© 2023, Безрукова Татьяна Васильевна 100 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В., УМК «Школа России» Москва «Просвещение»2011
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
2.Общая характеристика курса
Рабочая программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Рабочая программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В рабочей программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в рабочей программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Рабочая программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в рабочей программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Рабочая программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание рабочей программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Рабочей программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Рабочая программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
3. Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.
В 3 классе на уроки русского языка в учебном плане отводится 170 ч (5 ч в неделю) Курс рассчитан на 34 учебные недели .
4.Результаты изучения курса
Рабочая программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в 3 классе
Третьеклассники научатся
• понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
• различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
• оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
• различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
• называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
• различать словосочетание и предложение;
• называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
• понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
• называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
• понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
• различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
• использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
• давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
• понимать влияние ударения на смысл слова;
• различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
• понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
• орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
• проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
• производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
• производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
• распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
» изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
• интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
• вычленять в предложении основу и словосочетания;
• производить элементарный синтаксический разбор предложения;
• определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, дели" текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
• определять тип текста;
• писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
5. Содержание учебного курса «Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.1
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Тематическое планирование по русскому языку 3 класс.
В авторскую программу изменения не внесены
№ п\п | Наименование разделов и тем | Всего часов по авторской программе | По КТП |
1 | Наша речь | 2 | 2 |
2 | Текст | 14 | 14 |
3 | Предложение | 19 | 19 |
4 | Слова, слова, слова … | 16 | 16 |
5 | Звуки и буквы. | 29 | 29 |
6 | Части речи. | 76 | 76 |
7 | Повторение. | 14 | 14 |
| Итого | 170ч. | 170ч. |
Формы контроля
№ п/п | Виды работ | Количество |
1 | Контрольный диктант | 11 |
2 | Контрольное списывание | 3 |
3 | Словарный диктант | 4 |
Итого | 18 |
Объём учебного времени отведённый на реализацию рабочей программы соответствует учебному плану. Объём учебного времени, отведённый на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы соответствует общему объёму учебного времени.
В течение года, возможны изменения объёма количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, днями здоровья, сроками проведения каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
6. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ по русскому языку в 3 классе
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные контрольные работы, диктанты (с грамматическим заданием, словарный диктант), тестирование, работы по развитию речи (изложение, сочинение). Выделяют индивидуальную, групповую и классную формы проверки.
№ урока | Организация контроля |
4 (2) | Входная контрольная работа№1 ( диктант) |
16(14) | Контрольный диктант №2 по теме «Предложение» |
