Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 3 класса МАОУ «Бургуйская СОШ» на 2021-2022 учебный год составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями и дополнениями, примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений и авторской программы «Русский язык» Канакиной В.П., Горецкого В.Г. (УМК «Школа России»);
Учебного плана МАОУ «Бургуйская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Бургуйская СОШ»;
Годового календарного учебного графика МАОУ «Бургуйская СОШ» на 2021-2022 учебный год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации.
2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2) способы решения проблем творческого и поискового характера.
3—4) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением.
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
Речь и её назначение. Виды речи.
Признаки текста. Построение текста. Типы текстов. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые, простые и сложные предложения. Связь слов в словосочетании
Однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы. Значение фразеологизмов. Понятие «имя числительное». Однокоренные слова. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне, с разделительным Ь,Ъ.
Однокоренные слова. Корень слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Разбор слова по составу. Правила проверки слов с проверяемой безударной гласной, парными по звонкости – глухости согласными, непроизносимой согласной). Правописание приставок и предлогов.
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Род, число, падеж имён существительных и прилагательных. Текст-описание. Личные местоимения 1,2,3 лица. Род, число, формы, времена глагола. Правописание НЕ с глаголами.
Обучающиеся должны уметь:
Различать язык и речь. Составлять текст по рисунку.
Различать текст и предложения. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов и выделять его части. Восстанавливать деформированный текст. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Находить обобщение в предложении. Устанавливать связь слов в предложении. Определять главные и второстепенные члены предложения.
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю. Находить синонимы, антонимы, омонимы. Различать слово и словосочетание. Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение. однокоренные слова, выделять корень. Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении. Распознавать имя числительное по вопросам.
Различать и группировать однокоренные слова, выделять корень. Находить чередующиеся звуки в корне. Выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу. Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм. Работать с орфографическим словарём.
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. Изменять имена существительные и прилагательные по падежам. Распознавать художественное и научное описание текста. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: род, лицо, число, заменять существительные местоимениями. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Распознавать род, число и форму глаголов. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.
Организация проектной и учебно-исследовательской работы
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Темы проектов: «Рассказ о слове», «Семья слов», «Составляем орфографический словарь», «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках».
Содержание учебного предмета, курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Имя числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение
Включение регионального компонента в содержание обучения русскому языку
Национально-региональный компонент реализуется в ходе изучения следующих тем: «Для чего нужен язык», «Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные», «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)», «Собственные и нарицательные имена существительные».
Содержание программы
Раздел программы. | Часы. | Содержание |
Наша речь и наш язык. | 2ч | Слушание (аудирование). Восприятие и понимание звучащей речи. Говорение. Использование средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения. Отличие письменной речи от устной. |
Текст. | 2ч | Различение предложения и текста. Признаки текста'. |
Предложение. | 12ч | Синтаксис. Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. |
Слово и его лексическое значение. | 6ч | Лексика. Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение слова. Использование словарей русского языка. |
Части речи. | 5 ч | Морфология. |
Однокоренные слова. | 1 ч | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. |
Слово, слог, звуки и буквы. | 7 ч | Фонетика. Графика Звуки и буквы: гласные, согласные. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов. |
| | |
Общее понятие о значимых частях слова. | 16 ч | Состав слова. Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок (простейшие примеры). Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Различение предлогов и приставок. |
Правописание частей слова. | 29 ч | Орфография. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова; Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк — чн. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. |
Имя существительное. | 31 ч | Морфология. Имя существительное, значение и употребление. Различение одушевленных и неодушевленных имен существительных; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и падежам. |
Имя прилагательное. | 19 ч | Имя прилагательное, значение и употребление. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным. |
Местоимение. | 5 ч | Местоимение, значение и употребление. |
Глагол. | 21 ч | Глагол, значение и употребление. Изменение по временам, числам в настоящем , по родам и числам в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Неопределенная форма глагола. |
Повторение изученного за год. | 14 ч | |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Наша речь. Виды речи | 1 |
2 | Реализация НРК Для чего нужен язык? | 1 |
3 | Что такое текст? | 1 |
4 | Типы текстов | 1 |
5 | Что такое предложение? | 1 |
6 | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
7 | Виды предложений по интонации | 1 |
8 | Что такое обращение? | 1 |
9 | Р.р. №1 Обучающее изложение. повествовательного текста | 1 |
10 | Главные и второстепенные члены предложений | 1 |
11 | Упражнение в разборе предложений по членам предложений | 1 |
12-13 | Простое и сложное предложение | 2 |
14- 15 | Что такое словосочетание? | 2 |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» №1 | 1 |
17 | Реализация НРК Слово и его лексическое значение. Слова однозначные и многозначные | 1 |
18 | Синонимы и антонимы | 1 |
19 | Омонимы | 1 |
20 | Р.р. №2 Подробное обучающее изложение после зрительного восприятия текста | 1 |
21 | Работа над ошибками. Слово и словосочетание | 1 |
22 | Реализация НРК Устойчивые словосочетания слов (фразеологизмы) | 1 |
23 | Части речи. | 1 |
24 | Имя существительное. Местоимение | 1 |
25 | Части речи. Имя прилагательное | 1 |
26 | Части речи. Глагол. | 1 |
27 | Имя числительное как часть речи. | 1 |
28 | Однокоренные слова. | 1 |
29 | Р.р. № 3 Обучающее изложение текста по коллективно составленному плану. | 1 |
30 | Работа над ошибками Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы. | 1 |
31 | Звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. | 1 |
32 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 |
33 | Обобщение и закрепление. Слово в языке и речи. | 1 |
34 | Проект «Рассказ о слове» | 1 |
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» №2 | 1 |
36 | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 |
37 | Как найти в слове корень? Упражнение в написании корня в однокоренных словах | 1 |
38 | Контрольный словарный диктант. Сложные слова. | 1 |
39 | Р.р № 4 Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе» | 1 |
40 | Работа над ошибками. Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | 1 |
41 | Обобщение знаний о корне и окончании. | 1 |
42 | Приставка (общее понятие). Как найти в слове приставку? | 1 |
43 | Значение приставок. | 1 |
44 | Суффикс (общее понятие) Как найти в слове суффикс? | 1 |
45 | Значение суффиксов. | 1 |
46 | Основа слова | 1 |
47 | Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу. | 1 |
48 | Р.р № 5 Обучающее изложение | 1 |
49 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» №3 | 1 |
50 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | 1 |
51 | Проект «Семья слов» | 1 |
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 1 |
54 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне | 1 |
55 | Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными | 1 |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | 1 |
57 | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 |
58 | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 |
59 | Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне | 1 |
60 | Р.р №6 Обучающее изложение. Составление текста по сюжетному рисунку | 1 |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
62 | Упражнение в написании слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 1 |
64 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 |
65 | Правописание слов в удвоенными согласными | 1 |
66 | Р.р. №7 Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» №4 | 1 |
68 | Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы –ик\-ек | 1 |
69 | Р.р № 8 Обучающее изложение | 1 |
70 | Упражнение в правописании суффиксов | 1 |
71 | Правописание слов с приставками | 1 |
72 | Упражнение в правописании суффиксов и приставок | 1 |
73 | Приставки и предлоги | 1 |
74 | Правописание приставок и предлогов | 1 |
75 | Слова с разделительным твердым знаком | 1 |
76 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 |
77 | Правописание слов и слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 |
78 | Р.р №9 Обучающее изложение | 1 |
79 | Проверочный диктант по теме «Правописание частей слова» | 1 |
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | 1 |
81 | Учебник «Русский язык» часть 2 Части речи | 1 |
82 | Имя существительное как часть речи | 1 |
83 | Имя существительное и его роль в речи | 1 |
84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 |
