СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса(5 часов в неделю) составлена на основе Рабочей программы по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской,Л.А. Тростенцовой и других,М.,"Просвещение",2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; с учебным планом лицея, Положением о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности в бюджетном общеобразовательном учреждении города Омска «Лицей № 74», на основе Программы по русскому языку для 5-9 класса. Авторы: Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов и др.,М. «Просвещение»,2016)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 175 часов (5 часов в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
хранения и передачи информации;
связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общая характеристика курса
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка;а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
•использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее , привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
.
Содержание учебного предмета
1. Язык – важнейшее средство общения. – 2 ч. + 1 ч.Р.р.
2. Повторение изученного в начальных классах. - 17 ч.+3 ч.Р.р.
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 23ч. +7 ч.Р.р.
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. – 12 ч. + 3ч. Р.р
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
5. Лексика. Культура речи. – 6 +2 ч. Р.р.
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
6. Морфемика. Орфография. Культура речи – 18ч. +4 ч. Р.р.
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и сна конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
7. Морфология.Орфография. Культура речи – 56 ч. + 14 ч. Р.р.
Самостоятельные и служебные части речи
Имя существительное - 17+4ч. Р.р.
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное - 10 ч. + 4 ч. Р.р.
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол – 26 ч.+ 6 ч. Р.р.
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе – 8 ч.+2 р/р
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов, включая развитие речи | Из них к/р |
1. | Язык и общение | 2 ч +1 |
|
2. | Вспоминаем, повторяем, изучаем (повторение изученного в начальных классах) | 17ч +3 | 1 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 23ч +7 | 1 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | 12ч+3 | 1 |
5. | Лексика. Культура речи | 6ч +2 |
|
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи | 18ч +4 | 1 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное | 17ч +4 | 1 |
8. | Имя прилагательное | 10ч +4 | 1 |
9. | Глагол | 26ч +6 | 1 |
10. | Повторение и систематизация изученного в 5 классе | 8ч +2 | 1 |
| Итого | 175 |
|
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5классе(ФГОС)
Всего 175 (5 ч в неделю)
№ п/п | № в теме | Тема | Содержание Виды деятельности | Планируемые результаты (предметные) | Тип урока | Тема самообразования | Дата | Обратная связь | |
Раздел 1.Язык и общение(2+1 ч) Планируемые результаты Метапредметные:: умение работать с письменными и устными источниками, со стилями речи; умение работать со схемой; умение вступать в диалог; Личностные: сотрудничество в процессе работы в группах
| |||||||||
1 | 1 | Язык и человек | Читают и анализируют текст, озаглавливают его | Читать, озаглавливать текст упражнения, пересказывать его содержание, овладеют приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр 3 | |
2 | 2 | Общение устное и письменное | Отвечают на вопросы, объясняют схему | Овладеют приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр 7 | |
3 | 3 | Р/Р Стили речи. Читаем учебник. Слушаем на уроке | Пишут мини-сочинение, работают в группе | Овладеют приемами эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога | Урок развития речи | Работа в группе |
| Упр 15 | |
Раздел 2 Вспоминаем, повторяем, изучаем(17+3 ч) Планируемые результаты Метапредметные: знаковые, символические умения (транскрипция), умение составлять тексты умение работать по алгоритму, по плану; овладение монологической и диалогической речью, умение составлять план текста; Личностные: умение высказать свою точку зрения по проблеме, сотрудничество
| |||||||||
4 | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях;
| Осознавать соотношения произношения и правописания
| Урок общеметодической направленности | Работа в группах |
| Упр.24 | |
5 | 2 | Орфограмма | Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы;
| Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр.28 | |
6-7 | 3-4 | Правописание безударных гласных в корне слова | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр.38,39 | |
8 | 5 | Правописание согласных в корне слова | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания Коллективное планирование д/з | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр.42 | |