35(19) | Контрольный диктант № 3 по теме: «Слово в языке и речи» |
40 (5) | Словарный диктант №1 |
48 (13) | Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова» |
67 (16) | Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слов» |
77 (26) | Контрольное списывание №1 Разделительные твёрдые и мягкие знаки |
79 (28) | Контрольный диктант№6 по теме «Правописание частей слова» |
82 (2) | Словарный диктант №2 |
95 (15) | Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» |
110 (30) | Контрольный диктант №8 по теме «Имя существительное» |
122 (42) | Словарный диктант №3 |
125 (45) | Контрольное списывание №2 |
128 (48) | Контрольный диктант по теме№9 «Имя прилагательное» |
155 (75) | Контрольный диктант №10 по теме «Глагол» |
161 (5) | Контрольное списывание №3 |
163 (7) | Словарный диктант №4 |
165 (9) | Итоговый контрольный диктант № 11 |
7. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
№п\п | № урока в теме |
Тема урока | Дата |
Характеристика деятельности учащихся | |
план | факт | ||||
|
| Язык и речь. (2ч) |
|
|
|
1 | 1 | Наша речь. Виды речи |
|
| Различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке |
2 | 2 | Наш язык |
|
| Различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке |
|
| Текст. Предложение. Словосочетание. (14ч) |
|
|
|
3 | 1 | Текст. Типы текста |
|
| Различать текст и предложение, определять главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, определять тип текста |
4 | 2 | Входная контрольная работа№1 ( диктант) |
|
| |
5 | 3 | Предложение |
|
| Отличать предложение от группы слов |
6 | 4 | Виды предложений по цели высказывания |
|
| Наблюдать над значением предложений, находить предложение в тексте, выделять в письменном тексте диалог |
7 | 5 | Виды предложений по интонации |
|
| Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания |
8 | 6 | Предложения с обращением |
|
| Находить в предложении обращение |
9 | 7 | Обучающее изложение |
|
| Составлять план, писать изложение |
10 | 8 | Главные и второстепенные члены предложения |
|
| Учить находить в предложении подлежащее и сказуемое, развивать орфографическую зоркость |
11 | 9 | Главные и второстепенные члены предложения |
|
| |
12 | 10 | Простое и сложное предложение
|
|
| Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения |
13 | 11 | Простое и сложное предложение
|
|
| |
14 | 12 | Словосочетание |
|
| Различать словосочетание и предложение, составлять предложения |
15 | 13 | Словосочетание |
|
| |
16 | 14 | Контрольный диктант№2 по теме «Предложение» |
|
| Оценить результаты выполненных заданий |
|
| Слово в языке и речи. (19ч) |
|
|
|
17 | 1 | Лексическое слова. однозначные и многозначные слова |
|
| Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение в толковом словаре |
18 | 2 | Синонимы и антонимы |
|
| Узнавать синонимы и антонимы в тексте |
19 | 3 | Омонимы |
|
| Работать со словарём омонимов |
20 | 4 | Слово и словосочетание |
|
| Различать слово и словосочетание как сложное название предметов |
21 | 5 | Фразеологизмы |
|
| Находить в тексте и предложении фразеологизмы, объяснять их значение |
22 | 6 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
23 | 7 | Части речи |
|
| Классифицировать части речи, находить их в тексте |
24 | 8 | Имя существительное |
|
| Уметь находить имена существительные в тексте, объяснять их значение |
25 | 9 | Имя прилагательное |
|
| Уметь находить имена прилагательные в тексте, объяснять их значение |
26 | 10 | Глагол |
|
| Уметь находить глагол в тексте, объяснять значение |
27 | 11 | Что такое имя числительное? |
|
| Уметь находить имя числительное в тексте, объяснять значение |
28 | 12 | Однокоренные слова |
|
| Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень |
29 | 13 | Звуки и буквы. Гласные звуки |
|
| Различать слово и слог, звук и букву |
30 | 14 | Звуки и буквы. Согласные звуки |
|
| Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков |
31 | 15 | Звонкие и глухие согласные звуки Разделительный мягкий знак |
|
| Подбирать проверочные слова, находить и отмечать в словах орфограммы |
32 | 16 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
33 | 17 | Обобщение и закрепление изученного |
|
| Повторить и обобщить изученный материал, развивать орфографическую зоркость |
34 | 18 | Проект «Рассказ о слове» |
|
| Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении |
35 | 19 | Контрольный диктант№3: «Слово в языке и речи» |
|
| Оценить результаты |
|
| Состав слова. (16ч) |
|
|
|
36 | 1 | Что такое корень слова? |
|
| Формировать определение однокоренных слов и корня слова |
