Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новотырышкинская СОШ»
«Рассмотрено» Руководитель МО Будницкая И.Б. /__________/ Протокол № 1 от 30 августа 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Щигрева Н.В. /__________/ 31 августа 2019г | «Утверждено» Директор МБОУ « Новотырышкинская СОШ» Горяева Л.В. /_______________/ Приказ № 100/1-р от «31» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«русский язык»
(170 часов)
4 класс
Составитель: Жукова Галина Анатольевна,
учитель начальных классов
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.), с учетом примерной программы начального общего образования, на основе авторской программы М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой и др.. (УМК «Перспективная начальная школа»)
Цели и задачи предмета
В системе предметов общеобразовательной школы русский язык реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и развитие на этой основе знаково-символического и логического мышления;
• социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
1.2. Место учебного предмета
В 4 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Русский язык» составляет 170 часов в год (5 часов в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
• зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
• правильно употреблять числительные оба и обе в разных падежных формах;
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
• при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова самостоятельно находить ответ (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Выпускник научится:
• проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значениях (простые случаи);
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
• определять три типа склонения существительных;
• определять названия падежей и способы их определения;
• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
• определять однородные члены предложения;
• составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — дополнение, обстоятельство, определение;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; • различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять общее правило написания: о, е(ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, в безударных окончаниях имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также в окончаниях множественного числа и способ их проверки;
• применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
• использовать разные способы проверки орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
• определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
• определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определенной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится:
• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
• составлять, с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений, текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
• доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
• владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
• составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
• писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст; • пересказывать текст от другого лица; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
в области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
• свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
• свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
• в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
• свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).
в области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам учебной кооперации (работать вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
• использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
в области регулятивных учебных действий:
• осуществлять контроль выполнения работы и полученного результата.
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфография (25ч)
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ѐ после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
лексика**
Значение слова. Лексическое и грамматическое значения слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значения; разновидности переносных значений). Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения за различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Морфемика и словообразование (15ч)
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология (70ч)
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.
Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.
Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Синтаксис и пунктуация (25ч) Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи (35ч)
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник
произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Словарь.
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костѐр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).
3.Тематическое планирование
170 часов-5 часов в неделю
темы | кол-во часов | контрольные |
Фонетика и орфография | 25 | 6 |
Морфемика и словообразование | 15 | 4 |
Морфология и лексика | 70 | 18 |
Синтаксис и пунктуация | 25 | 6 |
Развитие речи с элементами культуры речи | 35 | 1 |
Итого: | 170 | 35 |
4. Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол.часов |
1-2. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. | 2 |
3. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. | 1 |
4. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. | 1 |
5. | Урок развития речи. Знакомимся с текстом-рассуждением. | 1 |
6 . | Различение суффиксов. Значения суффиксов. | 1 |
7. | Различение суффиксов. Значения суффиксов. | 1 |
8. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 |
9. | Склонение слов ОБЕ, ОБА. | 1 |
10. | Урок развития речи. Учимся рассуждать. | 1 |
11. | Входная контрольная работа на основе единого текста за 3 класс | 1 |
12. | Работа над ошибками.Однородные члены предложения. | 1 |
13. | Однородные члены предложения. | 1 |
14. | Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | 1 |
15-16. | Урок развития речи.Работа с картиной. | 2 |
17. | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами. Что такое союзы? | 1 |
18. | Итоговый диктант (по результатам повторения) | 1 |
19. | Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами. Проверочная работа | 1 |
20. | Глагол. Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. | 1 |
21. | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. | 1 |
22. | Урок развития речи. Учимся рассуждать. | 1 |
23. | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. | 1 |
24. | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. | 1 |
25. | Урок развития речи.Учимся делать научное сообщение. | 1 |
26. | Правило употребления предлогов о и об. | 1 |
27-29. | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 3 |
30. | Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | 1 |
31– 32. | Определяем спряжение глагола по его начальной форме. | 2 |
33-34. | Характеристика предложения и разбор слова как части речи. | 2 |
35. | Урок развития речи.Письменное изложение. | 1 |
36. | Урок развития речи.Учимся делать научное сообщение. Азбука вежливости. | 1 |
37. | Итоговый диктант за 1-ю четверть | 1 |
38. | Проверочная работа | 1 |
39-40. | Глагол. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. Глаголы с суффиксом -Я- в начальной форме. | 2 |
41. | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. | 1 |
42. | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. | 1 |
43. | Урок развития речи.Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | 1 |
44. | Суффиксы повелительной формы глагола. | 1 |
45. | Суффиксы повелительной формы глагола. | 1 |
46. | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | 1 |
47. | Урок развития речи.Работа с картиной | 1 |
48. | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. Самостоятельная работа | 1 |
49. | Урок развития речи.Что т акое монолог и диалог. | 1 |
50-51. | Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. | 2 |
52. | Урок развития речи.Письменное изложение. | 1 |
53-54. | Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. | 2 |
55-56. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 2 |
57. | Усекаемая и не усекаемая основа глаголов. | 1 |
58. | Усекаемая и не усекаемая основа глаголов. | 1 |
59-60. | Урок развития речи.Учимся делать научное сообщение. | 2 |
61-62. | Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. | 2 |
63-64. | Правописание О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных. | 2 |
65. | Урок развития речи. Азбука вежливости. | 1 |
66. | Правописание О и Ё после шипящих в корне слова. | 1 |
67. | Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова. | 1 |
68. | Образование и правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий. | 1 |
69. | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание. | 1 |
70. | Урок развития речи.Работа с картиной. Учимся писать сочинение по картине. | 1 |
71. | Проверочная работа по теме «Правописание О и Ё после шипящих в разных частях слова». | 1 |
72. | Диктант за 2 четверть | 1 |
73. | Работа над ошибками.Повторение пройденного. Правописание наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание. | 1 |
74. | Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи. | 1 |
75. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | 1 |
76-77. | Повторение пройденного материала. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи. | 2 |
78-79. | Где используются однородные члены. | 2 |
80-81. | Урок развития речи. Учимся писать сочинение. | 2 |
82. | Части речи. Имя существительное. | 1 |
83. | Имя существительное. | 1 |
84. | Имя прилагательное.Как устроена книга | 1 |
85. | Краткая форма прилагательных. | 1 |
86. | Синонимы (повторение). | 1 |
87. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением.Предварительная итоговая комплексная работа | 1 |
88-89. | Части речи. Глагол. | 2 |
90 | Устойчивые выражения. | 1 |
91. | Простая и сложная форма будущего времени глаголов. | 1 |
92. | Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- / РАС- и С-. | 1 |
93. | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. Определение спряжения. | 1 |
94. | Простая и сложная форма будущего времени глаголов. | 1 |
95. | Урок развития речи. Описание предмета. | 1 |
96. | Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола. | 1 |
97. | Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях существительных, прилагательных и глаголов. | 1 |
98. | Урок развития речи. Что такое аннотация и как её составить. | 1 |
99. | Личные местоимения. | 1 |
100. | Личные местоимения. | 1 |
101. | Личные местоимения. | 1 |
102. | Разбор слова по составу. | 1 |
103. | Урок развития речи. Письменное изложение. | 1 |
104. | Разбор по составу глаголов. | 1 |
105. | Разбор слова по составу. | 1 |
106. | Орфограммы в корнях слов. | 1 |
107. | Орфограммы в корнях слов. | 1 |
108. | Урок развития речи.Что такое монолог и диалог. | 1 |
109. | Орфограммы в корнях слов. | 1 |
110. | Орфограммы в суффиксах слов. | 1 |
111-112. | Существительные.Беглый гласный в суффиксе слов. | 2 |
113. | Существительные.Беглый гласный в суффиксе слов. | 1 |
114. | Урок развития речи. Учимся составлять аннотации. | 1 |
115. | Проверочная работа. | 1 |
116. | Работа над ошибками.Буквы О/ Е после шипящих. | 1 |
117-118. | Прилагательные.Буквы О/ Е после шипящих и Ц. | 2 |
119. | Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | 1 |
120. | Прилагательные.Буквы О/ Е после шипящих и Ц. | 1 |
121-122. | Глагольные суффиксы. | 2 |
123. | Орфограммы в окончаниях слов. Существительные. | 1 |
124. | Урок развития речи.Работа с картиной. | 1 |
125. | Орфограммы в окончаниях прилагательных. | 1 |
126-127. | Орфограммы в окончанияхглаголов. | 2 |
128. | Урок развития речи. Письменное изложение. | 1 |
129. | Орфограммы в окончаниях глаголов. | 1 |
130. | Итоговый диктант за 3-ю четверть | 1 |
131. | Работа над ошибками.Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола. | 1 |
132. | Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола. | 1 |
133. | Урок развития речи. Учимся составлять аннотации. | 1 |
134. | Орфограммы в приставках. | 1 |
135. | Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
136. | Работа разделительного Ь. | 1 |
137. | Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии. | 1 |
138. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 |
139. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 |
140. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 |
141. | Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 |
142. | Урок развития речи. Рассматриваем старые фотографии. | 1 |
143. | Слова, которые легко перепутать. | 1 |
144. | Проверочная работа. | 1 |
145. | Работа над ошибками | 1 |
146. | Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. | 1 |
147. | Прилагательные. Краткая форма. | 1 |
148. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение. | 1 |
149. | Ь после шипящих в глаголах. | 1 |
150. | Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. | 1 |
151. | Изложение по тексту, прочитанному учителем. | 1 |
152 | Итоговая комплексная работа | 1 |
153. | Глагол как часть речи. | 1 |
154-155. | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены. | 2 |
156. | Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. | 1 |
157. | Итоговый диктант | 1 |
158. | Разбор предложения по членам предложения. | 1 |
159. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 |
160. | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 |
161. | Постановка знаков препинания в сложных предложениях. | 1 |
162-163. | Повторение.Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 2 |
164. | Повторение.Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 |
165. | Работа над ошибками. | 1 |
166-167. | Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. | 2 |
168. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение. | 1 |
169. | Урок развития речи.Учимся писать сочинение. | 1 |
170. | Олимпиадное задание. | 1 |
| | |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол.часов |
1 | Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением | |
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова | |
3 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова | |
4 | Проверочная работа по теме «Безударный гласный, проверяемый ударением» | |
5 | Текст-рассуждение | |
6 | Значения суффиксов | |
7 | Значения суффиксов. Самостоятельная работа | |
8 | Текст-рассуждение | |
9 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного | |
10 | Склонение слов ОБЕ, ОБА | |
11 | КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА (тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста». 4 класс) | |
12 | Однородные главные члены предложения | |
13 | Однородные второстепенные члены предложения | |
14 | Работа с картиной | |
15 | Знаки препинания при однородных членах предложения | |
| Связь однородных членов предложения с помощью союзов и, а, но | |
16 | Знаки препинания при однородных членах предложения связанных союзами | |
17 | Итоговый диктант (по результатам повторения) | |
18 | Проверочная работа по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения» | |
19 | Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания | |
20 | Работа с картиной | |
21 | Личные окончания глаголов разных спряжений | |
22 | Определение спряжения глагола по ударным личным окончаниям | |
23 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |
24 | Учимся рассуждать | |
25 | Правописание безударных личных окончаний глаголов | |
26 | Правило употребления предлогов О и Об | |
27 | Определение спряжения глагола по начальной форме Азбука вежливости: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей (0,5 ч) | |
28 | Определение спряжения глагола по начальной форме. Глаголы-исключения 2-го спряжения | |
29 | Учимся делать научное сообщение | |
30 | Определение спряжения глагола по его начальной форме | |
31 | Определение спряжения глагола по его начальной форме | |
32 | Проверочная работа по теме «Спряжение глагола» | |
33 | Текст-рассуждение | |
34 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи | |
35 | Разбор слова как части речи | |
36 | Диктант за 1 четверть | |
37 | Письменное изложение | |
38 | Учимся делать научное сообщение. Азбука вежливости: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей | |
39 | Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ | |
40 | Глаголы с суффиксом -я- в начальной форме | |
41 | Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | |
42 | Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени | |
43 | Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | |
44 | Суффиксы повелительной формы глагола | |
45 | Суффиксы повелительной формы глагола | |
46 | Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | |
47 | Проверочная работа по теме «Различение повелительной формы мн. числа и формы 2-го лица мн. числа» | |
48 | Работа с картиной | |
49 | Написание глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | |
50 | Написание глаголов на -ять в прошедшем времени | |
51 | Монолог и диалог | |
52 | Спряжение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь | |
53 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного | |
54 | Правописание слов с удвоенной буквой согласного | |
55 | Письменное изложение | |
56 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов | |
57 | Определение спряжения глагола по виду основы | |
58 | Спряжение глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ | |
59 | Учимся делать научное сообщение. Азбука вежливости: Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей | |
60 | КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА (тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста». 4 класс) | |
61 | Написание О и Ё после шипящих в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных | |
62 | Написание О и Ё после шипящих в суффиксах и в окончаниях существительных и прилагательных | |
63 | Написание О и Ё после шипящих в корнях существительных | |
64 | Написание О и Ё после шипящих в корнях существительных | |
65 | Проверочная работа по теме «Написание о и ё после шипящих» | |
66 | Учимся отстаивать своё мнение в споре | |
67 | Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий | |
68 | Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание | |
69 | Итоговый диктант | |
| Проверочная работа | |
| Правописание глаголов | |
| Обращение. Правописание окончаний разных частей речи | |
| Повторение пройденного. Самостоятельная работа | |
| Сочинение-рассуждение по картине | |
| Предложения с однородными членами | |
| Сочинение о родных местах | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |