СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку»

0
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2 класса МАОУ СШ № 32 разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года за № 373,

  • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  • Планируемых результатов начального общего образования,

  • Образовательной программы начального общего образования МАОУ СШ №32 на 2022-2023 учебный год,

  • примерной программы по русскому языку и авторской программы учебно-методического комплекта образовательной системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В.- Давыдова (авторы: В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова).

  • федерального перечня учебников («Русский язык». В. В. Репкин, Е. В. Восторгова. М. «БИНОМ» год 2020).


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково - символического восприятия и логического мышления, а также формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Задачи курса:

  • развивать орфографическую зоркость; а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

  • формировать орфографическое действие;

  • формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой;

  • развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности, обучать искусству речи, как устной, так и письменной;

  • формировать сознательное отношение к русскому языку как к ценности, пробуждать познавательный интерес, стремление совершенствовать свою речь.

Центральной для 2 класса является линия формирования орфографического действия. Это означает, что логика движения в материале, последовательность и глубина его изучения определяются именно задачами обучения грамотному письму. Задачи формирования представлений о знаковой системе языка во 2 классе решаются на основе первой линии, подчиняются ее задачам, т. е. языковые понятия изучаются в связи с необходимостью освоения тех или иных способов действий, обеспечивающих правописание.

Развитие речи рассматривается как особая задача развивающего обучения. Она заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи – как устной, так и письменной.

Формирование учебной деятельности младших школьников в рамках изучения русского языка осуществляется главным образом на фоне выявления и освоения ими общих способов орфографического действия, - которое, с одной стороны, является для детей, поступающих в школу, принципиально новым, с другой – мотивационно значимым.

В связи с этим, главной целью обучения русскому языку во 2 классе является формирование у обучающихся орфографического действия – формирование орфографического действия, опирающееся на понимание принципа русского письма (по сильной позиции). обнаружение орфограмм в слове, выбор адекватного способа проверки, применение на практике этого способа проверки орфограмм.

Задачи:

– сформировать понятие сильных и слабых позиций;

– сконструировать и овладеть особым видом письма – письмо с пропуском орфограмм слабых позиций;

– открыть общий способ проверки орфограмм слабых позиций – закон русского письма;

– установить необходимость определения границ применимости закона русского письма;

– установить всеобщность принципа письма по закону русского письма;

– проанализировать с целью поиска способа проверки орфограмм слабых позиций понятия “окончание”, “основа”, “корень”, “аффиксы” (приставка, суффикс);

– освоить разные способы проверки орфограмм слабых позиций (орфографический словарь, приведение звука к сильной позиции путём изменения или подбора однокоренных слов);

– продолжить работу по списыванию текста, установить последовательность действий при списывании текста с орфограммами слабых позиций;

– конкретизировать и применять общий способ действия;

– продолжить работу по формированию контрольно-оценочных действий учащихся (рефлексивный контроль, оценка по заданным критериям).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Общее количество часов курса – 675 часов

Во 2 классе (4 часа в неделюX35 недель) - 140 часов.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык»

Данная рабочая программа составлена на основе программы В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой «Русский язык», которая является частью УМК системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина –В.В. Давыдова. Главная задача УМК по системе Эльконина –Давыдова -обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Данная целевая установка полностью соответствует концепции деятельностного подхода, являющегося основой ФГОС НОО. Особенностью программы является система лингвистических понятий, усвоение которых позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач относительно слова, предложения, текста. Построение содержания способствует поддержанию учебной мотивации младших школьников, познавательного интереса к изучению языковых понятий, осознанию практической значимости изучаемой теории.

Используемые технологии обучения: РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова, информационно-коммуникационные технологии.

Основные методы обучения: практический, частично-поисковый, решение учебной задачи.

В обучении используются методы:

  • дедуктивный;

  • проблемно-поисковый метод обучения;

  • исследовательский;

  • учебные дискуссии.

Формы организации деятельности на уроке:

  • учебный диалог;

  • групповая работа и работа в парах, индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»



Наименование разделов рабочей программы

Кол-во часов, отводимое на изучение раздела

Характеристика основных содержательных линий

1. Повторение материала, изученного в первом классе

13 часов

Слово как значимая и звуковая единица языка. Ударение как средство организации слогов в слове. Звуки и буквы. Выбор буквы для обозначении гласного звука в зависимости от его позиции в слове ( в начале слова, после согласных, парных и непарных по твердости-мягкости). Выбор буквы для обозначения звука [й']. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (гласные после шипящих и Ц, разделительные знаки Ъ и Ь).

Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательное высказывание. Диалог, его элементы (реплики). Оформление высказываний на письме.

2. Позиционное чередование гласных звуков

15 часов


Возможность замены звуков в одном и том же слове при его изменении (чередование звуков). Изменение позиции звуков как причина их чередования (позиционное чередование). Сильная и слабая позиция гласных звуков (наличие любых гласных в ударных слогах и невозможность появления некоторых гласных в безударных слогах). Обозначение позиционно чередующихся звуков одной буквой, выбор этой буквы. Проблемный характер буквенного обозначения гласных звуков в слабой позиции (орфограммы слабых позиций). Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма (письмо с пропуском безударных гласных).

