СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе ФГОС и программы под редакцией М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской. Автор учебника М.Т.Баранов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36» города Улан-Удэ
РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № ___ от «___»___2018 г. Руководитель МО ________ Тихонова Е.И. | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__1______ «_28» августа _2018_ г | УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ № 36 __________Е.С. Анисимова Приказ № __179_____ от «29» августа 2018_ г. |
| СОГЛАСОВАНО: Замдиректора по УВР Сафонова О.В. _______________ «_24» августа_2018_ г | |
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
Класс: 6а
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год.
Количество часов по учебному плану:
всего – 204 ч/год; 6ч/неделю
Рабочую программу составила: Тихонова Е.И.,
учитель русского языка и литературы первой категории
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями)
Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»), программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы», под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженско. М.: Просвещение, 2012
Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. Изд-во М.: Просвещение, 2015 г.
Улан-Удэ, 2018
Аннотация к рабочей программе
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 «а» |
Учитель | Тихонова Е.И. |
Срок реализации программы | 2018-2019 учебный год |
Место в учебном плане ОО | ФГОС (1-7 классы) Обязательная часть: __6___ ч. Часть, формируемая участниками образовательных отношений: ____ ч. Итого: количество часов в неделю __6___, в год ___204__ |
УМК | Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:
3. Селезнева Е.В. Тесты по русскому языку 6 класс М: «Экзамен», 2018 4. Электронного сопровождение (презентации, индивидуальные задания по темам) |
Цели и задачи | Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются: воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важными общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста); овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объёма используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию. Эти цели обусловливают следующие задачи: - дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике; - развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности; - формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. |
Общая характеристика учебного предмета | Особенность построения курса состоит в том, что содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не в знаниевой, а в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса является важнейшим условием формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи её в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому(родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях. В 6 классе при изучении русского языка проводится изучение курса морфологии (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол,) в единстве с орфографией и культурой речи, углубляются знания по лексике и фразеологии, словообразованию. Курс направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. |
Основные образовательные технологии | Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Игровые технологии. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалоый, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание программы
Язык. Речь. Общение (3ч + 1ч)
Русский язык – один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе (12ч + 1ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Составление диалога.
Анализ текста «Заповедники Бурятии»
Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст (3ч +2ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
О. Серова, Э. Пильман. "Лесные тайны". Ким Балков "Байкал ( море священное)
Р.Р. Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка.
Выявления лексических особенностей устного народного творчества. Говор семейских
Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Фразеология. Культура речи (4ч + 1ч)
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология».
Ученик научится:
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Словообразование. Орфография. Культура речи (24ч + 4ч)
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).
Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. словообразовательное гнездо.
Этимология слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Анализ текста о природе Бурятии.
Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (21ч + 5ч)
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Намжил Нимбуев "Будь у меня голос"
Р.Р. Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности
•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Имя прилагательное (23ч +3ч)
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).
Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Дондок Улзытуев "Люблю зеленую тайгу" Анализ текста
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности
•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Имя числительное (16ч + 2ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях.
Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности
•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Местоимение (21ч + 4ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Арсалан Жамбалон "Степь бурятская" Анализ текста
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности
•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Глагол (24ч + 4ч)
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.
Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности
•демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (14ч )
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Дондок Улзытуев "Итог" Анализ текста
Р.Р. Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).
К.Р. Контрольное сочинение. Итоговый тест.
Тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание |
| ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ | 3ч + 1ч | |
|
| Введение. Повторение | 1 | 03.09.2018 |
|
| Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | 04.09.2018 | § 1 упр.3 |
| Язык, речь, общение. | 1 | 04.09.2018 | § 2 упр.6 |
| Р.Р. Ситуация общения. | 1 | 05.09.2018 | § 3 упр.13 |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ | 12ч + 1ч |
|
|
| Фонетика. Орфоэпия. Графика | 1 | 06.09.2018 | §4 упр.21 |
| Морфемика. Орфограммы в корнях слов | 1 | 07.09.2018 | §5 упр.29 |
| Морфемика. Орфограммы в приставках | 1 | 10.09.2018 | §5 упр.30 |
| Части речи | 1 | 11.09.2018 | §6 упр.32 |
| Орфограммы в окончаниях слов | 1 | 11.09.2018 | § 7 упр.36 |
| Урок развития речи.Сочинение «Интересная встреча» | 1 | 12.09.2018 | упр.38 |
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | 1 | 13.09.2018 | §8 упр.43 |
| Простое предложение | 1 | 14.09.2018 | §9 упр.45 |
| Сложное предложение | 1 | 17.09.2018 | §10 упр.50 |
| Синтаксический разбор предложений | 1 | 18.09.2018 | §11 упр.54 |
| Прямая речь. Диалог | 1 | 18.09.2018 | §12 упр.57 |
| Контрольный диктант по итогам повторения | 1 | 19.09.2018 | Повторить орфограммы |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 20.09.2018 | зачёт |
| ТЕКСТ | 3ч + 1ч |
|
|
| Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | 1 | 21.09.2018 | §13-14 упр.67 |
| Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. | 1 | 24.09.2018 | §15-17 упр.81 |
| Р.Р.Составление продолжения текста по данному началу. | 1 | 25.09.2018 | упр.82 |
| Сочинение - рассказ | 1 | 25.09.2018 | дописать |
| Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи. | 1 | 26.09.2018 | §18-19 упр.89 |
| ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 10ч +2ч | |
|
| Слово и его лексическое значение. | 1 | 27.09.2018 | § 20 упр.101 |
| Р. Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») | 1 | 28.09.2018 | § 21 упр.106 |
| Общеупотребительные слова. | 1 | 01.10.2018 | § 22 упр.110 |
| Профессионализмы. | 1 | 02.10.2018 | § 23 упр.113 |
| Диалектизмы. | 1 | 02.10.2018 | §24 упр.120 |
| Р.Р. Сжатое изложение | 1 | 03.10.2018 | упр.119 |
| Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | 04.10.2018 | §25 упр.126 |
| Новые слова (неологизмы) | 1 | 05.10.2018 | § 26 упр.132 |
| Устаревшие слова. | 1 | 08.10.2018 | § 27 упр.130 |
| Словари. | 1 | 09.10.2018 | § 28 упр.139 |
| Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи». | 1 | 09.10.2018 | § стр. 79 упр.142 |
| Контрольная тестовая работа «Лексика»
| 1 | 10.10.2018 | зачёт |
| ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 4ч + 1ч |
|
|
| Фразеологизмы. | 1 | 11.10.2018 | § 29 упр.146 |
| Источники фразеологизмов. | 1 | 12.10.2018 | §30 упр.151 |
| Р.Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма (на выбор). | 1 | 15.10.2018 | § 30 упр.152 |
| Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи». | 1 | 16.10.2018 | Стр. 86 упр.155 |
| Контрольный тест «Лексика. Фразеология» | 1 | 16.10.2018 | зачёт |
| СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 24ч + 4ч |
|
|
| Морфемика и словообразование. | 1 | 17.10.2018 | §31 упр.157 |
| Морфемика и словообразование. | 1 | 18.10.2018 | § 31 упр.160 |
| Р.Р. Описание помещения. | 1 | 19.10.2018 | §32 упр.167 |
| Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | 22.10.2018 | §33 упр.172 |
| Основные способы образования слов в русском языке: морфологические и неморфологические | 1 | 23.10.2018 | §33 упр.176 |
| Этимология слов. | 1 | 23.10.2018 | §34 упр.179 |
| Урок развития речи. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | 24.10.2018 | §35 упр.182 |
| Урок развития речи. Сочинение-описание помещения | 1 | 25.10.2018 | §35 упр.183 |
| Буквы о и а в корне –кос---кас- | 1 | 26.10.2018 | §36 упр.184 |
| Буквы о и а в корне –кос---кас- | 1 | 29.10.2018 | §36 упр.185 |
| Буквы О-А в корнях с чередованием | 1 | 30.10.2018 | §36 упр.186 |
| Буквы о и а в корне –гор---гар- | 1 | 30.10.2018 | §37 упр.190 |
| Буквы о - а в корне –зар----зор | 1 | 31.10.2018 | §38 упр.195 |
| Контрольная работа «Правописание корней с чередованием» | 1 | 01.11.2018 | §37 упр.191 |
| Буквы Ы-И после приставок. | 1 | 02.11.2018 | §39 упр.200 |
| Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ. | 1 | 12.11.2018 | §40 упр.203 |
