Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большекирсановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Хайло Василия Александровича
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Большекирсановской сош
им. Героя Советского Союза Хайло В.А.
Приказ от 31.08.2021 № 107
__________ Е.А.Карпенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
русский язык – 5 класс
(наименование учебного предмета (курса)
уровень основного общего образования
(уровень, ступень образования)
Хачатурян Нара Вааговна, учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания ВМО учителей русского языка и литературы МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А. от _31.08.2021 года № 1 _________Л.Г.Мальцева | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Д.В.Орлов 31.08.2021 |
х. Большая Кирсановка
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 с изменениями);
Приказом Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями на 23 декабря 2020 года);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 с изменениями);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Большекирсановской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Хайло В.А. Матвеево -Курганского района Ростовской области, утвержден приказом отделом образования Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области № 456 от 16.12.2014 г.
Учебный план МБОУ Большекирсановской сош им. Героя Советского Союза Хайло В.А., на 2021-2022 учебный год.
На основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Большекирсановской сош им.Героя Советского Союза Хайло В.А. с учётом программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская; науч. ред. Н.М.Шанский– 7-е изд. – М.: «Просвещение», 2017. «Русский язык» в 2 ч., 5 класс, 2017 год, изд. М.: Просвещение
Рабочая программа ориентирована на учебник Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов
«Русский язык» в 2 ч., 5 класс, 2017 год, изд. М.: «Просвещение».
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 5 классе 5 часов.(9 контрольных диктантов).
В 2021-2022 уч.году количество часов – 175 (в год), но программа будет реализована за 166 ч. , так 9 часов выпадает на праздничные дни. Срок реализации рабочей программы - 1 год (2021-2022 уч.год).
Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст
1.Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально- смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы , основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля и жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью). Официально-делового ( расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Выдающиеся отечественные лингвисты. (В. Даль, Н.М. Шанский)
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире. Понимание различий меду литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написании слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [J’]
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Лексика русского язык с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов. Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного лексического запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов. Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Стилистические пласты лексики. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные. Виды односоставных предложений. Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции. Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. сложные предложения союзные (сложносочиненные, сложноподчиненные) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетания и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники. Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: Получит возможность узнать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи), правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; Получит возможность узнать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т. п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуации.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
• Получит возможность узнать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
» основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)
для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться
лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен
мнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского
литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
« осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления
культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательныйинтерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
5-й класс
– по фонетике и графике: производить фонетический разбор
слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстовописаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
