СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету « Русский язык » адресована обучающимся 5 класса МБОУ «Новопогощенская СОШ».
Разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции от 31.12.2015г.
3.Основная образовательная программа основного общего образования (ФГОС) МБОУ «Новопогощенская СОШ».
4.Учебник «Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016 г.
5.Рабочая программа к предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А.Тростенцовой и других. 5-9 классы. М.: - Просвещение, 2016 (электронный вариант)
6.Учебный план МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020-2021 учебный год, который отводит на изучение предмета 175 часов за один год обучения в 5 классе, в неделю – 5часов.
Особенность по отношению к ФГОС: программа ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.
Рабочая программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный, при этом учитываются индивидуальные особенности данной группы учащихся 5-го класса, изучающих русский язык.
Основная масса обучающихся группы – это учащиеся со средним уровнем способностей и мотивацией обучения. С точки зрения своих индивидуальных особенностей ( памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента) –группа разноуровневая. Это обуславливает необходимость использования в работе различных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Цели обучения русскому языку в основной школе
Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей. формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Русский язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Русский язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» является обязательным для изучения в общеобразовательной школе, входит в состав образовательной области «Филология».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Новопогощенская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год на изучение данного предмета отводится 175 часов в год (из расчета 5 часов в неделю,35 учебных недель).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета (русский язык)
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др. );
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание тем учебного курса
Язык и общение.
Введение (3 ч.)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приемы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение изученного в начальных классах (30 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Части речи.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. (17 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи. (14 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица, членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. (20 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи. (51 ч.)
Имя существительное (20 ч.)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (11 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Морфологический разбор имен прилагательных.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (20 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Время глагола.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение(11ч)
Повторение изученного по теме «Глагол»
Разделы науки о языках
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Разделительные Ъ и Ь.
Отличие предлога от приставки.
Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение | 3ч |
2 | Повторение изученного в начальных классах | 30ч |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 29ч |
4 | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. | 17ч |
5 | Лексика. Культура речи. | 14ч |
6 | Морфемика. Орфография. Культура речи | 20ч |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. | 51ч |
8 | Повторение изученного | 11ч |
| Всего: | 175ч |
тематическое планирование
№ п/п
|
Тема урока |
Количество часов | Дата проведения | ||||||||
План | Факт | ||||||||||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 |
|
| |||||||
2 | Чтение и его виды. Слушание и его приемы. | 1 |
|
| |||||||
3
| Стили речи. | 1 |
|
| |||||||
4.
| Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1
|
|
| |||||||
5 | Орфограмма.Место орфограмм в словах. | 1 |
|
| |||||||
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
|
| |||||||
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
|
| |||||||
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 |
|
| |||||||
9 | Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. | 1 |
|
| |||||||
10 | Правописание букв И,У,А после шипящих
| 1 |
|
| |||||||
11 | Разделительные ъ и ь знаки
| 1 |
|
| |||||||
12 | Разделительное написание предлогов с другими частями речи | 1 |
|
| |||||||
13 | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием
| 1 |
|
| |||||||
14 | Развитие речи.Текст | 1 |
|
| |||||||
15 | Развитие речи.Обучающее подробное изложение (по Г.А.Скребницкому) | 1 |
|
| |||||||
16-17 | Части речи.Глагол:вре-мя,число,лицо,род. | 2
|
|
| |||||||
18 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах | 1 |
|
| |||||||
19 | Развитие речи. Тема текста | 1
|
|
| |||||||
20 | Правописание гласных в личных окончаниях–ишь, -ешь | 1 |
|
| |||||||
21 | Имя существительное:род,число,падеж.Правописание гласных в падежных окончаниях | 1
|
|
| |||||||
22 | Практикум по теме: «Морфология.Орфография» | 1 |
|
| |||||||
23 | Имя прилагательное:род,падеж,число.Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1
|
|
| |||||||
24 | Развитие речи. Обучающее сочинение по впечатлениям (по картине А.А.Пластова «Летом») | 1
|
|
| |||||||
25 | Местоимения 1,2,3 лица.Наречие(ознакомление)
| 1 |
|
| |||||||
26 | Развитие речи. Основная мысль текста.
