СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основании Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012г., примерной программы для начальной школы по русскому языку,  в соответствии с Федеральным  Государственным стандартом начального общего образования второго поколения,  обеспечена учебником А.В. Полякова «Русский язык» и учебно-методической литературой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 3 класс»

I. Планируемые результаты

Цели преподавания русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения в Российской Федерации: социокультурная и когнитивно-познавательная.

Социокультурная цель предполагает формирование:

а) коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: внутренней, внешней (устной и письменной), во всех функциях: общения, сообщения, воздействия;

б) навыков грамотной, безошибочной речи (устной и письменной) как показателя общей культуры человека.

Когнитивно-познавательная цель связана с формированием у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, с начальным познанием основ науки о языке и формированием на этой основе мышления школьников.
Цели, поставленные перед преподаванием русского языка, достигаются в ходе осознания учениками взаимосвязи между целью речи, ее содержанием и средствами (лексикой, грамматикой, звуками и буквами) в различных речевых ситуациях устного и письменного общения и приобретения необходимых навыков пользования языковыми средствами. Так создаются условия для достижения не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов обучения.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты

Личностные универсальные учебные действия:

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию русского языка;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

– развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание чувств одноклассников, учителей;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– сопереживания другим людям;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку

Метапредметные

Регулятивные универсальные учебные действия:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошиб

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;

– на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.

Познавательные универсальные учебные действия

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

– подводить анализируемые объекты(явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения,

второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные универсальные учебные действия:
– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
– учиться подтверждать аргументы фактами;

–прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предметные результаты:

В результате изучения курса русского языка учащиеся 3 класса должны строить устное монологическое высказывание на определенную тему;

  • актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии;

  • воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;

  • находить начальную форму имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • определять грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола;

  • находить главные и второстепенные члены предложения;

  • применять изученные правила правописания;

  • писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания и проверять его.

II.Содержание учебного предмета

 I. Развитие речевой деятельности

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог - расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

Письменная речь

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах.

Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста.

Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3-4 классов).Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания.

Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы.

Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

II. Система языка

Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом.

Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения.

Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.

Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами.

Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма.

Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на -мя ,-ий, -ья, -ье ,-ия, -ов,-ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов -ик, -ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление о словосочетании типа управления.

Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма.

Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов,-ин. Представление о словосочетании типа согласования.

Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.

Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса -ся (-сь). Образование слов способом сложения основ (сложные

слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з и с.

Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие,

всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.

Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. 





III.Тематическое планирование по русскому языку


п\п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. (9ч.)Предложение. Главные члены предложения.

9ч-1

2

Вопросы, на которые отвечают главные члены предложения.

1

3

Подлежащее, выраженное существительным в И.п. и личным местоимением.

1

4

Сказуемое, выраженное глаголом.

1

5

Второстепенные члены предложения.

1

6

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

7

Входной диктант.

1

8

Работа над ошибками. Разбор предложения по членам предложения.

1

9

Разбор предложения по членам предложения. Сравнительные обороты речи..

1

10

Состав слова.(29ч.) Состав слова.

29ч-1

11

Корень.

1

12

Однокоренные слова.

1

13

Состав слова. Суффиксы –ик-, -ок-, -ек-.

1

14

Контрольный диктант по теме «Повторение»

1

15

Работа над ошибками. Правописание слов с суффиксами –ик-, -ек-.

1

16

Уменьшительно-ласкательные суффиксы –очк -, –ечк-.

1

17

Суффиксы –ушк-. –юшк-.

1

18

Упражнение в правописании слов с суффиксами –ушк-, юшк-

1

19

Состав слова. Приставка.

1

20

Состав слова. Приставка.

1

21

Однокоренные глаголы с приставками от-, о-, об-, по-, по-, про-, до-, под-.

1

22

Однокоренные глаголы с приставками за-, на-, над-.

1

23

Порядок разбора слова по составу.

1

24

Разбор слова по составу.

1

25

Контрольный диктант за I четверть.

1

26

Работа над ошибками. Правописание глаголов с приставками.

1

27

Разбор слов по составу.

1

28

Состав слова. Приставка и предлог.

1

29

Сопоставление приставок и предлогов.

1

30

Диктант по теме: «Правописание приставок».

1

31

Работа над ошибками. Упражнение в правописании приставок и предлогов.

1

32

Состав слова. Окончание.

1

33

Состав слова. Основа. Обобщающий урок.

1

34

Упражнение в определении основы слова

1

35

Состав слова. Однокоренные слова.

1

36

Обобщение по теме: «Состав слова»

1

37

Проверочная работа по теме: «Состав слова»»

1

38

Работа над ошибками.

1

39

Слова с двойными согласными.(4 ч)Слова с двойными согласными.

4ч-1

40

Перенос слов с двойными согласными.

1

41

Диктант по теме: «Правописание слов с двойными согласными».

1

42

Работа над ошибками. Разбор слов с двойными согласными по составу.

1

43

Сложные слова. (3ч.)Образование сложных слов. Соединительные гласные О и Е.

3ч-1

44

Образование сложных слов без соединительных гласных.

1

45

Способы образования сложных слов.

1

46

Парные согласные в середине слова.(10ч )Парные согласные в середине слова и обозначение их буквами.

10ч-1

47

Правописание парных согласных в середине слова.

1

48

Упражнение в образовании слов при помощи суффиксов.

