СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 кл

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 кл»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Илькинская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано: заместитель директора по УВР

МБОУ Илькинская СОШ

________ Болонева А. А.


«_____»_

________20­­__ г.




Утверждаю:

Директор МБОУ Илькинская СОШ

______________Цынгуева А.Т

Приказ №____

от «___» _________ 20__г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

для учащихся 3-х классов

на 2022- 2023 учебный год

















Составитель: Николаева Любовь Ивановна













2022 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 22.12.2012г.

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и авторской программы авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого УМК «Школа России» Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2021год.

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858   «Об утверждении федерального  перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2022-2023 год»

  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Постановление Главного государственного врача Р.Ф. от 29.12.2010 г. №189 Сан Пин 2.4.2.2821-10.

  • Базисного плана на 2022-2023 учебный год Илькинской СОШ



Место учебного предмета в решении общих целей и задач

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Цели и задачи учебного предмета

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

Роль учебного предмета в формировании ключевых компетенции, основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом


Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической,

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями, знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с учебным планом школы на 2017-2018 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Перечень формируемых умений и навыков, способов деятельности

Личностные результаты

  • представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;

  • становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;

  • развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;

  • формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

  • осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Регулятивные УУД:

• обучающиеся научатся на доступном уровне:

– понимать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

– планировать свои действия для решения задач урока и выполнения заданий к упражнениям;

– осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач;

– руководствоваться необходимыми правилами при создании речевого высказывания;

– следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

– осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• обучающиеся получат возможность научиться:

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

– вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные УУД:

• обучающиеся научатся на доступном уровне:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

– ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

– использовать знаково-символические средства, в т. ч. модели, схемы, для решения языковых задач;

– дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

– находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка( звуки, буквы, части слова, части речи);

– осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

– классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

– владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

– выделять существенную информацию из читаемых текстов;

– строить речевое высказывание, передавать доступно информацию;

• обучающиеся получат возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

– осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

– строить логическое рассуждение, включающее в себя установление причинно-следственных связей;

– критически оценивать получаемую информацию.

Коммуникативные УУД:

• обучающиеся научатся на доступном уровне:

– владеть диалоговой формой речи;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

– договариваться и приходить к общему решению;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать уточняющие вопросы;

– адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

• обучающиеся получат возможность научиться:

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для осуществления действия;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь в сотрудничестве;

– адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

  • осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

  • понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

  • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

  • овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

  • овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

  • овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.


Перечень проблем, которые ученики должны научиться решать

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • знакомство с жанрами объявления, письма;

  • строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление); различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора;

  • наблюдать над словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

  • разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Конечная система знаний, способов деятельности

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

однородные члены предложения;

состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);

правописание парных согласных в корне;

правописание непроизносимых согласных;

правописание слов с двойными согласными;

изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;

правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);

имя числительное; правописание количественных числительных.


Учащиеся должны уметь:


- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

- устанавливать связь слов в предложении;

- распознавать предложения с однородными членами;

- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

- производить разбор слова по составу;

- обозначать парные согласные в корне;

- писать слова с непроизносимыми согласными;

- писать слова с двойными согласными;

- изменять имена существительные по падежам;

- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- пользоваться словарями и справочной литературой.

























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

для учащихся 3-х классов



п/п


Тема урока


Кол-во часов

Дата

Примечание



1

Наш ша речь. Виды речи.

1



2

Наш язык.

1



3

Текст. Типы текстов.

1



4

Текст. Типы текстов.

1



5

Предложение.

1



6

Виды предложений по цели высказывания.

1



7

Виды предложений по цели высказывания.

1



8

Предложения с обращением.

1



9

Обучающее изложение.

1



10

Главные и второстепенные члены предложения.

1



11

Главные и второстепенные члены предложения.

1



12

Простое и сложное предложение.

1



13

Простое и сложное предложение.

1



14

Словосочетание.

1



15

Словосочетание.

1



16

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1



17

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1



18

Синонимы и антонимы.

1



19

Омонимы.

1



20

Слово и словосочетания.

1



21

Фразеологизмы.

1



22

Обучающее изложение.

1



23

Части речи.

1



24

Имя существительное.

1



25

Имя прилагательное.

1



26

Глагол.

1



27

Что такое имя числительное.

1



28

Однокоренные слова.

1



29

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1



30

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1



31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.

