МБОУ Урожайненская СОШ
Советского района Алтайского края
Рассмотрена на заседании ШМО учителей русского языка и литературы протокол №1 от 28 .08.2019 г Рук-ль ШМО_____ /Манаева В. Г./ | Согласована: Зам. директора по УР __________ Л.А.Рыжкова «30» августа 2019 год | Утверждена: Директор школы_________Е.В. Штейнбрехер Приказ № 29/1 от 30.08.2018 г. |
Рабочая программа по русскому языку 5 класс
(основное общее образование, базовый уровень)
на 2019-2020 учебный год
Срок реализации 1 год
Разработчик – Попова Наталия Николаевна,
учитель русского языка и
литературы
c. Урожайное
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. М.: Просвещение, 2016 г., учебного годового календарного графика, учебного плана МБОУ Урожайненской СОШ на 2019 -2020 учебный год, утвержденных приказом по ОУ от 30.08.2019 г. № 29/1 с учетом целей и задач ООП ООО (ФГОС) и отражает пути реализации содержания учебного предмета.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Обоснование выбора УМК
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект издательства «Просвещение», который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений в 2-ух частях. /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2015 г.
Соловьева Н. Н. Русский язык. Диагностические работы: 5 класс/ Н. Н. Соловьева. - М.: Просвещение, 2016.
Янченко В. Д. , Латфулина Л. Г., Щеглова А. С. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. Издательство «Просвещение», 2016г.
Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. Издательство «Просвещение», 2016 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
Язык и общение (2+1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17+3ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23+7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12+3ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (6+2ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18+4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг,-рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17+4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10+4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (29+6ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5+2ч)
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов/тем | Всего кол-во часов | Из них: Развитие речи | Из них: Сочинения | Из них: Изложения | Из них: Диктанты |
1 | Язык и общение | 3 | 1 | 1 | | |
2 | Вспоминаем, повторяем, изучаем | 20 | 3 | 2 | 1 | 2 |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 30 | 7 | 5 | 2 | 2 |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 15 | 3 | 2 | 1 | 1 |
5 | Лексика. Культура речи | 8 | 2 | 1 | 1 | |
6 | Морфемика. Орфография культура речи | 22 | 4 | 3 | 1 | 1 |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | 21 | 4 | 2 | 2 | 2 |
| Имя прилагательное | 14 | 4 | 3 | 1 | 1 |
| Глагол | 35 | 6 | 3 | 3 | 2 |
8 | Повторение и систематизация изученного | 7 | 2 | 2 | | |
Итого: | 175 | 36 | 24 | 12 | 11 |
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | |
3 | Р. р. Стили речи. | 1 | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем. (17 ч.+3 ч.) |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | |
5 | Орфограмма. | 1 | |
6-7 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 2 | |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | |
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |
12 | Входной контрольный диктант. | 1 | |
13 | Р. р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому). | 1 | |
14 | Части речи. Глагол. | 1 | |
15 | -Тся и –ться в глаголах. | 1 | |
16 | Личные окончания глаголов. | 1 | |
17 | Р. р. Тема текста. | 1 | |
18 | Имя существительное. | 1 | |
19 | Имя прилагательное. | 1 | |
20 | Р. р. Сочинение по картине А. Пластова «Летом». | 1 | |
21 | Местоимение. | 1 | |
22 | Р. р. Основная мысль текста. | 1 | |
23 | Контрольный диктант по теме «Повторение» с грамматическим заданием | 1 | |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч.+7 ч.) |
24 | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | |
25 | Словосочетание. | 1 | |
26 | Разбор словосочетания. | 1 | |
27 | Предложение. | 1 | |
28 | Р. р. Сжатое изложение (В.Катаев). | 1 | |
29 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |
30 | Восклицательные предложения. | 1 | |
31 | Р. р. Сочинение о памятном событии. | 1 | |
32 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | |
33 | Сказуемое. | 1 | |
34 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
35 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | |
36 | Дополнение. | 1 | |
37 | Определение. | 1 | |
38 | Обстоятельство. | 1 | |
