СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Заполярная средняя общеобразовательная школа»



«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР МОУ «Заполярная СОШ»

________________ Хахонина М.С.

«__» ___________2018 г.

«Утверждено»

Руководитель МОУ «Заполярная СОШ»

__________________ Юнусова Е.В.

Приказ № от «» 2018г.









Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

для учащихся 3 класса









Составитель программы:

Антофий И.А.,

учитель начальных классов














п. Заполярный 2018 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования НОО и с учетом примерной программы по учебному курсу «Русский язык», разработанной Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В


В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

  • познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

  • социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Планируемые результаты обучения русскому языку в 3 классе

Личностные результаты:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

  • делить слова на части для переноса;

  • производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 60 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

  • буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов;

  • буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;

  • слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой;

  • писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  • обращать внимание на особенности употребления слов;

  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его


Содержание учебного курса

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в слонах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).

Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).

Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).

Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.

Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».  Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Общее представление о частях речи.

Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.

Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в рёчевом общении, его коммуникативная функция.

Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;

  • сочетания чк—чн, чт, щн;

  • перенос слов;

  • заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном речне слов);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

  • разделительные ъ и ь;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных {ночь, )ЖЬ, мышь);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ъя, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • не с глаголами;

  • мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единствен- ого числа (пишешь, учишь) ;

  • мягкий знак в глаголах на -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой, в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).        

План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности богатства и выразительности письменной речи; использование в тексте синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Климановой Л.В., Бабушкиной Т.В. из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год..






Тематический план



Название раздела и тем курса

Количество часов

Виды деятельности

Формы организации учебных занятий

1

Мир общения. Повторяем – узнаём новое

14 часов

Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (со­беседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат.. Слушать речь собеседника, т. е. про­водить элементарный анализ речи (с помощью учителя), по­нимать ее основную мысль, задавать вопросы. Говорить вы­разительно, понятно, логично, чётко формулировать мысль в словесной форме. соблюдать необходимые нормы орфоэпии. Составлять диа­логи, основанные на правилах продуктивного общения. Писать буквы, слова и предложе­ния в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объ­яснять значение правильного написания слова для лучшего восприятия письменной речи. Распознавать предложения, словосочетания, текст. Отличать текст от набора предложений, устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Распознавать виды текстов: повествование, описание, рас­суждение. Писать изложения небольших текстов по предвари­тельно составленному плану. Писать сочинение повествова­тельного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям (после предварительной подготовки). Писать сочинение-описание (после предварительной подготовки).

Самостоятельная работа, игра, контрольная работа,


2

Язык – главный помощник в общении

41 час

Доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства; что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа Проводить звуко-буквенный анализ слов Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить слова по слогам Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объ­яснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм про­верки орфограмм. Записывать под диктовку слова без оши­бок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты Сравнивать слова по значению и форме (синонимы, антони­мы и др.). Находить в учебнике и других книгах необходи­мую информацию. Распознавать в тексте синонимы и анто­нимы. Различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции — быть средством номинации или сред­ством выражения законченной мысли. Составлять словосоче­тания по заданным моделям. Находить словосочетания в предложении Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения Проводить звуко-буквенный анализ слов Обозначать на письме интонацию перечисления в предложе­ниях с однородными членами

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия, консультации

3

Состав слова




14 часов

Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание. Образовывать слова по заданным сло­вообразовательным моделям. Объяснять значение морфем (корня, приставки, суффикса) Находить в слове орфограмму, определять её тип, применять нужный алгоритм для её проверки. Переносить слова с удво­енными согласными в корне, на стыке приставки и корня слова с мягким знаком (ь). Каллиграфически правильно спи­сывать предложения и тексты, проверять написанное. Пи­сать правильно слова с непроверяемыми написаниями при необходимости проверять их написание по орфографическо­му словарю. Писать под диктовку тексты с изученными ор­фограммами: безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый зна­ки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак после шипящих в конце имён существи­тельных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложе­ния и при перечислении. Самостоятельно определять ударе­ние в словах, делить слова на слоги, переносить слова по сло­гам. Составлять с помощью условных обозначений схему со­става слова. Образовывать слова по указанным схемам. Объяснять написание основных приставок русского языка, различать приставку и предлог. Объяснять значение, которое привносит в слово приставка. Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс (простые случаи). Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффиксов. Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Образовывать сложные слова на базе предложенных сочета­ний слов. Разбирать сложные слова по составу

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия, консультации

4

Части речи

4 часа

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия, консультации

5

Имя существительное

37 часов

Употреблять имена существительные в составе словосочета­ний и предложений. Образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окон­чаний Определять род имён существительных, согласовывать с ни­ми другие части речи (имена прилагательные, глаголы прошед­шего времени). Употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода Сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие Называть падежи имён существительных по порядку. Назы­вать вопросы падежей имён существительных. Изменять су­ществительные по падежам. Определять падеж имён сущест­вительных по предложенному алгоритму. Разбирать имя существительное: называть начальную форму, определять, собственное оно или нарицательное, одушевлён­ное или неодушевлённое, указывать род, число, падеж

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия, консультации

6

Местоимение

3 часа

Сравнивать по значению и по функции имена существитель­ные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия, консультации

7

Глагол

31 час

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грам­матических признаков Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени Писать мягкий знак после ч в глаголах неопределённой формы Наблюдать за изменением глаголов по числам Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения термина) Писать раздельно не с глаголами Определять грамматические признаки глаголов (время и число). Использовать грамотно нужные формы глаголов в устных высказываниях и в письменной речи

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия, консультации

8

Имя прилага

тельное

20 часов

Определять связь имени прилагательного с именем существи­тельным. Анализировать роль имён прилагательных в художе­ственных текстах. Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать имена прилагательные в собственной устной и письменной речи Применять алгоритм определения рода, числа и падежа име­ни прилагательного

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия, консультации

9

Повторе

ние

10 часов

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно использовать их

Самостоятельная работа, контрольная работа, практические занятия,

зачёт,


Итого:

170 часов




Формы и виды контроля

Контроль над уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Критерии оценки работ по русскому языку


Критерии оценки диктанта

В диктантах отметка выставляется в зависимости от количества допущенных ошибок: «5» - без ошибок или (не более одного исправления), «4» - 1-2 орфографических ошибок и 1 пунктуационная или (1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки), «3» - 3-5 орфографических ошибок или а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационных ошибки, б) 4 орфографические и 2 пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибки , «2» - больше 5 ошибок. Таким же образом оценивается грамотность в изложении и сочинении. В словарных диктантах и списываниях:


Критерии оценки грамматического задания:

(Примерно 2-3 задания должны быть связаны с текстами диктанта (списывания), с изучаемым материалом по грамматике и правописанию)

«5»-без ошибок

«4»-не менее ¾ заданий

«3»-не менее половины заданий

«2»- учащийся не справился с большинством заданий

Задания максимального уровня оцениваются отдельно и только при успешном выполнении.

Критерии оценки за словарный диктант:

1 класс- 7-8 слов «5» - без ошибок

2 класс -от 10-12 слов 4» - 1-2 ошибки и 1 исправление

3 класс - от 12-15 слов «3» - 3 ошибки и 1 исправление

4 класс - до 20 слов «2»-от 5 до 7 ошибок

.

Учебно-методический комплекс

Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной Русский язык: учебник для 3класса: в 2 ч. – М.: Издательство Просвещение, 2016 год

Дополнительная литература: Л.Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной Русский язык:. Методическое пособие к учебнику « Русский язык» 3 класс. – М.: Издательство Просвещение, 2016 год
















Приложение


Контрольная работа № 1 по теме: «Речевое общение».

Осенний лес.

Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки. Осенний лес был в золотистых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!


Контрольный диктант №2 по теме «Девять правил орфографии»

Зимний вечер.

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко хрустел снег под ногами. На звездном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни надели на головы пушистые шапки. Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.


Проверочная работа по теме: «Слово и его значение».

Диктант.

Скучная картина.


Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина. Только тяжёлая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым небом. Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.

1)В первом предложении найти гл. члены предложения

2)Выписать два слова с безуд. проверяемой гласной в коне слова, подобрать пров. слово


Контрольная работа №3 по теме «Слово и его значение».

Снегирь.

Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким, красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в начале зимы


Грамматические задания

1.

2.


Контрольный диктант №6 по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода»

На охоте.

Вот первый луч солнце осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это прокричал сыч. У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц. В этих лесах встречается тетерев-косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли на поляну и затаились. В кустах кто-то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи. И все же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К сторожке мы подошли за полночь.

Грамматические задания

1.

2.


Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное»

Летучая мышь

Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днем летучая мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.

Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши — ночные хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.

Ученые пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идет назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

По В. Бианки

Слова для справок: увидели, способность. (Письмо под диктовку.)



Грамматические задания

—  Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания, определите род, число, падеж.

—  Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.

Вспоминать о лете — ..., новость о поражении —..., мечтать о мире-....

—  Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном падеже.

Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и (груши).




Контрольная работа №8 по теме «Глагол как часть речи»

Не бери в лес ружьё.


В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом – на расстояние стрелы. А что ему было делать? Нужно было есть и шить одежду. С тех пор это расстояние растёт. И вот уже не подпускает к себе зверь и на ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам враждовать с дикими животными? Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не похож на лесного. Человек идёт в лес. Но всё живое в ужасе бежит от человека. Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх. Не бери в лес ружьё. Не поднимай палку и не тянись за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.


Контрольная работа №9 по теме «Имя прилагательное»

Деревья скрипят.


Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот скрип. Раньше я все ночёвки под скрипучим деревом и устраивал. И за весёлым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – всё скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит дерево. То растут два дерева тесно, упёрлись друг к другу сучьями – вот и скрипят. То ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят. Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок – скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит. Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу деревья скрипят. И каждое по-особому, о своём


Контрольные работы  по русскому языку 3­й класс 
2016­2017 уч.год
1 четверть 
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2­м классе» (входная
работа)
«Осенний лес»
    Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки.
Осенний лес был в золотых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и
листвой.   Вот   стайка   крикливых   дроздов   слетела   с   рябины.   Над   моей   головой
раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы
отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!
По Г. Скребицкому
Грамматические задания:
1.   Выпишите   из   текста   слова   с   безударными   гласными.   Подберите   к   ним
проверочные слова.
 2. Запишите слова речевого этикета.
Диктант по теме «Девять правил орфографии» 
«Зимний вечер» 
    Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко
хрустел снег под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга
намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни
надели на головы пушистые шапки. 
    Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть
видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
Слова для справок: повис, появилась, затопили, запылал.
Грамматическое задание:
 Разделите слова для переноса.
Майский, подъезд, вьюга, речка.
2 четверть
Диктант по теме «Слово и его значение»
«Скучная картина»
         Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина.
Только  тяжелая  мокрая  ворона  садится  на  голую  ветку  и  кричит. Галки   летают
стаями.   Частый   дождик   мочит   землю.     Она   выглядит   уныло   под   темным   серым
небом. 
          Потянулись   с   севера   на   юг   длинные   караваны   гусей,   уток,   журавлей.     С
прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами»
«Снегирь»  
    Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают
на   зимовку   в   наши   края.  Резко   выделяется   снегирь   на   фоне   снега   своим   ярким
красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно
любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там
гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в
начале зимы.
 Контрольная работа по теме: «Состав слова»
«Синички»
 Стоит чудесный зимний денёк. Под мое окошко летят прелестные птички.  Смотрю 
на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка. 
Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек 
повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
    Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное  сало. Радостно им.
    Слова для справок: будто, словно.
 Тест «Проверь себя» (с.121 учебника)
1.Выберите правильный ответ.
Основа – это:
 часть слова без окончания;
 корень слова.
2. Выделите две группы родственных слов. Запишите их, корни подчеркните.
Липкий,  залеплять,  прилип,  налипать,  налепить, 
прилипчивость, лепить,  отлепить,  липнуть,  вылепить, лепка.
3.  Разберите слова по составу. Обозначьте условными знаками каждую часть
слова.
Перелесок,  подводный,  приходят,  ледоход,   самокат, помидоры,  журавлики.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
«Веселая елочка»
  Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елку. На праздник пришли
гости. Всем было весело. Мама была грустная. Она ждала сына­моряка. Раздался
звонок. Ребята быстро подбежали к дверям.  В комнату пришел Дед Мороз.  Он стал
раздавать детям подарки.   Потом Дед Мороз снял седую бороду.   Мама увидела
сына­ моряка.  Радостная была эта встреча!

Слова для справок: Новый год, Дед Мороз, пришел,увидела.
Грамматические задания:
1.
2.
 Во втором предложении подчеркните главные члены.
  Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, с непроизносимой
согласной, подберите проверочные слова
 

Проверочная работа по теме «Имя существительное» 
Тест «Проверь себя» (с.150,151 учебника)
1. Выберите и запишите более точное определение.
2.
Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
и  обозначает предмет.
  Распределите   имена   существительные   на   две   группы.     По   каким
признакам вы это сделаете?
Скворец,   моряк,   зима,   сказка,   лесник,   море,   школьник,   журнал,   учитель,
скворечник,   журналист,   лес,   история,   зимовщики,   историк,   школа,   учение,
сказочник. 
3. Запишите текст, подобрав имена собственные к выделенным словам и
вставив пропущенные буквы. 
               Летом я г..стил в д..ревне у бабушки.  Каждое утро мы бегали на реч..ку. С
нами вс..гда был щенок.  Мои друз..я научили  меня х..рошо плавать.

4. Поставьте имена существительные во множественное число и запишите
их.  Выделите окончания. Подчеркните орфограммы.  Выделенные слова
разберите по составу.
Карандаш,   аллея,   бассейн,   растение,   пассажир,   рассказчик,   воробей,   город,
береза, ветер, герой, год, подснежник.
  Распределите имена существительные в две группы в зависимости от
того, изменяются или не изменяются они по числам. Подчеркните слова с
непроверяемыми написаниями. Обозначьте известные вам орфограммы.
Каникулы, пруд, дрожжи, стрелки, хлопоты, сапоги, волк, чернила, тетрадки,
портфель, щи, ложки, ворота, дверь, комнаты.
  Озаглавьте   текст   и   запишите   его,   вставляя   пропущенные   буквы   и
раскрывая скобки.  Найдите имена существительные, обозначьте их.
 
 В   (Р,р)оссии   множество   озер.     Оз..ро   может   быть   больш..м   или
мал..ньким,глубоким или мелким.   Но все озера России пр..красны. Ч..ловек
должен   стремиться   увидеть   в..лшебные   уголки   своей   стр..ны.     Общение
(с)природой позволяет очистить сер..це, освеж..ть взгляд.
 Со   многими   озерами   связаны   инт..реснейшие   легенды.     Например,
вНижегородскойобл..сти   есть   озеро   Светлояр.     Существует   предание,   что (на)дне его покоится невидимый град Китеж.

