СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык.» для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с примерной программой общего образования по русскому для 5-9 классов. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013г.
На изучение предмета «Русский язык» в 5 классе в учебном плане филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Полуяновская СОШ » отводится 5 часа в неделю,170 часов в год.
Предметные результаты освоения
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицисти-ческого текста (в том числе в СМИ),анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включаяпротивоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решениепроблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогическиевысказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публичнозащищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётомвнеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловыетексты (резюме, деловое письмо, объявле-ние) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соот-ветствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвис-тические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые,тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилейи жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспекткак жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловоеписьмо, объявление в официально-деловом стиле; готовитьвыступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участиев беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствиисо спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления,достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтическиетексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпичес-ких словарей и справочников; использовать еёв различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловуюи структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарногосостава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексикии фразеологии в публицистической и художественной речии оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексическихсловарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-деловогостилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложе-ние) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназна-ченности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструк-ции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-деловогостилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуациив передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязьязыка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикетс речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание предмета «Русский язык»
Язык - важнейшее средство общения.3ч
Повторение пройденного в 1 - 4 классах. 22ч
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 24ч
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. 12ч
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи. 10ч
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи. 21ч
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи. 57ч
Самостоятельные и служебные части речи.
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол.
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение изученного 11ч
Тематическое планированиепредмета «Русский язык»
№ | Основные разделы | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Практическая часть программы Развитие речи Контрольные работы | Основные виды деятельности | |
1. | Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | 3 | РР | КР 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
2. | Повторение изученного в начальных классах | 22 | 22 | 3 | 2 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 34 | 34 | 4 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 12 | 12 | 2 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
5. | Лексика. Культура речи. | 10 | 10 | 2 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 21 | 21 | 4 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. | 57 | 57 | 11 | 5 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
8. | Повторение и систематизация изученного. | 11 | 11 | 1 | - | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
| Итого | 170 | 170 | 27 | 11 |
|
| 1 четверть |
|
|
|
| |
| 2 четверть |
|
|
|
| |
| 3 четверть |
|
|
|
| |
| 4 четверть |
|
|
|
| |
| Итого | 170 |
|
|
|
В рабочей программе используются аббревиатуры: УОНЗ – урок «открытия» новых знаний, УОМН – урок общеметодологической направленности, УР – урок рефлексии, УРК – урок развивающего контроля
Календарно-тематический план
№ п\п | № в теме | Дата | Тема
| Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты | |
план | факт | |||||
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык — важнейшее средство общения | ||||||
1. | 1 | | | Язык и человек. Язык и речь. | УОНЗ | Знать роль языка в жизни человека, общества; функции русского языка. Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.
|
2. | 2. | | | Читаем учебник.Слушаем на уроке | УОНЗ | Знать роль языка в жизни человека, общества; функции русского языка. Уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме.