9 | 6 | Правописание непроизносимых согласных | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр.49,47 (по вариантам) | |
10 | 7 | Буквы И,У,А после шипящих | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания Коллективное планирование д/з | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр.53 | |
11 | 8 | Разделительные Ъ и Ь | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр.58 | |
12 | 9 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр.64 | |
13 | 10 | Р/Р Что мы знаем о тексте | Анализируют текст, определяют его признаки | Определять признаки текста | Урок развития речи |
|
| определения | |
14 | 11 | Контрольный диктант | Пишут диктант | Владеть навыками самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
|
| |
15 | 12 | Работа над ошибками Части речи | Анализируют ошибки, намечают пути коррекции | Владеть навыками саморегуляции | Урок общеметодической направленности |
|
|
| |
16 | 13 | Глагол | Определяют морфологические признаки самостоятельных частей речи Коллективное планирование д/з | Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;
| Урок общеметодической направленности |
|
| Упр 70 | |
17 | 14 | _ТЬСЯ и –ТСЯ в глаголах | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| карточки | |
18 | 15 | Р/Р Тема текста | Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание | Определять признаки текста | Урок общеметодической направленности |
|
|
| |
19 | 16 | Личные окончания глаголов | Выполняют упражнения, отрабатывающие различные правила правописания | Опознавать различные виды орфограмм, объяснять их; | Урок общеметодической направленности |
|
| таблицу | |
20 | 17 | Имя существительное | Определяют морфологические признаки самостоятельных частей речи Коллективное планирование д/з
| Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;
| Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
|
| |
21 | 18 | Имя прилагательное | Определяют морфологические признаки самостоятельных частей речи
| Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;
| Урок общеметодической направленности |
|
| Упр 99 | |
22 | 19 | Местоимение | Определяют морфологические признаки самостоятельных частей речи
| Распознавать части речи, определять их морфологические признаки;
| Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр.110 | |
23 | 20 | Р/Р Основная мысль текста | отвечают на контрольные вопросы и задания
| Определять признаки текста | Урок развития речи |
|
|
| |
Раздел 3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (23ч.+7 ч.) Планируемые результаты Познавательные: знаковые и символические умения при разборе словосочетаний, умение устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные: умение давать характеристику предложениям, работать по плану; Коммуникативные: овладение монологической речью при характеристике предложений, умение вступать в диалог, составлять план сообщения на тему; Личностные: Сотрудничество, умение работать в группах, высказывать свое мнение
| |||||||||
24 | 1 | Синтаксис | Распознают словосочетания в составе предложения.
|
| Урок общеметодической направленности | Работа в группах |
| Упр.120 | |
25 | 2 | Пунктуация и РР | Наблюдение, сравнение языковых явлений Участие в учебном диалоге
|
| Урок общеметодической направленности |
|
| Упр127 | |
26 | 3 | Словосочетание | Определяют главные и зависимые слова в словосочетании. Коллективное планирование д/з | Распознавать словосочетания в составе предложения, разбирать их; | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр133 | |
27 | 4 | Разбор словосочетания | Определяют главные и зависимые слова в словосочетании. Характеризуют словосочетание по морфологическим признакам главного слова
| Распознавать словосочетания в составе предложения, разбирать их; | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр.140 | |
28-29 | 5-6 | РР Сжатое изложение | Пишут изложение | Понимать приёмы компрессии | Урок развития речи |
|
| - | |
30 | 7 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | Дают характеристику предложениям | Распознавать виды предложений по цели высказывания, по интонации | Урок общеметодической направленности | Работа в группах |
| Упр.149 (устно) | |
31 | 8 | Восклицательные предложения. | Дают характеристику предложениям | Распознавать виды предложений по цели высказывания, по интонации | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр 155 | |
32-33 | 9-10 | РР Сочинение | Пишут сочинение | Уметь составлять предложения и текст на заданную тему | Урок развития речи |
|
| Упр.158 (устно) | |
34 | 11 | Главные члены предложения. Подлежащее | Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр162 | |
35 | 12 | Сказуемое.
| Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний |
|
| - | |
36 | 13 | РР Описание действий | Определяют стиль речи текстов.