| 1 |
|
| |||||||
27 | Контроль ный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | 1 |
|
| |||||||
28 | Работа над ошибками | 1 |
|
| |||||||
29 | Синтаксис.Пунктуация как разделы науки о языке.Основные синтаксические понятия. | 1 |
|
| |||||||
30 | Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 |
|
| |||||||
31 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании | 1 |
|
| |||||||
32 | Разбор словосочетания. | 1 |
|
| |||||||
33 | Предложение.Простое предложение. | 1 |
|
| |||||||
34 | Развитие речи. Сжатое изложение. | 1 |
|
| |||||||
35 | Виды простых предложений по цели высказывания:повествовательные,побудительные,вопросительные. | 1 |
|
| |||||||
36 | Виды предложений по интонации.Восклицательные предложения. | 1 |
|
| |||||||
37 | Члены предложения.Главные члены предложения. Подлежащее . | 1 |
|
| |||||||
38 | Главные члены предложения.Сказуемое. Способы выражения сказуемого. | 1 |
|
| |||||||
39 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
|
| |||||||
40 | Нераспространённые и распространенные предложения. | 1 |
|
| |||||||
41 | Второстепенные члены предложения(с двумя главными членами) Дополнение | 1 |
|
| |||||||
42 | Определение.
| 1 |
|
| |||||||
43 | Обстоятельство. | 1 |
|
| |||||||
44 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» | 1 |
|
| |||||||
45 | Предложения с однородными членами, Связанными союзами. | 1 |
|
| |||||||
46 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах | 1 |
|
| |||||||
47 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 |
|
| |||||||
48 | Обращение. Знаки препинания при обращении.
| 1
|
|
| |||||||
49 | Развитие речи. Письмо как одна из разновидностей текста. | 1 |
|
| |||||||
50 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. | 1 |
|
| |||||||
51 | Текст: заголовок, основная мысль текста | 1 |
|
| |||||||
52-53 | Основная мысль в сочинении по картине Ф.Решетникова«Мальчишки» | 2
|
|
| |||||||
54 | Простое и сложное предложение. Союзное и бессоюзное предложение. | 1 |
|
| |||||||
55 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 |
|
| |||||||
56 | Контрольный диктант | 1 |
|
| |||||||
57 | Анализ контрольного диктанта
| 1 |
|
| |||||||
58 | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 |
|
| |||||||
59 | Диалог. Знаки препинания в диалоге | 1 |
|
| |||||||
60 | Обобщение по разделу «Синтаксис.Пунктуация» | 1 |
|
| |||||||
61 | Контрольный диктант по пройденной теме | 1 |
|
| |||||||
62 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| |||||||
63 | Фонетика. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. | 1 |
|
| |||||||
64 | Позиционные чередования гласных и согласных. | 1 |
|
| |||||||
65 | Согласные звонкие и глухие. | 1 |
|
| |||||||
66 | Согласные твердые и мягкие, парные непарные. Мягкий знак для обозначе-ния мягкости согласного | 1 |
|
| |||||||
67 | Звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
|
| |||||||
68 | Развитие речи.Сочинение-описание (п.59,упр.295) | 1 |
|
| |||||||
69 | Фонетический разбор слова. Обобщение по теме «Фонетика. Орфоэпия.Графика» | 1 |
|
| |||||||
70 | Контрольный диктант
| 1 |
|
| |||||||
71 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| |||||||
72-73 | Повествование. Подготовка к обучающему изложению с элементами описания (К.Г. Паустовский «Шкатулка»)
| 2 |
|
| |||||||
74 | Слово и его лексическое значение. | 1 |
|
| |||||||
75 | Однозначные и многознач-ные слова. | 1 |
|
| |||||||
76 | Прямое и переносное значение слов. | 1 |
|
| |||||||
77 | Омонимы. | 1 |
|
| |||||||
78 | Синонимы | 1 |
|
| |||||||
79-80 | Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
| 2
|
|
| |||||||
81 | Антонимы | 1 |
|
| |||||||
82 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи»
| 1 |
|
| |||||||
83-84 | Развитие речи.Подробное изложение «Первый снег»
| 2
|
|
| |||||||
85 | Контрольный диктант
| 1 |
|
| |||||||
86 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| |||||||
87 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 |
|
| |||||||
88 | Окончание. Основа слова. | 1 |
|
| |||||||
89 | Корень слова. Однокоренные слова. Исторические изменения в составе слова. | 1 |
|
| |||||||
90 | Развитие речи. Сочинение «Памятная прогулка» (рыбалка, поездка) в жанре письма | 1
|
|
| |||||||
91 | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 |
|
| |||||||
92 | Суффикс – значимая часть слова. | 1 |
|
| |||||||
93 | Приставки. Их словообразующая роль | 1 |
|
| |||||||
94 | Развитие речи. Выборочное изложение с изменением лица. | 2
|
|
| |||||||
95 | Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. | 1 |
|
| |||||||
96 | Морфемный разбор слова.
| 1 |
|
| |||||||
97 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 |
|
| |||||||
98 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 |
|
| |||||||
99 | Буквы О – А в корнях -ЛАГ- ЛОЖ-.
