Программа разработана на основе примерной рабочей программы по предмету «Русский язык», учебника «Русский язык» под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко. М., «Просвещение», 2013 год; (УМК «Школа России»). Допущен Приказом МО и Н от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования»
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373, с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г. № 1241, 22 сентября 2011 г. № 2357, 18 декабря 2012 г. № 1060, 29 декабря 2014 г. № 1643, 18 мая 2015 г № 507, от 31 декабря 2015 г. № 1576.);
Закона «Об образовании» УР (в действующей редакции);
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ
Учебного плана МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ на 2018-2019 учебный год;
Положения о рабочей программе МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ
Согласно учебному плану МКОУ В-Ятчинской СОШ в 4 классе в 2018-2019 учебном году на уроки русского языка отводится
136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели ).
Задачи: Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. инятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами итехнологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
Предметные:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
Выпускник получит возможность научиться:
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических
и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е,е,ю, я;в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Перечень практических часов |
1. | Повторение | 10 | Изложение – 1, диктант -1 |
2. | Предложение . | 6 | Сочинение -1, диктант -1, проект -1, словарный диктант-1 |
3. | Слово в языке и речи. | 17 | Изложение -1, диктант -1, проверочная работа-1, словарный диктант-1 |
4. | Имя существительное. | 30 | Сочинение – 2, изложение – 2, диктант – 2, проект – 1, проверочная работа -1 |
5. | Имя прилагательное. | 25 | Сочинение – 4, изложение – 2, диктант – 1, проект -1, контрольное списывание-1, проверочная работа-1, тест-1 |
6. | Местоимение. | 7 | Изложение – 1, диктант -1 |
7. | Глагол. | 27 | Сочинение – 1, изложение – 3, диктант – 1, проект – 1, словарный диктант-1, контрольное списывание-1, тест-1 |
8. | Повторение. | 14 | Сочинение – 1, изложение – 1, диктант – 1 |
| Итого: | 136 | |
№ | Практическая работа | Кол-во практических работ |
1 | Диктантов | 9 |
2 | Изложений | 10 |
3 | Сочинений | 9 |
4 | Проверочных работ | 3 |
5 | Проектов | 4 |
6 | Тестов | 2 |
7 | Словарных диктантов | 3 |
8 | Контрольное списывание | 2 |
| Итого: | 42 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата фактически | Домашнее задание |
Повторение изученного (10 часов) | | | | | |
1 | Повторение. Знакомство с учебником русский язык. Наша речь и наш язык. | 3.09 | | Упр. 2 (с.6) |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 4.09 | | Упр. 3 (с.7)-подготовить сообщение |
3 | Текст и его план | 5.09 | | Прочитать «Страничку для любознат-х» |
4 | Обучающее изложение «Первая вахта» | 8.09 | | сочинение «Мои каникулы» |
5 | Анализ изложения. Типы текстов. | 10.09 | | Упр. 11 (с.12) |
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 11.09 | | Упр. 19 (с.16) |
7 | Диалог. Обращение | 12.09 | | Три предложения с обращением |
8 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 15.09 | | Упр. 27 (с.20) |
9 | Контрольный диктант «Клюква» по теме «Повторение» (ПР стр.45) | 17.09 | | Прочитать «Страничка для любознательных» |
10 | Анализ ошибок к/р Словосочетание. | 18.09 | | Упр.30, с.23 |
Предложение (6 часов) |
11 | Однородные члены предложения | 19.09 | | Упр. 36 (с.28) |