| Уметь составлять предложения и текст на заданную тему | Урок развития речи |
|
| Упр.172 | |
37 | 14 | Тире между подлежащим и сказуемым | Составляют план сообщения на тему. Коллективное планирование д/з | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний | Работа в группах |
| Упр.177 | |
38 | 15 | Нераспространенные и распространенные предложения | Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр.185 | |
39 | 16 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых и сложных предложений | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр189 | |
40 | 17 | Определение | Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор предложений | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр.195,198(устно) | |
41 | 18 | Обстоятельство | Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых предложений | Разбирать по членам предложения | Урок общеметодической направленности |
|
| - | |
42 | 19 | Контрольный диктант | Пишут диктант | Владеть навыками самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
| Упр.201 | |
43 | 20 | Работа над ошибками Предложения с однородными членами | Работают с таблицами | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр212 | |
44 | 21 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Составляют схемы; используют в речи предложения с разными однородными членами
| Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. правильно интонировать предложения с однородными членами и обращениями
| Урок открытия новых знаний |
|
| Упр221 | |
45 | 22 | Предложения с обращениями | Составляют схемы; используют в речи предложения обращениями
Коллективное планирование д/з | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. правильно интонировать предложения с однородными членами и обращениями
| Урок открытия новых знаний |
|
|
| |
46 | 23 | РР Письмо | Анализируют текст | Составлять текст письма | Урок развития речи |
|
|
| |
47 | 24 | Синтаксический разбор простого предложения | Дают характеристику предложениям | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр 229 | |
48 | 25 | Пунктуационный разбор простого предложения | Дают характеристику предложениям Коллективное планирование д/з | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. анализировать тексты с точки зрения роли в них знаков препинания | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр231 | |
49 | 26 | Простые и сложные предложения | Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор простых и сложных предложений | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр139 | |
50 | 27 | Синтаксический разбор сложного предложения | Дают характеристику предложениям, выполняют синтаксический разбор сложных предложений | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр.244 | |
51 | 28 | Прямая речь | Дают характеристику предложениям Составляют предложения | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр249 | |
52 | 29 | Диалог | Дают характеристику предложениям Составляют предложения | Разбирать по членам предложения, различать простые и сложные предложения; расставлять знаки препинания. | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр254 | |
53 | 30 | РР Выборочное изложение | Пишут изложение | Понимать приёмы компрессии | Урок развития речи |
|
| дописать | |
Раздел 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12ч.+ 3ч.) Планируемые результаты Регулятивные: умение работать по плану, алгоритму; Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сопоставлять тексты в соответствии с нормами, умение работать с письменными и устными источниками Коммуникативные: умение вступать в диалог, планирование Личностные: освоение моральных норм при работе со связными текстами, сотрудничество;
| |||||||||
54 | 1 | Фонетика. Гласные звуки | Анализируют схемы, составляют таблицу
| распознавать гласные и согласные звуки.
| Урок открытия новых знаний | Работа в группах |
| Упр266 | |
55 | 2 | Согласные звуки | Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова;
| распознавать гласные и согласные звуки | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр274 | |
56 | 3 | Изменение звуков в потоке речи | Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова;
| различать ударные и безударные гласные, сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр276 | |
57 | 4 | Согласные твердые и мягкие | Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова;
| сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр280 | |
58-59 | 5-6 | РР Повествование. Изложение | Составляют план текста, пишут изложение | выделять описание и повествование как смысловые типы речи | Урок развития речи |
|
| - | |
60 | 7 | Согласные звонкие и глухие | Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова;
| сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков | Урок общеметодической направленности | Работа в группах |
| Упр286 | |
61 | 8 | Графика. Алфавит | Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова;
| сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова; | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр295 | |
