ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012.
Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.
Задачи:
вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
воспитывать интерес к родному языку.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
развитие пространственной ориентации,
развитие основных мыслительных операций,
коррекция речи и мышления,
коррекция фонематического слуха,
коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
обогащение словаря,
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
контрольные диктанты |
1. 1.1 | Повторение. Предложение. | 6 | |
| Итого: | 6 | |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Звуки и буквы. Алфавит. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Гласные после шипящих. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. | 4 5 8 4 14 6 20 10 | 1 1 1 1 |
| Итого: | 71 | 4 |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Слово. Названия предметов, действий и признаков. Имена собственные. Предлоги. Разделительный твёрдый знак. Родственные слова. | 17 6 6 2 12 | 1 1 1 1 |
| Итого: | 43 | 4 |
4. 4.1 4.2 4.3 | Предложение. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 16 5 8 | 1 |
| Итого: | 29 | 1 |
5. | Связная речь. | 10 | |
| Итого: | 10 | |
6. | Повторение пройденного. | 11 | 1 |
| Итого: | 11 | |
| Итого: | 170 | 10 |
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.
Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.
Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.
Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).
Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,
звуко - буквенный анализ слова,
овладение правописанием слов, предложений, текстов,
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,
ответы на последовательно – поставленные вопросы,
совершенствование графического навыка,
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.
При изучении тем курса используются:
учебники,
наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),
дидактический материал,
коррекционные задания и упражнения,
игры по русскому языку.
Планируемые результаты освоения курса
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащиеся должны знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащиеся должны уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащиеся должны знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащиеся должны уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2013.
Дополнительная
1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.
Календарно-тематическое планирование
| Тема | часы | дата |
| ПОВТОРЕНИЕ | 6 | |
-
| Предложение Практическое построение простого предложения. | 1. | |
-
| Выделение предложений из текста. Словарное слово считать) | 1 | |
-
| Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. (Словарное слово решать) | 1 ч. | |
-
| Составление предложений из слов, данных в начальной форме. | 1 ч. | |
-
| Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример.) | 1ч. | |
-
| Деление текста на предложения. | 1 ч. | |
| Звуки и буквы. Алфавит. | 4 ч. | |
-
| Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Гласные и согласные буквы. | 2 ч. | |
-
| |
| Мягкий знак на конце и в середине слова. | 5 ч | |
-
| Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек) | 2ч. | |
-
| |
-
| Мягкий знак на конце и в середине слова. | 1 ч. | |
| Разделительный мягкий знак. | 8 ч | |
-
| Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание слов с разделительным мягким знаком. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику. | 1 ч. | |
-
| Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак». | 1 ч. | |
-
| Работа над ошибками. | 1 ч | |
| Гласные после шипящих | 4 ч | |
-
| Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Закрепление. Гласные после шипящих. (Словарное слово экскурсия.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Связная речь. Составление рассказа по плану и данным предложениям. | 1 ч. | |
| Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. | 14 ч. | |
-
| Звонкие и парные согласные на конце слова. (Словарное слово берег.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Звонкие и парные согласные в середине слова. (Словарное слово обед) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарное слово автобус) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Контрольная работа за I четверть. | 1 ч. | |
-
| Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
-
| Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. (Словарное слово билет) | 2ч. | |
-
| |
-
| Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Словарные слова: вдруг, ястреб. | 2 ч. | |
-
| |
| Ударные и безударные гласные. | 6 ч | |
-
| Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово: магазин.) | 2ч. | |
-
| |
-
| Смыслоразличительная роль ударения. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово: фабрика.) | 2 ч. | |
-
| |
| Правописание безударных гласных | 20 ч | |
-
| Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова. | 1 ч. | |
-
| Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу. | 1 ч. | |
-
| Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. Словарное слово: иней. | 1 ч. | |
-
| Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов. | 1 ч. | |
-
