ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» во 2 классе – 170 (5 часов в неделю )
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
осознавать язык как основное средство общения;
характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных);
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова;
находить однокоренные слова;
выделять в слове корень (простые случаи);
выделять в слове окончание;
выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов);
распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие;
распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Общие сведения о языке | 1 | | | |
2 | Фонетика и графика | 6 | | | |
3 | Лексика | 10 | | | |
4 | Состав слова | 14 | | | |
5 | Морфология | 19 | | | |
6 | Синтаксис | 8 | | | |
7 | Орфография и пунктуация | 50 | 8 | | |
8 | Развитие речи | 30 | | | |
Резервное время | 32 | 5 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 13 | 0 | |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
2 | Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
3 | Парные и непарные по твёрдости - мягкости согласные звуки | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
4 | Парные и непарные по звонкости - глухости согласные звуки | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
5 | Функции мягкого знака | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
6 | Использование на письме разделительных ъ и ь | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
7 | Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
8 | Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
9 | Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
10 | Слово и его значение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
11 | Значение слова в словаре | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
12 | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
13 | Значение слова в словаре и тексте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
14 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
15 | Синонимы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
16 | Синонимы в тексте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
17 | Антонимы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
18 | Наблюдение за использованием антонимов | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
19 | Обобщение знаний по разделу «Лексика» | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
20 | Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
21 | Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
22 | Резервный урок по разделу лексика | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
23 | Окончание как изменяемая часть слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
24 | Изменение формы слова с помощью окончания | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
25 | Различение изменяемых и неизменяемых слов | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
26 | Однокоренные (родственные) слова. Корень слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
27 | Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
28 | Корень как часть слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
29 | Корень как общая часть родственных слов | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
30 | Корень слова: обобщение знаний | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
31 | Суффикс как часть слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
32 | Значения суффиксов | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
33 | Приставка как часть слова (наблюдение) | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
34 | Роль суффиксов и приставок | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
35 | Состав слова: систематизация знаний | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
36 | Состав слова: обобщение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
37 | Резервный урок по разделу состав слова: корни с чередованием согласных | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
38 | Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
39 | Резервный урок по разделу состав слова: проверочная работа | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
40 | Имя существительное как часть речи | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
41 | Имя существительное: значение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
42 | Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»), | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
43 | Имя существительное: изменение по числам | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
44 | Число имён существительных | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
45 | Имя существительное: употребление в речи | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
46 | Глагол как часть речи | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
47 | Глагол: значение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
48 | Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
49 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
50 | Обобщение знаний о глаголе | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
51 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
52 | Имя прилагательное: значение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
53 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
54 | Обобщение знаний об имени прилагательном | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
55 | Предлог. Отличие предлогов от приставок | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
56 | Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
57 | Части речи: систематизация знаний | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
58 | Части речи: обобщение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
59 | Резервный урок по разделу морфология: части речи | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
60 | Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
61 | Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
62 | Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
63 | Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
64 | Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
65 | Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
66 | Предложение как единица языка | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
67 | Предложение и слово | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
68 | Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
69 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
70 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
71 | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
72 | Связь слов в предложении | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
73 | Предложение: систематизация знаний | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
74 | Резервный урок по разделу синтаксис: связь слов в предложении | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
75 | Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
76 | Повторение алгоритма списывания текста | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
77 | Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
78 | Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
79 | Сочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
80 | Перенос слов по слогам | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
81 | Перенос слов по слогам: закрепление | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
82 | Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
83 | Употребление прописной и строчной буквы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
84 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
85 | Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
86 | Прописная буква в именах собственных: географические названия | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
87 | Объяснительный диктант на изученные правила (гласные после шипящих, прописная буква) | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
88 | Единообразное написание гласных в корне | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
89 | Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
90 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
91 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
92 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
93 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
94 | Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
95 | Непроверяемые гласные в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
96 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
97 | Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
98 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
99 | Обозначение парных по звонкости-глухости согласных в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
100 | Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
101 | Способы проверки согласных в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
102 | Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
103 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
104 | Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
105 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
106 | Диктант на изученные орфограммы в корне слова | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
107 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
108 | Наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
109 | Наблюдение за правописанием суффиксов имён прилагательных | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
110 | Наблюдение за правописанием приставок | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
111 | Списывание текста. Словарный диктант | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
112 | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
113 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
114 | Диктант на изученные правила (орфограммы корня) | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
115 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
116 | Раздельное написание предлогов с именами существительными | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
117 | Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
118 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
119 | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
120 | Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
121 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
122 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
123 | Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
124 | Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
125 | Контрольный диктант | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
126 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
127 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
128 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
129 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
130 | Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
131 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
132 | Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
133 | Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
134 | Выбор языковых средств для выражения собственного мнения | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
135 | Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
136 | Диалогическая форма речи | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
137 | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
138 | Составление устного рассказа по репродукции картины | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
139 | Составление устного рассказа по репродукции картины | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
140 | Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
141 | Текст | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
142 | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
143 | Тема текста | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
144 | Основная мысль | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
145 | Заглавие текста | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
146 | Подбор заголовков к предложенным текстам. | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
147 | Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
148 | Последовательность частей текста (абзацев). | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
149 | Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
150 | Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
151 | Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
152 | Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
153 | Текст-описание | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
154 | Особенности текстов-описаний | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
155 | Текст-повествование | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
156 | Особенности текстов-повествований | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
157 | Различение текстов-описаний и текстов-повествований | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
158 | Текст-рассуждение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
159 | Особенности текстов-рассуждений | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
160 | Знакомство с жанром поздравления | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
161 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
162 | Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
163 | Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
164 | Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
165 | Резервный урок по разделу развитие речи: пишем текст по предложенному плану | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
166 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
167 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-повествование | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
168 | Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-рассуждение | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
169 | Резервный урок по разделу развитие речи: подробное изложение текста | 1 | | | | https://resh.edu.ru/ |
170 | Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа | 1 | 1 | | | https://resh.edu.ru/ |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | 13 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА.
Нечаева Н.В. Русский язык: Учебник для 2-4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М.В. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы
Нечаева Н.В. Русский язык. 2-4 класс: Методические пояснения. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
Образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru/
Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/
Музеи России http://www.museum.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
5. Цифровой сервис «Начинайзер» https://shop.prosv.ru/nachinajzer-obuchenie-gramote-russkij-yazyk-1-klass-pomoshh-roditelyam21468?utm_source=schoolrussia.prosv.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=school-russia.prosv.ru&utm_referrer=school-russia.prosv.ru
6.. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
7. Михеева А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой). - Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50
8. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
9. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». - Режим доступа: http://www.gramota.ru
10. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
11. целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт- дисках; цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: www.school-collec
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по русскому языку (в в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в цифровой форме) Опорные таблицы по русскому языку 1-4класс.
Магнитный набор «Набор звуковых схем».
Технические средства обучения
Классная доска (магнитная)
Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер, сканер.
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Оборудование класса.
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски (стенды) для вывешивания иллюстративного материала.