39 | Предложения с однородными членами. | 1 | |
40 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | |
41 | Предложения с обращениями. | 1 | |
42 | Р. р. Письмо. | 1 | |
43 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | |
44 | Р. р. Сочинение по картине (Ф.Решетников. «Мальчишки») | 1 | |
45 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | |
46 | Простые и сложные предложения. | 1 | |
47 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | |
48 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис простого предложения» с грамматическим заданием | 1 | |
49 | Прямая речь. | 1 | |
50 | Диалог. | 1 | |
51 | Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | |
52 | Р. р. Сжатое изложение (по Е.Мурашовой) | 1 | |
53 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» с грамматическим заданием | 1 | |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (12 ч.+3 ч.) |
54 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | |
55 | Согласные звуки. | 1 | |
56 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | |
57 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | |
58 | Р. р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») | 1 | |
59 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | |
60 | Графика. Алфавит. | 1 | |
61 | Р. р. Описание предмета. Сочинение-описание. | 1 | |
62 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | |
63 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | |
64 | Орфоэпия. | 1 | |
65 | Фонетический разбор слова. | 1 | |
66 | Повторение по теме «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография». | 1 | |
67 | Р.р Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица») | 1 | |
68 | Контрольный диктант по теме Фонетика. Орфоэпия. Графика» с грамматическим заданием | 1 | |
Лексика. Культура речи. (6 ч.+2 ч.) |
69 | Слово и его лексическое значение | 1 | |
70 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
71 | Прямое и переносное значение слов | 1 | |
72 | Омонимы | 1 | |
73 | Синонимы | 1 | |
74 | Р. р. Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | |
75 | Антонимы | 1 | |
76 | Повторение и обобщение изученного по теме «Лексика». | 1 | |
77 | Р. р. Подробное изложение К.Паустовский. «Первый снег» | 1 | |
78 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 | |
79 | Окончание | 1 | |
80 | Основа слова | 1 | |
81 | Р. р. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма. | 1 | |
82 | Корень слова | 1 | |
83 | Р. р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение | 1 | |
84 | Суффикс | 1 | |
85 | Приставка | 1 | |
86 | Р. р. Выборочное изложение «Последний лист орешника» по В. Пескову с изменением лица. | 1 | |
87 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | |
88 | Варианты морфем | 1 | |
89 | Морфемный разбор слова | 1 | |
90 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | |
91 | Буквы з и с на конце приставок. | 1 | |
92 | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 | |
93 | Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 | |
94 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | |
95 | Буквы и-ы после ц | 1 | |
96 | Повторение и обобщение изученного по теме «Морфемика». | 1 | |
97 | Контрольный диктант по теме «Морфемика» с грамматическим заданием и его анализ. | 1 | |
98 | Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными учащимися в диктанте | 1 | |
99 | Р. р. Сочинение по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине». | 1 | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. (17 ч+4 ч) |
100 | Имя существительное как часть речи | 1 | |
101 | Р. р. Доказательства в рассуждении | 1 | |
102 | Р. р. Сочинение-рассуждение | 1 | |
103 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | |
104 | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | |
105 | Род имен существительных | 1 | |
106 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | |
107 | Р. р. Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница») | 1 | |
108 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | |
109 | Три склонения имен существительных. | 1 | |
110 | Падеж имен существительных | 1 | |
111 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 | |
112 | Диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием | 1 | |
113-114 | Р. р. Изложение с изменением лица по В. Астафьеву. | 2 | |
115 | Множественное число имен существительных. | 1 | |
116 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | |
117 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |
118 | Повторение и проверочная работа по теме «Имя существительное». | 1 | |