12 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Словарный диктант (КИМ стр.48) | 22.09 | | Упр. 41 (с.31) |
13 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | 24.09 | | Переписать сочинение на чистовик. |
14 | Наши проекты | 25.09 | | Доделать проектную работу |
15 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 26.09 | | Упр. 52 (с.37) |
16 | Контрольный диктант «Трусиха» по теме «Предложение» (ПР стр.74) | 29.09 | | |
Слово в языке и речи (17час) |
17 | Анализ ошибок к/р.Слово в языке и речи. Слово и его лексическое значение. | 1.10 | | Упр. 61 (с.43) |
18 | Многозначные и устаревшие слова. Прямое и переносное значения слова. | 2.10 | | Упр. 64 (с.45) Упр. 68 (с.46) |
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 3.10 | | Упр. 73 (с.48) |
20 | Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 6.10 | | Упр. 76 (с.50) |
21,22 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Проверочная работа (КИМ стр.58) | 8.10 | | упр.81 (с.53), определение |
9.10 | | Упр. 88 (с.56) |
23 | Правописание гласных и согласных в корнях слов | 10.10 | | Упр. 99 (с.60) |
24 | Правописание приставок и суффиксов Словарный диктант(КИМ стр.55-56) | 13.10 | | Упр. 105 (с.63) |
25 | Разделительные твердый и мягкий знаки | 15.10 | | Упр. 109 (с.66) |
26 | Обучающее изложение по упр. 110 | 16.10 | | |
27 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 17.10 | | Упр. 114 (с.68) |
28 | Склонение имен существительных и имен прилагательных | 20.10 | | Упр. 120 (с.71) |
29 | Имя числительное. Глагол | 22.10 | | Упр.122 (с.72) |
30 | Наречие как часть речи | 23.10 | | Упр. 129 (с.75) |
31 | Правописание наречий | 24.10 | | Упр. 133 (с.77) |
32 | Контрольный диктант «Осень» по теме «Части речи» (ПР стр. 137) | 27.10 | | |
33 | Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» | 29.10 | | Переписать сочинение на чистовик. |
Имя существительное (30 часа) |
34 | Анализ ошибок к/р. Распознавание падежей имен существительных | 30.10 | | Упр. 140 (с.83) |
35 | Упражнение в распознавании И., Р.,В. падежей неодушевленных имен существительных | 31.10 | | Задание из рабочей тетради |
36 | Упражнение в распознавании имён существительных в Т. и П. падежах | 10.11 | | Упр. 150 (с.87) |
37 | Повторение сведений о падежах. Несклоняемые имена существительные | 12.11 | | 6 словосочетаний в разных падежах |
38 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных | 13.11 | | Упр.156 с.90 |
39 | Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 14.11 | | Переписать сочинение на чистовик. |
40 | 2-е склонение имён существительных | 17.11 | | Упр. 165 (с.94) |
41 | Падежные окончания имён существительных 2-го склонения | 19.11 | | Упр. 168 (с.96) |
42 | 3-е склонение имён существительных | 20.11 | | Упр. 172 (с.97) |
43 | Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения | 21.11 | | Упр. 176 (с.99) |
44 | Обучающее изложение по упр.180 | 24.11 | | |
45 | Анализ изложения. Способы проверки безударных падежных окончаний имён сущ-х | 26.11 | | Упр. 183 (с.103) |
46 | Именительный и винительный падежи | 27.11 | | Упр. 190 (с.107) |
47 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 28.11 | | Упр. 200 (с.110) |
48 | Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1.12 | | Упр. 210 (с.114) |
49 | Правописание безударных окончаний имен существительных в Р. и Д. падежах | 3.12 | | Упр. 218 (с.117) |
50 | Правописание окончаний имен существительных в Т. падеже | 4.12 | | Упр. 226 (с.120) |
51 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 5.12 | | Упр. 232 (с.123) |
52 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 8.12 | | Упр. 246 (с.130) |
53 | Сочинение отзыв по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | 10.12 | | Переписать сочинение на чистовик. |