|
3. | 3. | | | Стили речи Входная контрольная работа | УРК | Знать общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Уметь определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации и цели высказывания |
Повторение изученного в начальных классах | ||||||
4. | 1. | | | Фонетика. Звуки и буквы | УОМН | Знать классификацию звуков Уметь составлять транскрипцию, находить безударную гласную в корне |
5. | 2. | | | Орфограмма | УОМН | Знать орфограммы-буквы,что они могут находиться в любой морфеме Уметь находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в словах с опорой на опознавательные признаки |
6. | 3. | | | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | УОМН | Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне пользоваться орфографическим словарем
|
7. | 4. | | | Правописание проверяемых согласных в корне слова | УОМН | Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний |
8. | 5. | | | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | УОМН | Знать способ проверки непроизносимых согласных в корне слова Уметь правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова |
9 | 6. | | | Буквы И, У, А после шипящих | УОНЗ | Знать правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения Уметь правильно писать слова с буквами И, У, А после шипящих и слова-исключения
|
19 | 7. | | | Разделительные Ъ и Ь | УОНЗ | Знать, как находить в словах разделительные разграничивать разделительный Ь и Ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь;
|
11 | 8. | | | Раздельное написание предлогов с другими словами | УОМН | Знать орфограмма – пробел, орфограмма- дефис Уметь разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму — слитное и орфограмму — раздельное написание |
12 | 9. | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | Урок контроля | Знать орфографические правила и уметь применять их на письме |
13 | 10. | | | Р.Р.Текст | Урок развития речи | Знать признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность, порядок следования предложений в тексте). Уметь составлять текст из разрозненных предложений; озаглавливать текст; выделять части текста; составлять простой план |
14 | 11 | | | Р.Р.Обучающее изложение
| Урок развития речи | Знать способы изложения текста Уметь подбирать заголовки, передавать содержание от 3 лица |
15 | 12 | | | Части речи | УОМН | Знать на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Ознакомление с наречием как неизменяемой частью речи. Уметь определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия |
16 | 13 | | | Глагол | УОНЗ | Знать морфологические признаки глагола. Ь в глаголах 2 лица; уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени |
17 | 14 | | | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов | УОНЗ | Знать морфологические признаки глагола. Уметь находить орфограмму в -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах |
18 | 15 | | | Тема текста | Урок развития речи | Знать широкие и узкие темы высказывания, микротемы). Уметь определять тему текста и подбирать к нему заголовок; выделять части текста |
19 | 16 | | | Личные окончания глаголов НЕ с глаголами | УОНЗ | Знать спряжение глаголов Уметь выделять личные окончания глаголов; писать Е или И в личных окончаниях глаголов; уметь писать раздельно НЕ с глаголами |
20 | 17 |
|
| Имя прилагательное | УОМН | Знать морфологические признаки прилагательного Уметь изменять прилагательные по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательные с существительными |
21 | 18 |
|
| Р.Р. Сочинение по картине Пластова «Летом» | Урок развития речи | Знать структуру текста типа повествование; знать об использовании прилагательных при описании изображенного на жанровой картине Уметь описывать изображенное на жанровой картине |
22 | 19 |
|
| Местоимение | УОМН | Знать личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений; о раздельном написании личных местоимений с предлогами; об употреблении местоимений 3-го лица после предлогов. Уметь находить личные местоимения в тексте; определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов |
23 | 20 |
|
| Повторение материала по разделу | УОМН | Знать ,какразбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов Уметь разбирать слово как часть речи и выполнять морфемный разбор слов |
24 | 21 |
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение» | Урок контроля | Знать орфографические правила и уметь применять их на письме |
25 | 22 |
|
| Р.Р.Основная мысль текста. Сочинение «Летние радости» | Урок развития речи | Знать способы раскрытия основной мысли текста. Уметь определять тему и основную мысль текста; находить в тексте предложения, писать сочинение повествовательного характера на заданную тему |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | ||||||
26 | 1 |
|
| Синтаксис. Пунктуация | УОНЗ | Знать роль знаков препинания в понимании смысла предложения; знать названия и функции знаков препинания. Уметь связывать слова в предложении по смыслу; уметь верно расставлять знаки препинания |
27 | 2 |
|
| Словосочетание | УОНЗ | Знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании. Уметь отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании |
28 | 3 |
|
| Разбор словосочетания | УОНЗ. | Знать порядок разбора словосочетания Уметь разбирать словосочетание по образцу в устной и письменной форме |
29 | 4 |
|
| Предложение | УОНЗ | Знать основные признаки предложения Уметь определять границы предложения; находить грамматическую основу предложения; соотносить указанные предложения с определенными схемами |
30 | 5 |
|
| Р.Р.Сжатое изложение упр 137 | Урок развития речи | Знать способы сжатия текста Уметь формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; |
31 | 6 |
|
| Виды предложений по цели высказывания | УОМН | Знать особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений Уметь распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять |
32 | 7 |
|
| Восклицательные предложения | УОМН | Знать виды предложений по интонации; знать о пунктуационном оформлении Уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять |
33 | 8 |
|
| Р.Р.Сочинение на свободную тему упр153 | Урок развития речи | Знать о теме сочинения (широкой и узкой), о сочинении на свободную тему, о стиле сочинения Уметь определять свободную тему сочинения, стиль сочинения; создавать текст на определенную тему |
34 | 9 |
|
| Члены предложения. | УОНЗ | Знать грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего Уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное существительным, местоимением, сочетанием слов |
35 | 10 |
|
| Сказуемое | УОНЗ | Знать способы выражения сказуемого Уметь находить в грамматической основе сказуемое, выраженное глаголом, существительным, прилагательным |
36 | 11 |
|
| Тире между подлежащим и сказуемым | УОНЗ | Знать опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами предложения Уметь правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; уметь заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему |
37 | 12 |
|
| Нераспространенные и распространенные предложения | УОНЗ | Знать определение распространенных и нераспространенных предложений; Уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения |
38 | 13 |
|
| Второстепенные члены предложения | УОНЗ | знать общее определение второстепенных членов предложения уметь находить в предложении второстепенные члены, распространять предложение второстепенными членами |
39 | 14 |
|
| Дополнение | УОНЗ | Знать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения Уметь находить дополнения в предложении; разграничивать подлежащее и дополнение |
40 | 15 |
|
| Определение | УОНЗ. | Знать способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания. Уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями |
41 | 16 |
|
| Обстоятельство | УОНЗ | Знать способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения; Уметь верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; |
42 | 17 |
|
| Предложения с однородными членами | УОНЗ | Знать определение однородных членов предложения; знать об интонации перечисления Уметь находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами, связанными только интонацией перечисления |
43 | 18 |
|
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | УОНЗ | Знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами Уметь соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами;, |
44 | 19 |
|
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами | УОНЗ | Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах Уметь уметь составлять предложения с однородными членами |
45 | 20 |
|
| Предложения с обращениями | УОНЗ | Знать определение обращения;; знать опознавательный признак выделения обращения на письме — звательную интонацию Уметь обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего |
46 | 21 |
|
| Письмо | Урок развития речи | Знать письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи. Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме |
47 | 22 |
|
| Синтаксический разбор простого предложения | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок синтаксического разбора простого предложения Уметь производить синтаксический разбор |
48-49 | 23-24 |
|
| Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | Урок развития речи | Знать рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль |
50 | 25 |
|
| Пунктуационный разбор простого предложения | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) |
51 | 26 |
|
| Простые и сложные предложения | Урок сообщения новых знаний. | Знать структурные отличия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы Уметь определять количество основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; по опознавательному признаку определять место постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного |
52 | 27 |
|
| Запятая в сложном и простом предложении | Урок сообщения новых знаний. | Знать функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного Уметь составлять предложения по указанным схемам; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами А, И |
53 | 28 |
|
| Синтаксический разбор сложного предложения | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения Уметь производить синтаксический разбор (устный и письменный) сложного предложения |