37 | 2 | Как найти в слове корень? |
|
| Учить находить корень в словах |
38 | 3 | Сложные слова |
|
| Познакомить со сложными словами, формировать умение находить корень в сложных словах |
39 | 4 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание |
|
|
|
40 | 5 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание. Словарный диктант №1 |
|
| Формировать определение окончания, выделять окончание в словах |
41 | 6 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
|
| Формировать определения приставки, выделять приставку в словах |
42 | 7 | Значения приставок |
|
| Уметь находить приставки в словах |
43 | 8 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? |
|
| Формировать определения суффикса, уметь выделять суффиксы в словах |
44 | 9 | Значения суффиксов |
|
| Объяснять значения суффиксов, разбирать слова по составу |
45 | 10 | Сочинение по картине А.А.Рылова«В голубом просторе» |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
46 | 11 | Что такое основа слова? |
|
| Формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу |
47 | 12 | Обобщение знаний о составе слова |
|
| Планировать учебные действия, разбирать слова по составу |
48 | 13 | Контрольный диктант№4 по теме «Состав слова» |
|
| Оценить результаты выполненных заданий |
49 | 14 | Анализ контрольного диктанта Обобщение знаний о составе слова |
|
| Развивать орфографическую зоркость |
50 | 15 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
51 | 16 | Проект «Семья слов» |
|
| Подбирать из различных источников информацию |
|
| Правописание частей слова. (29ч) |
|
|
|
52 | 1 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? |
|
| Формировать умения находить орфограммы в словах |
53 | 2 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
| Формировать умения подбирать проверочные слова |
54 | 3 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
| |
55 | 4 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
|
| |
56 | 5 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
|
| Формировать подбирать проверочные слова |
57 | 6 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
|
| |
58 | 7 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
|
| |
59 | 8 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
|
| |
60 | 9 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
61 | 10 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
|
| Формировать умения писать слова с непроизносимыми согласными |
62 | 11 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
|
| |
63 | 12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне |
|
| |
64 | 13 | Правописание слов с удвоенными согласными |
|
| Формировать умения писать слова с удвоенными согласными |
65 | 14 | Правописание слов с удвоенными согласными |
|
| |
66 | 15 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» |
|
| Развивать умения составлять текст на заданную тему |
67 | 16 | Контрольный диктант№5 по теме «Правописание корней слов» |
|
| Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами |
68 | 17 | Правописание суффиксов и приставок |
|
| Формировать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках |
69 | 18 | Правописание суффиксов и приставок |
|
| |
70 | 19 | Правописание суффиксов и приставок |
|
| |
71 | 20 | Правописание суффиксов и приставок |
|
| |
72 | 21 | Правописание приставок и предлогов |
|
| Формировать умения различать предлоги и приставки |
73 | 22 | Правописание приставок и предлогов |
|
| |
74 | 23 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком |
|
| Формирования умения различать слова с разделительным твёрдым и мягким знаком |
75 | 24 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки |
|
| Формирования умения различать слова с разделительным твёрдым и мягким знаком |
76 | 25 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки |
|
| |
77 | 26 | Контрольное списывание №1 Разделительные твёрдые и мягкие знаки |
|
| |
78 | 27 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
79 | 28 | Контрольный диктант№6 по теме «Правописание частей слова» |
|
| Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами |
80 | 29 | Проект «Составляем орфографический словарь» |
|
| Подбирать из различных источников информацию |
|
| Части речи. (76ч) |
|
|
|
81 | 1 | Части речи |
|
| Формировать умение распознавать части речи |
82 | 2 | Имя существительное и его роль в речи. Словарный диктант №2 |
|
| Развивать умения распознавать имена существительные |
83 | 3 | Имя существительное и его роль в речи |
|
| |
84 | 4 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
|