| Значение приставки ПРИ- | 1 | 13.11.2018 | §40 упр.205 |
| Значение приставки ПРЕ- | 1 | 13.11.2018 | §40 упр.208 |
| Трудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕ- | 1 | 14.11.2018 | §40 упр.212 |
| Контрольный диктант по теме «Словообразование» | 1 | 15.11.2018 | §40 упр.214 |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 16.11.2018 | §40 упр.213 |
| Соединительные О-Е в сложных словах | 1 | 19.11.2018 | §41 упр.217 |
| Сложносокращенные слова | 1 | 20.11.2018 | §42 упр.224 |
| Р. Р. Контрольное сочинение – описание изображённого на картине (Т. Н. Яблонская. «Утро») | 1 | 20.11.2018 | §42 упр.225 |
| Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | 21.11.2018 | §43 упр.230 |
| Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи». | 1 | 22.11.2018 | Стр. 126 упр.235 |
| Контрольный тест «Словообразование. Орфография» | 1 | 23.11.2018 | зачёт |
| Анализ теста и работа над ошибками | 1 | 26.11.2018 | Упр.241 |
| МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | 21ч + 5ч |
|
|
| Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи | 1 | 27.11.2018 | §44 упр.247 |
| Имя существительное как часть речи | 1 | 27.11.2018 | §44 упр.249 |
| Р.Р. Составление письма другу. | 1 | 28.11.2018 | §44 упр.244 |
| Падежные окончания имени существительного | 1 | 29.11.2018 | §44 упр.253 |
| Разносклоняемые имена существительные. | 1 | 30.11.2018 | §45 упр.258 |
| Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | 1 | 03.12.2018 | §46 упр.265 |
| Р. Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имён. | 1 | 04.12.2018 | §46 упр.263 |
| Несклоняемые имена существительные. | 1 | 04.12.2018 | §47 упр.270 |
| Род несклоняемых имен существительных | 1 | 05.12.2018 | §48 упр.273 |
| Урок развития речи. Изложение. | 1 | 06.12.2018 | §48-50 |
| Урок развития речи. Изложение. | 1 | 07.12.2018 | §49 -50 |
| Род несклоняемых имен существительных. | 1 | 10.12.2018 | §50 упр.276 |
| Имена существительные общего рода | 1 | 11.12.2018 | §48 упр.281 |
| Морфологический разбор существительных. | 1 | 11.12.2018 | §49 упр.282 |
| Практическая работа по теме «Имя существительное | 1 | 12.12.2018 | §50 упр.283 |
| Р.Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям. | 1 | 13.12.2018 | §50 упр.284 |
| Не с именами существительными. | 1 | 14.12.2018 | §51 упр.288 |
| Не с именами существительными. | 1 | 17.12.2018 | §51 упр.291 |
| Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 1 | 18.12.2018 | §52 упр.293 |
| Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | 1 | 18.12.2018 | §52 упр.298 |
| Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. | 1 | 19.12.2018 | §53 упр.300 |
| Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. | 1 | 20.12.2018 | §54 упр.306 |
| Повторение изученного в разделе «Имя существительное». | 1 | 21.12.2018 | Стр. 159 упр.311 |
| Контрольный тест «Имя существительное». | 1 | 24.12.2018 | Упр314 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 25.12.2018 | зачёт |
| Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | 25.12.2018 | Упр.317 |
| ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 23ч + 3ч |
|
|
| Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 26.12.2018 | §55 упр.323 |
| Имя прилагательное как часть речи. | 1 | 27.12.2018 | §55 упр.324 |
| Р.Р. Описание природы. | 1 | 28.12.2018 | §56 упр.328 |
| Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | 14.01.2019 | §57 упр.336 |
| Степени сравнения имён прилагательных. | 1 | 15.01.2019 | §57 упр.339 |
| Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные | 1 | 15.01.2019 | §58 упр.341 |
| Относительные прилагательные | 1 | 16.01.2019 | §59 упр.346 |
| Притяжательные прилагательные | 1 | 17.01.2019 | §60 упр.350 |
| Повторение по теме «Разряды прилагательных» | 1 | 18.01.2019 | §58-60 выписать прилагательные из текста, определить разряд |
| Р.Р. Контрольное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом» (по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») | 1 | 21.01.2019 | Упр.347 |
| Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 22.01.2019 | §61 упр.353 |
| Не с прилагательными. | 1 | 22.01.2019 | §62 упр.357 |
| Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 | 23.01.2019 | §62 упр.360 |
| Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | 1 | 24.01.2019 | §62 упр.361 |
| Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных | 1 | 25.01.2019 | §63 упр.363 |
| Р.Р. Сочинение-описание природы по картине (Н. П. Крымов. «Зимний вечер»). | 1 | 28.01.2019 | §63 упр.364 |
| Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 1 | 29.01.2019 | §64 упр.366 |
| Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. | 1 | 29.01.2019 | §64 упр.369 |
| Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Контрольный словарный диктант | 1 | 30.01.2019 | §64 упр.374 |
| Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | 1 | 31.01.2019 | §65 упр.378 |
| Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | 1 | 01.02.2019 | §66 упр.380 |
| Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | 04.02.2019 | Стр. 39 упр.388 |
| Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | 05.02.2019 | Упр.391 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 05.02.2019 | зачёт |
| Анализ и работа над ошибками. | 1 | 06.02.2019 | Упр.392 |
| Р.Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла. | 1 | 07.02.2019 | Упр.393 |
| ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ | 16ч + 2ч | 08.02.2019 |
|
| Имя числительное как часть речи. | 1 | 11.02.2019 | §67 пословицы с числительными |
| Простые и составные числительные | 1 | 12.02.2019 | §68 упр.400 |
| Мягкий знак на конце и в середине числительных. | 1 | 12.02.2019 | §69 упр.403 |
| Порядковые числительные | 1 | 13.02.2019 | §70 упр.407 |
| Разряды количественных числительных | 1 | 14.02.2019 | §71 |
| Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 15.02.2019 | §72 упр.415 |
| Числительные, обозначающие целые числа | 1 | 18.02.2019 | §72 упр.417 |
| Дробные числительные | 1 | 19.02.2019 | §73 упр.420 |
| Склонение дробных числительных | 1 | 19.02.2019 | §73 записать арифметические примеры |
| Собирательные числительные. | 1 | 20.02.2019 | §74 упр.426 |
| Морфологический разбор имени числительного | 1 | 21.02.2019 | §75 упр.428 |
| Повторение изученного материала по теме «Имя числительное». | 1 | 22.02.2019 | Стр. 62 упр.430 |
| Р.Р. Составление юмористического рассказа по рисунку. | 1 | 25.02.2019 | Упр.419 |
| Повторение изученного в разделе «Имя числительное». | 1 | 26.02.2019 | Упр.432 |
| Проверочная работа по теме «Имя числительное». Подготовка к контрольному диктанту . | 1 | 26.02.2019 | Упр.431 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 27.02.2019 | зачёт |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 28.02.2019 | Упр.432 |
| Р.Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!» | 1 | 01.03.2019 | Упр.432 |
| МЕСТОИМЕНИЕ | 21ч + 4ч |
|
|
| Местоимение как часть речи. | 1 | 04.03.2019 | §76 упр.436 |
| Личные местоимения. | 1 | 05.03.2019 | §77 упр.440 |
| Особенности склонения личных местоимений | 1 | 05.03.2019 | §77 упр.444 |
| Возвратное местоимение | 1 | 06.03.2019 | §78 упр.446 |
| Урок развития речи. Рассказ по сюжетным картинкам | 1 | 07.03.2019 | Упр.448 |
| Вопросительные, относительные местоимения | 1 | 11.03.2019 | §79 упр.451 |
| Относительные местоимения | 1 | 12.03.2019 | §79 упр.456 |
| Неопределенные местоимения | 1 | 12.03.2019 | §80 упр.459 |
| Дефис в неопределенных местоимениях | 1 | 13.03.2019 | §80 упр.461 |
| Отрицательные местоимения | 1 | 14.03.2019 | §81 упр.466 |
| Отрицательные местоимения | 1 | 15.03.2019 | §81 упр.472 |
| Отрицательные местоимения | 1 | 18.03.2019 | §81 упр.474 |
| Притяжательные местоимения. | 1 | 19.03.2019 | §82 упр.476 |
| Притяжательные местоимения | 1 | 19.03.2019 | §82 упр.479 |
| Урок развития речи. Рассуждение | 1 | 20.03.2019 | §83 упр.480 |
| Урок развития речи. Сочинение-рассуждение | 1 | 21.03.2019 | §83 упр.481 |
| Указательные местоимения | 1 | 22.03.2019 | §84 упр.485 |
| Указательные местоимения | 1 | 01.04.2019 | §84 упр.488 |
| Определительные местоимения | 1 | 02.04.2019 | §85 упр.491 |
| Р.Р. Контрольное сочинение по картине (Е. В. Сыромятникова. «Первые зрители») | 1 | 02.04.2019 | Упр.499 |
| Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимений | 1 | 03.04.2019 | §86-87 упр.496 |
| Повторение изученного по теме «Местоимение». | 1 | 04.04.2019 | Стр. 97 упр.501 |
| Контрольный тест «Местоимение». Подготовка к контрольному диктанту | 1 | 05.04.2019 | Упр.503 |
| Контрольный диктант с грамматическим заданием.