3. Позиционное чередование согласных звуков


17 часов

Сильные и слабые позиции согласных, парных по звонкости-глухости. Отработка умения выделять орфограммы слабых позиций в процессе письма (письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных).

4. Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря


23 часа

Приёмы работы с орфографическим словарём. Печатный текст как образец орфографически правильных написаний. Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций.

5. Проверка орфограмм по сильной позиции


33 часа

Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций. Изменение слова как приём приведения звука к сильной позиции. Важнейшие типы изменения слов: изменение слов, называющих предметы, по числам и падежам (без названия падежей); изменение слов, называющих признаки, по числам, родам и падежам; изменение слов, называющих действия, по лицам, числам, временам (настоящее и будущее время), по родам (в прошедшем времени). Неизменяемые слова.

6. Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм слабой позиции


21 часов

Основа и окончание слова. Неприменимость способа проверки орфограммы слабой позиции в окончании слова путём его изменения. Способ выделения окончаний и основ в словах разных типов. Изменение одного и того же слова и разные слова.

7. Проверка орфограмм с помощью родственных слов


27 часов

Понятие о родственных словах (слова, образованные от одного и того же слова). Корень как общая часть основ родственных слов. Подбор однокоренных слов к заданному (простейшие случаи). Понятие об аффиксах как значимых частях основы, с помощью которых образуются новые слова. Классификация аффиксов по положению в слове: префиксы (приставки), суффиксы. Позиционное и непозиционное чередование звуков в словах. Проверка орфограмм слабых позиций в корне с помощью родственных слов. Правило правописания разделительных знаков Ь и Ъ.

8. Систематизация изученного материала


21 часов

Слово и его изменения. Родственные слова. Значимые части слова: основа и окончание; корень и аффиксы.

Звуки как строительный материал языка. Позиционное чередование звуков. Сильные и слабые позиции звуков.

Обозначение звуков на письме. Орфограммы сильных и слабых позиций (систематизация). Правила правописания орфограмм сильных позиций (Ь и Ъ, гласные А, У, И, Е после шипящих). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же части слова). Приёмы приведения звука к сильной позиции (изменение слова, подбор родственных слов). Орфограммы слабых позиций, не требующие специальной проверки. Проверка орфограмм слабой позиции с помощью орфографического словаря.

9. Развитие речи


В течение года

Характеристика лексического (без употребления термина) значения слова с помощью толкового (учебного) словаря. Высказывание-сообщение и высказывание-вопрос. Восклицательные высказывания, их оформление на письме. Формирование навыков выразительного чтения с ориентацией на знаки препинания. Выделение смысловых частей в высказывании (предмета сообщения и сообщения о предмете). Отработка умения интонационно правильно воспроизводить смысловые части высказывания при чтении.

Высказывание с несколькими сообщениями об одном предмете. Выражение содержания сообщения об одном предмете в нескольких взаимосвязанных высказываниях. Отнесённость сообщений к одному предмету (наличие общей темы) и наличие смысловой связи между сообщениями как признаки текста. Основное и дополнительные (уточняющие) сообщения в текст. Заголовок текста как отражение его предмета (темы) или основного сообщения (основной мысли).

Анализ и редактирование текстов. Упорядочение деформированного текста. Изложение несложных повествовательных текстов. Сочинение по серии сюжетных картинок.

Диалог, его элементы (реплики, поясняющие слова автора), правила записи диалога (состоящего из реплик без слов автора).


ИТОГО:

170



Планируемые предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

что такое родственные слова, позиционное чередование звуков, признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков, типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций); общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же значимой части слова).

Обучающиеся должны уметь:

- определять с помощью толкового словаря лексическое значение слова;

- находить для мотивированного (производного) слова мотивирующее (производящее) слово;

- выделять в слове значимые части путём изменения слова и их сопоставления;

- подбирать к заданному слову 3 -4 однокоренных слова;

- различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова;

- выделять в слове орфограммы слабых позиций и изученные орфограммы сильных позиций, определять их принадлежность к той или иной значимой части слова;

- проверять орфограммы слабых позиций (безударные гласные, согласные, парные по звонкости-глухости) в корне слова путем его изменения или подбора однокоренных слов;

- проверять изученные орфограммы сильных позиций;

- пользоваться орфографическим словарем;

- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2 классе;

- записывать под диктовку текст (35-40 слов) с изученными орфограммами;

- списывать высказываниями несложный по содержанию текст;

- подобрать заголовок к тексту, отражающий его тему или основное сообщение (основную мысль);

- письменно излагать содержание несложного повествовательного текста (с пропуском неизученных орфограмм);

- составлять письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм)



ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

- осознание языка как основного средства человеческого общения, осознание необходимости изучения родного языка;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем культуры человека;

- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение одноклассников с точки зрения правильности и культуры речи, соблюдение этикетных норм;

- осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений, таких как толерантность, уважительное отношение к другим ученикам и работникам школы, готовность прийти на помощь;

- знание основ культурного поведения и взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими детьми в классном и школьном коллективе и за его пределами;

- владение нормами сотрудничества: уметь работать в паре, в малых и больших группах, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга в ходе групповой и общеклассной дискуссии.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

- формулировать запрос на недостаточную информацию;

- формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;

- определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что предстоит узнать;

- умение оценить одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание качественности поступков окружающих людей;

- самостоятельно определять критерии оценки результатов деятельности (на основе операционального состава действия) и производить оценку своих и чужих действий;

- иметь свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать;

- задавать вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации;

- организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой роли; понимать позиции разных участников коммуникации и их логику рассуждения;

- формулировать запрос на недостаточную информацию;

- формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;

- определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что предстоит узнать;

- самостоятельно устанавливать дефицит в знаниях и умениях по теме на основе оценки учителя проверочной работы;

- осуществлять отбор заданий для ликвидации дефицита и планировать порядок и сроки работы над возникшими проблемами и трудностями;

- формулировать тему и основную мысль короткого и простого в смысловом отношении текста;

- определять границы собственных знаний, понимать, что уже знаешь, а что предстоит узнать;

- видеть возможные ошибки на основе знания операционального состава действия и предотвращать их сравнивать свои сегодняшние и вчерашние достижения;

- работать с модельными средствами.


Критерии и нормы оценки знаний учащихся


На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия.

С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся с использованием специальных мест: «стола помощников» и «стола заданий». Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ осуществления формализованной оценки.

Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.

На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.

Для освоения программы по предмету используются формы текущего и промежуточного контроля, целью которых является:

- определение фактического уровня знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

- установление соответствия этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

- контроль за реализацией образовательной программы.

Текущий контроль осуществляется в процессе изучения дисциплины и проводится в сроки, определенные календарным планом.

Цель текущего контроля – проверить степень и качество изучаемого материала по предмету «Русский язык», определить необходимость введения изменений в содержание и методы обучения.

Формы текущего контроля – устная или письменная. Форму текущего контроля определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля сообщается учителем администрации школы одновременно с представлением календарно-тематического графика изучения программы.

Текущий контроль знаний обучающихся проводится через индивидуальные или групповые опросы, индивидуальные или групповые презентации, творческие проекты, самостоятельные и контрольные работы, тесты и т. п. в рамках урока.

Текущему контролю подлежат знания всех обучающихся и осуществляется данный вид контроля в течение учебного года в виде отметок по 5-балльной шкале. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал и дневник в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т. п. работу выставляется также в классный журнал и дневник в день проведения работы.

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения обучающихся, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.

Периоды промежуточного контроля устанавливаются годовым календарным учебным графиком. Промежуточная аттестация обучающихся – вид внутреннего контроля качества образования, проводимого школой, в результате которого фиксируется уровень освоения обучающимися определенной части образовательной программы и принимается административное решение о возможности получать образование на следующем этапе обучения в данном образовательном учреждении (приказ о переводе в следующий класс, о повторном обучении, о переводе в следующий класс условно, др.).

Промежуточная аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и через разные виды административных работ по не менее двум предметам учебного плана.

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по предметам учебного плана, включает в себя: диктант, контрольную работу, тестирование по предмету. В конце учебного года выставляются годовые отметки.

Во 2 классе устанавливаются следующие формы контроля за развитием предметных знаний и умений обучающихся:

- устный опрос;

- письменная работа (диктант, списывание текста и т.д.);

- самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определённых тем;

- самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определённой теме знания на практике;

- тестовые диагностические задания;

- графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др.;

- административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися совокупности тем, разделов программы, курса обучения за определённый период времени (полугодие, год).

При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.

• Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией, допускается 1-2 негрубых недочета.

• Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-З существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций буки по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.

• Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.

К числу негрубых недочетов относятся:

а) частичные искажения формы букв;

б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

г) выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;

д) крупное и мелкое письмо;

е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

• Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу.

• Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.

• Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по русскому языку

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Учет ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»);

  • Оценка снижается на 0,5 балла, если есть грамматические ошибки и аккуратные исправления (за каждое исправление).

Ошибкой считается:

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

  • Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Отметка «5» за диктант ставится, если работа выполнена безошибочно, либо есть собственное исправление 1-ой ошибки

Отметка «4» ставится, если в диктанте есть 1 – 2 ошибки (или собственные исправления и каллиграфические ошибки, которые оцениваются как недочеты по 0, 5 баллов за каждый)

Отметка «3» ставится при наличии 3-5 ошибок или недочетов

Отметка «2» ставится при наличии 6 и более ошибок или недочетов

Ошибкой в диктанте следует считать:

• нарушение правил орфографии при написании слов;

• пропуск и искажение букв в словах;

• замену слов;

• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).


За ошибку не считаются:

• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;

• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

• единичный случай замены одного слова без искажения смысла.


За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

Грамматическое задание

«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 60% заданий;

«2» – ставится, если ученик выполнил менее 60% заданий


Контрольные работы и тестовые задания

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.

За выполнение контрольной работы ставятся следующие отметки:

«5» - за безошибочное выполнение всех заданий

«4» - если ученик выполнил правильно не менее 60 - 95% всех заданий

«3» - если ученик выполнил не менее 60% заданий

«2» - если ученик справился с менее 60% заданий

Примечание:

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на отметку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.

Контрольное списывание (исправления влияют на оценку, см. оценку диктанта)

- это способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются специальные тексты. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Контрольное списывание.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);

«3» – 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);

«2» – 3 ошибки (2 – 4 кл.);


Словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта). Для словарного диктанта из 10-12 слов.