| Формировать умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
85 | 5 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
|
| |
86 | 6 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
87 | 7 | Собственные и нарицательные имена существительные |
|
| Формировать умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные |
88 | 8 | Проект»Тайна имени» |
|
| Подбирать из различных источников информацию |
89 | 9 | Число имён существительных |
|
| Формировать умения определять число имён существительных |
90 | 10 | Число имён существительных |
|
| |
91 | 11 | Род имён существительных |
|
| Формировать умения определять род имён существительных |
92 | 12 | Род имён существительных |
|
| |
93 | 13 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих |
|
| Формировать умения писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода |
94 | 14 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
95 | 15 | Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное» |
|
| Проверить знания, умения и навыки |
96 | 16 | Склонение имён существительных |
|
| Познакомить с изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса |
97 | 17 | Падеж имён существительных |
|
| Запоминать названия падежей, определять падеж имён существительных |
98 | 18 | Падеж имён существительных |
|
| |
99 | 19 | Сочинение по картине И.Билибина»Иван-Царевич и лягушка –квакушка» |
|
| Составлять рассказ по репродукции картины под руководством учителя) |
100 | 20 | Именительный падеж |
|
| Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное |
101 | 21 | Родительный падеж |
|
| Распознавать родительный падеж |
102 | 22 | Дательный падеж |
|
| Познакомить с особенностями дательного падежа |
103 | 23 | Винительный падеж |
|
| Познакомить с особенностями винительного падежа |
104 | 24 | Творительный падеж |
|
| Познакомить с особенностями творительного падежа |
105 | 25 | Предложный падеж |
|
| Познакомить с особенностями предложного падежа |
106 | 26 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
107 | 27 | Все падежи |
|
| Развивать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу |
108 | 28 | Обобщение знаний |
|
| Развивать умение определять падеж существительного по вопросу и предлогу |
109 | 29 | Сочинение по картине К.Юона «Конец зимы. Полдень» |
|
| Составлять рассказ по репродукции картины под руководством учителя |
110 | 30 | Контрольный диктант №8 по теме «Имя существительное» |
|
| Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами |
111 | 31 | Проект «Зимняя страничка» |
|
| Подбирать из различных источников информацию |
112 | 32 | Значение и употребление имён прилагательных в речи |
|
| Распознавать имена прилагательные среди других частей речи |
113 | 33 | Значение и употребление имён прилагательных в речи |
|
| |
114 | 34 | Роль прилагательных в тексте |
|
| Распознавать имена прилагательные среди других частей речи |
115 | 35 | Текст-описание |
|
| Развивать умение составлять текс-описание |
116 | 36 | Отзыв по картине М.Врубеля «Царевна-Лебедь» |
|
| Развивать умение составлять текст на заданную тему |
117 | 37 | Род имён прилагательных |
|
| Развивать умения определять род имён прилагательных |
118 | 38 | Изменение прилагательных по родам |
|
| Классифицировать имена прилагательные |
119 | 39 | Изменение прилагательных по родам |
|
| |
120 | 40 | Число имён прилагательных |
|
| Развивать умение определять число имён прилагательных |
121 | 41 | Число имён прилагательных |
|
| |
122 | 42 | Изменение имён прилагательных по падежам Словарный диктант №3 |
|
| Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные |
123 | 43 | Изменение имён прилагательных по падежам |
|
| |
124 | 44 | Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное» |
|
|
|
125 | 45 | Обобщение знаний по теме: «Имя прилагательное» Контрольное списывание №2 |
|
| Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных |
126 | 46 | Отзыв по картине А.Серова»Девочка с персиками» |
|
| Составлять сочинение-отзыв по репродукции и опорным словам |
127 | 47 | Обобщение знаний |
|
| Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных |
128 | 48 | Контрольный диктант по теме№9 «Имя прилагательное» |
|
| Проверить усвоение правил написания слов с изученными орфограммами |
129 | 49 | Проект «Имена прилагательные в загадках» |
|
| Подбирать из различных источников информацию |
130 | 50 | Личные местоимения |
|
| Распознавать личные местоимения среди других частей речи |
131 | 51 | Изменение личных местоимений по родам |
|
| Формировать умение определять лицо, число, род местоимений |
132 | 52 | Местоимение |
|
| Формировать умение определять лицо, число, род местоимений |
133 | 53 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
134 | 54 | Значение и употребление глаголов в речи |
|
| Распознавать глаголы среди других частей речи |
135 | 55 | Значение и употребление глаголов в речи |
|
| |
136 | 56 | Значение и употребление глаголов в речи |
|
| |
137 | 57 | Неопределённая форма глагола |
|
| Развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме |
138 | 58 | Неопределённая форма глагола |
|
| |
139 | 59 | Число глаголов |
|
| Развивать умения определять число глаголов |
140 | 60 | Число глаголов |
|
| |
141 | 61 | Времена глаголов |
|
| Распознавать время глагола, изменять глаголы по временам |
142 | 62 | Времена глаголов |
|
| |
143 | 63 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов |
|
| Познакомить с написанием глаголов 2-ого лица единственного числа |
144 | 64 | Изменение глаголов по временам |
|
| Изменять глаголы по временам |
145 | 65 | Изменение глаголов по временам |
|
| |
146 | 66 | Изменение глаголов по временам |
|
| |
147 | 67 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
148 | 68 | Род глаголов в прошедшем времени |
|
| Определять род и число глаголов в прошедшем времени |
149 | 69 | Правописание частицы не с глаголами |
|
| Раздельно писать частицу не с глаголами |
150 | 70 | Правописание частицы не с глаголами |
|
| |
151 | 71 | Обобщение знаний |
|
| Закрепить навыки разбора глагола как части речи |
152 | 72 | Обобщение знаний |
|
| |
153 | 73 | Обобщение знаний |
|
| |
154 | 74 | Обобщение знаний |
|
| |
155 | 75 | Контрольный диктант №10 теме «Глагол» |
|
| Проверить знания, умения и навыки |
156 | 76 | Анализ контрольного диктанта. |
|
|
|
|
| Повторение. (14ч) |
|
|
|
157 | 1 | Части речи |
|
| Закреплять навыки морфологического разбора |
158 | 2 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
159 | 3 | Обобщение изученного о слове, предложении |
|
| Развивать умения правильно употреблять предложения в речи |
160 | 4 | Правописание окончаний имён прилагательных |
|
| Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные |
161 | 5 | Правописание приставок и предлогов. Контрольное списывание №3 |
|
| Закреплять навыки правописания приставок и предлогов |
162 | 6 | Правописание безударных гласных |
|
| Развивать орфографическую зоркость |
163 | 7 | Правописание безударных гласных. Словарный диктант №4 |
|
| |
164 | 8 | Правописание значимых частей слова |
|
| Обобщить знания о правописании слов с орфограммами |
165 | 9 | Итоговый контрольный диктант № 11 |
|
| Проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса |
166 | 10 | Анализ контрольного диктанта Однокоренные слова |
|
| Обобщить знания о частях речи, однокоренных словах |
167 | 11 | Обучающее изложение |
|
| Письменно излагать содержание текста-образца, развивать орфографическую зоркость |
168 | 12 | Текст |
|
| Развивать устную речь |
169 | 13 | Сочинение на тему»Почему я жду летних каникул» |
|
| Развивать устную и письменную речь |
170 | 14 | КВН «Знатоки русского языка» |
|
| Прививать интерес к предмету |
8.Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Книгопечатная продукция (основная и дополнительная ) | |
Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие про граммы. 1—4 классы.- М.: Просвещение,2011
Учебники Русский язык 1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. Просвещение,2016
.Канакина В. П. В 2 ч. Ч. 1. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. 2. Канакина В. П. В 2 ч. Ч. 2. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Методические пособия Русский язык Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. - М.: ВАКО,2011. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 3-4 классы.
| В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с не читающими, так и с уже читающими учениками. В содержание учебников включены задания для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников.
В учебниках используются схемы, алгоритмические предписания. Задания к упражнениям имеют комплексный характер. Методический аппарат учебников позволяет организовать систематическое повторение. В учебники включены задания для работы в парах и материалы по проектной деятельности.
Пособие предназначено для организации самостоятельной деятельности учащихся. В них представлены учебные задачи, решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задания, ученики анализируют, обьясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы.
Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.
В сборнике представлены обучающие тексты различных типов, контрольные диктанты, творческие работы по основным разделам начального курса русского языка. Материал может быть использован для совершенствования грамматико-орфографических навыков и умений, а также для контроля усвоения содержания курса. |
Печатные пособия | |
Толковый словарь русского языка. С.И. Ожигов и Н.Ю. Шведова.- М.: Издательство «Азбуковник»,2000. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. -СПб.:ООО «Полиграфуслуги»,2006 Этимологический словарь русского языка. - СПб.:ООО «Полиграфуслуги»,2005 Фразеологический словарь русского языка. |
|
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер. Принтер лазерный. |
Размер не менее 120 х 90 см.
|
Экранно-звуковые пособия | |
; Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику В. П. Канакиной, В. Г.Горецкого.
| Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в классе, а также для самостоятельною изучения программного материала дома |
Оборудование класса | |
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц и т. п. |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Количество проектов в 3классе в рамках курса «Русский язык» - 5
№ урока | Темы проектов |
34 (18) | «Рассказ о слове» |
51(16) | «Семья слов».
|
80 (29) | «Составляем орфографический словарь».
|
88 (8) | «Тайна имени».
|
111 (31) | «Зимняя страничка!».
|
129 (49) | « Имена прилагательные в загадках» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ
Критерии оценивания словарного диктанта:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1
Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4
Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ДИКТАНТЫ
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Критерии оценивания диктанта:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
нарушение правил орфографии при написании слов;
пропуск и искажение букв в словах;
замену слов;
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
два исправления;
две пунктуационные ошибки;
повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
повторение одной и той же буквы в слове;
недописанное слово;
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
дважды записанное одно и то же слово в предложении.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
ДИКТАНТ № 1
(входной)
Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков каллиграфического написания букв.
Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»
Осенью.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении. 2. Слова русский, листья разделите для переноса.
3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.
Контрольный диктант№3 по теме «Слово в языке и речи»
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи. 2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень. 3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольный диктант №4 по теме «Состав слова»
В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.
Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.
По В. Бианки
Слово для справки: постоянно.
Грамматическое задание
1.Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.
2.Подберите однокоренные слова к слову лесную.
3.Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.
Контрольный диктант №5 по теме «Правописание корней слов»
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание
1.В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2.Разберите слова по составу: вариант 1- зимний, шубки; вариант 2- белые, морковки.
3.Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.
Контрольный диктант №6 по теме «Правописание частей слова»
Гостья.
Семья лесника переехала в лесную сторожку Зимой Таня и Витя прикрепили к стволу сосны кормушку. Однажды на сосне появилась белка. Она осторожно прыгнула с сучка на кормушку. Гостья взяла в лапки гроздь рябины и начала объедать вкусные ягодки.
Ребята смастерили для белки столик. Они крошили хлеб, сухие грибки. Иногда дети зарывали съестное в сугроб. У белки отличное чутьё. Она разгребала снег и находила пищу. Белочка часто угощалась у столика.
По Г. Скребицкому.
Грамматическое задание:
Разберите предложение по членам: 1в. – третье, 2в. – десятое.
2. Разберите по составу слова: ягодки, разгребала.
3.Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.
Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное»
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка - ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
1.Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2.Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3.Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
Контрольный диктант по теме №8«Правописание окончаний имён существительных»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Грамматическое задание
1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольный диктант №9 по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2- пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант №10 по теме «Глагол»
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
По Г. Скребицкому
Грамматическое задание
1.Разберите предложение по членам: вариант 1 – седьмое, вариант 2 – девятое. 2.Разберите слова по составу: вариант 1 – засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.
3.Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Итоговый контрольный диктант
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
По А. Куприну
Грамматическое задание
1.Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова. 2.Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите. 3.Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Оценки:
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1
Цель: проверить навыки списывания.
Новый дом
Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2
Цель: проверить навыки списывания.
В ноябре
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)
(По И. Соколову-Микитову)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3
(за год)
Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.
Липки
Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.
Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.
1
2
25