54 | 29 |
|
| Прямая речь | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью Уметь разграничивать прямую речь и слова автора |
55 | 30 |
|
| Диалог | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога Уметь составлять схемы диалога, составлять диалоги на заданную тему; вести диалог |
56 | 31 |
|
| Повторение по теме «Синтаксис» | УР | Знать простое и сложное препдложение Уметь постановка знаков препинания в предложениях |
57 | 32 |
|
| Р.Р. Выборочное изложение упр 254 | Урок развития речи | Знать план работы с тексом Уметь выбирать важную информацию в тексте |
58 | 33 |
|
| Контрольный диктант по теме «Синтаксис» | Урок контроля | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы |
59 | 34 |
|
| Работа над ошибками | УРК | Знать план работы над ошибками Уметь классифицировать ошибки, подбирать правила проверки |
Фонетика. Орфоэпия | ||||||
60 | 1 |
|
| Гласные звуки | Урок сообщения новых знаний. | Знать различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции; о смыслоразличительной роли звуков. Уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования; уметь подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции |
61 | 2 |
|
| Согласные звуки | Урок сообщения новых знаний. | Знать образование согласных звуков; перечень согласных звуков знать пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные |
62 | 3 |
|
| Повествование. Р.Р.Изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский. «Шкатулка») | Урок развития речи | знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать текст |
63 | 4 |
|
| Согласные звонкие и глухие | Урок сообщения новых знаний. | Знать перечень пар согласных по глухости-звонкости, а также непарные согласные Уметь различать согласные по глухости-звонкости; называть пары согласных по глухости-звонкости |
64 | 5 |
|
| Графика. Алфавит | Урок сообщения новых знаний. | Знать различие между звуками и буквами Уметь правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть |
65 | 6 |
|
| Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание вещи | Урок развития речи | Знать особенности описания в научном и разговорном стиле. Уметь письменно описывать предмет в разговорном стиле |
66 | 7 |
|
| Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | Урок сообщения новых знаний. | Знать правила употребления и неупотребления Ь для обозначения мягкости согласных Уметь разграничивать слова с Ь для обозначения мягкости согласного, с Ь в неопределенной форме глагола, с разделительным Ь |
67 | 8 |
|
| Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | Урок сообщения новых знаний. | Знать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я |
69 | 9 |
|
| Орфоэпия | Урок сообщения новых знаний. | Знать представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях Уметь правильно произносить указанные слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки |
70 | 10 |
|
| Фонетический разбор слова | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок фонетического разбора слова Уметь производить фонетический разбор |
71 | 11 |
|
| Повторение изученного по фонетике | УР | Знать Основные правила по фонетике Уметь производить фонетический разбор |
72 | 12 |
|
| Зачетная контрольная работа по фонетике | Урок контроля | Знать Основные правила по фонетике Уметь производить фонетический разбор |
Лексика | ||||||
73 | 1 |
|
| Слово и его лексическое значение | Урок сообщения новых знаний. | Знать функции слова в языке Уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; |
74 | 2 |
|
| Однозначные и многозначные слова | Урок сообщения новых знаний. | Знать способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова Уметь находить многозначные слова с указанным общим лексическим значением |
75 | 3 |
|
| Прямое и переносное значение слов | Урок сообщения новых знаний. | Знать отражение в толковом словаре переносного значения слова; о роли использования слов с переносным значением в художественных произведениях. Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять переносное лексическое значение слова; употреблять в своей речи слова с переносным значением |
76 | 4 |
|
| Омонимы | Урок сообщения новых знаний. | Знать различие между омонимами и многозначными словами; отражение омонимов в толковом словаре Уметь находить омонимы; уметь отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре |
77 | 5 |
|
| Синонимы | Урок сообщения новых знаний. | Знать отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам |
78 | 6 |
|
| Р.Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь») | Урок развития речи | Знать план работы над сочинением описанием картины Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы |
79 | 7 |
|
| Антонимы | Урок сообщения новых знаний. | Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи Уметь находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам |
80 | 8 |
|
| Повторение изученного в разделе «Лексика» | УР | Знать изученное о лексических единицах функции слова в языке Уметь совершенствовать навык их употребления |
81 | 9 |
|
| Контрольный тест по лексике | Урок контроля | Знать изученное о лексических единицах функции слова в языке |