«5» – нет ошибок

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление;

«3» – 3 – 4 ошибки;

«2» – 5 – 7 ошибок.



Тематическое планирование



урока с начала уч. года

урока с начала раздела

Дата проведения урока

Тема урока (что пройдено на уроке)

Планируемые образовательные результаты

Домашнее задание

Повторение материала, изученного в первом классе 13 часов

1


Высказывание.

Предметные:

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям. Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные – твёрдые, мягкие, звонкие - глухие). Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв. Объяснять принцип деления слов на слоги. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функцию букв Ь и Ъ

Метапредметные: задавать вопросы, выражать свои мысли полно и точно. Понимать партнерские отношения, уметь адекватно отстаивать свою точку зрения. Способность формулировать учебную проблему совместно с учителем. Контролировать свои действия, сверять с целью. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Моделировать и преобразовывать модель слова. Анализировать объекты. Определять критерии для сравнения. Относить объекты к известным понятиям. Находить способы решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: Умение замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями других. Стремление к взаимопониманию на основе взаимного интереса и уважения. Развитие учебных мотивов.


2


Правила графики


3


Орфограмма


4


Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ)


5


Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. Самостоятельная работа "Орфограммы ЖИШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"


6


Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. Решение частной задачи


7


Разделительные Ь и Ъ знаки


8


Повторение известного материала об орфограммах. Самостоятельная работа "Разделительные Ь и Ъ знаки"


9


Наблюдения над изменением в речи одного и того же слова, называющего предмет


10


Урок – игра. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой


11


Входная контрольная работа. Диктант


12


Анализ стартовой контрольной работы. Коррекция


13


Рифма и ритм в поэтической речи


1


Постановка учебной задачи "Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?"

Предметные: Обнаружение позиционного чередования звуков [о] и [э] с другими гласными звуками в безударном слоге; Установление причины этого чередования – существующие в языке фонетические законы для гласных звуков (невозможность употребления в безударном слоге звуков [о] и [э]). Выявление принципиального отличия между двумя обнаруженными позициями гласных звуков (в одной из них могут работать все (любые) известные гласные звуки – это сильная позиция, в другой – лишь часть из них, это слабая позиция). Работать над списыванием текстов, включая тексты, содержащие диалоги и поэтическую речь

Личностные: Уметь задавать вопросы, выражать свои мысли полно и точно. Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью. Уметь пользоваться дополнительными средствами (справочная литература, средства ИКТ) Уметь замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями других. Метапредметные

Умение формулировать запрос на недостающую информацию: обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям; Умение формулировать тему и основную мысль короткого и просто в смысловом отношении текста; Умение определять границы собственных знаний, понимать, что знаешь, а что еще предстоит узнать.


2


Позиционное чередование гласных звуков. Моделирование


3


Позиционное чередование гласных звуков.


4


Сильные и слабые позиции гласных звуков


5


Закон русского письма


19-22

6-9


Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.


23

10


Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Самостоятельная работа.


24

11


Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.


25

12


Проверочная работа "Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций"


26

13


Запись рассказа по памяти.


27

14


Развитие речи. Запись рассказа по серии сюжетных картинок.


28

15


Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Работа над ошибками творческих работ.


29

16


Контрольная работа "Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных звуков".


Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости 22 часа

30

1


Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков?

Предметные: Устанавливать признаки сильных и слабых позиций для согласных, парных по звонкости-глухости, и распространить «письмо с пропусками» на запись слов с орфограммами слабых позиций на месте согласных звуков.

Умение формулировать тему и основную мысль короткого и просто в смысловом отношении текста;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания, фиксировать тему (заголовок), ключевые слова.

Определять признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных (парных по звонкости-глухости) звуков. Определять типы орфограмм по позиции звука (орфограммы слабых и сильных позиций). Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Анализировать разные способы проверки орфограмм моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам.

Личностные: Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи, выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке; Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Умение формулировать запрос на недостающую информацию: обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям;

Умение определять границы собственных знаний, понимать, что знаешь, а что еще предстоит узнать.


31

2


Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


32

3


Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


33

4


Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


34

5


Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


35

6


Урок – игра. Слабые и сильные позиции

согласных звуков. Письмо с пропуском

орфограмм слабых позиций


36

7


Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


37

8


Урок - игра. Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.


38

9


Контрольная работа с грамматическим заданием. Диктант 1 четверть.


39

10


Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


40

11


Самостоятельная работа. «Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском»


41

12


Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


42

13


Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. РР. Изложение "Однажды Незнайка…»


43

14


Работа над ошибками. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций


44

15


Урок - игра. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.


45

16


Проверочная работа "Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций"


46

17


Анализ проверочной работы. РР Рассказ по серии картинок. Конструирование


47

18


Письмо с пропуском орфограмм слабых и сильных позиций.


48

19


Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.


49

20


Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.


50

21


Контрольное списывание


51

22


Контрольная работа «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций»


Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря. (23 часа)

52

1


Постановка учебной задачи «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря»

Предметные:

Знать назначение орфографического словаря и применять приемы работы с ним. Уметь устанавливать последовательность действий при списывании слова из орфографического словаря и уметь выполнять установленную последовательность. Обнаруживать свойство печатного текста быть источником орфографических написаний, уточнять алгоритм письма по готовому образцу и формировать навык его применения. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя.

