Управление образования Администрации Большесолдатского района Курской области
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
РАССМОТРЕНО На заседании МО _____Бобровская Т. П. Протокол № 1 от «28» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Решением педагогического совета ________Коржова А.А. Протокол № 4 от «28» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа». ___________Бобровская О.В. Приказ № 68 от «29» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «русский язык»
для обучающихся 3 класса
Составитель:
Петина Анна Николаевна
учитель начальных классов
с. Сторожевое, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч. Курс изучения родного русского языка включается в общее изучение предмета в виде модуля и составляет 17 ч.
ЦЕЛИ:
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее, ознакомительное чтение.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь). Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. Проектные задания.
Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.)
Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. И т. д.
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского 37 языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
— объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
— характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
— производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
— определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
— различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
— находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
— выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
— распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
— определять значение слова в тексте;
— распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
— распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
— распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
— распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
— различать предлоги и приставки;
— определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
— находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
— распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
— правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
— писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
— находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
— понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
— формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
— строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
— определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
— определять ключевые слова в тексте;
— определять тему текста и основную мысль текста;
— выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
— составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
— писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
— объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
Планируемые предметные результаты модуля Русский родной язык:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов | ЭОР |
1. | Язык и речь | 2 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841ebc8 https://m.edsoo.ru/f841fb4a |
3. | Слово в языке и речи | 19 | https://m.edsoo.ru/f841f168 https://m.edsoo.ru/f841f938 |
4. | Состав слова | 16 | https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/f841f50a |
5. | Правописание частей слова | 29 | https://m.edsoo.ru/f841f35c https://m.edsoo.ru/f8421800 https://m.edsoo.ru/f842163e |
6. | Что такое части речи | 76 | https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/f84219d6 https://m.edsoo.ru/f84284ac |
7. | Имя существительное | 30 | https://m.edsoo.ru/f84291f4 https://m.edsoo.ru/f84293ca |
8. | Имя прилагательное | 17 | https://m.edsoo.ru/f842eb5e https://m.edsoo.ru/f842edb6 https://m.edsoo.ru/f8430710 |
9. | Местоимение | 6 | https://m.edsoo.ru/f8431746 https://m.edsoo.ru/f843191c https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
10 | Глагол | 22 | https://m.edsoo.ru/f8432768 https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/f8432d80 |
11. | Повторение | 13 | https://m.edsoo.ru/7f410de8 https://m.edsoo.ru/f8423826 |
12. | Итого | | |
Тематическое планирование учебного модуля Русский родной язык
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов | ЭОР |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 10 | https://resh.edu.ru/subject/8/2/ http://www.nachalka.com http://school-collection.edu.ru |
2 | Язык в действии | 4 |
3 | Секреты речи и текста | 3 |
| | 17 часов |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Наша речь и наш язык. | 1 | 0 | 1 | 01.09. | |
2. | Для чего нужен язык? Р/я Где путь прямой, там не езди по кривой. | 1 | 0 | 1 | 04.09. | |
3. | Что такое текст? Какие бывают тексты? | 1 | 0 | 1 | 05.09. | |
4. | Текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. | 1 | 0 | 1 | 06.09 | |
5. | Типы текстов | 1 | 0 | 1 | 07.09 | |
6. | Что такое предложение? Виды предложений по цели высказывания | 1 | 0 | 1 | 08.09 | |
7. | Виды предложений по интонации. | 1 | 0 | 1 | 11.09. | |
8. | Что такое обращение? Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | 1 | 0 | 1 | 12.09. | |
9. | Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). | 1 | 0 | 1 | 13.09. | |
10. | Главные и второстепенные члены предложения (без деления второстепенных членов на виды). | 1 | 0 | 1 | 14.09. | |
11. | Простое и сложное предложения. | 1 | 0 | 1 | 15.09. | |
12. | Простое и сложное предложения. | 1 | 0 | 1 | 18.09. | |
13. | Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание? | 1 | 0 | 1 | 19.09 | |
14. | Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание? | 1 | 0 | 1 | 20.09 | |
15. | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Предложение и словосочетания» | 1 | 1 | 0 | 21.09 | |
16. | Работа над ошибками. Р/я Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | 0 | 1 | 22.09 | |
17. | Обобщение знаний о предложении. Р.р. Обучающее сочинение по картине В.Д. Поленова «Золотая осень». | 1 | 0 | 1 | 25.09 | |
18. | Как определить лексическое значение слова? Однозначные слова. Многозначные слова | 1 | 0 | 1 | 26.09 | |
19. | Синонимы и антонимы. | 1 | 0 | 1 | 27.09 | |
20. | Омонимы. | 1 | 0 | 1 | 28.09 | |
21. | Чем словосочетание отличается от слова? | 1 | 0 | 1 | 29.09 | |
22. | Фразеологизмы. Р/я Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | 0 | 1 | 02.10 | |
23. | Развитие речи. Обучающее изложение текста Н. Сладкова «Ёлочка». | 1 | 0 | 1 | 03.10 | |
24. | Контрольное списывание с заданием №1. | 1 | 1 | 0 | 04.10 | |
25. | Части речи. Что такое части речи? | 1 | 0 | 1 | 05.10 | |
26. | Части речи (повторение): имя существительное. | 1 | 0 | 1 | 06.10 | |
27. | Части речи (повторение): имя прилагательное, глагол. | 1 | 0 | 1 | 9.10 | |
28. | Имя числительное как часть речи (общее представление). Контрольный словарный диктант №1. | 1 | 1 | 0 | 10.10 | |
29. | Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными? | 1 | 0 | 1 | 11.10 | |
30. | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | 0 | 1 | 12.10 | |
31. | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | 0 | 1 | 13.10 | |
32. | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2. "Звуки и буквы" (за 1 четверть) | 1 | 1 | 0 | 16.10 | |
33. | Работа над ошибками. Р/я Ветер без крыльев летает. | 1 | 0 | 1 | 17.10 | |
34. | Разделительный мягкий знак (ь). | 1 | 0 | 1 | 18.10 | |
35. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | 0 | 1 | 19.10 | |
36. | Анализ и работа над ошибками, допущенными в изложении. Проект «Рассказ о слове». | 1 | 0 | 1 | 20.10. | |
37. | Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | 1 | 0 | 1 | 23.10 | |
38. | Как найти в слове корень? | 1 | 0 | 1 | 24.10 | |
39. | Сложные слова. | 1 | 0 | 1 | 25.10 | |
40. | Окончание. Что такое окончание? | 1 | 0 | 1 | 26.10 | |
41. | Как найти в слове окончание? | 1 | 0 | 1 | 27.10 | |
42. | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | 1 | 0 | 1 | 06.11 | |
43. | Значения приставок. Р/я Ветер без крыльев летает. | 1 | 0 | 1 | 07.11 | |
44. | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 0 | 1 | 8.11 | |
45. | Значение суффиксов. | 1 | 0 | 1 | 9.11 | |
46. | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | 0 | 1 | 10.11 | |
47. | Анализ и работа над ошибками, допущенными в сочинении. Основа слова. | 1 | 0 | 1 | 13.11 | |
48. | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | 0 | 1 | 14.11 | |
49. | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 3 «Состав слова» | 1 | 1 | 0 | 15.11 | |
50. | Анализ контрольного диктанта Р/я Какой лес без чудес | 1 | 0 | 1 | 16.11 | |
51. | Р.р. Обучающее изложение текста повествовательного характера. | 1 | 0 | 1 | 17.11 | |
52. | Проект «Семья слов». | 1 | 0 | 1 | 20.11 | |
53. | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 | 0 | 1 | 21.11 | |
54. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 0 | 1 | 22.11 | |
55. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 0 | 1 | 23.11 | |
56. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 0 | 1 | 24.11 | |
57. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 | 0 | 1 | 27.11 | |
58. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 | 0 | 1 | 28.11 | |
59. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 | 0 | 1 | 29.11 | |
60. | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 | 0 | 1 | 30.11 | |
61. | Р. р. Контрольное изложение №1. | 1 | 0 | 1 | 01.12. | |
62. | Работа над ошибками. Р/я Дело мастера боится | 1 | 0 | 1 | 04.12 | |
63. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 0 | 1 | 05.12 | |
64. | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 0 | 1 | 06.12 | |
65. | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 0 | 1 | 07.12. | |
66. | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | 0 | 1 | 08.12. | |
67. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 «Правописание корневых орфограмм». | 1 | 1 | 0 | 11.12 | |
68. | Работа над ошибками. Р/я Заиграйте мои гусли | 1 | 0 | 1 | 12.12 | |
69. | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 0 | 1 | 13.12. | |
70. | Правописание суффиксов и приставок. Контрольный словарный диктант №2. | 1 | 1 | 0 | 14.12. | |
71. | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 0 | 1 | 15.12. | |
72. | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 0 | 1 | 18.12. | |
73. | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 0 | 1 | 19.12. | |
74. | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 0 | 1 | 20.12. | |
75. | Контрольный диктант с грамматическим заданием№5 «Правописание частей слова», за 2 четверть | 1 | 1 | 0 | 21.12. | |
76. | Работа над ошибками. Р/я Что ни город, то норов. | 1 | 0 | 1 | 22.12. | |
77. | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | 1 | 0 | 1 | 25.12. | |
78. | Разделительный твердый и мягкий знаки. | 1 | 0 | 1 | 26.12. | |
79. | Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 | 0 | 1 | 27.12 | |
80. | Разделительный твердый и мягкий знаки | 1 | 0 | 1 | 28.01 | |
81. | Развитие речи. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | 0 | 1 | 29.12. | |
82. | Общее представление о частях речи. Р/я У земли ясно солнце, у человека – слово. | 1 | 0 | 1 | 9.01. | |
83. | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 0 | 1 | 10.01. | |
84. | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 0 | 1 | 11.01. | |
85. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 0 | 1 | 12.01 | |
86. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 0 | 1 | 15.01 | |
87. | Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | 0 | 1 | 16.01. | |
88. | Собственные и нарицательные именасуществитель-ные. Р/я Контрольная работа | 1 | 0 | 1 | 17.01. | |
89. | Проект «Тайна имени» | 1 | 0 | 1 | 18.01. | |
90. | Число имен существительных , изменение имен существительных по числам. | 1 | 0 | 1 | 19.01. | |
91. | Число имен существительных , изменение имен существительных по числам. | 1 | 0 | 1 | 22.01 | |
92. | Род имён существительных. Как определить род имен существительных? | 1 | 0 | 1 | 23.01. | |
93. | Род имён существительных. Как определить род имен существительных? | 1 | 0 | 1 | 24.01. | |
94. | Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих . | 1 | 0 | 1 | 25.01. | |
95. | Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих . Р/я Для чего нужны суффиксы. | 1 | 0 | 1 | 26.01 | |
96. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста. | 1 | 0 | 1 | 29.01. | |
97. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №6 «Имя существительное» | 1 | 1 | 0 | 30.01 | |
98. | Работа над ошибками. Склонение имен существительных. | 1 | 0 | 1 | 31.02. | |
99. | Падеж имен существительных. | 1 | 0 | 1 | 01.02. | |
100. | Падеж имен существительных. | 1 | 0 | 1 | 02.02 | |
101. | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван царевич и лягушка квакушка». | 1 | 0 | 1 | 05.02. | |
102. | Анализ и работа над ошибками. Именительный падеж. | 1 | 0 | 1 | 6.02. | |
103. | Родительный падеж | 1 | 0 | 1 | 7.02. | |
104. | Дательный падеж | 1 | 0 | 1 | 8.02. | |
105. | Винительный падеж. | 1 | 0 | 1 | 9.02. | |
106. | Творительный падеж | 1 | 0 | 1 | 12.02 | |
107. | Предложный падеж. Морфологический разбор имени существительного | 1 | 0 | 1 | 13.02 | |
108. | Р. р. Контрольное изложение №2. | 1 | 1 | 0 | 14.02. | |
109. | Все падежи. | 1 | 0 | 1 | 15.02 | |
110. | Обобщение знаний. Р/я Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. | 1 | 0 | 1 | 16.02 | |
111. | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень». | 1 | 0 | 1 | 19.02 | |
112. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 «Правописание окончаний имен существительных» | 1 | 1 | 0 | 20.02. | |
113. | Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка» Р/я Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | 0 | 1 | 21.02. | |
114. | Понятие об имени прилагательном как части речи . | 1 | 0 | 1 | 22.02 | |
115. | Связь имени прилагательного с именем существительным. Контрольный словарный диктант №3. | 1 | 1 | 0 | 23.02 | |
116. | Роль имен прилагательных в тексте. | 1 | 0 | 1 | 26.02 | |
117. | Текст-описание. | 1 | 0 | 1 | 27.02 | |
118. | Развитие речи. Составление текста описания в научном стиле по репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь». | 1 | 0 | 1 | 28.02 | |
119. | Род имен прилагательных. | 1 | 0 | 1 | 29.02 | |
120. | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | 0 | 1 | 1.03. | |
121. | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | 0 | 1 | 4.03. | |
122. | Число имен прилагательных. Р/я Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | 0 | 1 | 5.03. | |
123. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №8 «Имя прилагательное» (за 3 четверть). | 1 | 1 | 0 | 6.03 | |
124. | Работа над ошибками. Число имен прилагательных. | 1 | 0 | 1 | 7.03. | |
125. | Число имен прилагательных. | 1 | 0 | 1 | 6.03. | |
126. | Обобщение и повторение пройденного. | 1 | 0 | 1 | 7.03. | |
127. | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | 0 | 1 | 11.03. | |
128. | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | 0 | 1 | 12.03. | |
129. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 0 | 1 | 13.03. | |
130. | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 0 | 1 | 14.03. | |
131. | Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | 0 | 1 | 15.03 | |
132. | Работа над ошибками. Р/я Создаем тексты-рассуждения | 1 | 0 | 1 | 25.03 | |
133. | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | 0 | 1 | 26.03 | |
134. | Личные местоимения. | 1 | 0 | 1 | 27.03 | |
135. | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | 0 | 1 | 28.03 | |
136. | Местоимение. | 1 | 0 | 1 | 29.03 | |
137. | Местоимение. | 1 | 0 | 1 | 1.04. | |
138. | Что обозначает глагол? | 1 | 0 | 1 | 2.04. | |
139. | Что обозначает глагол? | 1 | 0 | 1 | 3.04. | |
140. | Что обозначает глагол? | 1 | 0 | 1 | 4.04. | |
141. | Неопределенная форма глагола. | 1 | 0 | 1 | 5.04. | |
142. | Неопределенная форма глагола. | 1 | 0 | 1 | 8.04. | |
143. | Число глаголов. | 1 | 0 | 1 | 9.04. | |
144. | Число глаголов. | 1 | 0 | 1 | 10.04. | |
145. | Времена глаголов. | 1 | 0 | 1 | 11.04. | |
146. | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 | 0 | 1 | 12.04. | |
147. | Изменение глаголов по времени. | 1 | 0 | 1 | 15.04. | |
148. | Изменение глаголов по времени. | 1 | 0 | 1 | 16.04. | |
149. | Изменение глаголов по времени. | 1 | 0 | 1 | 17.04. | |
150. | Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | 0 | 1 | 18.04 | |
151. | Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 0 | 1 | 19.04 | |
152. | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 0 | 1 | 22.04 | |
153. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 0 | 1 | 23.04 | |
154. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 0 | 1 | 24.04 | |
155. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 0 | 1 | 25.04 | |
156. | Контрольное списывание №2. | 1 | 1 | 0 | 26.04 | |
157. | Обобщение знаний. Р/я Создаем тексты-повестования. | 1 | 0 | 1 | 29.05. | |
158. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №9 « Глагол» | 1 | 1 | 0 | 30.05. | |
159. | Работа над ошибками.Обобщение знаний. | 1 | 0 | 1 | 6.05. | |
160. | Обобщение знаний. Р/я Итоговая контрольная работа | 1 | 0 | 1 | 7.05. | |
161. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №10 « Части Речи». | 1 | 1 | 0 | 8.05. | |
162. | Работа над ошибками. | 1 | 0 | 1 | 13.05. | |
163. | Части речи. | 1 | 0 | 1 | 14.05. | |
164. | Правописание окончаний имен прилагательных. | 1 | 0 | 1 | 15.05. | |
165. | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 0 | 1 | 16.05. | |
166. | Правописание безударных гласных. | 1 | 0 | 1 | 17.05. | |
167. | Правописание значимых частей слова. Контрольный словарный диктант №4. | 1 | 0 | 1 | 20.05. | |
168. | Однокоренные слова. | 1 | 0 | 1 | 21.05. | |
169. | Р.р. Обучающее сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | 1 | 0 | 1 | 22.05. | |
170. | КВН «Знатоки русского языка» | 1 | 0 | 1 | 23.05 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 16 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://resh.edu.ru/subject/8/2/
http://www.nachalka.com
http://school-collection.edu.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/8/2/
http://www.nachalka.com
http://school-collection.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование кабинета по русскому языку
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Интерактивная доска.
Мультимедиа.
Компьютер.