54 | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имен сущ. в ед. числе» (ПР стр.234) | 11.12 | | |
55 | Анализ ошибок к/р. Повторение. | 12.12 | | Упр. 245 с.129 |
56 | Склонение имён существительных во множественном числе | 15.12 | | Упр. 252 (с.132) |
57 | Именительный падеж имен существительных множественного числа | 17.12 | | Упр. 254 (с.133) |
58 | Родительный падеж имен существительных множественного числа | 18.12 | | Упр. 261 (с.136) |
59 | Д., Т., П. падежи имен существительных множественного числа | 19.12 | | Упр. 271 (с.140) |
60 | Обучающее изложение | 22.12 | | |
61 | Анализ изложения. Правописание окончаний существительных Проверочная работа (КИМ стр. 73-75 | 24.12 | | Упр. 275 (с.142) |
62 | Контрольный диктант «Лес» за первое полугодие(ПР стр.260) | 25.12 | | |
63 | Анализ ошибок к/р. Наши проекты. | 26.12 | | Продолжить работу над проектом |
Имя прилагательное (25 часов) |
64 | Имя прилагательное как часть речи. | 29.12 | | Упр. 5 (с.6), Упр. 7 (с.7) – по выбору |
65 | Род и число имён прилагательных | 8.01 | | Упр. 13 (с.9) |
66 | Описание игрушки | 9.01 | | Оформить сочинение на листе А4 |
67 | Склонение имен прилагательных | 12.01 | | Упр. 20 (с.12) |
68 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А.Серова «Мика Морозов» | 14.01 | | Переписать сочинение на чистовик. |
69 | Склонение имён прилагательных м. и ср. рода в ед. числе | 15.01 | | Упр. 28 (с.17) |
70 | Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в И.п. и Р.п. | 16.01 | | Упр. 31 (с.18), Упр. 37 (с.20) |
71 | Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в Д.п. | 19.01 | | Упр. 41 (с.21) |
72 | Именительный, винительный, родительный падежи | 21.01 | | Упр. 49 (с.24) |
73 | Правописание окончаний имен прилагательных м. и ср. рода в Т. и П. падежах | 22.01 | | Упр. 54 (с.26) |
74 | Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | 23.01 | | Выполнить проект |
75 | Анализ изложения. Склонение имен прилагательных женского рода. | 26.01 | | Упр. 59 (с.29) |
76 | И. и В. падежи имён прилагательных женского рода | 28.01 | | Упр. 64 (с.31) |
77 | Р., Д.,Т. и П. падежи имён прилагательных ж. рода | 29.01 | | Задание из рабочей тетради |
78 | В. и Т. падежи имен прилагательных ж. рода Контрольное списывание (КИМ стр.77) | 30.01 | | Упр. 75 (с.35) |
79 | Изложение описательного текста. | 2.02 | | |
80 | Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во мн.числе. | 4.02 | | Упр. 83 (с.39) |
81 | Сочинение –отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». | 5.02 | | Переписать сочинение на чистовик. |
82 | И. и В. падежи имён прилагательных мн.числа | 6.02 | | Упр. 89 (с.42) |
83 | Р. и П. падежи имён прилагательных мн.числа | 9.02 | | Упр. 93 (с.44) |
84 | Д. и Т. падежи имён прилагательных мн.числа. | 11.02 | | Упр. 99 (с.46) |
85 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» Проверочная работа (КИМ стр.79-80) | 12.02 | | Упр. 104 (с.48) |
86 | Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 13.02 | | Переписать сочинение на чистовик. |
87 | Контрольный диктант «Зимний день» по теме «Имя прилагательное» (ПР стр. 342) | 16.02 | | |
88 | Анализ ошибок к/р. Повт Тест 7, КИМ с. 32-35орение. | 18.02 | | Упр. 2, с.50 |
Местоимение (7 часов) |
89 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | 19.02 | | Упр. 111 (с.53) |
90 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | 20.02 | | Упр. 124 (с.59) |
91 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | 25.02 | | Упр. 131 (с.62) |
92 | Изменение личных местоимений по падежам | 26.02 | | Упр. 136 (с.64) |
93 | Изложение повествовательного текста | 27.02 | | Упр. 137 (с.65) |
