СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку составлена по учебнику, для общеобразовательных оргпнизаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Русский язык. 3 класс в 2 частях Э.В. Якубовской, Я.В. Коршунова.
Пояснительная записка.
1. Содержание………………………………………………………………………………………………………………..стр.1.
2. Нормативно-правовая база………………………………………………………………………………………….. стр.2.
3. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету………………………….стр.3.
3.1. Цель. Задачи программы……………………………………………………………………………………………….стр.3.
3.2. Содержание учебного предмета………………………………………………………………………………………..стр.4.
3.3. Учебный план……………………………………………………………………………………………………………стр.6.
3.3.1. Распределение учебной нагрузки по разделам……………………………………………………………………...стр.12.
3.4. Требования к предметному уровню достижений обучающихся…………………………………………………….стр. 13.
3.5. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть…………………………………………………стр.14.
3.6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся……………………………………………... стр.15.
3.7. Перспективное календарно-тематическое планирование……………………………………………………………стр.18.
3.8. Ресурсное обеспечение рабочей программы. (Интернет ресурсы и литература)…………………………………...стр.51.
2. Нормативно-правовая база.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ №1598 от 19 декабря 2014 года);
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014 года);
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.));
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант1.
Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2014. – Сб.1,2;
Учебного плана ОГКОУ «Школа №11» на 2021- 2022 учебный год;
Годового календарного учебного графика школы на 2021 – 2022 учебный год.
3. Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения по данному предмету.
Словарный запас обучающихся бедный. Речь состоит из отдельных слов, часто не понятных для взрослых и детей. Обучающиеся редко строят предложения из трех, четырех слов, использует только те слова, которые он часто применяет. Чтобы добиться желаемого результата, педагогам часто приходится повторять с ребенком заученные слова, при повторении мальчик переставляет звуки.
Анна Д. не участвует в беседе, стараясь отвернуться от собеседника. Устно никогда не работает. Редко обращается за помощью. Орфография сформирована частично (не соблюдает наклон букв, соединение, недописывание элементов букв). Умеет списывать с печатного текста. Под диктовку пишет побуквенно. Самостоятельно в задании к упражнению разобраться не может.
Васильев К. любит работать устно. Запоминает правила, но не всегда использует их при письме. Каллиграфия не сформирована. Затрудняется прописывании элементов букв, их соединении. При списывании допускает ошибки (замены, пропуски букв, перестановки). Под диктовку пишет с большим количеством исправлений.
3. 1. Цель
Общей целью образования в области русского языка является формирование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи:
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
На данный учебный предмет отведено 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год.
3.2. Содержание учебного предмета.
Повторение
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчивание предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы
Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.
Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова или подбора по образцу родственных слов.
Слово
Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ь.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём, данным в учебнике.
Предложение
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная письменная речь
Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно.
Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания.
Изложение под руководством учителя небольшого текста (20- 30 слов) по данным учителем вопросам.
Восстановление несложного деформированного текста по вопросам.
Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов.
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного и аккуратного письма и списывания с дальнейшим ускорением темпа письма.
Чёткое и графически правильное письмо строчных и прописных букв:
1-я группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А.
2-я группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я.
3-я группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.
Списывание предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в алфавитном порядке.
Устная речь
Правильное составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов и, а, но, потому что, чтобы.
Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам.
Составление небольших рассказов на предложенную учителем тему.
Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи, выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Повторение пройденного.
3. 3. Учебный план.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
Повторение | 9 часов | ||
1 | Выделение предложения из текста. | 1 | |
2 | Предложение и его схема | 1 | |
3 | Предложения-вопросы и предложения-ответы | 1 | |
4 | Завершение начатого предложения | 1 | |
5 | Различение набора слов и предложения | 1 | |
6 | Порядок слов в предложении | 1 | |
7 | Порядок слов в предложении | 1 | |
8 | Предложение. Закрепление знаний. | 1 | |
9 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 | |
Звуки и буквы. | 86 часов | ||
10 | Знакомство с алфавитом. | 1 | |
11 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |
12 | Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |
13 | Запись дней недели и название месяцев в алфавитном порядке | 1 | |
14-15 | Звуки гласные и согласные. | 2 | |
16 | Гласные звуки и буквы | 1 | |
17 | Входная контрольная работа | 1 | |
18 | Работа над ошибками. | 1 | |
19 | Согласные звуки и буквы. | 1 | |
20 | Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | |
21-22 | Ударение в словах. | 2 | |
23-24 | Гласные ударные и безударные. | 2 | |
25-26 | Выделение ударной гласной в слове. | 2 | |
27-28 | Деление слов на слоги. | 2 | |
29 | Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | |
30 | Проверочный диктант по теме «Звуки гласные и согласные». | 1 | |
31 | Работа над ошибками | 1 | |
32-33 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога | 2 | |
34 | Гласная и в начале слов и после согласных | 1 | |
35 | Гласная е в начале слова и после согласных | 1 | |
36 | Гласная ё в начале слова и после согласных | 1 | |
37 | Гласная ю в начале слова и после согласных | 1 | |
38 | Гласная я в начале слова и после согласных | 1 | |
39 | Гласная э в начале слова и после гласных | 1 | |
40 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | |
41 | Упражнения в делении слов на слоги | 1 | |
42-43 | Перенос части слова при письме. | 2 | |
44-45 | Деление слова для переноса. | 2 | |
46 | Деление слов на слоги и для переноса | 1 | |
47 | Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса | 1 | |
48 | Повторение по теме «Перенос части слова при письме» | 1 | |
49 | Контрольный диктант за 1 триместр | 1 | |
50 | Работа над ошибками | 1 | |
51 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | |
52-53 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 2 | |
54-55 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. | 2 | |
56-57 | Буква мягкий знак (ь) на конце слова | 2 | |
58-60 | Буква мягкий знак (ь) в середине слова | 3 | |
61-63 | Различение твердых и мягких согласных. | 3 | |
64-65 | Закрепление по теме «Различение твердых и мягких согласных» | 2 | |
66 | Проверочный диктант «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | |
67 | Работа над ошибками | 1 | |
68-69 | Написание жи-ши в словах. | 2 | |
70-71 | Написание ча-ща в словах. | 2 | |
72-73 | Написание чу-щу в словах. | 2 | |
74 | Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | |
75-76 | Повторение по теме «Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу». | 2 | |
77-78 | Составление пар звонких и глухих согласных | 2 | |
79 | Различение б-п. | 1 | |
80 | Различение в-ф | 1 | |
81 | Различение д-т | 1 | |
82 | Различение г-к | 1 | |
83 | Различение ж-ш | 1 | |
84 | Различение з-с | 1 | |
85 | Проверочный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | |
86 | Работа над ошибками. | 1 | |
87 | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова | 1 | |
88-89 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 2 | |
90 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | |
91 | Подбор проверочных слов. | 1 | |
92-93 | Повторение по теме «Парные согласные по глухости, звонкости». | 2 | |
94-95 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | 2 | |
Слово | 36 часов | ||
96-97 | Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 2 | |
98 | Обобщающее название для групп однородных предметов | 1 | |
99 | Обобщающее название для групп однородных предметов | 1 | |
100 | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | |
101 | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | |
102 | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | |
103 | Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | |
104 | Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | |
105 | Контрольный диктант (за 2 триместр) | 1 | |
106 | Работа над ошибками | 1 | |
107 | Большая буква в названии городов, сёл, деревень, улиц. | 1 | |
108-109 | Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? | 2 | |
110 | Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? | 1 | |
111-112 | Различение названий действий по вопросам что сделал? что сделала? | 2 | |
113-114 | Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? | 2 | |
115 | Постановка вопросов к названиям действий | 1 | |
116 | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. | 1 | |
117 | Выделение в предложениях названий предметов и действий | 1 | |
118-119 | Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 2 | |
120 | Проверочный диктант по теме «Слово». | 1 | |
121 | Работа над ошибками | 1 | |
122-123 | Различение предметов по их признакам | 2 | |
124-125 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 2 | |
126-127 | Выделение названий признаков предмета из предложения. | 2 | |
128-131 | Названия предметов, действий и признаков. | 4 | |
Предлоги | 10 часов | ||
132-133 | Предлоги в, на, с, из, у. | 2 | |
134 | Предлоги к, по со словами. | 1 | |
135 | Предлог от со словами. | 1 | |
136 | Предлоги над, под со словами. | 1 | |
137 | Предлог о со словами. | 1 | |
138-139 | Предлоги к, по, от, над, под, о со словами | 2 | |
140-141 | Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы. | 2 | |
Предложение | 11 часов | ||
142 | Выделение предложения из текста | 1 | |
143 | Предложение законченное и незаконченное | 1 | |
144 | Контрольная работа за 3 триместр | 1 | |
145 | Работа над ошибками | 1 | |
146 | Предложение законченное и незаконченное | 1 | |
147-148 | Распространение предложений | 2 | |
149 | Слова в предложении | 1 | |
150 | Порядок слов в предложении | 1 | |
151-152 | Составление предложений | 2 | |
Повторение | 18 часов | ||
153 | Слово. Правила правописания в слове. | 1 | |
154-156 | Повторение изученных орфограмм | 3 | |
157-158 | Заглавная буква в именах собственных. | 2 | |
159-160 | Ударение в словах. | 2 | |
161 | Гласные ударные и безударные. | 1 | |
162 | Расположение слов в алфавитном порядке Словарный диктант | 1 | |
163 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |
164 | Работа над ошибками. | 1 | |
165 | Название предметов и признаков | 1 | |
166 | Название действий | 1 | |
167-169 | Предложение. | 3 | |
170 | Итоговый урок | 1 |
3.3.1. Распределение учебной нагрузки по разделам.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
I | Предложение | 9 часов |
II | Звуки и буквы | 86 часа |
III | Слово | 36 часов |
IV | Предлоги | 10 часов |
V | Предложение | 11 часов |
VI | Повторение | 18 часов |
Перечень контрольных и практических работ по русскому языку.