| Упражнения в написании слов с безударной гласной. (Словарное слово шофер) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание безударных гласных. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. (Словарное слово завтрак) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание слов с безударной гласной в корне слова. | 3 ч. | |
-
| |
-
| |
-
| Дифференциация всех изученных правил. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам | 2ч. | |
-
| |
-
| Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные». | 2 ч. | |
-
| |
-
| Закрепление. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками. | 2 ч. | |
-
| |
| Непроверяемые безударные гласные. | 8 ч | |
-
| Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово автомобиль, метро, трамвай) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово спасибо, трактор) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Контрольный диктант за II четверть | 1 ч. | |
-
| Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
-
| Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм. | 1 ч. | |
-
| Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. | 2ч. | |
-
| |
| Слово. Названия предметов, действий и признаков. | 17 | |
-
| Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова: портрет, квартира ) | 2ч. | |
-
| |
-
| Названия предметов. (Словарное слово телефон.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Названия действий. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Слова, обозначающие действия предметов. (Словарное слово: телевизор.) | 1ч. | |
-
| Различение слов, обозначающих предметы и действия. | 1 ч. | |
-
| Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира». | 1 ч. | |
-
| Названия признаков. (Словарное слово: огромный.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Слова, обозначающие признаки предметов. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Названия предметов, действий и признаков. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Связная речь. Обучающее изложение: описание птицы. | 1 ч. | |
-
| Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов» | 1 ч. | |
-
| Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками. | 1 ч. | |
| Имена собственные. | 6 ч | |
-
| Имена собственные. (Словарное слово: Россия) | 2ч. | |
-
| |
-
| Правописание имен собственных. (Словарное слово: фамилия.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса. | 1 ч. | |
-
| Контрольный диктант по теме: «Имена собственные». | 1 ч. | |
-
| Закрепление. Имена собственные. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
| Предлоги. | 6 ч | |
-
| Предлоги. (Словарное слово лестница) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Контрольный диктант. Предлоги. | 1 ч. | |
-
| Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
-
| Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. | 1 ч. | |
-
| Разделительный твёрдый знак. | 2 ч. | |
-
| |
| Родственные слова. | 12 ч | |
-
| Понятие о родственных словах. | 1 ч. | |
-
| Определение корня слова. | 1 ч. | |
-
| Упражнения в практическом образовании родственных слов. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу. | 1 ч. | |
-
| Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом. | 1 ч. | |
-
| Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок. | 1 ч. | |
-
| Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Контрольный диктант за III четверть | 1 ч. | |
-
| Закрепление. Родственные слова. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
-
| Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки. | 2 ч. | |
-
| |
| Предложение. | 16 ч | |
-
| Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.) | 1 ч. | |
-
| Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам. | 1 ч. | |
-
| Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.) | 1 ч. | |
-
| Упражнения в составлении предложений. (Словарные слова: ягода.) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Словарное слово: вагон. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. Словарное слово: вокзал. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам. | 1 ч. | |
-
| Установление связи между словами в предложении по вопросам. Словарные слова: русский, мешок. | 3 ч. | |
-
| |
-
| |
-
| Распространение предложений. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Контрольный диктант «Предложение». | 1 ч. | |
-
| Закрепление. Предложение. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
| Знаки препинания в конце предложения. | 5 ч | |
-
| Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка) | 2ч. | |
-
| |
-
| Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Знаки препинания в конце предложения. (Словарное слово полотенце) | 1 ч. | |
| Главные и второстепенные члены предложения. | 8 ч | |
-
| Главные члены предложения. Сказуемое. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр) | 2 ч. | |
-
| |
-
| Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении. | 2 ч. | |
-
| |
-
| Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.) | 2 ч. | |
-
| |
| Повторение пройденного. | 11 ч | |
-
| Алфавит. | 1 ч. | |
-
| Итоговый контрольный диктант. | 1 ч. | |
-
| Предложение. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
-
| Родственные слова. | 1 ч. | |
-
| Безударные гласные | 2 ч. | |
-
|
-
| Парные звонкие и глухие согласные. | 2 ч. | |
-
|
-
| Главные и второстепенные члены предложения. | 1 ч. | |
-
| Предложение. Работа над ошибками. | 1 ч. | |
-
| Знаки препинания в конце предложения | 2 ч. | |
-
|