62 | 9 | РР Описание предмета | Пишут сочинение, описывая предмет | выделять описание и повествование как смысловые типы речи; | Урок развития речи |
|
| Дописать сочинение | |
63 | 10 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | Объясняют орфограммы | сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова; | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр307 | |
64 | 11 | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я | Наблюдение, сравнение языковых явлений Участие в учебном диалоге Объясняют орфограммы | сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова; | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр312 | |
65 | 12 | Орфоэпия | Выполняют практические упражнения Коллективное планирование д/з | осознавать важность нормативного произношения для культурного человека | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр319 | |
66 | 13 | Фонетический разбор слова | Проводят фонетический анализ слов;
| делать фонетический разбор слов | Урок общеметодической направленности |
|
| З слова разобрать | |
67 | 14 | Повторение | Работаю с карточками, таблицами |
| Урок общеметодической направленности | Работа в группах |
| Упр322 | |
68 | 15 | Контрольный диктант | Пишут диктант | Владеть навыками самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
| - | |
Раздел 5. Лексика. Культура речи. (6ч. + 2ч.) Планируемые результаты Познавательные: умение работать с письменными и устными источниками, умение составлять тексты в соответствии с нормами; Регулятивные: умение отвечать на контрольные вопросы; Коммуникативные: умение вступать в диалог, овладение монологической речью; Личностные: умение высказывать свое мнение в устной и письменной форме
| |||||||||
69 | 1 | Слово и его лексическое значение | Объясняют лексическое значение слов, отвечают на вопросы
| Ученик научится: объяснять различие лексического и грамматического значений слова, работать со словарем (толковым),
| Урок открытия новых знаний | Работа в группах |
| Упр.331 | |
70 | 2 | Однозначные и многозначные слова | Составляют словосочетания и предложения с многозначными словами Наблюдение, сравнение языковых явлений Участие в учебном диалоге | находить примеры многозначных слов. понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
| Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр345, 346 (устно) | |
71 | 3 | Прямое и переносное значение слов | Наблюдение, сравнение языковых явлений Участие в учебном диалоге | понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
| Урок открытия новых знаний |
|
| Упр351.352 | |
72 | 4 | Омонимы | Составляют словосочетания и предложения омонимами | находить примеры омонимов,
| Урок открытия новых знаний |
|
| Упр357 | |
73 | 5 | Синонимы | Составляют словосочетания и предложения синонимами, Наблюдение, сравнение языковых явлений Участие в учебном диалоге
| находить примеры синонимов, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций.
| Урок открытия новых знаний |
|
| Упр367 | |
74 | 6 | Антонимы | Наблюдение, сравнение языковых явлений Участвуют в учебном диалоге составляют словосочетания и предложения антонимами | находить примеры антонимов
| Урок открытия новых знаний |
|
| Упр370 | |
75-76 | 7-8 | РР Изложение
| Слушают, пересказывают текст | составлять план текста, озаглавливать его | Урок развития речи |
|
| Упр.331 | |
Раздел 6. Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч.+ 4ч.) Планируемые результаты Познавательные: знаковые и символические умения, умение составлять тексты в соответствии с нормами, устанавливать причинно- следственные связи, работать со стилями речи; Регулятивные: умение работать по схеме, алгоритму; Коммуникативные: овладение монологической и диалогической речью, планирование Личностные: умение рассуждать, обосновывать свою точку зрения, работа в группах и сотрудничество; | |||||||||
77 | 1 | Морфема- наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками,
| осознавать морфему как значимую единицу языка,
| Урок открытия новых знаний | Работа в группах |
| Упр.377 | |
78 | 2 | Окончание | Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками,
| делать морфемный разбор, | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр384 | |
79 | 3 | Основа слова | Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками | делать морфемный разбор, | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр389 | |
80 | 4 | Корень слова | Пересказывают научный текст, анализируют таблицу;
| делать морфемный разбор, | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр395 | |
81-82 | 5-6 | РР Рассуждение. | Определяют стиль текста, тип речи | Выделять рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи | Урок развития речи |
|
| Дописать | |
83 | 7 | Суффикс | Пересказывают текст, анализируют таблицу;
| Делать морфемный разбор, | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр411 | |
84 | 8 | Приставка | Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками ,анализируют таблицу;
| Делать морфемный разбор, | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр418 | |