Метапредметные

Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки

Умение задавать вопросы, выражать свои мысли полно и точно. Понимание партнерских отношений, умение адекватно отстаивать свою точку зрения.

Выполнение различных ролей в группе, сотрудничество в совместном решении проблемы. Способность формулировать учебную проблему совместно с учителем. Контролировать свои действия, сверять с целью. Строить речевое высказывание в устной форме. Моделировать и преобразовывать модель слова. Определять критерии для сравнения. Относить объекты к известным понятиям. Самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: Умение замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями других. Развитие готовности к сотрудничеству. Стремление к взаимопониманию на основе взаимного интереса и уважения. Развитие учебных мотивов. Включение в групповую работу, связанную с обобщением


53

2


Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.


54

3


Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.


55

4


Самостоятельная работа. Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.


56

5


Проверка орфограмм слабых позиций по словарю


57

6


Проверка орфограмм слабых позиций по словарю


58

7


РР Признаки текста


59

8


Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.


60

9


Печатный текст как источник орфографических написаний


61

10


Печатный текст как источник орфографических написаний


62

11


РР Признаки текста


63

12


РР Рассказ о семье


64

13


Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций


65

14


Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций


66

15


Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций


67

16


Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций


68

17


Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций.


69

18


Контрольная работа за 2 четверть. Диктант с грамматическим заданием


70

19


Работа над ошибками. Коррекция


71

20


РР Изложение "Смелый Илья.


72

21


Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций


73

22


Контрольное списывание "Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций"


74

23


Контрольная работа «Проверка орфограмм слабых позиций по словарю"


"Проверка орфограмм по сильной позиции" 23 часа

75

1


Способ проверки орфограмм без орфографического словаря.

Предметные:

Изменять слова-названия предметов по числу и по падежу. Изменять слова-названия действий. Изменять слова-названия признаков.

по типу орфограммы. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Проверять

орфограммы слабых позиций по сильной позиции. Применять известные способы проверки орфограмм слабых позиций Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове

Метапредметные:

Уметь задавать вопросы, выражать свои мысли полно и точно. Понимать партнерские отношения, уметь адекватно отстаивать свою точку зрения; Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью. Уметь отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди словарей, справочников. Уметь формулировать учебную проблему совместно с учителем. Уметь составлять план выполнения задач, решения проблем. Осуществлять знаково-символическое моделирование, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. Анализировать объекты относить их к известным понятиям. Самостоятельно создавать способы решения проблем. Умение формулировать запрос на недостающую информацию: обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе — орфографическому, орфоэпическому и толковому словарям;

Умение формулировать тему и основную мысль короткого и просто в смысловом отношении текста; Умение определять границы собственных знаний, понимать, что знаешь, а что еще предстоит узнать Личностные:

уметь замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями других. Мотивация к учению.


76

2


Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций


77

3


«Изменение слов, называющих предметы, по числу»


78

4


Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции


79

5


Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по падежам (без названий падежей)


80-81

6-7


Урок – игра. Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова


82

8


Самостоятельная работа. Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции". Изменение названий действий по лицам и числам


83

9


Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее).


84

10


Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции. Изменение названий действий по родам (в прошедшем времени). Род слов, называющих предметы


85-86

11-12


Изменения слов, называющих признаки по числам, родам и падежам.


87

13


Важнейшие типы изменения слов (систематизация). Самостоятельная работа. «Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции»


88

14


Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций (систематизация).


89

15


Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций


90

16


Самостоятельная работа. Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций


91

17


Способы проверки орфограмм


92

18


Способы проверки орфограмм


93

19


Самостоятельная работа. «Способы проверки орфограмм»


94

20


Способы проверки орфограмм.


95

21


Способы проверки орфограмм.


96

22


Способы проверки орфограмм.


97

23


Контрольная работа. «Проверка орфограмм слабых позиций путём изменения слова»


«Необходимость учета состава слова при проверке орфограмм слабой позиции». 20 часов

98

1


Все ли орфограммы можно проверить по сильной позиции?

Предметные:

проверки орфограмм слабой позиции по сильной позиции. Обнаружить в слове изменяемую значимую часть – окончание и сконструировать способ выделения в слове окончания. Найти в слове неизменяемую обязательную значимую часть – основу и сконструировать способ выделения в словах основы. Отнести общий способ проверки орфограмм к орфограммам основы; определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока с помощью учителя.

Выделять в слове значимые части путём изменения слова и их сопоставления. Проверять изученные орфограммы сильных позиций. Метапредметные:

Оценивать результат выполнения орфографической задачи. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха. Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно. Личностные:

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого. Работать в паре, в группе в разных ролях, участвовать в выработке решения. Предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться. Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных и учебно-практических задач. Анализировать (выделять главное, составные части), обобщать, делать выводы. Способность оценивать личностные качества одноклассников, такие как товарищество, организованность, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность


99

2


Окончание как значимая часть


100

3


«Способ выделения в слове окончания»


101

4


Способ выделения в слове окончания. Нулевое окончание


102

5


Способ выделения в слове окончаний


103

6


Способ выделения в слове окончаний.