Язык и общение Вспоминаем и повторяем 23ч | |
1 | 1.09 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 |
2 | 2.09 | Читаем на уроке учебник. Слушаем на уроке. | 1 |
3 | 3.09 | Стили речи. | 1 |
4 | 6.09 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 |
5 | 7.09 | Орфограмма. | 1 |
6 | 8.09 | Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
7 | 9.09 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
8 | 10.09 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 |
9 | 13.09 | Административный контрольный диктант. | 1 |
10 | 14.09 | Разделительные ъ и ь. | 1 |
11 | 15.09 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 |
12 | 16.09 | Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому). | 1 |
13 | 17.09 | Части речи. | 1 |
14 | 20.09 | Глагол. | 1 |
15 | 21.09 | -Тся и –тьсяв глаголах | 1 |
16 | 22.09 | Личные окончания глаголов | 1 |
17 | 23.09 | Тема текста. | 1 |
18 | 24.09 | Имя существительное. | 1 |
19 | 27.09 | Имя прилагательное. | 1 |
20 | 28.09 | Местоимение. | 1 |
21 | 29.09 | Основная мысль текста. | 1 |
22 | 30.09 | Контрольный диктант «За грибами» | 1 |
23 | 01.10 | Работа над ошибками | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 23 ч |
24 | 4.10 | Синтаксис и пунктуация. | 1 |
25 | 5.10 | Словосочетание. | 1 |
26 | 6.10 | Разбор словосочетания. | 1 |
27 | 7.10 | Предложение. | 1 |
28 | 8.10 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
29 | 11.10 | Восклицательные предложения. | 1 |
30 | 12.10 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 |
31 | 13.10 | Сказуемое. | 1 |
32 | 14.10 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
33 | 15.10 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения | 1 |
34 | 18.10 | Дополнение | 1 |
35 | 19.10 | Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластова «Летом») | 1 |
36 | 20.10 | Анализ сочинения. Определение | 1 |
37 | 21.10 | Обстоятельство. | 1 |
38 | 22.10 | Предложения с однородными членами. | 1 |
39 | 25.10 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
40 | 26.10 | Предложения с обращениями. | 1 |
41 | 27.10 | Письмо. | 1 |
42 | 28.10 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 |
43 | 29.10 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 |
44 | 8.11 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 |
45 | 9.11 | Прямая речь. | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 18 ч |
46 | 10.11 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 |
47 | 11.11 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 |
48 | 12.11 | Диалог. | 1 |
49 | 15.11 | Повторение. | 1 |
50 | 16.11 | Контрольный диктант. По теме «Синтаксис» | 1 |
51 | 17.11 | Анализ контрольной работы по теме «Синтаксис» | 1 |
52 | 18.11 | Согласные звуки. | 1 |
53 | 19.11 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 |
54 | 22.11 | Согласные твердые и мягкие. | 1 |
55 | 23.11 | Согласные звонкие и глухие. | 1 |
56 | 24.11 | Графика. Алфавит. | 1 |
57 | 25.11 | Систематизация знаний по теме: «Прямая речь» | 1 |
58 | 26.11 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 |
59 | 29.11 | Двойная роль букв е, ё, ю,я. | 1 |
60 | 30.11 | Орфоэпия. | 1 |
61 | 1.12 | Фонетический разбор слова. | 1 |
62 | 2.12 | Фонетический разбор слова. | 1 |
63 | 3.12 | Повторение. | 1 |
Лексика. Культура речи 7ч |
64 | 6.12 | Слово и его лексическое значение | 1 |
65 | 7.12 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
66 | 8.12 | Прямое и переносное значение слов | 1 |
67 | 9.12 | Омонимы | 1 |
68 | 10.12 | Синонимы | 1 |
69 | 13.12 | Антонимы | 1 |
70 | 14.12 | Административный полугодовой диктант | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи 22 ч. |
71 | 15.12 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 |
72 | 16.12 | Окончание | 1 |
73 | 17.12 | Основа слова | 1 |
74 | 20.12 | Корень слова | 1 |
75 | 21.12 | Корень слова | 1 |
76 | 22.12 | Обобщение материала | 1 |
77 | 23.12 | Суффикс | 1 |
78 | 24.12 | Суффикс | 1 |
79 | 27.12 | Приставка | 1 |
80 | 28.12 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 |
81 | 10.01 | Варианты морфем | 1 |
82 | 11.01 | Морфемный разбор слова | 1 |
83 | 12.01 | Морфемный разбор слова | 1 |
84 | 13.01 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
85 | 14.01 | Буквы з,сна конце приставок. | 1 |
86 | 17.01 | Выборочное изложение с изменением лица | 1 |
87 | 18.01 | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 |
88 | 19.01 | Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 |
89 | 20.01 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
89 | 21.01 | Буквы и-ы после ц | 1 |
90 | 24.01 | Повторение по теме : «Ьуквы а-о в корне –лаг-лож» | 1 |
91 | 25.01 | Повторение по теме : «Ьуквы и-ы после ц» | 1 |
Морфология. Орфография. Культура речи 73 ч. |
92 | 26.01 | Имя существительное как часть речи | 1 |
93 | 27.01 | Доказательства в рассуждении | 1 |
94 | 28.01 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
95 | 31.01 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
| 1.02 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
96 | 2.02 | Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 1 |
97 | 3.02 | Контрольный диктант | 1 |
98 | 4.02 | Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте. | 1 |
99 | 7.02 | Род имен существительных | 1 |
100 | 8.02 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
101 | 9.02 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
102 | 10.02 | Три склонения имен существительных. | 1 |
103 | 11.02 | Три склонения имен существительных. | 1 |
104 | 14.02 | Падеж имен существительных | 1 |
105 | 15.02 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 |
106 | 16.02 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 |
107 | 17.02 | Множественное число имен существительных. | 1 |
108 | 18.02 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 |
109 | 22.02 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 |
110 | 28.02 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
111 | 1.03 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 |
112 | 02.03 | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
113-114 | 4.03- 5.03 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 |
115 | 9.03 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 |
116-117 | 10.03 11.03 | Прилагательные полные и краткие | 2 |
118-119 | 14.03 15.03 | Прилагательные полные и краткие | 2 |
120 | 16.03 | Описание животного на основе изображенного. | 1 |
121 | 17.03 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
122 | 18.03 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
123 | 28.03 | Повторение по теме : «Имя прилагательное» | 1 |
124 | 29.03 | Глагол как часть речи | 1 |
125 | 30.03 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 |
126 | 31.03 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 |
127 | 01.04 | Не с глаголами. | 1 |
127 | 4.04 | Не с глаголами. | 1 |
128 | 5.04 | Рассказ | 1 |
129-130 | 6.04 7.04 | Неопределенная форма глагола. | 2 |
131 | 8.04 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
132 | 11.04 | Употребление неопределенной формы. | 1 |
133 | 12.04 | Употребление неопределенной формы. | 1 |
134 | 13.04 | Правописание –тся и –тьсяв глаголах. | 1 |
135 | 14.04 | Виды глагола | 1 |
136 | 15.04 | Повторение по теме : «Глагол» | 1 |
137 | 18.04 | Контрольный диктант «Глагол» | 1 |
138 | 19.04 | Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида | 1 |
139 | 20.04 | Времена глаголов | 1 |
140 | 21.04 | Настоящее время | 1 |
141 | 22.04 | Настоящее время | 1 |
142 | 25.04 | Будущее время | 1 |
143 | 26.04 | Прошедшее время | 1 |
144 | 27.04 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 |
145 | 28.04 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 |
146 | 29.04 | Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 |
146 | 04.05- | Сочинение «Мое любимое животное» | 1 |
148-149-150 | 05.05- 06.05 11.05 | Спряжение глаголов | 3 |
151-152 | 12.05 13.05 | Невыдуманный рассказ (о себе) | 2 |
153-154 | 16.05 17.05 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 2 |
155-156 | 18.05 -19.05 | Спряжение глаголов | 2 |
157 | 20.05 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 |
158 | 23.05 | Морфологический разбор глагола | 1 |
159 | 24.05 | Морфологический разбор глагола | 1 |
160 | 25.05 | Употребление времен Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | 1 |
161 | 26.05 | Административный годовой контрольный диктант | 1 |
162 | 27.05 | Повторение изученного за курс 5 класса | 1 |
График контрольных работ
по русскому языку 5 кл. на 2021-2022 уч.г.
15.09 | Административный контроль. Контрольный диктант. |
30.09 | Контрольный диктант «За грибами» |
12.10 | Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом») |
09.11 | Контрольный диктант. По теме «Синтаксис» |
25.11 | Описание предмета. Сочинение-описание |
14.12 | Административный полугодовой диктант |
23.12 | Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») |
13.01 | Выборочное изложение с изменением лица |
26.01 | Контрольный диктант |
3.02 | Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница») |
16.02 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное |
02.03 | Диктант по теме «Имя существительное» |
17.03 | Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю») |
18.04 | Контрольный диктант «Глагол» |
27.04 | Сочинение «Мое любимое животное» |
18.05 | Административный годовой контрольный диктант |