1



32

Обучающее изложение.

1



33

Обобщение и закрепление изученного.

1



34

Проект «Рассказ о слове».

1



35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке речи»

1



36

Что такое корень слова?

1



37

Как найти в слове корень?

1



38

Сложные слова.

1



39

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1



40

Что такое окончание? Как

1



41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1



42

Значение приставок.

1



43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1



44

Значения суффиксов.

1



45

Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе».

1



46

Что такое основа слова?

1



47

Обобщение знаний о составе слова.

1



48

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

1



49

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.

1



50

Обучающее изложение.

1



51

Проект «Семья слов».

1



52

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1



53

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



54

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



55

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1



56

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



58

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



59

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1



60

Обучающее изложение.

1



61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



62

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



63

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1



64

Правописание слов с удвоенными согласными.

1



65

Правописание слов с удвоенными согласными.

1



66

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка».

1



67

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов».

1



68

Правописание приставок и суффиксов.

1



69

Правописание приставок и суффиксов.

1



70

Правописание приставок и суффиксов.

1



71

Правописание приставок и суффиксов.

1



72

Приставки и предлоги

1



73

Правописание приставок и предлогов

1



74

Правописание слов с «ъ»

1



75

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

1



76

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

1



77

Упражнение в написании слов с «ь», «ъ».

1



78

Обучающее изложение

1



79

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1



80

Проект «Составляем орфографический словарь».

1



81

Части речи

1



82

Имя существительное как часть речи

1



83

Имя существительное

1



84

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1



85

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1



86

Обучающее изложение

1



87

Собственные и нарицательные имена существительные.

1



88

Проект «Тайна имени»

1



89

Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи

1



90

Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи

1



91

Род имен существительных

1



92

Род имен существительных

1



93

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1



94

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

1



95

Обучающее изложение.

1



96

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1



97

Склонение имен существительных

1



98

Падеж имен существительных.

1



99

Падеж имен существительных.

1



100

Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»

1



101

Именительный падеж имен существительных

1



102

Родительный падеж имен существительных

1



103

Дательный падеж имен существительных

1



104

Винительный падеж имен существительных

1



105

Творительный падеж имен существительных

1



106

Предложный падеж имен существительных

1



107

Обучающее изложение

1



108

Обобщение знаний о падежах имен существительных

1



109

Обобщение знаний

1



110

Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

1



111

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1



112

Проект «Зимняя страничка».

1



113

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

1



114

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

1



115

Роль прилагательных в тексте.

1



116

Текст-описание

1



117

Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-лебедь»

1



118

Род имен прилагательных.

1



119

Изменение имен прилагательных по родам.

1



120

Изменение имен прилагательных по родам.

1



121

Число имен прилагательных.

1



122

Число имен прилагательных.

1



123

Изменение имен прилагательных по падежам.

1



124

Изменение имен прилагательных по падежам.

1



125

Обобщение знаний

1



126

Обобщение знаний

1



127

Отзыв по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками»

1



128

Обобщение знаний.

1



129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1



130

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1



131

Личные местоимения.

1



132

Изменение личных местоимений

1



133

Обобщение знаний о местоимении

1



134

Обобщение знаний о местоимении

1



135

Обучающее изложение.

1



136

Значение и употребление глаголов в речи.

1



137

Значение и употребление глаголов в речи.

1



138

Значение и употребление глаголов в речи.

1



139

Глаголы в неопределенной форме

1



140

Глаголы в неопределенной форме

1



141

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

1



142

Число глаголов. Изменение глаголов по числам

1



143

Времена глаголов

1



144

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов.

1



145

Изменение глаголов по временам

1



146

Изменение глаголов по временам

1



147

Обучающее изложение.

1



148

Род глаголов в прошедшем времени.

1



149

Род глаголов в прошедшем времени.

1



150

Правописание не с глаголами

1



151

Правописание не с глаголами

1



152-155

Обобщение знаний о глаголе

4



156

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1



157-158

Части речи.

2



159

Обучающее изложение.

1



160

Обобщение изученного о слове, предложении.

1



161

Правописание окончаний имен прилагательных.

1



162

Правописание приставок и предлогов

1



163

Правописание безударных гласных

1



164

Правописание значимых частей слов.

1



165

Итоговый контрольный диктант

1



166

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

1



167

Обучающее изложение.

1



168

Текст

1



169

Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул»

1



170

КВН «Знатоки русского языка»

1