104

7


Способ выделения в слове окончаний


105

8


Способ выделения в слове окончаний


106

9


«Способ выделения в слове окончаний»


107

10


Основа как значимая часть слова


108

11


Изменения одного и того же слова и разные слова.


109

12


Неприменимость способа проверки орфограмм слабой позиции в окончании слова путём его изменения


110

13


Самостоятельная работа. Выделение основы и окончания в слове". Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм


111

14


Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм.


112

15


Самостоятельная работа. Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм


113

16


Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием за 3 четверть. "Проверка орфограмм слабых позиций. Значимые части слова


114-117

17


Проектная задача. Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм"


«Проверка орфограмм по сильной позиции с помощью родственных слов» 26 часов

118

1


Есть ли у слов родственники?

Предметные:

Установить признаки родственных слов (понятие о родственных словах). Поупражняться в выборе из текста однокоренных слов, а также в самостоятельном подборе однокоренных слов к данному слову. Установить возможность как позиционного, так и непозиционного чередования звуков в корне.

Определять родственные слова. Определять общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение звука к сильной позиции в той же значимой части слова). Подбирать к заданному слову 3 - 4 однокоренных слова. Различать однокоренные слова и грамматические формы (изменения) одного и того же слова.

Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью. Уметь отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди словарей, справочников. Уметь формулировать учебную проблему совместно с учителем. Уметь составлять план выполнения задач, решения проблем. Осуществлять знаково-символическое моделирование, создавать модели с выделением существенных характеристик объекта. Анализировать объекты относить их к известным понятиям. Самостоятельно создавать способы решения проблем. Личностные: Уметь задавать вопросы, выражать свои мысли полно и точно. Понимать партнерские отношения, уметь адекватно отстаивать свою точку зрения; Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Уметь замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями других.


119

2


Понятие о родственных словах


120

3


Корень слова


121

4


«Способ определения родственных слов»


122

5


Способ определения родственных слов


123

6


Способ определения родственных слов


124

7


Самостоятельная работа. Способ определения родственных слов.


125

8


Способ определения родственных слов.


126

9


«Способ определения родственных слов». Непозиционное чередование звуков в корне


127

10


Аффиксы основы


128

11


Самостоятельная работа. Способ выделения в слове значимых частей"


129

12


Самостоятельная работа. Способ выделения в слове значимых частей


130

13


Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью родственных слов


131

14


«Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью родственных слов».


132

15


Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью родственных слов



133

16


Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью родственных слов



134

17


Проверка орфограмм слабых позиций



135

18


«Проверка орфограмм слабых позиций»



136

19


Проверка орфограмм слабых позиций.



137

20


Проверка орфограмм слабых позиций



138

21


«Правописание Ь и Ъ знаков»



139

22


Правописание Ь и Ъ знаков



140

23


РР Изложение "Краб".



141

24


РР Составление рассказа по серии сюжетных картинок



142

25


«Правописание Ь и Ъ знаков. Проверка орфограмм слабых позиций»



143

26


Контрольная работа за 4 четверть по теме: "Проверка орфограмм слабой позиции с помощью родственных слов"



«Систематизация изученного материала». (10ч)


1


Слово и его изменение

Предметные:

Изменять слова-названия. Применять знания морфемного состава слов. Пользоваться особенностями чередования звуков в русских словах. Применять способы выбора букв в русских словах. Формулировать вопросы, на которые необходимо найти ответ на уроках русского языка в третьем классе. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Анализировать текст: находить слова с определённой орфограммой.

Метапредметные: Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока с помощью учителя и самостоятельно. Оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха. Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно. Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого. Работать в паре, в группе в разных ролях, участвовать в выработке решения. Предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться. Анализировать (выделять главное, составные части), обобщать, делать выводы. Личностные: Способность оценивать личностные качества одноклассников, такие как товарищество, организованность, умение отстаивать свою точку зрения, самостоятельность. Способность понимать другого человека (сверстника и взрослого), становиться в позицию другого человека и рассматривать свои действия и их результат с точки зрения этого человек. Объективно и самокритично оценивать свои достижения



2


Слово и его изменение




3


Промежуточная аттестация




4


Анализ работы




5


РР Изложение "Чьи шишки в лесу?"




6


Работа над ошибками




7


Значимые части




8


Чередование звуков




9


Виды орфограмм и способы их проверки.




10


Что мы знаем о слове?



Раздел 3: «Какими буквами обозначается звук [Й’]?»





У.З. Разные способы обозначения звука [Й’].




Контрольная работа (контрольное списывание, грамматические задания).




У- заочная экскурсия. Обозначение звука [Й’] с помощью букв Ь (Ъ) и букв Я,Е,Ё,Ю,И.




Систематизация знаний о способах обозначения звука [Й’].




«Безработная буква. Странное имя буквы".




Проверочная работа.




Анализ ошибок, допущенных в работе.


Раздел 4: «Что мы знаем об орфограммах?»




У-исследование. У.З. Употребление гласных букв А, У, И, Е после букв, обозначающих непарные по твердости – мягкости звуки.




Выбор букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы в конце слова.




Правописание словосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.




Выбор букв О-Ё после букв шипящих.




Обозначение звука [Й’] с помощью разделительных Ь и Ъ и букв Я, Е, Ё, Ю, И.




