СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования МКОУ Листопадовской СОШ по предмету "Русский язык" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от29.12. 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2.Санитарно-эпидемилогических правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
3.Приказа Министерства образования и науки РФ от от « 6 » октября 2009 г. № 373
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 20 мая 2011года (протокол № 5) и утвержденной приказом директора школы № 57 от 31.08.2011 года.
5.Учебным планом МКОУ Листопадовская СОШ,
6.Авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык».
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
При получении начального общего образования в ходе освоения программы «Русский язык» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, анализировать звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио- и графическим сопровождением.
- Овладение начальным уровнем культуры пользования словарями.
— Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты
— Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
— Осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
—Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
—Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
—Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
—Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
—Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
— Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
— Формирование умений опознавать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, репродукций картин художников и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых, звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практически). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
4 класс 175 ч
| ||
Тематическое планирование | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся | |
Повторение (13ч) | ||
Наша речь и наш язык Диалогическая и монологическая речь. | Анализировать высказывания о русском языке. | |
«Волшебные слова» русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др. Нормы речевого этикета. | Высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. | |
Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. | Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице. | |
Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога. *Слова с непроверяемым написанием: человек, пожалуйста. | Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. | |
Текст (Работа над текстом продолжается при изучении всех тем русского языка.) | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. | |
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине. Развитие чувства ответственности за порученное дело. *Слова с непроверяемым написанием: каникулы. | ||
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. | Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. | |
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. | Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста». | |
Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему. | Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой. | |
Предложение (Работа над предложением продолжается при изучении всех разделов курса.) Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложений. "Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство. | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. | |
Обращение Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце. Знаки препинания в предложениях с обращением. | Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. | |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения Связи между словами в предложении. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Моделирование предложений. Разбор предложения по членам предложения. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам». Разбирать предложение по членам. | |
Словосочетание Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. *Слова с непроверяемым написанием: горизонт. Развитие речи. Составление предложений по теме, по схеме; восстановление деформированного текста; письменное выборочное изложение по вопросам. Проверочная работа | Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | |
Предложение (9 ч) | ||
Однородные члены предложения Представление о предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но). Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединёнными союзами. Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду и людям труда. *Слова с непроверяемым написанием: комбайн, комбайнёр, багаж, календарь. | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. | |
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Простые и сложные предложения Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. *Слова с непроверяемым написанием: прекрасный. Проверочная работа. Развитие речи. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | |
Слово в языке и речи (18 ч) | ||
Лексическое значение слова (Работа над словом продолжается при изучении всех разделов курса.) Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте. Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов). "Слова с непроверяемым написанием: библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё. | Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложение, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. | |
Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. | ||
Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку. Сведения об источниках пополнения русского языка словами. Значение изобразительно-выразительных средств языка. | Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове. Работать,со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. | |
Развитие речи. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и | Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. | |
фразеологизму.
|
| |
Состав слова (Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса.) | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.
| |
Значимые части слова Корень, приставка, суффикс, окончание. Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. | ||
Моделирование слова с определённым составом. "Слова с непроверяемым написанием: корабль, костюм. | Моделировать слова. | |
Правописание гласных и согласных в значимых частях слова Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание двойных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Правописание суффиксов -ик и -ек. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков Работа с орфографическим словарём. "Слова с непроверяемым написанием: вокзал, железо, пассажир, пассажирский, билет. Контрольный диктант. | Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. | |
| Работать с орфографическим словарём. | |
Развитие речи. Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления. | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. | |
| Сочинять объявление. | |
Части речи Повторение и углубление представлений о частях Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол. "Слова с непроверяемым написанием: двенадцать, двадцать, одиннадцать, шестнадцать. Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к ним отношении. | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. | |
Наречие (общее представление) (4 ч). Значение и употребление в речи. *Слова с непроверяемым написанием: впереди, медленно, вчера, теперь, завтра. Проверочная работа. Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» | Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника | |
Имя существительное (40 ч) | ||
Изменение по падежам Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто, кофе). *Слова с непроверяемым написанием: телефон, аллея. Три склонения имён существительных 1-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. *Слова с непроверяемым написанием: беседа, беседовать. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя). | |
2-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. *Слова с непроверяемым написанием: агроном. 3-е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. *Слова с непроверяемым написанием: пейзаж, портрет. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).
| Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тро-пинина «Кружевница». | |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительныхв единственном числе (
| ||
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных (1 ч). Именительный и винительный падежи (1 ч). Родительный падеж (2 ч). Именительный, родительный извинительный падежи одушевлённых имён существительных (2 ч). Дательный падеж (3 ч). Творительный падеж (2 ч). Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Предложный падеж (2 ч). Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах (7 ч). "Слова с непроверяемым написанием: портрет, инженер, хлебороб, овца, адрес, вчера, сегодня, костёр. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачам — задачей). | |
Подробно излагать содержание повествовательного текста. | ||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительныхво множественном числе
| ||
Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе Именительный падеж Родительный падеж Винительный падеж одушевлённых имён существительных ( Дательный, творительный, предложный падежи Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных. Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника. "Слова с непроверяемым написанием: путешествие, путешественник, директор, килограмм, грамм, газета. Контрольный диктант. Обобщение знаний об имени Морфологический разбор имён существительных. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу. Формирование мотивации к проведению исследовательской работы. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). | |
Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. | ||
Проект «Говорите правильно!». | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже | |
Имя прилагательное (31ч) | ||
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном Значение и употребление в речи. Словообразование имён прилагательных. | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. | |
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). | Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). | |
Начальная форма имён прилагательных. | Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». | |
"Слова с непроверяемым написанием: автомобиль, семена, электростанция, электровоз, электричество, электрический, сейчас. | Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. | |
Развитие речи. Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка». | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. | |
Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина». | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных. | |
Изменение по падежам имён прилагательных) Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные пс падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных» Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильное™ его определения. | |
Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов». | Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. | |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе . Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Именительный, винительный, родительный падежи. Творительный и предложный падежи. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского vсреднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окон чания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. | |
Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю — частичке своей большой родины на основе содержания текстов. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. | |
*Слова с непроверяемым написанием: правительство, аппетит, километр, космос, космический, командир. |
| |
Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. | |
Склонение имён прилагательных женского рола в единственном числе |
| |
Именительный и винительные падежи. Родительный, дательный, творительный падежи. Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к национальному достоянию других стран и народов. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. | |
Развитие речи. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (посёлка). *Слова с непроверяемым написанием: экскурсия, вагон, кастрюля, издалека. | Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. | |
Склонение имён прилагательных во множественном числе Иметь представление об окончаниях имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей. | Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. | |
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста; составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». | |
Именительный и винительный падежи. Родительный и предложный падежи. Дательный и творительный падежи. "Слова с непроверяемым написанием: салют, ботинки, богатство. | Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. | |
Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи. Осознание эстетической стороны речевого высказывания при анализе художественных текстов. |
| |
Обобщение знаний об имени прилагательном Морфологический разбор имён прилагательных. Контрольный диктант. Развитие речи. Составление устного сообщения о своих впечатлениях, связанных с восприятием репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | |
Личные местоимения (9 ч) | ||
Местоимение (повторение и углубление представлений о личных местоимениях Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений (5 ч) Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами. *Слова с непроверяемым написанием: металл, металлический, победа, председатель. Морфологический разбор личных местоимений. Проверочная работа. Формирование почтительного отношения к родным, окружающим, уважительного отношения мальчиков к девочкам. Развитие речи. Составление небольших устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога; подробное изложение повествовательного текста; составление поздравительной открытки
| Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта
| |
Глагол (32 ч) | ||
Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: гореть, сверкать. Неопределённая форма глагола "Слова с непроверяемым написанием: лучше, расстояние, везде, свитер, сверху, снизу. Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе. Развитие речи. Письменное изложение по самостоятельно составленному плану. | Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. | |
Спряжение глагола Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам Лицо и число глаголов. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.). 2-е лицо глаголов. | Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам | |
.Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. | ||
| Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, | |
| которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, | |
Правописание окончаний | убедить и др.). | |
глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. Слова с непроверяемым написанием: сеялка. | Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. | |
|
| |
Развитие речи. Сочинение по репродукции | Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и | |
картины И. И.Левитана «Весна. Большая вода». | репродукции картины. | |
I и II спряжение глаголов | Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем | |
Спряжение глаголов в настоящем времени. | (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных | |
Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I и 11 спряжения. | окончаний в глаголах Iи IIспряжения. | |
| Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и IIспряжение глаголов». | |
| ||
Правописание глаголов | Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме.- | |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями |
Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.- | |
| ||
Способы определения 1 и II спряжения глаголов | ||
с безударными личными окончаниями. | ||
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | ||
| ||
"Слова с непроверяемым написанием: назад,вперёд. | ||
| ||
| ||
Правописание возвратных глаголов Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста. | Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно | |
произносить и писать возвратные глаголы. | ||
Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме | ||
3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего | ||
времени. | ||
Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную | ||
мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части | ||
глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). | ||
|
| |
Правописание глаголов в прошедшем времени (3 ч). |
| |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы - | |
1 | . | |
Формирова1ние уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других стр1анах. Формиро1вание представлений о значении спорта в жизни людей и страны.1 Развитие р1ечи. Составление текста на спортивную тему по выбору учащихся.1 "Слова с непроверяемым на1писанием: свобода, здесь. | Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).
| |
Обобщение по теме «Глаг1ол» | Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное | |
Морфологический разбор1 глаголов. | ||
Контрольный диктант.1 Развитие речи. Подробное изложение повествовательного1 текста | ||
1Повторение (18 ч) |
№ п/п | Название раздела/ Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». | 1 |
|
|
|
2 | Язык и речь. Формулы вежливости | 1 |
|
|
|
3 | Текст и его план | 1 |
|
|
|
4 | Обучающее изложение | 1 |
|
|
|
5 | Анализ изложения. Типы текстов | 1 |
|
|
|
6 | Предложение как единица речи | 1 |
|
|
|
7 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 |
|
|
|
8 | Диалог. Обращение | 1 |
|
|
|
9 | Изложение текста по вопросам | 1 |
|
|
|
10 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
|
|
|
11 | Распространенные и нераспространенные предложения | 1 |
|
|
|
12 | Словосочетание | 1 |
|
|
|
13 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 |
|
|
|
14 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие об однородных членах предложения | 1 |
|
|
|
15 | Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 |
|
|
|
16 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 |
|
|
|
17 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
|
|
|
18 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
|
|
|
19 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного | 1 |
|
|
|
20 | Сложное предложение и предложение с однородными членами | 1 |
|
|
|
21 | Обучающее изложение | 1 |
|
|
|
22 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
|
|
|
23 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение | 1 |
|
|
|
24 | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 |
|
|
|
25 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 |
|
|
|
26 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов | 1 |
|
|
|
27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 |
|
|
|
28 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 |
|
|
|
29 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 |
|
|
|
30 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 1 |
|
|
|
31 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях | 1 |
|
|
|
32 | Правописание приставок и суффиксов | 1 |
|
|
|
33 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 1 |
|
|
|
34 | Части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 |
|
|
|
35 | Склонение имен существительных и имен прилагательных | 1 |
|
|
|
36 | Имя числительное. Глагол | 1 |
|
|
|
37 | Наречие как часть речи | 1 |
|
|
|
38 | Правописание наречий | 1 |
|
|
|
39 | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». | 1 |
|
|
|
40 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 |
|
|
|
41 | Распознавание падежей имен существительных | 1 |
|
|
|
42 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | 1 |
|
|
|
43 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | 1 |
|
|
|
44 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | 1 |
|
|
|
45 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 1 |
|
|
|
46 | Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | 1 |
|
|
|
47 | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения | 1 |
|
|
|
48 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 |
|
|
|
49 | 2-е склонение имен существительных | 1 |
|
|
|
50 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения | 1 |
|
|
|
51 | 3-е склонение имен существительных | 1 |
|
|
|
52 | Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения | 1 |
|
|
|
53 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | 1 |
|
|
|
54 | Обучающее изложение | 1 |
|
|
|
55 | Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 1 |
|
|
|
56 | Именительный и винительный падежи | 1 |
|
|
|
57 | Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже | 1 |
|
|
|
57 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных | 1 |
|
|
|
59 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 |
|
|
|
60 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 |
|
|
|
61 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 |
|
|
|
62 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 |
|
|
|
63 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 |
|
|
|
64 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже
| 1 |
|
|
|
65 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 |
|
|
|
66 | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 |
|
|
|
67 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 |
|
|
|
68 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 |
|
|
|
69 | Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | 1 |
|
|
|
70 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 |
|
|
|
71 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
|
72 | Склонение имён существительных во множественном числе | 1 |
|
|
|
73 | Именительный падеж имён существительных множественного числа | 1 |
|
|
|
74 | Родительный падеж имён существительных множественного числа | 1 |
|
|
|
75 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа | 1 |
|
|
|
76 | Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа | 1 |
|
|
|
77 | Обучающее изложение | 1 |
|
|
|
78 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Наши проекты | 1 |
|
|
|
79 | Административный контрольный диктант за первое полугодие | 1 |
|
|
|
80 | Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа | 1 |
|
|
|
81 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
|
|
|
82 | Род и число имён прилагательных | 1 |
|
|
|
83 | Описание игрушки | 1 |
|
|
|
84 | Склонение имён прилагательных | 1 |
|
|
|
85 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 |
|
|
|
86 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 |
|
|
|
87 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 1 |
|
|
|
88 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 |
|
|
|
89 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 |
|
|
|
90 | Именительный, винительный, родительный падежи | 1 |
|
|
|
91 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 |
|
|
|
92 | Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 |
|
|
|
93 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | 1 |
|
|
|
94 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 |
|
|
|
95 | Склонение имён прилагательных женского рода | 1 |
|
|
|
96 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода | 1 |
|
|
|
97 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 1 |
|
|
|
98 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 |
|
|
|
99 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | 1 |
|
|
|
100 | Изложение описательного текста | 1 |
|
|
|
101 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных | 1 |
|
|
|
102 | Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 |
|
|
|
103 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 1 |
|
|
|
104 | Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
|
|
|
105 | Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
|
|
|
106 | Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 |
|
|
|
107 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
|
108 | Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 |
|
|
|
109 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний | 1 |
|
|
|
110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
|
111 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
|
112 | Местоимение как часть речи | 1 |
|
|
|
113 | Личные местоимения | 1 |
|
|
|
114 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | 1 |
|
|
|
115 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 |
|
|
|
116 | Изменение личных местоимений по падежам. | 1 |
|
|
|
117 | Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 |
|
|
|
118 | Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | 1 |
|
|
|
119 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
|
|
|
120 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
|
121 | Роль глаголов в языке | 1 |
|
|
|
122 | Изменение глаголов по временам | 1 |
|
|
|
123 | Неопределённая форма глагола | 1 |
|
|
|
124 | Неопределённая форма глагола | 1 |
|
|
|
125 | Изменение глаголов по временам | 1 |
|
|
|
126 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 |
|
|
|
127 | Анализ изложения. Спряжение глаголов | 1 |
|
|
|
128 | Спряжение глаголов | 1 |
|
|
|
129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 |
|
|
|
130 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 |
|
|
|
131 | I и II спряжение глаголов настоящего времени | 1 |
|
|
|
132 | I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 |
|
|
|
133 | Наши проекты | 1 |
|
|
|
134 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
|
135 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
|
136 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
|
137 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
|
138 | Возвратные глаголы | 1 |
|
|
|
139 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 1 |
|
|
|
140 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 1 |
|
|
|
141 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 1 |
|
|
|
142 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 |
|
|
|
143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 |
|
|
|
144 | Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 1 |
|
|
|
145 | Изложение повествовательного текста по вопросам | 1 |
|
|
|
146 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
|
|
|
147 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
|
148 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 |
|
|
|
149 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 |
|
|
|
150 | Изложение повествовательного текста | 1 |
|
|
|
151 | Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 |
|
|
|
152 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 1 |
|
|
|
153 | Язык. Речь. Текст | 1 |
|
|
|
154 | Предложение и словосочетание | 1 |
|
|
|
155 | Предложение и словосочетание | 1 |
|
|
|
156 | Предложение и словосочетание | 1 |
|
|
|
157 | Лексическое значение слова | 1 |
|
|
|
158 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 |
|
|
|
159 | Состав слова | 1 |
|
|
|
160 | Состав слова | 1 |
|
|
|
161 | Состав слова | 1 |
|
|
|
162 | Состав слова | 1 |
|
|
|
163 | Части речи | 1 |
|
|
|
164 | Части речи | 1 |
|
|
|
165 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 |
|
|
|
166 | Анализ изложения. Части речи | 1 |
|
|
|
167 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
|
|
168 | Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
|
169 | Звуки и буквы | 1 |
|
|
|
170 | Игра «По галактике Частей Речи» | 1 |
|
|
|
171 | Повторение. | 1 |
|
|
|
172 | Повторение. | 1 |
|
|
|
173 | Повторение. | 1 |
|
|
|
174 | Повторение. | 1 |
|
|
|
175 | Повторение. | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|