| 1 | 08.04.2019 | зачёт |
| Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | 09.04.2019 | Упр.505,506 |
| ГЛАГОЛ | 24ч + 4ч |
|
|
| Повторение изученного о глаголе | 1 | 09.04.2019 | §88 упр.513 |
| Личные окончания глаголов | 1 | 10.04.2019 | §88 упр.519 |
| Личные окончания глаголов | 1 | 11.04.2019 | §88 упр.521 |
| Разноспрягаемые глаголы | 1 | 12.04.2019 | §89 упр.527 |
| Глаголы переходные и непереходные | 1 | 15.04.2019 | §90 упр.536 |
| Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | 1 | 16.04.2019 | §91 упр.539 |
| Урок развития речи. Сжатое изложение | 1 | 16.04.2019 | Упр.541 |
| Урок развития речи. Сжатое изложение | 1 | 17.04.2019 | Упр.542 |
| Условное наклонение | 1 | 18.04.2019 | §92 упр.544 |
| Условное наклонение | 1 | 19.04.2019 | §92 упр.547 |
| Повелительное наклонение | 1 | 22.04.2019 | §93 упр.549 |
| Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | 1 | 23.04.2019 | §93 упр.554 |
| Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 | 23.04.2019 | §93 упр.558 |
| Суффиксы глаголов повелительного наклонения | 1 | 24.04.2019 | §93 упр.560 |
| Употребление наклонений глагола | 1 | 25.04.2019 | §94 упр.564 |
| Употребление наклонений в речи | 1 | 26.04.2019 | §94 упр.568 |
| Безличные глаголы | 1 | 29.04.2019 | §95 упр.571 |
| Безличные глаголы в текстах художественной литературы | 1 | 30.04.2019 | §95 упр.575 |
| Морфологический разбор глагола | 1 | 30.04.2019 | §96 упр.576 |
| Урок развития речи. Рассказ на основе услышанного. | 1 | 03.05.2019 | §97 упр.577 |
| Урок развития речи. Рассказ на основе услышанного | 1 | 06.05.2019 | §97 упр.578 |
| Правописание гласных в суффиксах глаголов | 1 | 07.05.2019 | §98 упр.580 |
| Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 | 07.05.2019 | §98 упр.582 |
| Правописание гласных в глагольных суффиксах | 1 | 08.05.2019 | §98 упр.581 |
| Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 | 10.05.2019 | Стр.138 упр.586 |
| Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме «Глагол» | 1 | 13.05.2019 | Упр.587 |
| Контрольный диктант по теме « Глагол». | 1 | 14.05.2019 | зачёт |
| Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | 14.05.2019 | Упр.593 |
| ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В VI КЛАССЕ | 15ч. |
|
|
| Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках | 1 | 15.05.2019 | §99 упр.595 |
| Орфограммы в корне слова. | 1 | 16.05.2019 | §100 упр.599 |
| Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 | 17.05.2019 | §100 упр.600 |
| Орфограммы в суффиксах и окончаниях | 1 | 20.05.2019 | §100 упр.603 |
| Контрольная работа по орфографии | 1 | 21.05.2019 | §100 упр.607 |
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 | 21.05.2019 | §101 упр.609 |
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | 1 | 22.05.2019 | § 101 |
| Лексика и фразеология. | 1 | 23.05.2019 | §102 упр.613 |
| Словообразование. Морфемный разбор. | 1 | 24.05.2019 | §103 упр.617 |
| Морфология. Имя существительное. Имя прилагательное | 1 | 28.05.2019 | §104 упр.619 |
| Морфология. Имя числительное | 1 | 29.05.2019 | §104 упр.620 |
| Морфология. Местоимение | 1 | 29.05.2019 | §104 |
| Морфология. Глагол | 1 | 30.05.2019 | §104 упр621 |
| Итоговая контрольная работа. | 1 | 31.05.2019 |
|
Контроль обученности по предмету
| Класс | Месяц | Контрольно-измерительный материал |
1 | 6 «а» | сентябрь | Сочинение «Интересная встреча». Контрольный диктант по итогам повторения. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») |
2 | 6 «а» | октябрь | Сжатое изложени. Контрольная тестовая работа. Контрольный тест «Лексика. Фразеология». Сочинение-описание помещения |
3 | 6 «а» | ноябрь | Контрольная работа «Правописание корней с чередованием». Контрольный диктант. Контрольное сочинение. Контрольный тест по теме «Словообразование» |
4 | 6 «а» | декабрь | Изложение. Контрольный тест «Имя существительное». Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
5 | 6 «а» | январь | Контрольное изложение. Сочинение-описание природы. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
6 | 6 «а» | февраль | Проверочная работа по теме «Имя числительное». Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
7 | 6 «а» | март | Контрольное сочинение по картине. Контрольный тест «Местоимение». Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
8 | 6 «а» | апрель | Сжатое изложение. Тестовая работа по теме «Глагол». Контрольный диктант по теме « Глагол». |
9 | 6 «а» | май | Итоговая контрольная работа. |