119-120 | Р. р. Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». | 2 | |
121 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» и его анализ. | 1 | |
Имя прилагательное (10 ч.+ 4 ч.) |
122 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | |
123-124 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 2 | |
125 | Р. р. Описание животного. Изложение (А.Куприн. «Ю-ю») | 1 | |
126 | Прилагательные полные и краткие | 1 | |
127 | Р. р. Описание животного по картине. | 1 | |
128 | Р. р. Сочинение по картине А.Комарова «Наводнение». | 1 | |
129 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |
130 | Р. р. Сочинение «Как я испугался» | 1 | |
131 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | |
132 | Р. р. Сочинение «Мое любимое животное» | 1 | |
133-134 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» и его анализ. | 2 | |
Глагол (29 ч. +6 ч.) |
135 | Глагол как часть речи | 1 | |
136-137 | Не с глаголами. | 2 | |
138 | Р. р. Рассказ | 1 | |
139-140 | Неопределенная форма глагола. | 2 | |
141-142 | Виды глагола | 2 | |
143-144 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 2 | |
145 | Р. р. Сочинение. Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | |
146 | Диктант по теме «Глагол» с грамматическим заданием. | 1 | |
147-148 | Время глагола | 2 | |
149 | Прошедшее время | 1 | |
150 | Настоящее время | 1 | |
151 | Будущее время | 1 | |
152 | Спряжение глаголов | 1 | |
153-154 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 2 | |
155 | Морфологический разбор глагола | 1 | |
156-157 | Р. р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 2 | |
158-159 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 2 | |
160 | Употребление времен | 1 | |
161 | Р. р. Создание репортажа по данному началу. | 1 | |
162-163 | Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол». | 2 | |
164-165 | Р. р. Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». | 2 | |
166 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
167 | Проверочная работа по теме «Глагол» | 1 | |
Повторение и систематизация изученного (5 ч. +2 ч.) |
168 | Повторение по теме: «Разделы науки о языке» | 1 | |
169-170 | Р. р. Сочинение на одну из тем по выбору. | 2 | |
171 | Повторение по теме: «Орфограммы в приставках и корнях слов». | 1 | |
172 | Повторение по теме: «Орфограммы в окончаниях слов». | 1 | |
173 | Повторение по теме: «Употребление букв ъ и ь». | 1 | |
174 | Повторение по теме: «Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью». | 1 | |
175 | Итоговый урок по курсу | 1 | |
Учебно – методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Слайдовые презентации по отдельным темам.
Карточки для индивидуальной работы по отдельным темам.
Учебно-методический комплект
Литература для учителя
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2016 г.
Бондаренко М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс.- М.: Просвещение, 2016г.
Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А. Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2015.
Соловьева Н. Н. Диктанты и изложения. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012г.
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. М.: «Просвещение», 2014 г.
Ларионова Л.Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс (пособие для учителя). М.: «Просвещение», 2014 г.
Каськова И. А. Русский язык. Тематические тесты. 5 класс, «Просвещение». 2016 г.
Литература для учащихся
Русский язык: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений в 2-ух частях. /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2015 г.
Соловьева Н. Н. Русский язык. Диагностические работы: 5 класс/ Н. Н. Соловьева. - М.: Просвещение, 2016 г.
Янченко В. Д. , Латфулина Л. Г., Щеглова А. С. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях. Издательство «Просвещение», 2016 г.
Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. Издательство «Просвещение», 2016 г.
Образовательные ресурсы
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru
Сайт «Культура письменной речи»
http:// www.gramma.ru
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru
Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
МедиаЛингва: электронные словари, лингвистические технологии
http://www.medialingua.ru
Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
http://www.riash.ru
Словари русского языка
http://www.speakrus.ru/dict
Лист внесения изменений в рабочую программу в течение учебного года
| Всего проведено часов | Отставание ( кол-во часов) | Причина | Коррекция программного материала |
1 четверть | | | | |
2 четверть | | | | |
3 четверть | | | | |
4 четверть | | | | |
Выдано за год | | | | |