94 | Контрольный диктант «Лесной голосок» по теме «Местоимение» (ПР стр.362-363) | 2.03 | | |
95 | Анализ ошибок к/р. Повторение. | 4.03 | | Упр.3, с.66 |
Глагол (27 часа) |
96 | Роль глаголов в языке | 5.03 | | Упр. 145 (с.70) |
97 | Изменение глаголов по временам | 6.03 | | Записать 20 глаголов в разных временных формах |
98 | Неопределённая форма глагола | 11.03 | | Упр. 156 (с.75) |
99 | Изменение глаголов по временам | 12.03 | | Упр. 161 (с.78) |
100 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 13.03 | | |
101 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. | 16.03 | | Упр. 166 (с.82) |
102 | Спряжение глаголов | 18.03 | | Упр. 170 (с.84) |
103 | 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего времени | 19.03 | | Упр. 177 (с.87) |
104 | Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 20.03 | | Переписать сочинение на чистовик. |
105 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени | 23.03 | | Упр.182, с.89 |
106 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов будущего времени | 1.04 | | Упр. 188 (с.91) |
107 | Наши проекты | 2.04 | | Выполнить проектную работу |
108 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени Словарный диктант (КИМ стр.84) | 3.04 | | Упр. 194 (с.95) |
109 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени | 6.04 | | Упр. 201 (с.99) |
110 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Контрольное списывание (КИМ стр.85-86 | 8.04 | | Упр. 205 (с.100) |
111 | Возвратные глаголы | 9.04 | | Упр. 213 (с.103) |
112 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 10.04 | | Упр.219, с.105 |
113 | Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок. | 13.04 | | Упр. 224 (с.107) |
114 | Правописание глаголов в прошедшем времени | 15.04 | | Упр. 233 (с.111) |
115 | Изложение повествовательного текста по вопросам по упр.241 | 16.04 | | Упр. 241 (с.114)-выполнить грамматические разборы. Упр. 242 (с.114) |
116 | Контрольный диктант «Совесть» по теме «Глагол» (ПР стр.427) | 17.04 | | |
117 | Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 20.04 | | Индивидуальные задания на карточках (в зависимости от ошибок, допущенных в диктанте) |
118, 119 | Обобщение по теме «Глагол». Обобщение по теме «Глагол». | 22.04 | | Упр. 246 (с.116) |
23.04 | | Упр. 250 (с.117) |
120 | Изложение повествовательного текста по упр. 253 | 24.04 | | Подготовится к проверочной работе |
121 | Проверка знаний по теме «Глагол» Тест 9 (КИМ стр.38-41) | 27.04 | | |
122 | Анализ изложения, тестовой работы. Повторение. | 29.04 | | Индивидуальные задания на карточках (в зависимости от ошибок, допущенных в диктанте) |
Повторение (14 часов) |
123 | Язык. Речь. Текст. | 30.04 | | Упр. 259 (с.123) |
124, 125 | Предложение и словосочетание | 6.05 | | Задание на карточках |
7.05 | | Упр. 273 (с.127) |
126 | Лексическое значение слова | 8.05 | | Упр. 277 (с.129) |
127 | Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь»» | 13.05 | | Переписать сочинение на чистовик. Упр.278, с.129 |
128, 129 | Состав слова | 14.05 | | Упр. 283, c.131 |
15.05 | | Упр. 291 (с.134) |
130 | Части речи | 18.05 | | Упр. 308,309 (с.139) |
131 | Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 20.05 | | Упр. 311 (с.140), Упр. 312 (с.141) |
132 | Анализ изложения. Повторение. | 21.05 | | Упр. 322 (с.143) |
133 | Итоговый контрольный диктант(РП стр.480) | 22.05 | | |
134 | Анализ ошибок к/р. Повторение | 25.05 | | |
135 | Звуки и буквы | 27.05 | | |
136 | Игра «По галактике Частей речи» | 28.05 | | |
Учитель оставляет за собой право корректировки домашних заданий
1 Изучается во всех разделах курса.
2 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.
15