Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образованияМБОУ Березовской средней общеобразовательной школы №1,Примерной программы по русскому языку для основной школы, авторской программыМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Учебный план МБОУ Березовской СОШ №1 предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 720 часов. В том числе: в 5 классе – 170 часов, в 6 классе – 204 часа, в 7 классе – 136 часов, в 8 классе – 105 часов, в 9 классе – 105 часов.
Промежуточная аттестация
Достижение планируемых результатов будет осуществляться в рамках промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации – тест. Будут использованы контрольно-измерительные материалы согласно Приложению 1.
Виды деятельности:
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание письменных текстов деловогостиля с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
Раздел 1. Речь и речевое общение
Ученик научится:
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание различных видов монолога) в различных ситуациях общения;
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать, следуя морально-этическим и психологическим принципам общения;
Раздел 2. Речевая деятельность
АУДИРОВАНИЕ
Ученик научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
передавать содержание учебно-научного, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Ученик получит возможность научиться:
ЧТЕНИЕ
Ученик научится:
понимать содержание прочитанных учебно-научных, научных, публицистических ,художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
Ученик получит возможность научиться:
ГОВОРЕНИЕ
Ученик научится:
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникационной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного сообщения, бытовой рассказ о событии, история; участие в беседе, споре);
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой деятельности, распределение частей работы;
извлекать из различных источников материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
ПИСЬМО
Ученик научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, заявление, объявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письменного общения основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Поиск, анализ информации
Отбирать материал на определённую тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения. Владеть приёмами работы с учебной книгой и словарём.
Избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Ученик получит возможность научиться:
Понимать структуру таблицы, демонстрировать понимание представленной в ней информации. Объединять две небольшие части информации из таблицы.
РАЗДЕЛ 3. Текст
Ученик научится:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться не только на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова. Выделять микротемы текста, делить его на абзацы. Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка). Находить лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.
Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).
Виды информационной переработки текста
Ученик научится:
Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного). Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста. Различать темы и подтемы текста. Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей.
Знать особенности повествования, описания. Создавать собственные тексты (рассказ; описание предмета, процесса, состояния) с учётом требований к построение связного текста (связность, соответствие теме и основной мысли).Осуществлять редактирование текста, в котором нарушена последовательность частей.
Знать особенности текста-рассуждения. Составлять собственное высказывание, соблюдая особенности текста-рассуждения; уметь сочетать разные функционально-смысловые типы речи.
Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.
Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок. Выводить заключение о намерении автора или о главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде презентации.
РАЗДЕЛ 4. Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы, находить в текстах изученные изобразительные средства художественной литературы (метафору, сравнение, эпитет). Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. Писать объявление; рассказывать случай из жизни; выступать с сообщением по изученной теме.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки.
Ученик получит возможность научиться:
Различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета.
Раздел 5. Общие сведения о языке
Ученик научится:
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка, об основных разделах лингвистики.
Ученик получит возможность научиться:
Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы.
Характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
Ученик научится:
Пользоваться основными понятиями фонетики.
Проводить фонетический анализ слова.
Иметь представление о сильной и слабой позиции в слове для гласных и согласных звуков.
Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения и чередованием звуков при изменении формы слова, в разных фонетических позициях.
Употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими и орфоэпическими нормами. Владеть нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (глаголы прошедшего времени и т. д.) Использовать орфоэпический словарь.
Ученик получит возможность научиться:
Раздел 7. Морфемика и словообразование
Ученик научится:
Осознавать морфему как значимую единицу языка; видеть отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.
Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова.
Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования.
Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Определять род сложносокращённых слов. Осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ.
Ученик получит возможность научиться:
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Раздел 8. Лексикология и фразеология
Ученик научится:
Наблюдать за использованием слов в художественной и разговорной речи, публицистических и учебно-научных текстах; диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием стилистически окрашенных слов и фразеологизмов как средств выразительности в художественном тексте.
Наблюдать за использованием устаревших слов и неологизмов в языке художественной литературы, разговорной речи. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.
