I. Планируемые результаты
Цели преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная.
Социокультурная цель предполагает формирование:
а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;
б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.
Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию русского языка;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– понимание чувств одноклассников, учителей;
– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– сопереживания другим людям;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошиб
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
– подводить анализируемые объекты(явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,
второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
– учиться подтверждать аргументы фактами;
–прогнозировать последствия коллективных решений;
– организовывать учебное взаимодействие в группе.
Предметные результаты:
В результате изучения курса русского языка учащиеся 3 класса должны строить устное монологическое высказывание на определенную тему;
актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии;
воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
находить начальную форму имени существительного, имени прилагательного, глагола;
определять грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;
находить главные и второстепенные члены предложения;
применять изученные правила правописания;
писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания и проверять его.
II.Содержание учебного предмета
I. Развитие речевой деятельности
Устная речь
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).
Письменная речь
Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах.
Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.
Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.
Оформление диалога: реплики, слова автора.
Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.
Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
II. Система языка
Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные.
Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.
Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами.
Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма.
Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -мя ,-ий, -ья, -ье ,-ия, -ов,-ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик, -ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление о словосочетании типа управления.
Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма.
Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов,-ин. Представление о словосочетании типа согласования.
Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.
Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.
Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса -ся (-сь). Образование слов способом сложения основ (сложные
слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з и с.
Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие,
всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.
Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
III.Тематическое планирование по русскому языку
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. (9ч.)Предложение. Главные члены предложения. | 9ч-1 |
2 | Вопросы, на которые отвечают главные члены предложения. | 1 |
3 | Подлежащее, выраженное существительным в И.п. и личным местоимением. | 1 |
4 | Сказуемое, выраженное глаголом. | 1 |
5 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
6 | Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 |
7 | Входной диктант. | 1 |
8 | Работа над ошибками. Разбор предложения по членам предложения. | 1 |
9 | Разбор предложения по членам предложения. Сравнительные обороты речи.. | 1 |
10 | Состав слова.(29ч.) Состав слова. | 29ч-1 |
11 | Корень. | 1 |
12 | Однокоренные слова. | 1 |
13 | Состав слова. Суффиксы –ик-, -ок-, -ек-. | 1 |
14 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 |
15 | Работа над ошибками. Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек-. | 1 |
16 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы –очк -, –ечк-. | 1 |
17 | Суффиксы –ушк-. –юшк-. | 1 |
18 | Упражнение в правописании слов с суффиксами –ушк-, юшк- | 1 |
19 | Состав слова. Приставка. | 1 |
20 | Состав слова. Приставка. | 1 |
21 | Однокоренные глаголы с приставками от-, о-, об-, по-, по-, про-, до-, под-. | 1 |
22 | Однокоренные глаголы с приставками за-, на-, над-. | 1 |
23 | Порядок разбора слова по составу. | 1 |
24 | Разбор слова по составу. | 1 |
25 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 |
26 | Работа над ошибками. Правописание глаголов с приставками. | 1 |
27 | Разбор слов по составу. | 1 |
28 | Состав слова. Приставка и предлог. | 1 |
29 | Сопоставление приставок и предлогов. | 1 |
30 | Диктант по теме: «Правописание приставок». | 1 |
31 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании приставок и предлогов. | 1 |
32 | Состав слова. Окончание. | 1 |
33 | Состав слова. Основа. Обобщающий урок. | 1 |
34 | Упражнение в определении основы слова | 1 |
35 | Состав слова. Однокоренные слова. | 1 |
36 | Обобщение по теме: «Состав слова» | 1 |
37 | Проверочная работа по теме: «Состав слова»» | 1 |
38 | Работа над ошибками. | 1 |
39 | Слова с двойными согласными.(4 ч)Слова с двойными согласными. | 4ч-1 |
40 | Перенос слов с двойными согласными. | 1 |
41 | Диктант по теме: «Правописание слов с двойными согласными». | 1 |
42 | Работа над ошибками. Разбор слов с двойными согласными по составу. | 1 |
