Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого. русский язык из «Сборника рабочих программ» 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Примерное тематическое планирование составлено из расчета 5 часов в неделю – 170 часов
Планируемые результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко - буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь
для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки
и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму),
-образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
-подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
-разбирать по составу доступные слова;
выделять два корня в сложных словах;
– распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому;
выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Содержание учебного предмета
«Русский язык»
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что?
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Числительное. Общее представление о числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Формы и средства контроля
Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных работ, контрольных списываний, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2 – 8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Контрольные работы - средство проверки степени понимания детьми изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Хорошо успевающим ребятам целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Контрольное списывание, как и диктант, – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол - во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Язык и речь. /2 ч/ | | | |
1 | Наша речь. Виды речи. | 1 | | |
2 | Наш язык. | 1 | | |
| Текст. Предложение. Словосочетание. /14 ч/ | | | |
3 | Текст. Типы текстов. | 1 | | |
4 | Текст. Типы текстов. | 1 | | |
5 | Предложение. | 1 | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | |
7 | Виды предложений по интонации. | 1 | | |
8 | Предложение с обращением. | 1 | | |
9 | Обучающее изложение. | 1 | | |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
11 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
12 | Простое и сложное предложение. | 1 | | |
13 | Простое и сложное предложение. | 1 | | |
14 | Словосочетание | 1 | | |
15 | Словосочетание | 1 | | |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение». | 1 | | |
| Слово в языке и речи. /19 ч/ | | | |
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Работа над ошибками. | 1 | | |
18 | Синонимы и антонимы. | 1 | | |
19 | Омонимы. | 1 | | |
20 | Слово и словосочетание. | 1 | | |
21 | Фразеологизмы. | 1 | | |
22 | Обучающее изложение. | 1 | | |
23 | Части речи. | 1 | | |
24 | Имя существительное. | 1 | | |
25 | Имя прилагательное. | 1 | | |
26 | Глагол. | 1 | | |
27 | Имя числительное как часть речи. | 1 | | |
28 | Однокоренные слова. | 1 | | |
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | | |
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | | |
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. | 1 | | |
32 | Обучающее изложение. | 1 | | |
33 | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного. | 1 | | |
34 | Проект «Рассказ о слове». | 1 | | |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 | | |
| Состав слова. /16 ч/ | | | |
36 | Корень слова. | 1 | | |
37 | Как найти в слове корень. | 1 | | |
38 | Сложные слова. | 1 | | |
39 | Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | | |
40 | Формы слова. Окончание. | 1 | | |
41 | Приставка — значимая часть слова. | 1 | | |
42 | Значение приставок. | 1 | | |
43 | Суффикс (общее понятие). | 1 | | |
44 | Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | | |
45 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 | | |
46 | Основа слова. | 1 | | |
47 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | |
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 1 | | |
49 | Обобщение знаний о составе слова. Работа над ошибками. | 1 | | |
50 | Обучающее изложение. | 1 | | |
51 | Проект «Семья слов». | 1 | | |
| Правописание частей слова. /29 ч/ | | | |
52 | Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | | |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
54 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
57 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
58 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | | |
60 | Обучающее изложение. | 1 | | |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | | |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
65 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | |
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | | |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | 1 | | |
68 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
69 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
70 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
71 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | |
72 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
73 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
74 | Контрольный диктант за 2 четверть. | | | |
75 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 1 | | |
76 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | | |
77 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | | |
78 | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 | | |
79 | Обучающее изложение. | 1 | | |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь». | 1 | | |
| Части речи. /76 ч/ | | | |
81 | Части речи. | 1 | | |
82 | Имя существительное. | 1 | | |
83 | Имя существительное. | 1 | | |
84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные Устаревшие слова. | 1 | | |
85 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные Устаревшие слова. | 1 | | |
86 | Обучающее изложение. | 1 | | |
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | |
88 | Проект «Тайна имени». | 1 | | |
89 | Число имён существительных. | 1 | | |
90 | Число имён существительных. | 1 | | |
91 | Род имен существительных. | 1 | | |
92 | Род имен существительных. | 1 | | |
93 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | | |
94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | | |
95 | Обучающее изложение. | 1 | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | | |
97 | Склонение имён существительных. | 1 | | |
98 | Падеж имён существительных. | 1 | | |
99 | Падеж имён существительных. | 1 | | |
100 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | | |
101 | Именительный падеж имен существительных. | 1 | | |
102 | Родительный падеж имен существительных. | 1 | | |
103 | Дательный падеж имен существительных. | 1 | | |
104 | Винительный падеж имен существительных. | 1 | | |
105 | Творительный падеж имен существительных. | 1 | | |
106 | Предложный падеж имен существительных. | 1 | | |
107 | Обучающее изложение. | 1 | | |
108 | Все падежи. | 1 | | |
109 | Обобщение знаний по теме «Падежи имени существительного». | 1 | | |
110 | Сочинение по картине К.Ю.Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | | |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | | |
112 | Проект «Зимняя страничка». | 1 | | |
113 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | | |
114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | | |
115 | Роль прилагательных в тексте. | 1 | | |
116 | Текст-описание. | 1 | | |
117 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». | 1 | | |
118 | Род имён прилагательных. | 1 | | |
119 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | | |
120 | Изменение имен прилагательных по родам. | 1 | | |
121 | Число имён прилагательных. | 1 | | |
122 | Число имён прилагательных. | 1 | | |
123 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | |
124 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | |
125 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | |
126 | Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | | |
127 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками». | 1 | | |
128 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | |
129 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | | |
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | | |
131 | Личные местоимения. | 1 | | |
132 | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | | |
133 | Местоимение. | 1 | | |
134 | Местоимение. | 1 | | |
135 | Обучающее изложение. | 1 | | |
136 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
137 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
138 | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | | |
139 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
140 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
141 | Число глаголов. | 1 | | |
142 | Число глаголов. | 1 | | |
143 | Времена глаголов. | 1 | | |
144 | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 | | |
145 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
146 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
147 | Обучающее изложение. | 1 | | |
148 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
150 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | |
151 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | | |
152 | Не с глаголами. | 1 | | |
153 | Правописание не с глаголами. | 1 | | |
154 | Обобщение знаний о глаголе. | 1 | | |
155 | Повторение изученного материала. | 1 | | |
156 | Контрольный диктант за 4 четверть. | 1 | | |
| Повторение. /14 ч/ | | | |
157 | Части речи. | 1 | | |
158 | Части речи. | 1 | | |
159 | Обучающее изложение. | 1 | | |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | | |
161 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
162 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | |
163 | Правописание безударных гласных. | 1 | | |
164 | Правописание значимых частей слова. | 1 | | |
165 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | |
166 | Однокоренные слова. Работа над ошибками. | 1 | | |
167 | Обучающее изложение. | 1 | | |
168 | Текст. | 1 | | |
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | 1 | | |
170 | КВН «Знатоки русского языка». | 1 | | |