Характеризовать слова с точки зрения их происхождения, сферы употребления и стилистической окраски, принадлежности к активному/пассивному словарному запасу. Различать и использовать в собственной речи исконно русские и заимствованные слова.
Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Наблюдать за использованием исконно русских и заимствованных слов как средств выразительности в художественном тексте.
Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка; знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.
Толковать лексическое значение слов различными способами.
Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; основные виды тропов.
Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, возможности сочетаемости слова.
Проводить лексический анализ слова.
Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т. д. как средств выразительности в художественном тексте.
Ученик получит возможность научиться:
Извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Раздел 9. Морфология
Ученик научится:
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа, имена существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж, разряд имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать личные, возвратные, притяжательные, указательные, вопросительно-относительные, определительные, отрицательные, неопределённые местоимения; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. Группировать местоимения по заданным морфологическим признакам. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имён числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные; приводить примеры. Правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи. Группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять числительные двое, трое и т. п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т. д. в своей речи.
Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, переходность, наклонение, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. Проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола.
Ученик получит возможность научиться:
Раздел 10. Синтаксис
Ученик научится:
Осознавать (понимать) роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.
Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.
Опознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи.
Понимать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённым словом; определения с определяемыми словами; использовать в речи синонимические варианты выражения подлежащего и сказуемого. Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные.
Опознавать предложения осложнённой структуры; разграничивать сложные предложения и предложения осложнённой структуры.
Опознавать основные способы передачи чужой речи (предложения с прямой речью; сложноподчинённые предложения с косвенной речью; простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи; предложения с вводными конструкциями; цитирование). Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике. Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью.
Ученик получит возможность научиться:
Анализировать синонимические средства синтаксиса;
Анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Раздел 11. Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Ученик получит возможность научиться:
Раздел 12. Культура речи
Ученик научится:
Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности.
Осознавать необходимость речевого самосовершенствования, значение родного языка в процессе получения школьного образования.
Оценивать правильность и уместность употребления в речи изученных предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов; в случае необходимости корректировать речевые высказывания.
Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Ученик получит возможность научиться:
Оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, уместности, выразительности, богатства речи;
Раздел 13. Язык и культура
Ученик научится:
Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений на основе знаний о своей этнической принадлежности, освоения национальных ценностей, традиций, культуры.
Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании.
Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснять их значение с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Ученик получит возможность научиться:
Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1.
Речь и речевое общение.
1 Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2 Осознание основных особенностей устной и письменной речи; Анализ образцов устной и письменной речи. Различение монологичной и диалогичной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2 Речевая деятельность.
1Виды речевой деятельности: (говорение, слушание, письмо, чтение).Культура говорения, слушания, письма, чтения
2 Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материалов на определённую тему: поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст.
1 Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как вид информационной переработки текста.
2 Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание письменных текстов разных стиля, типа и жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка.
1 Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные
жанры разговорной речи (рассказ, беседа), научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового ( расписка, доверенность, заявление) стилей.
2 Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных текстов разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке.
1 Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка : литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2 Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия.
1 Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2 Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих , твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы.. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
2 Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1 Морфема как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный4 сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2 Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари антонимов и синонимов. Русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские
и заимствованные слова. Словари иностранных слов
Лексика русского языка сточки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления . Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2 Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря ии др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1 Морфология как раздел лингвистики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, наречия. Место причастия и деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2 Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1 Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по написанию.
Раздел 13. Язык и культура.