82 | 10 |
|
| Р.Р. Подробное изложение (К. Г. Паустовский«Первый снег») | Урок развития речи | Знать роль деталей в художественном описании предмета. Уметь сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру |
Морфемика | ||||||
83 | 1 |
|
| Морфема — наименьшая значимая часть слова | Урок сообщения новых знаний. | Знать предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова Уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова |
84 | 2 |
|
| Окончание. Основа слова | Урок сообщения новых знаний. | Знать определение окончания слова; знать грамматическое значение окончаний разных частей речи; знать о нулевом окончании Уметь выделять в слове окончание |
85 | 3 |
|
| Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям упр378 | Урок развития речи | Знать текст-описание разговорного стиля Уметь составлять собственный текст |
86 | 4 |
|
| Корень слова | Урок сообщения новых знаний. | Знать определение корня слова. Уметь правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова |
87 | 5 |
|
| Р.Р. Сочинение-рассуждение («Дни недели рассказывают о себе») |
| Знать о рассуждении как о типе текста Уметь находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте |
88 | 6 |
|
| Суффикс | Урок сообщения новых знаний. | Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса Уметь правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения |
89 | 7 |
|
| Приставка | Урок сообщения новых знаний. | Знать определение приставки, смысловое значение приставки Уметь правильно выделять приставку в слове |
90 | 8 |
|
| Р.Р.Выборочное изложение с изменением лица упр 420 | Урок развития речи | Знать характеристики выборочного изложения Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика |
91 | 9 |
|
| Чередование звуков | Урок сообщения новых знаний. | Знать виды чередований гласных и согласных звуков в корнях слов Уметь опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; |
92 | 10 |
|
| Беглые гласные | Урок сообщения новых знаний. | Знать о чередовании гласных О и E с нулем звука в одной и той же морфеме. Уметь опознавать слова с беглыми гласными О и E в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцам
|
93 | 11 |
|
| Варианты морфем | Урок сообщения новых знаний. | Знать понятие «варианты морфем». Уметь различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); |
94 | 12 |
|
| Морфемный разбор слова | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок морфемного разбора слова Уметь производить морфемный разбор |
95 | 13 |
|
| Правописание гласных и согласных в приставках | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ- и ПРИ- и приставок на З-(С-) Уметь находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; |
96 | 14 |
|
| Буквы З и С на конце приставок | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило написания букв З и С на конце приставок Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
97 | 15 |
|
| Буквы З и С на конце приставок | Урок сообщения новых знаний. | знать о единообразном написании приставки С-; словарные слова. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
98 | 16 |
|
| Буквы О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ- | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило написания букв О — А в корне -ЛАГ- — -ЛОЖ Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
99 | 17 |
|
| Буквы О — А в корне -РАСТ- — -РОС | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило написания букв О — А в корне -PACT- — -РОС Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
100 | 18 |
|
| Буквы Ё — О после шипящих в корне | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило написания букв Ё — О после шипящих в корне; знать слова-исключения; Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
101 | 19 |
|
| Буквы Ы — И после Ц | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило написания букв Ы — И после Ц в корнях, в словах на -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
102 | 20 |
|
| Повторение изученного в разделе «Морфемика» | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать все правила Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
103 | 21 |
|
| Контрольная работа в форме теста | Урок контроля | Знать правила работы с тестом Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
Морфология | ||||||
104 | 1 |
|
| Самостоятельные и служебные части речи | Урок сообщения новых знаний. | Знать названия самостоятельных и служебных частей речи, их назначение; Уметь распознавать слово как часть речи; распределять известные части речи по группам |
105 | 2 |
|
| Имя существительное как часть речи | Урок сообщения новых знаний. | Знать,что обозначает существительное морфологические признаки морфологические признак уметь доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения |
106 | 3 |
|
| Р.Р.Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение | Урок развития речи | Знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении Уметь находить основной тезис, аргументы, выводы |
107 | 4 |
|
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Урок сообщения новых знаний. | Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными Уметь распознавать одушевленные и неодушевленные существительные |
