Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Стеченская средняя общеобразовательная школа
Погарского района Брянской области
Утверждено
Приказом № _____ от «____» ____2017 г.
Директор ____________ Р. Н. Ермощенко
Рабочая программа
по литературе
6 класс
Составитель:
Рожкова Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы,
первая квалификационная категория,
образование высшее
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол № ___ от _________ | СОГЛАСОВАНО _____________ зам. директора по УР _____________ С. В. Зенченко | ПРИНЯТО педагогическим Советом № ___ от __________ |
с. Стечна
2017 – 2018 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты изучения литературы
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ученик получит возможность научиться:
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ (1)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1)
Русские басни
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (32)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.
«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся). «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;
Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;
А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы . Лирика как род литературы (развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (18)
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев, Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы . Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»;
С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация
родной природы.
Писатели улыбаются
Василий Макарович Шукшин, Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР) (2)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11)
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия»,
«Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей
Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе, Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных
нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой
природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.(Для внеклассного чтения.)
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
Теория литератур. Притча (начальные представления).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1. | Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. | 1 | | |
Устное народное творчество | 4 | |
2. | Вн. чт. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | | |
3. | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. | 1 | | |
4. | Загадки. Афористичность загадок. | 1 | | |
5. | Р.р. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?» | 1 | | |
Из древнерусской литературы | 1 | |
6. | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | 1 | | |
Из русской литературы VIII века | 1 | |
7. | Русские басни. И. И. Дмитриев. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль. | 1 | | |
Из русской литературы XIX века | 32 | |
8. | И. А. Крылов. «Осёл и соловей». Комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. | 1 | | |
9. | И. А. Крылов. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик», критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. | 1 | | |
10. | А. С. Пушкин. О поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | 1 | | |
11. | А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину». | 1 | | |
12. | А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы в стихотворении. «Зимняя дорога». | 1 | | |
13. | А. С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня – крестьянка». Сюжет и герои повести. | 1 | | |
14. | Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. | 1 | | |
15. | Вн. чт. А. С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | 1 | | |
16. | А. С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Дубровский – старший и Троекуров. | 1 | | |
17. | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | | |
18. | Р.р. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Бунт крестьян. | 1 | | |
19. | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. | 1 | | |
20. | Р.р. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Дубровский». | 1 | | |
21. | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта к Родине. | 1 | | |
22. | М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. | 1 | | |
23. | «Листок», «Утёс», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | | |
24. | Р.р. Классное сочинение . «Моё любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова». | 1 | | |
25. | Вн. чт. Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Реальное и фантастическое в повести. | 1 | | |
26. | И. С. Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг».сочувственное отношение к крестьянским детям . | 1 | | |
27. | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. | 1 | | |
28. | Ф. И. Тютчев. «Листья», «Неохотно и несмело…». Особенности изображения природы в лирике поэта. | 1 | | |
29. | Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна. | 1 | | |
30. | А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. | 1 | | |
31. | А. А. Фет. «Ещё майская ночь». «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истинной красоты. | 1 | | |
32. | Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. | 1 | | |
33. | Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения. | 1 | | |
34. | Вн. чт. Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова. Историческая поэма «Дедушка». | 1 | | |
35. | Н. С. Лесков. Понятие о сказе. «Левша». Трудолюбие, талантливость, патриотизм русского народа. Едкая насмешка над царскими чиновниками. | 1 | | |
36. | Особенности языка произведения. | 1 | | |
37. | Вн. чт. Л. А. Андреев. «Ангелочек». Хрупкое счастье… | 1 | | |
38. | А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. | 1 | | |
39. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Я. П. Полонский, Е. А. Баратынский, А. К. Толстой. | 1 | | |
Из русской литературы XX века | 18 | |
40. | А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. | 1 | | |
41. | Вн. чт. А. С. Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. | 1 | | |
42. | Вн. чт. Душевная чистота главных героев книги. | 1 | | |
43. | М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. | 1 | | |
44. | Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. | 1 | | |
45. | Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Сказка и быль в «Кладовой солнца». | 1 | | |
46. | Р.р. Классное сочинение. «Человек и природа в сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | | |
47. | Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов, Д. С. Самойлов. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | 1 | | |
48. | Вн. чт. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | 1 | | |
49. | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни. | 1 | | |
50. | Яркость и самобытность героев, особенности использования самобытной речи. | 1 | | |
51. | В. Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. | 1 | | |
52. | Нравственные проблемы рассказа. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. | 1 | | |
53. | Р.р. Классное сочинение по произведениям В. П. Астафьева и В. Г. Распутина. | 1 | | |
54. | Н. М. Рубцов. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | 1 | | |
55. | Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. | 1 | | |
56. | Родная природа в русской поэзии 20 в. Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихах А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой. | 1 | | |
57. | В.М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев - «чудиков». | 1 | | |
Из литературы народов России | 2 | |
58. | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине. Роль книги в жизни человека. | 1 | | |
59. | Вн. чт. К. Кулиев. Родина в стихотворениях поэта. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. | 1 | | |
Из зарубежной литературы | 11 | |
60. | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | 1 | | |
61. | Геродот. Легенда об Арионе. | 1 | | |
62. | Гомер. «Одиссея» - песня о героических подвигах и героях. | 1 | | |
63. | Гомер. Изображение героев и героические подвиги в «Иллиаде». | 1 | | |
64. | Вн. чт. М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | | |
65. | Ф. Шиллер. «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | | |
66. | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | 1 | | |
67. | Вн. чт. М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека. | 1 | | |
68. | Вн. чт. А. де Сент – Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка – притча. Утверждение всечеловеческих истин. | 1 | | |
69. | Итоговое тестирование. | 1 | | |
70. | Подведение итогов. Рекомендации для чтения летом. | 1 | | |
16