1 Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2 Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| ЯЗЫК. РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ (3ч+1ч) | | |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | |
2 | Язык, речь, общение | 1 | |
3-4 | Ситуация общения. | 2 | |
| Повторение изученного в 5 классе (9ч. +2 ч.) | | |
5-6 | Фонетика. Орфоэпия | 2 | |
7 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | |
8 | Части речи | 1 | |
9 | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | |
10 | Словосочетание | 1 | |
11 | Простое предложение. Знаки препинания | 1 | |
12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Пунктуационный разбор | 1 | |
13 | Прямая речь. Диалог | 1 | |
14 | Диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | |
15 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Синтаксический разбор предложений | 1 | |
| Текст (5ч+2ч) | | |
16 | Текст, его особенности | 1 | |
17 | Тема и основная мысль текста. Заглавие текста | 1 | |
18 | Начальные и конечные предложения текста | 1 | |
19 | Р.р. Изложение «Первопечатник Иван Федоров». Ключевые слова | 1 | |
20 | Основные признаки текста | 1 | |
21 | Текст и стили речи | 1 | |
22 | Официально-деловой стиль речи | 1 | |
| Лексика. Культура речи. (10ч. +2ч.) | | |
23-24 | Слово и его лексическое значение. | 2 | |
25 | Р.р. Собирание материалов к сочинению | 1 | |
26 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы | 1 | |
27 | Диалектизмы | 1 | |
28 | Р.р. Сжатое изложение «Собиратель слов». | 1 | |
29 | Анализ ошибок, допущенных в изложении | 1 | |
30-31 | Исконно русские и заимствованные слова | 2 | |
32 | Новые слова (неологизмы) | 1 | |
33 | Устаревшие слова | 1 | |
34 | Словари | 1 | |
| Фразеология. Культура речи (3ч+1ч) | | |
35 | Фразеологизмы | 1 | |
36 | Р.р Источники фразеологизмов | 1 | |
37 | Повторение | 1 | |
38 | Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология» | 1 | |
| Словообразование. Орфография. Культура речи. (30ч+4ч) | | |
39-40 | Морфемика и словообразование | 2 | |
41-42 | Основные способы образования слов в русском языке | 2 | |
43 | Этимология слов. | 1 | |
44 | Буквы о и а в корне –КАС- // -КОС- | 1 | |
45 | Р.р. Описание помещения | 1 | |
46 | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план | 1 | |
47 | Буквы о и а в корне – ГОР-// -ГАР- | 1 | |
48 | Проверочная работа по теме «Морфемика и словообразование» | 1 | |
49 | Буквы о и а в корне – ГОР-// -ГАР- | 1 | |
50-51 | Буквы О-А в корне –ЗАР-// - ЗОР- | 2 | |
52 | Гласные в корнях с чередованием. Обобщение материала | 1 | |
53-54 | Буквы Ы-И после приставок. | 2 | |
55 | Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. | 1 | |
56 | Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. | 1 | |
57 | Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. | 1 | |
58 | Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. | 1 | |
59 | Контрольный диктант «Правописание корней с чередующимися гласными и приставок пре- ,при-» | 1 | |
60 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | |
61-62 | Соединительныео и е в сложных словах | 2 | |
63 | Сложносокращенные слова | 1 | |
64 | Род сложносокращенных слов | 1 | |
65-66 | Р.р. Сочинение-описание по картине Т. Яблонской «Утро»(упр. 225) | 2 | |
67-68 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 2 | |
69-70 | Повторение и обобщение материала по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | 2 | |
71 | Контрольная работа по теме«Словообразование. Орфография. Культура речи» | 1 | |
72 | Анализ контрольной работы | 1 | |
| Морфология. Орфография. Культура речи. | | |
| Имя существительное (22ч. +3 ч.) | | |
73-74 | Имя существительное как часть речи. | 2 | |
75 | Р.р. Письмо другу | 1 | |
76 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | |
77 | Буква е в суффиксе –ен- существительных на -мя | 1 | |
78 | Р.р. Устное публичное выступлениео происхождении имён (упр. 263) | 1 | |
79 | Несклоняемые имена существительные | 1 | |
80-81 | Род несклоняемых имён существительных. | 2 | |
82 | Имена существительные общего рода | 1 | |
83 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |
84 | Р.р. Сочинение-описание по картине А. Герасимова «После дождя» | 1 | |
85-86 | Не с существительными | 2 | |
87-88 | Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК-(-ЩИК-). | 2 | |
89 | Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК | 1 | |
90-91 | Гласные О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных. | 2 | |