|
1 |
|
| |||||||
100 | Буквы О – А в корне -РАСТ-– -РОС-.
| 1 |
|
| |||||||
101 | Буквы Ё – О после шипящих в корне. | 1 |
|
| |||||||
102 | Буквы Ы – И после Ц. | 1 |
|
| |||||||
103 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография» | 1 |
|
| |||||||
104 | Контрольный диктант
| 1 |
|
| |||||||
105 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| |||||||
106 | Развитие речи. Сочинение-описание изображенного на картине (П.П. Кончаловский "Сирень в корзине"). | 1 |
|
| |||||||
107 | Самостоятельные части речи | 1 |
|
| |||||||
108 | Имя существительное как часть речи. | 1 |
|
| |||||||
109 | Доказательства в рассуждении.
| 1 |
|
| |||||||
110 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные
| 1 |
|
| |||||||
111 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. | 1 |
|
| |||||||
112 | Развитие речи. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е.А.Пермяк «Перо и чернильница») | 1 |
|
| |||||||
113 | Род имени существительного.
| 1 |
|
| |||||||
114 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. | 1 |
|
| |||||||
115 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 |
|
| |||||||
116 | Три склонения имен существительных.
| 1 |
|
| |||||||
117 | Падеж имен существительных.
| 1 |
|
| |||||||
118 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 1 |
|
| |||||||
119 | Морфологический разбор имени существительного.
| 1 |
|
| |||||||
120 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
| 1 |
|
| |||||||
121 | Анализ контрольного диктанта
| 1 |
|
| |||||||
122-123 | Развитие речи. Изложение с изменением лица | 2 |
|
| |||||||
124 | Множественное число имен существительных | 1 |
|
| |||||||
125 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 |
|
| |||||||
126 | Повторение изученного | 1 |
|
| |||||||
127 | Контрольный диктант за 3 четверть
| 1 |
|
| |||||||
128 | Анализ контрольного диктанта | 1 |
|
| |||||||
129-130 | Развитие речи Сочинение по картине (Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье» | 2
|
|
| |||||||
131 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 |
|
| |||||||
132 | Падежные окончания прилагательных. | 1 |
|
| |||||||
133-134 | Описание животного Изложение(А.И.Куприн «Ю-ю»)
| 2
|
|
| |||||||
135 | Прилагательные полные и краткие. | 1 |
|
| |||||||
136-137 | Сочинение-описание по картине (А.Н.Комаров «Наводнение») | 2 |
|
| |||||||
138 | Морфологический разбор имени прилагательного.
| 1 |
|
| |||||||
139 | Рассказ | 1 |
|
| |||||||
140 | Повторение по теме "Имя прилагательное". | 1 |
|
| |||||||
141 | Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" | 1 |
|
| |||||||
142 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
| |||||||
143 | Сочинение «Мое любимое животное» | 1 |
|
| |||||||
144 | Глагол как часть речи. | 1 |
|
| |||||||
145 | НЕ с глаголами. | 1 |
|
| |||||||
146 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
|
| |||||||
147 | Правописание –ТСЯ и -ТЬСЯ | 1 |
|
| |||||||
148 | Виды глагола | 1 |
|
| |||||||
149 | Буквы Е – И в корнях с чередованием. | 1 |
|
| |||||||
150 | Сочинение Невыдуманный рассказ о себе «Как я испугался» | 1
|
|
| |||||||
151 | Контрольный диктант | 1 |
|
| |||||||
152 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1 |
|
| |||||||
153 | Время глагола.
| 1 |
|
| |||||||
154 | Прошедшее время.
| 1 |
|
| |||||||
155 | Настоящее время. | 1 |
|
| |||||||
156 | Будущее время. | 1 |
|
| |||||||
157 | Спряжение глагола | 1 |
|
| |||||||
158 | Как определить спряжения глагола с безударным личным окончанием | 1 |
|
| |||||||
159 | Правописание глаголов с безударным личным окончанием | 1 |
|
| |||||||
160 | Морфологический разбор глагола. | 1 |
|
| |||||||
161-162 | Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Ф.Савчук «Шоколадный торт»)
| 2
|
|
| |||||||
163 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 1 |
|
| |||||||
164 | Употребление времен. | 1 |
|
| |||||||
165 | Повторение изученного по теме «Глагол»
| 1
|
|
| |||||||
166 | Развитие речи. Сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович «Не взяли на рыбалку»)
| 1
|
|
| |||||||
167-168 | Повторение.Разделы науки о языках | 2 |
|
| |||||||
169-170 | Повторение.Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов | 2 |
|
| |||||||
171172 | Повторение.Разделительные Ъ и Ь. Отличие предлога от приставки.
| 2
|
|
| |||||||
173 | Повторение .Знаки препинания в простом и сложном предложении | 1 |
|
| |||||||
174 | Итоговый контрольный диктант | 1 |
|
| |||||||
175 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.Итоги года. | 1 |
|
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2016г.
2.Русский язык.5 класс. Планы-конспекты уроков. В 2 ч./И.Л.Челышева.-Изд-е 2-е.-Ростов н./Д:Феникс,2015г.
3.Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений./ Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Баранов М. Т. и др. – М.: Просвещение, 2015г.
4.Рабочая программа к предметной линии учебников Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова,Л.А.Тростенцовой и др.5-9 классы.М.:Просвещение,2016.
5.Контрольные и проверочные работы по русскому языку.5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык»/Л.В.Шибалова.-Изд-е 2-е.,-М.: «Экзамен»,2013г.
6.Тесты по русскому языку. В 2 ч. 5 класс/ Е.П.Черногрудова.-М.: «Экзамен», 2016г.
7.Рабочая тетрадь по русскому языку.5 класс:/Л.А.Тростенцова, С.И.Невская.- Изд-е 3-е.-М.: «Экзамен»,2014г.
Интернет – ресурсы:
- Электронные словари: http://www.siovary.ru
- Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramotf.ru
- Русский язык. Приложение к газете “1 сентября»: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
- Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы по русскому языку: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Речь и речевое общение
Учащиеся научатся:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использован-ных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Учащиеся научатся:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Учащиеся научатся:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Учащиеся научатся:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-
культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Учащиеся научатся:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Учащиеся получат возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Учащиеся научатся:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Учащиеся научатся:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Учащиеся научатся:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Учащиеся научатся:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Учащиеся научатся:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Учащиеся научатся:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Учащиеся получат возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Учащиеся научатся:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью
графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Учащиеся получат возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Учащиеся научатся:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся получат возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Входная контрольная работа по русскому языку (диктант)
В лесу.
Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.
(87 слов)
Грамматическое задание:
1.Выполнить морфемный разбор слов: широкой,пушистые.
2.Выполнить синтаксический разбор второго предложения.
Итоговая контрольная работа по русскому языку (диктант )
за 1 четверть
Осень.
Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам,по дорогам.Улетают последние птицы.Вчера улетели грачи.Перед отлетом они долго кружатся над рощей.На рассвете грачи посидели на березах,поднялись и пропали.
А у нас появляются зимние гости. Вот на березе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена березы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды.
Зимние гости будут всюду искать себе пищу.
Грамматическое задание:
1. Выполнить морфемный разбор слова холодный.
2. В 4-ом предложении указать части речи.
3. В 8-ом предложении указать падеж и склонение имен существительных
Итоговая контрольная работа по русскому языку (диктант)
за 2 четверть
В грозу.
Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.
И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.
Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.
(Объём слов: 85)
Грамматическое задание:
1.Выписать 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
2.Разобрать по составу слово осиновая.
3.Выполнить фонетический разбор слова ливень.
4.Сделать синтаксический разбор предложения
Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома.
Итоговая контрольная работа по русскому языку ( диктант)
за 3 четверть
Грибной снег.
Начало мая было сухим и жарким. На буграх, на вырубках и опушках шуршала сухая трава, опавшие листья взлетали от ветра. Они были похожи на бабочек. На земле можно было не только сидеть и лежать, но даже стоять на коленях. Колени были сухими. И потому не попадались весенние грибы. Нужен был грибной дождь. А сыпал снег. Густые хлопья крыли всё: и кусты, и деревья, и землю. Кругом всё было бело.
Утром грело солнце, снег размок, пополз и потёк. Белые бугры и опушка вновь потемнели, а скоро нагрелись и запарили. На землю теперь не сядешь, не ляжешь и на колено не встанешь.
Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками. И земля под ногами продавливается и пузырится.
( По Н. Сладкову)
Объём слов: 117
Грамматические задания:
1.Произведите синтаксический разбор предложения:
Жухлая трава не шуршит, листья намокли и не взлетают бабочками.
2.Запишите синоним к слову: жухлая.
3.Произведите морфемный разбор слова: потемнели.
4.Произведите фонетический разбор слова: вновь
Итоговая контрольная работа (диктант)
за курс 5 класса
Весна.
Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» - журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».
Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
(По В.Бианки.)
(99 слов.)
Грамматическое задание:
1.Выполните морфологический разбор слова идёт (весна).
2.Морфемный разбор слов: забирается, проснись, сближаются .
3.Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.