Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Илькинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: заместитель директора по УВР МБОУ Илькинская СОШ ________ Болонева А. А. «_____»_ ________20__ г. | | Утверждаю: Директор МБОУ Илькинская СОШ ______________Цынгуева А.Т Приказ №____ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для учащихся 3-х классов
на 2022- 2023 учебный год
Составитель: Николаева Любовь Ивановна
2022 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 22.12.2012г.
Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого УМК «Школа России» Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2021год.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2022-2023 год»
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного врача Р.Ф. от 29.12.2010 г. №189 Сан Пин 2.4.2.2821-10.
Базисного плана на 2022-2023 учебный год Илькинской СОШ
Место учебного предмета в решении общих целей и задач
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Цели и задачи учебного предмета
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Роль учебного предмета в формировании ключевых компетенции, основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической,
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями, знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Перечень формируемых умений и навыков, способов деятельности
Личностные результаты
представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Регулятивные УУД:
• обучающиеся научатся на доступном уровне:
– понимать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
– планировать свои действия для решения задач урока и выполнения заданий к упражнениям;
– осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;
– руководствоваться необходимыми правилами при создании речевого высказывания;
– следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
– осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• обучающиеся получат возможность научиться:
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
– вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные УУД:
• обучающиеся научатся на доступном уровне:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
– использовать знаково-символические средства, в т. ч. модели, схемы, для решения языковых задач;
– дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
– находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка( звуки, буквы, части слова, части речи);
– осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
– классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
– владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
– выделять существенную информацию из читаемых текстов;
– строить речевое высказывание, передавать доступно информацию;
• обучающиеся получат возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
– строить логическое рассуждение, включающее в себя установление причинно-следственных связей;
– критически оценивать получаемую информацию.
Коммуникативные УУД:
• обучающиеся научатся на доступном уровне:
– владеть диалоговой формой речи;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
– договариваться и приходить к общему решению;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать уточняющие вопросы;
– адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
• обучающиеся получат возможность научиться:
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для осуществления действия;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;
– адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Перечень проблем, которые ученики должны научиться решать
Развитие речи
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление); различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
— применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
— подбирать примеры с определённой орфограммой;
— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
— применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
Конечная система знаний, способов деятельности
В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:
предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
однородные члены предложения;
состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
правописание парных согласных в корне;
правописание непроизносимых согласных;
правописание слов с двойными согласными;
изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
имя числительное; правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
- устанавливать связь слов в предложении;
- распознавать предложения с однородными членами;
- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
- производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- изменять имена существительные по падежам;
- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- пользоваться словарями и справочной литературой.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку
для учащихся 3-х классов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
| |
1 | Наш ша речь. Виды речи. | 1 | | |
2 | Наш язык. | 1 | | |
3 | Текст. Типы текстов. | 1 | | |
4 | Текст. Типы текстов. | 1 | | |
5 | Предложение. | 1 | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | |
7 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | |
8 | Предложения с обращением. | 1 | | |
9 | Обучающее изложение. | 1 | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
12 | Простое и сложное предложение. | 1 | | |
13 | Простое и сложное предложение. | 1 | | |
14 | Словосочетание. | 1 | | |
15 | Словосочетание. | 1 | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | | |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | | |
18 | Синонимы и антонимы. | 1 | | |
19 | Омонимы. | 1 | | |
20 | Слово и словосочетания. | 1 | | |
21 | Фразеологизмы. | 1 | | |
22 | Обучающее изложение. | 1 | | |
23 | Части речи. | 1 | | |
24 | Имя существительное. | 1 | | |
25 | Имя прилагательное. | 1 | | |
26 | Глагол. | 1 | | |
27 | Что такое имя числительное. | 1 | | |