№ п/п | Тема
| Кол-во часов | Контрольные и проверочные работы |
I | Повторение | 9 часов |
|
II
| Звуки и буквы.
| 86 часов
| Входная контрольная работа |
Проверочный диктант по теме «Звуки гласные и согласные». | |||
Контрольный диктант за 1 триместр | |||
Проверочный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | |||
Проверочный диктант «Различение твердых и мягких согласных» | |||
III
| Слово | 36 часов | Контрольный диктант (за 2 триместр) |
Проверочный диктант по теме «Слово» | |||
IV | Предлоги | 10 часов |
|
V | Предложение | 11 часов | Контрольная работа за 3 триместр |
VI | Повторение | 18 часов | Итоговая контрольная работа. |
3.4. Требования к предметному уровню достижений обучающихся.
Предметные результаты:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
• составлять предложения, выделять предложения из речи и текста; • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста; • различать гласные и согласные, гласные ударные и безударные ; • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги; •списывать текст целыми словами; • писать под диктовку текст (20—25 слов).
| - составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; • анализировать слова по звуковому составу; • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; • списывать текст целыми словами; • писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы. Учащиеся должны знать: • алфавит. |
3.5. Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть:
Личностные учебные действия:
осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
3.6. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся на уроках русского языка
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
полнота ответа,
умение практически применять свои знания,
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
1. Оценка устных ответов.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнании большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
2. Оценка письменных работ.
К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.). Основные виды контрольных работ в 4 классе – списывание и диктанты.
Для грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые ещё не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.
Примерный объём текстов контрольных работ в IV классе – 30 – 35 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с одной – тремя ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с четырьмя – пятью ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть – восемь ошибок.
В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трёх исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжёлыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся.
За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.
3.7. Перспективное календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока
| К - во ч | Формирование основного понятийного аппарата | Основные понятия Словарная работа | Планируемые результаты | Коррекционная работа |
| ||||||||||
По плану | По факту | Предметные | БУД |
|
| |||||||||||||
Повторение 9 часов | ||||||||||||||||||
1 | 01.09 |
| Выделение предложения из текста. | 1 | Работа с предложением: в выделении предложений из текста и речи, выделение границ предложения в тексте. | сентябрь | Определение границы предложения в деформированном тексте, выбор знака для обозначения конца предложения. | ЛУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; РУД: формировать умение высказывать свое предположение на основе учебного материала; | Вырабатывать положительные привычки поведения. |
| ||||||||
2 | 02.09 |
| Предложение и его схема | 1 | Предложение, его схема. Количество слов в предложении. | овощи | Выделение границ предложения в тексте. Определение количества слов в предложении. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Совершенствовать грамматический строй речи. |
| ||||||||
3 | 03.09 |
| Предложения-вопросы и предложения-ответы | 1 | Предложения вопросы и предложения ответы. | Вопросительный знак. Точка. | Обоснование выбора знака препинания в конце предложения Соблюдает в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Учить строить разные по цели высказывания предложения |
| ||||||||
4 | 06.09 |
| Завершение начатого предложения | 1 | Упражнение в написании большой буквы в начале предложения. Точка или знак вопроса в конце предложения. | Огород. Составление предложений по рисункам. | Употребление заглавной буквы в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; | Развивать навык словообразования |
| ||||||||
5 | 07.09 |
| Различение набора слов и предложения | 1 | Предложение - слова, связанные по смыслу | Составляет предложения из слов, данных вразбивку. | Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала | Развивать процессы анализа и синтеза. |
| ||||||||
6 | 08.09 |
| Порядок слов в предложении | 1 | Предложение. Порядок слов в предложении | Составлять предложения по рисункам. | Пишет слова в предложении раздельно.
| ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Развивать мыслительные процессы анализа и синтеза. . |
| ||||||||
7 | 09.09 |
| Порядок слов в предложении | 1 | Порядок слов в предложении |
| Составление предложения из слов, данных вразбивку |
| Воспитывать целенаправленность внимания. |
| ||||||||
8 | 10.09 |
| Предложение. Закрепление знаний. | 1 | Слова, связанные по смыслу |
| Списывает текст, выполняет задание к нему
|
| Учить анализировать речевой материал. |
| ||||||||
9 | 13.09 |
| Составление рассказа по серии сюжетных картинок | 1 |
| Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. | Составляет (устно и письменно) ответы на вопросы. | РУД: формировать умение высказывать свое предположение на основе учебного материала; | Коррекция и развитие устной и письменной речи |
| ||||||||
Звуки и буквы. 86 часов |
| |||||||||||||||||
10 | 14.09 |
| Знакомство с алфавитом. | 1 | Располагать заданные слова в алфавитном порядке. \использует знание алфавита при работе со словарями Находит в слове гласные звуки. Объясняет особенности гласных звуков.