85-86 | 9-10 | РР Выборочное изложение | Пишут выборочное изложение; | Владеть приёмами компрессии текста | Урок развития речи |
|
| - | |
87 | 11 | Чередование звуков | Подбирают слова с чередующимися гласными и согласными, определяют, при каких условиях происходит чередование; | Уметь опознавать чередование звуков | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр424 | |
88 | 12 | Беглые гласные | Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы | Уметь опознавать беглые гласные | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр428 | |
89 | 13 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы | делать морфемный разбор, | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр432 | |
90
| 14 | Правописание гласных и согласных в приставках | выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой орфограммой | Уметь опознавать орфограмму | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр436 | |
91 | 15 | Буквы З и С на конце приставок | Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы | правописанию приставок | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр444 | |
92 | 16 | Буквы А-О в корне –ЛАГ-ЛОЖ- | Подбирают слова с чередующимися гласными и согласными, определяют, при каких условиях происходит чередование; | Ученик научится: определять форму слов, подбирать однокоренные слова,
| Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр449 | |
93 | 17 | Буквы А-О в корне –РАСТ-РОС- | Подбирают слова с чередующимися гласными и согласными, определяют, при каких условиях происходит чередование; | правописанию корней с чередованием гласных, | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр456 | |
94 | 18 | Буквы Ё-О после шипящих в корне | Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы | Уметь опознавать орфограмму О-Ё после шипящих | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр459 | |
95 | 19 | Буквы И-Ы после Ц | Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы | Уметь опознавать орфограмму И-Ы после Ц. | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр463 | |
96-97 | 20-21 | Повторение | отвечают на контрольные вопросы и заполняют и анализируют таблицы,
|
| Урок общеметодической направленности |
|
| Упр470 | |
98 | 22 | Контрольный диктант | Пишут диктант | Применять навыки самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
| - | |
Раздел 7. Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (17ч + 4ч.) Планируемые результаты Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с письменными и устными источниками, со стилями речи, составлять тексты в соответствии с нормами; Регулятивные: умение работать по плану и алгоритму; Коммуникативные: умение вступать в диалог, овладение монологической и диалогической речью, умение рассуждать; Личностные: личностное самоопределение при анализе текстов, освоение общепринятых норм, сотрудничество | |||||||||
99 | 1 | Имя существительное как часть речи | Определяют род, число, падеж и склонение имен сущ.; составляют распр.предложения по картине,
| определять имя существительное как часть речи, характеризовать его морфологические признаки
| Урок общеметодической направленности |
|
| Упр480 | |
100 | 2 | РР Доказательства в рассуждении | Пишут сочинение- рассуждение, | Создавать текст по плану | Урок развития речи |
|
| - | |
101 | 3 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Распознают имена сущ. одуш и неодуш., собств. И нариц-е; | осознавать особенности грамматического значения слова | Урок открытия новых знаний |
|
| 486 | |
102 | 4 | Имена существительные собственные и нарицательные | Распознают имена сущ. одуш и неодуш., собств. И нариц-е; | осознавать особенности грамматического значения слова | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр500 | |
103 | 5 | Род имен существительных | Определяют род имен сущ.;
| осознавать особенности грамматического значения слова | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр507 | |
104 | 6 | Имена сущ., кот .имеют форму только множ. числа | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| осознавать особенности грамматического значения слова | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр512 | |
105 | 7 | РР Сжатое изложение | Озаглавливают и пересказывают текст,
| Пересказывать текст по плану | Урок развития речи |
|
| - | |
106 | 8 | Имена сущ., кот. имеют форму только ед. числа | Анализируют языковые явления, сравнивают, делают выводы | осознавать особенности грамматического значения слова | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр518 | |
107 | 9 | Три склонения имен сущ-х | Склоняют имена сущ.;
| Определять склонение | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр521 | |
108 | 10 | Падеж имен существительных. | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| осознавать особенности грамматического значения слова | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр531 | |
109-110 | 11-12 | Правописание гласных в падеж. Окончаниях имен сущ. | Выделяют падежные окончания имен сущ.;
| правописанию гласных в падежных окончаниях имен существительных | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр536, 541 | |