108 | 5 |
|
| Имена существительные собственные и нарицательные | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило употребления большой буквы в именах собственных; выделения кавычками заглавий книг, газет и т. П Уметь правильно писать собственные имена |
109-110 | 6-7 |
|
| Р.Р. Сжатое изложение (Е. А. Пермяк. «Перо и чернильница») | Урок развития речи | Знать структуру рассуждения, повествования Уметь включать элементы рассуждения в повествование |
111 | 8 |
|
| Морфологический разбор имени существительного | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор |
112 | 9 |
|
| Род имен существительных | Урок сообщения новых знаний. | Знать о грамматической категории рода существительных Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными |
113 | 10 |
|
| Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Урок сообщения новых знаний. | Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, соотносить их с определенной лексической группой; |
114 | 11 |
|
| Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок сообщения новых знаний. | Знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой; |
115 | 12 |
|
| Три склонения имен существительных | Урок сообщения новых знаний. | Знать о склонении имен существительных Уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные |
116 | 13 |
|
| Падеж имен существительных | Урок сообщения новых знаний. | Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы уметь определять падеж существительного |
117-118 | 14-15 |
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило правописания гласных Е и И в падежных окончаниях существительных в единственном числе Уметь правильно писать гласные Е, И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе |
119 | 16 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок контроля | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы |
120 | 17 |
|
| Р.Р. Изложение с изменением лица упр 546 | Урок развития речи | Знать возможности использования существительных-синонимов Уметь правильно записывать текмт |
121 | 18 |
|
| Множественное число имен существительных | Урок сообщения новых знаний. | Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе Уметь правильно склонять существительные во множественном числе; правильно образовывать формы именительного (договоры, инженеры и т. д.) и родительного (ботинок, мест и т. д.) падежей множественного числа |
122 | 19 |
|
| Правописание О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило правописания О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных Уметь правильно писать О — Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний |
123 | 20 |
|
| Повторение темы | УОМН | Знать все правила по теме «Имя сущ» Уметь находить и писать все орфограммы |
124 | 21 |
|
| Контрольная работа в форме теста | Урок контроля | Знать правила работы с тестом Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
125 | 22 |
|
| Работа над ошибками | УР | Знать все правила по теме «Имя сущ» Уметь находить и писать все орфограммы |
126 | 23 |
|
| Р.Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье») | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать правило составления отзыва |
127 | 24 |
|
| Имя прилагательное как часть речи | Урок сообщения новых знаний. | Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; Уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи |
128 | 25 |
|
| Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных Уметь обнаруживать в тексте словосочетания, в состав которых входит прилагательное с безударным окончанием; уметь применять ход рассуждения для верного написания безударного окончания |
129 | 26 |
|
| Р.Р.Описание животного. Изложение (А. И. Куприн «Ю-ю») | Урок развития речи | Знать описание животного в художественном стиле Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания |
130 | 27 |
|
| Прилагательные полные и краткие | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий. Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль
|
131-132 | 28-29 |
|
| Р.Р.Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение») | Урок развития речи | Знать о специфике описания животного уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле уметь описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле |
133 | 30 |
|
| Морфологический разбор имени прилагательного | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного Уметь производить морфологический разбор |
134 | 31 |
|
| Повторение темы «Имя прилагательное» | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать все правила Уметь находит орфограммы и использовать прилагательные в речи |
135 | 32 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы |
136 | 33 |
|
| Р.Р. Сочинение «Наши друзья — животные» | Урок развития речи | Знать жанр сочинения описания Уметь составлять собственный текст — описание животного на основе личных впечатлений; |
137 | 34 |
|
| Глагол как часть речи | Урок сообщения новых знаний. | Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли Уметь определять морфологические признаки глагола |
