СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»








Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Русский язык.» для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с примерной программой общего образования по русскому для 5-9 классов. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013г.

На изучение предмета «Русский язык» в 5 классе в учебном плане филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Полуяновская СОШ » отводится 5 часа в неделю,170 часов в год.


Предметные результаты освоения

Речь и речевое общение

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицисти-ческого текста (в том числе в СМИ),анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включаяпротивоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решениепроблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогическиевысказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публичнозащищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётомвнеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловыетексты (резюме, деловое письмо, объявле-ние) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соот-ветствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвис-тические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые,тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилейи жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспекткак жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловоеписьмо, объявление в официально-деловом стиле; готовитьвыступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участиев беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствиисо спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления,достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтическиетексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпичес-ких словарей и справочников; использовать еёв различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловуюи структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарногосостава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексикии фразеологии в публицистической и художественной речии оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексическихсловарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-деловогостилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложе-ние) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназна-ченности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструк-ции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-деловогостилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуациив передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязьязыка, культуры и истории народа носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикетс речевым этикетом отдельных народов России и мира.









Содержание предмета «Русский язык»

Язык - важнейшее средство общения.3ч

Повторение пройденного в 1 - 4 классах. 22ч

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 24ч

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 12ч

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи. 10ч

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи. 21ч

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи. 57ч

Самостоятельные и служебные части речи.

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное.

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное.

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол.

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение изученного 11ч













Тематическое планированиепредмета «Русский язык»


Основные разделы

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Практическая часть программы

Развитие речи

Контрольные работы

Основные виды деятельности

1.

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.

3

3

РР

КР 1

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа

2.

Повторение изученного в начальных классах

22

22

3

2

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

34

34

4

1

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

12

12

2

1

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа

5.

Лексика. Культура речи.

10

10

2

1

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

21

21

4

1

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

57

57

11

5

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа

8.

Повторение и систематизация изученного.

11

11

1

-

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа


Итого

170

170

27

11



1 четверть






2 четверть






3 четверть






4 четверть






Итого

170








В рабочей программе используются аббревиатуры: УОНЗ – урок «открытия» новых знаний, УОМН – урок общеметодологической направленности, УР – урок рефлексии, УРК – урок развивающего контроля























Календарно-тематический план



п\п

в теме

Дата

Тема


Тип урока,

форма проведения

Планируемые предметные результаты

план

факт

Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык — важнейшее средство общения

1.

1



Язык и человек. Язык и речь.

УОНЗ

Знать роль языка в жизни человека, общества; функции русского языка.

Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.


2.

2.



Читаем учебник.Слушаем на уроке

УОНЗ

Знать роль языка в жизни человека, общества; функции русского языка.

Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.


3.

3.



Стили речи

Входная контрольная работа

УРК

Знать общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.

Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания

Повторение изученного в начальных классах

4.

1.



Фонетика. Звуки и буквы

УОМН

Знать классификацию звуков

Уметь составлять транскрипцию, находить безударную гласную в корне

5.

2.



Орфограмма

УОМН

Знать орфограммы-буквы,что они могут находиться в любой морфеме

Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки

6.

3.



Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

УОМН

Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова.

Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне пользоваться орфографическим словарем


7.

4.



Правописание проверяемых согласных в корне слова

УОМН

Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний

8.

5.



Правописание непроизносимых согласных в корне слова

УОМН

Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова

Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова

9

6.



Буквы И, У, А после шипящих

УОНЗ

Знать правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения

Уметь правильно писать слова с буквами И, У, А после шипящих и слова-исключения


19

7.



Разделительные Ъ и Ь

УОНЗ

Знать, как находить в словах разделительные разграничивать разделительный Ь и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного;

уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь;


11

8.



Раздельное написание предлогов с другими словами

УОМН

Знать орфограмма – пробел, орфограмма- дефис

Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму — слитное и орфограмму — раздельное написание

12

9.



Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

Урок контроля

Знать орфографические правила и уметь применять их на письме

13

10.



Р.Р.Текст

Урок развития речи

Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте).

Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план

14

11



Р.Р.Обучающее изложение




Урок развития речи

Знать способы изложения текста

Уметь подбирать заголовки, передавать содержание от 3 лица

15

12



Части речи

УОМН

Знать на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи.

Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия

16

13



Глагол

УОНЗ

Знать морфологические признаки глагола. Ь в глаголах 2 лица;

уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени

17

14



-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов

УОНЗ

Знать морфологические признаки глагола.

Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

18

15



Тема текста

Урок развития речи

Знать широкие и узкие темы высказывания, микротемы).

Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста

19

16



Личные окончания глаголов НЕ с глаголами

УОНЗ

Знать спряжение глаголов

Уметь выделять личные окончания глаголов; писать Е или И в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами

20

17



Имя прилагательное 

УОМН

Знать морфологические признаки прилагательного

Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными

21

18



Р.Р. Сочинение по картине Пластова «Летом»

Урок развития речи

Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине

Уметь описывать изображенное на жанровой картине 

22

19



Местоимение

УОМН

Знать личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов.

Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов 

23

20



Повторение материала по разделу

УОМН

Знать ,какразбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов

Уметь разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов

24

21



Контрольный диктант по теме «Повторение»

Урок контроля

Знать орфографические правила и уметь применять их на письме

25

22



Р.Р.Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости»

Урок развития речи

Знать способы раскрытия основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

26

1



Синтаксис. Пунктуация

УОНЗ

Знать роль знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания.

Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания

27

2



Словосочетание

УОНЗ

Знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.

Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов  в  словосочетании

28

3



Разбор словосочетания

УОНЗ.

Знать порядок разбора словосочетания

Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме

29

4



Предложение

УОНЗ

Знать основные признаки предложения

Уметь определять границы предложения; находить грамматическую основу предложения; соотносить указанные предложения с определенными схемами

30

5



Р.Р.Сжатое изложение упр 137

Урок развития речи

Знать способы сжатия текста

Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение;

31

6



Виды предложений по цели высказывания

УОМН

Знать особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений

Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять

32

7



Восклицательные предложения

УОМН

Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении

Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять

33

8



Р.Р.Сочинение на свободную тему упр153

Урок развития речи

Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения

Уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему

34

9



Члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее

УОНЗ

Знать грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего

Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов

35

10



Сказуемое

УОНЗ

Знать способы выражения сказуемого

Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным

36

11



Тире между подлежащим и сказуемым

УОНЗ

Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения

Уметь правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему

37

12



Нераспространенные и распространенные предложения

УОНЗ

Знать определение распространенных и нераспространенных предложений;

Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения

38

13



Второстепенные члены предложения

УОНЗ

знать общее определение второстепенных членов предложения

уметь находить в предложении второстепенные члены, распространять предложение второстепенными членами

39

14



Дополнение

УОНЗ

Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения

Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение

40

15



Определение

УОНЗ.

Знать способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания.

Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями

41

16



Обстоятельство

УОНЗ

Знать способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения;

Уметь верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами;

42

17



Предложения с однородными членами

УОНЗ

Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления

Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления

43

18



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

УОНЗ

Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами

Уметь соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами;,

44

19



Знаки препинания в предложениях с однородными членами

УОНЗ

Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах

Уметь уметь составлять предложения с однородными членами

45

20



Предложения с обращениями

УОНЗ

Знать определение обращения;; знать опознавательный признак выделения обращения на письме — звательную интонацию

Уметь обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего

46

21



Письмо

Урок развития речи

Знать письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи.

Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме

47

22



Синтаксический разбор простого предложения

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок синтаксического разбора простого предложения

Уметь производить синтаксический разбор

48-49

23-24



Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

Урок развития речи

Знать рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.

Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль

50

25



Пунктуационный разбор простого предложения

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения

Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный)

51

26



Простые и сложные предложения

Урок сообщения новых знаний.

Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы

Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного

52

27



Запятая в сложном и простом предложении

Урок сообщения новых знаний.

Знать функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного 

Уметь составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами АИ

53

28



Синтаксический разбор сложного предложения

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения

Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения

54

29



Прямая речь

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

Уметь разграничивать прямую речь и слова автора

55

30



Диалог

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога

Уметь составлять схемы диалога, составлять диалоги на заданную тему; вести диалог

56

31



Повторение по теме «Синтаксис»

УР

Знать простое и сложное препдложение

Уметь постановка знаков препинания в предложениях

57

32



Р.Р. Выборочное изложение упр 254

Урок развития речи

Знать план работы с тексом

Уметь выбирать важную информацию в тексте

58

33



Контрольный диктант по теме «Синтаксис»

Урок контроля

Знать правила орфографии и пунктуации

Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы

59

34



Работа над ошибками

УРК

Знать план работы над ошибками

Уметь классифицировать ошибки, подбирать правила проверки

Фонетика. Орфоэпия

60

1



Гласные звуки

Урок сообщения новых знаний.

Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков.

Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции

61

2



Согласные звуки

Урок сообщения новых знаний.

Знать образование согласных звуков; перечень согласных звуков знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные

уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные

62

3



Повествование. Р.Р.Изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка»)

Урок развития речи

знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование.

уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст

63

4



Согласные звонкие и глухие

Урок сообщения новых знаний.

Знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные

Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости

64

5



Графика. Алфавит

Урок сообщения новых знаний.

Знать различие между звуками и буквами

Уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть

65

6



Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание вещи

Урок развития речи

Знать особенности описания в научном и разговорном стиле.

Уметь письменно описывать предмет в разговорном стиле

66

7



Обозначение мягкости согласных с помощью Ь

Урок сообщения новых знаний.

Знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных

Уметь разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь

67

8



Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Урок сообщения новых знаний.

Знать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях.

Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я

69

9



Орфоэпия

Урок сообщения новых знаний.

Знать представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях

Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки

70

10



Фонетический разбор слова

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок фонетического разбора слова

Уметь производить фонетический разбор

71

11



Повторение изученного по фонетике

УР

Знать Основные правила по фонетике

Уметь производить фонетический разбор

72

12



Зачетная контрольная работа по фонетике

Урок контроля

Знать Основные правила по фонетике

Уметь производить фонетический разбор

Лексика

73

1



Слово и его лексическое значение

Урок сообщения новых знаний.

Знать функции слова в языке

Уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы;

74

2



Однозначные и многозначные слова

Урок сообщения новых знаний.

Знать способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова

Уметь находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением

75

3



Прямое и переносное значение слов

Урок сообщения новых знаний.

Знать отражение в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях.

Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением

76

4



Омонимы

Урок сообщения новых знаний.

Знать различие между омонимами и многозначными словами; отражение омонимов в толковом словаре

Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре

77

5



Синонимы

Урок сообщения новых знаний.

Знать отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов

Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам

78

6



Р.Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»)

Урок развития речи

Знать план работы над сочинением описанием картины

Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы

79

7



Антонимы

Урок сообщения новых знаний.

Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи

Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам

80

8



Повторение изученного в разделе «Лексика»

УР

Знать изученное о лексических единицах функции слова в языке

Уметь совершенствовать навык их употребления

81

9



Контрольный тест по лексике

Урок контроля

Знать изученное о лексических единицах функции слова в языке

82

10



Р.Р. Подробное изложение (К. Г. Паустовский«Первый снег»)

Урок развития речи

Знать роль деталей в художественном описании предмета.

Уметь сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру

Морфемика

83

1



Морфема — наименьшая значимая часть слова

Урок сообщения новых знаний.

Знать предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова

Уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова

84

2



Окончание. Основа слова

Урок сообщения новых знаний.

Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании

Уметь выделять в слове окончание

85

3



Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям упр378

Урок развития речи

Знать текст-описание разговорного стиля

Уметь составлять собственный текст

86

4



Корень слова

Урок сообщения новых знаний.

Знать определение корня слова.

Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова

87

5



Р.Р. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе»)


Знать о рассуждении как о типе текста

Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте

88

6



Суффикс

Урок сообщения новых знаний.

Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса

Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения

89

7



Приставка

Урок сообщения новых знаний.

Знать определение приставки, смысловое значение приставки

Уметь правильно выделять приставку в слове

90

8



Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица упр 420

Урок развития речи

Знать характеристики выборочного изложения

Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика

91

9



Чередование звуков

Урок сообщения новых знаний.

Знать виды чередований гласных и согласных звуков в корнях слов

Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне;

92

10



Беглые гласные

Урок сообщения новых знаний.

Знать о чередовании гласных О и E с нулем звука в одной и той же морфеме.

Уметь опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам


93

11



Варианты морфем

Урок сообщения новых знаний.

Знать понятие «варианты морфем».

Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов);

94

12



Морфемный разбор слова

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок морфемного разбора слова

Уметь производить морфемный разбор

95

13



Правописание гласных и согласных в приставках

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на З-(С-)

Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

96

14



Буквы З и С на конце приставок

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило написания букв З и С на конце приставок

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

97

15



Буквы З и С на конце приставок

Урок сообщения новых знаний.

знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

98

16



Буквы О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ-

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило написания букв О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

99

17



Буквы О — А в корне -РАСТ- — -РОС

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило написания букв О — А в корне -PACT- — -РОС

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

100

18



Буквы Ё — О после шипящих в корне

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило написания букв Ё — О после шипящих в корне; знать слова-исключения;

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

101

19



Буквы Ы — И после Ц

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

102

20



Повторение изученного в разделе «Морфемика»

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Знать все правила

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

103

21



Контрольная работа в форме теста

Урок контроля

Знать правила работы с тестом

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

Морфология

104

1



Самостоятельные и служебные части речи

Урок сообщения новых знаний.

Знать названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение;

Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам

105

2



Имя существительное как часть речи

Урок сообщения новых знаний.

Знать,что обозначает существительное морфологические признаки морфологические признак

уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения

106

3



Р.Р.Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение

Урок развития речи

Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении

Уметь находить основной тезис, аргументы, выводы

107

4



Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Урок сообщения новых знаний.

Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными

Уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные 

108

5



Имена существительные собственные и нарицательные

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. П

Уметь правильно писать собственные имена

109-110

6-7



Р.Р. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница»)

Урок развития речи

Знать структуру рассуждения, повествования

Уметь включать элементы рассуждения в повествование

111

8



Морфологический разбор имени существительного

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор

112

9



Род имен существительных

Урок сообщения новых знаний.

Знать о грамматической категории рода существительных

Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными

113

10



Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Урок сообщения новых знаний.

Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов

Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой;

114

11



Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Урок сообщения новых знаний.

Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах

Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой;

115

12



Три склонения имен существительных

Урок сообщения новых знаний.

Знать о склонении имен существительных

Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные 

116

13



Падеж имен существительных

Урок сообщения новых знаний.

Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы

уметь определять падеж существительного

117-118

14-15



Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе

119

16



Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Урок контроля

Знать правила орфографии и пунктуации

Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы

120

17



Р.Р. Изложение с изменением лица упр 546

Урок развития речи

Знать возможности использования существительных-синонимов

Уметь правильно записывать текмт

121

18



Множественное число имен существительных

Урок сообщения новых знаний.

Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе

Уметь правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т. д.)  и  родительного  (ботинок,  мест и т. д.)  падежей множественного числа

122

19



Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Уметь правильно писать О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний

123

20



Повторение темы

УОМН

Знать все правила по теме «Имя сущ»

Уметь находить и писать все орфограммы

124

21



Контрольная работа в форме теста

Урок контроля

Знать правила работы с тестом

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

125

22



Работа над ошибками

УР

Знать все правила по теме «Имя сущ»

Уметь находить и писать все орфограммы

126

23



Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»)

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Знать правило составления отзыва

127

24



Имя прилагательное как часть речи

Урок сообщения новых знаний.

Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли;

Уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи 

128

25



Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных

Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания

129

26



Р.Р.Описание животного. Изложение (А. И. Куприн «Ю-ю»)

Урок развития речи

Знать описание животного в художественном стиле

Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания 

130

27



Прилагательные полные и краткие

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий.

Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль


131-132

28-29



Р.Р.Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»)

Урок развития речи

Знать о специфике описания животного

уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле

уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле

133

30



Морфологический разбор имени прилагательного

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного

Уметь производить морфологический разбор

134

31



Повторение темы «Имя прилагательное»

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Знать все правила

Уметь находит орфограммы и использовать прилагательные в речи

135

32



Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Урок контроля

Знать правила орфографии и пунктуации

Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы

136

33



Р.Р. Сочинение «Наши друзья — животные»

Урок развития речи

Знать жанр сочинения описания

Уметь составлять собственный текст — описание животного на основе личных впечатлений;

137

34



Глагол как часть речи

Урок сообщения новых знаний.

Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли

Уметь определять морфологические признаки глагола 

138

35



НЕ с глаголами

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило написания НЕ с глаголами

Уметь правильно писать глаголы с НЕ; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

139

36



Р.Р.Рассказ

Урок развития речи

знать о композиции рассказа

уметь составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам 

140

37



Неопределенная форма глагола

Урок сообщения новых знаний.

Знать окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме

Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме;

141

38



Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Урок сообщения новых знаний.

Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах

Уметь правильно писать
-ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах

142

39



Виды глагола

Урок сообщения новых знаний.

Знать о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида



143

40



Буквы Е — И в корнях с чередованием

Урок сообщения новых знаний.

Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е — И в указанных корнях

Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях;

144

41



Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе

Урок развития речи

Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие

Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его 

145

42



Контрольный тест по орфографии

Урок контроля

Знать правила работы с тестом

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой

146

43



Время глагола

Урок сообщения новых знаний.

Знать сведения о трех временах глагола

Уметь определять времена глаголов 

147

44



Прошедшее время

Урок сообщения новых знаний.

знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени;

уметь определять времена глаголов 

148

45



Настоящее время

Урок сообщения новых знаний.

Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида

Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени

149

46



Будущее время

Урок сообщения новых знаний.

Знать формы (простую и сложную) будущего времени

Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи 

150

47



Р.Р. Сочинение о школе будущего (упр675)

Урок развития речи

знать о композиции рассказа

уметь употреблять глаголы будущего времени в тексте

151

48



Спряжение глаголов

Урок сообщения новых знаний.

знать личные окончания глаголов I и II спряжения.

Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов


152

49



Морфологический разбор глагола

Урок сообщения новых знаний.

Знать порядок морфологического разбора глагола

Уметь производить морфологический разбор

153

50



Р.Р. Сжатое изложение упр 699


Знать определять главную мысль

Уметь выбирать важную информацию

154

51



Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Урок сообщения новых знаний.

Знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой

155

52



Употребление времен

Урок сообщения новых знаний.

Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом

Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого 

156-157

53-54



Повторение темы «Глагол»

УРК

Знать все правила

Уметь находит орфограммы и использовать глаголы в речи

158

55



Контрольный диктант по теме «Глагол»

Урок контроля

Знать правила орфографии и пунктуации

Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы

159-160

56-57



Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»)

Урок развития речи

Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа.

Уметь составлять рассказ на основе изображенного


Повторение изученного в 5 классе

161

1



Разделы науки о языке 

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом

Уметь устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом;

162

2



Р.Р. Сочинение на одну из тем по выбору

Урок развития речи

Знать типы текстов

Уметь создавать текст одного из типов по выбору

163-164

3-4



Орфограммы в приставках и в корнях слов

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении.

Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения

165-166

5-6



Орфограммы в окончаниях слов

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей реч

уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать

167-168

7-8



Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания

Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков

Знать о различных функциях буквы Ь, об условиях выбора буквы Ь, букв Ъ и Ь разделительных

Уметь группировать слова с буквой Ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными Ъ и Ь

169-170

9-10



ИТОГОВЫЙ УРОК

Урок контроля

Знать правила орфографии и пунктуации

Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы