СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большекирсановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Хайло Василия Александровича



«Утверждаю»

Директор МБОУ

Большекирсановской сош

им. Героя Советского Союза Хайло В.А.

Приказ от 31.08.2021 № 107

__________ Е.А.Карпенко




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

русский язык – 5 класс

(наименование учебного предмета (курса)

уровень основного общего образования

(уровень, ступень образования)











Хачатурян Нара Вааговна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории


«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания

ВМО учителей русского языка и литературы

МБОУ Большекирсановской сош им.

Героя Советского Союза Хайло В.А.

от _31.08.2021 года № 1

_________Л.Г.Мальцева


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

____________Д.В.Орлов

31.08.2021









х. Большая Кирсановка

2021г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 с изменениями);

  • Приказом Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями на 23 декабря 2020 года);

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 с изменениями);

  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большекирсановской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Хайло В.А. Матвеево -Курганского района Ростовской области, утвержден приказом отделом образования Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области № 456 от 16.12.2014 г.

  • Учебный план МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А., на 2021-2022 учебный год.

  • На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большекирсановской сош им.Героя Советского Союза Хайло В.А. с учётом программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская; науч. ред. Н.М.Шанский– 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017. «Русский язык» в 2 ч., 5 класс, 2017 год, изд. М.: Просвещение

Рабочая программа ориентирована на учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

«Русский язык» в 2 ч., 5 класс, 2017 год, изд. М.: «Просвещение».


Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 5 классе 5 часов.(9 контрольных диктантов).


В 2021-2022 уч.году количество часов – 175 (в год), но программа будет реализована за 166 ч. , так 9 часов выпадает на праздничные дни. Срок реализации рабочей программы - 1 год (2021-2022 уч.год).

Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС.




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции


Раздел 1. Речь и речевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.


Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

Раздел 3. Текст

1.Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы , основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля и жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью). Официально-делового ( расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции


Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. (В. Даль, Н.М. Шанский)


2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий меду литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.


Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написании слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Раздел 7. Графика

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’]

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.


Раздел 8. Морфемика и словообразование

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.


Раздел 9. Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского язык с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного лексического запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.


Раздел 10. Морфология

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.


Раздел 11. Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.

Проведение синтаксического разбора словосочетания и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.


Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: Получит возможность узнать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.










ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, восприни­маемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте глав­ную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысло­вые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по со­держанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать инфор­мацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; по­дробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные выска­зывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных язы­ковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных ти­пов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (со­чинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествова­ние, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, наруше­ние логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержа­нии высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безудар­ные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художествен­ном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее упо­требительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.

Графика. Правильно произносить названия букв русского ал­фавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словаря­ми; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на осно­ве смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться слова­рем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оце­ночными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значе­ние слов разными способами (описание, краткое толкование зна­чения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематиче­ские группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; нахо­дить в тексте выразительные приемы, основанные на употребле­нии слова в переносном значении; владеть наиболее употребитель­ными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи), пра­вильно указывать морфологические признаки имен существи­тельных, прилагательных и глаголов; Получит возможность узнать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы на­клонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреб­лять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группиро­вать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изу­ченных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначе­ния; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

  1. Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предло­жении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета­ния по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, ослож­ненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и кон­струировать предложения с прямой речью. Владеть правиль­ным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и ис­пользовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуации.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

• Получит возможность узнать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства

межнационального общения;

смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
» основные признаки стилей языка;

признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)
для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь:

различать разговорную речь и другие стили;

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен
мнениями);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета;

« осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

5-й класс

по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстовописаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.






Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс


п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Язык и общение

Вспоминаем и повторяем 23ч


1

1.09

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

2

2.09

Читаем на уроке учебник. Слушаем на уроке.

1

3

3.09

Стили речи.

1

4

6.09

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

5

7.09

Орфограмма.

1

6

8.09

Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова.

1

7

9.09

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

8

10.09

Буквы и, у, а после шипящих.

1

9

13.09

Административный контрольный диктант.

1

10

14.09

Разделительные ъ и ь.

1

11

15.09

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

12

16.09

Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому).

1

13

17.09

Части речи.

1

14

20.09

Глагол.

1

15

21.09

-Тся и –тьсяв глаголах

1

16

22.09

Личные окончания глаголов

1

17

23.09

Тема текста.

1

18

24.09

Имя существительное.

1

19

27.09

Имя прилагательное.

1

20

28.09

Местоимение.

1

21

29.09

Основная мысль текста.

1

22

30.09

Контрольный диктант «За грибами»

1

23

01.10

Работа над ошибками

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 23 ч

24

4.10

Синтаксис и пунктуация.

1

25

5.10

Словосочетание.

1

26

6.10

Разбор словосочетания.

1

27

7.10

Предложение.

1

28

8.10

Виды предложений по цели высказывания.

1

29

11.10

Восклицательные предложения.

1

30

12.10

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

31

13.10

Сказуемое.

1

32

14.10

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

33

15.10

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

1

34

18.10

Дополнение

1

35

19.10

Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластова «Летом»)

1

36

20.10

Анализ сочинения. Определение

1

37

21.10

Обстоятельство.

1

38

22.10

Предложения с однородными членами.

1

39

25.10

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

40

26.10

Предложения с обращениями.

1

41

27.10

Письмо.

1

42

28.10

Синтаксический разбор простого предложения.

1

43

29.10

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

44

8.11

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

45

9.11

Прямая речь.

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 18 ч

46

10.11

Фонетика. Гласные звуки.

1

47

11.11

Фонетика. Гласные звуки.

1

48

12.11

Диалог.

1

49

15.11

Повторение.

1

50

16.11

Контрольный диктант. По теме «Синтаксис»

1

51

17.11

Анализ контрольной работы по теме «Синтаксис»

1

52

18.11

Согласные звуки.

1

53

19.11

Изменение звуков в потоке речи.

1

54

22.11

Согласные твердые и мягкие.

1

55

23.11

Согласные звонкие и глухие.

1

56

24.11

Графика. Алфавит.

1

57

25.11

Систематизация знаний по теме: «Прямая речь»

1

58

26.11

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

59

29.11

Двойная роль букв е, ё, ю,я.

1

60

30.11

Орфоэпия.

1

61

1.12

Фонетический разбор слова.

1

62

2.12

Фонетический разбор слова.

1

63

3.12

Повторение.

1

Лексика. Культура речи 7ч

64

6.12

Слово и его лексическое значение

1

65

7.12

Однозначные и многозначные слова

1

66

8.12

Прямое и переносное значение слов

1

67

9.12

Омонимы

1

68

10.12

Синонимы

1

69

13.12

Антонимы

1

70

14.12

Административный полугодовой диктант

1

Морфемика. Орфография. Культура речи 22 ч.

71

15.12

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

72

16.12

Окончание

1

73

17.12

Основа слова

1

74

20.12

Корень слова

1

75

21.12

Корень слова

1

76

22.12

Обобщение материала

1

77

23.12

Суффикс

1

78

24.12

Суффикс

1

79

27.12

Приставка

1

80

28.12

Чередование звуков. Беглые гласные.

1

81

10.01

Варианты морфем

1

82

11.01

Морфемный разбор слова

1

83

12.01

Морфемный разбор слова

1

84

13.01

Правописание гласных и согласных в приставках

1

85

14.01

Буквы з,сна конце приставок.

1

86

17.01

Выборочное изложение с изменением лица

1

87

18.01

Буквы а-о в корне –лаг-лож

1

88

19.01

Буквы а-о в корне -раст-рос-

1

89

20.01

Буквы ё-о после шипящих в корне

1

89

21.01

Буквы и-ы после ц

1

90

24.01

Повторение по теме : «Ьуквы а-о в корне –лаг-лож»

1

91

25.01

Повторение по теме : «Ьуквы и-ы после ц»

1

Морфология. Орфография. Культура речи 73 ч.

92

26.01

Имя существительное как часть речи

1

93

27.01

Доказательства в рассуждении

1

94

28.01

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

95

31.01

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1


1.02

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

96

2.02

Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

1

97

3.02

Контрольный диктант

1

98

4.02

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте.

1

99

7.02

Род имен существительных

1

100

8.02

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

101

9.02

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

102

10.02

Три склонения имен существительных.

1

103

11.02

Три склонения имен существительных.

1

104

14.02

Падеж имен существительных

1

105

15.02

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

106

16.02

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

107

17.02

Множественное число имен существительных.

1

108

18.02

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

109

22.02

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

110

28.02

Морфологический разбор имени существительного.

1

111

1.03

Морфологический разбор имени существительного.

1

112

02.03

Диктант по теме «Имя существительное»

1

113-114

4.03-

5.03

Имя прилагательное как часть речи.

2

115

9.03

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

116-117

10.03

11.03

Прилагательные полные и краткие

2

118-119

14.03

15.03

Прилагательные полные и краткие

2

120

16.03

Описание животного на основе изображенного.

1

121

17.03

Морфологический разбор имени прилагательного

1

122

18.03

Морфологический разбор имени прилагательного

1

123

28.03

Повторение по теме : «Имя прилагательное»

1

124

29.03

Глагол как часть речи

1

125

30.03

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида

1

126

31.03

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида

1

127

01.04

Не с глаголами.

1

127

4.04

Не с глаголами.

1

128

5.04

Рассказ

1

129-130

6.04

7.04

Неопределенная форма глагола.

2

131

8.04

Неопределенная форма глагола.

1

132

11.04

Употребление неопределенной формы.

1

133

12.04

Употребление неопределенной формы.

1

134

13.04

Правописание –тся и –тьсяв глаголах.

1

135

14.04

Виды глагола

1

136

15.04

Повторение по теме : «Глагол»

1

137

18.04

Контрольный диктант «Глагол»

1

138

19.04

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида

1

139

20.04

Времена глаголов

1

140

21.04

Настоящее время

1

141

22.04

Настоящее время

1

142

25.04

Будущее время

1

143

26.04

Прошедшее время

1

144

27.04

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

145

28.04

Буквы е-и в корнях с чередованием

1

146

29.04

Невыдуманный рассказ (о себе)

1

146

04.05-

Сочинение «Мое любимое животное»

1

148-149-150

05.05-

06.05

11.05

Спряжение глаголов

3

151-152

12.05

13.05

Невыдуманный рассказ (о себе)

2

153-154

16.05

17.05

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

2

155-156

18.05 -19.05

Спряжение глаголов

2

157

20.05

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

158

23.05

Морфологический разбор глагола

1

159

24.05

Морфологический разбор глагола

1

160

25.05

Употребление времен

Употребление «живописного настоящего» в повествовании.

1

161

26.05

Административный годовой контрольный диктант

1

162

27.05

Повторение изученного за курс 5 класса

1










График контрольных работ

по русскому языку 5 кл. на 2021-2022 уч.г.



15.09

Административный контроль. Контрольный диктант.

30.09

Контрольный диктант «За грибами»

12.10

Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом»)

09.11

Контрольный диктант. По теме «Синтаксис»

25.11

Описание предмета. Сочинение-описание

14.12

Административный полугодовой диктант

23.12

Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег»)

13.01

Выборочное изложение с изменением лица

26.01

Контрольный диктант

3.02

Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»)

16.02

Контрольный диктант по теме «Имя существительное

02.03

Диктант по теме «Имя существительное»

17.03

Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю»)

18.04

Контрольный диктант «Глагол»

27.04

Сочинение «Мое любимое животное»

18.05

Административный годовой контрольный диктант