| алфавит | Объясняет, где могут пригодиться знания об алфавите. Называет буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицирует буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. | КУД: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; | Учить анализировать речевой материал. |
| ||||||||
11 | 15.09 |
| Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | Классифицирует буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
|
| Определяет положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называет соседние буквы по отношению к заданной. Работает с памяткой «Алфавит». | КУД: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, соблюдать простейшие нормы речевого этикета | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
12 | 16.09 |
| Расположение слов в алфавитном порядке | 1 |
|
| Определяет положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называет соседние буквы по отношению к заданной. | КУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника | Активизация познавательной деятельности.
|
| ||||||||
13 | 17.09 |
| Запись дней недели и название месяцев в алфавитном порядке | 1 |
|
| Работает с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. \использует знание алфавита при работе со словарями | КУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника | Расширение словарного запаса |
| ||||||||
14 15 | 20.09 21.09 |
| Звуки гласные и согласные. | 2 | Гласные и согласные звуки |
| Правильно произносить гласные и согласные звуки. Различает гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. | КУД: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, соблюдать простейшие нормы речевого этикета | Совершенствовать грамматический строй речи. |
| ||||||||
16 | 22.09 |
| Гласные звуки и буквы | 1 | Гласные и согласные звуки и буквы |
| Правильно произносить гласные звуки. Различает гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | КУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
17 | 23.09 |
| Входная контрольная работа | 1 |
|
| Оценивает свои достижения при выполнении заданий. Списывает текст. | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления | Воспитывать устойчивое внимание, совершенствовать навыки самоконтроля. |
| ||||||||
18 | 24.09 |
| Работа над ошибками. | 1 |
|
| Оценивает свои достижения при выполнении заданий |
| Развивать целенаправленность в работе. |
| ||||||||
19 | 27.09
|
| Согласные звуки и буквы. | 1 | Согласные звуки и буквы |
| Объясняет особенности согласных звуков. Находит в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различает согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. | КУД: формировать умение строить высказывание | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
20 | 28.09 |
| Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | Выделение согласных и гласных звуков и букв |
| Различает гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. | КУД: воспроизводить информацию, доносить её до других. | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
21 22 | 29.09 30.09 |
| Ударение в словах. | 2 | Гласные под ударением – ударные, гласные. | ударение | Определять место ударения в слове | КУД: воспроизводить информацию, доносить её до других. | Совершенствовать точность восприятия. |
| ||||||||
23 24
| 01.10 04.10 |
| Гласные ударные и безударные. | 2 | Гласные ударные и безударные |
| Различает гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. | РУД: формировать умение высказывать свое предположение на основе учебного материала; | Работать над увеличения объёма памяти |
| ||||||||
25 26 | 05.10 06.10 |
| Выделение ударной гласной в слове. | 2 |
|
| Определять место ударения в слове, выделять ударную гласную в слове | КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Работать над пониманием смысла нового понятия |
| ||||||||
27 28 | 07.10 08.10
|
| Деление слов на слоги. | 2 |
| слоги | Делить слова на слоги | РУД: формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного | Воспитывать честность, доброжелательность. |
| ||||||||
29 | 18.10 |
| Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | 1 | Работает с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». |
| Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв | РУД: формировать учебную задачу, применять установленные правила. ПУД: использовать общие приемы решения задач. КУД: просить о помощи, обращаться за помощью | Развивать процессы припоминания
|
| ||||||||
30 | 19.10 |
| Проверочный диктант по теме «Звуки гласные и согласные». | 1 |
|
|
| РУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. ПУД: использовать знаково-символические средства и применять знания, умения и навыки на практике. | Развивать устойчивое внимание |
| ||||||||
31 | 20.10 |
| Работа над ошибками | 1 |
|
|
| РУД: формировать умение высказывать свое предположение на основе учебного материала | Развивать функции фонематического анализа |
| ||||||||
32 33 | 21.10 22.10 |
| Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога | 2 | Гласные под ударением – ударные гласные | яблоко | Определение места в слове гласных е, ё, ю, я | РУД: формулировать и удерживать учебную задачу | Развивать устойчивость внимания, |
| ||||||||
34 | 25.10 |
| Гласная и в начале слов и после согласных | 1 |
|
| Объясняет причины разного количества звуков и букв в слове.
| ЛУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; РУД: формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного | Активизация познавательной деятельности.
|
| ||||||||
35 | 26.10 |
| Гласная е в начале слова и после согласных | 1 | Гласная е в начале слова |
| Определяет качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. | КУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
36 | 27.10 |
| Гласная ё в начале слова и после согласных | 1 | Гласная ё в начале слова |
| Определяет безударный гласный звук в слове и его место в слове.
| ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
37 | 28.10 |
| Гласная ю в начале слова и после согласных | 1 | Гласная ю в начале слова |
| Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.
| ПУД: формировать умение уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
38 | 29.10 |
| Гласная я в начале слова и после согласных | 1 | Гласная я в начале слова |
| Соотносит звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).
| ЛУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; РУД: формировать умение высказывать свое предположение на основе учебного материала; | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
39 | 01.11 |
| Гласная э в начале слова и после гласных | 1 | Гласная э в начале слова |
|
| ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
40 | 02.11 |
| Слогообразующая роль гласных. | 1 |
|
|
| КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Совершенствовать грамматический строй речи |
| ||||||||
41 | 03.11
|
| Упражнения в делении слов на слоги | 1 | Перенос слова с одной строчки на другую |
| Делит слова на слоги. Определяет количество в слове слогов.
| ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
|
| ||||||||
42 43 | 05.11 08.11 |
| Перенос части слова при письме. | 2 | Деление слова на слоги и для переноса | перенос | Деление слова на слоги для переноса с одной строки на другую | РУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. ПУД: использовать знаково-символические средства и применять знания, умения и навыки. | Коррекция зрительного восприятия |
| ||||||||
44 45 | 09.11 10.11 |
| Деление слова для переноса. | 2 | Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку |
| Упражнение в делении слова на слоги для переноса с одной строки на другую | ПУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. КУД: уметь просить помощи, обращаться за помощью, задавать вопросы, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Коррекция зрительного восприятия |
| ||||||||
46 | 11.11 |
| Деление слов на слоги и для переноса | 1 | Деление слова на слоги и для переноса |
| Сравнивает слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).
| ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
47 | 12.11 |
| Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса | 1 | Деление слова на слоги и для переноса |
| Переносит слова по слогам. Определяет способы переноса (колокольчик, колокольчик, колокольчик).
| ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
48 | 15.11 |
| Повторение по теме «Перенос части слова при письме» | 1 | Деление слова на слоги и для переноса |
| Оценивает свои достижения при выполнении заданий | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Формировать навык самоконтроля. |
| ||||||||
49
| 16.11 |
| Контрольный диктант за 1 триместр | 1 |
|
| Объясняет, как обозначена мягкость согласных на письме.
| ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Активизация познавательной деятельности.
|
| ||||||||
50 | 17.11 |
| Работа над ошибками | 1 | Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими |
|
| ПУД: использовать общие приемы решения задач и применять полученные умения и навыки. КУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Развивать целенаправленность в работе. |
| ||||||||
51 | 18.11 |
| Твердые и мягкие согласные. | 1 | Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими |
| Определяет и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.
| ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Формировать активность восприятия. |
| ||||||||
52 53
| 19.11 29.11 |
| Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 2 | После твёрдых согласных пишутся гласные буквы а, о, у, ы. После мягких согласных пишутся гласные буквы я, ё, ю, и. |
| Различает твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).
| РУД: формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного | Работать над укреплением памяти. |
| ||||||||
54 55 | 30.11 01.12 |
| Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. | 2 |
| мебель | Подбирает примеры слов с мягким знаком (ь) и с буквами И,Е,Ё, Ю, Я. | ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Развивать целенаправленность в работе.
|
| ||||||||
56 57 | 02.12 03.12 |
| Буква мягкий знак (ь) на конце слова | 2 | Ь обозначает мягкость согласного | месяц | Обозначает мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). | КУД: формировать умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
58 59 60 | 06.12 0712 08.12 |
| Буква мягкий знак (ь) в середине слова | 3 | Ь в середине слова обозначает мягкость согласного |
| Переносит слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).
| РУД: формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
61 62 63 | 09.12 10.12 13.12 |
| Различение твердых и мягких согласных. | 3 | Ь в конце и середине слова обозначает мягкость согласного | мебель | Соотносит количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. | ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
64 65 | 14.12 15.12 |
| Закрепление по теме «Различение твердых и мягких согласных» | 2 | Мягкость согласных на письме обозначается буквами и,е,ё,я,ь | Картинный диктант | Обозначает мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
| ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
| ||||||||
66
| 16.12 |
| Проверочный диктант Твёрдые и мягкие согласные» | 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
67 | 17.12 |
| Работа над ошибками | 1 |
|
|
|
|
|
| ||||||||
68 69 | 20.12 21.12 |
| Написание жи-ши в словах. | 2 | жи-ши пиши с буквой и. |
| Находит в словах буквосочетания жи-ши, подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями. | ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
70 71 | 22.12 23.12 |
| Написание ча-ща в словах. | 2 | ча-ща пиши с буквой а. | товарищ | Применяет правило при написании слов с буквосочетаниями ча - ща. | ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Коррекция и развитие связной устной речи, |
| ||||||||
72 73 | 24.12 27.12 |
| Написание чу-щу в словах. | 2 | чу-щу пиши с буквой у. |
| Находит в словах буквосочетания чу-щу, подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
| ||||||||
74 | 28.12 |
| Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | жи-ши, ча-ща, чу-щу | сапоги | Находит в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями. | ПУД: умение находить ответы на вопросы в иллюстрации | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
75 76 | 29.12 30.12
|
| Повторение по теме «Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу». | 2 | жи-ши, ча-ща, чу-щу |
| Находит в словах буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, подбирает примеры слов с такими буквосочетаниями. | ПУД: умение находить ответы на вопросы в иллюстрации | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
77 78 | 10.01 11.01 |
| Составление пар звонких и глухих согласных | 2 | Парные звонкие и глухие согласные | картина | Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).
| ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
79 | 12.01 |
| Различение б-п. | 1 | Дифференциация б-п |
| Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука б-п на конце слова и в корне перед согласным. | ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Развивать слуховое восприятие. |
| ||||||||
80 | 13.01 |
| Различение в-ф | 1 | Дифференциация в-ф |
| Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука в-ф на конце слова и в корне перед согласным. | ЛУД: формировать умение оценивать правила работы в группах | Развивать устойчивое внимание. |
| ||||||||
81 | 14.01 |
| Различение д-т | 1 | Дифференциация д-т | дневник | Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука д-т на конце слова и в корне перед согласным. | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; | Развивать целенаправленность в работе. |
| ||||||||
82 | 17.01 |
| Различение г-к | 1 | Дифференциация т-к |
| Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука г-к на конце слова и в корне перед согласным. | КУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; | Вырабатывать положительные привычки поведения. |
| ||||||||
83 | 18.01 |
| Различение ж-ш | 1 | Дифференциация ж-ш |
| Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука ж-ш на конце слова и в корне перед согласным. | КУД: формировать умение строить высказывание | Воспитывать устойчивое внимание. |
| ||||||||
84 | 19.01 |
| Различение з-с | 1 | Дифференциация з-с | дневник | Соотносит произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука з-с на конце слова и в корне перед согласным. | ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Развивать навык словообразования |
| ||||||||
85
| 20.01 |
| Проверочный диктант по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 |
|
| Использует правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
86
| 21.01 |
| Работа над ошибками. | 1 |
| сапоги | Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой.
| ПУД: читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
| ||||||||
87 | 24.01
|
| Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова | 1 | Парные звонкие и глухие согласные |
| Различает глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. | КУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; | Развивать навык словоизменения. |
| ||||||||
88 89 | 25.01 26.01 |
| Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 2 | Парные звонкие и глухие согласные |
| Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз - морозы, морозный). | ЛУД: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | Развивать процессы анализа и синтеза. |
| ||||||||
90 | 27.01 |
| Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Парные звонкие и глухие согласные | рассказ | Использует правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. | ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Воспитывать устойчивое внимание.
|
| ||||||||
91 | 28.01 |
| Подбор проверочных слов. | 1 | Ед. и мн. Число имён сущ-х | праздник | Объясняет правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
92 93
| 31.01 01.02 |
| Повторение по теме «Парные согласные по глухости, звонкости». | 2 |
|
| Подбирает проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка - трава, травушка; мороз - морозы, морозный). | ЛУД: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
94 95 | 02.02 03.02 |
| Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | 2 |
| праздник | Подбирает примеры слов с изучаемой орфограммой. Находит в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | ЛУД: формировать умение оценивать правила работы в группах. РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Развивать процессы припоминания |
| ||||||||
Слово 36 часов |
| |||||||||||||||||
96 97 | 04.02 07.02 |
| Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 2 | О людях и животных спрашиваем кто это? О других предметах спрашиваем – что это?
|
| Различает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирает примеры таких существительных. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
98 | 08.02 |
| Обобщающее название для групп однородных предметов | 1 | Обобщающие слова для групп однородных предметов | одежда | Обосновывает отнесение слова к имени существительному. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
99 | 09.02 |
| Обобщающее название для групп однородных предметов | 1 | Обобщающие слова для групп однородных предметов |
| Объясняет лексическое значение слов-имён существительных. | ЛУД: формировать умение оценивать правила работы в группах | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
100 | 10.02 |
| Выделение названий предмета из предложения. | 1 | Выделение названий предмета из предложения | вчера | Обогащает собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп | КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
|
| ||||||||
101 | 11.02 |
| Выделение названий предмета из предложения. | 1 |
| сегодня | Находит в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
102 | 14.11 |
| Выделение названий предмета из предложения. | 1 |
|
| Различает одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирает примеры таких существительных. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
103 | 15.11 |
| Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных |
| Классифицирует имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
104 | 16.02 |
| Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных | медведь | Пишет с заглавной буквы имена собственные. | ПУД: читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
105
| 17.02 |
| Контрольный диктант (за 2 триместр) | 1 |
|
|
| ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Развивать слуховое внимание |
| ||||||||
106 | 18.02 |
| Работа над ошибками | 1 |
|
|
| ЛУД: формировать умение оценивать правила работы в группах | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
107 | 28.02 |
| Большая буква в названии городов, сёл, деревень, улиц. | 1 | Большая буква в названии городов, сёл, деревень, улиц |
| Пишет с заглавной буквы имена собственные. | КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
108 109
| 01.03 02.03
|
| Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? | 2 | Названий действий отвечают на вопросы что делает? что делают? |
| Обосновывает правильность отнесения слова к глаголу. Классифицирует глаголы по вопросам. Распознает глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; ПУД: читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
| ||||||||
110 | 03.03
|
| Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? | 1 | Названий действий отвечают на вопросы что делал? что делала? |
| Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. | ПУД: читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
111 112 | 04.03 07.03 |
| Различение названий действий по вопросам что сделал? что сделала? | 2 | Названий действий отвечают на вопросы что сделал? что сделала? | учитель | Обосновывает правильность отнесения слова к глаголу. Классифицирует глаголы по вопросам. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; ПУД: читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
| ||||||||
113 114 | 08.03 09.03
|
| Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? | 2 | Названий действий отвечают на вопросы что сделает? что сделают? | класс | Классифицирует глаголы по вопросам. | КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
115
| 10.03
|
| Постановка вопросов к названиям действий | 1 |
|
| Распознает глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
| ||||||||
116
| 11.03 |
| Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. | 1 | Названий действий и названия предметов | Картинный диктант | Распознает глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
| ||||||||
117 | 14.03 |
| Выделение в предложениях названий предметов и действий | 1 | Названий действий и названия предметов |
| Определяет, каким членом предложения является глагол в предложении | КУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить высказывание | Развитие и коррекция диалогической и монологической речи через выполнение системы упражнений |
| ||||||||
118 119 | 15.03 16.03 |
| Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 2 | Названия признаков отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? | арбуз | Обосновывает правильность отнесения слова к имени прилагательному
| ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Развивать переключаемость внимания. |
| ||||||||
120 | 17.03 |
| Проверочный диктант по теме «Слово». | 1 |
|
|
| ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Развитие зрительного восприятия |
| ||||||||
121 | 18.03 |
| Работа над ошибками | 1 |
|
| Распознает имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
| ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
122 123 | 21.03 22.03 |
| Различение предметов по их признакам | 2 | Названий действий и названия предметов |
| Использует в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
124 125 | 23.03 24.03
|
| Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 2 | Вопросы к названиям признаков предмета. | дорога | Подбирает имена прилагательные - сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. | КУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; | Развитие зрительного восприятия и узнавания.
|
| ||||||||
126 127 | 25.03 28. 03
|
| Выделение названий признаков предмета из предложения. | 2 | Вопросы к названиям признаков предмета. |
| Определяет, каким членом предложения является имя прилагательное | КУД: формировать умение строить высказывание | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
| ||||||||
128 129 130 131 | 29.03 30.03 31.03 01.04 |
| Названия предметов, действий и признаков. | 4 | Различение названия предметов, действий и признаков в предложении. |
| Наблюдает над ролью имён существительных, прилагательных, глаголов в тексте
| ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
|
| ||||||||
Предлоги 10 часов |
| |||||||||||||||||
132 133 | 04.04 05.04 |
| Предлоги в, на, с, из, у. | 2 | Предлоги в, на, из, у. | город | Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы).
| РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
134 | 06.04 |
| Предлоги к, по со словами. | 1 | Предлоги к,по. |
| Узнает предлоги в устной и письменной речи. Раздельно пишет предлоги со словами. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
135 | 07.04 |
| Предлог от со словами. | 1 | Предлог от. |
| Узнает предлоги в устной и письменной речи. | ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
136 | 08.04 |
| Предлоги над, под со словами. | 1 | Предлоги над, под. |
| Узнает предлоги в устной и письменной речи. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Развитие зрительного восприятия и узнавания. |
| ||||||||
137 | 18.04 |
| Предлог о со словами. | 1 | Предлог о. | погода | Правильно употребляет предлоги в речи (думать о празднике). | ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
|
| ||||||||
138 139 | 19.04 20.04 |
| Предлоги к, по, от, над, под, о со словами | 2 | Предлог к, по, от, над, под, о. |
| Узнает предлоги в устной и письменной речи. Раздельно пишет предлоги со словами. | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
140 141 | 21.04 22.04 |
| Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы. | 2 |
|
| Правильно употребляет предлоги в речи (прийти из школы). | ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
|
| ||||||||
Предложение 11 часов |
| |||||||||||||||||
142 | 25.04 |
| Выделение предложения из текста | 1 |
| песок | Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения | ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
143 | 26.04
|
| Предложение законченное и незаконченное | 1 | Определяет границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. | месяц | Определяет границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. | РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; ПУД: формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Коррекция и развитие связной устной речи,. |
| ||||||||
144 | 27.04 |
| Контрольная работа за 3 триместр | 1 |
|
|
| ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Обогащение словарного запаса;
|
| ||||||||
145 | 28.04 |
| Работа над ошибками | 1 |
|
|
| ЛУД: формировать умение оценивать правила работы в группах | Принятие учебной задачи; |
| ||||||||
146 | 29.04 |
| Предложение законченное и незаконченное | 1 | Выделение границ предложения в тексте. Определение количества слов в предложении. | неделя | Обоснует выбор знака препинания в конце предложения. | ЛУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; | Совершенствовать грамматический строй речи. |
| ||||||||
147 148 | 02.05 03.05 |
| Распространение предложений | 2 | Обоснование выбора знака препинания в конце предложения Соблюдает в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | завтра | Устанавливает при помощи вопросов связь слов между членами предложения | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
149 | 04.05
|
| Слова в предложении | 1 | Употребляет заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. |
| Находит главные члены (основу) предложения.
| РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Коррекция и развитие связной устной речи, орфоэпически правильного произношения. |
| ||||||||
150 | 05.05
|
| Порядок слов в предложении | 1 | Отличает предложение от группы слов, не составляющих предложение. |
| Обозначает графически грамматическую основу.
| РУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
151 152 | 06.05 09.05 |
| Составление предложений | 2 | Пишет слова в предложении раздельно.
|
| Составляет рассказ по рисунку, данному началу и опорным | ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Расширение словарного запаса. |
| ||||||||
Повторение 18 часов |
| |||||||||||||||||
153 | 10.05 |
| Слово. Правила правописания в слове. | 1 |
|
|
| ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Воспитывать устойчивое внимание. |
| ||||||||
154 155 156 | 11.05 12.05 13.05 |
| Повторение изученных орфограмм | 3 | Подбирает проверочные слова. |
| Различает проверяемые и непроверяемые орфограммы.
| ПУД: читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям; | Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. |
| ||||||||
157 158 | 16.05 17.05 |
| Заглавная буква в именах собственных. | 2 | Различает имена собственные и нарицательные |
| Пишет с заглавной буквы имена собственные
| РУД: формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке; | Коррекция слухового восприятия на основе упражнений |
| ||||||||
159 160 | 18.05 19.05 |
| Ударение в словах. | 2 | Различие ударных и безударных гласных. | ударение | Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. | ПУД: формировать умение устанавливать аналогии; формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт | Совершенствовать точность восприятия. |
| ||||||||
161
| 20.05
|
| Гласные ударные и безударные. | 1 | Различие ударных и безударных гласных. | ударение | Различает звуки и буквы. Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. | ЛУД: формировать умение оценивать правила работы в группах | Работать над увеличения объёма памяти, слухового внимания |
| ||||||||
162
| 23.05 |
| Расположение слов в алфавитном порядке Словарный диктант | 1 | Алфавит. Его значение, умение пользоваться. | Алфавит | Называет буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.
| РУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
| ||||||||
163 | 24.05
|
| Итоговая контрольная работа. | 1 |
|
| Оценивает свои достижения при выполнении заданий. Пишет под диктовку. | ЛУД: формировать умение оценивать правила работы в группах | Развивать навыки самоконтроля. |
| ||||||||
164 | 25.05
|
| Работа над ошибками. | 1 |
|
| Оценивает свои достижения при выполнении работы над ошибками | РУД: оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; | Развивать навыки самоконтроля |
| ||||||||
165
| 26.05 |
| Название предметов и признаков | 1 | Составляет предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. |
| Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
| РУД: формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного | Развивать навык словообразования |
| ||||||||
166
| 27.05
|
| Название действий | 1 |
|
| Соотносит слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
| ПУД: осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии. | Развивать навык словообразования последовательность мышления. |
| ||||||||
167 168 169 | 30.05
|
| Предложение. | 3 |
|
| Составляет предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Составляет рассказ по вопросам. | ПУД: применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач | Развивать навык словообразования |
| ||||||||
170 | 31.05 |
| Итоговый урок | 1 |
|
| Различает звуки и буквы. Объясняет правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. | РУД: формировать умение отличать верно выполненное задание от неверного | Пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса. |
|
3.8. Ресурсное обеспечение рабочей программы. (Интернет ресурсы и литература).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
Информационно-методическое обеспечение |
| |
Для учителя | Для учителя |
|
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. | Э.В. Якубовская. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образоват. организации, учреждений реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч./– М.: Просвещение, 2020.
| |
| Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. 3 класс. В 2-х частях. Часть 1. 2 Рабочая тетрадь. Учеб. пособие для образоват. организаций, учреждений, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч./– М.: Просвещение, 2020.
|
2