учителя начальных классов Васильевой К.Е.
на 2020-21 учебный год.
Данная рабочая программа по русскому языку для учащихся 3 классов составлена на основе авторской программы по предмету «Русский язык» в рамках Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения; программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 3 кл. В 2 ч. Ч. 1, Ч. 2 : учебник / Т.Г.Рамзавева. – М.: Дрофа, 2016.»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, повторение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), элементов словообразования;
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 3 ч. в неделю, что составляет в 3 классе 102 часа (34 учебные недели). Программа базового уровня, модифицированная.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты в соответствие с ФГОС | Вид контроля | Дата |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | По плану | факт |
Повторение изученного во 2 классе (12ч.) |
1 | Повторение изученного во 2 классе. Речь. | 1 | -предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. | Личностные УУД: -осознание своей этнической и национальной принадлежности, -развитие интереса к познанию русского языка. Познавательные УУД: -находить необходимую информацию в учебнике. Регулятивные УУД: -оценивать свои достижения, определять трудности. Коммуникативные УУД: - выражать свои мысли в устной и письменной форме. | | | |
2 | Предложение. Повторение. | 1 | -предложение, его назначение и признаки. Оформление предложений в устной речи и на письме. | | | |
3 | Текст - единица языка и речи. | 1 | -текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. | | | |
4 | Слова, называющие предметы, признаки предметов, действие предметов. | 1 | знать о частях речи, не называя их | | | |
5 | Имена собственные. Заглавная буква. Однокоренные слова. | 1 | -знать правила написания имён собственных -знать признаки однокоренных слов; одинаковое написание корня в однокоренных словах. | Личностные УУД: -развитие этических чувств, развитие способности к самооценке, Регулятивные УУД: -работать с памяткой, выполнять действия по намеченному плану, Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения для решения различных коммуникативных задач. Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, самостоятельно находить нужную информацию, строить несложные рассуждения. | | | |
6 | Звуки и буквы. Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я. Слово слог. | 1 | -знать различие между буквой и звуком, признаки гласных .-гласные ударные и безударные. Слоги. Перенос. | | | |
7 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. | 1 | знать о роли мягкого знака, как показателя мягкости согласных звуков знать правила правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.. | | | |
8 | Разделительный мягкий знак | 1 | -знать разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения | | | |
9 | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | -произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова | Личностные УУД: -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Регулятивные УУД: -планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности. Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности. Познавательные УУД: -работа с памятками, словарями, другими источниками, осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию. пересказывать текст. | | | |
10 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 1 | знать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | | | |
11 | Контрольный диктант. | 1 | -уметь писать письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | Диктант | | |
12 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | -уметь прорабатывать ошибки , допущенные в диктанте | Инд. работа по карточкам. | | |
Предложение (6 ч.) |
13 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. | 1 | уметь распознавать в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации, предложение, его назначение и признаки. Уметь оформлять предложения в устной речи и на письме | Личностные УУД: -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Регулятивные УУД: -планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности. Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию. Познавательные УУД: -работа с памятками, словарями, другими источниками. | | | |
14 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | - упражнение в распознавании и в построении предложений, разных по цели высказывания и по интонации | | | |
15 | Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. | 1 | знать распространенные и нераспространенные предложения | | | |
16 | Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения | 1 | -знать распространенные и нераспространенные предложения | | | |
17 | Сочинение на тему последнего мероприятия. | 1 | -уметь создавать небольшие тексты (сочинения) по интересной детям тематике | | | |
18 | Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. | 1 | -проработка ошибок, допущенных в работе | | | |
Текст (2 ч.) |
19 | Текст. Тема текста. | 1 | -знать что текст это единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. | Личностные УУД: -развитие самостоятельности. Регулятивные УУД: - планировать свои действия.. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, общей беседе. Познавательные УУД: - работа с памятками, словарями | | | |
20 | Обобщение изученного материала | 1 | -текст как единица языка и речи. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Части текста. | | | |
Состав слова (5 ч.) |
21 | Корень. Однокоренные слова. | 1 | признаки понятий «однокоренные слова», «корень слова» | Личностные УУД:--способности к самооценке; -интереса к познанию русского языка Познавательные УУД: -осознанно строить речевые высказывания; Регулятивные УУД: -овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них; Коммуникативные УУД: -участвовать в диалоге, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; | | | |
22 | Понятие об окончании и его роли в речи. | 1 | -окончание как изменяемая части слова, его роль в образовании форм слова. | | | |
23 | Роль окончания и предлога в предложении. Контрольный диктант за 1 четверть. | 1 | письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | | | |
24 | Общее понятие о приставке и суффиксе. Работа над ошибками. | 1 | - значение приставок, образование слова с приставками. - значение приставок, образование слова с приставками. | | | |
25 | Суффикс и приставка. Закрепление изученного материала. | 1 | - воспроизведение и систематизация знаний учащихся о значимых частях слова; основа слова; словообразовательный словарь. | | | |
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне (7 ч.) |
26 | Особенности проверочных и проверяемых слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. | 1 | - произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова; способы подбора проверочного слова | Личностные УУД: -развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Познавательные УУД: -пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения; -осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: -выполнять действия по намеченному плану; -осознавать причины успеха и неуспеха. Коммуникативные УУД: -учитывать разные мнения и учиться высказывать своё; -овладение способами проверки. | Фронтальный | | |
27 | Проверка слов с парными согласными на конце слова. | 1 | -обобщение знаний о способах подбора проверочных слов | фронтальный | | |
28 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | -обобщение знаний о способах подбора проверочных слов | Словарный диктант | | |
29 | Изложение. | 1 | -понимать содержание текста, правила пересказа | изложение | | |
30 | Работа над ошибками. Упражнение в правильном написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | -проработка ошибок, допущенных в работе | | | |
31 | Контрольный диктант. | 1 | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | | | |
32 | Работа над ошибками. Закрепление | 1 | --проработка ошибок, допущенных в работе | | | |
Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова. (10 ч.) |
33 | Безударные гласные в корне слова. | 1 | -разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов | Личностные УУД: -развитие интереса к познанию русского языка. Познавательные УУД: -пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения. Регулятивные УУД: -осознавать причины успеха и неуспеха. Коммуникативные УУД: -овладение способами проверки. | | | |
34 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | -проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | | | |
35 | Работа над ошибками. Правило проверки безударных гласных в корне. | 1 | | | | |
36 | Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне. | 1 | проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | | | |
37 | Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными согласными в корне. | 1 | разные способы про- верки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | Личностные УУД: - развитие интереса к познанию русского языка. Познавательные УУД: -ставить и формулировать проблемы. Регулятивные УУД: -оценивать свои достижения; -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные УУД: -учитывать разные мнения и учиться высказывать своё; -овладение способами проверки; - ставить вопросы, обращаться за помощью; - формулировать собственное мнение и позицию; -проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | | | |
38 | Слова с проверяемыми безударными гласными, парными согласными в корне. | 1 | разные способы про- верки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов;- проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | | | |
39 | Слова с безударной гласной Е, проверяемой Ё. | 1 | способ проверки слов с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | | | |
40 | Слова с безударной гласной Е, проверяемой Ё. | 1 | способ проверки слов с буквой е в корне, которая проверяется буквой ё. | | | |
41 | Проверка слов с двумя безударными в корне. | 1 | разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова | | | |
42 | Проверка слов с двумя безударными в корне | 1 | разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова | | | |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч.) |
43 | Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными. | 1 | разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря | Личностные УУД: - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности; Познавательные УУД: - самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе Регулятивные УУД: -выполнять действия по намеченному плану; Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и | | | |
44 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | -разные способы проверки правописания слов: использование орфографического словаря | | | |
45 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 | -сопоставление правил правописания слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками и непроизносимыми согласными звуками в корне слова | | | |
46 | Контрольный диктант. | 1 | письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | | | |
47 | Работа над ошибками Обобщение правил о правописании корня. | 1 | --проработка ошибок, допущенных в работе | | | |
Обобщение правил о правописании корня (2ч.) |
48 | Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных. | 1 | сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков | Личностные УУД: - развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе Познавательные УУД: -ставить и формулировать проблемы Регулятивные УУД: -оценивать свои достижения; -определять трудности; Коммуникативные УУД: -овладение способами проверки. | | | |
49 | Сопоставление правил о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных. | 1 | сопоставление правила обозначения буквой безударных гласных звуков, глухих и звонких, непроизносимых согласных звуков | | | |
Правописание приставок и безударных гласных в корнях слов с приставками (4ч) |
50 | Приставка - значимая часть слова. | 1 | образование однокоренные слова с приставками. | Личностные УУД: - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности; Познавательные УУД: - самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе Регулятивные УУД: -выполнять действия по намеченному плану; Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и | | | |
51 | Правописание приставок. | 1 | Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописание приставок, имеющих гласные | | | |
52 | Правописание безударных гласных в приставке и корнях слов. | 1 | правописание гласных в неизменяемых на письме приставках | | | |
53 | Правописание предлогов и приставок. Словарный диктант. | 1 | предлог. Отличие приставки от предлога | | | |
Разделительный твердый знак (2ч) |
54 | Разделительный твёрдый знак | 1 | -правило употребления разделительного твердого знака в словах. | Личностные УУД: - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности; Регулятивные УУД: -выполнять действия по намеченному плану; Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и | | | |
55 | Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ) | 1 | -разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения | | | |
Части речи (4ч) |
56 | Понятие о частях речи. | 1 | -уточнение представлений уч-ся об изученных частях речи и их признаках | Личностные УУД: - развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, интерес к чтению и читательской деятельности. Познавательные УУД: -учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге, высказывать своё мнение, задавать вопросы. | | | |
57 | Местоимение. | 1 | -личные местоимения и их признаки | | | |
58 | Упражнение в распознавании частей речи. | 1 | - знания уч-ся об изученных частях речи, о признаках, по которым можно распознать части речи. | | | |
59 | Части речи и их правильное употребление. | 1 | -систематизация знаний о частях речи | | | |
Имя существительное (12ч) |
60 | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | -распознавание имени существительного по обобщенному лексическому значению и по вопросам. | Личностные УУД: - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности; Познавательные УУД: - самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе Регулятивные УУД: -выполнять действия по намеченному плану; Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и | | | |
61 | Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что? | 1 | -различение имен существительных | | | |
62 | Род имён существительных. Контрольное списывание. | 1 | признаки определения рода имен существительных | | | |
63 | Род имён существительных в единственном и во множественном числе. | 1 | род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода | | | |
64 | Определение рода имён существительных в косвенных падежах. | 1 | род имени сущ.: мужской, женский, средний. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода | | | |
65 | Изменение имён существительных по падежам (общее понятие о склонении). | 1 | изменение имен существительных по падежам (падежные вопросы) | | | |
66 | Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей. | 1 | -изменение окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами; | | | |
67 | Обучающее изложение "На лужайке". | 1 | -понимать содержание текста, правила пересказа | | | |
68 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих.Работа над ошибками. | 1 | -роль мягкого знака в слове; имена сущ. с шипящим звуком на конце | | | |
69 | Упражнение в написании слов с шипящими на конце. | 1 | -имена сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце | | | |
70 | Контрольный диктант по теме "Имя существительное" | 1 | | | | |
71 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение знаний об именах существительных. | 1 | | | | |
Имя прилагательное (8ч) |
72 | Часть речи – имя прилагательное. | 1 | -признаки имени прилагательного как части речи, роль имен прилагательных в речи. | Личностные УУД: - развитие способности к самооценке на основе критерия успешности; Познавательные УУД: - самостоятельно находить нужную информацию в дополнительной литературе Регулятивные УУД: -выполнять действия по намеченному плану; Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения и | | | |
73 | | 1 | | | | |
74 | Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы. | 1 | - синонимы, антонимы | | | |
75 | | 1 | | | | |
76 | Изменение имён прилагательных по родам. Работа над ошибками. | 1 | -изменение имен прилагательных по родам | | | |
77 | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | -изменение имен прилагательных по родам и числам | | | |
78 | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное". | 1 | -письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами | | | |
79 | Закрепление. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | --проработка ошибок, допущенных в работе | | | |
Глагол (16ч) |
80 | Понятие о глаголе как части речи | 1 | | | | | |
81 | Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. | 1 | | | | |
82 | Употребление глаголов в прямом и переносном смысле. | 1 | | | | |
83 | Изменение глаголов по числам. | 1 | | | | |
84 | Упражнение в определении времён глагола. | 1 | | | | |
85 | Неопределённая форма глагола. Речевой этикет. Составление приглашения | 1 | | | | |
86 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | | | |
87 | Сочинение по заданной теме и опорным словам. | 1 | | | | |
88 | Работа над ошибками. Изменение по родам глаголов прошедшего времени | 1 | | | | |
89 | Употребление глаголов прошедшего времени. Правописание глаголов с приставками. | 1 | | | | |
90 | Правописание глаголов с частицей не. | 1 | | | | |
91 | Правописание глаголов с частицей не. | 1 | | | | |
92 | Повторение правил о написании корня и окончаний. Контрольное списывание. | 1 | | | | |
93 | Обобщение знаний о глаголе. Составление текста о Дне Победы. | 1 | | | | |
94 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | | | | |
95 | Работа над ошибками. Повторение орфографических правил. | 1 | | | | |
Повторение изученного за год (7 ч). |
96 | Обобщение знаний о предложении. | 1 | | | | | |
97 | Обобщение знаний о тексте. | 1 | | | | |
98 | Обобщение. Состав слова. | 1 | | | | |
99 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | | | |
100 | Работа над ошибками. Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова | 1 | | | | |
101 | Твёрдый и мягкий разделительные знаки. | 1 | | | | |
102 | Повторение сведений о частях речи.. | 1 | | | | |