Систематизация орфограмм. Составление таблицы орфограмм.




У-викторина. «Буква-скромница».




Диктант.




Анализ ошибок, допущенных в диктанте.


Раздел 5: «Как записать высказывание?»




У.З. Орфограмма пробела. Обозначение начала и конца высказывания на письме.




Проверочная работа «Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу».




Анализ ошибок, допущенных в работе.




У-кроссворд. Орфограмма большой буквы в именах собственных.




Орфограмма высказывания – сообщения и высказывания – вопроса на письме.




У-исследование. Смысловые части высказывания (наблюдение).




Систематизация знаний.




Систематизация знаний.




Повторение изученных ранее орфограмм.




Отработка написания слов и предложений с изученными ранее орфограммами.




У-эстафета по отработке написания слов и предложений с изученными ранее орфограммами.




Итоговая проверочная работа.




Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе.




Отработка написания слов и предложений с изученными ранее орфограммами.




У- рефлексия. «Чему я научился на уроках русского языка?».




Выделение смысловых частей в высказывании.

- составлять предложение;

- составлять текст из набора предложений;

- выбирать заголовок текста из ряда данных.

- составлять текст по его началу, по его концу.




Восстановление деформированного текста.




Подведение итогов. Повторение изученного за год.










Организация текущего контроля успеваемости


Период

Всего часов

Всего оценочных работ

Оценочные работы

Работы контрольного характера (всего)

Работы контрольного характера, (наименование видов работ, кол-во работ)

Работы практического характера (всего)

Работы практического характера, (наименование видов работ, кол-во работ)

Работы творческого характера (всего)

Работы творческого характера (наименование видов работ, кол-во работ)

Контрольная работа

Самостоятельная работа



Лабораторная работа








1 четверть




2

2













2 четверть (1 полугодие)




2

1













3 четверть




2

2













4 четверть (2 полугодие)




1

2













Год




7

7



















Тексты оценочных работ

Итоговый контрольный диктант

1-й класс

Диктант

У Юры и Миши каникулы. Мальчики ушли в лес за грибами.
Друзья зашли в глухую чащу. У ели сидят зайцы. А за кустами лось. Вот и грибы. 
(27 слов)

Задание 1

В первый столбик запиши слова, в которых мягкость согласного звука обозначается с помощью гласных букв. Подчеркни эти гласные буквы.

Во второй столбик запиши слова, в которых мягкость согласного звука обозначается с помощью буквы ь.

я, е, ё, ю, и

ь

Задание 2*

Рядом со звуковой записью сделай буквенную запись только тех слов, в которых ты все звуки можешь обозначить буквами. (Строчной буквой обозначается ударный звук.)

[машЫна]
[пч’Олы]
[чАшка]
[плащ’]
[р’Эч’ка]
[цЫркул’]
[ружй’О]












Лист достижения ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ результатов обучающимися класса



Уровень

Наименование раздела:

ФИ учащихся

Образовательные результаты

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4

Ученик 5

Ученик n

Базовый

1









2









3









4









5

















N1









N1+1









































N2









Повышенный

N2+1









































N3













1

Высказывание.

2

Правила графики. Орфограмма

3

Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой (жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ)

4

Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. Самостоятельная работа "Орфограммы ЖИШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

5

Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой. Решение частной задачи

6

Разделительные Ь и Ъ знаки

7

Повторение известного материала об орфограммах. Самостоятельная работа "Разделительные Ь и Ъ знаки"

8

Наблюдения над изменением в речи одного и того же слова, называющего предмет

9

Урок – игра. Орфограммы, связанные с обозначением звука буквой

10

Входная контрольная работа. Диктант

11

Анализ стартовой контрольной работы. Коррекция. Рифма и ритм в поэтической речи

12

Постановка учебной задачи "Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки?"

13

Позиционное чередование гласных звуков. Моделирование

14

Позиционное чередование гласных звуков. Сильные и слабые позиции гласных звуков.

15

Закон русского письма. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.

16

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Самостоятельная работа.

17

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.

18

Проверочная работа "Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций"

19

Запись рассказа по памяти.

20

Развитие речи. Запись рассказа по серии сюжетных картинок.

21

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. Работа над ошибками творческих работ.

22

Контрольная работа "Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных звуков".

23

Есть ли сильные и слабые позиции у согласных звуков? Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.

24

Урок – игра. Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

25

Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

26

Урок - игра. Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.

27

Контрольная работа с грамматическим заданием. Диктант 1 четверть.

28

Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

29

Самостоятельная работа. «Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском»

30

Слабые и сильные позиции согласных звуков. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

31

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций. РР. Изложение "Однажды Незнайка…»

32

Работа над ошибками. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

33

Урок - игра. Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.

34

Проверочная работа "Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций"

35

Анализ проверочной работы. РР Рассказ по серии картинок. Конструирование

36

Письмо с пропуском орфограмм слабых и сильных позиций.

37

Контрольное списывание

38

Контрольная работа «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций»

39

Постановка учебной задачи «Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря»

40

Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.

41

Самостоятельная работа. Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.

42

Проверка орфограмм слабых позиций по словарю

43

РР Признаки текста

44

Проверка орфограмм слабых позиций по словарю.