85 | Реализация НРК Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
86 | Собственные и нарицательные имена существительные. Изменение имен существительных по числам | 1 |
87 | Р.р № 10 Подробное изложение. | 1 |
88 | Работа над ошибками Реализация НРК Проект «Тайна имени» | 1 |
89 | Изменение имен существительных по числам. Имена существительные , употребляемые в форме единственного числа | 1 |
90 | Изменение имен существительных по числам. Упражнение по развитию связной речи | 1 |
91 | Контрольное списывание с заданием №1 | 1 |
92 | Род имен существительных | 1 |
93 | Определение рода имен существительных в косвенных падежах Имена существительные общего рода | 1 |
94 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 |
95 | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 |
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» №5 | 1 |
97 | Изменение имен существительных по падежам (общее представление о склонении) | 1 |
98 | Упражнение в склонении и определении падежей имен существительных | 1 |
99 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
100 | Р.р № 11 Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 |
101 | Именительный падеж имен существительных | 1 |
102 | Родительный падеж имен существительных | 1 |
103 | Дательный падеж имен существительных | 1 |
104 | Винительный падеж имен существительных | 1 |
105 | Творительный падеж имен существительных | 1 |
106 | Предложный падеж имен существительных | 1 |
107 | Обобщение знаний о падежах имен существительных | 1 |
108 | Обобщение знаний. Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных | 1 |
109 | Р.р. № 12 Подробное изложение повествовательного текста | 1 |
110 | Работа над ошибками. Упражнение в распознавании изученных падежей имен существительных | 1 |
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» №6 | 1 |
112 | Работа над ошибками. НРК Проект «Зимняя страничка» | 1 |
113 | Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи. | 1 |
114 | Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление) | 1 |
115 | Упражнение в употреблении и правописании имен прилагательных | 1 |
116 | Текст-описание. Художественное и научное описание (общее знакомство) | 1 |
117 | Р.р № 13 Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 |
118 | Род имён прилагательных. | 1 |
119 | Изменение имен прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 |
120 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 |
121 | Число имён прилагательных. | 1 |
122 | Изменение имен прилагательных по числам | 1 |
123 | Изменение имен прилагательным по падежам (общее представление) | 1 |
124 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных | 1 |
125 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
127 | Р.р № 14 Отзыв по картине АА. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
128 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 |
129 | Контрольный диктант по теме « Имя прилагательное» №7 | 1 |
130 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Реализация НРК Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 |
131 | Личные местоимения (общее представление) | 1 |
132 | Изменение личных местоимений по родам | 1 |
133 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений | 1 |
134 | Обобщение знаний о местоимении | 1 |
135 | Р.р № 15 Ознакомление с особенностями текста-письма | 1 |
136 | Понятие о глаголе как части речи. Значение и употребление в речи. | 1 |
137 | Упражнение в определении лексического значения глагола | 1 |
138 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов | 1 |
139 | Неопределённая форма глагола. | 1 |
140 | Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме | 1 |
141 | Число глаголов. Изменение глаголов по числам | 1 |
142 | Упражнение в распознавании глаголов единственного и множественного числа | 1 |
143 | Времена глаголов | 1 |
144 | Времена глаголов . 2-е лицо глаголов | 1 |
145 | Изменение глаголов по временам | 1 |
146 | Упражнение в изменении глагола по временам | 1 |
147 | Р.р. № 16 Контрольное изложение | 1 |
148 | Роль глаголов прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 |
149 | Упражнение в определении рода глагола в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. | 1 |
150 | Частица не с глаголами | 1 |
151 | Правописание частицы не с глаголами | 1 |
152 | Обобщение знаний о глаголе | 1 |
153 | Контрольное списывание №2 | 1 |
154 | Обобщение знаний о глаголе | 1 |
155 | Обобщение знаний о глаголе | 1 |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» №8 | 1 |
157 | Части речи | 1 |
158 | Части речи | 1 |
159 | Р.р №17 Обучающее изложение. | 1 |
160 | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 |
161 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 |
162 | Правописание приставок и предлогов. | 1 |
163 | Правописание безударных гласных | 1 |
164 | Правописание значимых частей слов | 1 |
165 | Стандартизированная контрольная работа | 1 |
166. | Анализ контрольного диктанта | 1 |
167 | Повторение. Однокоренные слова. Контрольный словарный диктант | 1 |
168 | Контрольное списывание №3 | 1 |
169 | Комплексная работа | 1 |
170 | КВН «Знатоки русского языка» | 1 |