92-93 | Повторение и обобщение материала потеме «Имя существительное» | 2 | |
94 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | |
95 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | |
| Имя прилагательное (22ч +4ч) | | |
96-97 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | |
98 | Р.р. Описание природы в художественных произведениях | 1 | |
99 | Р.р. Подготовка к сочинению-описаниюприроды по личным наблюдениям | 1 | |
100-101 | Степени сравнения имен прилагательных. | 2 | |
102-103 | Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные | 2 | |
104-105 | Относительные прилагательные | 2 | |
106-107 | Притяжательные прилагательные | 2 | |
108 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |
109 | Выборочное изложение (упр. 347) | 1 | |
110-111 | Не с прилагательными | 2 | |
112 | Буквы О-Е после шипящих и Цв суффиксах прилагательных | 1 | |
113-114 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | 2 | |
115 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- | 1 | |
116-117 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 2 | |
118 | Повторение и обобщение материала по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
119 | Р.р. Подготовка устного публичного выступления о произведениях народных промыслов | 1 | |
120 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
121 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | |
| Имя числительное (16ч+2ч) | | |
122 | Имя числительное как часть речи. | 1 | |
123 | Р.р. Расписка | 1 | |
124 | Простые и составные числительные | 1 | |
125-126 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 2 | |
127-128 | Порядковые числительные. | 2 | |
129 | Разряды количественных числительных | 1 | |
130-131 | Числительные, обозначающие целые числа | 2 | |
132 | Дробные числительные | 1 | |
133-134 | Собирательные числительные | 2 | |
135 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | |
136 | Повторение и обобщение материалапо теме «Имя числительное» | 1 | |
137 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 | |
138 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | 1 | |
139 | Р.р. Устное публичное выступление на тему«Берегите природу» (упр. 432) | 1 | |
| Местоимение (22ч+4ч) | | |
140 | Местоимение как часть речи | 1 | |
141-142 | Личные местоимения | 2 | |
143 | Возвратное местоимение себя | 1 | |
144 | Р.р. Рассказ по сюжетным рисункамот 1-го лица (упр. 448) | 1 | |
145-146 | Вопросительные и относительные местоимения | 2 | |
147-148 | Неопределенные местоимения | 2 | |
149-150 | Отрицательные местоимения | 2 | |
151 | Контрольный диктант | 1 | |
152-153 | Притяжательные местоимения | 2 | |
154-155 | Р.р. Рассуждение | 2 | |
156 | Указательные местоимения | 1 | |
157-158 | Определительные местоимения | 2 | |
159 | Местоимения и другие части речи | 1 | |
160 | Морфологический разбор местоимения | 1 | |
161 | Р.р. Сочинение по картине Е. Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 499) | 1 | |
162 | Повторение и обобщение материала по теме «Местоимение» | 1 | |
163 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | |
164 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | |
| Глагол (24ч. +6 ч.) | | |
165-166 | Глагол как часть речи. | 2 | |
167-168 | Разноспрягаемые глаголы | 2 | |
169-170 | Глаголы переходные и непереходные | 2 | |
171 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 | |
172-173 | Р.р. Изложение по тексту упр. 541 | 2 | |
174-175 | Условное наклонение | 2 | |
176-177 | Повелительное наклонение | 2 | |
178-179 | Сочинение-рассказ по сюжетнымрисункам (упр. 561) | 2 | |
180-181 | Употребление наклонений | 2 | |
181 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
182-184 | Безличные глаголы | 2 | |
185 | Морфологический разбор глагола | 1 | |
186-187 | Р. Р. Рассказ на основе услышанного | 2 | |
188-190 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 3 | |
191-192 | Повторение и обобщение материала по теме «Глагол» | 2 | |
193 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
194 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | 1 | |
| Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи (9ч +1ч) | | |
195 | Разделы науки о языке. | 1 | |
196 | Орфография | 1 | |
197 | Пунктуация. | 1 | |
198 | Р.р. Сочинение по упр. 610 | 1 | |
199 | Лексика и фразеология | 1 | |
200 | Словообразование | 1 | |
201 | Морфология | 1 | |
202 | Синтаксис | 1 | |
203 | Итоговый тест | 1 | |
204 | Анализ ошибок, допущенных в тесте | 1 | |