1

49

Списывание по теме: «Парные согласные в середине слова».

1

50

Работа над ошибками. Упражнение в проверке слов с парными согласными.

1

51

Упражнение в написании слов с парными согласными.

1

52

Парные согласные в середине слова. Безударные гласные в корне слова.

1

53

Правописание слов с парными согласными.

1

54

Парные согласные в середине слова.

1

55

Обобщение по теме: «Правописание парных согласных».

1

56

Слова с непроизносимыми согласными.(7ч ) Слова с непроизносимыми согласными.

7ч-1

57

Контрольный диктант за I полугодие.

1

58

Работа над ошибками.

1

59

Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными.

1

60

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1

61

Непроизносимые согласные в середине слова.

1

62

Упражнение в написании непроизносимых согласных.

1

63

Словоизменение и словообразование. (3ч)Словоизменение.

3ч-1

64

Словообразование.

1

65

Сопоставление словоизменения и словообразования.

1

66

Склонение имен существительны(41ч). Изменение имен существительных по падежам.

41ч-1

67

Начальная форма имени существительного.

1

68

Определение падежа существительного в предложении.

1

69

Три склонения имен существительных.

1

70

1-ое склонение имен существительных.

1

71

2-ое склонение имен существительных.

1

72

3-е склонение имен существительных.

1

73

Определение склонения имен существительных в косвенном падеже.

1

74

Списывание по теме:«Склонение имен существительных».

1

75

Работа над ошибками. 1-ое склонение имен сущ. И.п и В.п.

1

76

Сопоставление И.п. и В.п.

1

77

Правописание окончаний им. Сущ. в И.п. и В.п. 1-го склонения.

1

78

Р.п. имен существительных 1-го склонения.

1

79

Правописание безударных окончаний в Р.п. 1-го склонения.

1

80

И., Р., В. Падежи имен сущ. 1-го склонения.

1

81

Диктант по теме: «Правописание окончаний имен сущ. 1-го склонения»

1

82

Работа над ошибками. Д. и П. падежи имен сущ. 1-го склонения.

1

83

Правописание окончаний имен сущ. 1-го склонения в Д. и П. падежах.

1

84

Р.п., Д.п., П.п. имен существительных.

1

85

Т.п. имен сущ. 1-го склонения.

1

86

Правописание окончаний имен сущ. в Т.п

1

87

Обобщение по теме: «1-ое склонение имен существительных»

1

88

Множественное число имен существительных 1-го склонения

1

89

Упражнение в правописании имен сущ. 1-го склонения мн. числа.

1

90

2-ое склонение имен сущ.

1

91

И.п., Р.п. и В.п. им. сущ. 2-го склонения. Отличие Р.п.и В.п.

1

92

Т.п. и П.п. имен сущ. 2-го склонения

1

93

Упражнение в правописании окончаний имен сущ. в Т.п., П.п. 2-го скл.

1

94

2-ое склонение имен сущ. м.р. на –й.

1

95

Правописание О и Е в окончаниях имен сущ. после букв Ж,Ш,Ч.Щ,Ц.

1

96

Упражнение в правописании окончаний имен сущ.

1

97

Второстепенный член предложения – дополнение.

1

98

Упражнение в нахождении дополнения в предложении.

1

99

Обобщающий урок по теме «Три склонения имени существительного»

1

100

Склонение имен сущ. м.р. во мн. числе.

1

101

Контрольный диктант за III четверть.

1

102

Работа над ошибками.

1

103

Правописание имен сущ. м. р. во мн. числе

1

104

2-ое склонение имен сущ. среднего рода

1

105

Буквы О и Е в б/окончаниях имен сущ. в Т.п

1

106

Диктант по теме: «1-ое и 2-ое склонение имен сущ.»

1

107

Работа над ошибками Обобщение по теме : «2-ое склонение имен сущ. ср. рода»

1

108

Второстепенные и однородные члены предложения. (7ч)Второстепенный член предложения – определение.

7ч-1

109

Упражнение в определении второстепенных членов предложений.

1

110

Однородные члены предложения.

1

111

Упражнение в распознавании однородных членов предложения.

1

112

Соединительные союзы И, ДА. Запятая при однородных членах предложения.

1

113

Диктант по теме: «Однородные члены предложения».

1

114

Работа над ошибками. Повторение пройденного.

1

115

Мягкий знак на конце существительных 3-го склонения. ( 4ч)3-е склонение имен существительных.

4ч-1

116

Упражнение в написании падежных окончаний имен сущ. 3-го скл.

1

117

Контрольный диктант за год.

1

118

Работа над ошибками.

1

119

Имя числительное. (4ч)Имя числительное.

-1

120

Количественные числительные.

1

121

Порядковые числительные.

1

122

Обобщение по теме: «Имя числительное»

1

123

Текст.(2ч)Текст

2ч-1

124

Стили речи.

1

125

Повторение. (12ч)Главные и второстепенные члены предложения.

12ч-1

126

Главные и второстепенные члены предложения

1

127

Состав слова

1

128

Разбор слов по составу.

1

129

Слова с двойными согласными.

1

130

Парные согласные звуки в середине слова

1

131

Слова с непроизносимыми согласными

1

132

Склонение имен существительных

1

133

Склонение имен существительных

1

134

Склонение имен существительных

1

135

Повторение пройденного.

1

136

Обобщение пройденного за год. КВН «Секреты русского языка»

1