43 | Сложные слова. (3ч.)Образование сложных слов. Соединительные гласные О и Е. | 3ч-1 |
44 | Образование сложных слов без соединительных гласных. | 1 |
45 | Способы образования сложных слов. | 1 |
46 | Парные согласные в середине слова.(10ч )Парные согласные в середине слова и обозначение их буквами. | 10ч-1 |
47 | Правописание парных согласных в середине слова. | 1 |
48 | Упражнение в образовании слов при помощи суффиксов. | 1 |
49 | Списывание по теме: «Парные согласные в середине слова». | 1 |
50 | Работа над ошибками. Упражнение в проверке слов с парными согласными. | 1 |
51 | Упражнение в написании слов с парными согласными. | 1 |
52 | Парные согласные в середине слова. Безударные гласные в корне слова. | 1 |
53 | Правописание слов с парными согласными. | 1 |
54 | Парные согласные в середине слова. | 1 |
55 | Обобщение по теме: «Правописание парных согласных». | 1 |
56 | Слова с непроизносимыми согласными.(7ч ) Слова с непроизносимыми согласными. | 7ч-1 |
57 | Контрольный диктант за I полугодие. | 1 |
58 | Работа над ошибками. | 1 |
59 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными. | 1 |
60 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 |
61 | Непроизносимые согласные в середине слова. | 1 |
62 | Упражнение в написании непроизносимых согласных. | 1 |
63 | Словоизменение и словообразование. (3ч)Словоизменение. | 3ч-1 |
64 | Словообразование. | 1 |
65 | Сопоставление словоизменения и словообразования. | 1 |
66 | Склонение имен существительны(41ч). Изменение имен существительных по падежам. | 41ч-1 |
67 | Начальная форма имени существительного. | 1 |
68 | Определение падежа существительного в предложении. | 1 |
69 | Три склонения имен существительных. | 1 |
70 | 1-ое склонение имен существительных. | 1 |
71 | 2-ое склонение имен существительных. | 1 |
72 | 3-е склонение имен существительных. | 1 |
73 | Определение склонения имен существительных в косвенном падеже. | 1 |
74 | Списывание по теме:«Склонение имен существительных». | 1 |
75 | Работа над ошибками. 1-ое склонение имен сущ. И.п и В.п. | 1 |
76 | Сопоставление И.п. и В.п. | 1 |
77 | Правописание окончаний им. Сущ. в И.п. и В.п. 1-го склонения. | 1 |
78 | Р.п. имен существительных 1-го склонения. | 1 |
79 | Правописание безударных окончаний в Р.п. 1-го склонения. | 1 |
80 | И., Р., В. Падежи имен сущ. 1-го склонения. | 1 |
81 | Диктант по теме: «Правописание окончаний имен сущ. 1-го склонения» | 1 |
82 | Работа над ошибками. Д. и П. падежи имен сущ. 1-го склонения. | 1 |
83 | Правописание окончаний имен сущ. 1-го склонения в Д. и П. падежах. | 1 |
84 | Р.п., Д.п., П.п. имен существительных. | 1 |
85 | Т.п. имен сущ. 1-го склонения. | 1 |
86 | Правописание окончаний имен сущ. в Т.п | 1 |
87 | Обобщение по теме: «1-ое склонение имен существительных» | 1 |
88 | Множественное число имен существительных 1-го склонения | 1 |
89 | Упражнение в правописании имен сущ. 1-го склонения мн. числа. | 1 |
90 | 2-ое склонение имен сущ. | 1 |
91 | И.п., Р.п. и В.п. им. сущ. 2-го склонения. Отличие Р.п.и В.п. | 1 |
92 | Т.п. и П.п. имен сущ. 2-го склонения | 1 |
93 | Упражнение в правописании окончаний имен сущ. в Т.п., П.п. 2-го скл. | 1 |
94 | 2-ое склонение имен сущ. м.р. на –й. | 1 |
95 | Правописание О и Е в окончаниях имен сущ. после букв Ж,Ш,Ч.Щ,Ц. | 1 |
96 | Упражнение в правописании окончаний имен сущ. | 1 |
97 | Второстепенный член предложения – дополнение. | 1 |
98 | Упражнение в нахождении дополнения в предложении. | 1 |
99 | Обобщающий урок по теме «Три склонения имени существительного» | 1 |
100 | Склонение имен сущ. м.р. во мн. числе. | 1 |
101 | Контрольный диктант за III четверть. | 1 |
102 | Работа над ошибками. | 1 |
103 | Правописание имен сущ. м. р. во мн. числе | 1 |
104 | 2-ое склонение имен сущ. среднего рода | 1 |
105 | Буквы О и Е в б/окончаниях имен сущ. в Т.п | 1 |
106 | Диктант по теме: «1-ое и 2-ое склонение имен сущ.» | 1 |
107 | Работа над ошибками Обобщение по теме : «2-ое склонение имен сущ. ср. рода» | 1 |
108 | Второстепенные и однородные члены предложения. (7ч)Второстепенный член предложения – определение. | 7ч-1 |
109 | Упражнение в определении второстепенных членов предложений. | 1 |
110 | Однородные члены предложения. | 1 |
111 | Упражнение в распознавании однородных членов предложения. | 1 |
112 | Соединительные союзы И, ДА. Запятая при однородных членах предложения. | 1 |
113 | Диктант по теме: «Однородные члены предложения». | 1 |
114 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | 1 |
115 | Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения. ( 4ч)3-е склонение имен существительных. | 4ч-1 |
116 | Упражнение в написании падежных окончаний имен сущ. 3-го скл. | 1 |
117 | Контрольный диктант за год. | 1 |
118 | Работа над ошибками. | 1 |
119 | Имя числительное. (4ч)Имя числительное. | -1 |
120 | Количественные числительные. | 1 |
121 | Порядковые числительные. | 1 |
122 | Обобщение по теме: «Имя числительное» | 1 |
123 | Текст.(2ч)Текст | 2ч-1 |
124 | Стили речи. | 1 |
125 | Повторение. (12ч)Главные и второстепенные члены предложения. | 12ч-1 |
126 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
127 | Состав слова | 1 |
128 | Разбор слов по составу. | 1 |
129 | Слова с двойными согласными. | 1 |
130 | Парные согласные звуки в середине слова | 1 |
131 | Слова с непроизносимыми согласными | 1 |
132 | Склонение имен существительных | 1 |
133 | Склонение имен существительных | 1 |
134 | Склонение имен существительных | 1 |
135 | Повторение пройденного. | 1 |
136 | Обобщение пройденного за год. КВН «Секреты русского языка» | 1 |