45

Печатный текст как источник орфографических написаний

46

РР Признаки текста

47

РР Рассказ о семье

48

Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций

49

Контрольная работа за 2 четверть. Диктант с грамматическим заданием

50

Работа над ошибками. Коррекция

51

РР Изложение "Смелый Илья.

52

Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций

53

Контрольное списывание "Приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций"

54

Контрольная работа «Проверка орфограмм слабых позиций по словарю"

55

Способ проверки орфограмм без орфографического словаря.

56

Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций

57

«Изменение слов, называющих предметы, по числу»

58

Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции

59

Проверка орфограмм слабых позиций путём приведения звука к сильной позиции. Изменение названий предметов по падежам (без названий падежей)

60

Урок – игра. Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции в изменениях по числу и падежу. Неизменяемые слова

61

Самостоятельная работа. Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции". Изменение названий действий по лицам и числам

62

Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции. Изменение названий действий по временам (настоящее и прошедшее).

63

Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции. Изменение названий действий по родам (в прошедшем времени). Род слов, называющих предметы

64

Изменения слов, называющих признаки по числам, родам и падежам.

65

Важнейшие типы изменения слов (систематизация). Самостоятельная работа. «Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции»

66

Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций (систематизация).

67

Самостоятельная работа. Способы проверки орфограмм слабых и сильных позиций

68

Самостоятельная работа. «Способы проверки орфограмм»

69

Способы проверки орфограмм.

70

Контрольная работа. «Проверка орфограмм слабых позиций путём изменения слова»

71

Все ли орфограммы можно проверить по сильной позиции?

72

Окончание как значимая часть

73

«Способ выделения в слове окончания»

74

Способ выделения в слове окончания. Нулевое окончание

75

Основа как значимая часть слова

76

Изменения одного и того же слова и разные слова.

77

Неприменимость способа проверки орфограмм слабой позиции в окончании слова путём его изменения

78

Самостоятельная работа. Выделение основы и окончания в слове". Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм

79

Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм.

80

Самостоятельная работа. Необходимость учёта состава слова при проверке орфограмм

81

Контрольная работа Диктант с грамматическим заданием за 3 четверть. "Проверка орфограмм слабых позиций. Значимые части слова

82

Проектная задача. Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм"

83

Есть ли у слов родственники? Понятие о родственных словах. Корень слова.

84

«Способ определения родственных слов»

85

Способ определения родственных слов

86

Самостоятельная работа. Способ определения родственных слов.

87

«Способ определения родственных слов». Непозиционное чередование звуков в корне

88

Аффиксы основы

89

Самостоятельная работа. Способ выделения в слове значимых частей"

90

Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции с помощью родственных слов

91

Правописание Ь и Ъ знаков

92

РР Изложение "Краб".

93

РР Составление рассказа по серии сюжетных картинок

94

«Правописание Ь и Ъ знаков. Проверка орфограмм слабых позиций»

95

Контрольная работа за 4 четверть по теме: "Проверка орфограмм слабой позиции с помощью родственных слов"

96

Слово и его изменение

97

Промежуточная аттестация

98

Анализ работы

99

РР Изложение "Чьи шишки в лесу?"

100

Работа над ошибками

101

Значимые части

102

Чередование звуков

103

Виды орфограмм и способы их проверки.

104

Что мы знаем о слове?

105

У.З. Разные способы обозначения звука [Й’].

106

Контрольная работа (контрольное списывание, грамматические задания).

107

У- заочная экскурсия. Обозначение звука [Й’] с помощью букв Ь (Ъ) и букв Я,Е,Ё,Ю,И.

108

Систематизация знаний о способах обозначения звука [Й’].

109

«Безработная буква. Странное имя буквы".

110

Проверочная работа.

111

Анализ ошибок, допущенных в работе.

112

У-исследование. У.З. Употребление гласных букв А, У, И, Е после букв, обозначающих непарные по твердости – мягкости звуки.

113

Выбор букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы в конце слова.

114

Правописание словосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН.

115

Выбор букв О-Ё после букв шипящих.

116

Обозначение звука [Й’] с помощью разделительных Ь и Ъ и букв Я, Е, Ё, Ю, И.

117

Систематизация орфограмм. Составление таблицы орфограмм.

118

У-викторина. «Буква-скромница».

119

Диктант.

120

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

121

У.З. Орфограмма пробела. Обозначение начала и конца высказывания на письме.

122

Проверочная работа «Орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу».

123

Анализ ошибок, допущенных в работе.

124

У-кроссворд. Орфограмма большой буквы в именах собственных.

125

Орфограмма высказывания – сообщения и высказывания – вопроса на письме.

126

У-исследование. Смысловые части высказывания (наблюдение).

127

Систематизация знаний.

128

Повторение изученных ранее орфограмм.

129

Отработка написания слов и предложений с изученными ранее орфограммами.

130

У-эстафета по отработке написания слов и предложений с изученными ранее орфограммами.

131

Итоговая проверочная работа.

132

Анализ ошибок, допущенных в итоговой работе.

133

Отработка написания слов и предложений с изученными ранее орфограммами.

134

У- рефлексия. «Чему я научился на уроках русского языка?».

135

Выделение смысловых частей в высказывании. Восстановление деформированного текста.

136

Подведение итогов. Повторение изученного за год.