138 | 35 |
|
| НЕ с глаголами | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило написания НЕ с глаголами Уметь правильно писать глаголы с НЕ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; |
139 | 36 |
|
| Р.Р.Рассказ | Урок развития речи | знать о композиции рассказа уметь составлять устное продолжение начатого рассказа по сюжетным картинкам |
140 | 37 |
|
| Неопределенная форма глагола | Урок сообщения новых знаний. | Знать окончание неопределенной формы. Знать правило употребления Ь после Ч в неопределенной форме о правописании безударных суффиксов глаголов в неопределенной форме Уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания правильно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; |
141 | 38 |
|
| Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | Урок сообщения новых знаний. | Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах Уметь правильно писать |
142 | 39 |
|
| Виды глагола | Урок сообщения новых знаний. | Знать о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида
|
143 | 40 |
|
| Буквы Е — И в корнях с чередованием | Урок сообщения новых знаний. | Знать перечень корней с чередованием; условия выбора букв Е — И в указанных корнях Уметь правильно писать слова с чередованием Е — И в корнях; |
144 | 41 |
|
| Р.Р.Невыдуманный рассказ о себе | Урок развития речи | Знать, что главное в рассказе — развертывающееся в определенной последовательности действие Уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его |
145 | 42 |
|
| Контрольный тест по орфографии | Урок контроля | Знать правила работы с тестом Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой |
146 | 43 |
|
| Время глагола | Урок сообщения новых знаний. | Знать сведения о трех временах глагола Уметь определять времена глаголов |
147 | 44 |
|
| Прошедшее время | Урок сообщения новых знаний. | знать правило написания безударной гласной перед суффиксом -Л- в прошедшем времени; уметь определять времена глаголов |
148 | 45 |
|
| Настоящее время | Урок сообщения новых знаний. | Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида Уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов; изменять глаголы в настоящем времени |
149 | 46 |
|
| Будущее время | Урок сообщения новых знаний. | Знать формы (простую и сложную) будущего времени Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи |
150 | 47 |
|
| Р.Р. Сочинение о школе будущего (упр675) | Урок развития речи | знать о композиции рассказа уметь употреблять глаголы будущего времени в тексте |
151 | 48 |
|
| Спряжение глаголов | Урок сообщения новых знаний. | знать личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов
|
152 | 49 |
|
| Морфологический разбор глагола | Урок сообщения новых знаний. | Знать порядок морфологического разбора глагола Уметь производить морфологический разбор |
153 | 50 |
|
| Р.Р. Сжатое изложение упр 699 |
| Знать определять главную мысль Уметь выбирать важную информацию |
154 | 51 |
|
| Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Урок сообщения новых знаний. | Знать правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой |
155 | 52 |
|
| Употребление времен | Урок сообщения новых знаний. | Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом Уметь употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого |
156-157 | 53-54 |
|
| Повторение темы «Глагол» | УРК | Знать все правила Уметь находит орфограммы и использовать глаголы в речи |
158 | 55 |
|
| Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок контроля | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы |
159-160 | 56-57 |
|
| Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку») | Урок развития речи | Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа. Уметь составлять рассказ на основе изображенного
|
Повторение изученного в 5 классе | ||||||
161 | 1 |
|
| Разделы науки о языке | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать назначение языка в обществе; разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; знать о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом Уметь устанавливать взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке друг с другом; |
162 | 2 |
|
| Р.Р. Сочинение на одну из тем по выбору | Урок развития речи | Знать типы текстов Уметь создавать текст одного из типов по выбору |
163-164 | 3-4 |
|
| Орфограммы в приставках и в корнях слов | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении. Уметь группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения |
165-166 | 5-6 |
|
| Орфограммы в окончаниях слов | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей реч уметь группировать слова с изученными орфограммами в окончаниях по основному условию выбора и графически их обозначать |
167-168 | 7-8 |
|
| Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать о различных функциях буквы Ь, об условиях выбора буквы Ь, букв Ъ и Ь разделительных Уметь группировать слова с буквой Ь в разных функциях; верно писать слова с разделительными Ъ и Ь |
169-170 | 9-10 |
|
| ИТОГОВЫЙ УРОК | Урок контроля | Знать правила орфографии и пунктуации Уметь находить нужную орфограмму и пунктограмму, составлять схемы |