Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Братский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНА
ШМО учителей начальных классов МБОУ Братский УВК (протокол от «__24»_08._2021 г. № _01_)
_________ И. В. Костючик
|
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УР
МБОУ Братский УВК
___________ Л.В.Артеменко
«__30_»____08_.______2021 г.
|
УТВЕРЖДЕНА
приказ МБОУ Братский УВК
от «__31___»___08._ 2021 г.
№ __475___
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на 2021-2022 учебный год –3 класс
базовый уровень
Составлена
учителем начальных классов
Черкес Г. Ш.
РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол «__30___» __08.__ 2021 № _01__)
|
|
|
с. Братское, 2021
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1576) (далее - ФГОС начального общего образования);
- примерной программы «Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». М.: Просвещение, 2014»;
- учебников образовательной системы «Школа России» ( В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2014»), соответствующих Федеральному государственному стандарту начального общего образования и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
На изучение предмета русский язык отводится 4 ч в неделю. Принято решение (протокол педсовета № 01 от 30.08.2021) увеличить количество часов на 1 ч за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
Итого на изучение предмета русский язык отведено 5 ч в неделю, всего 170 ч (34 учебные недели)
Распределение часов учебного времени в рабочей программе:
34 учебные недели х 5 часов в неделю = 170 часов в год.
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия.
содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (170 часов)
Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь-отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку.
Обучающиеся научатся:
- различать язык и речь;
- объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь;
- составлять текст по рисунку;
- находить выразительные средства русской речи в поэтических строках
А. С. Пушкина.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать высказывания о русском языке (А. Куприна);
- рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.
Текст. Предложение. Словосочетание (20 ч)
Текст (повторение и углубление представлений о тексте). Признаки текст: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Предложение (повторение, углубление представлений о предложении и диалоге).Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные). Знаки препинания в конце предложений. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложений по членам. Простое и сложное предложение (общее представление).
Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Обучающиеся научатся:
- различать текст и предложение, текст и набор предложений;
- определять тему и главную мысль текста;
- подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста;
- различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;
- восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выделять в письменном тексте диалог;
- наблюдать за значением предложений, различать их по цели высказывания (без терм);
- соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Слово в языке и речи (22 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Использование омонимов в речи. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении). Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.
Обучающиеся научатся:
- узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю;
- распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;
- находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте;
- подбирать к слову синонимы и антонимы;
- распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- группировать слова по типу орфограммы;
- приводить примеры с заданной орфограммой;
- излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану;
- подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении.
Состав слова (43 ч)
Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение этих значимых частей слова. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Правописание частей слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными.
Обучающиеся научатся:
- формулировать определения однокоренных слов и корня слова;
- различать однокоренные слова и синонимы;
- находить чередующиеся звуки в корне слова;
- различать сложные слова, находить в них корни;
- формулировать определения окончания, приставки и суффикса;
- выделять в словах основу слова;
- проводить разбор слов по составу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- редактировать предложения с однокоренными словами;
- подробно излагать содержание повествовательного текста по плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту;
- объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Части речи (74 ч)
Повторение и углубление представлений. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Обучающиеся научатся:
- определять по изученным признакам слова различных частей речи;
- классифицировать слова по частям речи, самостоятельно подбирать примеры;
- составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе;
- выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение;
- составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени.
Повторение (9 ч)
Основные виды учебной деятельности. Формирование умений обобщения, классификации, перехода от внешнего контроля к самоконтролю.
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
- формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;
- развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Формы организации учебных занятий:
- - фронтальная работа (до 10 минут на уроке). Использование фронтальной работы приемлемо при рефлексии, при определении той или иной общей для всего ученического коллектива учебной задачи, при коллективном планировании или моделировании.
- - групповая работа. Групповая работа нацелена на решение задач поискового, исследовательского характера. Она предусматривает работу в «небольших» группах (шесть и менее человек).
- - парная работа. Предназначена, в основном, для взаимоконтроля.
- - индивидуальная работа. Самостоятельное выполнение учебных задач, в том числе и исследовательских, творческих, что является результатом коллективно-распределительной деятельности, в ходе которой ученик научился выполнять все учебные операции: определение учебной задачи, планирование и выполнение исследования, контроль и оценку
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
|
Название разделов и тем
|
Учебные часы
|
Кол-во контрольных работ
|
1.
|
Язык и речь
|
2
|
-
|
2.
|
Текст. Предложение. Словосочетание
|
20
|
2
|
3.
|
Слово в языке и речи
|
22
|
1
|
4.
|
Состав слова
|
43
|
3
|
5.
|
Части речи
|
74
|
5
|
6.
|
Повторение
|
9
|
1
|
|
Итого
|
170
|
12
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Братский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНА
ШМО учителей начальных классов МБОУ Братский УВК (протокол от «__24»_08._2021 г. № _01_)
_________ И. В. Костючик
|
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УР
МБОУ Братский УВК
___________ Л.В.Артеменко
«__30_»____08_.______2021 г.
|
УТВЕРЖДЕНА
приказ МБОУ Братский УВК
от «__31___»___08._ 2021 г.
№ __475___
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на 2021-2022 учебный год –3 класс
базовый уровень
Составлена
учителем начальных классов
Черкес Г. Ш.
РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол «__30___» __08.__ 2021 № _01__)
|
|
|
с. Братское, 2021
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1576) (далее - ФГОС начального общего образования);
- примерной программы «Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы «Школа России». М.: Просвещение, 2014»;
- учебников образовательной системы «Школа России» ( В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2014»), соответствующих Федеральному государственному стандарту начального общего образования и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.
На изучение предмета русский язык отводится 4 ч в неделю. Принято решение (протокол педсовета № 01 от 30.08.2021) увеличить количество часов на 1 ч за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.
Итого на изучение предмета русский язык отведено 5 ч в неделю, всего 170 ч (34 учебные недели)
Распределение часов учебного времени в рабочей программе:
34 учебные недели х 5 часов в неделю = 170 часов в год.
Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
- формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) пр