28 | Однокоренные слова. | 1 | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | | |
32 | Обучающее изложение. | 1 | | |
33 | Обобщение и закрепление изученного. | 1 | | |
34 | Проект «Рассказ о слове». | 1 | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке речи» | 1 | | |
36 | Что такое корень слова? | 1 | | |
37 | Как найти в слове корень? | 1 | | |
38 | Сложные слова. | 1 | | |
39 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 | | |
40 | Что такое окончание? Как | 1 | | |
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | | |
42 | Значение приставок. | 1 | | |
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | | |
44 | Значения суффиксов. | 1 | | |
45 | Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | | |
46 | Что такое основа слова? | 1 | | |
47 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | 1 | | |
49 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | |
50 | Обучающее изложение. | 1 | | |
51 | Проект «Семья слов». | 1 | | |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
60 | Обучающее изложение. | 1 | | |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | | |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | 1 | | |
68 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | | |
69 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | | |
70 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | | |
71 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | | |
72 | Приставки и предлоги | 1 | | |
73 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
74 | Правописание слов с «ъ» | 1 | | |
75 | Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». | 1 | | |
76 | Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». | 1 | | |
77 | Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». | 1 | | |
78 | Обучающее изложение | 1 | | |
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 | | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 | | |
81 | Части речи | 1 | | |
82 | Имя существительное как часть речи | 1 | | |
83 | Имя существительное | 1 | | |
84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | |
85 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | |
86 | Обучающее изложение | 1 | | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
88 | Проект «Тайна имени» | 1 | | |
89 | Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи | 1 | | |
90 | Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи | 1 | | |
91 | Род имен существительных | 1 | | |
92 | Род имен существительных | 1 | | |
93 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | | |
94 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 | | |
95 | Обучающее изложение. | 1 | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
97 | Склонение имен существительных | 1 | | |
98 | Падеж имен существительных. | 1 | | |
99 | Падеж имен существительных. | 1 | | |
100 | Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | | |
101 | Именительный падеж имен существительных | 1 | | |
102 | Родительный падеж имен существительных | 1 | | |
103 | Дательный падеж имен существительных | 1 | | |
104 | Винительный падеж имен существительных | 1 | | |
105 | Творительный падеж имен существительных | 1 | | |
106 | Предложный падеж имен существительных | 1 | | |
107 | Обучающее изложение | 1 | | |
108 | Обобщение знаний о падежах имен существительных | 1 | | |
109 | Обобщение знаний | 1 | | |
110 | Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | |
112 | Проект «Зимняя страничка». | 1 | | |
113 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | | |
114 | Значение и употребление имен прилагательных в речи. | 1 | | |
115 | Роль прилагательных в тексте. | 1 | | |
116 | Текст-описание | 1 | | |
117 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-лебедь» | 1 | | |
118 | Род имен прилагательных. | 1 | | |
119 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | | |
120 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | | |
121 | Число имен прилагательных. | 1 | | |
122 | Число имен прилагательных. | 1 | | |
123 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | |
124 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | |
125 | Обобщение знаний | 1 | | |
126 | Обобщение знаний | 1 | | |
127 | Отзыв по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками» | 1 | | |
128 | Обобщение знаний. | 1 | | |
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | | |
131 | Личные местоимения. | 1 | | |
132 | Изменение личных местоимений | 1 | | |
133 | Обобщение знаний о местоимении | 1 | | |
134 | Обобщение знаний о местоимении | 1 | | |
135 | Обучающее изложение. | 1 | | |
136 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
139 | Глаголы в неопределенной форме | 1 | | |
140 | Глаголы в неопределенной форме | 1 | | |
141 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 | | |
142 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 | | |
143 | Времена глаголов | 1 | | |
144 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 | | |
145 | Изменение глаголов по временам | 1 | | |
146 | Изменение глаголов по временам | 1 | | |
147 | Обучающее изложение. | 1 | | |
148 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
150 | Правописание не с глаголами | 1 | | |
151 | Правописание не с глаголами | 1 | | |
152-155 | Обобщение знаний о глаголе | 4 | | |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | | |
157-158 | Части речи. | 2 | | |
159 | Обучающее изложение. | 1 | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | | |
161 | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | | |
162 | Правописание приставок и предлогов | 1 | | |
163 | Правописание безударных гласных | 1 | | |
164 | Правописание значимых частей слов. | 1 | | |
165 | Итоговый контрольный диктант | 1 | | |
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | 1 | | |
167 | Обучающее изложение. | 1 | | |
168 | Текст | 1 | | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул» | 1 | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | | |