СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс. легкая умственная отсталость

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы пециальных (коррекционных) программ

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс. легкая умственная отсталость»

ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа

Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функцио­нальной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников, при этом значение и функции предмета «Рус­ский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют успешность всего школьного обучения.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;

  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,

  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;

  • воспитывать интерес к родному языку.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,

  • развитие пространственной ориентации,

  • развитие основных мыслительных операций,

  • коррекция речи и мышления,

  • коррекция фонематического слуха,

  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,

  • обогащение словаря,

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.



Место предмета в базисном учебном плане


В соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов. Каждый раздел имеет свою комплексно- дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения, определены цели развивающего и воспитательного характера.









Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

контрольные диктанты

1.

1.1

Повторение.

Предложение.


6




Итого:

6


2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

2.8

Звуки и буквы.

Алфавит.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Разделительный мягкий знак.

Гласные после шипящих.

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные.

Правописание безударных гласных.

Непроверяемые безударные гласные.


4

5

8

4

14

6

20

10



1



1


1

1


Итого:

71

4

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Слово.

Названия предметов, действий и признаков.

Имена собственные.

Предлоги.

Разделительный твёрдый знак.

Родственные слова.


17

6

6

2

12


1

1

1


1


Итого:

43

4

4.

4.1

4.2

4.3

Предложение.

Предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.


16

5

8


1




Итого:

29

1

5.

Связная речь.

10



Итого:

10


6.

Повторение пройденного.

11

1


Итого:

11



Итого:

170

10


Специфика программы

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.

Усвоение элементов фонетики, грамматики и правописания осуществляется в процессе обучения одновременно с умственным и речевым развитием.

Программа по грамматике и правописанию включает следующие разделы: повторение; звуки и буквы; слово; предложение; связная речь; письмо и чистописание.

Фонетико-фонематические нарушения учащихся затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого особое внимание в 4 классе уделяется звукобуквенному анализу, который является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки учащихся к самостоятельной жизни, к общению. Постепенно в процессе упражнений у учащихся формируются навыки построения разной степени распространённости простого предложения. Одновременно идёт закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

На уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыков связанной письменной речи, т.к. возможности школьников излагать свои мысли в письменной форме, весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.

В 4 классе проводятся подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Графические навыки у учащихся совершенствуются к 4-му классу. Трудности формирования графических навыков у учащихся с ОВЗ часто бывают связаны с недостатком развития движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Эта работа заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с рукописного и печатного текста.

Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять вопросы, ответы, действия, объяснения за учителем, хорошо успевающими учащимися, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким учащимся даются посильные для них задания.



Основные содержательные линии курса (разделы, структура)

  • Повторение пройденного в начале года

  • Звуки и буквы

  • Слово

  • Предложение

  • Связная речь

  • Повторение пройденного в конце года

Повторение пройденного в начале года: практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Звуки и буквы: алфавит; употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и. Сочетания гласных с шипящими. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Слово: различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных. Предлоги до, без, под, над, около, перед. Разделительный ъ. Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение: членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чем говорится, что говорится. Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Связная речь: Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и самостоятельно. Составление и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного разбора содержания, языка и правописания. Изложение под руководством учителя небольшого текста (20—30 слов) по данным учителем вопросам. Восстановление несложного деформированного текста по вопросам. Описание несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в виде вопросов. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Адрес на конверте.


Виды и формы организации учебного процесса

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.


Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала,

  • звуко - буквенный анализ слова,

  • овладение правописанием слов, предложений, текстов,

  • различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков,

  • работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении, нахождение главных и второстепенных членов предложения,

  • ответы на последовательно – поставленные вопросы,

  • совершенствование графического навыка,

  • списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку,

  • самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию самостоятельности и самоконтролю,

  • работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя,

  • развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами, что содействует развитию речи и мышления, приучают к осознанному выполнению задания,

  • работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок.





При изучении тем курса используются:

    • учебники,

    • наглядные пособия (алфавит, рабочие тетради по русскому языку на печатной основе, опорные таблицы, алгоритмы рассуждений и др.),

    • дидактический материал,

    • коррекционные задания и упражнения,

    • игры по русскому языку.


Планируемые результаты освоения курса

«Звуки и буквы»

Учащиеся должны знать:

- алфавит,

- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),

- употреблять ь на конце и в середине слова,

- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,

- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,

- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,

- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,

- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,

- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

«Слово»

Учащиеся должны знать:

- предлоги до, без, под, над, около, перед,

Учащиеся должны уметь:

- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,

- правильно писать имена собственные,

- писать предлоги раздельно с другими словами,

- употреблять разделительный ъ,

- подбирать родственные слова, находить корень,

- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.

«Предложение»

Учащиеся должны знать:

- члены предложения: подлежащее, сказуемое.

Учащиеся должны уметь:

- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.

- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),

- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).

ПРИМЕЧАНИЯ.

Обязательно:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам,

- ставить знаки препинания в конце предложения,

- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,

- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).



«Связная речь»

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам







Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса


Основная


1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2009.

2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2013.


Дополнительная


1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Читай, думай, пиши: рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2006.

2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.- М.: «Просвещение», 2000.




Календарно-тематическое планирование


Тема

часы

дата


ПОВТОРЕНИЕ


6


Предложение

Практическое построение простого предложения.

1.


Выделение предложений из текста. Словарное слово считать)

1


Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах. (Словарное слово решать)

1 ч.


Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1 ч.


Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. (Словарное слово пример.)

1ч.


Деление текста на предложения.

1 ч.



Звуки и буквы. Алфавит.

4 ч.


Расположение слов в алфавитном порядке. (Словарное слово пшеница.)


2 ч.



Гласные и согласные буквы.

2 ч.





Мягкий знак на конце и в середине слова.


5 ч


Мягкий знак на конце слова. (Словарное слово корабль)


2 ч.



Мягкий знак в середине слова. (Словарное слово человек)


2ч.



Мягкий знак на конце и в середине слова.

1 ч.



Разделительный мягкий знак.

8 ч


Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. (Словарное слово деревня)


2 ч.



Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. (Словарное слово аптека.)


2 ч.



Правописание слов с разделительным мягким знаком.

2 ч.



Связная речь. Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику.

1 ч.


Контрольный диктант «Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак».

1 ч.


Работа над ошибками.

1 ч



Гласные после шипящих

4 ч


Сочетание гласных с шипящими. (Словарные слово земляника)


2 ч.



Закрепление. Гласные после шипящих. (Словарное слово экскурсия.)


2 ч.



Связная речь. Составление рассказа по плану и данным предложениям.


1 ч.



Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.


14 ч.



Звонкие и парные согласные на конце слова. (Словарное слово берег.)


2 ч.



Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.


2 ч.



Звонкие и парные согласные в середине слова. (Словарное слово обед)

2 ч.



Правописание звонких и глухих согласных в середине слова. (Словарное слово автобус)

2 ч.



Контрольная работа за I четверть.

1 ч.


Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Работа над ошибками.

1 ч.


Закрепление. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. (Словарное слово билет)


2ч.



Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Словарные слова: вдруг, ястреб.

2 ч.




Ударные и безударные гласные.


6 ч


Ударение. Постановка ударения в словах. (Словарное слово: магазин.)




2ч.



Смыслоразличительная роль ударения.


2 ч.



Различение ударных и безударных гласных. (Словарное слово: фабрика.)


2 ч.




Правописание безударных гласных


20 ч


Одинаковое написание ударных и безударных гласных в различных формах одного и того же слова.


1 ч.


Знакомство со способами подбора проверочных слов по образцу.

1 ч.


Изложение текста «Иней» воспринятого зрительно, по данному плану. Словарное слово: иней.

1 ч.


Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.

1 ч.


Упражнения в написании слов с безударной гласной. (Словарное слово шофер)

2 ч.



Правописание безударных гласных.

2 ч.



Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. (Словарное слово завтрак)

2 ч.



Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов.

2 ч.



Правописание слов с безударной гласной в корне слова.

3 ч.




Дифференциация всех изученных правил.


2 ч.



Связная речь. Составление рассказа «Птицы зимой» по картинке, вопросам


2ч.



Контрольный диктант по теме: «Безударные гласные».




2 ч.



Закрепление. Правописание безударных гласных. Работа над ошибками.


2 ч.




Непроверяемые безударные гласные.


8 ч


Слова с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово автомобиль, метро, трамвай)



2 ч.



Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. (Словарное слово спасибо, трактор)



2 ч.



Контрольный диктант за II четверть

1 ч.


Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. Работа над ошибками.



1 ч.


Связная речь. Работа с деформированным текстом. Выделение орфограмм.


1 ч.


Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.


2ч.




Слово.

Названия предметов, действий и признаков.


17


Слова, обозначающие названия предметов. (Словарные слова: портрет, квартира )


2ч.



Названия предметов. (Словарное слово телефон.)

2 ч.



Названия действий.


2 ч.



Слова, обозначающие действия предметов. (Словарное слово: телевизор.)

1ч.


Различение слов, обозначающих предметы и действия.

1 ч.


Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

1 ч.


Названия признаков. (Словарное слово: огромный.)

2 ч.



Слова, обозначающие признаки предметов.

2 ч.



Названия предметов, действий и признаков.


2 ч.



Связная речь. Обучающее изложение: описание птицы.

1 ч.


Контрольный диктант «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов»

1 ч.


Закрепление. «Слова, названия предметов, действий предметов, признаков предметов». Работа над ошибками.

1 ч.



Имена собственные.

6 ч


Имена собственные. (Словарное слово: Россия)


2ч.



Правописание имен собственных. (Словарное слово: фамилия.)


2 ч.



Связная речь. Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам. Написание почтового адреса.

1 ч.


Контрольный диктант по теме: «Имена собственные».


1 ч.


Закрепление. Имена собственные. Работа над ошибками.

1 ч.



Предлоги.

6 ч


Предлоги. (Словарное слово лестница)

2 ч.



Правописание предлогов с другими словами. (Словарное слово минута)


2 ч.



Контрольный диктант. Предлоги.

1 ч.


Закрепление. Предлоги. Работа над ошибками.


1 ч.


Связная речь. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1 ч.


Разделительный твёрдый знак.


2 ч.




Родственные слова.

12 ч


Понятие о родственных словах.


1 ч.


Определение корня слова.


1 ч.


Упражнения в практическом образовании родственных слов.

2 ч.



Слова, сходные по звукобуквенному составу, но различные по смыслу.

1 ч.


Слова, сходные по смыслу, но отличающиеся звука – буквенным составом.

1 ч.


Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по серии картинок.


1 ч.


Наблюдения за единообразием написания гласных и согласных в общей части родственных слов.

2 ч.



Контрольный диктант за III четверть

1 ч.


Закрепление. Родственные слова. Работа над ошибками.

1 ч.


Упражнения в словоизменении и подборе родственных слов, обозначающих предметы, действия, признаки.


2 ч.




Предложение.

16 ч


Практическое построение простого предложения. (Словарное слово: цыпленок.)

1 ч.


Связная речь. Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной картинке и вопросам.

1 ч.


Выделение предложений из текста. (Словарные слова: малина.)

1 ч.


Упражнения в составлении предложений. (Словарные слова: ягода.)

2 ч.



Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Словарное слово: вагон.

2 ч.



Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме. Словарное слово: вокзал.

2 ч.



Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.



1 ч.


Установление связи между словами в предложении по вопросам. Словарные слова: русский, мешок.



3 ч.




Распространение предложений.

2 ч.



Контрольный диктант «Предложение».

1 ч.


Закрепление. Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.



Знаки препинания в конце предложения.


5 ч


Вопросительный знак в конце предложения. (Словарное слово лягушка)

2ч.



Восклицательный знак в конце предложения. (Словарное слово ящерица)

2 ч.



Знаки препинания в конце предложения. (Словарное слово полотенце)

1 ч.



Главные и второстепенные члены предложения.

8 ч


Главные члены предложения. Сказуемое.

2 ч.



Главные члены предложения. Подлежащее. (Словарное слово театр)

2 ч.



Подлежащее и сказуемое – главные слова в предложении.

2 ч.





Второстепенные члены предложения (без деления на виды). (Словарное слово: костюм.)

2 ч.




Повторение пройденного.

11 ч


Алфавит.

1 ч.


Итоговый контрольный диктант.

1 ч.


Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.


Родственные слова.


1 ч.


Безударные гласные



2 ч.


Парные звонкие и глухие согласные.

2 ч.

Главные и второстепенные члены предложения.

1 ч.


Предложение. Работа над ошибками.

1 ч.

Знаки препинания в конце предложения

2 ч.