Мы должны беречь и сохр..нятькр..соту природы

.
Контрольное списывание с печатного текста. 
 «Лошадь на льдине»
  Я работал на Севере. Наш пароход проходил между льдинами. Мы заметили на
льдине лошадь. Мы решили её спасти. 
Пароход осторожно подходил к крупной льдине. Резкий ветер раздувал у лошади
хвост   и   гриву.   Животное   стояло   неподвижно.   Мы   приблизились   к   лошади.   Она
прыгнула на пароход. Животное было спасено.
3 четверть
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существительных
женского рода после шипящих»
«На охоте»
    Вот первый луч солнца осветил  верхушки деревьев. Мы встали и отправились на
охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала
полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это
прокричал сыч. 
       У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С
собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.
    В этих лесах встречается тетерев – косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли
на поляну и затаились. В кустах кто – то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.
        И всё  же  нам  повезло.  Мы возвращались  усталые  и  несли  на поясе  дичь.  К
сторожке мы подошли за полночь.
По Г. Снегирёву.
Слова для справок: деревьев, егерь, кто­то, рюкзак.
Грамматические задания:
1. Выпишите     три   имени   существительных,   оканчивающихся   на   шипящие
согласные.  Обозначьте орфорграмму.
2. Обозначьте грамматическую основу.
1 вариант – в третьем предложении, 2 вариант – в пятом предложении.
3. Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующим
значением.
Печь ­ … (средство человеческого общения).
Ложь ­ … (культурное растение – злак)

Брешь ­ … (женское украшение).
Тишь ­ … (краска для черчения).
 
Проверочная работа по теме:  «Имя существительное»
Тест «Проверь себя» (с.46 учебник)
1. Выберите верные ответы.
Имена существительные изменяются:
а) по числам и падежам;
б) по родам, числам и падежам.
Существительные могут быть:
а) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского,
мужского и среднего рода;
б) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского
и мужского рода.
2. Укажите род имён существительных.
Картофель, змея, медведь, сокол, туфля, музей, поле, хоккей, корзина, кофе.
3.Укажите, на конце каких имён существительных надо писать мягкий знак.
Реч.., рож.., нож.., товарищ.., плащ.., борщ.., помощ.., доч.. .
4. Укажите существительные, которые не изменяются по числам.
Хлопоты, класс, комната, суета, хвоя, молодёжь, столы, сметана, каникулы.
5. Определите падежи имён существительных из пословиц.
Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.
Ласковым словом и камень растопишь.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
«Летучая мышь»
   Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая
мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
      Вот   погас   последний   луч   солнца.   Наступила   ночь.   Летучие   мыши   –   ночные
хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
   Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в
темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и
идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки.
Слова для справок: увидели, способность.
Грамматические задания:
 Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания,
определите род, число, падеж.
 Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.
 Вспоминать о лете­ …, новость о поражении ­ …,  мечтать о мире ­ … .
   Спишите . Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном
падеже.
     Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).  В саду собрали урожай (яблоки) и
(груши).
                                    1V четверть
Контрольный диктант  по теме «Глагол»
«Не бери в лес ружье»
         В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей   птиц на расстояние
вытянутой руки.  А потом – на расстоянии стрелы. А что ему было делать?  Нужно
было есть и шить одежду.
       С тех пор это расстояние растет.  И  вот уже не подпускает к себе зверь и на
ружейный   выстрел.     Но   теперь   одежду   и   мясо   нам   дает   хозяйство.   Зачем   нам
враждовать с дикими животными? 
       Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома.  Но клеточный  зверь не
похож на лесного.   Человек идет в лес. Но все живое в ужасе бежит от человека.
Виноваты в этом охотники.  Это они приносят  в лес страх.
      Не бери в лес ружье.  Не  поднимай  палку   не  тянись за камнем.  И мы снова
обретем добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.
 
По Н.Сладкову
Слова для справок: хозяйство, лесного, подпускает.
Грамматические задания:
  Сделайте   разбор   как   части   речи   трех   глаголов:   в   прошедшем,   настоящем   и
будущем времени.
 Составьте и запишите три предложения с отрицательной частицей НЕ о том , чего
нельзя делать в лесу.
 Спишите предложения, ставя отрицательную частицу НЕ перед глаголами.
           С огнем шути, ветру верь.   Чего знаешь, то и говори.   Посеешь   ­ урожай
соберешь.



Контрольный диктант  по теме «Имя прилагательное»
«Деревья  скрипят»
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит.   Интересно слушать в лесу этот
скрип.  Раньше я все ночевки под скрипучим деревом и устраивал.
   И за веселым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – все
скрипит да скрипит дерево.  К утру я уже  знал, почему скрипит это дерево.
      То растут два дерева тесно, уперлись друг  в друга сучьями – вот и скрипят.  То
ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.
      Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое.  Чуть дунул ветерок –
скрипит. А то снег зимой дерево скрючит.  Стоит оно гнутое и тоже скрипит.
         Наслушался я по лесам разного скрипа.   И в хвойном, и в лиственном лесу
деревья скрипят.  И каждое по ­ особому, о своем.
 
По Н.Сладкову
Слова для справок: по ­  особому, ночевка, лиственном.
Грамматические задания:
( Работа по вопросам и заданиям из раздела «Проверь себя» на с.125 учебник)
1. Выберите верные ответы.
Имя прилагательное – это:
  часть   речи,  которая   обозначает   признак   предмета   и   отвечает   на   вопросы
какой?  какая?  какое?  какие?;
  часть   речи,   которая   обозначает   предмет   и   отвечает   на   вопросы   какой?
какая?  какое?  какие?;
 Имена  прилагательные изменяются:
 по числам и в единственном числе по родам;
 во множественном числе по родам.
 Окончание имени прилагательного определяется:
 по окончанию вопроса;
 по окончанию имени существительного.
2. Укажите, где возможно, род и число прилагательных в словосочетаниях.
     По узкой тропинке, на высоком холме, из больших окон, на вороном коне, в
чистом поле, под синим небом, в  новых домах.
3. Вставьте нужные окончания прилагательных.
4.
Дальн…  дорога.  Нов… платье.  Ранн… утро.  Стар…   дом.  Син…  лента.
Далек…  остров.  Чист… поле.
  Подберите к словам из первой группы по одному синониму и антониму из
второй группы.
Маленький, ласковый, правдимый.
Нежный, честный, большой,  крошечный, лживый, грубый.

Контрольное списывание/
      (По) везло хомяку – (на) ткнулся (на) птичье гнездо, лежат (на) 
земле два большущих яйца. (За) бирай и пируй! 
     Только вот лапками яйцо (не) (об) хватишь – (вы) скальзывает. И (за) щеку (не)
(за) толкать – (не) (по) мещается. А бросить жалко. 
    Возился хомяк, (при) меривался, пыхтел, сопел – (не) получается. 
Тогда (у) перся лбом (в) яйцо – и (по) катил к себе (в) норку. Если дело не (по)
зубам, не (по) лапам – головой работать надо! 
Грамматические задания: 
1. Списать, раскрывая скобки. 
2. Подчеркнуть предложение, в котором выражена главная мысль. 
3. Озаглавить текст так, чтобы в названии была отражена главная мысль. 
4. Разобрать любое слово из текста как часть речи. 
5.  Найти   и   подчеркнуть   волнистой   линией   имя   прилагательное,   употребленное   в
среднем роде, в единственном числе. 
6. Выписать из текста глаголы в неопределенной форме, отвечающие на вопрос  что
сделать? 
Итоговый контрольный диктант
«Соловьиная песня»
  Закатилось   огромное   солнце.   Угасает   длинный   день.     Смолкают   птичьи   голоса.
Наступает   вечерняя   тишь.    Но   вот   в   сумраке   вечера   послышалась   новая   птичья
песня.   Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный
свист.  Помолчал чуточку, снова засвистал, залился веселой трелью.
     Кто это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку.  Сам серый. Ростом с
воробья.
         Птичка подняла головку, открыла клюв.   Легко и свободно плывет в ночной
тишине соловьиная.
Слова для справок: щелкнул, снова.
Грамматические задания: 
    Выпишите     по   одному   слову   с   проверяемым   безударным   гласным   в   корне,   с
парным по звонкости – глухости согласным в корне, непроизносимым согласным.
Напишите   к ним проверочные слова, обозначьте орфограммы.
 Сделайте звуко – буквенный разбор слов: 1 вариант – «солнце»; 2 вариант – «поет».
   Сделайте разбор как части речи одного имени существительного, одного имени
прилагательного, глагола.
  Замените   первое   устойчивое   выражение   именем   прилагательным,   второе   –
глаголом, третье – существительным.
     От горшка два вершка ­ …, зарубить на носу ­ …, волк в овечьей  шкуре ­ …


Итоговая контрольная работа за год по русскому языку

учени___3___класса ____________________________________


Вариант 1

1. Найди слово, написание которого не соответствует его про­изношению. Обведи номер ответа.

1) сарай; 2) ватрушка; 3) срочный; 4) считалка.


2. Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова яма. Обведи номер ответа. В слове яма:

  1. первый звук гласный;

  2. первый звук мягкий согласный;

  3. второй звук твёрдый согласный;

  4. второй гласный ударный.


3. Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова.

  1. чистый, убираться, порядок;

  2. улетать, лётчик, лётный;

  3. трава, отравить, травянистый;

  4. мечтать, меч, меченый.


4 . Укажи слова, которые подходят к схеме:

1) поездка, 2) дорога, 3) переход, 4) мышка


5. Отметь слово, в котором есть приставка.

1) поездка; 2) погода; 3) удочка;4) избушка.


6. Закончи предложения, дописывая нужные слова.

Изменяемая часть слова называется _______________________.


7. Укажи имена существительные мужского рода:

1) сердце, 2) вертолёт, 3) ящерица, 4) руки.


8. Какое имя прилагательное надо употребить со словом самолёты

1) спортивная; 2) спортивный;

3) спортивные; 4) спортивное.


9. Укажите антоним к слову грустить

1) печалиться; 2) расстраиваться; 3) радоваться; 4) унывать.


10. Третьеклассники приводили примеры разных частей речи. Найди и подчеркни ошибку.


Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

цапля

ненастный

переехать

самолёт

синева

выходить


11. Даны слова: синяя, горячая, короткая, добрая. Какой частью речи являются эти слова?

1) имя существительное 2) имя прилагательное

3) глагол 4) числительное



12. Обведи номер предложения, в котором есть однородные члены.

  1. После сильного дождя дорога была разбитой, грязной, скользкой.

  2. По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.

  3. В нашем саду ещё цветут чудесные гладиолусы.

  4. Рыжая собака смотрела на нас.


13. Впиши пропущенные смысловые вопросы.

говорить (_________?) тихо;

мышка (___________?) крошечная;

купались (____________?) в море;

нора ( ______________?) лисья.


14. Выбери подходящие по смыслу слова и подчеркни их.

На улице появился (сторож, страж) порядка.

В нашем городе есть православные (храмы, хоромы).

(Головная, главная) машина колонны свернула направо.


15.* Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова.

Грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.

Слова со звуком [з]

Слова со звуком [з']






16*. Сгруппируй слова на одинаковое правило. Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Нога, окно, шубка, лестница, снежок, шапка, поздний.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


17*. Прочитай рассказ и определи порядок частей, чтобы получился связный текст.
1) - Мальчик потупился и прошептал: Вежливое слово.

- Какое такое слово?- спросили этого хитреца.

-Пожалуйста,- сознался мальчик.

2) Прошел слух, что в городе появился злодей, который уме­ет открывать любые двери за две секунды. Забеспокоились граждане. Всполошилась милиция.

3) Начались поиски преступника. Наконец он был пойман. Каково же было удивление, когда злодеем оказался маленький мальчик! Он сознался, что пользовался особым ключиком.

- Отвечай, какой такой у тебя ключик? - грозно спроси­ли его.

1) 1,2,3 2) 2,3,1 3) 3,1,2 4) 3,2,1


18.* Закончи рассказ 2-3 предложениями.

Стояла тишина. Вдруг дверь приоткрылась и показалась кошачья мордочка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа за год по русскому языку

учени___3___класса ____________________________________


2 вариант

1. Найди слово, написание которого не соответствует его про­изношению. Обведи номер ответа.

1) каравай; 2)яичница; 3) точный; 4) катушка;


2. Обведи номер верной характеристики слова ёжик.

1)В этом слове все согласные мягкие.

2)В этом слове один слог.

3)В этом слове звуков больше, чем букв.

4)В этом слове второй гласный ударный.


3.Обведи номер ряда, в котором записаны только родственные слова.

  1. радоваться, веселье, жизнерадостный;

  2. моряк, море, морской;

  3. вода, водный, водитель;

  4. метр, метро, сантиметровый.


4 . Укажи слова, которые подходят к схеме:

1)поднос, 2)перегрузка, 3)дорожный, 4)школа


5. Отметь слово, в котором нет приставки.

1) отрезать;2) смотреть; 3) выбежать; 4)дописать.


6. Закончи предложения, дописывая нужные слова. Части слова, с помощью которых образуются новые слова называются ___________________ и ______________________.


7. Укажи имена существительные среднего рода:

1) осень, 2) всадник, 3) глаза, 4) безделье


8. Какое имя прилагательное надо употребить со словом письма

1) почтовое; 2) почтовая; 3) почтовый; 4) почтовые.


9. Укажите синоним к слову покупать

1) приобретать; 2) отдавать;

3) продавать; 4) заимствовать.


10. Третьеклассники приводили примеры разных частей речи. Найди и подчеркни ошибку.


Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

качели

красивый

игривый

ластик

резиновый

читать


11. Даны слова: синеть, холодать, светает, рисуют. Какой частью речи являются эти слова?

1)имя прилагательное 2)имя существительное

3) глагол 4)числительное


12.Обведи номер предложения, в котором есть однородные члены.

  1. Вечером чёрная туча закрыла всё небо.

  2. Стало темно.

  3. Началась сильная гроза.

  4. Буря гнула, ломала, уничтожала деревья.


13.Впиши пропущенные смысловые вопросы.

писать (______________?) красиво;

слон (______________?) огромный;

купались (_____________?) в реке;

берлога (___________?) медвежья.


14.Выбери подходящие по смыслу слова и подчеркни их.

На дереве висел сочный (плод, плот).

(Листы, листья) на берёзе осенью желтеют.

Острые (зубы, зубья) помогают хищникам ловить добычу.


15*. Распредели слова по столбикам. Обрати внимание на то, что в списке есть лишние слова.

Грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.

Слова со звуком [с]

Слова со звуком [с']






16*. Сгруппируй слова на одинаковое правило. Запиши каждую группу на отдельной строчке.

Нора, местный, земля, рукавчик, ковёр, чудесный, шкаф.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


17*. Прочитай рассказ и определи порядок частей, чтобы получился связный текст.

1)Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

2)Первый луч полетел и попал на жаворонка.

3)Выплыло на небо красное солнышко истало рассылать повсюду свои золотые лучи –

будить землю.

1) 1,2,3 2) 2,3,1 3) 3,1,2 4) 3,2,1


18*. Закончи рассказ 2-3 предложениями.

У нас есть кошка. Зовут её Мурка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Все задания с 1 - 14 оцениваются 1 балл

Задания 15-18 по 2 балла

Всего 22 балла



Критерии оценивания:


20-22 балла - оценка "5"

17-20 баллов - оценка "4"

12-1 баллов - оценка "3"

10 - 11 и менее - оценка "2"


32