111-112 | 13-14 | РР Изложение | Читают пересказывают текст | Пересказывать текст по плану | Урок развития речи |
|
| - | |
113 | 15 | Множественное число имен сущ. | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| осознавать особенности грамматического значения слова | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр554 | |
114 | 16 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в оконч. Сущ. | списывают тексты, объясняя орфограммы | Опознавать орфограмму, строить связное высказывание на лингвистическую тему | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр559 | |
115 | 17 | Морфологический разбор имени сущ. | Выполняют устный и письменный разбор имен сущ-х;
| распознавать самостоятельные части речи и их формы, анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль
| Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| 5 сущ.разобрать | |
116-117 | 18-19 | Повторение | рассказывают об имени сущ по плану; дополняют таблицу примерами, | Строить высказывание на лингвистическую тему | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр561 | |
118 | 20 | Контрольный диктант | Пишут диктант | Применять навыки самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
| - | |
119 | 21 | Анализ диктанта | Анализируют ошибки | Намечать пути коррекции | Урок рефлексии |
|
| 3 сущ. разобрать | |
Раздел 8. Имя прилагательное (10ч. + 4ч.) Планируемые результаты Познавательные: умение составлять устные и письменные ответы в соответствии с нормами, устанавливать причинно-следственные связи, писать сочинения; Регулятивные: умение работать по плану, алгоритму, отвечать на контрольные вопросы; Личностные: освоение моральных норм, сотрудничество, умение высказывать свое мнение по проблеме | |||||||||
120-121 | 1-2 | Имя прилагательное как часть речи | Составляют предложения с прилагательными, готовят устный рассказ об имени прил-м как части речи | определять морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль; |
|
|
| Упр568, 577 | |
122-123 | 3-4 | Правописание гласных в падеж. оконч-х прил-х | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| Применять правило правописания | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр580,584 | |
124-125 | 5-6 | РР Описание животного. Сочинение | Пишут сочинение-описание, | Уметь строить текст по плану | Урок развития речи |
|
| - | |
126-127 | 7-8 | Прилагательные полные и краткие | образуют краткие формы прил-х, | распознавать полные и краткие формы прил-х, | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр592, 597 | |
128 | 9 | Морфологический разбор имени прил--го | выполняют устный и письменный разбор имен прил-х,
| выполнять устный и письменный разбор имен прил-х. | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр601 | |
129-130 | 10-11 | РР Сочинение | пишут сочинение по плану | Уметь строить текст по плану | Урок развития речи |
|
| - | |
131 | 12 | Повторение | отвечают на контрольные вопросы, работают со словарем | анализировать словосочетания, предложения и тексты с именами прилагательными, характеризовать имя прил-е по его морфологическим признакам и синтаксической роли | Урок общеметодической направленности | Работа вгруппах |
| Упр602 | |
132 | 13 | Контрольный диктант | Пишут диктант | Применять навыки самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
| - | |
133 | 14 | Анализ диктанта | Анализируют ошибки | Намечать пути коррекции | Урок рефлексии |
|
| - | |
Раздел 9. Глагол (26ч.+6ч.) Планируемые результаты Познавательные: умение составлять предложения в соответствии с нормами, составлять тексты в устной и письменной форме;
Коммуникативные: умение вступать в диалог, овладение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами; Регулятивные: умение работать со словарем; Личностные: личностное самоопределение, освоение моральных норм, умение работать в группах;
| |||||||||
134 | 1 | Глагол как часть речи | готовят рассказ о признаках глагола как части речи
| Ученик научится: определять морфологические признаки глагола
| Урок общеметодической направленности |
|
| Упр607 | |
135 | 2 | НЕ с глаголами | Выполняют упражнения, составляют предложения, используя глаголы с НЕ;
| Уметь применять правило правописания НЕ с глаголами, | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр617 | |
136-137 | 3-4 | РР Рассказ | Придумывают устный рассказ | Уметь строить связное высказывание | Урок развития речи |
|
| - | |
138-139 | 5-6 | Неопределенная форма глагола | Распознают неопределенную форму и личные формы глагола | Уметь выявлять глаголы в неопределённой форме | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр 624, 629 | |
140-141 | 7-8 | Правописание ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах | Составляют памятку;
| Уметь применять правило правописания ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр637 | |
142-143 | 9-10 | Виды глагола | Смысловое чтение, ответ на вопросы Построение таблицы
| Распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида; | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр642 | |
144 | 11 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | составляют памятку;
| Уметь опознавать орфограмму | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр649 | |
145-146 | 12-13 | РР Невыдуманный рассказ о себе | Строят монологическое высказывание | Уметь строить монологическое высказывание | Урок развития речи |
|
| - | |
147 | 14 | Время глагола | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр654 | |
148 | 15 | Прошедшее время | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр656 | |
149 | 16 | Настоящее время | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр660 | |
150 | 17 | Будущее время | Смысловое чтение, ответ на вопросы
| Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр665 | |
151 | 18 | Спряжение глаголов | Работают с таблицей,
| Уметь рассуждать на лингвистическую тему | Урок общеметодической направленности |
|
| 3 глагола проспрягать | |
152- 154 | 19-20-21 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Составляют памятку;
| Уметь опознавать орфограмму | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр673,677,686 | |
155-156 | 22-23 | Морфологический разбор глагола | Выполняют устный и письменный разбор глагола | определять морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию, | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр687 | |
157-158 | 24-25 | РР Сжатое изложение | Пишут сжатое изложение, | Пересказывать текст по плану | Урок развития речи |
|
| - | |
159-160 | 26-27 | Ь после шипящих в глаголах во 2 л. Ед числа | Выполняют практические упражнения | Уметь опознавать орфограмму | Урок открытия новых знаний |
|
| Упр693 | |
161-162 | 28-29 | Употребление времен | Выполняют практические упражнения, творческое задание | Уметь правильно употреблять время глагола | Урок открытия новых знаний | Работа в парах |
| Упр695, 697 | |
163 | 30 | Повторение | Отвечают на контрольные вопросы и задания; заполняют и анализируют таблицы | Строить высказывание на лингвистическую тему | Урок общеметодической направленности | Работа в группах |
| Упр.703 | |
164 | 31 | Контрольный диктант | Пишут диктант | Применять навыки самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
| - | |
165 | 32 | Анализ диктанта | Анализируют ошибки | Намечать пути коррекции | Урок рефлексии |
|
| - | |
Раздел 10. Повторение и систематизация изученного (10ч). Планируемые результаты Познавательные: умение работать с письменными и устными источниками, составлять тексты в соответствии с нормами, устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные: умение работать по плану, алгоритму; Личностные: умение работать в группах, личностное самоопределение при освоении моральных норм Коммуникативные: овладение монологической и диалогической речью, планировать свое речевое поведение на уроке | |||||||||
166-167 | 1-2 | Разделы науки о языке | Заполняют, анализируют, составляют таблицу;
| Строить высказывание на лингвистическую тему | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр713 | |
168-169 | 3-4 | РР Сочинение (упр717) | Составляют связный текст | Уметь создавать связный текст на определённую тему | Урок развития речи |
|
| - | |
170-171 | 5-6 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | готовят сообщение, указывают лексическое и грамматическое значение слов | Уметь опознавать орфограмму | Урок общеметодической направленности | Работа в парах |
| Упр720 | |
172 | 7 | Орфограммы в окончаниях слов | графически обозначают орфограммы, повторяют и систематизируют знания | Уметь опознавать орфограмму | Урок общеметодической направленности |
|
| Упр724 | |
173 | 8 | Итоговая контрольная работа за год | Выполняют письменную работу | Применять навыки самоконтроля | Урок развивающего контроля |
|
|
| |
174 | 9 | Работа над ошибками
|
| Намечать пути коррекции | Урок рефлексии |
|
| Упр726 | |
175 | 10 | Употребление букв Ъи Ь | графически обозначают орфограммы, повторяют и систематизируют знания | Уметь опознавать орфограмму | Урок общеметодической направленности |
|
|
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Для обучающихся
Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012
Словари и справочные материалы
1. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 2005.
2. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/ М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.
3. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. и доп.- М.: Русский язык, 2005.
5. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред. Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.
6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.
7. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов/Под ред. В.В.Иванова.- 8-е изд.- М.: Русский язык, 2006.
8. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка/М.: Русский язык, 1997.
9 Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/А.Н.Тихонов.- 2-е изд., перераб.- М.: Русский язык, 1991
Для учителя
Русский языкV класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель Н.В. Егорова. –М.:ВАКО,2011.
И.А. Каськова Русский язык. Тематические тесты.5 класс,М.,»Просвещение,2017
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/